Научная статья на тему 'Обоснование методики по оценке возможности самостоятельного проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, проживающих в психоневрологическом интернате'

Обоснование методики по оценке возможности самостоятельного проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, проживающих в психоневрологическом интернате Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
701
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ / ИНВАЛИДЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ / КРИТЕРИИ / МЕТОДИКА / PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL / PEOPLE WITH DISABILITIES / MENTAL DISORDERS / INDEPENDENT LIVING / CRITERIA / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Сергей Иванович, Гаубрих Наталья Юрьевна, Яламов Антон Сергеевич, Мирзаян Элеонора Исмаиловна, Герасимова Елена Васильевна

Актуальность. На сегодняшний день отсутствуют методики оценки возможности самостоятельного проживания инвалидов вследствие психических расстройств в условиях психоневрологического интерната. В данной работе впервые обоснованы критерии отнесения граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным и способным проживать самостоятельно в данных учреждениях. Цель исследования: научно обосновать критерии отнесения инвалидов вследствие психических расстройств к частично трудоспособными и обосновать методику по оценке возможности самостоятельного их проживания в психоневрологическом интернате. Материалы и методы. В работе использовались данные официальной статистики ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России. Это Статистические сборники: «Основные показатели первичной инвалидности взрослого населения в РФ за 2016, 2017, 2018 гг.», «Основные показатели повторной инвалидности взрослого населения за 2016, 2017, 2018 гг.», таблицы: «Распределение инвалидов по полу, возрасту на 1 января 2019 года», «Структура лиц, имеющих инвалидность, по возрастным группам», «Численность впервые признанных инвалидами в 2016, 2017, 2018 гг.». Возможность самостоятельного проживания граждан оценивалась с применением математического метода на основании суммарного количества баллов, набранных гражданином по определенным сферам, представленным в Критериях (общий блок по идентичному функциональному признаку). Применялся метод тест-опроса специалистов, проводящих оценочное тестирование по определению характера и степени нарушений в социально-бытовой и социально-средовой сфере жизнедеятельности инвалида вследствие психических расстройств. Результаты. Разработаны критерии и методика оценки способности самостоятельного проживания инвалида с психическими расстройствами в психоневрологическом интернате, с учётом предоставления ему необходимых социальных услуг. Выводы. Уровень возможности самостоятельного проживания в психоневрологическом интернате психически нездорового индивида, соотнесён с соответствующим процентным диапазоном: от 80% до 100% сохранный уровень самостоятельности; от 60% до 80% умеренно нарушенный уровень самостоятельности. Может нуждаться в регулярном сопровождаемом проживании. от 40% до 60% выраженные нарушения уровня самостоятельности. Может нуждаться в постоянном сопровождаемом сопровождении. ниже 40% значительно выраженные нарушения уровня самостоятельности. Необходимость в постоянном постороннем уходе и постоянной посторонней помощи других лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлов Сергей Иванович, Гаубрих Наталья Юрьевна, Яламов Антон Сергеевич, Мирзаян Элеонора Исмаиловна, Герасимова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESS ABILITY OF INDEPENDENT LIVING OF PEOPLE SUFFERING FROM MENTAL DISORDERS RESIDING IN A PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL

Significance. Today, there are no methods for assessing ability of independent living of people with disabilities due to mental disorders in a psychoneurological boarding school. This work for the first time ever substantiates criteria for classifying people suffering from mental disorders as partially able-bodied and able to live independently in these institutions. Purpose: to scientifically substantiate criteria for classifying people with disabilities due to mental disorders as partially able-bodied and rationalize methodology for assessing their ability of independent living in a psychoneurological boarding school. Material and methods. The work used official statistics of the Federal Bureau for Medical-social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection statistical collections: “Key indicators of adult primary disability in the Russian Federation, 2016, 2017, 2018”, “Key indicators of adult recurrent disability, 2016, 2017, 2018” and tables: “Distribution of persons with disabilities by gender and age as of January 1, 2019”, “Structure of persons with disabilities by age group”, “Number of persons first recognized as the disabled, 2016, 2017 , 2018 ”). Ability of independent living was assessed using a mathematical method on the basis of the total number of scores in certain areas presented in the Criteria (a general block on an identical functional basis). The authors used the method of test-survey of specialists conducting assessment to determine the nature and degree of malfunctions in social life and social and environmental spheres of life of the disabled due to mental disorders. Results. Evaluation criteria and methodology for assessing ability of independent living of people with mental disorders in a psychoneurological boarding school have been developed. Conclusions. Ability of independent living of people with mental disorders in a psychoneurological boarding school is correlated with the corresponding percentage range: 80% 100% high level of independence; 60% 80% moderate level of independence. May require a regular accompanied accommodation. 40% 60% low level of independence. May require an ongoing follow-up. under 40% significantly imjpared independence; constant outside care and constant outside help of others are required.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики по оценке возможности самостоятельного проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, проживающих в психоневрологическом интернате»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2019*65(5)

Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health '

08.11.2019 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-5

Козлов С.И., Гаубрих Н.Ю., Яламов А.С., Мирзаян Э.И., Герасимова Е.В.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ГРАЖДАН, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ

ИНТЕРНАТЕ

ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты РФ, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. На сегодняшний день отсутствуют методики оценки возможности самостоятельного проживания инвалидов вследствие психических расстройств в условиях психоневрологического интерната. В данной работе впервые обоснованы критерии отнесения граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным и способным проживать самостоятельно в данных учреждениях.

Цель исследования: научно обосновать критерии отнесения инвалидов вследствие психических расстройств к частично трудоспособными и обосновать методику по оценке возможности самостоятельного их проживания в психоневрологическом интернате.

Материалы и методы. В работе использовались данные официальной статистики ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России. Это Статистические сборники: «Основные показатели первичной инвалидности взрослого населения в РФ за 2016, 2017, 2018 гг.», «Основные показатели повторной инвалидности взрослого населения за 2016, 2017, 2018 гг.», таблицы: «Распределение инвалидов по полу,

возрасту на 1 января 2019 года», «Структура лиц, имеющих инвалидность, по возрастным группам», «Численность впервые признанных инвалидами в 2016, 2017, 2018 гг.». Возможность самостоятельного проживания граждан оценивалась с применением математического метода на основании суммарного количества баллов, набранных гражданином по определенным сферам, представленным в Критериях (общий блок по идентичному функциональному признаку). Применялся метод тест-опроса специалистов, проводящих оценочное тестирование по определению характера и степени нарушений в социально-бытовой и социально-средовой сфере жизнедеятельности инвалида вследствие психических расстройств.

Результаты. Разработаны критерии и методика оценки способности самостоятельного проживания инвалида с психическими расстройствами в психоневрологическом интернате, с учётом предоставления ему необходимых социальных услуг.

Выводы. Уровень возможности самостоятельного проживания в психоневрологическом интернате психически нездорового индивида, соотнесён с соответствующим процентным диапазоном:

- от 80% до 100% - сохранный уровень самостоятельности;

- от 60% до 80% - умеренно нарушенный уровень самостоятельности. Может нуждаться в регулярном сопровождаемом проживании.

- от 40% до 60% - выраженные нарушения уровня самостоятельности. Может нуждаться в постоянном сопровождаемом сопровождении.

- ниже 40% - значительно выраженные нарушения уровня самостоятельности. Необходимость в постоянном постороннем уходе и постоянной посторонней помощи других лиц.

Ключевые слова: психоневрологический интернат; инвалиды; психические расстройства; самостоятельное проживание; критерии; методика.

Контактная информация: Мирзаян Элеонора Исмаиловна, email: mirzayan@gmail.com

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования:

Козлов С.И., Гаубрих Н.Ю., Яламов А.С., Мирзаян Э.И., Герасимова Е.В. Обоснование методики по оценке возможности самостоятельного проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, в психоневрологическом интернате. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(5):5. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1101/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-5

Kozlov S.I., Gaubrich N.Yu., Yalamov A.S., Mirzayan E.I., Gerasimova E.V.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESS ABILITY OF INDEPENDENT LIVING OF PEOPLE SUFFERING FROM MENTAL DISORDERS RESIDING IN A PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL

Federal Bureau for Medical-social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Today, there are no methods for assessing ability of independent living of people with disabilities due to mental disorders in a psychoneurological boarding school. This work for the first time ever substantiates criteria for classifying people suffering from mental disorders as partially able-bodied and able to live independently in these institutions.

Purpose: to scientifically substantiate criteria for classifying people with disabilities due to mental disorders as partially able-bodied and rationalize

methodology for assessing their ability of independent living in a psychoneurological boarding school.

Material and methods. The work used official statistics of the Federal Bureau for Medical-social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection -statistical collections: "Key indicators of adult primary disability in the Russian Federation, 2016, 2017, 2018", "Key indicators of adult recurrent disability, 2016, 2017, 2018" and tables: "Distribution of persons with disabilities by gender and age as of January 1, 2019", "Structure of persons with disabilities by age group", "Number of persons first recognized as the disabled, 2016, 2017 , 2018 ").

Ability of independent living was assessed using a mathematical method on the basis of the total number of scores in certain areas presented in the Criteria (a general block on an identical functional basis). The authors used the method of test-survey of specialists conducting assessment to determine the nature and degree of malfunctions in social life and social and environmental spheres of life of the disabled due to mental disorders.

Results. Evaluation criteria and methodology for assessing ability of independent living of people with mental disorders in a psychoneurological boarding school have been developed.

Conclusions. Ability of independent living of people with mental disorders in a psychoneurological boarding school is correlated with the corresponding percentage range:

- 80% - 100% - high level of independence;

- 60% - 80% - moderate level of independence. May require a regular accompanied accommodation.

- 40% - 60% - low level of independence. May require an ongoing follow-up.

- under 40% - significantly imjpared independence; constant outside care and constant outside help of others are required.

Keywords: psychoneurological boarding school; people with disabilities; mental disorders; independent living; criteria; methodology.

Corresponding author: Eleonora I. Mirzayan, email: mirzayan@gmail.com Information about authors:

Kozlov S.I., https://orcid.org/0000-0003-3897-6204 Gaubrich N.Y. https://orcid.org/0000-0002-5469-7064 Yalamov A.S. https://orcid.org/0000-0002-3994-1065 Mirzayan E.I. https://orcid.org/0000-0002-7430-2277 Gerasimova E.V. https://orcid.org/0000-0001-8133-0084 Acknowledgments. the study did not have financial support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Kozlov S.I., Haubrich N.Yu., Yalamov A.S., Mirzayan E.I., Gerasimova E.V. Scientific substantiation of methodological approaches to assess ability of independent living of people suffering from mental disorders residing in a psychoneurological boarding school. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(5):5. Available from: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1101/30/lang,ru/. (In Rus). DOI: 10.21045/20715021-2019-65-5-5

Введение

В начале второго десятилетия XXI века ВОЗ вынуждена была признать, что «в большинстве стран около 10% населения страдают тяжелыми и хроническими формами психических заболеваний или расстройствами психической деятельности, в то время как другая группа - 10% населения - страдает непсихотическими психическими расстройствами (включая психическое недоразвитие, невротические болезни и другие расстройства личности)».

В структуре инвалидности психические расстройства занимают четвертое место и первое место по длительности сроков инвалидности.

Большинство больных с психическими расстройствами, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25 % в возрасте до 29 лет, 70 % - до 40 лет) [1,2,3,4,5].

Особенностью реабилитационных мероприятий в психоневрологических интернатах является их многоаспектность, которая в свою очередь связана с многообразием патологии инвалидов, проживающих в них. Даже в рамках профильного учреждения реабилитационные мероприятия отличаются достаточным разнообразием с учётом наличия множественной патологии у каждого конкретного больного.

В отличие от учреждений здравоохранения реабилитация лиц находящихся в условиях психоневрологических интернатов, выступает и как система деятельности работников этих учреждений, направленная на создание обстановки комфортных условий проживания, организацию досуга, активизацию проживающих инвалидов вследствие психических расстройств в плане самообслуживания, бытового приспособления. Психоневрологические интернаты в отличие от психиатрических больниц имеют существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этих учреждениях, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга [6,7,8,9,10,11].

В связи с этим существенная роль отводится необходимости разработки критериев оценки функционального состояния инвалидов, а также научному обоснованию методики оценки их возможного самостоятельного проживания в психоневрологических интернатах.

Цель исследования: научно обосновать критерии отнесения инвалидов вследствие психических расстройств к частично трудоспособными и обосновать методику по оценке возможности самостоятельного их проживания в психоневрологическом интернате.

Материалы и методы

В работе использовались данные официальной статистики ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России (Статистические сборники: «Основные показатели первичной инвалидности взрослого населения в РФ за 2016, 2017, 2018 гг.», «Основные показатели повторной инвалидности взрослого населения за 2016, 2017, 2018 гг.», fbmse.ru), сайт: www.rosmintrud.ru (Таблицы: «Распределение инвалидов по полу, возрасту на 1 января 2019 года», «Структура лиц, имеющих инвалидность, по возрастным группам», «Численность впервые признанных инвалидами в 2016, 2017, 2018 гг.»), а также данные бюллетеня ВОЗ.

Возможность самостоятельного проживания граждан оценивалась с применением математического метода на основании суммарного количества баллов, набранных гражданином по определенным сферам, представленным в Критериях (общий блок по идентичному функциональному признаку).

Применялся метод тест-опроса специалистов, проводящих оценочное тестирование по определению характера и степени нарушений в социально-бытовой и социально-средовой сфере жизнедеятельности инвалида вследствие психических расстройств.

Результаты

Как было сказано выше, в настоящее время оценочной методики в отношении возможности самостоятельного проживания инвалидов вследствие психических расстройств в психоневрологических интернатах нет. В связи с этим, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Федеральное бюро) разработало методические подходы (инструкция) к организации работы по оценке возможности самостоятельного проживания инвалидов вследствие психических расстройств.

Инструкция разработана с целью оказания методической помощи уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) при организации проведения, в соответствии с п. 5 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 28.03.2019 № 3 индивидуального освидетельствования и осмотра граждан, проживающих в психоневрологических интернатах (далее ПНИ), в части оценки, в ходе такого освидетельствования, степени самостоятельности граждан, страдающих психическими расстройствами.

Для оценки возможности самостоятельного проживания рассматриваемой категории граждан разработаны критерии отнесения граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным и способным проживать самостоятельно с учетом предоставления им необходимых социальных услуг и рекомендаций по их применению при индивидуальном освидетельствовании и осмотре граждан, проживающих в ПНИ (далее критерии).

Возможность самостоятельного проживания граждан оценивается на основании суммарного количества баллов, набранных гражданином по определенным сферам, представленным в критериях (общий блок по идентичному функциональному признаку).

Специалисты, проводящие оценочное тестирование, определяют характер и степень нарушений в социально-бытовой и социально-средовой сфере жизнедеятельности гражданина (сформированность социально-бытовых и социально-средовых навыков) по результатам, полученным в ходе проведения исследования.

Перед началом исследования специалист сообщает гражданину, в общей форме, о целях тестирования, в доступной для него форме (при возможности установления контакта).

Оценочный тест (тестирование) уровня социальной адаптации граждан проводится специалистом посредством наблюдения, опроса, а также анализа предложенных заданий рассматриваемой категории граждан по выполнению элементарных бытовых действий.

В работе по проведению тестирования могут участвовать члены Комиссии, созданной на базе психоневрологического интерната (ПНИ) (врачи, в том числе, врачи-психиатры, психологи, социальные работники, юристы), так и сторонние лица, привлекаемые из реабилитационных учреждений, различных общественных организаций, отдельные лица на добровольной основе (например, волонтеры).

После окончания исследования баллы суммируются по каждому из блоков и передаются на рассмотрение Комиссии (созданной либо по мультидисципли-нарному признаку, либо на базе ПНИ с участием штатного состава учреждения).

По определению уровня самостоятельного проживания оценка нарушений самообслуживания и физической независимости (в составе блоков «Бытовая жизнь, Сфера жилья и быта (повседневные бытовые потребности)», «Главные сферы жизни. Сфера работы и других занятий. Образование, работа и занятость», «Самообслуживание. Сфера личного ухода. Регулируемые потребности») определяется:

- нуждаемость в посторонней помощи и уходе при удовлетворении регулируемых или нерегулируемых потребностей;

- интервалы, через которые возникает такая нуждаемость: эпизодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы (24 часа и реже), короткие интервалы (несколько раз в течении суток), критические интервалы (при необходимости и непредсказуемые) интервалы; постоянная нуждаемость;

- возможность коррекции с помощью вспомогательных средств и адаптации помещения, а также степень физической зависимости (либо независимости).

ФК-0 - полная независимость - способность эффективного существования без посторонней помощи и вспомогательных средств.

ФК-1 - легкая физическая зависимость - потребность в небольшой, непостоянной и нерегулируемой помощи других лиц (эпизодическая нуждаемость) (генеральная уборка, крупная стирка, мелкий ремонт и т.д.) или компенсация с помощью небольших технических средств и устройств (зубные протезы, устройства, регулирующие экскреторные функции).

ФК-2 - умеренная физическая зависимость - необходимость помощи других лиц в осуществлении одной или нескольких регулируемых потребностей при самостоятельной организации повседневных способностей (помощь для вхождения и выхождения из ванны, в сезонной заготовке продуктов, в использовании отдельных домашних приборов и т.д.) при длительных интервалах в помощи и уходе и/или использование технических средств и устройств, частично компенсирующих нарушение функции (протезы одной нижней конечности, регуляция экскреторных функций адаптивными устройствами или стимуляторами) или адаптация жилья.

ФК-3 - выраженное ограничение физической независимости - необходимость систематической помощи других лиц через короткие интервалы в помощи и уходе, в удовлетворении нескольких или многих регулируемых потребностей (покупка продуктов, мытье в ванной, уборка, отопление, пользование некоторыми бытовыми приборами и др.) и/или частичная компенсация физической зависимости с помощью технических средств и устройств (протезы обеих нижних конечностей, ортезы, тутора, ходунки, коляски) при условии самостоятель-

ного их использования больным или только эпизодической помощи в некоторых действиях (вывоз из гаража при условии самостоятельного выхода больного из жилья и перемещения в коляску и из коляски).

ФК-4 - значительно выраженное (полное нарушение) физической независимости - включает нарушение самообслуживания в узком смысле этого термина - необходимость помощи посторонних лиц в удовлетворении нерегулируемых потребностей через критические интервалы либо постоянная нуждаемость и частичная компенсация с помощью технических средств и устройств, если больной не может их использовать без посторонней помощи (невозможность самостоятельно самообслуживания, самостоятельного перемещения, постоянный посторонний уход и надзор).

К нерегулируемым потребностям, кроме физиологических отправлений, личной гигиены, одевания и приема пищи относится неспособность передвижения без посторонней помощи в пределах жилья.

На основании всех полученных данных формируется объективное представление о социально-бытовых и социально-средовых возможностях инвалида, уровне его социальной адаптации - уровень самостоятельности (сохранный, умеренно нарушенный, выраженные, значительно выраженные нарушения) (таблица 1).

Оценка в баллах устанавливается:

• - сохранный уровень самостоятельности = 1 балл

• - умеренно нарушенный уровень самостоятельности = 1/2 балла

• - выраженные нарушения уровня самостоятельности = 1/4 баллов

• - значительно выраженные нарушения - 0 баллов.

Таблица 1

Критерии оценки отнесения граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным и способным проживать самостоятельно, с учетом предоставления им необходимых социальных

услуг

Сведения о гражданине, в отношении которого проводится оценка способности проживать самостоятельно, с учетом предоставления ему необходимых социальных услуг:

ФИО

Возраст гражданина

Полное наименование стационарной организации социального обслуживания, в которой находится гражданин

Бытовая жизнь (МКФ) -

один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлеченности в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия. Сфера жилья и быта (повседневные бытовые

Сохранна

Степень самостоятельности

Умеренно нарушена

Выраженные нарушения

Значительно нарушена

потребности)

1 Приобретение предметов первой необходимости (мкф)

1.1 Способен делать за- Достаточно Ориентируется толь- Не способен поку- Не способен к

казы и покупки в ориентируется ко на внешние при- пать медикаменты само стоятельно -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т.ч. медикаменты в назначениях знаки медикамен- и другие товары му принятию

(экономическая предметов по- тозных препаратов и решений

жизнь - МКФ) купки других товаров

1.2 Распоряжается сво- Адекватно рас- Не может планиро- Не знает счет Не понимает на-

ей пенсией или др. поряжается де- вать бюджет ошиба- деньгам значения денег

денежными выпла- нежными сред- ется в счете

тами ствами

2 Ведение домашнего хозяйства (МКФ)

2.1 Приготовление Способен при- Способен пригото- Нуждается в чет- Не способен к

пищи готовить не- вить несложное в ких систематиче- самостоятель-

сложное в изготовлении блюдо ских инструкциях ным действиям

изготовлении после продолжитель- из вне для приго-

блюдо ного обучения товления пищи

2.2 Заправка постели Способен Способен, но нужда- Способен после Не способен к

самостоятель- ется во внешнем по- систематического самостоятель-

но заправить буждении и контроле обучения и побу- ным действиям

постель ждения из вне

2.3 Стирка (большая/ Способен сти- Не соблюдает после- Совершает Не способен к

малая) рать белье довательности, ну- отдельные опера- самостоятель-

самостоятель- ждается в четких ции, которые со- ным действиям

но инструкциях из вне при стирке относит между собой. Внешний контроль неэффективен

2.4 Уборка помещения/ Осуществляет Способен убрать при Способен только Не способен к

помещений уборку само- внешнем побужде- под контролем самостоятель-

стоятельно или нии и четких окружающих и их ным действиям

при внешнем инструкциях из вне помощи

контроле

2.5 Знает расположение Ориентируется Ориентируется в Не всегда ориен- Дезориентиро-

и функциональное в расположе- расположении ком- тируется в распо- ван относитель-

предназначение нии комнат нат в привычном по- ложении комнат но расположе-

комнат в жилом по- знает их назна- мещении, знает их даже в привычном ния комнат и их

мещении чение назначение помещении назначения

2.6 Владеет инструмен- Усваивает нор- Нуждается в четких Может причинить Не способен к

тами для выполне- мы и правила инструкциях из вне, с их помощью самостоятель-

ния простых быто- использования при использовании вред себе или ным действиям

вых заданий (нож- инструментов инструментов для окружающим

ницы, молоток и для выполне- выполнения простых

пр.) ния простых бытовых заданий после продолжительного бытовых заданий

обучения

2.7 Забота о домашнем Адекватно рас- Не всегда знает цену Безразличен к ве- Не отдает себе

имуществе и по- поряжается до- вещам, бывает расто- щам отчет о принад-

мощь другим машним иму- чительным или из- лежности до-

(МКФ) ществом лишне бережливым машнего имущества

2.8 Пользование замка- Самостоятель- Нуждается в четких Может пользо- Не способен,

ми, выключателями, ное пользова- инструкциях и эпи- ваться после дли- полная зависи-

кранами ние после обучения зодическом контроле тельного обучения и под контролем окружающих мость от других лиц

2.9 Пользование до- Самостоятель- Нуждается в четких Совершает Не способен,

машними прибора- ное пользова- инструкциях и эпи- отдельные опера- полная зависи-

ми ние после обучения зодическом контроле ции, не соотносит их между собой. Внешний контроль неэффективен мость от других лиц

2.10 Поддержание долж- Ориентируется Ориентируется на Ощущает телес- Не критичен к

ной температуры на телесный телесный диском- ный дискомфорт, телесным ощу-

помещения дискомфорт форт, может сооб- но не дифферен- щениям холода

при слишком щить о своих ощу- цирует ощущения и тепла

высокой или щениях

низкой темпе-

ратуре в поме-

щении регули-

рует самостоя-

тельно

3 Навыки персональной сохранности (забота о своем здоровье)

3.1 Распознает возмож- Обращается за Не способен в пол- Активных жалоб Не обращается с

ные опасности помощью при ной мере оценить не предъявляет. жалобами даже

ухудшении степень угрозы здо- При расспросе не при критиче-

самочувствия ровью всегда адекватен в отношении своего состояния ском ухудшении здоровья

3.2 Понимает меры Способен оце- Не всегда способен Реагирует на угро- Не распознает

необходимой быто- нить степень распознавать потен- зу только после прямую угрозу

вой безопасности (мокрый пол, фен и угрозы адекватно циальные опасности наступления неблагоприятных здоровью и жизни

т. д.) последствий

3.3 Знает, как вести себя в чрезвычайной ситуации

3.4 Прием медикамен- Ориентируется Ориентируется толь- Не знает соб- Принимает пре-

тов в назначениях, ко на внешние при- ственной схемы параты из рук

но для своевре- знаки медикамен- приема препара- медицинского

менного тозных препаратов. тов и их дозиров- персонала

приёма препа- Нуждается во внеш- ки

ратов необхо- нем контроле

дим внешний

контроль

3.5 Пользование электронагревательны-ми приборами Самостоятельное пользование после обучения Способен пользовать электронагревательными приборами только посредством четких инструкций и эпизодическим контролем Совершает отдельные операции, не соотносит их между собой. Внешний контроль неэффективен Не способен, полная зависимость от других лиц

3.6 Пользование предметами с высоким риском травматизма (нож, ножницы, молоток, пила, электроприборы и пр.) Самостоятельное пользование после обучения Способен пользоваться предметами с высоким риском травматизма только посредством четких инструкций и эпизодическим контролем Может причинить с их помощью вред себе или окружающим. Внешний контроль неэффективен Не способен, полная зависимость от других лиц

Баллы по сфере жилья и быта

Всего баллов по сфере жилья и быта

Уровень самостоятельности в сфере жилья и быта

Главные сферы жизни (МКФ) Сфера работы и других занятий Образование, работа и занятость (МКФ) Степень самостоятельности

Сохранна Умеренно нарушена Выраженно нарушена Значительно нарушена

1 Мытье (МКФ)

1.1 Выражает свои потребности по поддержанию гигиены Сообщает о своих потребностях по поддержанию гигиены Самостоятельно не выражает потребности, но адекватно реагирует на замечания Не выражает потребности, не адекватно реагирует на замечания Не критичен к своему внешнему виду

1.2 Соблюдает правила личной гигиены (регулярно моется) При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

1.3 Моет руки перед едой Самостоятельно моет руки Само стоятельно моет руки, но нуждается во внешнем побуждении и/или контроле Выполнение действия с помощью других лиц Не способен выполнить действие мытья рук

1.4 Пользование ванной/душем При замечании из вне или самостоятельно принимает ванну/душ Нуждается во внешнем побуждении и контроле Выполнение действия с помощью из вне Не способен, полная зависимость от других лиц

2 Уход за частями тела (МКФ)

2.1 Заботится о гигиене полости рта При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

2.2 Заботится о гигиене рук При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

2.3 Заботится о гигиене лица При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

2.4 Заботится о гигиене тела При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

2.5 Уход за волосами При замечании из вне или самостоятельно Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

2.6 Адекватное использование косметических средств и средств личной гигиены Способен адекватно использовать косметические средства и средства личной гигиены после продолжительного обучения Использует косметические средства, подражая окружающим Пользуется не всегда зная их назначение Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

3 Физиологические отправления (МКФ)

3.1 Навык использования туалетной бумаги Использует туалетную бумагу по назначению Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не способен, полная зависимость от других лиц

3.2 Соблюдение гигиены после выделений Частично или полностью поддерживает гигиену после выделений Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигиене

3.3 Возможность контроля за физиологическими отправлениями Частично или полностью поддерживает гигиену после Нуждается во внешнем побуждении и контроле, Выполнение действия с помощью из вне Не критичен к своему внешнему виду и собственной гигие-

физиологических отправлений не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Одевание (МКФ)

4.1 Самостоятельно одевается и раздевается Способен самостоятельно отдаться и раздеться Выполняет действия с частичной помощью других лиц Интереса к гардеробу не проявляет или он неадекватен Не способен к действию

4.2 Понимает уместность одежды в определенных случаях Способен подбирать одежду к ситуации Способен подбирать одежду к ситуации только с внешней помощью Интереса к гардеробу не проявляет или он неадекватен Не способен к действию

4.3 Осуществляет уход за одеждой и обувью Самостоятельно осуществляет уход за одеждой и обувью Самостоятельно при внешней стимуляции осуществляет уход за одеждой и обувью Интереса к гардеробу не проявляет или он неадекватен Не способен к действию

5 Прием пищи (МКФ)

5.1 Правильно сидит за столом и аккуратно ест Может вести себя за столом аккуратно Аккуратно выполняет действия при частичной помощи других лиц Аккуратно выполняет действия при частичной помощи других лиц Не способен к самостоятельно приему пищи

5.2. Пользование столовыми принадлежностями Способен по назначению использовать самые распространенные столовые принадлежности Пользование столовыми приборами ограничено (ложка, тарелка, кружка) Пользование столовыми приборами при частичной помощи других лиц Без постоянного присмотра может причинить вред себе или окружающим, используя столовые приборы

5.3 Подносит ко рту, пережевывает, проглатывает пищу или питье Употребляет пищу самостоятельно Употребляет пищу самостоятельно частичной помощи других лиц Не способен самостоятельно употреблять пищу

5.4 Умение подать еду, напитки на стол Способен самостоятельно накрыть на стол только после продолжительного обучения Способен самостоятельно накрыть на стол только под контролем Выполняет действие под контролем и помощью других лиц Не способен к действию

Баллы по сфере жилья и быта

Всего баллов по сфере жилья и быта

Уровень самостоятельности в сфере жилья и быта

Самообслуживание (МКФ) - способность самостоятельно удовлетво- Степень самостоятельности

Сохранна Умеренно нарушена Выражено нарушена Значительно нарушена

рять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены. Сфера личного ухода Регулируемые потребности

1 Общие задачи и требования (МКФ)

1.1 Выполнение отдельных задач (МКФ)

1.1.1 Выполняет задания в хорошем темпе Выполняет задание в заданном темпе при длительной тренировке Выполнение задания возможно только в замедленном темпе при дополнительных разъяснениях Способен выполнять только наиболее простое задание, связанное с простым трудом и при постоянных направляющих инструкциях Не способен понять задание

1.1.2 Приходит вовремя к началу групповой работы/терапии Ориентируется во времени Допускает ошибки в оценке временной перспективы Оценить время возможно только при организующей помощи Не ориентируется во времени

1.1.3 На работе / в ЛТМ проявляет инициативу Способен проявлять адекватную инициативу Инициатива не всегда соответствует ситуации Инициатива преимущественно неадекватна Не способен к работе

1.1.4 Знает, где и как найти необходимую информацию Находит требуемою информацию с помощью окружающих при соответствующем обучении Способен получить информацию для самостоятельного передвижения только с помощью окружающих Способен следовать только четким и простым инструкциям Не способен получить информацию

1.1.5 Убирает свое рабочее место Убирает своё рабочее место Требуется побуждение и помощь из вне для организации рабочего места Способен совершать уборку только в плане отдельных операций после четкой инструкции Не способен к работе

1.1.6 Выполняет простые задания/выдвигает собственные аргументы Способен к выполнению задания после этапа обучения Для выполнения простых заданий требуется внешняя помощь и побуждение со стороны Способен выполнить только наиболее простые автоматизированные действия Не приступает к заданиям

1.1.7 Знает местонахождение групповых занятий / своего рабочего места/ материалов необходимых для работы и Ориентируется в пространстве Ориентируется только в пределах знакомых помещений Ориентируется только в пределах знакомых помещений и с помощью посторонних Не ориентируется в пространстве

занятий

1.2 Выполнение многоплановых задач (МКФ)

1.2.1 Участвует в Может пони- Поверхностно и Пассивно подчи- Не понимает це-

терапевтических мать цели и за- фрагментарно пони- няем или негати- лей и задач

мероприятиях дачи терапии мает цели и задачи вистичен к терапии

(включая ЛТМ) терапии терапии

1.2.2 На групповых заня- Внимание Не может длительно Способен к непро- Не способен к

тиях внимателен и устойчивое при удерживать внима- должительному сосредоточению

сосредоточен выполнении знакомых, лёгких, стереотипных заданий ние, требуется постоянная смена деятельности сосредоточению внимания на автоматизированных действиях

1.2.3 Участвует в группо- Участвует в Тему занятия пони- Тему занятия не Не способен к

вых мероприятиях групповых ме- мает фрагментарно, понимает, участие участию в меро-

роприятиях нуждается во внешней стимуляции ограниченно подражанием действиям других или противоборству с ними приятиях

1.2.4 Знает имена других Знает имена Знает имена других Путает имена дру- Не способен к

участников группы других участников группы участников группы гих участников группы общению

1.2.5 Работает с упор- Способен к си- Может справиться с Может выполнять Не способен к

ством (преодоление стематическо- трудовыми задачами только отдельные труду

стресса и других му выполне- только с помощью трудовые опера-

психологических нию простых окружающих ции с внешней по-

нагрузок - МКФ) видов ручного и физического труда мощью

1.2.6 Может работать не- Может рабо- Может работать не- Может работать Не приступает к

прерывно более 15 тать непрерыв- прерывно более 15 непрерывно более работе

минут но более 15 минут минут 15 минут только в привычных условиях

1.2.7 Адекватно воспри- На критику в Критику восприни- Критические за- Не способен

нимает конструк- отношении мает не всегда аде- мечания воспри- осознать крити-

тивную критику и себя чаще кватно нимает неадекват- ку

проверки (преодо- всего реагиру- но

ление стресса и ет адекватно

других психологи-

ческих нагрузок -МКФ)

1.2.8 Проявляет постоян- Проявляет ин- Может проявлять ин- Интерес к работе Не включается в

ный интерес к рабо- терес к работе, терес к трудовым за- не проявляет суть задания

те и другим заняти- способен ис- дачам после соответ-

ям, доводит работу пользовать ствующего обучения

до конца и обладает имеющиеся

необходимыми трудовые навы-

компетенциями для ки после про-

выполнения своей должительного

работы (базисные обучения

навыки при обуче-

нии и применения знаний - МКФ)

2 Общение (МКФ)

2.1 Восприятие сообщений при общении (МКФ).

2.1.1 Адекватно воспри- Воспринимает Воспринимает толь- Воспринимает Не воспринима-

нимает инструкции простые ко простые инструк- только простые ет обращенную

инструкции ции при многократ- стереотипные речь

верно ном повторении инструкции после длительного обучения

2.2 Составление и изложение сообщений (МКФ)

2.2.1 Выдвигает соб- Способен Мысль формулирует В диалоге пасси- В диалог не

ственные аргумен- сформулиро- непоследовательно и вен, на вопросы вступает или

ты в понятной до- вать и аргумен- недостаточно аргу- отвечает, ответ на речь полностью

ступной форме тировать простую мысль ментировано вопрос не аргументировать бессвязная

2.2.2 Представляется Представляет- Представляется Представляется Не реагирует на

другим участникам ся самостоя- только по просьбе только по просьбе просьбу пред-

группы в адекват- тельно или по ставиться

ной форме просьбе адекватно

Баллы по сфере работы

Всего баллов по сфере ра-

боты

Уровень самостоятельно-

сти в сфере работы

Межличностные взаимо- Степень самостоятельности

действия и отношения (МКФ) - выполнение действий и требований ба- Сохранна Умеренно нарушена Выраженное нарушение Значительно нарушена

зисных и комплексных

взаимодействий с людьми

(незнакомыми, друзьями, близкими, членами семьи

и возлюбленными) в соот-

ветствии с ситуацией и в

социально приемлемой форме.

Сфера семьи и отноше-

ний с людьми

Общие межличностные

взаимоотношения

(МКФ) - взаимодействие с

людьми в соответствии с

ситуацией и в социально приемлемой форме (оказа-

ние внимания и уважения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в подобающих случаях, ответ на чувства других, контроль эмоций, поведение в соответствии с социальными нормами и правилами).

Включено: уважение и сердечность в отношениях, положительное восприятие отношений, проявление терпимости в отношениях; критика в отношениях, намеки в отношениях; допустимый физический контакт в отношениях; формирование и завершение отношений; контроль поведения при взаимодействиях; взаимодействия в соответствии с социальными нормами; соблюдение дистанции. Специфические межличностные отношения (МКФ) - отношения с незнакомыми людьми (временные контакты и связи с незнакомыми людьми, преследующие определенные цели, например, расспрос о направлении или при совершении покупок), формальные отношения (создание и поддержание определенных отношений на формальной основе, например, с работодателем, коллегой или обслуживающим персоналом), неформальные отношения (с другими индивидами, например, случайные отношения с людьми, живущими в том же сообществе или месте жительства, с сотрудниками, студентами, приятелями, людьми одного социального уровня или профессии), семейные (создание и поддержание семейных и родственных отношений, например, с ближайшим и расширенным семейным окружением, с воспитыва-

ющей и приемной семьей, а также другого более отдаленного уровня родственных отношений, например, с троюродными братьями и сестрами, опекунами), интимные (создание и поддержание близких или романтичных отношений между индивидами, например, мужа и жены, влюбленных или сексуальных партнеров).

1 Адекватно взаимодействует с другими людьми Способен адекватно взаимодействовать Для адекватного взаимодействия требуется дополнительная ориентирующая помощь из вне Взаимодействие адекватно только в наиболее привычных ситуациях и с внешней помощью Отсутствие адекватного взаимодействия

2 Адекватно контактирует с членами своей семьи Способен адекватно контактировать с членами своей семьи Способен к адекватному контакту только с отдельными членами своей семьи Взаимодействие адекватно только в наиболее привычных ситуациях с отдельными членами семьи и с внешней помощью Отсутствует адекватное взаимодействие с членами своей семьи

3 Обладает постоянными привязанностями Реакция стойкой привязанности возможна Реакция привязанности нестойкая Реакция привязанности нестойкая Безразличен

4 Умеет справиться с беспокойством и раздражением, когда нервничает (преодоление стресса и других психологических нагрузок - МКФ) Может справиться используя помощь окружающих Может справиться только с помощью медикаментозных средств и окружающих Психологиче ская реакция на стресс неадекватна, гипертрофирована Не воспринимает стрессовую ситуацию как угрозу

5 Проявляет позитивный настрой во время общения Настрой проявляет стойкий во времени Позитивный настрой возможен если инициатива исходит от собеседника Позитивный настрой формируется собеседником Не вступает в беседу

6 Обращается к другим с простыми просьбами, объяснив свои потребности Просьбы к другим всегда адекватны потребностям Просьбы не всегда адекватны Просьбы преимущественно неадекватны Не обращается с просьбами

7 Выражает эмоции и чувства Эмоции и чувства в целом соответствуют ситуации Эмоции и чувства не всегда адекватны ситуации Проявляет преимущественно уплощенные эмоции и чувства, не соответствующие Не проявляет эмоций и чувств

ситуации

8 Проявляет инициативу Адекватная инициатива Инициатива не всегда соответствует ситуации Инициатива преимущественно неадекватна Не проявляет инициативу

9 Имеет социальные отношения вне интерната Имеет постоянные стойкие отношения вне интернета Имеет эпизодические случайные отношения вне интернета Не имеет отношений вне интернета Не имеет социальных отношений

Баллы по сфере семьи и отношений с людьми

Всего баллов по сфере семьи и отношений с людьми

Уровень самостоятельности в сфере семьи и отношений с людьми

Жизнь в сообществах общественная жизнь. Общие межличностные взаимоотношения (МКФ) - действия и задачи, которые требуются, чтобы заниматься организованной общественной жизнью вне семьи, включаться в жизнь отдельных сообществ, всего общества и в гражданские сферы жизни. Включение во все аспекты социальной жизни сообществ, например, в деятельность благотворительных организаций, клубов или профессиональных общественных организаций. Включено: неформальные объединения, формальные ассоциации; церемонии. Исключено: неоплачиваемая работа; отдых и досуг; религия и духовная практика; политическая жизнь и гражданство. Сфера развлечений и совместного досуга -включение в любые формы игр, отдыха или досуга (неофициально или официально организованные игры и спортивные состязания, оздоровительные Степень самостоятельности

Сохранна Умеренно нарушена Выраженное нарушение Значительно нарушена

программы, программы отдыха и развлечения или переключения; посещение художественных галерей, музеев, кино и театров; включение в рукоделие или хобби, чтение для удовольствия, игру на музыкальных инструментах, экскурсии, туризм и путешествия для удовольствия).

1 Участие в досуго-вых мероприятиях Активно участвует в активных мероприятиях по собственной инициативе Нуждается во влечении из вне, участие в мероприятиях стереотипны. Нуждается во влечении из вне, участие в мероприятиях ограничивается отдельными стереотипными действиями Полностью безразличен в отношении собственного досуга

2 Адекватно общается и адекватно реагирует на окружающую обстановку Реакции на окружающих и ситуацию адекватна Способность адекватного взаимодействия ограничена привычными ситуациями Реакция на окружающую обстановку ограничена привычными ситуациями, в случае малейшего изменения внешних условий возникает неадекватна реакция Реакция на ситуацию и окружающих отсутствует или неадекватна

3 Проявляет спонтанность Достаточно спонтанный Нуждается в побуждении Эпизодически проявляет спонтанность, которая не всегда адекватная Аспонтаннен

4 Может контролировать свою агрессию Агрессия возникает только в ситуации сильной фрустрации относительно легко подается коррекции при помощи окружающих Агрессия возникает в ситуации легкой фрустрации поддается только частичной коррекции при помощи окружающих Агрессия возникает в ситуации легкой фрустрации поддается коррекции при медикаментозном воздействии Агрессия возникает вне отношения к ситуации. Возможно только медикаментозное воздействие

5 Смотрит телевизор Смотрит телевизор с пониманием смысла Смотрит преимущественно повторяющиеся сюжеты. Смысл понимает частично. Понимает только отдельные действия на экране, смысл не понимает, может реагировать неадекватно Не смотрит или безучастен к происходящему на экране. Смысл выделить не способен

6 Читает журналы Читает журналы в соответ- Читает преимущественно повторяю- Может читать отдельные не- Не читает журналы, не интере-

ствии с интересом и пониманием смысла прочитанного щееся статьи, смысл понимает поверхностно и конкретно. Избегает чтения связные фрагменты теста без понимания смысла. Избегает чтения суется их содержимым, не способен выделить смысл прочитанного

7 Слушает радио Способен адекватно воспринимать информацию по радио Поверхностно и фрагментарно воспринимает информацию по радио Может прислушиваться, но быстро теряет интерес, смысл услышанного не понимает Не воспринимает информацию по радио

8 Проявляет тенденции к самостоятельности во время совместных выходов Стремится к самостоятельности Проявление самостоятельности ограниченно знакомыми действиями в знакомых ситуациях Проявление самостоятельности эпизодическое и не всегда неадекватное Самостоятельность не проявляет

9 Может распоряжаться деньгами во время совместных или частных выходов Адекватно распоряжается деньгами Не всегда адекватно распоряжается деньгами Не знает счет деньгам Не понимает назначения денег и равнодушен к ним

10 Способен справиться с тревогой при неожиданном изменении планов или обстоятельств Способен справиться с тревогой самостоятельно или с помощью других людей. Неожиданное изменение планов или обстоятельств ведет к сильной тревоге и дезорганизации деятельности. Купируется медикаментозными средствами Неожиданное изменение планов или обстоятельств ведет к сильной тревоге и дезорганизации деятельности. Купируется медикаментозными средствами Отсутствие реакции или неадекватная реакция

11 Знает, где и как получить информацию для самостоятельного передвижения Самостоятельно или с помощью окружающих находит требуемую информацию Способен получить информацию для самостоятельного передвижения только с помощью окружающих Способен выполнять только четкие конкретные инструкции касательно передвижения Не способен получить информацию

Баллы по сфере развлечений и досуга

Всего баллов по сфере развлечений и досуга

Уровень самостоятельности в сфере развлечений и досуга

Специалисты комиссии

Обсуждение

Психически больные относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения, поэтому в организации психиатрической помощи особую

значимость приобретает обеспечение разносторонней социальной помощи и поддержки больных, защита их социальных прав, восстановление способности жить и функционировать в обществе. Это было уже отражено в работе Алексеевой Л.С с соавторами [2].

Таким образом, пациенты психоневрологического интерната - это люди инвалиды, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является необратимость болезненных явлений. Эти люди нуждаются в посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, вследствие ограничения способностей к самообслуживанию или передвижению. Именно поэтому ещё в 2008 году, Н.Ф. Дементьева и Е.И. Холостова [12] особо подчеркивали необходимость разработки критериев по оценке самостоятельного проживания данного контингента в условиях психоневрологического интерната на основе научно обоснованной методики, которой до сих пор нет.

В настоящем исследовании анализ результатов по сферам, в отношении которого проводится оценка способности проживать самостоятельно, с учетом предоставления ему необходимых социальных услуг, предлагается определять в процентах.

Уровень самостоятельности по каждому блоку социальных критериев, определяющих ту или иную сферу жизнедеятельности, соотнесен с соответствующим процентным диапазоном:

- от 80% до 100% - сохранный уровень самостоятельности;

- от 60% до 80% - умеренно нарушенный уровень самостоятельности. Может нуждаться в регулярном сопровождаемом проживании.

- от 40% до 60% - выраженные нарушения уровня самостоятельности. Может нуждаться в постоянном сопровождаемом сопровождении.

- ниже 40% - значительно выраженные нарушения уровня самостоятельности. Необходимость в постоянном постороннем уходе и постоянной посторонней помощи других лиц (таблица 1).

(А х 100%) : В = С (%), где А - это критерии, В - процентный диапазон.

Учитывая тот факт, что оценка уровня социальной адаптации зависит от множества составляющих, в том числе, от клинического состояния, т.е. имеющихся функциональных нарушений (их сочетанием), а также степени выраженности этих нарушений (медицинский аспект), решение об отнесении граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным, и способным проживать самостоятельно с учетом предоставления им необходимых социальных услуг, выносится коллегиальным решением всех специалистов, входящих в Комиссию, в том числе, врачебной рекомендации с учетом заключения психолога, о возможности признания граждан, страдающих психическими расстройствами, частично трудоспособными и способными проживать самостоятельно с учетом предоставления им необходимых социальных услуг на основании суммарного количества баллов, набранных гражданином, в отношении которого проводится оценка способности проживать самостоятельно.

Выводы

Таким образом, для оценки возможности самостоятельного проживания рассматриваемой категории граждан ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России разработаны критерии отнесения граждан, страдающих психическими расстройствами, к частично трудоспособным и способным проживать самостоятельно с учетом предоставления им необходимых социальных услуг и рекомендаций по их применению при индивидуальном освидетельствовании и осмотре граждан, проживающих в ПНИ.

По определению уровня самостоятельного проживания оценка нарушений самообслуживания и физической независимости определяется:

- нуждаемость в посторонней помощи и уходе при удовлетворении регулируемых или нерегулируемых потребностей;

- интервалы, через которые возникает такая нуждаемость;

- возможность коррекции с помощью вспомогательных средств и адаптации помещения, а также степень физической зависимости (либо независимости).

Анализ результатов по сферам, в отношении которого проводится оценка способности проживать самостоятельно, с учетом предоставления ему необходимых социальных услуг, определяется в процентах, от значения которых зависит показатель наиболее высокой эффективности комплексного реабилитационного воздействия.

Библиография

1. Агеевцева В.У. История социальной работы: Учебное пособие. СПб. 2005. 98 с.

2. . Алексеева Л.С., Бобков П.В., Бурлак Г.Ю. Справочное пособие по социальной работе. Москва: Юрист; 2008. 167 с.

3. Ганьшин И.Б., Система контроля качества специализированной медицинской помощи. Естественные и технические науки 2013;(1):126-128.

4. Габриелян А.Р. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2013; 34 (6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang.ru/ (Дата обращения 26.09.2019)

5. Стасевич Н.Ю., Ласский И.А. Роль медико-организационных и экономических технологий в оценке качества медицинской помощи и улучшении состояния здоровья. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2015;(5). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/708/30/ lang,ru/ (дата обращения: 20.09.2019).

6. Гречко А.В., Чечелашвили Н.Г., Горохова Т.А., Клюйкова Е.А. Проблемы социально-значимых заболеваний. В сб.: Новые организационно-правовые и научные принципы в условиях модернизации здравоохранения России. Москва: РИО ЦНИИОИЗ Росздрава; 2006. С. 230-233

7. Стасевич Н.Ю. Наркотизация общества и распространение потребления психоактивных веществ среди населения Москвы и Московской области: современный взгляд на проблему. International research journal 2016;(7):93-98.

8. Терехов А.Н. История социальной работы: Учебник. Матвеев Л.П., Новиков А.Д., редакторы. Изд. 2-е испр. и доп. Москва: Мысль; 2006. 304 с.

9. Ткачев Е.В. История медицины: Учебник. Шиян Б.М., редактор. Москва: Просвещение; 2004. 245 с.

10.Уваров А.Г. История медицины: Учебное пособие. Филин В.П., редактор. Москва: Знание; 2003. 128 с.

11.Филипченко Д.Е. История социальной работы: Учебное пособие. Загоредский Б.И., Пузырь Ю.П., редакторы. 2-е изд. перераб. и доп. Москва: Высшая школа; 1989. 383 с.

12.Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация. Учебное пособие. Москва. 2008. 215 с.

References

1. Ageevtseva V.U. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnoe posobie [The history of social work. Manual]. St. Petersburg. 2005. 98 p. (In Russian).

2. Alekseeva L.S., Bobkov P.V., Burlak G.Yu. Spravochnoe posobie po sotsial'noy rabote [Handbook on social work]. Moscow: Yurist; 2008. 167 p. (In Russian).

3. Gan'shin I.B. Sistema kontrolya kachestva spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi [Quality control system for specialized health care]. Estestvennye i tekhnicheskie nauki 2013;(1):126-128. (In Russian).

4. Gabrielyan A.R. Zdravookhranenie v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. Spros, predlozhenie i rynochnye struktury v zdravookhranenii [Healthcare in market economy conditions. Demand, supply, and market structures in healthcare]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2013 [cited 2019 Sep 26]; 34 (6). Available from:

http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang.ru/ (In Russian).

5. Stasevich N.Yu., Lasskiy I.A. Rol' mediko-organizatsionnykh i ekonomicheskikh tekhnologiy v otsenke kachestva meditsinskoy pomoshchi i uluchshenii sostoyaniya zdorov'ya [The role of health organization and economic technologies in assessment of medical care quality and improvement of health status]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2015 [cited 2019 Sep 20];(5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/ 708/30/lang,ru/. (In Russian).

6. Grechko A.V., Chechelashvili N.G., Gorokhova T.A., Klyuykova E.A. Problemy sotsial'no-znachimykh zabolevaniy [The problems of socially significant diseases]. In: Novye organizatsionno-pravovye i nauchnye printsipy v usloviyakh modernizatsii zdravookhraneniya Rossii [New organization, legal and scientific principles in conditions of healthcare modernization in Russia]. Moscow: RIO TsNIIOIZ Roszdrava; 2006. P. 230-233(In Russian).

7. Stasevich N.Yu. Narkotizatsiya obshchestva i rasprostranenie potrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv sredi naseleniya Moskvy i Moskovskoy oblasti: sovremennyy vzglyad na problemu [Drug abuse in the society and prevalence of psychoactive substances among population of Moscow and Moscow region. Current view of the problem]. Международный научно-исследовательский журнал 2016;(7):93-98. (In Russian).

8. Terekhov A.N. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnik [The history of social work. Textbook]. Matveev L.P., Novikov A.D., editors. 2-nd ed., revised. Moscow: Mysl'; 2006. 304 p. (In Russian).

9. Tkachev E.V. Istoriya meditsiny: Uchebnik [The history of medicine. Textbook]. Shiyan B.M., editor. Moscow: Prosveshchenie; 2004. 245 p. (In Russian).

10.Uvarov A.G. Istoriya meditsiny: Uchebnoe posobie [The history of medicine. Manual]. Filin V.P., editor. Moscow: Znanie; 2003. 128 p. (In Russian).

11.Filipchenko D.E. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnoe posobie [The history of social work. Manual]. Zagoredskiy B.I., Puzyr' Yu.P., editors. 2-nd ed., revised. Moscow: Vysshaya shkola; 1989. 383 p. (In Russian).

12.Dement'eva N.F., Kholostova E.I. Sotsial'naya reabilitatsiya. Uchebnoe posobie. [Social rehabilitation. Manual]. Moscow. 2008. 215 p. (In Russian).

References

1. Ageevtseva V.U. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnoe posobie [The history of social work. Manual]. St. Petersburg. 2005. 98 p. (In Russian).

2. Alekseeva L.S., Bobkov P.V., Burlak G.Yu. Spravochnoe posobie po sotsial'noy rabote [Handbook on social work]. Moscow: Yurist; 2008. 167 p. (In Russian).

3. Gan'shin I.B. Sistema kontrolya kachestva spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi [Quality control system for specialized health care]. Estestvennye i tekhnicheskie nauki 2013;(1):126-128. (In Russian).

4. Gabrielyan A.R. Zdravookhranenie v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. Spros, predlozhenie i rynochnye struktury v zdravookhranenii [Healthcare in market economy conditions. Demand, supply, and market structures in healthcare]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2013 [cited

2019 Sep 26]; 34 (6). Available from:

http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang.ru/ (In Russian).

5. Stasevich N.Yu., Lasskiy I.A. Rol' mediko-organizatsionnykh i ekonomicheskikh tekhnologiy v otsenke kachestva meditsinskoy pomoshchi i uluchshenii sostoyaniya zdorov'ya [The role of health organization and economic technologies in assessment of medical care quality and improvement of health status]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2015 [cited 2019 Sep 20];(5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/ 708/30/lang,ru/. (In Russian).

6. Grechko A.V., Chechelashvili N.G., Gorokhova T.A., Klyuykova E.A. Problemy sotsial'no-znachimykh zabolevaniy [The problems of socially significant diseases]. In: Novye organizatsionno-pravovye i nauchnye printsipy v usloviyakh modernizatsii zdravookhraneniya Rossii [New organization, legal and scientific principles in conditions of healthcare modernization in Russia]. Moscow: RIO TsNIIOIZ Roszdrava; 2006. P. 230-233(In Russian).

7. Stasevich N.Yu. Narkotizatsiya obshchestva i rasprostranenie potrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv sredi naseleniya Moskvy i Moskovskoy oblasti: sovremennyy vzglyad na problemu [Drug abuse in the society and prevalence of psychoactive substances among population of Moscow and Moscow region. Current view of the problem]. International research journal 2016;(7):93-98. (In Russian).

8. Terekhov A.N. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnik [The history of social work. Textbook]. Matveev L.P., Novikov A.D., editors. 2-nd ed., revised. Moscow: Mysl'; 2006. 304 p. (In Russian).

9. Tkachev E.V. Istoriya meditsiny: Uchebnik [The history of medicine. Textbook]. Shiyan B.M., editor. Moscow: Prosveshchenie; 2004. 245 p. (In Russian).

10.Uvarov A.G. Istoriya meditsiny: Uchebnoe posobie [The history of medicine. Manual]. Filin V.P., editor. Moscow: Znanie; 2003. 128 p. (In Russian).

11.Filipchenko D.E. Istoriya sotsial'noy raboty: Uchebnoe posobie [The history of social work. Manual]. Zagoredskiy B.I., Puzyr' Yu.P., editors. 2-nd ed., revised. Moscow: Vysshaya shkola; 1989. 383 p. (In Russian).

12.Dement'eva N.F., Kholostova E.I. Sotsial'naya reabilitatsiya. Uchebnoe posobie. [Social rehabilitation. Manual]. Moscow. 2008. 215 p. (In Russian).

Дата поступления: 05.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.