Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ'

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РАЗДЕЛ / ИННОВЫЦИОННЫЕ ФОРМЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна

Статья раскрывает особенности и дает анализ модели эстетического воспитания молодежи с помощью инновационных форм социокультурной деятельности музея. Она описывает разделы модели, давая характеристику каждому из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIATION OF THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUTH WITH THE HELP OF USING THE INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE MUSEUM

The article reveals the features and gives the analysis of the model of aesthetic education of youth with the help of innovative forms of the socio-cultural activity of the museum. It describes the sections of the model, giving a description of each of them.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ»

Важно отметить, что сотрудничество музея-заповедника с учебными заведениями способствует привлечению студентов к волонтерской деятельности. Поэтому студенческая молодежь может попробовать себя в роли экскурсовода при поддержке музейного сотрудника. В основном предусматриваются выездные экскурсии по историческим местам г.Таганрога, связанные с именем А.П.Чехова. Совместно с сотрудниками культурно-образовательного отдела студенты разрабатывают экскурсионный маршрут, изучают архивный и фондовый материал музея-заповедника. Затем проводится экскурсия для группы непосредственно студентов и для группы учащихся, с целью сравнения взаимодействия с разновозрастной категорией посетителей музея-заповедника.

На наш взгляд, одним из интересных видов научно-ориентированной деятельности культурно-образовательного отдела музея является проведение студенческих конференций, посвященных теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова». Данный вид взаимодействия сотрудников отдела и студентов, позволяет учащимся разработать и реализовать свои лучшие творческие проекты. В дальнейшем это является немаловажным фактом в предоставлении возможности трудоустройства в музее-заповеднике.

Исходя из выше изложенного, следует отметить богатый образовательный и социально-воспитательный потенциал Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, который создает благоприятные условия для эстетического, нравственного, патриотического воспитания разновозрастной молодежи. Анализ использования инновационных форм социокультурной деятельности музея -заповедника в эстетическом воспитании молодежи показывает:

- комплексность, заключающуюся в применении различных форм и видов музейной деятельности (беседы, лекции, экскурсии, мастер-классы, викторины, дискуссионные площадки);

- интерактивность, предполагающую взаимодействие с экспозицией на основе мультимедийных средств;

- использование игровых форм работы с посетителями;

- доступность для всех категорий посетителей;

- использование театрализации, направленной на визуальное восприятие музейного пространства, которое вызывает более яркие эмоции и впечатления;

- рекреационную направленность, проявляющуюся не только в отдыхе и досуге молодёжи, но и в расширении кругозора, развитии духовного потенциала личности.

Таким образом, очевиден тот факт, что инновационные формы, виды и методы деятельности музея-заповедника направлены на психофизическое, психосоциальное развитие; эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А.Барышева.-СПб.: Питер, 2000. - 237 с.

2. Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый.-

2016. - №22. - С. 236-238. - URL https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 16.04.2019).

3. Батнасунов, А. С. Социология культуры, духовной жизни [Текст]/ А.С.Батнасунов. - М.: РГБ, 2005.-159 с.

4. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного

музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1994. - С. 3-6.

5. Мышева, Т.П. Исторический аспект становления музея и его социокультурной образовательной деятельности // История развития

социокультурной деятельности в России / под ред И.В. Челышевой. Таганрог: изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2012 - С. 163-175

6.Мышева, Т.П. Становление музея и музейной педагогики // Вестник Таганрогского гос. пединститута. 2006 N° 2. - С. 129-133

7. Российская музейная энциклопедия потребностей в 2 т. М., 2001. - Т. 1.- 395 с.

8. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. URL: http://www.tgliamz.ru/about/ (дата

обращения 28.04.2018).

Т.П. Мышева

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Аннотация. Статья раскрывает особенности и дает анализ модели эстетического воспитания молодежи с помощью инновационных форм социокультурной деятельности музея. Она описывает разделы модели, давая характеристику каждому из них.

Ключевые слова: модель, раздел, инновыционные формы, социокультурная деятельность музея.

T.P. Mysheva

THE SUBSTANTIATION OF THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUTH WITH THE HELP OF USING THE INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE MUSEUM

Abstract. The article reveals the features and gives the analysis of the model of aesthetic education of youth with the help of innovative forms of the socio-cultural activity of the museum. It describes the sections of the model, giving a description of each of them.

Key words: model, section, innovative forms, socio-cultural activities of the museum.

Социокультурная деятельность музея неразрывно связана с музейной коммуникацией, в основе которой лежит экспозиционная деятельность. Музейная коммуникация - процесс взаимодействия аудитории с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». Музейная экспозиция строится на основе предметного материала и представляет собой информационную систему, отображающую явления историко-культурного процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты [1]. Визуальный характер является особенностью восприятия информации в музее. Однако в последнее время в музейной среде используют и другие каналы коммуникации: тактильный - для посетителей с ограничением по зрению или для детей с целью получения новых тактильных ощущений. В тоже время музеи используют канал электронной коммуникации, которая выражается в создании виртуальных музеев. Однако невозможно заменить вербальную коммуникацию, с помощью которой осуществляется изучение яркого, лаконичного, красивого, эмоционального языка общения. Именно на развитие вербальной коммуникации направлено взаимодействие с молодыми людьми в процессе социокультурной деятельности в музее [3].

Прежде чем перейдем к разработке модели инновационных форм социокультурной деятельности музея в эстетическом воспитании молодежи, необходимо проанализировать существующие модели по данной проблематике.

Первая модель разработана В.А. Березиной, Б.З. Вульфовым, Е.Б. Евладовой, В.А. Карковским, И.В. Калиш, В.Н. Киселевым, Е.Е. Чепурных - модель эстетического развития младших школьников музейным материалом. Ее цель - создание у учащихся целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры. Авторы данной модели выделяют следующие целевые блоки:

1. «Знакомство с историко-культурной значимостью окружающих вещей и изучение понимания взаимосвязи исторических эпох и своей сопричастности к современному времени, другой культуре;

2. Развитие способности образного воображения соответствующей эпохи и художественное восприятие действительности на основе общения с культурным наследием;

3. Развитие навыков общения с памятником, музеем и способность к эстетическому видению и сопереживанию;

4. Использование элементов музейной педагогики при изучении системы символов;

5. Развитие абстрактно-образного мышления» [2, 52].

Блоки представленной модели нацелены на то, что их содержание помогает ребенку создавать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, сделать свои собственные открытия постижения культуры человечества. Поэтому к методической части реализации модели авторы относят:

- игровые формы объяснения материала, что делает его доступным и вызывает у ребенка большой интерес;

- доступную, занимательную форму с использованием музейно-педагогических методов и приемов: запись ключевых понятий в виде знаковых рисунков (пиктограмм), манипулирование с предметами (подлинниками и копиями), с целью восприятия материала;

- проведение занятий-экскурсий; 4) выполнение творческих заданий» [2,52].

Предложенная модель, на наш взгляд, может вызвать трудности восприятия у младших школьников, так как подразумевает освоение сложного теоретического материала, включающего понятия музейной терминологии. Однако данную модель можно взять за основу программы эстетического воспитания молодежи.

Вторая рассматриваемая модель художественного образования учащихся дошкольных, общеобразовательных учреждений и вузов (так называемая «сквозная модель») на материале художественного музея, разработанная Б.А.Столяровым в 1994г. Цель модели - объединение творческих усилий музейного педагога, работника дошкольного учреждения, школьного учителя и студентов вуза, а также привлечение учащихся к художественному музею, как средству формирования эстетических, духовно-нравственных основ и художественного вкуса личности [5].

Таким образом, данная модель включает в себя следующие целевые блоки:

- « развитие навыков «смотрения» через общение детей с музеем и окружающей средой, через изобразительную деятельность и развивающие игры;

-- развитие эмоциональной сферы, ассоциативного мышления, творческого воображения через погружение в мир художественных образов;

- изучение процесса художественного творчества и обобщение полученных знаний;

- развитие потребности найти себя в пространстве культуры; способности реализовывать свой творческий потенциал в процессе восприятия, переживания, осмысления, оценки ее духовных ценностей;

- знакомство студентов с крупнейшими музеями мира с целью помочь им понять проблему бытования современного художественного музея и место отечественного искусства в мировой художественной культуре» [6, 130-131]. Описанная модель позволяет учащимся приобрести такие умения и знания: интерпретацию и оценку зрительных образов при условии возрастающего потока информации; констатация самостоятельных суждений, анализ художественных достижений общества; творческое восприятие окружающего мира.

Анализ существующих моделей позволил нам разработать собственную модель эстетического развития молодежи с использованием инновационных форм социокультурной деятельности музея, которая позволит нам в дальнейшем исследовании составить развивающую программу «Социокультурная деятельность музея с использованием инновационных форм в эстетическом воспитании молодежи». Данная модель представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель эстетического воспитания молодежи с помощью инновационных форм социокультурной

деятельности музея Составленная нами модель включает в себя следующие основополагающие блоки: 1) Целевой блок предполагает:

- знакомство с основными аспектами истории музея, его культурно-образовательной и социокультурной деятельностью;

- эстетическое развитие студентов на музейном материале, восприятие и оценивание музейных предметов в процессе использования инновационных форм социокультурной деятельности музея;

- развитие эстетических умений и навыков позволяющих проявлять креативность в практической деятельности;

- совершенствование студентами знаний о формах социокультурной деятельности и музейного компонента на базе музея - заповедника г.Таганрога.

2) Диагностический блок, предполагающий первоначальное изучение уровня эстетического развития молодежи с использованием инновационных форм социокультурной деятельности музея. Для реализации данного блока нами были предложены творческие задания, определяющие базовые знания и эстетическое отношение к музейным средствам и социокультурной деятельности музея.

3) Содержательно-технологический блок, целью которого является накопление теоретических знаний студентов в области истории музея, его культурно-образовательной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел содержит материал, позволяющий охватить историю возникновения и развития музеев, показывающий взаимосвязь науки и музея, образования и музея; изучить традиционные и инновационные формы социокультурной деятельности, а также положения научно-фондовой и экспозиционной работы. Такие формы социокультурной деятельности музея-заповедника как лекции, театрализованные представления, творческие студии будут способствовать изменению отношения к музейному пространству и повышению интереса студентов к музейному искусству. Особое внимание молодежи можно привлечь знакомством с фондами краеведческого и литературного музеев имени А.П. Чехова в процессе интерактивной экскурсии. Так же студентам будут предоставлены основные принципы и методы построения музейной и выставочной экспозиции.

Практический раздел основан на совершенствовании знаний о музеях г.Таганрога. В данном разделе предполагается решение задач по развитию у студентов творческих умений, навыков анализа и формирования полноценного восприятия музейного пространства. Практическая подготовка будет направлена на взаимодействие студентов с музейными средствами в процессе использования инновационных форм социокультурной деятельности музея. С этой целью будут проведены практические и интерактивные музейные занятия в «Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике», где молодые люди смогут принять участие в изучении комплектования чеховского фонда; подробно познакомятся с биографией А.П. Чехова, смогут принять участие в мероприятиях, в которых используются инновационные формы социокультурной деятельности музея: Театрализованный вечер по рассказу А.П.Чехова «Предложение»; историко-музыкальный урок «Чехов и Чайковский», посвященный дружбе двух гениев русской культуры; презентация альбома «Личная библиотека А.П.Чехова. Избранное», в котором представлены книги из личной библиотеки А.П.Чехова, собранные писателем в течение всей жизни. Музейные сотрудники проведут экскурсию, в ходе которой будут представлены различные формы работы с аудиторией. При совместном обсуждении важно будет обратить внимание на последовательность, логичность и доходчивость словесной подачи материала, связанность общей проблемы с анализом отдельных музейных произведений, на методические особенности ведения экскурсии, на личные и поведенческие характеристики экскурсовода.

С целью просвещения студентов и демонстрацией особенностей работы музеев необходимо проведение интерактивной экскурсии в «Таганрогском художественном музее», в рамках которой затрагиваются вопросы художественного опыта прошлого и настоящего. Необходимо затронуть такие темы, как «Великие художники», «Город Чехова в старом Таганроге», «История одной картины». Как известно, художественное искусство имеет свои законы: образное воплощение размышлений, фантазий художников является особым опытом чувственно -эмоционального восприятия мира и обобщения происходящих явлений, которые зависят от развития общества. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает молодежь на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего «я» с внешней средой. Таким образом, после прослушивания экскурсий студентам следует выполнить задания, в которых они должны описать свои впечатления от прослушанного материала; составить анализ, в соответствии с планом построения экскурсионной работы; выбрать и подробно изучить одну из картин, представленных в галерее.

Практическая деятельность в разнопрофильных музеях г. Таганрога позволит нам подготовить творческие задания, целью которых будет проведение студентами анализа структуры музеев, особенностей социокультурной деятельности музейного пространства и музейных предметов. В ходе тематического мастер -класса студентам представится информация, которая позволит в дальнейшем выполнить творческое задание: составление исторической справки «Таганрог - родина А.П.Чехова», в которой студенты должны описать исторические места, имеющие отношения к жизни писателя [7].

Заключительным этапом данной модели является подготовка материала для составления программ и проектов по применению инновационных форм социокультурной деятельности музея в эстетическом воспитании по выбранной студентами теме или предложенной самостоятельно («Чеховский Таганрог», «Театр имени А.П. Чехова», «Гимназические годы А.П. Чехова», «Родовая усадьба А.П. Чехова» и т.п.).

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы, что данный блок включает такие технологии, как:

Предметно-интегративную - сочетающую в себе уровень применения базовых знаний музееведения, краеведения, музейной педагогики.

Информационную - формирование у молодежи понятий, знаний, навыков, умений в области изучаемой проблемы.

Эмоционально-нравственную, которая заключается в расширение сферы этических и эстетических отношений.

Саморазвивающую - становлению самоуправляющих механизмов личности студентов.

Деятельностную - развитие творческих способностей; актуализация действенно-практической сферы.

Личностно-ориентированную технологию и технологию сотрудничества в процессе обучения молодых людей.

Индивидуально-направленную, вербальную технологии.

4) Результативно-оценочный блок: контрольное тестирование знаний и умений по разработке и использованию инновационных форм социокультурной деятельности музея; защита программ и проектов; итоговая констатация измененных уровней эстетического развития студентов, в результате применения развивающей программы «Социокультурная деятельность музея с использованием инновационных форм в эстетическом воспитании молодежи». Предполагается усовершенствовать имеющиеся умения эстетического восприятия музейных средств; умения анализировать музейные предметы и выполнение творческих работ, в том числе составление экскурсий и проектов.

Модель была использована в ходе занятий со студентами первого и второго курсов факультета психологии и социальной педагогики. Занятия предполагали воспитательную и образовательную направленность и разрабатывались с учетом эмоционального и рационального аспектов восприятия музейного материала, свойственных студентам.

Воспитательная направленность состояла в следующем: развить эстетическую культуру и эстетический вкус студентов; способность адекватного восприятия музейного материала; воспитать чувство гордости за родной город, через изучение социокультурной деятельности музеев.

Образовательная направленность отражалась в решении следующих задач: предоставить необходимые знания в аспектах теории и истории музеев; приобщить студентов к эстетическим и культурным ценностям, через вовлечение их в активную социокультурную деятельность музея; сформировать способности студентов в практическом использовании полученных знаний и навыков; создать условия для реализации творческой деятельности.

Особенность занятий заключалась в том, что они проводились как на факультете, так и в музейном пространстве. Для студентов наиболее бурный интерес вызывала работа непосредственно с музейными экспозициями, так как это предоставляло возможность активизировать культурную и творческую деятельность. Занятия были направлены на умение ориентироваться в музейном пространстве; прослушивать экскурсии разнопрофильных музеев; определять сущность различных форм социокультурной деятельности музеев. Данный вид взаимодействия со студентами позволял им выступать в роли не только обучающихся, посетителей, но и рецензента и оценщика.

При учете специфики занятий, которые проводились в рамках разработанной модели, на первом этапе проводилась констатация уровней эстетического развития молодежи с использованием инновационных форм социокультурной деятельности музея. Цель данного этапа заключалась в определении дальнейшей работы с учетом имеющихся теоретических и практических знаний у студентов и повышения уровня этих знаний. Для реализации данного этапа были разработаны практические и творческие задания в рамках изучения следующих тем: «Ключевые понятия музейного искусства», «Таганрог - родина А.П.Чехова», «Чеховский комплекс г. Таганрога», «Художественное искусство» и др.

Важно отметить, что на протяжении всех этапов разработки модели осуществлялась работа непосредственно в музейной среде, что давало возможность студентам ознакомиться с различными формами социокультурной деятельности музея; обратить внимание на владение музейной лексикой; анализировать и интерпретировать увиденное и услышанное.

Знания, полученные студентами в ходе теоретической подготовки, применялись на практике. С этой целью предлагалось подготовить программы и проекты по применению инновационных форм социокультурной деятельности музея в эстетическом воспитании: составление виртуальной экскурсии, проведение мастер-класса, разработка экскурсии-квест. При выполнении данных заданий студенты смогут проявить свои накопленные знания в креативном подходе выполнения творческих заданий.

Таким образом, приведенная модель способствует решению задач использования инновационных форм социокультурной деятельности музея в эстетическом воспитании молодежи; приобщения молодежи к музейным ценностям. Она позволяет выделить следующие положительные результаты: умение использовать инновационные формы социокультурной деятельности музея в эстетическом воспитании молодежи; развитие навыков визуального мышления; приобретение умений и навыков использования музейного искусства; осознание потребности в творческой деятельности и самореализации

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванслова, Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника, - 2000. - № 4. - С.11-14; № 5. - С.4 - 6

2. Мышева, Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте Дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 2007.- 194 с.

3. Мышева, Т.П. Развитие музейно-образовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. Учебное пособие для высших учебных заведений.. Таганрог : 2011. - 213 с.

4. Сотникова, С.И. Музеология: пособие для вузов / С.И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика, история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.-216 с.

6. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела [Текст] / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, А.Н. Алексеева. - СПб, 2002. - 143 с.

7. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. URL: http://www.tgliamz.ru/about/ (дата обращения 28.04.2018)

Т.П.Мышева, К.С Ерунцова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья отображает сущность понятия «патриотическое воспитание». В ней находят свое отражение музейные программы и студенческие проекты по патриотическому воспитанию молодежи, используемые в организационной деятельности музея-заповедника.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, музей, музейный образовательно -воспитательный процесс

T.P. Mysheva, K.S. Yeruntsova

THE ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF THE MUSEUM - RESERVE ON THE PATRIOTIC

EDUCATION OF YOUTH

Abstract. The article reflects the essence of the concept of "patriotic education". It reflects museum programs and students projects of the patriotic education of young people used in the organizational activities of the museum reserve.

Key words: patriotic education, patriotism, museum, museum educational process.

Неумолимо бежит время, однако оно не властно над памятью народа и вот уже 75 лет отделяют нас от великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Молодое поколение должно помнить историю и чтить память солдат, погибших в страшные годы войны. Тем не менее молодые люди в настоящее время мало знают о подвигах героев России; военные события все больше и больше уходят в прошлое истории. Настоящее время показывает, что с годами в сознании молодых людей происходит потеря значимости важных моментов истории, что приводит к конфликтам разных идеологий, пытающихся исказить правду о войне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому перед учителями общеобразовательных школ и высших учебных заведений стоит важная задача - укрепить живую связь времен и поколений, анализировать и точно отражать священные события, сыгравшие огромную роль в судьбе России; рассказать, сегодня живущему молодому поколению о немеркнущих подвигах народа, приобщая его к истокам героизма дедов. Подобным образом мы прививаем молодежи чувство любви, гордости, признание благодарности к своей Родине, ее истории и культуре, традициям, осознание гражданского долга перед ней, готовность защищать ее интересы, выполнять свой гражданский долг и конституционные обязанности. Одним словом, мы обязаны воспитывать молодое поколение патриотически.

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Вследствие чего перед государством ставится задача воспитания гражданина, который способен самостоятельно оценить происходящее и построить деятельность в соответствии с интересами общества.

Проблемой патриотического воспитания занимались многие педагоги-исследователи, среди них: Д.С. Лихачев, Н.А. Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.В.Ипполитова, В.Г. Чернышевский.

Они связывали патриотическое воспитание с такими понятиями как: «патриот», «патриотизм». В различных источниках эти понятия трактуются по-разному.

В словаре С. Ожегова мы находим следующее определение понятию «патриот»: «Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [10, с. 145]. Лихачев Д. С. писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране» [7, с. 102]. Из чего следует, что понятие «патриот» неразрывно связанно с понятием «патриотизм».

Что же представляет собой понятие «патриотизм»?! В своей работе Е.Г. Коротаева дает следующее определение: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам, к «земле отцов», к родному языку, к народной культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.