Научная статья на тему 'Перспективы развития системы эксплуатации вооружения и военной техники с учетом внедрения цифрового электронного борта'

Перспективы развития системы эксплуатации вооружения и военной техники с учетом внедрения цифрового электронного борта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1340
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ / OPERATING SYSTEM / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / DIRECTIONS OF IMPROVEMENT / ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БОРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / DIGITAL ELECTRONIC BOARD OF THE NEW GENERATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Усиков В.Ю., Дегтярь В.В., Хомченко А.И.

В статье актуализирована необходимость выделения основных мероприятий, направленных на совершенствование системы эксплуатации с учетом внедрения цифрового электронного борта нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Усиков В.Ю., Дегтярь В.В., Хомченко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MAINTENANCE OF ARMS AND MILITARY EQUIPMENT INCLUDE THE ADOPTION OF DIGITAL ELECTRONIC BOARD

The paper describes the necessity of selection of the key measures to improve the system of exploitation include the adoption of digital electronic board of the new generation

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы эксплуатации вооружения и военной техники с учетом внедрения цифрового электронного борта»

УДК 623

В.Ю. Усиков, V.Yu. Usikov, e-mail:174vitus@mail.ru В.В. Дегтярь, V.V. Degtyar А.И. Хомченко, A.I. Khomchenko

Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия Omsk tank-automotive engineering Institute, Omsk, Russia

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО ЭЛЕКТРОННОГО БОРТА

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MAINTENANCE OF ARMS AND MILITARY EQUIPMENT INCLUDE THE ADOPTION OF DIGITAL ELECTRONIC BOARD

В статье актуализирована необходимость выделения основных мероприятий, направленных на совершенствование системы эксплуатации с учетом внедрения цифрового электронного борта нового поколения

The paper describes the necessity of selection of the key measures to improve the system of exploitation include the adoption of digital electronic board of the new generation

Ключевые слова: система эксплуатации, направления совершенствования, цифровой электронный борт нового поколения

Keywords: operating system, directions of improvement, digital electronic Board of the new generation

Руководящим составом Министерства обороны Российской Федерации и органами военного управления совместно с научными организациями и промышленностью проведена огромная работа по оценке боевых и эксплуатационных свойств БТВТ и ВАТ как отечественного, так и зарубежного производства. Изучение и анализ опыта ведения боевых действий последних десятилетий, развитие идеологии ведения боевых действий в XXI веке, требуют создания новой концепции развития единой системы БТВТ и ВАТ в Вооруженных Силах Российской Федерации с определением требований к типажу, боевым и эксплуатационным показателям машин.

Выработанная концепция требует решения четко сформулированных задач по принятию на вооружение новых образцов БТВТ и ВАТ, модернизации имеющихся на вооружении и их унификацию для снижения затрат на содержание. Немаловажное значение в рамках концепции имеет развитие и совершенствование системы эксплуатации, позволяющей обеспечить гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии. Поддержание требуемой боеготовности систем вооружения и военной техники должно обеспечиваться системой технического обслуживания и ремонта.

Существующая система технического обслуживания и ремонта представляет собой многоуровневую территориально распределенную организационно-техническую систему, включающую в себя совокупность взаимосвязанных объектов и средств, нормативно-технической документации технического обслуживания и исполнителей, необходимых для поддержания работоспособности и восстановления качества изделий вооружения и военной техники, входящих в эту систему.

Система технического обслуживания и ремонта, регламентируемая комплексом нормативно-технических документов, в целом должна охватывать весь круг вопросов и работ, направленных на обеспечение требуемой боеготовности систем вооружения и военной техники. Однако установленная нормативно-техническими документами система технического обслуживания и ремонта не в полной мере учитывает произошедших за последние годы изменений в организации и экономическом обеспечении работ в современных условиях, а также в изменении качественного состояния комплексов вооружения и военной техники.

Системы вооружения и военной техники, комплексы вооружения оснащаются средствами автоматизации и автоматизированными системами управления, которые по своему устройству и принципу действия относятся к классу сложных радиоэлектронных систем. Современные системы вооружения и военной техники в настоящее время и планируемые к применению на перспективный период, или непосредственно относятся к категории сложных радиоэлектронных систем, или содержат

существенные объемы радиоэлектронной аппаратуры, определяющей заданные тактико-технические характеристики и эксплуатационные характеристики этих систем вооружения и военной техники.

В последнее время военные специалисты рассматривают возможность увеличения огневой мощи образцов ВВТ за счет повышения управляемости в составе общевойскового формирования. С этой целью ведутся разработки по интеграции систем управления войсковыми частями с системами управления боевыми средствами.

Как отмечалось начальником Главного автобронетанкового управления анализ состояния и направлений развития бортовых информационно-управляющих систем (БИУС) для отечественных образцов БТВТ и АТ показывает, что, несмотря на успешное внедрение целого ряда новых систем и приборов, сформировался системный кризис развития БИУС БТВТ и ВАТ, который проявился в следующем:

- наличие большого количества узкоспециализированных, функционально неструктурированных подсистем БИУС и как следствие невозможность интеграции в единую систему;

- использование нестандартного и часто устаревшего интерфейса и архитектуры, невозможность программной и аппаратной совместимости с объектами других систем. Как результат слабые модернизационные возможности и высокие эксплуатационные затраты на всех этапах жизненного цикла образца ВВТ;

- отсутствие единой системы органов управления и контроля, что влечет за собой неудовлетворительную организацию рабочих мест членов экипажа образца ВВТ;

- доминирующее влияние тенденций развития встраиваемых электронных компонент, основанных на компьютерных технологиях, что приводит к резкому сокращению жизненного цикла БИ-УС, увеличению затрат их на всестороннее сопровождение и увеличение стоимости новых технологий, в том числе и на этапе модернизации.

Перспективным и активно развиваемым в настоящее время направлением развития системы БТВТ и ВАТ является создание унифицированных платформ в каждом классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Также выдвигаются требования унификации и между семействами различной категории. Такая унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ, «борта с открытой архитектурой» или «цифрового электронного борта».

Новое поколение образцов должно соответствовать трем основополагающим принципам:

интероперабельность - это обеспечение функционирования техники в интересах выполнения задач разных видов и родов войск, интеграция в их системы вооружения, управления войсками и оружием без каких-либо ограничений доступа и реализации;

интеграция - это объединение в рамках семейства различных конструкторских и технологических решений, выполненных в рамках единых требований к платформе, отдельным боевым и обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам;

интеллектуализация - это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации.

Создание и внедрение унифицированного цифрового электронного борта для образцов БТВТ и ВАТ обуславливает ужесточение требований к техническому обслуживанию и ремонту образца БТВТ и ВАТ. Но в существующей системе технического обслуживания и ремонта ВВТ не предусмотрена ниша, предусматривающая качественное проведение обслуживания объектам ВВТ, оснащенным БИУС.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо принятие кардинальных мер и новых организационно-технических решений, направленных на совершенствование системы технического обслуживания и ремонта, улучшение технического состояния и повышение боеготовности вооружений и военной техники.

Для поддержания жизнестойкости БИУС, обеспечения информационной безопасности и снижения затрат на всестороннее сопровождение образца на всех этапах жизненного цикла необходимо выполнение ряда мероприятий, в том числе:

- проведение периодического квалифицированного профилактического и технического обслуживания БИУС, направленных на поддержание заданного технического состояния системы в течение определенного промежутка времени и продление ее технического ресурса;

- периодический квалифицированный контроль, анализ состояния и обслуживание всей системы, своевременная модернизация, замена устаревших и вышедших из строя блоков (элементов) БИУС;

- организации эксплуатации, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на подготовку специалистов автобронетанковой службы всех уровней, планирование работ, своевременное и полное обеспечение требуемыми эксплуатационными материалами, правильное и систематическое ведение документации и т.п.

В связи с этим можно выделить основные мероприятия, направленные на совершенствование системы технического обслуживания и ремонта с учетом внедрения цифрового электронного борта нового поколения для БТВТ и ВАТ:

1. Разработка нормативно-правовой базы Министерства обороны Российской Федерации для организации и проведения работ на образцах БТВТ и ВАТ, оснащенных цифровым электронным бортом (интегрированной БИУС).

2. Создание и принятие на вооружение средств технического обслуживания объектов ВВТ, оснащенных цифровым электронным бортом (интегрированной БИУС).

3. Создание методики поддержания интегрированной БИУС в работоспособном состоянии, с конкретизацией видов технического обслуживания, методов и способов его проведения и разработкой нормативно-технической документации.

4. Повышение качества подготовки специалистов автобронетанковой службы всех уровней, включением в программы подготовки и реализацией специальных учебных дисциплин.

5. Совершенствование методической и информационной базы по решению проблем и задач организации эксплуатации, ремонта и хранения ВВТ, оснащенных цифровым электронным бортом (интегрированной БИУС).

Подводя итог можно отметить, что бортовые информационно-управляющие системы стали не просто составляющей в конструкции БТВТ и ВАТ, но и определили перспективное направление их развития, что в свою очередь определяет необходимость совершенствования системы технического обслуживания на современном этапе, внесения ряда дополнений, направленных на качественную реализацию главной цели - поддержание ВВТ в готовности к использованию по назначению (боевому применению).

В этом направлении необходимо осуществлять деятельность в тесном контакте и взаимодействии с предприятиями промышленности, научно-исследовательскими центрами и образовательными организациями, согласовывая технические задания на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Библиографический список

1. ГОСТ РВ 0101-001-2007. Эксплуатация и ремонт изделий военной техники. Термины и определения. - М. : Госстандарт, 2009. - 19 с.

2. ГОСТ 2.601 - 2006. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы . - Введ. 2006-09-01. - М. : Стандартинформ, 2007. - 31 с.

3. Нормативные положения по организации эксплуатации БТВТ в мирное время : уч. пособие. - М. : ОА ВС РФ, 2000.

4. Шевченко, В. Ф. Повышение боеготовности и живучести систем ВВТ за счет повышения эффективности их технического обслуживания и ремонта / В. Ф. Шевченко, А. Ф. Страхов // Управление эксплуатацией вооружения и военной техники : сб. тез. XXIX военно-научной конф., Тверь, 2 ЦНИИ МО РФ, 2003 / Министерство обороны РФ. - М., 2003.

5. Шехватов, Д. А. Эволюция систем управления техническим обслуживанием и ремонтом / Д. А. Шехватов // Эксперт. Оборудование. - 2004. - № 2.

6. Шевченко, А. А. Цифровой электронный борт нового поколения для бронетанковой и военной автомобильной техники / А. А. Шевченко // Федеральный справочник. Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития. - 2013. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.