Научная статья на тему 'Музей и его взаимодействие с социумом'

Музей и его взаимодействие с социумом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / СОЦИУМ / SOCIETY / МУЗЕЙНЫЙ ПРОЦЕСС / MUSEUM PROCESS / ФУНКЦИЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ / FUNCTION OF DOCUMENTATION / ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ / FUNCTION OF EDUCATIONAL AND UPBRINGING / ФУНКЦИЯ ДОСУГОВАЯ / LEISURE FUNCTION / ФУНКЦИЯ ХРАНИТЕЛЬСКАЯ / ФУНКЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / SCIENTIFIC RESEARCH FUNCTION / CUSTODIAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мышева Т. П.

В статье находит свое отражение связь музея с социумом; показывается, как под влиянием социума меняются функции музея; говорится об основных и сопутствующих функциях. Автор раскрывает сущность каждой функции; рассматривает точку зрения известных музееведов относительно существующих основных и самостоятельных функций музейной деятельности; раскрывается значимость артефактов в интерпретации информации о музейных собраниях; отмечаются инновационные формы музейной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AND ITS INTERACTION WITH SOCIETY

The article reflects the connection of the museum with the society; It shows how the functions of the museum are changed under the influence of society; refers to the main and related functions. The author reveals the essence of each function; considers the point of view of well-known museologists concerning the existing basic and independent functions of museum activity; reveals the importance of artifacts in the interpretation of information about museum collections; marks innovative forms of museum activities.

Текст научной работы на тему «Музей и его взаимодействие с социумом»

рование - одно из основных требований, предъявляемых Ницше к преподаванию наук, особенно гуманитарных, в высшем учебном заведении.

Культивирование знаний ради самих знаний, «накачка» информацией без гармонизирующего влияния высоких чувств, нравственных привычек приводит к обеднению и деформации личности, развитию эгоцентрических помыслов. Поэтому одна из главных образовательных задач, по мнению Ницше, заключается в гармоничном развитии познавательных потребностей личности, её нравственных чувств и духовной сферы. Для пробуждения Человека в человеке, развёртывания его креативных возможностей гораздо больше, чем наука, даёт искусство, которому он придаёт огромное воспитательное значение. Если наука объясняет жизнь, то искусство её воспроизводит, если в науке рассказывается о жизни, то в искусстве говорит сама жизнь. Ницше констатировал, что в высшей школе Германии второй половины 19в. искусство занимает жалкое положение, поскольку верховенствующий там принцип утилитаризма делает его невыгодным с точки зрения обывателя.

Педагогическая концепция Ницше привлекала к себе пристальное внимание как преподавателей, так и учащейся молодёжи. А её положения об индивидуалистическом целеполагании в воспитании, о воспитании «сверхчеловека» и об элитарном воспитании повлияли на создание «идеальных моделей университета» 20 века Макса Вебера, Карла Маннгейма и Карла Ясперса.

Таким образом, исследовав генезис высшего образования Германии, мы видим, что к концу 19в. страна обладала уже вполне сложившейся системой высших учебных заведений. Большое число университетов (около 20), вновь созданных технических школ, привело к тому, что немецкий язык стал преобладающим языком в науке, как когда-то латынь, а теперь английский. Немецкие профессора, по выражению Джона Бернала, установили своего рода научную империю, охватывающую всю Северную, Центральную и Восточную Европу и оказавшую серьёзное влияние на науки в России, США и Японии[1]. Более чем на целое столетие немецкий профессор становится образцом для всех учёных мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. - 736 с.

2. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. - М., 1898. -544 с.

3. Гумбольдт В. Опыт становления пределов государственной деятельности. -С .- Пб., 1908. - 164 с.

4. Долженко О.В. Очерки по философии образования. - М.: Кворум; Промо-Медис, 1995. - 239с.

5. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. -239 с.

6. Из писем немецкого философа // Иностранная литература. -1989. -№11. - С.207-253.

7. Ницше Ф. О будущности наших учебных заведений // Собр. соч.: в 10 т. Т. 10. М., 1903. - 289 с.

8. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Соч.: в 2т. Т. 2. М., 1990. - 829 с.

9. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

10. Паульсен Ф. Германские университеты. - С.- Пб. 1904.

11. Роуг. В. Университет как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава // Вестник высшей школы. - 1991. -№7. - С. 100-106.

12. Статуты Берлинского Королевского Фридриха Вильгельма Университета // Журнал Мин-ва Просвещения. - №11. - Кн. IV. - С. 90-183.

13. Хан У. О преемственности идеала классического образования // Образование и наука. - 1997. - N°2. - С. 20-21.

14. Denifle H. Die Entstehung der Universitäten des Mittelalters bis 1400. - Graz. Akad. Druck u. Verl. Anst., 1956. - XLV. - 814 S.

15. Groothoff H. Pädagogik. Frankfurt a. M. 1968. - 371 S.

16. Wimpfeling J. Pädagogische Schriften. Padeborn. 1892.

Т.П. Мышева

МУЗЕЙ И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

Аннотация. В статье находит свое отражение связь музея с социумом; показывается, как под влиянием социума меняются функции музея; говорится об основных и сопутствующих функциях. Автор раскрывает сущность каждой функции; рассматривает точку зрения известных музееведов относительно существующих основных и самостоятельных функций музейной деятельности; раскрывается значимость артефактов в интерпретации информации о музейных собраниях; отмечаются инновационные формы музейной деятельности.

Ключевые слова: музей, социум, музейный процесс, функция документирования, функция образовательно-воспитательная, функция досуговая, функция хранительская., функция научно -исследовательская.

Т.Р. Mysheva

MUSEUM AND ITS INTERACTION WITH SOCIETY

Abstract. The article reflects the connection of the museum with the society; It shows how the functions of the museum are changed under the influence of society; refers to the main and related functions. The author reveals the essence of each function; considers the point of view of well-known museologists concerning the existing basic and independent functions of museum activity; reveals the importance of artifacts in the interpretation of information about museum collections; marks innovative forms of museum activities.

Key words: museum, society, museum process, function of documentation, function of educational and upbringing, leisure function, custodial function, scientific research function

Современный социум диктует музею условия находить новые формы работы и корректировать то, что уже музей имеет. С одной стороны музей является тем архивом, который хранит не подлежащие изменению артефакты прошлого, но, с другой стороны, существует возможность показать его в другом аспекте современности. Каждый музей индивидуален по своей природе, а, следовательно, деятельность каждого музея должна носить индивидуальный характер. Привычные для музея формы работы, такие, как экскурсии, лекции, консультации и др. сейчас являются избитыми и немного архаичными.

Каждый район, область и город имеют свой собственный музей или музейный комплекс, основанный на историко-культурном наследии края. Так, например, Таганрогский Государственный Литературный Историко-архитектурный музей-заповедник основан на исторических материалах связанных с историческими и культурными событиями города и его окрестностей, а так же с именем великого русского писателя А.П. Чехова. Поэтому вся экспозиционная деятельность данного комплекса создается на базе тех событий и того материала, который имел место быть в данном районе и городе Таганроге. Это материалы, связанные с именем основателя нашего города Петром Первым, событиями Великой Отечественной войны, в годы которой наш город был оккупирован; это документы и вещи, относящиеся к годам рождения и юности нашего земляка А.П. Чехова; это материалы той помощи, которая была оказана Чеховым в развитии городской культуры. Именно в этом состоит уникальность нашего города и края: сохранять язык края, его традиции, особенности населения, его быта, особенности архитектуры, памятники архитектуры, уникальные природные данные. Все это составляет историко-культурное наследие.

После окончания гимназии А.П. Чехов покидает свой родной город навсегда, приезжая сюда только в гости. Однако на протяжении всей своей жизни он был тесным образом связан с ним. И, несмотря на не очень лестную характеристику, данную им первоначально своему родному городу: «как пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог» [5, 49], мы позднее в другом письме находим следующие слова: «...был в городском саду. Сад - великолепен, в нем пахнет дамами, а не самоварным дымом как в Сокольниках» [5, 50]. Так он отзовется о городском парке, ныне парке имени М. Горького. Поэтому, как бы ни был, пуст и скучен Таганрог, но у него нельзя отнять его красивых культурно-исторических мест, музеев, связанных с жизнью и творчеством нашего горячо любимого А.П. Чехова. Таким образом, становится очевидным значимость социокультурного пространства города и самого Приазовского края. А что касается музеев, то их в Таганроге много и отражать они должны историко-культурное наследие через свою индивидуальную направленность.

В чем заключается значимость историко-культурного пространства?! Конечно, в памяти истории прошлого, в его наследии; в памяти гимназиста, ставшего знаменитым в последствие и помогавшего всю свою жизнь родному городу в его развитии, сделав Таганрог в какой-то степени индивидуальным.

Город, как и край, развивается, а вместе с ними развиваются и музеи. Они становятся не только образовательно-воспитательными центрами, но и научно-культурными центрами, содержащими научную информацию о культурной жизни города, его художественных ценностях. Музеи посещают разновозрастные категории населения, принадлежащие к различным социальным группам, имеющим разный профессиональный уровень подготовленности, для каждой из них посещение музея имеет свою мотивацию. Работая на разнообразную аудиторию, музей начинает понимать, что должен выходить за рамки своего внутримузейного пространства. Он начинает расширять территорию своего влияния: вывозит свои материалы за границу, обменивается артефактами с музеями других городов, приобретает на временное хранение редкие документы и вещи, расширяя подобным образом поле своей деятельности, то есть, перестраивает свою работу. Она начинает отвечать запросам общества и времени.

В целях сохранения и использования регионального наследия музейный комплекс в Таганроге создает свой компьютерный центр с каталагизацией хранящейся в музее редкой книги. Историко-культурная среда музея представляет собой два интересных раздела: во-первых, это уникальный культурный историко-литературный аспект, свойственный только данному городу и, во-вторых, это особенности финансирования существующего культурного объекта в Таганроге.

История музееведения повествует о том, что впервые о роли музея в жизни социума заговорили на рубеже XIX-XX веков, когда появились учения философов, подчеркивающие существование жизненной важности культуры в обществе. В это время возникает научное направление, рассматривающее проблему социальных функций музея. В России эту проблему рассматривал в своих работах музеевед-исследователь Разгон А.М. в 1960-1970-х годах, а позднее ею интересовались Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс., трактующие музей как социальный институт, имеющий в обществе свои функции. Такими функциями стали: функция документирование, хранения, научно-исследовательская и образовательно-воспитательная [10].

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Научные и культурные потребности общества диктуют проведения функции документирования, которая реализовывается в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения. Функция документирования направлена на регистрацию музейных предметов, документов и книг, отражающих события, факты, процессы и явления, происходящие в обществе и природе и составляющие музейные собрания. Суть данной функции состоит в выявлении и отборе объектов природы и предметов, выступающих аутентичными свидетелями объективно существующей реальности. Зарегистрированные объекты природы и предметы включаются в музейные собрания и становятся знаками и символами определенного события, явления и личности, проживающей в данный временной отрезок. Затем начинается процесс изучения и описания музейного предмета, когда еще в большей степени раскрываются свойства предмета и документа, отражающие действительность. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления происходящего в обществе.

Зарегистрированные предметы и документы несут в себе познавательную информацию и передают впечатляющие свойства, которыми обладают. Все это обусловлено познавательными и культурными запросами общества и выполняется в различных видах и формах экспозиционной и культурно-образовательной музейной деятельности. Таким образом, мы видим введение в действие функции образования и воспитания.

Однако музей не ограничивается только двумя функциями. По мнению исследователя Д.А. Равикович, помимо этих двух функций для музея существенную роль играет функция организации свободного времени. Это функция производная от функции образовательно-воспитательной, так как посещение музея в основном связанно с свободным временем и с целью познавательно -культурного характера. Она предполагает культурную форму досуга населения и эмоциональную его разрядку. Функция организации свободного времени исторически присуща музейным учреждениям, так как посещение музея связанно с использованием досуга.

Ученые-исследователи музейщики не ограничиваются перечисленными выше музейными функциями. Некоторые из них ((А.М. Разгон, А.И. Фролов, И.В. Иксанова) в качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют научно-исследовательскую, хранительскую, или охранную. Тем не менее, их оппонент Д.А. Равикович замечает, что научные исследования в музее осуществляются не только в процессе отбора предметов в музейное собрание, они продолжаются и на стадии изучения предмета, определения его смысловой информационной направленности, как документального свидетельства определенного факта, явления, процесса. В связи с этим необходимо заметить, что научно-исследовательская функция не может быть самостоятельной функцией, а является частью основной функции - функции документирования. Что касается охранной функции, то она тоже является частью функции документирования, так как предполагает выявление и сохранение предметов музейного значения, проведение музеефикации памятников и природных объектов, физического сохранения музейных ценностей для современного поколения. Суть функции музейной коммуникации сводится к передаче информации, а это значит, что она будет поглощать две основные функции: документирования и образовательно-воспитательную функции, которые в музейной деятельности направлены на передачу информации [9].

Критически относятся к функциональной характеристики музейной деятельности М.Б. Гне-довский и польский музеевед В. Глузинский, которые выступают против трактовки музея, основанной на рассмотрении его как учреждения, содержание и значимость существования которого определяется задачами, поставленными современным обществом. Во избежание функционального определения музея обществом М.Б. Гнедовский предлагает опираться на понимание музея, как

«зеркало, в которое смотрится местное сообщество» (Ж.-А. Ривьер) [6, 125]. Или: «Музей — форум, где находит выражение гений времени и дух народа» (М. Макагиансар) » [6, 126].

Итак, несмотря на то, что проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже много лет, ее нельзя считать окончательно решенной. Тем не менее, при всем разнообразии мнений большинство ученых подчеркивают значимость музейных функций для того, чтобы понять значимость и роль музея в существующем современном обществе.

Существующие функции музея тесно связаны между собой. Процесс документирования имеет место быть как в экспозиционной, так и в культурно-образовательной деятельности музея Экспозиционная деятельность предполагает выражение научных изысканий, проводимых в процессе комплектования музейных собраний. Именно экспозиция заключает в себе логический поток информации, выполняющий образовательно-воспитательную функцию. Экспозиционная информация осуществляется через экскурсии, лекции и другие формы просветительной музейной деятельности.

Большую роль играет досуговая деятельность музея, влияющая на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Именно досуговая деятельность диктует создание эмоциональных экспозиций с разнообразными интерьерами, муляжами, действующими моделями, различными техническими средствами. Наиболее популярными являются звуковые сопровождения, киноэкраны, компьютеры, театрализованные формы работы с посетителями, проведение праздников, балов.

С изменением социума меняется социокультурная среда: с одной стороны, она требует опираться на историко-литературное культурное наследие прошлого, а, с другой стороны, требует инновационного подхода в решении экспозиционных задач и массовых форм и методов образовательной-воспитательной деятельности музея, то есть акцент делается на локальную индивидуальность существующего музея. С этой целью начинают использоваться новые музейные технологии, используются технические средства, применяется широкая сеть интернет, которая позволяет преодолеть разобщенность одноприфильных, объединенных общей идеей и темой музеев и способствует осуществлению их связи. На этой основе происходит взаимообмен музейными экспонатами, передающими самобытность культуры и истории определенного края. Однако музей не должен замыкаться в рамках своего региона и всей страны, он должен расширять международные связи, должен осуществлять взаимообогащение культур. Именно с этой целью работники музея-заповедника города Таганрога едут в Германию, во Францию, в Китай, везут выставки с материалами музея, отражающими культурное наследие нашего государства, края и общества, изучают культурно-историческое прошлое этих стран и составляют карту культур, которые повлияли на жизнь и творчество А.П. Чехова. Отсюда меняется содержание и виды музейной деятельности, появляются театрализованные праздники, круглые тематические столы и клубы, проводится исследовательская работа по изучению так называемых «темных пятен» в жизни и деятельности писателя .

Будучи социокультурным учреждением, музей отражает все те изменения, которые происходят в обществе и культуре, следовательно, его музейная деятельность все больше приобретает социокультурную значимость, ведущую к увеличению роли музея в сохранении информации культурного наследия, в воспитательно-образовательном процессе способствующем нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, расширению и углублению его знаний относительно культуры и истории региона и города, а также организации досуговой деятельности, ведущей к культурному времяпрепровождению личности. Таким образом, современный музей является центром образовательно-воспитательного процесса, общения с культурой и историей прошлого, проявлением творческих инновационных видов деятельности. Однако новые виды и формы деятельности музеев не должны иметь стихийного характера, а должны иметь осознанное глубокое единство и связь между их проявлениями. Понимая социальные, культурно -исторические закономерности развития музейной потребности, используя инновационные виды деятельности, все же необходимо учитывать историко-культурное значение музейных объектов.

Значимость музея в социокультурном пространстве города и региона определяется осуществлением его образовательно-воспитательной функции через систему внутримузейных и вне-музейных структур: создаются центры музейной педагогики, общественной жизни, клубы, общества. Происходит изменение взаимодействия музея и социума, что проявляется в участии управлением музея разнообразными фондами, общественными и частными организациями. С целью эффективного развития музея и создания его соответствующего образа создаются клубы и общества друзей. Все это способствует понятию социальной реальности и выводит музейную деятельность на современный путь развития.

На современном этапе музей приобретает статус культурно-досугового центра, осуществляющего культурно-коммуникативный подход и использование инновационных технологий. При

этом не изменяется его исторически сложившийся статус культурного учреждения, занимающегося сохранением, популяризацией и трансляцией социальной памяти. Учитывая потребности современного общественного развития, музей стремится показать свой потенциал и ресурсы, опираясь на востребованные инновационные технологии. Они приводят к использованию разнообразных видов современной музейной деятельности и приспособлению к новой социокультурной системе, к новой модели понимания мира.

Процесс социализации личности происходит в течение длительного времени. Он приводит личность к освоению разнообразных социальных ролей, способствует изменению взглядов, вкусов, изменяет правила поведения. В процесс социализации включаются не только предметы и документы музейных собраний, но и научные сотрудники, выстраивающие коллекции в логической последовательности и передающие с их помощью историческую информацию. Таким образом, музеи воспитывают культуру, нравственность, патриотизм, гордость за свой город и свою страну, прививают эстетические качества.

Больше всего музей нацелен на сознательный возраст личности, когда человек способен размышлять о выставленных в музее ценностях, о культурном наследии государства в целом и города в частности. Именно в сознательном возрасте формируется потребность в общении с артефактами, постигается их значимость. Это непростая задача успешно решается на факультете социальной педагогики и психологии в рамках нового педагогического направления - музейной педагогики. Изучая курсы «Музееведение» и «Технология экскурсионной работы» студенты активно посещают музеи города, знакомятся через музейное искусство с региональным компонентом, применяют его в своих научно-исследовательских работах и практической деятельности. Мир музея учит студента не только прекрасному, но и помогает в освоении предметов гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля. Главная задача музея это - развитие эмоционально-познавательной сферы студента, его творческой активности. Для этого создаются на факультете условия, при которых учащийся способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления культуры и соотносить их с собственной жизнью и накопленным опытом. Решая эту важнейшую задачу, музейная педагогика опирается на существующие разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В основе музейно-педагогической деятельности лежит один из основополагающих принципов, сформулированный выдающимся русским психологом и педагогом Л.С. Выготским: «...в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [1, 57].

Аппелируя к эмоциональной сфере студента, мы решаем сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир учащегося. Отсюда главный методический принцип социокультурного образования и воспитания совпадает с основным принципом ценностного освоения действительности: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить». Музейный предмет, обладающий многими значениями и смыслами, дает учащемуся богатую пищу для размышлений и раздумий, он погружает студента в историческое прошлое родного города.

Окружающий нас мир, меняясь сам, требует изменений и в нашем сознании. Изменения в нашем сознании и изменения социальной среды приводят к изменению учреждений культуры. Музей превращается из статичного учреждения в динамичное, он становится научно-культурным центром, притягивающим своими инновациями внимание подрастающего поколения. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. И факультет психологии и социальной педагогики стремится идти в ногу со временем, диктующим современные формы работы, одной из которых является музейная коммуникация.

Исходя из выше изложенного, мы приходим к следующему выводу:

XXI век диктует изменения необходимые осуществить в музее. Из храма муз и хранилища раритетных предметов, вещей и документов музеи переориентируются в культурно-досуговые развлекательные центры духовной жизни города и региона. Оставляя за собой качество научного учреждения, музеи, тем не менее, стремятся быть доступными массовой аудитории. С этой целью все большее значение уделяется рекреационным программам. Однако необходимо заметить, что в музее требуется сохранить баланс между научностью и развлекательностью.

Деятельность современного музея тесно связана с его образовательной направленностью. В конце ХХ века появилось понятие «социальное образование», направленное на изменение установок местного населения и туристов в отношении каких-либо конкретных вопросов. В этом случае задачей музея становится концентрация внимания аудитории на социально значимые проблемы, ведущие к изменению их восприятия.

На рубеже 1980-1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.

Современное развитие общества создает продвинутых посетителей, которые привыкли пользоваться новыми технологиями и жить в интерактивном пространстве. Поэтому музею важно обращать внимание на создание интерактивных экспозиций с сенсорными дисплеями, мультимедийными программами, электронными экскурсоводами, виртуальными панорамами и интерактивными электронными книгами отзывов.

Интерактивные формы работы музея с аудиторией предполагают самостоятельную активность зрителей, способствующую творческому закреплению знаний. Интерактивная форма работы берет свое начала за рубежом в 1960-е годы при участии швейцарского психолога Ж. Пиаже. Суть ее заключена в тезисе «знать предмет - значит действовать с ним». Российские музеи начинают осваивать интерактивные технологии с 1990-х годов.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Современный музей в идеальном варианте - это эффективная практическая работа со всеми категориями посетителей: от детсадовского возраста до возраста пенсионного. Сделать образовательный, познавательный и развлекательный процесс, основанный на музейно-педагогических принципах и методах, непрерывным и полезным для посетителей - трудная задача, которая решается в настоящее время в музеях России и мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1965.-87 с.

2. Грусман В. М. Становление и развитие социально культурной функции российских музеев. - СПб.:РЭМ, 2001. -182с.

3. Копылов Е.Ф. Окрик памяти. Книга вторая. - Тюмень, 2001.-352с.

4. Лапин Н. И. Культурные ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические

исследования. - 1994. - №5. - С. 3-8.

5. Мышева Т.П. Музей в пространстве культуры. Сб. науч. тр. «Теоретические и практические проблемы социальной педа-

гогики». - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пединститута, 1992. - С. 48-57.

6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте Дис. ... канд. пед. наук.

Таганрог, 2008. 194 с.

7. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - К» 4. - С. 27-34.

8.Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде. Сб. матер. / Под ред. В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса, В.Ф.Вишняковой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2004.-Вып. 14.- С. 45-47.

9. Разгон А.М. Место музееведения в системе наук // Музей и современность.-М., 1986.- С.67 -88.

10. Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. М., 1997. - С. 213 -227.

Е.Г. Петрова, М.А. Мацуева ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, виды насилия в подростковой среде и характеристики участников насильственных действий. Подведены итоги проведенного исследования.

Ключевые слова. Насилие, физическое насилие, эмоциональное насилие, подростковый возраст.

E.G. Petrova, M.A. Matsueva

INVESTIGATION OF THE PROBLEM OF VIOLENCE IN THE ADOLESCENT

ENVIRONMENT

Annotation. The article examines the characteristics of adolescence, the types of violence in the teenage environment and the characteristics of participants in violent actions. The results of the conducted research are summarized.

Key words: Violence, physical violence, emotional violence, adolescence.

Подростковый период - период от 11-12 до 14-15 лет. Этот период нередко именуют критическим, переходным, тем самым подчеркивают трудности личного развития самого ребенка.

У детей данного возраста отмечается бурный физический рост организма, который выражается в резком изменении показателей роста и веса, что сопровождается скачками пропорций тела. Организм растет неравномерно: сначала "взрослых" размеров достигают голова, кисти рук и ступни, потом конечности, удлиняются руки и ноги, и только потом размеры увеличивает туловище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.