Научная статья на тему 'Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России'

Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая готовность выпускника вуза / критерии физической готовности специалиста / выполнение профессиональных задач / специалист-психолог МЧС России / physical readiness of a university graduate / criteria for the physical readiness of a specialist / performance of professional tasks / specialist psychologist of the EMERCOM of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Байчорова Хафиза Срафильевна

Авторами впервые ставится и решается вопрос о содержании физической подготовки специалиста-психолога МЧС России. Цель исследования – разработка статистической основы для проектирования структуры и содержания модели физической готовности к дальнейшей профессиональной деятельности выпускника Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Достижение цели исследования направлено на разрешение выявленного противоречия в нормативных документах: между планируемыми результатами освоения студентами дисциплины «Физическая культура» (обеспечение физической готовности выпускников для выполнения задач в соответствии с их предназначением) и применяемыми на практике критериями и показателями физической подготовки сотрудников МЧС России в приказах МЧС России. Анализ документов показал, что с одной стороны, они не конкретизируют требования к уровню развития физических свойств выпускника, определяющие способность поддерживать должный уровень физической готовности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а с другой стороны, физическая готовность студентов-психологов измеряется и оценивается по тем же критериям, что и физическая готовность пожарных и спасателей, профессиональная деятельность которых отличается по физическим требованиям. На основе метода экспертного опроса специалистов в области физической культуры и спорта и опытных специалистов-психологов авторами разработана статистическая основа для дальнейшего проектирования структурно-содержательной модели физической готовности выпускника-психолога, способной обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность в МЧС России. Методика ранжирования профессиональных физических свойств выпускника, определяющих его физическую готовность, получила свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Байчорова Хафиза Срафильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the criteria for assessing the physical readiness of a graduate psychologist for professional activities in the EMERCOM of Russia

For the first time, the authors raise and solve the issue of the content of physical training of a specialist psychologist of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The purpose of the study is to develop a statistical basis for the development of the structure and content of the model of physical readiness for further professional activity of a graduate of St. Petersburg University SFS of the EMERCOM of Russia in the specialty “Psychology of official activity”. The achievement of the research goal is able to resolve the revealed contradiction in regulatory documents: between the planned results of mastering the discipline “Physical Culture” by students (ensuring the physical readiness of graduates to perform tasks in accordance with their purpose) and the criteria and indicators of physical fitness of employees of the EMERCOM of Russia used in practice in the orders of the EMERCOM of Russia. The analysis of the documents showed that, on the one hand, they do not specify the requirements for the level of development of the physical properties of the graduate, which determine the ability to “maintain the proper level of physical readiness to ensure full-fledged social and professional activities”, and on the other hand, the physical readiness of psychology students is measured and evaluated according to the same criteria as the physical readiness of firefighters and rescuers whose professional activities differ in physical requirements. Based on the method of an expert survey of specialists in the field of physical culture and sports of St. Petersburg University SFS of the EMERCOM of Russia and experienced psychologists of the EMERCOM of Russia, a statistical basis has been developed for further designing a structural and content model of physical readiness of a graduate psychologist capable of providing full-fledged social and professional activities in the EMERCOM of Russia. The authors have developed a methodology for ranking the basic physical properties of a graduate that determine their physical readiness, for which a certificate of Russian state registration of a computer program has been obtained.

Текст научной работы на тему «Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России»

Теория и методика

профессионального

образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-38-57 УДК 378.14

Р.Е. Булат1, Х.С. Байчорова2

1 Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,

196605 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, 196105 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России

Авторами впервые ставится и решается вопрос о содержании физической подготовки специалиста-психолога МЧС России. Цель исследования -разработка статистической основы для проектирования структуры и содержания модели физической готовности к дальнейшей профессиональной

© Булат Р.Е., Байчорова Х.С., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

деятельности выпускника Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Достижение цели исследования направлено на разрешение выявленного противоречия в нормативных документах: между планируемыми результатами освоения студентами дисциплины «Физическая культура» (обеспечение физической готовности выпускников для выполнения задач в соответствии с их предназначением) и применяемыми на практике критериями и показателями физической подготовки сотрудников МЧС России в приказах МЧС России. Анализ документов показал, что с одной стороны, они не конкретизируют требования к уровню развития физических свойств выпускника, определяющие способность поддерживать должный уровень физической готовности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а с другой стороны, физическая готовность студентов-психологов измеряется и оценивается по тем же критериям, что и физическая готовность пожарных и спасателей, профессиональная деятельность которых отличается по физическим требованиям. На основе метода экспертного опроса специалистов в области физической культуры и спорта и опытных специалистов-психологов авторами разработана статистическая основа для дальнейшего проектирования структурно-содержательной модели физической готовности выпускника-психолога, способной обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность в МЧС России. Методика ранжирования профессиональных физических свойств выпускника, определяющих его физическую готовность, получила свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ.

Ключевые слова: физическая готовность выпускника вуза, критерии физической готовности специалиста, выполнение профессиональных задач, специалист-психолог МЧС России

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Булат Р.У., Байчорова Х.С. Обоснование критериев оценки физической готовности выпускника-психолога для осуществления профессиональной деятельности в МЧС России // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 38-57. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-3-38-57

о

си |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

01 I X

Е о I

X X и го т

ск X с^ и 01 о т го

о о

ш о_ю

н- с О

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-38-57 R.E. Bulat1, Kh.S. Baychorova2

1 Pushkin Leningrad State University,

St. Petersburg, 196605, Russian Federation

2 Saint-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation

for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters,

St. Petersburg, 196105, Russian Federation

Justification of the criteria for assessing the physical readiness of a graduate psychologist for professional activities in the EMERCOM of Russia

For the first time, the authors raise and solve the issue of the content of physical training of a specialist psychologist of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The purpose of the study is to develop a statistical basis for the development of the structure and content of the model of physical readiness for further professional activity of a graduate of St. Petersburg University SFS of the EMERCOM of Russia in the specialty "Psychology of official activity". The achievement of the research goal is able to resolve the revealed contradiction in regulatory documents: between the planned results of mastering the discipline "Physical Culture" by students (ensuring the physical readiness of graduates to perform tasks in accordance with their purpose) and the criteria and indicators of physical fitness of employees of the EMERCOM of Russia used in practice in the orders of the EMERCOM I o of Russia. The analysis of the documents showed that, on the one hand, they Jf £ do not specify the requirements for the level of development of the physical

h ro -<D I Z o

CD

properties of the graduate, which determine the ability to "maintain the proper y 2 level of physical readiness to ensure full-fledged social and professional ^-e- £ activities", and on the other hand, the physical readiness of psychology students 8 o-vo is measured and evaluated according to the same criteria as the physical

CK

m u-vi^

Reo

readiness of firefighters and rescuers whose professional activities differ

in physical requirements. Based on the method of an expert survey of specialists in the field of physical culture and sports of St. Petersburg University SFS of the EMERCOM of Russia and experienced psychologists of the EMERCOM of Russia, a statistical basis has been developed for further designing a structural and content model of physical readiness of a graduate psychologist capable of providing full-fledged social and professional activities in the EMERCOM of Russia. The authors have developed a methodology for ranking the basic physical properties of a graduate that determine their physical readiness, for which a certificate of Russian state registration of a computer program has been obtained. Key words: physical readiness of a university graduate, criteria for the physical readiness of a specialist, performance of professional tasks, specialist psychologist of the EMERCOM of Russia

CITATION: Bulat R.E., Baychorova Kh.S. Justification of the criteria for assessing the physical readiness of a graduate psychologist for professional activities in the EMERCOM of Russia. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3. Pp. 38-57. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-38-57

Актуальность исследования

Инициированный с 1999 г. Болонский процесс был направлен на унификацию образовательных программ разных государств и имел характерные технологические признаки: переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура; включение в учебные планы структуры часовых кредитов с созданием накопительной системы кредитов дисциплин и развитием программ академической мобильности; смена выбранного направления подготовки при переходе с бакалавриата на магистратуру и другие. Негативным следствием этого является то, что даже в изменившихся условиях до сих пор в научных, социальных и политических дискуссиях акцент на технологические вопросы образования затмевает решение вопросов его сути и содержания.

Однако из достижений отечественной дидактики известно, что именно на основе содержания образования разрабатываются линейные, кон- | о центрические, спиральные и другие структуры освоения обучающимся ^ учебного материала, а не наоборот. Содержание высшего образова- ^ § | ния является системой взаимосвязанных элементов, которая исходит ^ у 2 из содержательной модели предстоящей профессиональной деятельнос- ^-д- £ ти и тем самым обеспечивает профессионально-личностное развитие 8

обучающегося [4; 7].

Наша позиция состоит в том, что основой для обсуждения вопросов развития отечественного высшего образования должно стать его содержание [8; 11; 12], обусловленное целями, потребностями государства и общества, психофизиологическими возможностями обучающихся [1-3] и другими факторами. Поэтому в процессе разработки ФГОС ВО 4 поколения должны быть разрешены противоречия между технологическими вопросами и вопросами содержанием образования, присутствующие в актуализированных на основе профессиональных стандартов ФГОС ВО (3++).

Содержание высшего образования определяется основной профессиональной образовательной программой высшего образования (ОПОП ВО), которая разрабатывается и утверждается самостоятельно образовательной организацией. При этом основой для разработки ОПОП ВО является совокупность обязательных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующей специальности (направлению подготовки)1.

Актуализированные на основе профессиональных стандартов ФГОС ВО (3++) по всем специальностям уже в п. 2.2 и 2.3 определяет перечень обязательных дисциплин. Лишь только после этого в разд. III «Требования к результатам освоения программы специалитета» ФГОС ВО устанавливает перечень компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника в рамках освоения данных дисциплин. На наш взгляд, было бы логичнее вначале определить, каким должен быть специалист, а уже после этого определять средства формирования требуемых компетенций выпускника, т.е. требуемые дисциплины. В результате разработчики программ дисциплин вынуждены встраивать требуемые для формирования указанных компетенций дидактические единицы к их наименованиям.

Вместе с тем в рамках исследования цели, структуры и содержания физической готовности будущих специалистов-психологов мы прежде всего проанализировали п. 2.3. ФГОС ВО: «Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту: - в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)"; - в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элек-

го ^ ^ о

X I

о ¡^ тивных дисциплин (модулей) в очной форме обучения» (http://www.

Ш I ^ Z о

ск

— го

U Ш

и -

Ol

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363128/).

_g_ m 1 Приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1137 (ред. от 26.11.2020) «Об утвер-§" о о. ждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образова-(f^ ü^o ния - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности». URL:

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363128/ (дата обращения: 11.12.2022).

_ _ _

При этом ФГОС ВО уточняет, что «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией» (п. 2.3), и требует, чтобы «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (дисциплина (модуль) "Физическая подготовка"), реализуемые в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)"» были включены в обязательную часть программы специалитета (п. 2.10) (http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363128/).

Дальнейший анализ показал [5; 8], что реализация дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту (ФКиС) наиболее целесообразна для формирования универсальной компетенции УК-7: «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», входящей в категорию «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

Разработанный Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) вузов России в области психологии служебной деятельности проект примерной основной образовательной программы (ПООП) предлагал для оценки формирования компетенции УК-7 индикаторы (https://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects_POOP/SPEC/370502_POOP_C.pdf). При этом в предложенном ПООП варианте примерной программы дисциплины «Физическая культура» (в аннотации) были уточнены такие ее элементы, как цель и проектируемые результаты освоения дисциплины. Поэтому мы провели сравнительный анализ этих элементов (табл. 1).

Кроме того, в примерной программе дисциплины «Физическая культура» предложено и ее примерное содержание: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучаемых. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Методика формирования двигательных навыков. Методика совершенствования физических и специальных качеств. Методы о самоконтроля. Предупреждение травматизма в процессе физической под- Ц § готовки. Методика разучивание и совершенствование физических упраж- о | нений. Методика организации и проведения подготовительной, основной -т о Ц и заключительной частей занятия по физической подготовке. Профессио- х у т нально-прикладная физическая подготовка обучаемых. Спорт. Индивиду- ^-е- й альный выбор видов спорта или систем физических упражнений» (https:// 8 fgosvo.ru/uploadfiles/Projects_POOP/SPEC/370502_POOP_C.pdf). ^

Теория и методика 4 профессионального образования

Г

Таблица 1

Сравнительный анализ критериев формирования УК-7 [2; 5]

о о

УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Цель изучения дисциплины «Физическая культура» Обеспечение физической готовности выпускников для выполнения задач в соответствии с их предназначением

Индикаторы УК-7 Проектируемые результаты освоения дисциплины:

7.1. Здоровье-сберегающие технологии С-7.1. Выбирает здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности Знать: Основы здорового образа жизни; закономерности и методы развития физических качеств и формирования двигательных навыков

7.2. Обеспечение работоспособности С-7.2. Планирует свое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности Уметь: Физически самосовершенствоваться, выполнять физические упражнения

7.3. Нормы здорового образа жизни С-7.3. Соблюдает и пропагандирует нормы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности Владеть: Навыками самостоятельной физической тренировки и самоконтроля за физическим состоянием

П)

а. ш ю о ю У

я

У

п =г

о о

ю у

о

о О 2

О 2

О 3

Анализ приведенных дидактических единиц показал, что в них заострено внимание на методах, методике и средствах поддержания физической готовности выпускника, а не на конкретизацию критериев физической подготовленности, обеспечивающей профессиональную деятельность [2; 3; 8; 11]. Поэтому следует отметить еще и то, что опубликованный проект ПООП носил рекомендательный характер для образовательных организаций высшего образования. Более того, с 1 января 2023 г. понятие «примерная основная образовательная программа» исключено из законодательной базы системы образования России.

Вместе с тем для нашего научного поиска важно, что с учетом некоторых терминологических неточностей (например, «обучаемый», а не «обучающийся») между формулировкой компетенции УК-7 и рекомендованным примерным содержанием дисциплины «Физическая культура и спорт» в ПООП существует достаточная корреляция.

В целом можно сказать, что ни ФГОС, ни ПООП не конкретизируют требования к уровню развития физических свойств выпускника, определяющему способность «поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Более того, ни в одном из анализируемых руководящих документов нет отсылки к критериям, нормативам и видам упражнений, которые могут быть включены в содержание рабочей программы дисциплины (РПД) по физической культуре и спорту (подготовке). Поэтому мы исследовали существующие в Санкт-Петер-бугском университете Государственной противопожарной службы (СПбУ ГПС) МЧС России РПД по дисциплине «Физическая культура» в соответствии с квалификационными требованиями МЧС России (КТ МЧС России), ориентированными на выпускника - сотрудника МЧС России (Приказ МЧС России от 03.02.2022 № 60).

Следует отметить и факт того, что длительное отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности в интересах МЧС России» предопределяло отсутствие КТ МЧС России для этой специальности. Анализ КТ МЧС России ко всем другим специальностям и направлениям подготовки показал, что они в содержании профессиональных компетенций также 0 не уточняют какие-либо требования к физической готовности выпускника. | о

Кроме того, мы выявили соответствие в полном объеме существующих в вузе РПД по дисциплине ФП по специальности 37.05.02 «Пси- ^ § | хология служебной деятельности» требованиям Приказа МЧС России ^ у 2 от 30.03.2011 № 153 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Наставления ^-е-^ по физической подготовке личного состава федеральной противопо- ^ оэ жарной службы Государственной противопожарной службы». При этом

было установлено, что их содержание и контроль нацелены именно на выполнение определенных нормативов по физической подготовке, а не на освоение методов, методик и средств поддержания физической готовности выпускника в дальнейшей профессиональной деятельности [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, выявленные противоречия и несоответствия доказывают актуальность нашего исследования, которая обусловлена объективной потребностью дальнейшего научного обоснования цели, структуры и содержания модели физической готовности выпускника СПбУ ГПС МЧС России по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности».

Цель, теоретическая и практическая значимость исследования

При изучении содержания и результатов освоения РПД «Физическая культура» в нашем исследовании учитывалась существующая особенность в том, что подготовка выпускников-психологов в СПбУ ГПС МЧС России осуществлялось на внебюджетной основе (студенты) и было нацелено на замещение должностей гражданского персонала как в МЧС России, так и в других структурах. Поэтому следует отметить вполне очевидный факт того, что профессиональная деятельность пожарных и спасателей имеет явные различия в физических нагрузках в сравнении с психологами из числа гражданского персонала.

Однако необходимо подчеркнуть и другую особенность трудоустройства выпускников вуза по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», которая состоит в том, что в отдельных случаях они имеют возможность представить документы на должности не работников, а сотрудников Главных управлений МЧС России в управлениях и отделах медико-психологического обеспечения, а также других подразделений МЧС России.

Поэтому нами были проанализированы требования указанного в ФГОС ВО профессиональных стандартов «Психолог в социальной сфере» и «Психолог в служебной деятельности», утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18.11.2013 № 682н и 27.04.2023 № 395н соответственно. Анализ их содержания не выявил наличие требований к психологу с точки зрения его физической готовности к профессиональной деятельности.

аг ко ин дь ол та ен

2 I 1

х у т Дальнейшее исследование существующих профессиограмм «Психолог» и других описаний требований к работникам этой профессии

8 также не выявило наличия требований к уровню физической готовно-

m и-ш

г- С О

сти специалиста к профессиональной деятельности. С другой стороны,

изучение научных разработок в области физической подготовки будущих или действующих специалистов-психологов к профессиональной деятельности показало, что в научной и методической литературе этому вопросу уделено недостаточно внимания [5]. Существуют лишь общие научно-педагогические направления общей физической подготовки студентов различных специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые не ориентированы на будущую профессиональную деятельность [7; 9; 10].

Вместе с тем анализ опыта практической деятельности специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП МЧС России) показал, что, несмотря на то, что все должности замещаются гражданским персоналом по трудовому договору, их деятельность сопряжена с постоянными командировками, в том числе, в условиях ЧС, в экстремальной обстановке, в неблагоприятных погодных и климатических условиях, в полевых условиях и т.д. Данный факт предопределяет, что способность должностных лиц данной категории к преодолению физических нагрузок играет существенную роль при выполнении профессиональных задач. Следовательно, актуализируется вопрос об уровнях, структуре и содержании физической готовности, обеспечивающей профессиональную деятельность.

Поэтому нами был спланирован и осуществлен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение статистической основы для разработки структуры и содержания модели физической готовности к дальнейшей профессиональной деятельности выпускника СПбУ ГПС МЧС России по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». На этапе теоретического обоснования критериев физической готовности нами были проанализированы научные достижения в области классификации основных физических свойств выпускника [1; 6; 8]. В результате мы получили подтверждение требований руководящих документов (Приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы») в том, что физическая готовность выпускника определяется степенью развития его пяти основных физических свойств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости [Там же]. ™ ¡5

X X

4 с

Методы и методики исследования н ™

ш х £

Е О I

В рамках дальнейшего эмпирического исследования на основе мето- ^ 5 2

о

да экспертного опроса специалистов в области физической культуры

о ° ф

Р 1= о

и спорта СПбУ ГПС МЧС России (24 респондента) нами были

ко проранжированы основные физические свойства с точки зрения

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

их значимости для выпускника-психолога, но и выявлены физические упражнения, наиболее целесообразные для их диагностики в процессе и результате освоения программ высшего образования.

Значимость физических свойств выпускников вуза в результате экспертного опроса путем выявления их весовых коэффициентов приведено в табл. 2.

Таблица 2

Соотношение совокупности физических свойств выпускников СПбУ ГПС МЧС России

Физическое свойство Количество, % Наиболее целесообразные физические упражнения для их диагностики в процессе и результате высшего образования

Выносливость 40 Бег 3000 м

Сила 30 Подтягивание

Быстрота 10 Бег 100 м (челночный бег 10 х 10 м)

Ловкость 10 Гимнастические упражнения на брусьях

Гибкость 10 Наклоны стоя вперед

Другие 0 -

Итого 100

Для дальнейшего исследования значимости выявленных физических свойств в профессиональной деятельности психолога МЧС России в качестве экспертов нами были подобраны штатные психологи (75 человек), замещающие в структурных подразделениях МЧС России должности сотрудников и работников, требующих высшее образование по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности»:

- сотрудники ГУ МЧС России и других территориальных органах МЧС России (41 респондент);

- работники Центра экстренной психологической помощи МЧС России || ¡5 и его филиалов (20 респондентов);

х - сотрудники образовательных организаций высшего образования (ОО ВО) (педагоги-психологи и сотрудники отделов психологического ™ сопровождения образовательного процесса) (14 респондентов). 8 о^ Экспертный опрос в рамках констатирующего эксперимента прово-

го ^ ^ о

X I

го

Ш I Z о

ск

— го

U Ш

и -

Ol

m и-ш

г- С О

дился по авторской методике. Экспертам было предложено оценить

значимость физических свойств в профессиональной деятельности психолога МЧС России на основе их последовательного и попарного сравнения между собой:

Сила 3 2 1 0 -2 -3 Быстрота

Сила 3 2 1 0 -2 -3 Ловкость

Сила 3 2 1 0 -2 -3 Гибкость

Сила 3 2 1 0 -2 -3 Выносливость

Быстрота 3 2 1 0 -2 -3 Ловкость

Быстрота 3 2 1 0 -2 -3 Гибкость

Быстрота 3 2 1 0 -2 -3 Выносливость

Ловкость 3 2 1 0 -2 -3 Гибкость

Ловкость 3 2 1 0 -2 -3 Выносливость

Гибкость 3 2 1 0 -2 -3 Выносливость

Суть методики основывалась на том, что количество сравниваемых друг с другом свойств ограничено (5). Поэтому мы предположили, что такое сравнение позволит получить более объективные результаты, чем метод ранговой корреляции2. Интерпретация результатов позволила нам не только ранжировать физические свойства, но и определить различия в их значимости для дальнейшей профессиональной деятельности психолога МЧС России.

Предложенная методика предопределила необходимость ее программного обеспечения. Поэтому нами была разработана программа автоматизированного сравнительного анализа ограниченного числа объектов исследования по заданному числу критериев. Программа (Тип ЭВМ: IBM PC-совмест. ПК; ОС: Windows XP/Vista/7/8/10/11) предназначена для автоматизации установления типа аналитической функции, отражающей устойчивость связи результативного признака с факторным (факторными) на основе сравнительного анализа ограниченного числа

о го ~

^ о

X I

объектов исследования при определении формы связи. Программа обес- о ¡^ печивает автоматизированное получение более объективных результа- -г о

тов сравнительного анализа, чем метод ранговой корреляции, и позво- ^ й

'■ Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005.

— го

U Ш

01

ляет не только ранжировать объекты исследования, но и определять

8 ало F с о

качественные различия между рангами в количественном измерении. На программу авторами было получено свидетельство о государственной регистрации3.

Результаты и обсуждение

В результате применения разработанной методики расчета данных экспертного опроса мы подготовили статистическую основу для дальнейшего проектирования структурно-содержательной модели физической готовности выпускника-психолога, способной обеспечить «полноценную социальную и профессиональную деятельность» в МЧС России (табл. 3).

Таблица 3

Ранжирование основных физических свойств психологов сотрудниками и работниками МЧС России

Параметр оценки Результаты расчета уровня значимости

Количество баллов %

Гибкость 1676 26,22

Выносливость 1314 20,56

Ловкость 1207 18,89

Быстрота 1127 17,63

Сила 1067 16,70

Итого 6391 100,00

Приведенные данные показывают, что мнение специалистов-психологов в вопросе значимости требуемых физических свойств для дальнейшей профессиональной деятельности обратно пропорционально мнению специалистов в области физической культуры и спорта.

Кроме того, мы проанализировали полученные данные с учетом усло-0 вий профессиональной деятельности опрошенных.

го 1—

Л ° Сотрудники ГУ МЧС России и других органов МЧС России, прохо-

о ¡^ дящие внутреннюю службу на должностях психологов (41 респондент)

ш I ^ Е О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ск

01

у т 3 Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023613875

^ _д_ т Российская Федерация. Программа автоматизированного сравнительного анализа огра-§" о о. ниченного числа объектов исследования по заданному числу критериев: № 2023612959, ¡§"4? заявл. 13.02.2023, опубл. 20.02.2023 / Р.Е. Булат, В.А. Вакуненков, Х.С. Байчорова. EDN:

DJBNNQ.

и постоянно привлекающиеся к командировкам, в том числе в условиях ЧС, ранжировали основные требуемые психологу физические свойства в порядке, представленном в табл. 4.

Таблица 4

Ранжирование основных физических свойств психологов сотрудниками ГУ МЧС России

Параметр оценки Результаты расчета уровня значимости

Количество баллов %

Гибкость 1123 31,81

Выносливость 673 19,07

Ловкость 611 17,31

Быстрота 578 16,37

Сила 545 15,44

Итого 3530 100,00

Работники ЦЭПП МЧС России и его филиалов (20 респондентов), которые постоянно привлекаются к командировкам, в том числе в условиях ЧС, ранжировали основные требуемые психологу физические свойства в порядке, представленном в табл. 5.

Таблица 5

Ранжирование основных физических свойств психологов работниками ЦЭПП МЧС России

Параметр оценки Результаты расчета уровня значимости

Количество баллов %

Сила 377 22,51

Быстрота 342 20,42

Выносливость 335 20,00

Ловкость 319 19,04

Гибкость 302 18,03

Итого 1675 100,00

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

I X

- о I

X X и го т

о; X с^ и - о т го

о о

о_ю

- н- с о

При этом мы обратили внимание на два результата, отличающихся от общих итогов проведенного расчета. Во-первых, распределение мнений находится в интервале от 22,51 до 18,03%, т.е. значения параметров оценки имеют значительную схожесть. Во-вторых, значимость параметра «гибкость» в отличие от общего мнения, а также от мнения сотрудников ГУ МЧС России и других органов МЧС России, не наибольшая, а наименьшая.

Педагоги-психологи и сотрудники отделов психологического сопровождения образовательного процесса ОО ВО (14 респондентов), редко привлекающиеся к командировкам, в том числе в условиях ЧС, ранжировали основные требуемые психологу физические свойства в порядке, представленном в табл. 6.

Таблица 6

Ранжирование основных физических свойств психологов сотрудниками-психологами ОО ВО МЧС России

Параметр оценки Результаты расчета уровня значимости

Количество баллов %

Сила 264 22,26

Быстрота 254 21,42

Ловкость 234 19,73

Гибкость 220 18,55

Выносливость 214 18,04

Итого 1186 100,00

— го

U Ш

о;

m и-ш

г- С О

Проанализировав данные, представленные в табл. 6, мы обратили внимание на то, что они характеризуются значительной схожестью, так как находятся в интервале от 22,26 до 18,04 %. Кроме того, значимость параметра «сила» в отличие от общего мнения, а также от мнения сотрудников ГУ МЧС России и других органов МЧС России, не наименьшая, а наибольшая.

го ^ ^ о

X I ^ л

° 5 ш i к

z о i Выводы

^-е- ¡^ Таким образом, обоснование критериев оценки физической готовно-8 сти выпускника-психолога для осуществления профессиональной дея-

тельности в МЧС России показало следующее:

- основой обсуждения вопросов развития отечественного высшего образования должны являться не технологические аспекты, а его содержание, обусловленное целями, потребностями государства и общества, психофизиологическими возможностями обучающихся и другими факторами;

- согласно ФГОС ВО содержание физической подготовки в ОО ВО должно формировать «способность к поддержанию требуемого уровня физической готовности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», поэтому целью освоения дисциплины «Физическая культура» в ОПОП ВО специалитета по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» является обеспечение физической готовности выпускников для выполнения задач в соответствии с их предназначением;

- в нормативных документах по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» акцент сделан на методы, методики и средства поддержания физической готовности выпускника, а не на конкретизацию критериев физической готовности, обеспечивающей «полноценную социальную и профессиональную деятельность»;

- ни профессиональные стандарты «Психолог в социальной сфере» и «Психолог в служебной деятельности», ни ФГОС ВО (государственные требования) по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», ни существующие профессиограммы «Психолог» не содержат требований и критериев оценки уровня физической готовности специалиста-психолога к профессиональной деятельности, не конкретизируют требования к уровню развития физических свойств выпускника, определяющие «способность поддерживать должный уровень физической готовности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»;

- подготовка выпускников-психологов в СПбУ ГПС МЧС России осуществлялась на внебюджетной основе (студенты), однако их физическая готовность измерялась и оценивалась по тем же критериям, что и у пожарных и спасателей: содержание физической подготовки в действующих в СПбУ ГПС МЧС России РПД по дисциплине «Физическая культура» соответствуют КТ МЧС России к выпуск- 2 о нику - сотруднику МЧС России (Приказ МЧС России от 03.02.2022 ¡5 № 60) и требованиям приказа МЧС России от 30.03.2011 № 153 (ред. | ^ | от 26.07.2016) «Об утверждении Наставления по физической подго- х 5 2 товке личного состава федеральной противопожарной службы Госу- ™ дарственной противопожарной службы» и нацелены на выполнение определенных в них нормативов, а не на «освоение методов, методик

и средств поддержания физической готовности выпускника в дальнейшей профессиональной деятельности»;

- недостаточная разработанность вопроса результатов физической подготовки специалиста-психолога к профессиональной деятельности детерминировала постановку проблемы цели и содержания модели физической готовности выпускника СПбУ ГПС МЧС России по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности»;

- на основе метода экспертного опроса специалистов в области физической культуры и спорта СПбУ ГПС МЧС России (24 респондента) и опытных специалистов-психологов МЧС России (75 респондентов) установлено, что для дальнейшей профессиональной деятельности выпускника-психолога необходимы все пять основных общепризнанных физических свойств: выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость;

- в вопросе значимости требуемых физических свойств выпускника, определяющих его физическую готовность, мнения опытных специалистов-психологов МЧС России значительно отличаются от мнений специалистов в области физической культуры и спорта СПбУ ГПС МЧС России;

- анализ полученных данных позволил подготовить статистическую основу для дальнейшего проектирования структурно-содержательной модели физической готовности выпускника-психолога, способной обеспечить «полноценную социальную и профессиональную деятельность» в МЧС России на основе мнения действующих специалистов-психологов.

Библиографический список / References

1. Борисов А.А., Салькова Д.В. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки // Военный инженер. 2019. № 2 (12). С. 34-46. [Borisov A.A., Salkova D.V. Formation of psychophysical readiness of military university cadets to perform service and combat tasks by means of physical training. Military Engineer. 2019. No. 2 (12). Pp. 34-46. (In Rus.)]

2. Борцова А.Н., Казарская А.А. Совершенствование мониторинга физической готовности военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России к профессиональной деятельности (на примере ФГКУ ЦСООР Лидер) // Формирование физической готовности к профессиональной деятельности у сотрудников силовых структур: Сборник трудов секции № 21 XXXII Международной научно-практической конференции. Химки, 1 марта 2022 г. Химки, 2022. С. 9-13. [Bortsova A.N., Kazarskaya A.A. Perfection of monitoring of physical readiness of servicemen of rescue military formations of MES of Russia to professional activity.

о

го

^ о

X X

ct .0

о

1— ro к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о ср

Ш Q-Ю

F с о

- с о

Formirovanie fizicheskoj gotovnosti kprofessionalnoj deyatelnosti u sotrudnikov silovyh struktur. Sbornik trudov sektsii № 21 XXXII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Khimki, 2022. Pp. 9-13. (In Rus.)]

3. Волокитин Д.М., Панферов Р.Г. Об общности задач физической подготовки сотрудников ГИБДД и МЧС // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орёл, 2019. С. 52-56. [Volokitin D.M., Panferov R.G. On the commonality of tasks of physical training of GIBDD and EMERCOM staff. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitelnyh organov. Oryol, 2019. Pp. 52-56. (In Rus.)]

4. Караван А.В. Борисов А.А., Кривощеков В.Г. Медико-биологические аспекты студенческого спорта // Путь науки. 2015. № 3 (13). С. 115-118. [Karavan A.V. Borisov A.A., Krivoschekov V.G. Medico-biological aspects of student sports. Put nauki. 2015. No. 3 (13). Pp. 115-118. (In Rus.)]

5. Корбукова Н.А. Методика оценки физической подготовленности студентов специального медицинского отделения // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 34. № 4. С. 60-68. [Korbukova N.A. Methodology of physical fitness assessment of students of special medical department. Sbornik nauchnykh trudov SWorld. 2014. Vol. 34. No. 4. Pp. 60-68. (In Rus.)]

6. Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Психолого-педагогические механизмы управления физическим воспитанием студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 115-118. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0024. [Kochieva E.R., Chibirova A.Kh. Psychological and pedagogical mechanisms of physical education management of students. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Vol. 8. No. 4 (29). Pp. 115-118. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0024. (In Rus.)]

7. Модели деятельности кафедр физической культуры по обеспечению формирования гармонично развитой личности безопасного типа / Васильков В.Г., Ефимов-Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Б. и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 66-75. [Vasilkov V.G., Efimov-Komarov V.Y., Efimova-Komarova L.B. et al. Models of activity of physical culture departments to ensure the formation of a harmoniously developed personality of a safe type. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018. No. 3 (157). Pp. 66-75. (In Rus.)]

8. Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе / Дементьев К.Н., Борисов А.А., Булат Р.Е., Пристав О.В. // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 42-44. [Dementiev K.N., Borisov A.A., Bulat R.E., Pryav O.V. Modern trends in improving the effectiveness of physical training of cadets о in the military university. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. No. 9. Ц ° Pp. 42-44. (In Rus.)] g ¡5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тонких Д.В. Требования, предъявляемые к сотрудникам органов ГПС МЧС ш i § России при реализации профессиональной деятельности // Мировая наука. ^ S S 2020. № 10 (43). С. 79-82. [Tonkikh D.V. Requirements for the employees * У о of the Russian Ministry of Emergency Situations in the implementation c^"®" ™ of professional activities. World Science. 2020. No. 10 (43). Pp. 79-82. ,8 ¡°g

(In Rus.)]

10. Федорова Т.Ю., Синев Е.Н., Федорова Ю.Р. Научно-педагогические направления общей физической подготовки студентов в учреждениях высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С. 151-154. [Fedorova T.Y., Sinev E.N., Fedorova Y.R. Scientific and pedagogical directions of general physical training of students in institutions of higher education. Pedagogical Education and Science. 2020. No. 5. Pp. 151-154. (In Rus.)]

11. Черняев В.В. Проектирование содержания образования по физической культуре в вузе в контексте компетентностного подхода // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1. С. 52-55. [Chernyaev V.V. Designing the content of physical culture education at a university in the context of a competence-based approach. Physical Culture and Health. 2009. No. 1. Pp. 52-55. (In Rus.)]

12. Bulat R., Baichorova H. Psycho-Pedagogical Resources and the Quality of Professional Training of Students. Wisdom. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 78-87. DOI 10.24234/wisdom.v14i1.293

Статья поступила в редакцию 14.05.2023, принята к публикации 04.07.2023 The article was received on 14.05.2023, accepted for publication 04.07.2023

Сведения об авторах / About the authors

Булат Роман Евгеньевич - доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогики и педагогических технологий факультета психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

Roman E. Bulat - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Psychology, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg E-mail: bulatrem@mail.ru

Байчорова Хафиза Срафильевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

Khafiza S. Baychorova - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, St. Petersburg E-mail: baj-hafizka@mail.ru

о

TO

^ о

X X

ct .0

о

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о ср

Ш о_ю

F с о

Заявленный вклад авторов

Булат Р.Е. - планирование и проведение исследования, анализ теоретических данных по проблеме исследования, подготовка начального текста статьи

Байчорова Х.С. - проведение исследования, анализ экспериментальных данных исследования, подготовка конечного варианта текста статьи

Contribution of the authors

R.E. Bulat - planning and conducting research, analysis of theoretical data on the research problem, preparation of the initial text of the article

H.S. Baychorova - conducting research, analyzing experimental research data, preparing the final version of the article text

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

TO

^ о

X X

ct .0

о

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X c^ и Ol " о m го

о о

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.