Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Г. ТАГАНРОГА'

АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Г. ТАГАНРОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна

В статье дается глубокий анализ инновационных форм социокультурной деятельности музея-заповедника города Таганрога, оказывающих большое влияние на эстетическое развитие личности. Здесь находят свое отражение тенденции развития музея как социального института. Статья показывает эффективность использования инновационных форм деятельности музея-заповедника в его образовательно- воспитательном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THEAESTHETIC EDUCATION OF YOUTH WITH THE HELP OF INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE TAGANROG MUSEUM RESERVE

The article gives a deep analysis of innovative forms of sociocultural activity of the museum-reserve of the city of Taganrog, which have a great impact on the aesthetic development of the individual person. Here, the development trends of the museum as a social institution are reflected. The article shows the effectiveness of using innovative forms of museum activity in its educational aspect.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Г. ТАГАНРОГА»

6. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. ... д-ра пед. наук..

Якутск, 2008 -326 с.

Т.П. Мышева

АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ

ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Г. ТАГАНРОГА

Аннотация. В статье дается глубокий анализ инновационных форм социокультурной деятельности музея-заповедника города Таганрога, оказывающих большое влияние на эстетическое развитие личности. Здесь находят свое отражение тенденции развития музея как социального института. Статья показывает эффективность использования инновационных форм деятельности музея-заповедника в его образовательно -воспитательном аспекте.

Ключевые слова: музей, образовательно-воспитательный процесс, социокультурная деятельность, инновационные формы, музейное пространство, музейные уроки, тематические экскурсии.

T.P. Mysheva

ANALYSIS OF THEAESTHETIC EDUCATION OF YOUTH WITH THE HELP OF INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE TAGANROG MUSEUM RESERVE

Abstract. The article gives a deep analysis of innovative forms of sociocultural activity of the museum-reserve of the city of Taganrog, which have a great impact on the aesthetic development of the individual person. Here, the development trends of the museum as a social institution are reflected. The article shows the effectiveness of using innovative forms of museum activity in its educational aspect.

Key words: museum, educational process, sociocultural activity, innovative forms, museum space, museum lessons, thematic excursions.

Образовательно-воспитательный процесс в музее занимает важное место в современной музейной педагогике и рассматривается как «процесс развития личности в форме ее приобщения к историко-культурному наследию через музей» [4, 130]. Целью данного процесса в музее является развитие культуры общения с музейным искусством; творческих, коммуникативных способностей; умений интерпретации, анализа и оценки музейного текста. Поэтому социокультурная деятельность музея - это ключевая форма взаимодействия музейного пространства и молодежи, с целью воспитания, образования, просвещения и развития личностных качеств. В результате использования различных форм социокультурной деятельности музея-заповедника студентам доступна информация, позволяющая расширить свой кругозор в области истории музея, основных его функций; дается возможность развития нравственных, духовных, эстетических качеств, а также возможность реализации творческих способностей личности. Именно социокультурная деятельность помогает молодым людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость музейных средств, иными словами эстетически им развиваться.

Занятия в музее предполагают воспитательную и образовательную направленность и разрабатываются с учетом эмоционального и рационального аспектов восприятия музейного материала, свойственных студентам.

Воспитательная направленность состоит в развитии эстетической культуру и эстетического вкуса у студентов; способности адекватного восприятия музейного материала; воспитании чувства гордости за родной город, через изучение социокультурной деятельности музея-заповедника.

Образовательная направленность отражается в предоставлении необходимых знаний в аспектах теории и истории музея; приобщении студентов к эстетическим и культурным ценностям, через вовлечение их в активную социокультурную деятельность музея; развитии их способностей в практическом использовании полученных знаний и навыков; создании условий для реализации творческой деятельности.

Особенность занятий основанных на музейном материале заключается в том, что они проводятся как в учебном заведении, так и в музейном среде. Для студентов наиболее широкий интерес вызывает работа непосредственно с музейными экспозициями, так как это дает возможность активизировать их культурную и творческую деятельность. Занятия направлены на умение ориентироваться в музейном пространстве; прослушивать экскурсии разнопрофильных музеев; определять сущность различных форм социокультурной деятельности музеев. Данный вид взаимодействия со студентами позволяет им выступать в роли не только обучающихся, посетителей, но и рецензентов и оценщиков

Анализ эстетического воспитания молодежи на основе использования инновационных форм социокультурной деятельности предполагает проведение практических занятий на базе Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника города Таганрога. В основе нашего исследования положено определение социокультурной деятельности как процесса передачи социокультурного опыта от одного поколения другому в виде знаний, позволяющих овладеть умениями социокультурной активности и развитием творческих способностей.

Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник накопил большой опыт работы в художественном, патриотическом и эстетическом воспитании разновозрастной аудитории. В настоящее время в его деятельности разрабатываются и усовершенствуются формы и приемы образовательной, культурной и воспитательной деятельности; становятся все более современными традиционные мероприятия, воплощаются новые проекты. Структура музея состоит из отделов, занимающихся разноплановой деятельностью: накоплением и хранением экспозиционного материала находящегося в ведении фондового отдела; созданием экспозиции на основе фондового материала и, наконец, образовательно -воспитательной социокультурной деятельностью всего музейного комплекса. Однако следует заметить, что и фондовая и экспозиционная работа имеет социокультурную направленность. Мы остановимся на деятельности социокультурного образовательного отдела и Южно-Российского научно-культурного центра. В свою очередь, план работы социокультурного образовательного отдела музея-заповедника включает в себя следующие разделы: научно-методический, издательский, организационный, научно-исследовательский [8].

Научно-методическая часть предусматривает подготовку и проведение различных форм социокультурной деятельности: тематические экскурсии, музейные уроки, литературно-музыкальные вечера, культурно-массовые мероприятия и др. Именно данная составляющая деятельности культурно-образовательного отдела позволяет взаимодействовать с другими отделами музея-заповедника, в частности с Южно-Российским научно--культурным центром. Результатом издательского и научно-исследовательского разделов является разработка и создание пособий, картотек, путеводителей по музею, в которых отражена основная деятельность сотрудников музея по работе над программами, включающими использование инновационных форм социокультурной деятельности музея-заповедника. В ходе научно-исследовательской работы сотрудники тесно взаимодействуют с фондовым отделом, который позволяет получить из архивов необходимую информацию, проливающую свет на тот или иной экспозиционный материал. В задачи организационной работы социокультурного образовательного отдела входит: сотрудничество с туристическими агентствами, турфирмами в целях организации групп туристов; заключение договоров со школами, колледжами, вузами с целью упорядочения посещаемости музеев; участие и выступление в конференциях, заседаниях круглых столов, имеющих просветительскую направленность.

Что же представляют собой формы социокультурной деятельности Южно-Российского научно-культурного центра?! В основе социокультурной деятельности центра лежат интерактивные музейные занятия, особенностью которых является тесное взаимодействие музейных сотрудников и посетителей, где важное место отводится студентам. Занятия со студентами проводятся в форме беседы или диалога. Цель интерактивных музейных занятий заключается в создании комфортных условий обучения, при которых студенты чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и воспитания в музейном пространстве.

Так, интерактивное музейное занятие «Экскурсия не по правилам», предусматривает знакомство студентов с Чеховскими местами и архитектурой города Таганрога, а также с прототипами героев рассказов писателя. Молодые люди участвуют в поисках чеховских артефактов по карте города и разыгрывают на сцене роли героев юмористических рассказов А.П. Чехова. В процессе мероприятия студенты могут выступать в роли экскурсовода, что позволяет им войти в мир музейного искусства.

В центре существует творческая студия «Антоша Чехонте», которая предполагает участие в различных мастер-классах: ткачество; изготовление народной игрушки; рисование; оригами; декупаж; актёрское мастерство и техника речи. Как проходят эти занятия?! В начале занятий демонстрируется фондовая работа, проводится небольшой экскурс по истории создания изделия и непосредственно создание самого продукта искусства. Техника мастер-классов разнообразна: тема «Красота Земли русской» предусматривает изготовление обережных игрушек; тема «Новогодний ларец» нацелена на изготовление новогодних игрушек и др. Данные виды деятельности предполагают групповые и индивидуальные формы работы. Используемые виды и формы деятельности позволяют молодым людям развить свои творческие способности, так как в ходе знакомства используются различные виды творчества: лепка из глины, рисование, создание предметов с использованием различных стилей и направлений живописи, работа с бумагой, различные поделки и игрушки, работа с бисером, нитями, тканями и многое другое. При данной форме работы, процесс эстетического воспитания эффективен и дает свои результаты, так как у молодежи активизированы такие психологические механизмы, как моторика, мышление, логика, воображение, восприятие, позволяющие усваивать моральные, нравственные, эстетические принципы.

Итак, работа культурно-образовательного отдела музея-заповедника ведется по разработанной музейно-педагогической программе «Музей и образование», рассчитанной на различные возрастные группы учащихся, в том числе и на студенческую аудиторию. Данная программа включает социально-культурные, воспитательные, обучающие проекты, реализующиеся в ходе использования различных видов социокультурной деятельности музея-заповедника.

Традиционным видом социокультурной деятельности культурно-образовательного отдела музея является тематическая экскурсия «По Чеховским местам Таганрога». Экскурсия проходит по историческому центру города и включает посещение мемориальных музеев: музей «Домик Чехова», в котором родился А.П. Чехов; музей «Лавка Чеховых», где прошли его детские и юношеские годы; литературный музей А.П.Чехова -гимназия, где учился и развивался как личность будущий писатель мировой литературы. Пешеходная часть экскурсионного маршрута включает осмотр архитектурных памятников Таганрога и достопримечательных мест

Чеховской эпохи. Среди них: памятник основателю Таганрога Петру I, в создании которого принимал участие А.П. Чехов; памятник непосредственно А.П. Чехову; старейший в городе Свято-Никольский храм; дворец Александра I на Греческой улице и памятник императору Александру I на Александровской площади и др.

В отличие от традиционных экскурсий, сотрудниками культурно-образовательного отдела проводятся театрализованная экскурсия «А.П.Чехов - родному городу и миру» по мемориальной части литературного музея. Экскурсия знакомит зрителя с экспозиционным материалом, а работа в классе предусматривает знакомство с раритетными экспонатами, хранящимися в фондах. В ходе экскурсии молодые люди становятся не только пассивными созерцателями, но и активными участниками самого образовательно-воспитательного процесса проходящего в музейном пространстве, т.е. они переходят на сторону героев представлений, соприкасаются с элементами культурного наследия Чеховского времени. Театрализованные экскурсии знакомят студентов с традициями и обычаями наших предков, историческими эпохами; их вниманию предоставлены фондовые экспонаты: костюмы, скатерти, расшитые ткани, старинная утварь, шкатулки, различные изделия из дерева, глиняные экспонаты (кувшины, куклы др.), украшения и многое другое. Красоту и роскошь музейных экспонатов невозможно передать словами, поэтому эффективность эстетического развития личности молодых людей в вышеописанных действах, несомненно, достигается в ходе их прямой вовлеченности в эти действа и прямого контакта с фондовым материалом, а не простого экскурсионного прослушивания музейного информационного текста [8].

Особенностью работы культурно-образовательного отдела является создание проектов, включающих в себя подготовку сценариев и проведение игровых музейных уроков. Так, проект «Обычаи и традиции русского народа» предполагает проведение таких музейных уроков, как: музейный урок «Святки на пороге, радуйся земля!», в ходе которого студенты узнают о традициях и обрядах данного календарного праздника. Здесь они могут поделиться своими знаниями о приметах, гаданиях, предсказаниях.

Музейный урок «Осенины - праздник осени на Руси». Школьники и студенты знакомятся с традициями празднования «Осенин», со старинными музейными предметами (предметы быта и орудия труда конца 19 -начала 20вв.), принимают участие в конкурсах, викторинах, мастер-классе по изготовлению музейного сувенира - символа осени. За счет применения различных форм работы, аудитория активно вовлечена в деятельность, что служит эффективному усвоению предоставляемой информации.

Музейный урок «Раз блинок, два блинок!» передает дух масленичных обрядов и традиций Юга России. В ходе урока молодые люди знакомятся с традициями и обычаями наших предков, участвуют в масленичных забавах. Им предоставляется возможность увидеть старинную утварь и посуду, шкатулки, украшения; разобраться в устройстве самовара.

Музейный урок «Чехов - гимназист» рассказывает о годах обучения писателя в гимназии. Студенты погружаются в атмосферу гимназической жизни времен Чехова, знакомятся с учебными принадлежностями второй половины 19 века, решают простые арифметические задачки в мемориальном классе и играют на гимназической перемене в «фанты». Сотрудниками музея презентован отрывок из фильма «Детство Тёмы» (1990г.), где показано, как на фоне неспешного течения жизни дворянской усадьбы происходит становление души юного гимназиста Темы Карташова.

Таким образом, мы видим, что «музейный урок - это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки, с применением интерактивных технологий»[8, 128]. Он преобразовывает привычную форму ведения традиционных мероприятий, предполагает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков и делает данный вид работы более интересным и содержательным.

Изложенные выше виды деятельности культурно-образовательного отдела являются традиционными. Однако социум диктует использование новых видов и форм работы с аудиторией. Так современной формой социокультурной деятельности является «квест» «Квест - это сложная форма деятельности, которая включает наличие поисково-аналитической составляющей или интеллектуальной задачи, которую должны решить участники» [2, 102]. Сотрудниками культурно-образовательного отдела успешно реализуется квест для старшеклассников и студентов по теме: «Тайна трех дверей». Это обучающий квест, предполагающий игру в фондохранилище музея-заповедника. Цель квеста - знакомство участников с уникальными фондовыми коллекциями, развитие эстетического сознания и эстетического вкуса, определение своих способностей и раскрытие личностных качеств (внимание, логика, сообразительность). В ходе квест-игры юноши и девушки соприкасаются с тайнами и загадками, которые хранят в себе музейные фонды; получают памятные призы от музея в виде сладкого мини-кубка, блокнота и ручки.

Еще один не менее интересный квест - «В поисках господина Ч***». Старшеклассники и студенты совершают необычное путешествие по экспозиционным залам музея-заповедника, открывают тайны чеховских персонажей. На территории музея размещены записки (свитки), включающие различные задания, необходимые для продолжения поиска сокровищ. Задания направлены на развитие логики, мышления, творческих способностей, обогащение кругозора. Музейные сотрудники предоставляют аудитории фондовые экспонаты (подсвечники, калоши, часы, очки, записки, замок и ключи, сундук, элементы гардероба), изучение которых помогает участникам в нахождении ответов. По итогам прохождения квеста победителям вручается бюст А.П.Чехова, а участникам блокноты и ручки. Таким образом, в квесте находят свое отражение сочетающиеся друг с другом современные интерактивные технологии, влияющие на психологическую, интеллектуальную, нравственно-эстетическую составляющую личности студентов [8].

Одной из важных и наиболее популярных форм социокультурной деятельности культурно -образовательного отдела является лекция. Лекции могут объединяться в циклы - лектории. Особенность музейной лекции состоит в том, что она основывается на наглядном экспозиционном материале. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, видеороликов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад, так как применение информационных экранов, демонстрирует видеофрагменты необходимые для более подробного изучения темы лекции.

Так, интерактивное лекционное занятие «Край, где мы живем», посвященное 80-летию Ростовской области раскрывает наиболее яркие и интересные страницы истории Донского края, государственные символы Ростовской области, какими являются флаг и герб. Учащиеся узнают о таких известных людях Донского края как: А.П.Чехов, М.А. Шолохов, художник М.Б. Греков, музыкант М.Ф. Гнесин; о городах, вошедших в туристический маршрут «Серебряная подкова Дона» - Новочеркасск, Танаис, Азов. Аудитория знакомится с историей создания мемориала Славы на Самбекских высотах и с героическими и победными подвигами в период Великой Отечественной Войны. В завершении мероприятия проводится мастер-класс по изготовлению сувенира с символами Ростовской области.

Интересным на наш взгляд является мероприятие на тему: «Создатель крылатых машин», где принимают участие и школьники и студенты. Программа мероприятия включает лекторий о зарождении и создании летательных аппаратов; рассказывает о биографии выдающегося авиаконструктора В.М. Петлякова; предусматривает проведение викторин и мастер-класса по изготовлению моделей самолетов [8].

Социокультурная деятельность культурно-образовательного отдела осуществляется в рамках разработанной музейно-просветительской программы «Личность и время», в которую входит проект «С именем Чехова». Данный проект направлен на популяризацию жизни и творчества нашего земляка, великого писателя А.П. Чехова, поэтому сотрудниками отдела проводятся следующие мероприятия: театрализованный вечер по рассказу А.П. Чехова «Предложение»; историко-музыкальный вечер «Чехов и Чайковский», посвященный дружбе двух гениев русской культуры; презентация альбома «Личная библиотека А.П.Чехова. Избранное», в котором представлены книги из личной библиотеки А.П.Чехова, собранные писателем в течение всей его жизни.

Отдельно хочется описать литературно-музыкальный вечер «Кулинарный бенефис по-Чеховски, или надо знать, чем закусывать!» Музейными специалистами разработан сценарий, приглашены к сотрудничеству артисты театра, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности, телевидение. Таким образом, данное музейное мероприятие является одной из комплексных форм социокультурной и образовательно -воспитательной деятельности, объединяющей элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления. Литературно - музыкальный вечер посвящен изысканной кухни, описанной в произведениях А.П. Чехова. Музейный вечер передает культуру купечества и мещанства, создает эмоциональную атмосферу общества, его нравы, гастрономические вкусы, создает юмористическую атмосферу жителей провинциального города, воссоздает целостный образ Чеховского времени. Все это сопровождается игрой на фортепьяно, пением неаполитанских песен, виртуозной игрой на скрипке. В ходе вечера идет эстетическое восприятие Чеховского текста, времени, культуры и музея в целом.

Как отмечалось выше, работа культурно-образовательного отдела непосредственно взаимосвязана с другими отделами музея. Тем не менее, существует и сотрудничество с городскими культурно -образовательными структурами. Так имеет популярность творческое содружество музея и муниципального камерного оркестра г. Таганрога, под руководством художественного руководителя и дирижёра - заслуженного деятеля искусств Александра Гуревича. Результатом данного сотрудничества совместно с сотрудниками культурно-образовательного отдела является историко-музыкальные вечера «Музыкальный Таганрог Чеховского времени», «Музыка в жизни и творчестве А.П. Чехова» и др. Как известно, музыка помогает совершать путешествие в прошлое, знакомит с событиями и судьбами исторических деятелей, оставивших значительный след в истории нашего края. В ходе историко-музыкального вечера студенты получают уникальную возможность погрузиться в атмосферу удивительного мира музыки, царившей во времена великих князей, проживавших в нашем родном городе. Так же в зале представлена выставка, передающая быт и нравы жителей старого Таганрога. Зрители, присутствующие на вечере, знакомятся с редкими документами, фотографиями и рисунками из фондов музея [5].

Идя в ногу со временем, музей-заповедник ежегодно проводит акцию «Ночь в музее». Поэтому в последнее время данная акция приобретает популярную значимость, так как лишь один раз в год музей работает в вечернее и ночное время, что дает возможность посетителям, в том числе и студентам, увидеть музейное пространство с иной стороны. В программу акции входят: фестиваль городского романса «Когда цветет акация»; театрализованная экскурсия «Ретро-дефиле в Чеховском дворике»; выставка русского народного костюма «Россия полотняная» из частной коллекции С.Глебушкина; интерактивная выставка под открытым небом «Музейный квартал»; вечерняя экскурсия по экспозиции Литературного музея А.П.Чехова «Сумерки в музее» в стиле «Кино-арт», в ходе которой посетителям доступны уникальные фондовые объекты, зрителей ждут встречи с оживленными героями легендарных фильмов по творчеству А.П.Чехова. Данный вид деятельности позволяет студентам принять участие в роли, как зрителя, так и непосредственного участника акции в качестве волонтера.

Важно отметить, что сотрудничество музея-заповедника с учебными заведениями способствует привлечению студентов к волонтерской деятельности. Поэтому студенческая молодежь может попробовать себя в роли экскурсовода при поддержке музейного сотрудника. В основном предусматриваются выездные экскурсии по историческим местам г.Таганрога, связанные с именем А.П.Чехова. Совместно с сотрудниками культурно-образовательного отдела студенты разрабатывают экскурсионный маршрут, изучают архивный и фондовый материал музея-заповедника. Затем проводится экскурсия для группы непосредственно студентов и для группы учащихся, с целью сравнения взаимодействия с разновозрастной категорией посетителей музея-заповедника.

На наш взгляд, одним из интересных видов научно-ориентированной деятельности культурно-образовательного отдела музея является проведение студенческих конференций, посвященных теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова». Данный вид взаимодействия сотрудников отдела и студентов, позволяет учащимся разработать и реализовать свои лучшие творческие проекты. В дальнейшем это является немаловажным фактом в предоставлении возможности трудоустройства в музее-заповеднике.

Исходя из выше изложенного, следует отметить богатый образовательный и социально-воспитательный потенциал Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, который создает благоприятные условия для эстетического, нравственного, патриотического воспитания разновозрастной молодежи. Анализ использования инновационных форм социокультурной деятельности музея -заповедника в эстетическом воспитании молодежи показывает:

- комплексность, заключающуюся в применении различных форм и видов музейной деятельности (беседы, лекции, экскурсии, мастер-классы, викторины, дискуссионные площадки);

- интерактивность, предполагающую взаимодействие с экспозицией на основе мультимедийных средств;

- использование игровых форм работы с посетителями;

- доступность для всех категорий посетителей;

- использование театрализации, направленной на визуальное восприятие музейного пространства, которое вызывает более яркие эмоции и впечатления;

- рекреационную направленность, проявляющуюся не только в отдыхе и досуге молодёжи, но и в расширении кругозора, развитии духовного потенциала личности.

Таким образом, очевиден тот факт, что инновационные формы, виды и методы деятельности музея-заповедника направлены на психофизическое, психосоциальное развитие; эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А.Барышева.-СПб.: Питер, 2000. - 237 с.

2. Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый.-

2016. - №22. - С. 236-238. - URL https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 16.04.2019).

3. Батнасунов, А. С. Социология культуры, духовной жизни [Текст]/ А.С.Батнасунов. - М.: РГБ, 2005.-159 с.

4. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного

музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1994. - С. 3-6.

5. Мышева, Т.П. Исторический аспект становления музея и его социокультурной образовательной деятельности // История развития

социокультурной деятельности в России / под ред И.В. Челышевой. Таганрог: изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2012 - С. 163-175

6.Мышева, Т.П. Становление музея и музейной педагогики // Вестник Таганрогского гос. пединститута. 2006 N° 2. - С. 129-133

7. Российская музейная энциклопедия потребностей в 2 т. М., 2001. - Т. 1.- 395 с.

8. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. URL: http://www.tgliamz.ru/about/ (дата

обращения 28.04.2018).

Т.П. Мышева

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Аннотация. Статья раскрывает особенности и дает анализ модели эстетического воспитания молодежи с помощью инновационных форм социокультурной деятельности музея. Она описывает разделы модели, давая характеристику каждому из них.

Ключевые слова: модель, раздел, инновыционные формы, социокультурная деятельность музея.

T.P. Mysheva

THE SUBSTANTIATION OF THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUTH WITH THE HELP OF USING THE INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE MUSEUM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.