---------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,
2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий
АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА КАРЬЕРАХ
1ГЛарьерные автохозяйства, обеспечивающие эксплуатацию
-»\ технологического автотранспорта, выделяются обычно в самостоятельные подразделения, которыми могут быть автотранспортный цех, автобаза и др. Выделение автохозяйства в специализированное подразделение, объясняется как большим числом единиц подвижного состава на крупных предприятиях (300 единиц и более), так и специфическим характером обслуживания и ремонта большегрузных карьерных автосамосвалов.
При наличии нескольких карьеров создание эксплуатационной базы может быть осуществлено двумя способами:
1. Созданием единой базы автомобильного транспорта в одном из карьерных хозяйств (самом крупном);
2. Созданием на каждом карьере собственного автохозяйства со всеми подразделениями.
Несмотря на ряд преимуществ первого способа, при больших расстояниях он ведет к снижению производительности самосвалов и экскаваторов из-за больших непроизводственных пробегов машин. Вместе с тем второй способ при резком сокращении непроизводственных пробегов может привести к ухудшению качества обслуживания и ремонта из-за недостаточного технического уровня хозяйства и распыления средств, выделенных на автохозяйство.
Более рационально, как показал опыт и исследования, сочетать преимущества размещения автоцехов на самом предприятии и централизованного управления технологическим процессом обслуживания и ремонта.
Горные предприятия, как правило, имеют в своем составе карьерные ремонтные механические мастерские (в которых производятся технические обслуживания, регламентированные и текущие ремонты карьерных автосамосвалов) и передвижные ремонтные мастерские (для производства ремонтных работ в карьере). Даже капитальный ремонт автомобилей часто проводится на гор-
нодобывающем предприятии ввиду отсутствия достаточного количества специализированных ремонтных заводов. Поэтому сроки капитальных ремонтов в большой степени зависят от местных условий, так как они заключаются в замене неисправных агрегатов и узлов на исправные из оборотного фонда, ремонты же агрегатов и узлов, в свою очередь — в замене неисправных деталей на исправные из запасных частей.
Такой капитальный ремонт (по агрегатам на самом горном предприятии) целесообразен также и в связи с тем, что разборка автомобиля для отправки на специализированный ре-монтный завод, погрузку на железнодорожные платформы, транспортирование к месту ремонта, ремонт, обкатка, погрузка исправных узлов на железнодорожный транспорт для отправки потребителю, транспортирование, сборка, обкатка и т.д. чрезвычайно трудоемки и требуют значительных материальных затрат. Из-за больших габаритов и давлений на полотно автодороги автосамосвалы БелАЗ не могут двигаться по дорогам общего, пользования. Платформу автосамосвала вообще можно ремонтировать только на самом предприятии, в противном случае ее следовало бы разрезать на несколько частей перед погрузкой на железнодорожную платформу.
Для капитального ремонта автомобилей и агрегатов в части регионов есть заводы по ремонту соответствующего оборудования
Производственная база современного карьерного хозяйства должна включать: пункт заправки автосамосвалов топливом и смазочными материалами, сооружения для хранения горючесмазочных материалов, сооружения для хранения автотранспортных средств в межремонтное время, выходные и праздничные дни, комплекс зданий и сооружений для производства технических об-служиваний и ремонтов, подсобные и вспомогательные помещения, а также установки для очистки кузовов самосвалов.
Пункт заправки и хранения горюче-смазочных материалов предусматривают в виде комплекса хранилищ и складов со всем необходимым оборудованием. Вместимость резервуаров для дизельного топлива обычно 150^200 тыс. л, а для машинного масла
— до 50 тыс. л. Число мест на заправочном пункте устанавливают в зависимости от числа автомобилей и режима их работы в карьере. Время, простоя при заправке составляет 4-^8 мин в зависимости от типа машин (при скорости подачи топлива 450 л/мин). На заправочном пункте предусматривают возможность одновременной за-
правки топливом и смазочными материалами с каждого машиноместа. Скорость подачи масел и технических жидкостей 55 л/мин.
Хранение автосамосвалов должно обеспечивать работоспособное состояние машины в период между сменами, в выходные и праздничные дни. До недавнего времени считалось целесообразным хранение самосвалов в закрытых отапливаемых гаражах, особенно в регионах холодного климата, что обуславливало большие капитальные затраты. С увеличением грузоподъемности, а следовательно габаритов автосамосвалов и размеров гаражей, для снижения затрат при хранении машин, оборудуют открытые стоянки.
При хранении автосамосвал должен быть готов к работе комплексно, т.е. должны быть разогреты до минимальной рабочей температуры все основные узлы и агрегаты (двигатель, масляные баки, аккумуляторные батареи и т.д.). Для обеспечения готовности машин эксплуатирующихся зимой, особенно в суровых климатических условиях, применяют:
- стационарные групповые установки для обогрева в виде специальных сооружений на открытых площадках, конструктивно не связанные с автосамосвалами (площадка должна иметь твердое покрытие с уклонами не более 0,01 и 0,04 соответственно в направлении продольных и поперечных осей устанавливаемых автомобилей, водосборную трубу с разводками на каждое место, теплоподающую магистраль выполняемую секциями на 10 машино-мест для постепенного подключения их по мере поступления автосамосвалов, электроэнергию подведенную на каждое машино-место для пуска двигателя от внешнего источника энергии);
- подогрев горячей водой (предусматривают только для блока двигателя путем подключения системы его охлаждения к специальным трубопроводам, по которым циркулирует горячая вода);
- воздухообогрев (наиболее распространен и применяется в различных климатических зонах, так как обеспечивает комплексную тепловую подготовку машин и не требует дооборудования автомобилей дополнительными устройствами).
Для облегчения пуска двигателей применяют специальные установки постоянного тока, обеспечивающие одновременную заводку нескольких автомобилей (стартерные выпрямительные агрегаты ВАСТ-20-800, установки с кремниевыми выпрямителями ВК-20,
аэродромные выпрямительные установки ВУА) питаемые от сети трехфазного тока напряжением 380 В.
Пункт мойки состоит из секции подготовки, где автомобиль разогревают, чтобы разница между температурой воды и поверхностью машины не превышала 18^20°, механизированной мойки и сушки. Секции располагают таким образом, чтобы обеспечить возможность поточного перемещения автомобилей.
Пункт диагностики служит для контроля технического состояния автосамосвалов и их агрегатов без разборки и оснащается необходимым оборудованием и приборами, измеряющими режимные параметры автосамосвала, характеризующими его техническое состояние. Объективными диагностическими параметрами могут служить мощность двигателя, характеризующая техническое состояние трансмиссии, давление наддува — состояние компрессора, давление картерных газов — степень изношенности поршневой группы, разность показаний тяговой силы при последовательном отключении подачи топлива к отдельным форсункам — равномерность работы цилиндров, состав выхлопных газов — регулировка фаз газораспределения и т.д.
Техническую диагностику подразделяют на экспресс-диагностику и углубленную. Экспресс-диагностика предназначена для того, чтобы установить, исправен ли автомобиль и может ли он быть допущен к эксплуатации без каких-либо технических воздействий. При этом основное внимание уделяют агрегатам и узлам, от которых зависит безопасность движения. Цель углубленной диагностики — не только быстрое обнаружение неисправностей агрегатов или узлов, но и точное определение причин неисправности.
В главном производственном корпусе размещают зоны технического обслуживания, регламентированных и текущих ремонтов, участки восстановительного ремонта узлов и агрегатов самосвала (участки ремонта двигателя, трансмиссии, топливной аппаратуры, подвески и опрокидывающего механизма, рулевого управления, а также кузнечно-сварочный, медницко-радиаторный и механические участки).
Рационально создание поточной линии при ТО-1. Это сокращает производственные площади, уменьшает количество оборудования, обеспечивает более простую схему перемещения машин в зоне обслуживания и упрощает его.
Число постов на поточной линии зависит от числа самосвалов в хозяйстве и при 3-сменном режиме эксплуатации и 3-сменной работе ремонтной службы колеблется в пределах 5-^22 при инвентарном парке автосамосвалов 50^300.
На поточных линиях конвейер перемещает автосамосвалы вдоль специализированных постов, на которых выполняют строго определенный объем работ, заменяют фильтра и смазочные материалы, сливают топливо и заправляют систему питания.
Посты должны быть оборудованы системой трубопроводов, связанных со складом горюче-смазочных материалов, который находится в подвальном помещении зоны ТО, выдвижными воронками шарнирного типа и заправочными колонками. Такое оснащение постов обеспечивает высокую культуру производства и исключает засорение и загрязнение горюче-смазочных материалов.
Снятие и установку, частичную разборку узлов и агрегатов осуществляют на других постах. При этом работы с наиболее недоступными узлами выполняют с помощью средств, передвигающихся непосредственно по раме конвейера (например устройств для снятия (установки) редуктора главной передачи). Применяются также передвижные гидравлические подъемники грузоподъемностью до 80 т для вывешивания рамы автомобиля при замене вилки задней подвески. В зоне постов должен находится электропогрузчик, оборудованный устройством для снятия и установки колес.
На постах устанавливают рычажное устройство для проверки люфта в подшипниках передних ступиц и втулках шкворней.
Число специализированных постов в зонах ТО-2 зависит от объемов работ в каждой зоне. Чтобы не нарушился ритм производства, производительность всех зон должна быть одинаковой.
Удельные площади (м2/100 тыс. мото-ч) основных и вспомогательных помещений производственно-технической базы на Удельные площади основных и вспомогательных помещений производственно-технической базы автомобильного хозяйства карьеров
Грузоподъемность автосамосвалов 75 т 110 т 180 т
Зоны технического обслуживания и ремонта 760 1000 2045
Цехи (участки) 240 382 710
Склады 155 243 445
годовую наработку парка при эталонных условиях эксплуатации приведены в таблице.
Шиномонтажный участок представляет собой отдельное подразделение для ремонта шин, камер, разборки и сборки колес.
Сварочные участки, на которых производится ремонт кузова и шасси, размещают на открытой площадке. Склады запасных частей, материалов, обменных узлов и агрегатов — в главном производственном корпусе. Размещение всех подразделений должно обеспечивать последовательность технологического процесса, возможность поступления автомобилей на любой участок, сокращение или исключение пересечения потоков при движении автомобилей и перемещении тяжелых узлов и агрегатов.
В тех случаях, когда автотранспорт работает в глубоких карьерах в качестве первого (сборочного) транспортного звена, такие элементы эксплуатации, как заправка, контрольно-смотровые работы, устранение мелких неисправностей и отказов, смена водителей и некоторые другие виды работ целесообразно выполнять в карьере, непосредственно в зоне работы автотранспорта или за ее пределами. При этом в значительной степени снижаются порожняковые пробеги автосамосвалов. На промышленную площадку автотранспортного цеха (автохозяйства) автосамосвалы поступают только для проведения технических обслуживаний и ремонтных работ.
Вместе с тем при такой организации работ имеются и трудности при устройстве временных (сроком на 1-^3 года) сооружений в случае ограниченных размеров карьерного пространства. Такие сооружения представляют собой спланированные площадки с масло-и топливозаправщиками, а также передвижными мастерскими или с легкими временными сооружениями. Легкие сооружения можно изготавливать из полиэтиленовой пленки, армированной стекловолокном, легких алюминиевых сплавов, пневматических строительных конструкций.
Для устранения различного рода неисправностей и легких текущих ремонтов автосамосвалов в карьерах применяют специальные передвижные мастерские в автомобильных фургонах, в которых размещено оборудование для технического обслуживания или ремонта на месте ведения работ. В передвижных мастерских проводят сварочные, ремонтно-механические работы, очищают систе-
мы высокого давления, заправляют техническими жидкостями, накачивают шины и т.д.
— Коротко об авторах
Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;
Корецкий В. Б. — кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.
-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,
2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий
ВЛИЯНИЕ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ