ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В.И. Векленко, Л.П. Силаева, Д.А. Аникеев
Аннотация. Выявлено влияние рыночных механизмов и государственного регулирования на эффективность использования земельных ресурсов, обоснованы направления совершенствования экономического механизма регулирования земельных отношений, включающие методику стоимостной оценки земли с учетом ее плодородия, определение налогооблагаемой базы по земельным ресурсам, расчет субсидий на их воспроизводство.
Ключевые слова: рыночный механизм, государственное регулирование, экономический механизм.
В современных условиях одним из основных факторов, влияющих на эффективность использования земельных ресурсов, является рыночный механизм. Рыночные институты в большинстве стран с развитым сельским хозяйством регулируют отношения собственности на землю и природные ресурсы. Однако, как показывает мировой опыт, нет абсолютно свободного рынка сельскохозяйственных земель, как и связанного с ним рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Оборот земельных ресурсов связан с рядом ограничений, регулирующих и контролирующих рынок земли, а также использование земельных ресурсов, предотвращающих их деградацию, экологическое загрязнение и т. д. [1].
Одним из элементов системы рыночного регулирования земельных отношений является адекватный, хорошо отлаженный организационно-экономический механизм воспроизводства плодородия почвы и повышения эффективности использования земельных ресурсов [1]. Такой механизм может быть сформирован и функционировать при участии государственных структур. Большинство авторов, исследовавших аграрные формирования земельных отношений, признают, что государство должно сохранить за собой контроль формирования и развития институтов землевладения и землепользования. Целями такого вмешательства в функционирование рыночных механизмов со стороны государства являются:
1) обеспечение требуемого уровня эффективности использования сельскохозяйственных угодий;
2) обеспечение экологических требований;
3) осуществление социально справедливого перераспределения земли и рентных доходов [2, 3].
Таким образом, государственное регулирование деятельности сельского хозяйства должно, прежде всего, касаться земельных отношений. Здесь воздействие государства должно осуществляться через систему политических установок и правовых норм, а также экономических мер по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения, повышению эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства, развитию аграрных технологий и повышению конкурентоспособности сельского хозяйства [4. - С. 41].
Государственные меры должны обеспечить эффективное управление земельными ресурсами. Государственная система управления, по мнению ряда исследователей, должна состоять из трех составных частей: институциональной среды (законодательство, организации, традиции), экономического механизма (цена земли, налоговое регулирование, ипотечное кредитование)
и ресурсного обеспечения (научное обеспечение, кадры, финансы, информация, техника) [5. - С. 13-14].
На наш взгляд, приведенный перечень составных частей системы управления земельными ресурсами, являющихся основными организационно-экономическими направлениями повышения их эффективности использования, отражают только общественно-государственных направлениях воздействия на сельскохозяйственных производителей. Поэтому их следует дополнить соответствующими мерами, проводимыми самими сельскохозяйственными производителями, которые позволяют, как адаптироваться в условиях проводимой государством аграрной политики, так и повлиять на ее формирование через свои организации.
Регулирование земельных отношений посредством экономического механизма должно обеспечить свободу выбора форм землевладения или землепользования при разнообразии форм организации производства; создать условия для свободного перераспределения земель между категориями, землепользователями и угодьям; стимулировать эффективное использование земель; обеспечить расширенное воспроизводство земельных ресурсов.
Наиболее важными составными частями экономического механизма являются ценовое, налоговое и кредитное регулирование. Ценности земельных ресурсов в условиях рыночной экономики выражается их ценой. На уровне государства ценность земли состоит в количестве налогов, которые может приносить земельный участок, а на уровне собственника, хозяйствующего субъекта - в объеме инвестиционных ресурсов, позволяющих эффективно использовать земельный участок [5. - С.18]. На цене земли и ценовом механизме основывается экономическая концепция регулирования государственными институтами рынка земли, налогового законодательства, кредитной системы и др.
Ценность земельных ресурсов для сельского хозяйства определяется прежде всего ее качеством. В Курской области качество сельскохозяйственных угодий, связанное с уровнем их плодородия, определяется типом почв (черноземы и серые лесные почвы) и степенью смытости земель. Уровень плодородия влияет на объемы производства продукции, а, следовательно, и на ценность земли как ресурса для сельскохозяйственного производства.
Проведенные исследования позволили установить, что урожайность зерновых культур на черноземах на 89% выше, чем на серых лесных почвах, а сахарной свеклы - на 13-14% [6. - С. 126]. По нашим расчетам продуктивность черноземов с учетом сложившейся структуры посевов в среднем примерно на 10% выше, чем серых лесных почв, а средний относительный уровень урожайности на слабосмытых почвах составляет 85%, среднесмытых - 53%, сильносмытых - 31-32% по сравнению с несмытыми землями.
Наиболее низкое плодородие почв характерно для сильносмытых серых лесных почв. Приняв за 1 продуктивность этих почв, можно определить относительные уровни средней продуктивности двух типов почв с разным уровнем смытости (таблица 1).
Таблица 1 - Относительный уровень продуктивности пашни в Курской области_
Смытость пашни Агропочвенный район с преобладанием почв
черноземов серых лесных
Несмытая 3,49 3,17
Слабая 2,97 2,70
Средняя 1,85 1,68
Сильная 1,10 1,00
Коэффициент продуктивность 1 га пашни по отношению к наименее плодородным землям в среднем по области составляет 3,15. Если учесть, что стоимость 1 га пашни в среднем по Курской области равна 40 тыс. руб., то стоимость наихудших участков будет составлять 12,7 тыс. руб. Стоимость других участков пашни может быть рассчитана по относительным величинам их продуктивности. Наиболее высокую стоимость будут иметь не-смытые земли на черноземах, равную 44,3 тыс. руб.
Оценка пашни по приведенной методике по районам области показывает, что наиболее высокую стоимость 1 га пашни, равная 42,8 тыс. руб., имеют земли в Пристенском районе в основном с черноземными почвами, а самую низкую - 37,8 тыс. руб., в Дмитриевском районе с преобладанием серых лесных почв (рисунок 1).
Основной составной частью экономического механизма регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве является плата за землю, которая должна соответствовать региональным условиям ведения сельскохозяйственного производства, стимулировать повышение эффективности его развития, обеспечивать процесс воспроизводства земельных ресурсов. Полученные значения стоимостной оценки земли могут быть использованы для определения величины налогов с 1 га пашни.
Рисунок 1 - Оценка пашни по административным районам Курской области
В настоящее время ставка налогообложения земли, равная 0,3% от ее кадастровой стоимости, слабо связана с рентными отношениями, поскольку сама методика определения кадастровой стоимости не основана на величине ренты, а тем более ее разных составных частей. В связи с тем, что в основе теории воспроизводства земельных ресурсов находится понятие ренты, то и определение величины налоговой базы и ставки налогообложения должно учитывать рентные отношения.
Для простого воспроизводства земельных ресурсов должна использоваться абсолютная рента и дифференциальная рента I, а для расширенного - дифференциальная ренты II. Определение стоимости земли по предложенной методике учитывает различия в естественном плодородии земель, а, следовательно, величину дифференциальной ренты I. Величина абсолютной ренты может быть определена исходя из рыночной стоимости наихудших участков и величины процентов на капитал. В Курской области наихудшие участки, которые предлагается использовать в сельскохозяйственном обороте, расположены на среднесмытых землях с серыми лесными почвами, стоимостная оценка которых по нашим расчетам составляет 21,3 тыс. руб. Эта часть стоимости земли не должна облагаться налогами, а доходы от ее использования стать источником собственника земли для простого воспроизводства минимального уровня плодородия, соответствующего наихудшим используемым землям.
Дмитриевский Железногорский Октябрьский Хомутовский Медвенский Курчатовский Конышевский Льговский Курский Беловский Горшеченский Обоянский Рыльский Большесолдатский Суджанский Мантуровский Тимский Фатежский Золотухинский Поныровский Касторенский Глушковский Щигровский Советский Кореневский Солнцевский Черемисиновский Пристенский
37
38
39
40
41
42
Стоимостная оценка 1 га пашни, тыс. руб.
35
36
43
44
Использование сильносмытых земель для возделывания сельскохозяйственных культур не позволяет получить рентных доходов, а, следовательно, осуществлять воспроизводство их плодородия, поэтому они должны отводиться под постоянное залужение и использоваться как пастбища.
Среднесмытые черноземные земли, слабосмытые и несмытые земли любых типов почв позволят получить не только абсолютную, но и дифференциальную ренты I. Величина последней будет пропорциональна той части стоимости земли, которая превышает ее минимальную оценку. Эта стоимость и должна стать налогооблагаемой
базой. В этом случае возрастет дифференциация в сумме налоговых платежей в расчете на 1 га пашни, что будет стимулировать более эффективное использование различных по уровню плодородия земель. При существующей ставке налога на землю, равную 0,3%, величина налоговых начислений на 1 га пашни в среднем по области составит (40100-21300)х0,003=56,4 руб. с дифференциацией по районам области от 49,6 до 59,2 руб. на 1 га.
В 2012 г. начисленный земельный налог с сельскохозяйственных организаций области составил 36,2 млн. руб. Следовательно, сумма налоговых поступлений при такой методике их определения увеличится более чем в 2 раза и составит свыше 77 млн. руб.
Ситуация в сельском хозяйстве, а также состояние воспроизводства земельных ресурсов в настоящее время требуют дополнительного вложения средств. Одним из источников инвестиций может быть ипотечное кредитование сельскохозяйственных производителей.
Вместе с тем, земельные ипотечные отношения могут развиваться при достаточно развитом рынке земли, когда есть возможность формирования пригодных к конверсии в ценные бумаги земельных активов, осуществления с ними залоговых операций на финансовом рынке и обращения земельных закладных на рынке ценных бумаг [7. - С. 32-33].
Увеличить спрос на рынке земель сельскохозяйственного назначения и вовлечь в рыночный оборот большее количество земельных участков позволяет льготное налогообложение сельскохозяйственных угодий. Использование в качестве налогооблагаемой базы только части стоимости земельных угодий, по нашим расчетам, создает такие предпосылки.
Другим важным источником средств для воспроизводства земельных угодий является государственный бюджет регионального уровня в той его части, который касается поступлений от земельного налога. Здесь важным вопросом является эффективное распределение государственных средств.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективными являются субсидии на производство конкретных видов сельскохозяйственной продукции. Учитывая то, что сельскохозяйственные культуры по-разному влияет на почвенное плодородие, то пропорционально потерям гумуса на 1 т произведенной и реализованной продукции и могут быть определены размеры выделяемых государственных средств поддержки.
Расчеты показывают, что в условиях Курской области при выходе на прогнозной уровень урожайности положительный баланс гумуса будет при возделывании только яровых колосовых зерновых культур, однолетних и многолетних трав.
Государственные субсидии на воспроизводство плодородия почв, величина которых не должна быть ниже суммы налога на землю, предлагается выделять на единицу продукции по группам сельскохозяйственных культур пропорционально потерям гумуса, которым могут быть получены при проектных размерах посевных площадей и урожайности (таблица 2).
Таблица 2 - Расчет субсидий для воспроизводства плодородия почв при производстве продукции
В отраслях свиноводства и птицеводства, осуществляющих производство продукции на собственных кормах, основная часть которых поступает от выращивания зернофуражных культур, имеющих отрицательный баланс гумуса, тоже следует выделять государственные субсидии для осуществления воспроизводства плодородия почв. Исходя из потребности в концентри-
рованных кормах и необходимых для этого посевных площадей зернофуражных культур, можно определить, что в расчете на 1 т прироста живой массы свиней размер субсидий должен составлять 42,2 руб., птицы - 32,3 руб., на 1 тыс. шт. яиц - 1,21 руб.
Реализация предложенных мер государственного воздействия на процессы воспроизводства земельных ресурсов, включающих проведение стоимостной оценки земли с учетом ее плодородия, совершенствование налогообложения земельных ресурсов, выделение субсидий на их воспроизводство позволят поддержать плодородие и повысить эффективность использования земельных ресурсов.
Список использованных источников:
1 Рысьмятов А.З., Дьяков С.А., Наш А.Р. Институциональные аспекты формирования организационно-экономического механизма воспроизводства плодородия земли [Электронный ресурс]. - Научный электронный журнал КубГАУ. - 2006 - № 02(18), www.ej.kubagro.ru.'
2 Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства. - М., 2001.
3 Конокотин Н.Г., Сагайдак А.Э. Земельная рента и рациональное использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998. - № 9.
4 Кузнецов А.С. Реформирование земельных отношений в современных условиях развития России (теория и практика) // Автореф. на соиск. ученой степени докт. эконом. наук. - М., 2009. - 47 с.
5 Тарасов А.С. Методические основы формирования организационно-экономической системы управления земельными ресурсами // Автореф. на соиск. ученой степени докт. эконом. наук. - М., 2008. - 42 с.
6 Векленко В.И. Экономические проблемы устойчивости и повышения эффективности земледелия. - Курск. Изд-во КГСХА, 1999. - 216 с.
7 Кресникова Н.И. Формирование системы земельных отношений в аграрном секторе экономики: теория, методология и практика // Автореф. на соиск. ученой степени докт. эконом. наук. - М., 2009. - 58 с.
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.
Силаева Лидия Павловна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ.
Аникеев Дмитрий Александрович, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.
растениеводства в Курской области
Название культур Прогнозная урожайность, т/га Потери гумуса Субсидии
т/га всего, тыс. т всего, тыс. руб. руб./га руб./т
Зерновые продовольственные культуры 3,28 0,48 258,1 24884 46,4 14,2
Зерновые фуражные культуры 3,17 0,07 32,5 3136 6,6 2,1
Крупяные 1,20 0,38 25,1 2417 36,6 30,5
Сахарная свекла 40 1,58 181,9 17530 152,3 3,8
Подсолнечник 1,90 1,89 165,4 15942 182,2 95,9
Картофель и овощи 16 1,70 121,3 11696 163,9 10,2
Посевы - всего - 0,46 788,8 77000 44,9 -