Научная статья на тему 'Автомобильное хозяйство на карьерах'

Автомобильное хозяйство на карьерах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
368
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильное хозяйство на карьерах»

---------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,

2007

УДК 621.879:622.271.4

В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий

АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА КАРЬЕРАХ

1ГЛарьерные автохозяйства, обеспечивающие эксплуатацию

-»\ технологического автотранспорта, выделяются обычно в самостоятельные подразделения, которыми могут быть автотранспортный цех, автобаза и др. Выделение автохозяйства в специализированное подразделение, объясняется как большим числом единиц подвижного состава на крупных предприятиях (300 единиц и более), так и специфическим характером обслуживания и ремонта большегрузных карьерных автосамосвалов.

При наличии нескольких карьеров создание эксплуатационной базы может быть осуществлено двумя способами:

1. Созданием единой базы автомобильного транспорта в одном из карьерных хозяйств (самом крупном);

2. Созданием на каждом карьере собственного автохозяйства со всеми подразделениями.

Несмотря на ряд преимуществ первого способа, при больших расстояниях он ведет к снижению производительности самосвалов и экскаваторов из-за больших непроизводственных пробегов машин. Вместе с тем второй способ при резком сокращении непроизводственных пробегов может привести к ухудшению качества обслуживания и ремонта из-за недостаточного технического уровня хозяйства и распыления средств, выделенных на автохозяйство.

Более рационально, как показал опыт и исследования, сочетать преимущества размещения автоцехов на самом предприятии и централизованного управления технологическим процессом обслуживания и ремонта.

Горные предприятия, как правило, имеют в своем составе карьерные ремонтные механические мастерские (в которых производятся технические обслуживания, регламентированные и текущие ремонты карьерных автосамосвалов) и передвижные ремонтные мастерские (для производства ремонтных работ в карьере). Даже капитальный ремонт автомобилей часто проводится на гор-

нодобывающем предприятии ввиду отсутствия достаточного количества специализированных ремонтных заводов. Поэтому сроки капитальных ремонтов в большой степени зависят от местных условий, так как они заключаются в замене неисправных агрегатов и узлов на исправные из оборотного фонда, ремонты же агрегатов и узлов, в свою очередь — в замене неисправных деталей на исправные из запасных частей.

Такой капитальный ремонт (по агрегатам на самом горном предприятии) целесообразен также и в связи с тем, что разборка автомобиля для отправки на специализированный ре-монтный завод, погрузку на железнодорожные платформы, транспортирование к месту ремонта, ремонт, обкатка, погрузка исправных узлов на железнодорожный транспорт для отправки потребителю, транспортирование, сборка, обкатка и т.д. чрезвычайно трудоемки и требуют значительных материальных затрат. Из-за больших габаритов и давлений на полотно автодороги автосамосвалы БелАЗ не могут двигаться по дорогам общего, пользования. Платформу автосамосвала вообще можно ремонтировать только на самом предприятии, в противном случае ее следовало бы разрезать на несколько частей перед погрузкой на железнодорожную платформу.

Для капитального ремонта автомобилей и агрегатов в части регионов есть заводы по ремонту соответствующего оборудования

Производственная база современного карьерного хозяйства должна включать: пункт заправки автосамосвалов топливом и смазочными материалами, сооружения для хранения горючесмазочных материалов, сооружения для хранения автотранспортных средств в межремонтное время, выходные и праздничные дни, комплекс зданий и сооружений для производства технических об-служиваний и ремонтов, подсобные и вспомогательные помещения, а также установки для очистки кузовов самосвалов.

Пункт заправки и хранения горюче-смазочных материалов предусматривают в виде комплекса хранилищ и складов со всем необходимым оборудованием. Вместимость резервуаров для дизельного топлива обычно 150^200 тыс. л, а для машинного масла

— до 50 тыс. л. Число мест на заправочном пункте устанавливают в зависимости от числа автомобилей и режима их работы в карьере. Время, простоя при заправке составляет 4-^8 мин в зависимости от типа машин (при скорости подачи топлива 450 л/мин). На заправочном пункте предусматривают возможность одновременной за-

правки топливом и смазочными материалами с каждого машиноместа. Скорость подачи масел и технических жидкостей 55 л/мин.

Хранение автосамосвалов должно обеспечивать работоспособное состояние машины в период между сменами, в выходные и праздничные дни. До недавнего времени считалось целесообразным хранение самосвалов в закрытых отапливаемых гаражах, особенно в регионах холодного климата, что обуславливало большие капитальные затраты. С увеличением грузоподъемности, а следовательно габаритов автосамосвалов и размеров гаражей, для снижения затрат при хранении машин, оборудуют открытые стоянки.

При хранении автосамосвал должен быть готов к работе комплексно, т.е. должны быть разогреты до минимальной рабочей температуры все основные узлы и агрегаты (двигатель, масляные баки, аккумуляторные батареи и т.д.). Для обеспечения готовности машин эксплуатирующихся зимой, особенно в суровых климатических условиях, применяют:

- стационарные групповые установки для обогрева в виде специальных сооружений на открытых площадках, конструктивно не связанные с автосамосвалами (площадка должна иметь твердое покрытие с уклонами не более 0,01 и 0,04 соответственно в направлении продольных и поперечных осей устанавливаемых автомобилей, водосборную трубу с разводками на каждое место, теплоподающую магистраль выполняемую секциями на 10 машино-мест для постепенного подключения их по мере поступления автосамосвалов, электроэнергию подведенную на каждое машино-место для пуска двигателя от внешнего источника энергии);

- подогрев горячей водой (предусматривают только для блока двигателя путем подключения системы его охлаждения к специальным трубопроводам, по которым циркулирует горячая вода);

- воздухообогрев (наиболее распространен и применяется в различных климатических зонах, так как обеспечивает комплексную тепловую подготовку машин и не требует дооборудования автомобилей дополнительными устройствами).

Для облегчения пуска двигателей применяют специальные установки постоянного тока, обеспечивающие одновременную заводку нескольких автомобилей (стартерные выпрямительные агрегаты ВАСТ-20-800, установки с кремниевыми выпрямителями ВК-20,

аэродромные выпрямительные установки ВУА) питаемые от сети трехфазного тока напряжением 380 В.

Пункт мойки состоит из секции подготовки, где автомобиль разогревают, чтобы разница между температурой воды и поверхностью машины не превышала 18^20°, механизированной мойки и сушки. Секции располагают таким образом, чтобы обеспечить возможность поточного перемещения автомобилей.

Пункт диагностики служит для контроля технического состояния автосамосвалов и их агрегатов без разборки и оснащается необходимым оборудованием и приборами, измеряющими режимные параметры автосамосвала, характеризующими его техническое состояние. Объективными диагностическими параметрами могут служить мощность двигателя, характеризующая техническое состояние трансмиссии, давление наддува — состояние компрессора, давление картерных газов — степень изношенности поршневой группы, разность показаний тяговой силы при последовательном отключении подачи топлива к отдельным форсункам — равномерность работы цилиндров, состав выхлопных газов — регулировка фаз газораспределения и т.д.

Техническую диагностику подразделяют на экспресс-диагностику и углубленную. Экспресс-диагностика предназначена для того, чтобы установить, исправен ли автомобиль и может ли он быть допущен к эксплуатации без каких-либо технических воздействий. При этом основное внимание уделяют агрегатам и узлам, от которых зависит безопасность движения. Цель углубленной диагностики — не только быстрое обнаружение неисправностей агрегатов или узлов, но и точное определение причин неисправности.

В главном производственном корпусе размещают зоны технического обслуживания, регламентированных и текущих ремонтов, участки восстановительного ремонта узлов и агрегатов самосвала (участки ремонта двигателя, трансмиссии, топливной аппаратуры, подвески и опрокидывающего механизма, рулевого управления, а также кузнечно-сварочный, медницко-радиаторный и механические участки).

Рационально создание поточной линии при ТО-1. Это сокращает производственные площади, уменьшает количество оборудования, обеспечивает более простую схему перемещения машин в зоне обслуживания и упрощает его.

Число постов на поточной линии зависит от числа самосвалов в хозяйстве и при 3-сменном режиме эксплуатации и 3-сменной работе ремонтной службы колеблется в пределах 5-^22 при инвентарном парке автосамосвалов 50^300.

На поточных линиях конвейер перемещает автосамосвалы вдоль специализированных постов, на которых выполняют строго определенный объем работ, заменяют фильтра и смазочные материалы, сливают топливо и заправляют систему питания.

Посты должны быть оборудованы системой трубопроводов, связанных со складом горюче-смазочных материалов, который находится в подвальном помещении зоны ТО, выдвижными воронками шарнирного типа и заправочными колонками. Такое оснащение постов обеспечивает высокую культуру производства и исключает засорение и загрязнение горюче-смазочных материалов.

Снятие и установку, частичную разборку узлов и агрегатов осуществляют на других постах. При этом работы с наиболее недоступными узлами выполняют с помощью средств, передвигающихся непосредственно по раме конвейера (например устройств для снятия (установки) редуктора главной передачи). Применяются также передвижные гидравлические подъемники грузоподъемностью до 80 т для вывешивания рамы автомобиля при замене вилки задней подвески. В зоне постов должен находится электропогрузчик, оборудованный устройством для снятия и установки колес.

На постах устанавливают рычажное устройство для проверки люфта в подшипниках передних ступиц и втулках шкворней.

Число специализированных постов в зонах ТО-2 зависит от объемов работ в каждой зоне. Чтобы не нарушился ритм производства, производительность всех зон должна быть одинаковой.

Удельные площади (м2/100 тыс. мото-ч) основных и вспомогательных помещений производственно-технической базы на Удельные площади основных и вспомогательных помещений производственно-технической базы автомобильного хозяйства карьеров

Грузоподъемность автосамосвалов 75 т 110 т 180 т

Зоны технического обслуживания и ремонта 760 1000 2045

Цехи (участки) 240 382 710

Склады 155 243 445

годовую наработку парка при эталонных условиях эксплуатации приведены в таблице.

Шиномонтажный участок представляет собой отдельное подразделение для ремонта шин, камер, разборки и сборки колес.

Сварочные участки, на которых производится ремонт кузова и шасси, размещают на открытой площадке. Склады запасных частей, материалов, обменных узлов и агрегатов — в главном производственном корпусе. Размещение всех подразделений должно обеспечивать последовательность технологического процесса, возможность поступления автомобилей на любой участок, сокращение или исключение пересечения потоков при движении автомобилей и перемещении тяжелых узлов и агрегатов.

В тех случаях, когда автотранспорт работает в глубоких карьерах в качестве первого (сборочного) транспортного звена, такие элементы эксплуатации, как заправка, контрольно-смотровые работы, устранение мелких неисправностей и отказов, смена водителей и некоторые другие виды работ целесообразно выполнять в карьере, непосредственно в зоне работы автотранспорта или за ее пределами. При этом в значительной степени снижаются порожняковые пробеги автосамосвалов. На промышленную площадку автотранспортного цеха (автохозяйства) автосамосвалы поступают только для проведения технических обслуживаний и ремонтных работ.

Вместе с тем при такой организации работ имеются и трудности при устройстве временных (сроком на 1-^3 года) сооружений в случае ограниченных размеров карьерного пространства. Такие сооружения представляют собой спланированные площадки с масло-и топливозаправщиками, а также передвижными мастерскими или с легкими временными сооружениями. Легкие сооружения можно изготавливать из полиэтиленовой пленки, армированной стекловолокном, легких алюминиевых сплавов, пневматических строительных конструкций.

Для устранения различного рода неисправностей и легких текущих ремонтов автосамосвалов в карьерах применяют специальные передвижные мастерские в автомобильных фургонах, в которых размещено оборудование для технического обслуживания или ремонта на месте ведения работ. В передвижных мастерских проводят сварочные, ремонтно-механические работы, очищают систе-

мы высокого давления, заправляют техническими жидкостями, накачивают шины и т.д.

— Коротко об авторах

Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Корецкий В. Б. — кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.

-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,

2007

УДК 621.879:622.271.4

В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий

ВЛИЯНИЕ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.