Научная статья на тему 'Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музыки'

Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENTS / FORMATION / INDIVIDUALIZED PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Денис Александрович

В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сформированности и индивидуализированные программы (методики) формирования коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individualized programs of formation of communicative competence in future teachers of music

In the article the results of research of communicative competence in students of musical derpartment showing low level of its development and individualized programs of formation of communicative competence are submitted.

Текст научной работы на тему «Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музыки»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

10. Крючков, В. Н. Междисциплинарные модели в управленческом консультировании : монография / В. Н. Крючков. — Новосибирск: АНО «Редакция журнала «ЭКО», 2003. — 130 с.

ПОЛЕЩЕНКО Константин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Педагогические информационные технологии и дополнительное образование» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

ЯНЧИЙ Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: syanchij@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2010 г.

© К. Н. Полещенко, С. В. Янчий

УДК 37.38 д. л. попов

Московский государственный университет искусств и культуры

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ

В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сфор-мированности и индивидуализированные программы (методики] формирования коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студенты, формирование, индивидуализированные программы.

Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью сформированности коммуникативной компетентности (КОК) у специалистов, работающих в системе «Человек —человек», и ведущих учебно-воспитательную деятельность, в частности педагогов музыки. Практика показывает, что конфликтные ситуации, вызванные неудовлетворенностью взаимоотношениями педагога и ученика, проявляются нередко в профессионально-педагогической деятельности. Одной из причин конфликтных ситуаций в этой сфере является низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности у педагогов. Предъявляемые высокие требования к сформированности коммуникативной компетентности у педагогов определяются спецификой их профессионально-педагогической деятельности, на эффективность которой значительное влияние оказывают коммуникативные способности и умения, личностные качества, психическое состояние, знание психологии личности.

Методика и результаты исследования. Первоначальной задачей настоящего исследования было выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки. Для выявления сформированности коммуникативной компетентности были использованы методики Г. Д. Бабушкина [1] и А. В. Батаршева [2]. Всего было опрошено 140 студентов Московского областного колледжа искусств и Московского государственного университета искусств и культуры, из них: первого курса — 46 человек, второго курса — 43 че-ловека, третьего курса — 31 человек, четвертого кур-I са — 20 человек.

Рассмотрим результаты тестирования КОК по методике Г. Д. Бабушкина. Выявленный у студентов уровень сформированности коммуникативной компетентности характеризуется как низкий и составляет в среднем 61 балл из 90 возможных, что вполне адекватно отражает данное явление. Ведь студенты колледжа — это в первую очередь музыканты, а не педагоги. Большая часть учебного материала направлена на обучение студентов музыке, а не преподаванию музыки и умению общаться с людьми.

Рассмотрим сформированность каждого структурного компонента коммуникативной компетентности у студентов без разделения на курсы обучения, так как у всех студентов выявлен одинаковый (низкий уровень) КОК (табл. 1).

При максимально возможной выраженности каждого структурного компонента в 3 балла, мы находим довольно низкие показатели сформированности каждого компонента. Особенно низкий уровень сформированности следующих компонентов: психологические знания, способность к саморегуляции своего состояния, коммуникативные умения. Здесь приведены усредненные данные, у каждого отдельного субъекта возможны другие соотношения в сформированности структурных компонентов КОК. Это имеет принципиальное значение при разработке индивидуализированных программ формирования КОК.

Вторая методика, по которой мы судили об уровне развития коммуникативных способностей, была методика А. В. Батаршева [2]. Полученные результаты подтверждают результаты, полученные с помощью методики Г. Д. Бабушкина.

Таблица 1

Сформированность структурных компонентов КОК у студентов (х ± о), баллы

Структурные компоненты Уровень сформированности

Коммуникативные способности 1,5 ±0,12

Коммуникативные умения 1,8± 0,16

Психологические знания 0,9 ±0,05

Способность к саморегуляции 1,1 ± 0,01

Свойства личности 1,4 ±0,12

Таблица 2

Сформированность коммуникативной компетентности у студентов (х ±ст), баллы

Курс

(чел.)

1 (п = 46)

2 (п = 43)

З (п = 31)

4 (п = 20)

Уровень

59,1 ±3,5

57,6±3,3

58,0±3,1

59,2±3,4

средним

66,9±3,5

67,8±3,1

69,4±2,6

69,2±2,3

80,9±5,5

81,0=4=4,?

83,3±5,1

84,5±5,3

Коммуникативные способности — это свойства личности, обеспечивающие эффективность общения и психологическую совместимость в совместной деятельности. На их основе формируются коммуникативные умения. Низкий уровень коммуникативных способностей указывает на то, что человек испытывает трудности в общении и в установлении контактов с людьми.

Коммуникативные способности ниже среднего уровня характеризуются тем, что человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и долго переживает обиды. Средний уровень коммуникативных способностей указывает на то, что человек более общителен и разговорчив в кругу знакомых людей, но круг знакомств не ограничивает.

Наличие высокого уровня коммуникативных способностей свидетельствует о том, что человек является общительным, не теряется в новой обстановке, проявляет инициативу в общении. Человек испытывает потребность в общении, вовлекается во многие события, происходящие вокруг него [3, 4].

В результате тестирования студентов получены следующие результаты: низкий уровень коммуникативных способностей выявлен у 30 % испытуемых, средний — у 34 %, высокий — у 37 % обследованных. Полученные результаты указывают на необходимость развития коммуникативных способностей у будущих педагогов музыки, так как у большинства студентов коммуникативные способности развиты недостаточно.

Коммуникативные умения изучались нами с помощью методики Г. Д. Бабушкина и с помощью диагностики техники общения [5]. По методике Г. Д. Бабушкина получены следующие результаты: высокий уровень развития коммуникативных умений выявлен у 13 %; средний уровень — у 35 %; низкий — у 52 % опрошенных студентов. По методике Н. Д. Творого-вой [5] получены следующие результаты: низкая техника общения выявлена у 34 % испытуемых, средний балл составил 7,4; среднюю технику общения продемонстрировали 38 % испытуемых, средний балл

составил 18,2; высокой техники общения обладают 28 %, средний балл составил 25,4. При сравнении результатов можно констатировать об их идентичности.

Мы проанализировали уровень сформированное™ коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся на разных курсах. Величина среднего балла у испытуемых разных курсов существенно не отличается, что свидетельствует о том, что формированию коммуникативной компетентности у студентов в процессе профессиональной подготовки не уделяется внимания (табл. 2).

Проведенное исследование коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки выявило недостаточный уровень ее сформированное™ для эффективной профессионально-педагогической деятельности. В этой связи нами разработаны индивидуализированные программы (методики) для формирования коммуникативной компетентности у студентов на основе учета сформированное™ структурных компонентов КОК, при разработке которых мы руководствовались следующим. Содержание программ формирования коммуникативной компетентности должно отражать: 1) учет особенностей профессионально-педагогической деятельности педагогов музыки; 2) адаптерованность методики к процессу профессионально-педагоги-ческой подготовки студентов; 3) учет индивидуально -психологических особенностей обучаемых студентов.

Концептуальными положениями индивидуализированных программ являются: формирование высокого уровня коммуникативной компетентности посредством воздействия на все структурные компоненты, причем в большей степени на недостаточно развитые компоненты.

При разработке индивидуализированных программ (методик) мы использовали следующий подход к формированию коммуникативной компетентности. Во-первых, коммуникативная компетентность — это совокупность знаний, коммуникативных умений и навыков, уровень сформированности которых проявляется непосредственно в общении и взаимодействии. Во-вторых, определенный уровень ее

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

сформированное™ обусловлен индивидуально-психологическими особенностями, внутренним самоощущением человека, степенью адекватности самооценки, характером психического состояния в процессе общения, осознанием собственных возможностей, желаний в процессе общения.

Цель программ (методик) заключается в повышении уровня сформированное™ коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся на музыкальном отделении, посредством воздействия на каждый структурный компонент в отдельности: коммуникативные способности и коммуникативные умения; психологические знания; свойства личности; управление психическим состоянием в общении.

Принципы построения индивидуализированных программ:

1) мотивационной основы обучения предполагал создание у студентов мотивации к занятиям; 2) связи теории с практикой; 3) последовательности и доступности при формировании коммуникативных умений и развитии необходимых качеств; 4) наглядности и информативности; 5) индивидуализации обучения и воспитания.

Основные методы, посредством которых осуществляется реализация содержания программы формирования коммуникативной компетентности, являются: метод самооценки, характеризующийся анализом своего поведения в ситуациях общения; метод моделирования типичных ситуаций общения педагога с учеником в профессионально-педагогической деятельности; метод ролевых игр, предполагающий исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации общения педагогов с учеником; метод симуляции, заключающийся в искусственном создании конкретных ситуаций общения с определенным типом темперамента, характера ученика [6, 7].

Вначале с помощью опросника КОК [1] выявляется уровень сформированное™ коммуникативной компетентности в целом и его отдельных компонентов. Проводится анализ проявления каждого компонента с целью выявления недостатков в его развитии. Затем на основе полученных результатов подбирается комплекс упражнений, заданий для повышения уровня сформированное™ конкретного компонента коммуникативной компетентности.

Поскольку коммуникативные способности и коммуникативные умения тесно взаимосвязаны и коммуникативные умения формируются на базе коммуникативных способностей, то программа формирования этих компонентов представляется единой.

Первая программа — развитие коммуникативных способностей и умений включает следующие группы упражнений:

— формирование приемов, опирающихся на знания состояний другого человека;

— формирование представлений о невербальных проявлениях психических состояний, возникающих у учеников на учебных занятиях, причинах их возникновения, их влияние на выполняемую деятельность;

— формирование умений распознавания характера психоэмоционального состояния ученика на занятии по невербальным проявлениям (по изображениям на фото, или в условиях практической деятельности) и сопоставление своих результатов с оценками своего состояния учениками;

— совершенствование коммуникативных умений с использованием приемов моделирования психоэмоциональных состояний учащихся на занятиях;

— совершенствование коммуникативных умений в реальных условиях.

Средства для формирования коммуникативных способностей и умений подбирались с учетом профессионально-педагогической деятельности педагога музыки, и включают:

— упражнения, позволяющие освоить особенности невербального поведения другого человека;

— упражнения, направленные на развитие психических функций (внимания, памяти);

— упражнения, повышающие уровень творческой активности;

— упражнения, формирующие навыки регуляции эмоционального напряжения при взаимодействии с другим человеком;

— задания для самостоятельной работы;

— упражнения для развития перцептивных умений, включают: моделирование профессиональных ситуаций общения педагога с учениками в типичных для профессиональной деятельности ситуациях; ролевые игры, соответствующие типичным ситуациям общения педагога и ученика; распознавание психоэмоциональных состояний учеников по фото снимкам [8].

Упражнения, направленные на установление контакта и на развитие положительных эмоций в группе, включают вступление в общение с незнакомыми людьми и установление психологического контакта с ними.

Самостоятельная работа студентов реализовалось двумя видами заданий: работа с учебной литературой для увеличения объема психологических знаний студентов в области коммуникации; перенос освоенных в тренинге перцептивных умений в реальную жизнь посредством домашних заданий.

Вторая программа — формирование необходимого объема психологических знаний. Реализация данного направления осуществлялась двумя путями: первый путь — изучение психологии в рамках преподаваемых предметов; второй путь — самостоятельная работа с учебной литературой.

Предварительные исследования показали очень низкий уровень психологических знаний у студентов, который не находит существенного наполнения в процессе профессиональной подготовки. В этой связи наполнение объема психологических знаний у студентов предполагается осуществлять в самостоятельной работе студентов. Студентам дается необходимая литература в определенной последовательности. Для отчета о самостоятельной работе студенты предъявляют письменные работы с кратким реферированием источника.

Система психологических знаний включает:

1. Личность как субъект деятельности и познания.

2. Личность как объект психологии. 3. Типология личности. 4. Свойства личности. 5. Психические состояния: их характеристика, проявления, б. Возрастные психологические особенности личности. 7. Деятельность как психологическая категория: виды деятельности. 8. Социализация и адаптация как механизмы формирования и развития личности. 9. Психология личностно-профессионального развития. 10. Общение как фактор формирования и функционирования личности. 11. Личность и группа. 12. Личность в конфликте.

Третья программа — формирование умений управлять своим психическим состоянием. Психическое состояние субъекта общения играет существенную роль в обеспечении достижения целей в процессе общения. В индивидуализированные программы формирования КОК включено формирование умений управлять своим психическим состоянием.

Для решения этой задачи мы использовали методику В. Н. Смоленцевой [9], включающую три этапа.

Первый этап — ознакомительный, предусматривающий образовательную направленность (получение студентами знаний о психорегуляции) и формирование мотивации к занятиям психорегуляцией. Для формирования положительного отношения к занятиям психорегуляцией, создания необходимых знаний проводились беседы. Второй этап — подготовительный, предусматривающий развитие и совершенствование психических функций, обусловливающих развитие умений психорегуляции (концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение, включающее воссоздание в сознании образов, ситуаций, явлений). Третий этап — основной, предполагающий развитие умений управлять своим психическим состоянием с помощью психорегулирующей тренировки.

Для закрепления разучиваемых упражнений каждому студенту давались индивидуальные задания на дом, объем и содержание которых зависел от степени усвоения того или иного упражнения.

Задания на дом. Цель домашних заданий — закрепление разучиваемых упражнений, дифференцирование применяемых средств с учетом исходного уровня развиваемых психических функций и степени их совершенствования.

Четвертая программа — формирование свойств личности, обусловливающих эффективность общения. По результатам предварительных исследований установлен комплекс свойств личности, определяющий формирование коммуникативной компетентности, и включающий: эмпатийность, ассертивность, самообладание, общительность.

Исходя из значения свойств личности в общении, мы рекомендуем упражнения для развития следующих свойств личности.

Развитие эмпатийности. Целью является «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний. С одной стороны, эти упражнения из арсенала средств тренинга сензитив-ности, но с другой — оно также задействует механизм обратной связи.

Развитие ассертивности и уверенности. Средством формирования ассертивности является ассер-тивная модель поведения. Ассертивность обусловливает уверенность человека в себе [10]. Неуверенность человека в себе может возникнуть при проявлении: социального страха в общении; заниженной или завышенной самооценки; нерациональных убеждений в общении; излишнего стремления «соблюдать приличия»; отсутствия навыков выражения чувств.

Изучение механизма формирования уверенности (неуверенности) и причин неуверенности человека определило содержание и методы обучения ассертив-ной модели поведения. Анализ ассертивной модели поведения обусловил направления методики формирования ассертивности, включающие: обучение элементарным приемам самоанализа; формирование представления об ассертивности; моделирование профессиональных ситуаций общения педагога с учеником; самостоятельная работа.

Для развития общительности рекомендуются задания по вхождению в общение с незнакомыми людьми и установление психологического контакта.

Для развития самообладания в процессе общения использовалась методика В.Н. Смоленцевой.

Основными методами, реализующими содержание методики формирования коммуникативной компетентности, являются:

— метод самооценки характеризуется анализом своего типа поведения в ситуациях общения и производится в форме дискуссии, обсуждения, беседы;

— метод интерактивного моделирования направлен на воспроизведение типичных ситуаций общения педагога с учеником в профессионально-педагогической деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— метод ролевых игр предполагает исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации общения педагога с учениками;

— метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций общения с определенным типом ученика [б, 7].

Заключение. У студентов педагогического колледжа — будущих педагогов музыки выявлено преобладание низкого и среднего уровня сформированное™ коммуникативной компетентности. Разработаны индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки, предусматривающие воздействие на конкретный слабо развитый компонент коммуникативной компетентности. Представленные в статье материалы рекомендуется использовать для формирования коммуникативной компетентности как части общей профессиональной компетентности при подготовке педагогов музыки.

Библиографический список

1. Бабушкин, Г. Д. Социальная психология / Г. Д. Бабушкин, А. Н. Двоеглазов, Ю. В. Никулин. — Омск : Тара, 2000. — 119 с.

2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности/А. В. Батаршев. — М., 1999. — 325 с.

3. Богин, И. Б. Разработка путей совершенствования подготовки молодых специалистов в медицинском вузе / И. Б. Богин, Н. А. Чебышев, Н. Д. Творогова // Современные проблемы подготовки медицинских кадров.—М., 1990. — Ч. 1. — С. 5 —7.

4. Богомолова, Н. Н. Социально-психологическая подготовка / Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 1. — С.53-61.

5. Творогова, Н. Д. Общение: диагностика и управление / Н. Д. Творогова. — М.: Педагогика, 2002. — 451 с.

6. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения/Б. Б. Айсмонтас. — М., 2002. -369 с.

7. Джонсон, Д. Методы обучения в сотрудничестве / Д. Джонсон. — М., 2001. — 269 с.

8. Мироненко, Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту: дис.... канд. пед. наук/ Ю. А. Мироненко. - Омск, 2009. -142с.

9. Смоленцева, В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис. ... док. психол. наук / В. Н. Смоленцева — СПб., 2006. — 351 с.

10. Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. -СПб.: Питер, 1994. — 350 с.

ПОПОВ Денис Александрович, аспирант кафедры «Инструменты эстрадного оркестра».

Адрес для переписки: e-mail: trumpetenok@mail.m

Статья поступила в редакцию 26.10.2010 г.

© Д. А. Попов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.