Научная статья на тему 'Обоснование методики отбора студентов для занятий мини-футболом'

Обоснование методики отбора студентов для занятий мини-футболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ «МИНИ-ФУТБОЛ В ВУЗЫ» / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ / PROJECT «MINI-FOOTBALL IN UNIVERSITIES» / FACTOR ANALYSIS / THE STRUCTURE OF INDICATORS TO ASSESS THE PREPAREDNESS OF THE PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харламов Алексей Александрович

Обосновывается комплекс показателей для прогноза и оценки успешности освоения студентами игры в мини-футбол на занятиях по физическому воспитанию в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харламов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR SELECTION PROCEDURES FOR STUDENTS CLASSES MINI FOOTBALL

Grounded set of indicators to forecast and evaluate the success of the development of student mini-football in physical education classes in high school.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики отбора студентов для занятий мини-футболом»

Ургапов Андрей Владимирович, тренер-преподаватель, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский теннисный центр,

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

BASIC APPROACHES TO FORMING TARGET ACCURACY MOVEMENT AND STROKES

IN YOUNG TENNIS PLAYERS

A.V. Urgapov, D.L. Mironov

The level of sportsmanship in tennis is largely due to the degree of development of special coordination abilities associated with the ability to accurately observe and regulate the spatial parameters of the movement. It uses mainly instructional techniques, mainly aimed at the achievement of the spatial accuracy of movements and implementing installation on an exact match to each other all the parameters of the action as a whole.

Keywords: method of forming precision movements, technical skill, speed of motor

actions.

Urgapov Andrey Vladimirovich, the trainer-teacher, Russia. Tula, Tula tennis centre, Mironov Dmitrii Leonidovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.35

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОТБОРА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ

А.А. Харламов

Обосновывается комплекс показателей для прогноза и оценки успешности освоения студентами игры в мини-футбол на занятиях по физическому воспитанию в вузе.

Ключевые слова: проект «Мини-футбол - в вузы», факторный анализ, структура показателей для оценки подготовленности игроков.

Современное профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов, у которых сочетается разносторонняя образованность с крепким здоровьем, специальная профессиональная готовность с высоким уровнем культуры, умственная и физическая работоспособность со здоровым стилем жизнедеятельности.

При обсуждении перспектив дальнейшего развития профессионального образования многие специалисты обращают внимание на ослабленное здоровье современных студентов [4], низкую двигательную активность [3], слабые результаты в

показателях двигательной и физической подготовленности и низкий уровень мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями [1]. Вместе взятые эти факты характеризуют сложившуюся ситуацию как кризисную, оказывающую негативное влияние на планомерное решение поставленных задач в сфере профессионального образования. Подчеркивается также, что преодоление данной ситуации уже невозможно за счет локальной корректировки методик физического воспитания, необходимы радикальные меры для его модернизации [6].

По мнению ряда ученых [3, 6, 7], для эффективного использования ценностей физической культуры и спорта в целях преодоления кризисной ситуации необходимо обеспечить многообразие форм и вариативность содержания физического воспитания, позволяющих организовывать двигательную активность студента сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям. В качестве оптимальных средств оздоровительно -кондиционной тренировки, способных оказать комплексное воздействие на организм занимающихся, в частности на их функциональное состояние и психическую сферу, рекомендованы занятия мини-футболом в рамках общероссийского проекта «Мини -футбол - в вузы».

Следует отметить, что научные исследования, посвященные мини-футболу, до обнародования проекта больше касались аспектов проектирования спортивно-тренировочных программ и методик подготовки высококвалифицированных игроков. Они почти не затрагивали возможность применения данной игры как базового средства физического воспитания студентов, а также включения ее в их жизнедеятельность для спортивного совершенствования, активного отдыха и досуга.

Объективно существующая недостаточность в разработке методического обеспечения образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе на основе мини-футбола определила задачу нашего исследования - выявить и обосновать информативные показатели, в наибольшей мере обусловливающие успех в избранной спортивной деятельности.

При этом мы исходили из базового положения спортивного отбора, что отдельные показатели, характеризующие морфофункциональные и специальные особенности индивида, могут играть важную роль при разработке методов прогноза его спортивной пригодности [2, 5, 6]. В свою очередь прогноз считается надежным и обоснованным тогда, когда оценка двигательной подготовленности включает оценку компонентов всех двигательных способностей.

В констатирующем педагогическом эксперименте приняли участие 30 игроков в футбол и мини-футбол. Программа тестирования включала показатели, используемые авторами в комплексной оценке разных сторон подготовленности квалифицированных спортсменов.

Для выявления информативности показателей латентной структуры специальной подготовленности спортсменов в наших исследованиях был применён факторный анализ (метод главных компонентов).

В результате факторизации матрицы интеркорреляций исходных показателей получена факторная модель, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Результаты факторного анализа показателей подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

№ Фактор, % вклада Показатели Факторная нагрузка

1 Техническая подготовка 38,5 Жонглирование мячом 0,824

Бег 5*30 м с ведением мяча 0,776

Ведение мяча по прямой 30 м 0,689

2 Физическая подготовка 22,4 Бег «елочкой» 0,854

Прыжки через скакалку за 30 с 0,839

Челночный бег 3*10 м 0,754

Бег 30 м 0,719

3 Скоростно- силовая подготовка 19,8 Градиент силы разгибателей бедра и голени 0,715-0,784

Время достижения половины максимума силы 0,668-0,695

Скорость расслабления 0,615-0,689

4 Морфофункцио-нальные особенности 13,7 Индекс Кверга 0,720

Относительная мышечная масса 0,713

Весо-ростовой индекс 0,682

Уровень функционального состояния 0,616

Представленной здесь факторной модели мы дали следующую интерпретацию. В структуре интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, наиболее весомыми оказались четыре компонента, которые объясняют 94,4 % общей дисперсии исходных признаков. При этом первый компонент объясняет 38,5 % суммарной дисперсии, имеет наибольшие (по абсолютной величине) нагрузки в следующих показателях: жонглирование мячом; бег 5*30 м с ведением мяча; ведение мяча по прямой 30 м. Этот компонент можно обозначить как фактор технической подготовки мини-футболистов.

Второй компонент объясняет 22,4 % общей дисперсии. Особенно высокие коэффициенты связи наблюдаются между вторым компонентом и уровнем развития скоростных и координационных способностей: результатами в беге «елочкой», прыжках через скакалку, челночном и гладком беге на 30 метров. Он был интерпретирована нами как фактор физической подготовки.

Третий компонент объясняет 19,8 % суммарной дисперсии. Высокая нагрузка имеется в структурных компонентах силы и скоростно-силовых показателей: величине градиента силы разгибателей бедра и голени, времени достижения половины максимума силы, скорости расслабления. Этот фактор взаимосвязан с уровнем скоростно-силовой подготовленности.

Четвертый фактор объясняет 13,7 % суммарной дисперсии, имеет наибольшие (по абсолютной величине) нагрузки в следующих показателях: индекс Кверга, относительная мышечная масса, весо-ростовой индекс. Этот компонент можно обозначить как фактор морфофункциональной подготовки мини-футболистов.

Таким образом, результаты факторного анализа свидетельствуют о существенной роли показателей физической подготовленности и технического мастерства спортсменов в соревновательной деятельности. В связи с этим можно считать, что структура тренировочного процесса должна быть ориентирована в сторону повышения роли скоростно-силовой и технической подготовки, а режимы тренировочной работы должны быть направлены на достижение оптимального уровня развития доминантных сторон подготовленности игроков.

Перспектива улучшения качества подготовки футбольного резерва во многом зависит от использования научно обоснованной методики спортивной ориентации студентов для занятий мини-футболом. На основании анализа различий морфофункциональных показателей, уровня физической и технической подготовленности, а также факторного анализа показателей нами разработана шкала оценки физического состояния студентов для занятий мини -футболом (табл. 2).

В шкалу оценки перспективности входят те показатели, которые являются информативными и несложными для исследования. Абсолютные результаты измерений, тестирования и оценки игровой деятельности переводятся в баллы, которые затем необходимо просуммировать или вычислить среднее значение.

Таблица 2

Интегральная шкала определения перспективности студентов

для занятий мини-футболом

Разделы подготовки Показатели для отбора Шкала оценок, балл

1 2 3 4 5

Физическая Бег 30 м >5,5 5,5-5,2 5,1-4,7 4,6-4,2 <4,2

Бег «елочкой» >52 52-49 48-45 44-41 <40

Прыжки через скакалку за 30 с <56 56-60 57-61 62-66 >66

Челночный бег 3x10 м >9,4 9,0-9,4 8,5-8,9 8,1-8,4 <8,0

Техническая Ведение мяча 5x30 м >6,4 6,4-6,0 5,9-5,5 5,4-5,1 <5,0

Ведение мяча 30 м >10,5 10,010,5 9,5-10,0 9,0-9,5 9,0

Жонглирование правой и левой ногой <20 20-24 25-29 30-35 >35

Морфологические особенности Весо-ростовой индекс <329; >441 330-339; 421-440 340-359; 405-420 300-389; 391-405 390

Функциональные показатели Уровень функционального состояния <0,375 0,3760,525 0,5260,675 0,6760,825 >0,826

Индекс Кверга <95 95-98 99-101 102-104 >105

Время достижения поло -вины максимума усилия >0,220 0,2000,220 0,1800,200 0,1600,180 <0,160

Скорость расслабления мышц разгибателей бедра <80 80-100 100-120 120-140 >140

Игровая Экспертная оценка игровой деятельности 1 2 3 4 5

Юноши, набирающие в сумме по 13 показателям от 52 до 65 баллов (или в среднем от 4 до 5 баллов в каждом тесте), имеют определенные шансы достичь значительных успехов в мини-футболе, их следует отнести к достаточно высокому уровню перспективности. Студенты, набравшие по сумме всех показателей от 13 до 39 баллов (в среднем от 3 до 4 баллов в каждом тесте), относятся к среднему уровню перспективности. Такие игроки могут привлекаться к реализации тренировочных программ в подготовке к игре в мини-футбол. Однако в тренировочной работе с ними

необходимо акцентировать тренировочную нагрузку на развитие важных для мини-футбола показателей, а также регулярно проводить комплексное тестирование и оценку динамики достижения запланированного уровня в значимых характеристиках.

Юношей, набравших менее 39 баллов (в среднем менее 3 баллов в каждом тесте), следует ориентировать на занятия другим видом спорта или рекомендовать занятия в спортивно-оздоровительных группах мини-футбола, если у них есть желание заниматься этим видом спортивной деятельности.

В том случае, если при определении спортивной пригодности не представляется возможным определить должные компоненты силовой подготовленности студентов, то, проводя отбор, следует ориентироваться на средний балл, а не на сумму набранных баллов.

По нашему мнению, использование алгоритма оценки перспективности студентов для занятий мини-футболом является условием оптимизации учебно-тренировочного процесса, так как основе его результатов возможно обоснованное разделение студентов на группы по уровню развития тех или иных способностей и качеств. Сам факт грамотной дифференциации студентов создает необходимые предпосылки для разработки многовариативных программ тренировочной деятельности и дальнейшей индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

Выводы.

1. Проблема организации и подготовки студенческих команд по мини-футболу разработана недостаточно. Информация, накопленная в сфере классического футбола и при подготовке профессиональных игроков в мини-футбол, мало связана с практикой вузовского обучения. Данные о состоянии здоровья, особенностях двигательной и физической подготовленности студентов, предпочитающих углубленные занятия мини-футболом, не систематизированы и не реализованы в отработанных технологиях первоначального отбора и спортивной тренировки. Недостаточность научно-методических положений и рекомендаций актуализирует необходимость разработки, обоснования и внедрения структуры подготовки студенческой команды по мини-футболу в годичном цикле профессионального обучения.

2. Выявлены информативные показатели, характеризующие успешность освоения содержания и напряженности соревновательной деятельности в мини-футболе. Интегральная шкала определения перспективности студентов для занятий мини-футболом включает следующие разделы и компоненты: физическая подготовка (бег 30 м, бег «елочкой», прыжки через скакалку за 30 секунд, челночный бег 3^10 м); техническая (ведение мяча на 5*30 м, ведение мяча 30 м,

жонглирование); функциональные показатели (уровень функционального состояния, индекс Кверга, время достижения половины максимума усилия, скорость расслабления мышц разгибателей бедра); морфологические особенности (весо-ростовой индекс); игровая деятельность (экспертная оценка).

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000. С. 84-99.

2. Бахрах И.И. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации. Смоленск, 1978. 164 с.

3. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: автореф. дис ...д-ра пед. наук. М., 1983. 45 с.

4. Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образовательном пространстве физической культуры // Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра: Мат.. Межд. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д, 2004. С. 9-15.

5. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 80 с.

6. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.

7. Тюленьков С.Ю. Футбол в зале: система подготовки. М.: Терра-спорт, 2000. С. 63-64.

Харламов Алексей Александрович, канд. пед. наук, доцент, [email protected], г. Россия, г. Томск, Томский государственный университет

RATIONALE FOR SELECTION PROCEDURES FOR STUDENTS CLASSES MINI

FOOTBALL

A.A. Kharlamov

Grounded set of indicators to forecast and evaluate the success of the development of student mini-football in physical education classes in high school.

Keywords: Project «Mini-football - in universities», factor analysis, the structure of indicators to assess the preparedness of the players.

Kharlamov Alexey Alexandrovitch, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tomsk, Tomsk State University

Получено 14.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.