Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)'

ОБОСНОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / INFRASTRUCTURE / TECHNOLOGY / E-COMMERCE / NETWORK / VIRTUAL SPACE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Коротицкая В.В.

В статье изучены вопросы развития цифровой инфраструктуры: институциональный аспект. Рассмотрены основные положения и цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Дано понятие инфраструктуры цифровой экономики, ключевые составляющие базовой ИКТ-инфраструктуры. Определены проблемы внедрения цифровой инфраструктуры в Республике Крым и первоочередные направления цифровизации региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Коротицкая В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justifying the institutional aspects of digital development infrastructure and problems of its implementation at the regional level (on the example of the Republic of Crimea)

The article studies the issues of digital infrastructure development: institutional aspect. The main provisions and objectives of the program «Digital economy of the Russian Federation» are considered. The concept of digital economy infrastructure, the key components of the basic ICT infrastructure is given. The problems of implementation of digital infrastructure in the Republic of Crimea and the priority areas of digitalization of the region.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)»

11. Dictionary of business terms [Electronic resource]. - Access Mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf / business /10001

12. Formation of consolidated financial statements of Russian transnational companies: monograph / Yu. I. Sigidov, D. A. Nastenko, N. A. Kuzina [and others]. - Krasnodar: KubSAU, 2017. - 202 p.

13. Shershova S. A. The problem of choosing the method of preparing reports in accordance with IFRS. Parallel accounting and reporting transformation [Electronic resource] / S. A. Shershova. - Access mode: http://www.i-ias.ru/publikacia

14. Encyclopedic Dictionary of Economics and Law [Electronic resource]. - Access mode: http://dic. academic.ru/dic .nsf/ fin_enc.

15. Accounting Report. - 2000. № 3.3, 2001. - № 4.3, 4.4, 2002. - № 5.1.

16. Bumiller E. Bush Signs Bill / Framed in Corporations / E. Bumiller // The New York Times. 07.31.2002 - [Electronic resource]. - Access Mode: http://query.nytimes.com/gst/ fullpage.htm

17. Daniels M. B. Corporation Financial Statements / M. B. Daniels. - N.-Y. - 1980. - P. 23.

18. Daughter Company Definition from Financial Times Lexicon. [Electronic re-sourse]. - Access mode: http://lexicon.ft.com/Term?term=daughter-company

19. PriceWaterhouseCoopers. Corporate reporting framework. [Electronic resourse]. - Access mode: http: // www. Corporate report-ing.com/corporate-reporting-framework.html.

Р.Р. Тимиргалеева

профессор кафедры экономики и управления, д.э.н., профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

R.R. Timirgaleeva

Professor of the Department of Economics and Management, Doctor of Economics, Professor

Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

И.Ю. Гришин

профессор кафедры экономики и управления, д.т.н., профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

I.Yu. Grishin

Professor of the Department of Economics and Management, Doctor of Technical Sciences, Professor,

Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

В.В. Коротицкая ассистент кафедры экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

V. V. Korotitskaya

Assistant of the Department of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

ОБОСНОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Аннотация. В статье изучены вопросы развития цифровой инфраструктуры: институциональный аспект. Рассмотрены основные положения и цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Дано понятие инфраструктуры цифровой экономики, ключевые составляющие базовой ИКТ-инфраструктуры. Определены проблемы внедрения цифровой инфраструктуры в Республике Крым и первоочередные направления цифровизации региона.

Annotation. The article studies the issues of digital infrastructure development: institutional aspect. The main provisions and objectives of the program «Digital economy of the Russian Federation» are considered. The concept of digital economy infrastructure, the key components of the basic ICT infrastructure is given. The problems of implementation of digital infrastructure in the Republic of Crimea and the priority areas of digitalization of the region.

Ключевые слова: цифровизация, инфраструктура, технология, электронная торговля, сеть, виртуальное пространство, информационно-коммуникационные технологии.

Key words: digitalization, infrastructure, technology, e-Commerce, network, virtual space, information and communication technologies.

В современных условиях сложно обеспечить качественное осуществление государственной политики без внедрения и применения единого информационного пространства, а также новейших информационных технологий. Именно поэтому, в последнее время, широкое распространение получило понятие «цифровая экономика».

«Отцом цифровой экономики» принято считать канадского предпринимателя, консультанта и исполнительного директора компании Tapscott Group Дона Тэпскотта, который в 1994 издал книгу «Цифровая экономика» ставшей первой книгой, описываю-

щей систему виртуальной хозяйственной системы.

Ряд отечественных ученых и исследователей (И.В. Сударушкина, Н.А. Стефанова [6], Т.Н. Савина [5], Т.А. Гасанов, Г.А. Гасанов [3], Е.Э. Чеботарева, И.Ю. Гришин [4], Р.Р. Тимиргалеева [7], Т.Н. Юдина и др.) в свих работах рассматривают цифровую экономику как будущую ступень развития глобальной экономической системы за счет трансформации всех сфер человеческой деятельности под влиянием информационных и телекоммуникационных технологий.

Проблемам формирования цифрового общества во многих странах уделяется значительное внимание, что подтверждается принятыми в этих странах стратегиями / программами развития цифровой экономики (рис 1).

ки в странах мира по годам

В России развитие цифровой экономики получило развитие после Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 01 декабря 2016 г. - «...необходимо запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики».

При этом, к основным компонентам цифровой экономики для России относят:

— потребление / электронная торговля (составляет более 5% в общем объеме розничных продаж, среди сегментов бытовой техники и электроники, одежды и обуви, мебели и товаров для дома);

— инвестиции на развитие;

— государственное управление;

— экспортно-импортная деятельность.

28 июля 2017 г. распоряжением Правительства РФ № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа) [1]. Данная Программа включает планы мероприятий по четырём направлениям:

— нормативное регулирование;

— формирование исследовательских компетенций и технологических заделов;

— информационная безопасность;

— информационная инфраструктура.

К конкретным целям Программы можно отнести «возможность идентифицировать гражданина без паспорта», «дистанционное взаимодействие с судебными органами» вплоть до виртуального присутствия в зале суда, «удобные платные дороги», «доступная дистанционная медицина». Рассматривается регулирование Интернета вещей, электронной торговли, «умных контрактов»; определение и уточнение понятий, связанных с электронными архивами; разработка правил доступа к общедоступным данным; обезличивание ПД; нормы антимонопольного законодательства в отношении деятельности в сфере цифровых технологий и пр.

Каждому региону России, который становится участником Программы, необходима инфраструктура, обеспечивающая условия инновационного развития, и являющаяся

фундаментом цифровой экономики.

К инфраструктуре цифровой экономики относят аппаратные средства связи, компьютерные сети, центры обработки данных, а также систему виртуальных организаций, в том числе электронное правительство, здравоохранение и образование.

Ключевыми составляющими базовой ИКТ-инфраструктуры являются:

- сети передачи данных (локально-вычислительные, территориально распределенные, беспроводные сети, структурированная кабельная система);

- подсистема инженерного обеспечения (оборудование серверных комнат: стойки, электропроводка, средства охлаждения оборудования, источники бесперебойного электропитания - все, что обеспечивает надежную работу сетевого и прочего оборудования).

Задачей инфраструктуры является обеспечение работы «умных» городов и предприятий, в том числе малого бизнеса, сохранность окружающей природной среды, кибер-защита виртуального пространства и социальное равновесие в регионе, качество жизни населения.

Как сказано в Программе, «информационная инфраструктура обеспечивает возможность оказания новых цифровых услуг на внутреннем рынке и на экспорт, удовлетворяя потребности государства, бизнеса и граждан в надежных, доступных, безопасных и экономически эффективных коммуникациях, вычислительных мощностях, информационных системах и сервисах, цифровых платформах, созданных с приоритетным использованием отечественных технологий, а также обеспечивает системный сбор, передачу, хранение и обработку данных с учетом прав и законных интересов субъектов данных и владельцев данных» [1].

На рис. 2 отображены задачи и результаты по построению цифровой инфраструктуры в регионах РФ.

Задачи *

Задачи:

1. Обеспечение в России повсеместного доступа в Интернет.

2. Строительство центров обработки данных (в достаточном количестве).

3. Формирование цифровых платформ для обработки данных.

Цифровая инфраструктура

Результаты

2017-2013 гг.

1. Разработка Генеральной схемы развития сетей связн на период 201 &-2024 гг.

2. Концепция создания н развития сетей 5Сг/ШТ-2020.

3. Определение перечня дополнительных мер стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий.

2020 г.

1. Построена инфраструктура, пригодная для развития цифровой экономики.

2. Созданы механизмы координации развития инфраструктуры хранения и обработки данных.

3. Создана система сертификации ЦОД, способствующая обеспечению устойчивости, безопасности н экономической эффективности их функционирования.

4. Все виды данных доступны для использования в цифровых платформах.

5. Создана Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО) и государственная информационная система ведения ЕЭКО и др.

Рисунок 2. Задачи и результаты по построению цифровой инфраструктуры

в регионах РФ

В России вопросы регулирования цифровой инфраструктуры возложены на Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (данное министерство является ответственным за реализацию плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации») и другие Министерства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Из негосударственных организаций, которые активно занимаются вопросами продвижения и реализации Программы, следует отметить Фонд «Сколково», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, АНО «Цифровая экономика», АНО «Агентство стратегических инициатив», АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦК ИКТ)», ПАО «Ростелеком», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ФГУП ЦНИИС), Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, институты развития и др.

Также действует ряд государственных программ в области цифровой инфраструктуры:

— Регламент информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (версия 2.20), от 08.05.2018.

— Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Плана-графика перехода Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017-2018 годов и на плановый период до 2020 года», № 520, от 29.09.2017.

— Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Порядка передачи реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра», № 288, от 06.06.2017.

— Приказ Минкомсвязи России «О включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», № 183, от 29.04.2016.

— Приказ Минкомсвязи России «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15.04.2013 №89 «Об утверждении Положения о Департаменте международного сотрудничества Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации», № 47, от 15.02.2016.

— Приказ Минкомсвязи России «О порядке подготовки заключений Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на документы, используемые в рамках планирования и реализации мероприятий по информатизации», № 76, от 01.03.2016.

— Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», № 313, от 15.04.2014.

Несмотря на разработанные программы по развитию информационного общества, созданные национальные стандарты (ГОСТ Р 52633.0-2006, ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2, ГОСТ Р 52633.3, ГОСТ Р 52633.4, ГОСТ Р 52633.5), Российская Федерация значительно отстает от ведущих стран по развитию качественной нормативно-правовой среды, способствующей развитию ИКТ-инфраструктуры.

На 2017 год Российская Федерация занимает 45-е место (из 176 стран) по уровню развития ИКТ с индексом 7,07, рассчитанным по методике Международного союза электросвязи (для сравнения 41 место в 2016 году). Рассмотрим в табл. 1 рейтинг стран и территорий мира, имеющих смежные и другие позиции [2].

Таблица 1 - Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-

коммуникационных технологий.

Рейтинг Страна Индекс

1 Исландия 8,98

2 Южная Корея 8,85

3 Швейцария 8,74

44 Португалия 7,13

45 Россия 7,07

46 Словакия 7,06

175 Центрально-Африканская Республика 1,04

176 Эритрея 0,96

Имеющееся отставание от передовых стран может привести к тому, что в ходе изменения формы организации экономической деятельности, наступающим в результате повсеместного внедрения ИКТ и трансформации структуры мировой экономической системы, РФ не сможет создать достаточно конкурентоспособную конфигурацию национальных ресурсов, которая будет способна обеспечить производство, внедрение и коммерциализацию продукции, соответствующей шестому технологическому укладу, и, как следствие, обеспечить высокий уровень жизни граждан страны.

С момента включения в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в рамках государственной программы «Информационное общество», на территории Крыма началась активная работа по внедрению информационных технологий:

- работает официальный сайт Правительства Республики Крым;

- запущен региональный портал электронных государственных услуг, с помощью которого зарегистрированный гражданин может воспользоваться не только региональными услугами (запись ребёнка в детский сад, запись на приём к врачу, прием заявки на назначение выплат пособий при рождении ребёнка, постановка на учёт в качестве нуждающихся и др.), но и услугами федеральных органов власти на федеральном портале;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в регионах Крыма функционируют Центры коллективного пользования (компьютерной техникой и сетями связи), Центры обработки данных (ЦОД), которые способствуют сбору, хранению и обработке статистической и управленческой информации для принятия решений местного характера, а также передачи сведений на федеральный уровень;

- в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского функционирует один из таких ЦОД, и ведется работа по созданию других.

В своих отчетах руководство Республики Крым признает, что существует немало трудностей, над решением которых ведется постоянная работа.

Исследование позволило выявить основные проблемы внедрения цифровой инфраструктуры в Республике Крым:

1. Низкая доля широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в Республике Крым насчитывается 1019 населённых пунктов, из них 16 - городских и 1003 - сельских. Постоянно проживающих граждан - 1913731 человек, из которых 50,94 % - городское

население. По данным, август 2018 года 850 (83,4 %) населённых пунктов (425206 домо-хозяйств) подключены или имеют возможность подключения к сети Интернет. Не обеспечены услугами широкополосного доступа к сети Интернет 97802 домохозяйства, но Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым, а также операторами связи проводится необходимая работа по снижению их числа).

2. Низкий уровень конкуренции в сфере информационных технологий в Республике Крым, в том числе за счет административных барьеров. (На территории Республики Крым осуществляет деятельность 43 интернет провайдера, однако часть из них являются украинскими интернет-магазинами, размещенными для получения ссылки на свой сайт. Среди проверенных интернет провайдеров можно выделить только около 20.

Ключевыми факторами, осуществляющими препятствия развитию конкуренции, снижающими доступ на рынок и деятельность в сфере информационных технологий являются инфраструктурные и административные барьеры, к которым относятся:

- необходимость получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

- необходимость создания значительной материально-технической базы (строительство базовых станций, сетевой инфраструктуры);

- длительная процедура оформления документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;

- необходимость наличия рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;

- длительные сроки согласования предоставления земельных участков для размещения объектов и сетей связи

- малочисленность и низкая платежеспособность населения в сельских населённых пунктах.)

3. Низкая доля информационно-коммуникационных технологий в валовом региональном продукте. (Несмотря на то, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Республики Крым выше средней по РФ (в 2015 году - 22,3%, в 2016 году - 23,6%), регион характеризуется не высоким уровнем внутренних затрат на НИОКР (1410,9 млн. рублей при среднем показателе в ЮФО в 3224,6 млн. рублей) и низкой изобретательской активностью населения (в Республике Крым в 2014 году приходилось 0,14 патента, в 2015 году - 0,31 патента, в 2016 году - 0,3 патента, в 2017 году - 0,46 патента, в среднем по России - 1,65 патента).

4. Невозможность обмена данными между различными созданными или переданными другими субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти региональными государственными информационными системами;

5. Низкие навыки использования населением Республики Крым информационных технологий. (По данным Росстата в 2017 году, только 41,4 % жителей Крыма используют механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме).

6. Отсутствие эффективных механизмов контроля использования информации о гражданах и об организациях, содержащейся в государственных информационных системах Республики Крым.

7. Незначительное количество государственных и муниципальных услуг, доступных гражданам и организациям для получения в электронном виде. (Наиболее востребованы среди граждан Республики Крым следующие онлайн-сервисы: портал государственных и муниципальных услуг; предварительная запись на приём (запись на приём к врачу, запись в МФЦ, запись в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру); запись в детские сады; интернет-приёмная Правительства Республики Крым. Но базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт).

Данные проблемы являются преодолимыми, и следуя Постановлению Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года № 702 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Информационное общество» на 2018-2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым» повысится качество жизни населения, появятся условия для развития произ-

водительных сил в информационном обществе, будет усовершенствована система государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий, каждый гражданин получит равный доступ к информации, в том числе посредством сети цифрового телерадиовещания, при обеспечении безопасности в информационном обществе.

К первоочередным направлениям цифровой трансформации Республики Крым можно отнести:

- формирование информационной инфраструктуры (сеть связи, центр хранения данных на отечественной основе, цифровые платформы работы с данными, обеспечивающие потребности физических и юридических лиц, власти);

- обеспечение устойчивой и безопасной работы ИКТ-инфраструктуры;

- создание исследовательских компетенций (формирование площадок, сети цифровых платформ; стимулирование спроса на цифровую экономику; увеличение «цифровой грамотности»);

- формирование единого пространства сервисов (объединение сервисов разными операторами; персонификация услуг сервиса в зависимости от потребностей физического или юридического лица; обеспечение обратной связи между пользователями и разработчиками).

Таким образом, с помощью цифровой экономики любому региону РФ, в том числе и Республике Крым в частности, предоставляется шанс совершить технологический рывок в работе с высокими технологиями и завоевать лидирующие позиции в данной сфере. В последние годы цифровая экономика становится важнейшим источником инноваций, экономического роста и конкурентоспособности, поэтому в своих стратегических планах Российской Федерации необходимо предусмотреть всестороннее развитие представленной отрасли, как ключевого направления информатизации общества в будущем.

Работа выполнена при поддержке Администрации Республики Крым и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 18-410-9100П«Системный анализ регионального хозяйственного комплекса Республики Крым и разработка адаптивной бизнес-модели его развития на основе технологий цифровой экономики»).

Источники:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - С. 88. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

2. Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2018 (последняя редакция: 05.08.2018). - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info

3. Гасанов Т.А. Цифровая экономика - как новое направление экономической теории / Т.А. Гасанов, Г.А. Гасанов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 6 (80). - С. 4-10. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30646580

4. Гришин И.Ю. Цифровая экономика: построение и оптимизация бизнес-процессов / И.Ю. Гришин, Р.Р. Тимиргалеева // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 56-1. - Режим доступа: https://novainfo.ru/article/9101.

5. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы / Т.Н. Савина // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24. № 3 (771). - С. 579-590. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678649

6. Сударушкина И.В. Цифровая экономика / И.В. Сударушкина, Н.А. Стефанова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. № 1 (18). - С. 182-184. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29024923

7. Цифровая трансформация как фактор развития национальной экономики / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики. Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. К 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Научный редактор С.П. Кирильчук. 2018. - С. 152-153.

Sources:

1. The program «Digital economy of the Russian Federation» Approved by the decree of the Government of the Russian Federation from July 28, 2017 No. 1632-p - p. 88. - Mode of access: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

2. Ranking of the world countries by the level of development of information and communication technologies. Humanitarian encyclopedia [Electronic resource] // center for humanitarian technologies, 2006-2018 (last edition: 05.08.2018). - Mode of access: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info

3. Hasanov T. A. Digital economy-as a new direction of economic theory / T. A. Hasanov, G. A. Hasanov // Regional problems of economic transformation. - 2017. - No. 6 (80). - P. 4-10. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=30646580

4. Grishin I. Yu. Digital economy: construction and optimization of business processes / I. Yu. Grishin, R. R. Timirgaleeva // NovaInfo.Ru (Electronic journal.)- 2016 - № 56-1. - Access mode: https://novainfo.ru/article/9101 mmm.

5. Savina T. N. The digital economy as a new development paradigm: challenges, opportunities and prospects / T. N. Savina // Finance and credit. - 2018. - Vol. 24. No. 3 (771). - P. 579-590. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678649

6. Sudarushkina I. V. Digital economy / I. V. Sudarushkina, N. Ah. Stefanova / / azimuth of scientific research: Economics and management. - 2017. - Vol. 6. No. 1 (18). - P. 182-184. - Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=29024923

7. Digital transformation as a factor in the development of the national economy / R. R. Timirgaleeva, I. Grishin // Formation of financial and economic mechanisms of management in the information economy. Collection of scientific works of the III International scientific-practical conference. The 100th anniversary of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Scientific editor S. P., kirilcuk. 2018. - P. 152-153.

В.В. Тарновский аспирант кафедры менеджмента организации Поволжского института управления им. П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС

V.V. Tarnovski

postgraduate student of the management organization The Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin - RANEPA branch

(kafedramunh@mail.ru, +7 (4862) 71-49-19)

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Аннотация. В современных условиях глобализации и необходимости устойчивого развития, хозяйствующие субъекты переходят от классической проектной модели управления к гибкой, учитывающей неопределенность и нестабильность внешней среды. В статье дано обоснование целесообразности применения адаптивной системы проектного менеджмента в деятельности экономических систем различного уровня. Авторами отмечено, что данная концепция позволяет при минимальном затрачивании ресурсов получать необходимый эффект от реализации проектов. Уточнено содержание адаптивной системы проектного менеджмента, основополагающие принципы ее функционирования. В работе подчеркивается целесообразность применения идеологии Agile для повышения эффективности адаптивного управления проектами.

Annotation. In modern conditions of globalization and the need for sustainable development, business entities are moving from the classical project management model to a flexible, taking into account the uncertainty and instability of the environment. The article substantiates the feasibility of using an adaptive system of project management in the activities of economic systems at various levels. The authors noted that this concept allows to obtain the necessary effect from the implementation of projects with a minimum expenditure of resources. The content of the adaptive system of project management, the basic principles of its functioning are specified. The paper emphasizes the feasibility of using Agile ideology to improve the efficiency of adaptive project management.

Ключевые слова: проектный менеджмент, адаптивное управление, Agile методология, экономические системы.

Key words: project management, adaptive management, Agile methodology, economic systems.

Проектирование - это мероприятия по составлению и разработке начинания от возникновения концепции до воплощения ее в реальность. Для воплощения идеи в жизнь составляется план, который представляет собой сценарий всех последующих действий с разбивкой по временным отрезкам и осуществляемым процессам. Процессы могут проводиться как параллельно, независимо друг от друга, так и в тесной взаимосвязи. Инновационные разработки требуют глубинных знаний в разных сферах человеческой деятельности: экономике, строительстве, финансах, работе с людьми. Реализация идеи всегда влечет за собой определенные изменения, а чтобы ими качественно управлять, назначается человек, имеющий специфические знания - проектный менеджер. Проектный менеджмент - это профессиональная деятельность человека, суть которой состоит в том, чтобы использовать самые современные знания, методы, средства, технологии для оптимального распределения ресурсов и воздействия на людей с целью достижения требуемого результата. Проектное управление в своей основе содержит все признаки функции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.