Научная статья на тему 'Обоснование интегрального индикатора определения уровня и динамики экономической безопасности государства'

Обоснование интегрального индикатора определения уровня и динамики экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC SAFETY OF STATE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY RATE / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / VALUATION OF ECONOMIC SAFETY RATE OF STATE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д.В.

Статья посвящена анализу понятия «экономическая безопасность государства». Проанализированы важнейшие проблемы в понимании этого термина. Обосновывается подход к обеспечению и оценке уровня экономической безопасности государства в условиях глобализации и мирового финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale integral indicator determining the level and dynamics of economic security

The article is dedicated to the analysis of concept economic safety of state. The major problems in understanding of the term have analyzed. The approach to provision and valuation of economic safety rate of state is offered in the conditions of globalization and world financial-economic crisis.

Текст научной работы на тему «Обоснование интегрального индикатора определения уровня и динамики экономической безопасности государства»

ISSN 1997-1001

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о m ф VO >5

о *

о ф

у s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Обоснование интегрального индикатора

определения уровня и динамики экономической безопасности государства

Гордиенко Д. В. *

The article is dedicated to the analysis of concept «economic safety of state». The major problems in understanding of the term have analyzed. The approach to provision and valuation of economic safety rate of state is offered in the conditions of globalization and world financial-economic crisis.

Происходящие изменения в международной обстановке обусловливают необходимость разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности различных стран мирового сообщества. При этом очевидно, что эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос «жизни» любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

К 2008 г. в мировой экономике сформировались условия для циклического финансово-экономического кризиса: перенакопление капитала в ходе интенсивного подъема национальных хозяйств ряда государств; усиление отраслевых дисбалансов; повышение инфляции. Однако международные и государственные институты и рынки оказались не в состоянии адекватно оценить совокупность рисков и угроз мировому и национальным хозяйствам. Они как оказалось не смогли «увидеть» приближения мирового финансово-экономического кризиса, спрогнозировать его влияние на уровни экономической безопасности различных государств мира.

Разразившийся и продолжающийся в настоящее время мировой финансово-экономический кризис оказал и оказывает влияние на направления и темпы экономического роста, а также уровень экономической безопасности большинства государств мира. В этой связи представляет интерес оценки такого влияния, а также разработки соответствующей методики сравнительной оценки с целью вы-

работки предложений по нейтрализации негативных социально-экономических последствий этого кризиса.

1. Понятие экономической безопасности государства

В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом жизненно важные интересы представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Таким образом, экономическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Собственно же экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическая безопасность государства — сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны.

В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть со-

Старший преподаватель кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, доктор военных наук, доцент, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, действительный член Академии военных наук, лауреат премий Министра обороны РФ III степени за 2009 г., Национального комитета общественных наград им. Г.К. Жукова за 2008 г., Академии военных наук им. А.А. Свечина III степени за 2007 г.

Экономическая безопасность

стояния, при котором отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

США, Россия, Япония, Китай, страны Евросоюза и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, сельскохозяйственному производству, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению их экономической безопасности. Вместе с тем, они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, социально-демографическому развитию, а также характеру государственного регулирования экономики, что, в значительной мере, обусловливает различия в уровне защищенности их национального хозяйства.

Для определения уровня экономической безопасности государства обычно используют частные нормированные показатели, значения которых могут быть представлены в виде лепестковой диаграммы. Предполагается, что наименьшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства — в,тт = 0,01 — соответствует наименьшему уровню защищенности национального хозяйства нашей страны при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя — в/>тах = 100 — соответствует наибольшему уровню экономической безопасности национального хозяйства нашего государства также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-ого нормированного частного показателя — в,тах = 1 — соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.

2. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности США

Нынешний мировой финансово-экономический кризис начался в июле 2007 г. с развития американского ипотечного кризиса, списания банкам США огромных финансовых средств по «плохим» закладным и первых банковских банкротств. Национальное хозяйство США, таким образом, первым встретило продолжающийся до настоящего времени финансово-экономический кризис; оно же первое подверглись его негативному влиянию.

В период самой острой фазы финансово-экономического кризиса в США (сентябрь—октябрь 2008 г.) был разработан Антикризисный план. Его реализация вылилась, прежде всего, в принятие Федеральной резервной системой (ФРС) и министерством финансов США мер по: сохранению платежной системы (смягчение денежно-кредитной политики путем понижения ставки рефинансирования; государственная поддержка крупных банков и компаний; выкуп у банков так называемых «плохих» активов («toxic asset») в рамках реализации Частно-государственной инвестиционной программы; фактическая национализация частных инвестиционных институтов); смягчению социальных проблем (возобновление кредитования покупок домов, автомобилей и обслуживания кредитных карт, стабилизация уровня безработицы и др.); а также созданию условий для последующего экономического роста.

Естественно, что продолжающийся до сих пор финансово-экономический кризис, внес коррективы как в перспективы экономического развития США, так и в изменение уровня их экономической безопасности.

Сравнение значений показателей экономической безопасности США в докризисный период, их оценка в период кризиса и прогноз изменения значений этих показателей в посткризисный период позволяют говорить о снижении уровня защищенности национального хозяйства этой страны от угроз связанных, прежде всего, с ростом безработицы, увеличением дифференциации доходов населения, внешнего долга, а также сокращением объема золотовалютных резервов (рис. 1.1, 1.2). При этом кризис не только понизил уровень экономической безопасности этого государства, но и существенно повлиял на возможности и динамику его повышения (рис. 2).

3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая

Мировой финансово-экономический кризис не подорвал китайскую экономику — она продолжила свое развитие. Тем не менее кризис инициировал в Китае активизацию ряда процессов направленных на преодоление негативных тенденций в развитии национального хозяйства.

Важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-эконо-

(0 OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Риг. 1.1 Показатели жоиомичеекой безопасности США в период 1997 - 2020 гг.

- Валовой сбор зерна

Инвестиции б

основной

капитал

Рис.1.2. Показатели '»кономической »«опасности США в период 2007 — 2020 гг. (с учетом влияния мирового финансов о- жоном гае ского кр! raïca)

0 S

z о 2 s

г

о

о *

ы я

о\

Ф о о

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы о

X

о о

4 г

б)

: 2020 ■;:2015

□ 2007

□ 2003

Рис.2. Динамика изменения уровня экономической безопасности США в период 1997-2020 гт бет учета влияния мирового фпнянсово-жоноьппеского кризиса (а) н с учетом влияния мирорЦг о фина сов о- экономического кризиса (б)

Экономическая безопасность

мического кризиса заняли меры, утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК (документ № 18) в начале ноября 2008 г., на реализацию которых в 2009—2010 гг. было выделено 4 трлн юаней (586 млрд долл.) — так называемый «стимулирующий пакет» (кит. — Л 1ап11 guihua). Главной задачей центральных и местных властей было объявлено всемерное увеличение внутреннего спроса, который в условиях падения китайского экспорта реально способен поддержать рост производства, занятость населения и обеспечить продолжение реформ.

Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила: во-первых, сохранить платежную систему страны. Правительством КНР разработаны и успешно реализуются «30 мер усиленной поддержки финансового сектора»; во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы. Финансовая помощь регионам и большинству (главным образом, сельскохозяйственному) населения страны, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги, развитие системы медицинского, пенсионного и социального обслуживания населения, строительство объектов образования и культуры позволили реализовать политику экс-портозамещения, повысить зарплаты, снизить кредитныеставки для малообеспеченных граждан, дифференциацию доходов населения, численность безработных и беднейших слоев, повысить качество здравоохранения, образования и жилищных условий большинства граждан; и, в-третьих, создать условия для последующего экономического роста страны. В итоге эти и другие важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению».

Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие (рис. 3.1, 3.2). Кризис, конечно, понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность КНР в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла. Мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей эконо-

мической безопасности (рис. 4). В КНР считают, что «глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело воспользоваться».

4. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России

Мировой финансово-экономический кризис оказал самое непосредственное влияние на экономическое развитие России и изменение уровня ее экономической безопасности.

В этих условиях федеральными властями были предприняты шаги по сохранению платежной системы нашей страны. При этом меры по стабилизации финансовой системы предусматривали, с одной стороны, поддержку банков, а с другой — ограничение торговли на финансовых рынках. Проводившееся массированное кредитование части банков в сочетании с девальвацией рубля означало, по сути, крупную финансовую помощь банкам за счет государственных резервов. Разработка и реализация стратегии скорейшего создания национальной платежной системы, ее правовой и организационной основы стала одним из главных приоритетов в работе президента и правительства России. В итоге удалось повысить финансовую дисциплину, снизить давление на валютный рынок, стабилизировать и банковскую систему, и валютный курс рубля, обеспечив прирост золотовалютных резервов.

Также были приняты меры по смягчению социальных проблем. Это выразилось не только в оказании прямой материальной помощи населению за счет федерального бюджета; использовании общегосударственных ресурсов на поддержание стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам; объявлении моратория на проверки деятельности предприятий малого бизнеса какими-либо административными органами; освобождении от налогов всех доходов от самозанятости для граждан, проживающих в депрессивных регионах, при одновременном постепенном повышении суммарной налоговой нагрузки на богатых граждан; снижении импортных тарифов для поддержания уровня потребления граждан; но и в поддержке отдельных, в первую очередь системообразующих предприятий, с большой численностью работников; выделении чрезвычайной

(0 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Объем ВВП

Продовольствие, поступившее ш имшрту

Децкпьный коэффициент дифференциации

ЧЕКПШНОШ Еоселки с денежный! джодтн

НЕЕ+Е ПрСОКНГОЧЫЛЮ MFfflFM^na

Мштюароенк и штткбрзбсткы

ГфаИЫШКННт протзводстае

Дефицит государственного бюджета

P^XOOTIHl обслуживание госудфстЕошого №

Внутренний долг

Выплаты по внешнему

долгу

Объем зопотоватотнви резервов

■ 2020

2015

2010

□ 2007

■ 2005

о 2003

□ 2001

m 1999

а 1997

Раскопы на ъж дане науку

Валовой сбор зерна

Инвестиции в оенпвной капитал

Уровень безработицы

Уровенв монетизации

Внешний долг

Расходы на оборону

Рис,3.1. Показатели экономической безопасности КНР в период 1997 - 2020 гг.

Валовой сбор зерна

Инвестиции в основной шшш

Уровень безработицы

Уровень монетизации

Внешний долг

К

Расходы на оборону

N N

Рис,3,2. Показатели жономической безопасности КНР в период 2007 - 2020 гг.

(с учетом в лияния мирового финансово-экономического крипе а)

Ci)

5

X

о 3

5 х

(D О Ж В)

я

о»

(D О О

3

В)

о

X

о о

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12020 '.:201б >2010

□ 2007

■ 2005

□ 2003

□ 3001

■ 1990

□ 1Э97

Я)

б)

Рис 4 Динамика изменения уровня экономической безопасности КНР в период 199? - 2020 гг без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния мирового фина сов о-экономического кризиса (б)

Экономическая безопасность

финансовой помощи регионам, наиболее серьезно пострадавшим от кризиса, а также целевым образом на поддержание коммунальной инфраструктуры, учреждений образования и здравоохранения.

Российским правительством были созданы условия для последующего экономического роста страны. В целом действия правительства РФ по поддержке производственных отраслей отличались широким спектром применяемых мер: от поддержки сектора автомобилестроения через финансовые инструменты до взносов в уставные капиталы отдельных предприятий. В итоге меры российского правительства, принятые в период мирового финансово- экономического кризиса, признаны международными экспертами одними из наиболее оперативных и успешных. Уже на 2010 г. Всемирный банк прогнозирует, по уточненным данным, порядка 5,5 % роста ВВП России.

Благодаря реализации антикризисных мер, российскому правительству удалось не допустить банковского кризиса, повальной безработицы и массового банкротства предприятий. Тем не менее, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития нашей страны, а также в изменение уровня экономической безопасности России в ближайшее десятилетие (рис. 5.1, 5.2). Однако, несмотря на принятые меры, кризис существенно понизил общий уровень экономической безопасности Российской Федерации и оказал негативное влияние на динамику его повышения в ближайшие годы (рис. 6).

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности, что обусловливает необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России.

5. Интегральный индикатор определения уровня экономической безопасности государства. Сравнительная оценка уровней экономической безопасности государств мира

Оценка уровня экономической безопасности России и других государств мира базируется на определении интегрального индикатора определения уровня безо-

пасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может иметь вид:

19

К ( 19

19

уэб,1 = п Р/у п п п к

\ак

/ = 1

к = 1 / = 1

/ = 1

к Ф у 19

п а/,у = 1 / = 1

где: УЭъj — интегральный индикатор определения уровня безопасности национального хозяйства у-ого государства;

а, — вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-ого государства;

ак — вес взаимодействия у-ого государства с к-ым государством в условиях глобализации и взаимозависимости экономики у-ого государства от национального хозяйства к-ого государства;

Ру (Р/,к) — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-ого (к-ого)государства;

К — количество рассматриваемых государств мира.

При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т.е. при а/,у = 1) и отсутствии взаимозависимости их национальных хозяйств (т. е. при ак = 0) наименьшее возможное значение интегрального индикатора определения уровня экономической безопасности у-ого государства — УЭБу,т/п = 10-38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение это-

го индикатора — УЭ

= 1038 - соот-

ЭБутах

ветствует наибольшему уровню экономической безопасности государства.

Единичное значение интегрального индикатора определения уровня экономической безопасности государства - УЭБ,у = 1 -соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики у-ого государства. Это значение соответствует условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.

Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономичес-

(О 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

5

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Расходы на обсздгжЕпашк государственного долга

Объем ВВП

Валовой сбор зерна

Инвестиции в основной капитал

Уровень безработицы

Уровень монетизации

Внешний долг

Дефицит федерального бюджета

Расходы на оборону

Внутренний долг

Выплаты по внешне ту долгу

2030 2015 2010

■ 2007

■ 2005

□ 2003

□ 2001

■ 1999 □ 1997

Объел золотовалютных резервов

Расходы на «гражданскую» науту

Продовольствие, поступившее по импорту

Деципьный коэффициент дифференциации

Чиспошоаь насешния с денежныт диюдяли ним песокшшюго минии^ла

Ышшес стро еяк и мнтштххбр <ша е гражпштеннт прашядстЕи

Рис.5.1. Показатели шоношпмкои безопасности России в период 1997 - 2020 гг.

и

Объем ВВП Г~

Продовольствие, поступившее по импорту

Децкпьный коэффициент дифференциации

Чнспащоаь насезьния с денежны™ джодтли ним гцюжигочжго МЕШт^ГО

МштЕосЕрэеЕиен мящитаобрабонаЕ

пралышпенЕил ГТр'ЗЕЫ'Д'Л!*

Валовой сбор зерна

Инвестиции б основной капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень безработицы

Уровень монетизации

Внешний долг

Дефицит едералыюго бюджета

Расходы на оборону

Расходы на «гражданскую» науку

Рие.5.2. Показатели экономической безопасности России в пфнод 200" - 2020 (с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса)

СО

5

1

о

2

Г

О

О *

ы я

0\ ф

и о

3

ы о

X

о о

4 г

ISSN 1997-1001

кой безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи, КНР и Индии в период 1997— 2009 гг. и в перспективе до 2020 г., представлены на рис. 7 и в табл. Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства

дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а, с другой — сравнить уровни безопасности национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды. Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности

Таблица

Значения интегральных показателей экономической безопасности государств мира

00 со

\ Годы Прогноз без у«та ишяннямнроюго фннансоЕО-экошншгаского

\ 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2000 2009 кризиса! с у\етом ь лнннии мнроюго фннансоЕо-ЭКОНОМНУССКОГО

\ кризиса

Страны мира \ 2010 2015 2020

Россия 1,8Е-3 1,5£5 3,1Е-4 1,6Е-1 2,31 4,66 5,43 8,8Е 1 9,5Е 2 7,4Е 3 4,6Е4 1,1Е2 9,06 1,(1Е+7 1.3Е+9 2,«ЕШ

1,(Е+1 4,5Е+(

США 2,1Е7 4,1Е.6 3,9Еб 1,9Е б 9,6Е б 2,ЗЕб 2,бЕ6 1,5Еб 1,1Е б б,4Е 5 5,4Е5 1,5Е5 8,ЗЕ4 4,вЕ+6 1.3Е+7

7.3Е+4 5.1Е+5 2,0Е+(

Япония 7,7Е4 8,бЕ4 1,2Е5 2,4Е 5 2,9Е 5 4,4Е 5 5,ЗЕ5 7,9Е5 1,ЗЕ б 2,2Еб 2,9Е6 1,7Е6 1,2Е.б 7,9Е+( 2,(Е+7 4.ЙЕ+7

1,1Е+( 3.4Е+С 1.2Е+7

Германия 2,7Е5 5,8Е5 3,7Еб 3,9Е 5 2,1Е б 9,ЗЕ4 1,ЗЕ5 2,9Е5 3,5Е5 4.6Е5 4.6Е5 6,ЗЕ5 б,4Е5 2,7Е+( 5,зж+е 1.2Е+7

2,(1Е+5 5,ЗЖ+5 1.3Е+«

Ее ликобр нтания 1,8Е5 7,6Е4 7,1Е5 1,2Е б 3,9Е 5 2,9Е5 4,ЗЕ4 5,0Е4 1,9Е 5 2,4Е5 2,8Е5 9,2ЕЗ 8,7Е2 2.1Е+7 7.3Е+7 2,7Е+(

1.1Е+3 2.2Е+1

Италия Э,ЗЕЗ 4,9ЕЗ 5,8ЕЗ 4,2Е 4 7,ЗЕ 4 2,9Е4 2,9Е4 7,9ЕЗ 7,ЗЕ 3 7,ЗЕ 3 8,6ЕЗ 2,ЗЕЗ 2,5ЕЗ 4.9Е+5 1.2Е+С 2,СЕ+(

3,(Е+3 2,«Е+1

Ю.Корея 1,1Е5 3,5Е5 2,1Еб 1,9Е б 5,2Еб 1,8Е7 2,6Е7 2,7Е7 3,5Е 7 3,5Е 7 4,ЗЕ7 7,9Еб 2,2Е6 3,9Е+8 1.1Е+9

2,(Е+( ?,9Е+С З.ЗЕ+7

КНР 8,7Е2 2,4Е2 8,7Е2 2,8ЕЗ 2,0Е 3 4,ЗЕЗ 7,9ЕЗ 3,бЕ4 7,7Е 4 2,бЕ5 6,ЗЕ5 9,6Е5 1ДЕ.6 1.4Е+8 1.2Е+9

1,СЕ+( 3.7Е+7 З.ЗЕ+С

Индия 1,2Е 1 1,ЗЕ 1 3,9Е 1 9,2Е 1 1,ЗЕ 2 3,5Е2 2,8Е2 4,8Е2 1,9Е 3 3,8Е 3 б,0ЕЗ 9,4ЕЗ 1,ЗЕ4 6,(1Е+4 (,ЗЕ+5 1.3Е+7

4.1Е+4 7,«Е+5 1.1Е+7

и 5

X

о 2

•С

ф

о ж

В)

я

о» ф

и о

3

В)

о

X

о о

4

Piio.6 Динамика изменения уровня экономической безопасности России в период 199" - 2020 гг без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния мирового фина сов о-экономического кризиса (б)

Экономическая безопасность

России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Республики Кореи, КНР и Индии в период 1997—2009 гг. и в перспективе до 2020г., на наш взгляд, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили и происходят в период мирового финансово-экономического кризиса, будут происходить в экономике перечисленных стран и в мировом хозяйстве в целом в посткризисный период в случае реализации правительствами этих стран антикризисных мер. В частности, изменения уровней экономической безопасности перечисленных государств свидетельствуют об их «падении» в годы мирового финансово-экономического кризиса и возможном росте в случае реализации конструктивной антикризисной политики правительствами этих стран.

В этой связи становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национального хозяйства Российской Федерации, а также относительное повышение уровня экономической безопасности России в перспективе до 2020 года в случае реализации антикризисных планов экономического роста и социально-экономического развития нашей страны.

Экономические итоги и прогнозы определения уровня и динамики уровня экономической безопасности стран мира представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики, обеспечение экономической безопасности государства.

Литература и примечания

1. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: курс лекций. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009.

2. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009.

3. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства: монография. М.: Министерство обороны РФ; 2-е изд., 2007.

4. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.

5. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Издательство «Дело», 2005.

6. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.

References

1. Gordienko D.V. The basis of economic safety of state. М.: Finance and statistic, Infra-М, 2009. — 224 p.

2. Gordienko D.V. The provision of economic safety of state. Monographic. М.: MAGS MF FR, 2009. — 301 p.

3. Gordienko D.V., Baskakov V.V. The basis of economic safety of state. Monographic. М.: Ministry of defense, 2007. - 164 p.

4. Gordienko D.V, Chochlov A.S. The military-economic safety of state. Monographic. М.: MAGS MF FR, 2008. -297 p.

5. The economic safety of Russia. / Ed. by V.K. Senchagov. М.: «Business», 2005. — 806 p.

6. The economic and national safety. / Ed. by Е.А. ОМш^^ М.: «Eczamen», 2004. — 768 p.

(0 oi

Z •

О

о сч

о о о

Q. С[ CQ 2

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.