Научная статья на тему 'Обоснование методики формирования перцептивных умений'

Обоснование методики формирования перцептивных умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Юлия Александровна

Представлены результаты исследования формирования перцептивных умений у будущих и действующих специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретически и экспериментально обосновано основное содержание методики формирования перцептивных умений у студентов физкультурных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic the research of developing perceptive skills

The results presented are devoted to the research of developing perceptive skills of future and incumbent physical education specialists and sportsmen. Basic articles of methods of developing perceptive skills of students at Physical Education University are theoretically and experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики формирования перцептивных умений»

удк т. 077. 4 ю. д. МИРОНЕНКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

г. Омск

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ

Представлены результаты исследования формирования перцептивных умений у будущих и действующих специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретически и экспериментально обосновано основное содержание методики формирования перцептивных умений у студентов физкультурных вузов.

Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением между общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Невербальное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях, т. к. является формой проявления внутреннего мира. Информацию от другого человека мы получаем по вербальному каналу. Однако специалисты в области педагогики и психологии утверждают, что истинность информации о психических состояниях на 70 — 80% обеспечивается по невербальному каналу (жесты, экспрессия лица, взгляд, интонационно-ритмические характеристики голоса, позы, прикосновения)[2].

Исследователи неоднократно отмечали, что профессиональная деятельность тренера предъявляет очень высокие и разнообразные требования к его личности и педагогическому мастерству. В частности, необходимость проявления перцептивных умений, обеспечивающих быстроту и точность восприятия различных ситуаций, понимание эмоциональных состояний и действий другого человека по его мимике, позам и движениям, т.к. тренер ответствен не только за физическое, но и, что особенно важно, за психологическое благополучие его подопечных. Предполагается, что профессиональная подготовка специалиста в области физической культуры и спорта включает в том числе и формирование умений невербального общения.

С целью изучения особенностей использования невербального канала в сфере профессиональной деятельности тренер-спортсмен нами было организовано исследование по выявлению сформированности уровня перцептивных умений. В исследовании приняли участие 32 тренера и 80 спортсменов различных видов спорта (плавание, легкая атлетика, футбол, тяжелая атлетика и т.д.). Низкий уровень развития перцептивных умений выявлен у 40 % исследуемых тренеров. Исследование формирования перцептивных умений у студентов Сибирского государственного университета физической культуры показало высокий уровень их сформированности лишь у 10 % выпускников и незначительное повышение среднего уровня с первого по пятый курсы обучения (от 50 % до 66,7 %).

Результаты исследования позволяют утверждать, что профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры и спорта не в полной мере обеспечивает формирование необходимого уровня умений невербального общения и указывает

на необходимость разработки методики для развития у студентов физкультурных вузов перцептивных умений, как одной из составляющих профессиональную компетентность спортивного педагога.

Анализ научно-методической литературы, проведение предварительного эксперимента по изучению сформированности перцептивных умений у тренеров и студентов и выявленная взаимосвязь между показателями развития умений и индивидуально-психологическими особенностями, обусловливающими высокий уровень их развития, позволили нам обосновать методику по формированию перцептивных умений.

Опираясь на концепцию формирования личности в процессе обучения и воспитания Н.К. Жерносекова [1], были определены основные принципы, на основе которых выстраивался процесс формирования у студентов перцептивных умений: 1) одномоментного и двустороннего опосредования внешнего через внутренние условия (субъективирование) и внутреннего через внешние условия (объективирование); 2) связи теории с практикой; 3) профессионализации преподавания; 4) мотивационной основы обучения (перевода образовавшихся перцептивных умений с управляемых извне в источники внутренней активности, в саморегулируемые и самоуправляемые системы на основе обратной связи, самооценки, самоконтроля, самопроверки); 5) активизации и индивидуализации познавательной деятельности.

Целью методики является повышение уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе формирования перцептивных умений.

Содержание методики формирования перцептивных умений у студентов отражает четыре аспекта: Первый аспект — когнитивно-мотивационный — предполагает передачу студентам необходимой информации о психолого-педагогических аспектах межличностного восприятия, значимости перцептивных умений и формирование интереса к их совершенствованию. Второй аспект — учет особенностей профессионального общения в деятельности преподавателя и тренера. Третий аспект — адаптированность методики к процессу профессионального обучения студентов — ее психолого-педагогической подготовке; Четвертый аспект — учет индивидуальнопсихологических особенностей личности студентов.

При разработке методики формирования перцептивных умений у студентов мы опирались на следующие положения: восприятие партнера по общению обусловлено высоким уровнем перцепции; пер-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

цептивные умения формируются в моделируемых типичных ситуациях общения тренера со спортсменами, педагога с учащимися; перцептивные умения представляют собой использование знаний о внешних проявлениях человека (поза, жесты, взгляд, мимика и др.), на основе которых человек определяет характер психического состояния другого человека; определенный уровень сформированности перцептивных умений обусловлен внутренним самоощущением человека, степенью адекватности его самооценки, характером переживаний, своим психическим состоянием в момент распознавания состояния другого человека; эффективность «считывания» психического состояния другого человека зависит от личностных качеств и способности управлять своим психическим состоянием.

Методика формирования перцептивных умений включает три раздела. Первый — информационный, второй — практический, третий — аналитико-интер-претационный. Первый раздел предполагает теоретические занятия со студентами. Второй раздел включает практическую работу студентов по определению психического состояния другого человека. Третий раздел предполагает анализ практической деятельности студентом на педагогической практике и интерпретацию полученных результатов на практике.

Процесс формирования перцептивных умений представляется в следующей последовательности.

Первый этап — мотивационный. На данном этапе решается задача формирования устойчивой мотивации у студентов к занятиям по формированию перцептивных умений.

Второй этап — когнитивный, предусматривающий передачу студентам знаний о перцепции, ее содержании и значимости в профессиональном общении преподавателя, тренера. Студенты знакомятся с основными внешне наблюдаемыми проявлениями того или иного состояния человека.

Третий этап — эмоционально-чувственный. На данном этапе студенты знакомятся с различными эмоциями человека, выражающими то или иное психическое состояние человека. Студенты научаются распознавать эмоции по иллюстрациям и на учебных занятиях в процессе деловых игр.

Четвертый этап — операционально-технический предусматривает создание самим студентам задаваемого педагогом психического состояния.

Пятый этап — профессионально-ориентированный. На данном этапе студентам предоставляется возможность самостоятельно определить характер психического состояния спортсмена и учащихся на тренировке, соревновании, уроке физической культуры.

Основные направления методики формирования перцептивных умений:

1. Обучение приемам самоанализа своего и распознавания психического состояния другого человека с помощью следующих заданий.

Первое задание — представить себе и описать то или иное свое психическое состояние, возникающее на тренировках, соревнованиях по следующему плану: а) каков я; б) мои чувства и эмоции; в) мои внешние проявления; г) каким я кажусь другим. Это задание преследует цель — совершенствование процесса самовосприятия и рефлексия.

Второе задание — диагностика и выявление причин собственного эмоционального состояния и чувств, испытываемых в конкретных ситуациях и состояниях.

2. Формирование у студентов представлений о невербальных проявлениях психических состояний, возникающих у спортсменов, учащихся на трениров-

ках, соревнованиях, учебных занятиях, причинах их возникновения, их влияние на выполняемую деятельность, на отношение к окружающим.

3. Распознавание характера психоэмоционального состояния спортсмена на тренировке, соревновании по невербальным проявлениям (по изображениям на фото или в условиях практической деятельности) и сопоставление своих результатов с оценками своего состояния спортсменами.

4. Распознавание характера психоэмоциональных состояний при моделировании психоэмоциональных состояний спортсменов на тренировках, соревнованиях. Студентам предлагается представить то или иное психическое состояние спортсмена и описать внешние проявления, которые, по его мнению, будут соответствовать этому состоянию.

5. Самостоятельная работа. Первая часть самостоятельной работы включала изучение специальной литературы, предлагаемой педагогом. Вторая часть самостоятельной работы предусматривала перенос приобретенных знаний на практику. Студентам давались задания: определить характер психического состояния другого человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; сравнить результаты своих наблюдений с самооценкой ощущений, переживаний наблюдаемого субъекта.

Условия формирования и реализации данной методики: теоретические занятия (лекции), практические занятия (семинары), закрепление пройденного материала в процессе педагогической практики, самостоятельная работа студентов.

При реализации методики в процессе обучения решались следующие задачи. Формирование:

— объема теоретических знаний о психолого-пе-дагогических аспектах межличностного восприятия;

— умений активной, последовательной и критической оценки значимости поступающей информации;

— мотивации реализации знаний и умений в условиях профессиональной деятельности.

— способности к интроспекции (самонаблюдение человека при решении разного рода задач);

— умений «считывать» невербальные признаки психоэмоционального состояния спортсмена;

— умений творчески подходить к решению задач и целенаправленно воздействовать;

— умений быть открытым (позволять «считывать» информацию о себе, о своем психическом состоянии).

Методика предусматривает формирование перцептивных умений посредством воздействия на их компоненты. Так как восприятие всегда связано с такими психическими процессами как мышление, память, внимание, творческая активность, интуиция для целенаправленного развития каждого из этих компонентов перцепции нами был выделен перечень методических приемов совершенствующих данные механизмы восприятия: задания творческого характера, задания по самоанализу своего состояния и невербальных его проявлениях (рефлексия), а также задания на развитие быстроты и точности восприятия ситуации. Основными методами, реализующими содержание методики формирования перцептивных умений являлись: метод самооценки характеризующийся анализом своего типа поведения в различных ситуациях общения (осуществлялся в форме дискуссии, обсуждения, беседы); Метод ролевых игр, который предполагал исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации в области физической культуры и спорта (интерактивное моделирование направ-

133

Па к. аз а тсли 1. Зкспвримаї-ггалишя гругта (п —20) 2. Контролиная группа [п— 20)

До з кс пар и изітін Пссла э ксгіари мен пн t-CT. мвжау 1 и 2 До э кс пари менпи ГЬсла э кс пари манзн

X ±ег t-CT. X tc X ±с t-CT. X ±с

1. Коэффициентпарцапции 14,10 ±2,00 -234 15Д5 ±2,11 -0,07 14,15 ±2,74 -0,25 1425 ± 2,17

2. Коммун и шти am я ком пвзвнттать ТО,£315 ±7,35 -2,73 7225 ±737 -0,04 71JQ5 ±й,іЩ -2,46 72,10 ± ЙЗО

3. Образная гамяти 7,55 ± IPS -2,2 4 Пц 15 ± 1,35 02й 7,35 ± 1,13 -1,5й 7,90 ±1,25

4. Иктуити їй есті. 4Й.45 ± 11 36 -1,15 413,00 ± 11,22 -0,03 4ЛД5 ±й,91 -1,03 40,10 ± Й35

15. Матишэ циан і-сі-тпо рчск: ка я а ктипнссти ли ч ногти ■С ,30 ±5*77 -2 2й 43,15 ± 5 £35 -0,03 4235 ±5,31 -2,15 4335 ± 4,77

б. Интезичактуалимо-лагичаскон мышланиа 41,65 ± 4,ЖЭ -2 № 45Д5 ± 5J01 0.1 й 4325 ±э.ю шт 4435 ± 92Й

7. Ассоциати їмсгти мы шлани я 5м,45 ± 10Д7 -2 25 .31.05 ±10,97 0,16 S6J00 ±6,71 -2,04 5720 ± й,19

Л. С пссобнссти стгга и пати тпор чес к иа геи и іди и 33,15 ±5j65 -1 Д5 31 ,50 ± 4,56 034 23JBD ± 4,65 -1 ,Д9 30 ДЗ ± 4J6S

9. У іизра-і нссти іьс: иоих силах. 29,40 ±3,27 -1Д2 29,75 ±3,14 0/34 2ЙД5 ±3,10 -1 ,£35 2ЙД5 ± 3,47

1.0. Поболее пссобнссти ли ч нссти и тпор час; кой ,йрзн-тал шссти 2Б.ІБ ±3,35 -2.1Д 3725 ±3,77 -0,25 36,75 ± 4,20 -1,2л 37,40 ± 4JGB

11. Са мю црн ка тпарчаских cri сс ейбн истай, дезе ти ж сгний 31,40 ±4.73 -2.11 32A^ ±3,41 0,42 ЗОДО ± 4,41 -1,75 31,40 ± 4JB3

12. Спсшэйнссти к рбфижсии Сі.йЗ ± 6,£37 -2.17 42,10 ±7,07 -0,03 40 Д) ± 4,70 -1,94 42,15 ± 430

13. Внимании 235 ± 1,1Й -2Д5 2,£36 ±0ДО -0,45 2,33 ±0ДО -2,03 2,90 ±0,91

Приигшшов: пыдазланы достопарныа днячанип L-критс^эия ,лля Р<0,06.

IdOUD И VdA14VA>l ВУЮЗЬИШФ

8002 (.VD 9 oN яинхэза ИІЯНЬЛУН ИИЮІЛІО

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

ленное на воспроизведение типичных ситуаций общения специалиста в области физической культуры и спорта). Данный метод позволяет развивать формируемые умения и навыки за счет объединения участников эксперимента для совместной деятельности, обращения к прошлому опыту участников и преломления его в практических ситуациях общения в данный момент.

Средства обучения подбирались с учетом профессиональной деятельности. При формировании у студентов перцептивных умений использовались:

— упражнения, позволяющие освоить особенности невербального поведения (применялся стимульный материал: набор фотографий с изображением человека в различных эмоциональных состояниях, рисунки, видео сюжеты);

— упражнения, направленные на развитие психических функций;

— упражнения, повышающие уровень творческой активности;

— упражнения, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности;

— упражнения, формирующие навыки регуляции эмоционального напряжения при взаимодействии с другим человеком;

— задания для самостоятельной работы.

Обучение студентов по данной методике осуществлялось в течение 80 часов. Формирование теоретических знаний о невербальной коммуникации и формирование перцептивных умений осуществлялось в течение 40 аудиторных часов учебной программы курса: «Психология делового общения». Практическая реализация полученных теоретических знаний и сформированных перцептивных умений осуществлялась в условиях 30 часов педагогической практики в школе. На выполнение полученных домашних заданий по формированию и совершенствованию перцептивных умений каждый студент затратил 10 часов.

Цель использования средств разработанной нами методики: увеличение объема знаний о взаимодействии по невербальному каналу в спортивной деятельности;

Задачи: формирование у студентов представлений об особенностях невербального поведения; формирование представления о значимости перцептивных умений в будущей профессиональной деятельности; формирование умений распознавания характера психоэмоцонального состояния другого человека по невербальному каналу.

В процессе обучения студенты знакомятся с понятиями перцепция, перцептивные умения, осуществляется детальный анализ механизмов перцепции. Подчеркивается важность изучения невербальных признаков различных психоэмоциональных состояний проявляющихся в спортивной деятельности, что способствует формированию интереса у студентов к овладению данными умениями. Рассматривается вопрос о невербальной коммуникации в спортивной деятельности, изучаются особенности невербальных проявлений, присущих спортивной деятельности.

С целью обоснования эффективности разработанной методики формирования перцептивных умений у студентов был проведен педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие студенты Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Студенты были разделены на две равные по количественному составу группы: контрольную и экспериментальную. В состав экспериментальной и контрольной группы вошли студенты

3 курса по 20 человек в каждой. Группы были однородны по уровню теоретической подготовки к моменту привлечения к тестированию. Испытуемые, в контрольной группы, изучали дисциплину «Психология делового общения», согласно традиционной программе. Испытуемые экспериментальной группы проходили этот курс с использованием средств нашей методики, включающей специальные упражнения и задания, направленные на формирование перцептивных умений необходимых для профессиональной работы тренера.

В начале педагогического эксперимента каждый из участников экспериментальной и контрольной групп обследовался по следующим показателям: 1) коэффициент перцепции (уровень развития перцептивных умений); 2) образная память; 3) внимание; 4) интуитивность; 5) интеллектуально-логическое мышление; 6) мотивационно-творческая активность личности; 7) творческие способности; 8) ассоциативность мышления; 9) способность отстаивать творческие позиции; 10) решительность, уверенность в своих силах; 11) способность к рефлексии; 12) работоспособность личности в творческой деятельности; 13) коммуникативная компетентность.

В завершении педагогического эксперимента у участников экспериментальной и контрольной групп были зафиксированы значения тех же показателей, что и в начале эксперимента.

Анализ полученных результатов показал следующее. До эксперимента достоверных различий по исследуемым показателям у участников контрольных и экспериментальных групп не наблюдается. После педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы в большинстве исследуемых показателях произошли статистически достоверные изменения после занятий по предлагаемой нами методике. Повысился уровень перцептивных умений, что подтверждается увеличением на достоверном уровне коэффициента перцепции (Р<0,05). Повысились показатели продуктивности внимания (распределения, устойчивости); (табл. 1), образной памяти (Р<0,05), коммуникативной компетентности (Р<0,05), способности к рефлексии (Р<0,05). В контрольной группе на достоверном уровне возросли значения лишь трех показателей (коммуникативной компетентности, мышления, мотивационнотворческой активности) из 13 исследуемых.

Таким образом, результаты, полученные в процессе проведения педагогического эксперимента, по формированию перцептивных умений у студентов будущих специалистов по физической культуре и спорту, подтверждают эффективность предлагаемой нами методики.

Библиографический список

1. Жерносеков, Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания : учеб. пособие для педаг. вузов / Н.К. Жерносеков. — Воронеж : Изд-во энергетического института, 1973. — 310 с.

2. Знаков, В.В. Психология понимания в познании и общении : автореф. дис... д-ра наук / В.В. Знаков. — М., 1995. — 51 с.

3. Мироненко, Ю.А. Оценка перцептивных способностей у будущих специалистов по физической культуре и спорту / Ю.А. Мироненко, В.Н. Смоленцева // Матер. Всерос. научно-практ. конф. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2007. — С. 122-128.

МИРОНЕНКО Юлия Александровна, преподаватель кафедры психологии.

Статья поступила в редакцию 18.09.08 г.

© Ю. А. Мироненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.