Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне'

Институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL INFRASTRUCTURE / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю.

В статье рассмотрены институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне. Обоснована необходимость формирования устойчивой и развитой институциональной среды как важной предпосылки становления и развития цифровой инфраструктуры региона. Предложены направления совершенствования процесса институционального обеспечения развития цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF DIGITAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND ISSUES AT ITS REGIONAL LEVEL

The article deals with the institutional aspects of the development of the digital infrastructure and the problems of its implementation at the regional level. The necessity of forming a stable and developed institutional environment as an important prerequisite for the development and development of the digital infrastructure of the region is substantiated. Suggested improvements in the process of institutional support for the development of the digital economy.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне»

УДК 338.49

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю.

Институт педагогического образования и менеджмента (филиал), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, 296012, г. Армянск, ул. Железнодорожная д. 5, е-mail: renatimir@gmail.com, igugri@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены институциональные аспекты развития цифровой инфраструктуры и проблемы ее внедрения на региональном уровне. Обоснована необходимость формирования устойчивой и развитой институциональной среды как важной предпосылки становления и развития цифровой инфраструктуры региона. Предложены направления совершенствования процесса институционального обеспечения развития цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая инфраструктура, институциональная среда.

Работа выполнена при поддержке Администрации Республики Крым и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 18-410-910011 ра «Системный анализ регионального хозяйственного комплекса Республики Крым и разработка адаптивной бизнес-модели его развития на основе технологий цифровой экономики»).

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение новых цифровых инфраструктур, в том числе беспроводных сетей, мобильных устройств и технологий, способствует радикальному сдвигу в сфере информационных технологий, их интеграции во все проявления социально-политической и экономической жизни общества, формированию новой парадигмы экономики, экономики без границ, которая сегодня получила название цифровой экономики. О важности и актуальности данного вида экономики говорит и тот факт, что развитие цифровой экономики в большинстве развитых стран мира (как например, США, Канада, Япония, Германия) является стратегической целью на ближайшие десятилетия [19]. Уже совершенно очевидно, что цифровые технологии становятся движущей силой инноваций как для российской экономической системы в целом, так и для ее регионов [17]. Современные технологические тенденции, такие как мобильные и социальные решения, «облачные вычисления» и анализ данных предлагают новый спектр возможностей для бизнеса в условиях экономики знаний. Как показывают исследования, проведенные в работах [1 -3, 5, 6, 8, 10-19], данные технологии несут в себе потенциал для создания новых бизнес -ценностей компаний, а цифровые преобразования производств трансформируют целые отрасли. Несмотря на позитивные сдвиги в направлении информатизации, огромный потенциал цифровой экономики до сих пор используется недостаточно. Более эффективное применение цифровых технологий является основным драйвером для усиления конкурентоспособности и развития региональной экономики, а также роста рабочих мест и, как следствие, этот вопрос должен быть одним из главных и первых на повестке дня в инициативах региональных органов управления. В настоящее время использование цифровых технологий приводит к трансформации отношений между участниками экономической деятельности в таких областях, как энергетика, строительство, банковское дело, транспорт, розничная мелкая торговля, образование, здравоохранение, СМИ, безопасность и др.[19, с. 70].

Анализ экономики РФ в аспекте привлечения информационно-телекоммуникационных технологий показал неравномерность «информатизации» в зависимости от отраслей и секторов [13, 5, 6, 8, 10, 13-15, 17-20]. В целом в рейтингах цифровых показателей Россия занимает средние места, но появление в стране цифровой стратегии государства, последовательность регуляторной политики, преодоление недоверия населения к новейшим финансовым инструментам позволяет надеяться на позитивное для страны изменение ситуации. В связи с этим целесообразно изучать передовой опыт по этому вопросу и включать задачи по развитию цифровой экономики в глобальный план реформирования государства.

Вместе с тем, следует отметить, что одной из самых актуальных и назревших проблем внедрения цифровой экономики во всех сферах общественной жизни сегодня является

институциональная составляющая. Повсеместное усложнение общественных институтов развития и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, вызывает экспоненциальный рост потоков данных, выдвигает на первый план вопрос о формировании, становления и развитии цифровой экономики. Именно процессы, происходящие сегодня, позволяют ставить на повестку дня вопрос о формировании нового типа национальной экономики, где доминирующее значение приобретают отношения по производству, обработки, хранения, передачи и использования растущего объема данных, которые ускоряют инноватизацию и цифровизацию национальной экономики.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Как показал анализ ряда публикаций по рассматриваемой проблеме [1-3, 5, 6, 10-20], цель создания цифровых технологий заключается, прежде всего, в применении программного обеспечения и ИТ-решений, которые позволяют создать комфортные для проживания в городах условия, легкими для ведения бизнеса, позволят вывести на качественно новый уровень взаимодействие индивидуумов, общин и власти. При этом дизайн и проектирование цифровых продуктов и сервисов в условиях постоянно меняющихся задач позволяет совершенствовать стратегию с учетом цифровых потребностей клиентов. При этом отметим, что цифровая стратегия включает в себя организацию и мобилизацию возможностей в жизненном цикле сервисов и продуктов, а также необходимые проектные изменения технологий предприятий и организаций для улучшения своих продуктов и услуг, а также расширения опыта цифровой работы с клиентами и целевой аудиторией.

За последние годы в России в направлении развития цифровой экономики принят ряд принципиально важных документов, включая Стратегию формирования информационного общества, Программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Кроме того, постепенно развивается программа Национальной технологической инициативы. 13 июля 2010 на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под руководством заместителя председателя правительства РФ был утвержден системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства. Основной целью данного документа было определено, что данный Системный проект предназначен для создания на его основе государственной программы «Информационное общество», уточнение содержания других программ, находящихся на данный момент в стадии выполнения или разработки.

В мировой практике для обозначения целевого состояния деятельности органов власти, опирающейся на возможности информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), используется понятие «электронное государство» (e-govemment), что относится к государству и государственного управления в целом, а не только к органам исполнительной власти.

Отметим, что электронное государство - это одна из существующих на сегодня моделей развития цифровой экономики в различных сферах: цифровая организация, цифровая нация, цифровой город, открытые данные, цифровые финансы, цифровое образование, цифровая медицина, цифровая торговля.

Программы развития электронного правительства в разных странах мира проходят ребрендинг - теперь все чаще это цифровые правительства (или интеллектуальная нация): Digital citizen в Австралии и Нидерландах, Intelligent Nation в Сингапуре, Digital India и пр. На пути к интеллектуальному правительству появляется множество более простых и удобных сервисов, а обществу нужно полностью мигрировать на цифровые каналы их доставки.

Указ Президента России «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» устанавливает, что доля граждан - пользователей государственных услуг в электронном виде до конца 2018 года должна достигнуть значения не менее 70 %. Говоря об электронном государстве следует понимать деятельность всех органов власти -государственных, местного самоуправления и всех подведомственных им организаций, которая осуществляется на основе использования информационно-коммуникационных технологий, которые полностью охватывают исполнительную, законодательную и судебную государственную власти Российской Федерации. Что касается понятия «информационное общество», трактуемое в сегодняшних реалиях, то оно, по сути, характеризует совокупность общественных отношений. В рассматриваемом документе речь идет об электронном правительстве как способе организации

деятельности всех органов власти. При этом отмечается, что электронное правительство имеет место быть в тех случаях, когда абсолютно доказана необязательность личного присутствия заявителя, отсутствует необходимость бумажного документооборота. Также при данном подходе формальным образом осуществляется сбор необходимых сведений. Что же касается подготовки и принятия решений, то данные процедуры также осуществляются посредством удаленного электронного взаимодействия. Деятельность электронного правительства как способа организации деятельности всех органов власти направлена на обеспечение повышение качества государственного управления, что предполагает достижение степени соответствия деятельности государственных органов исполнительной власти легитимным интересам граждан Российской Федерации, которые в данных отношениях выступают в качестве заявителей.

Как видим, определения «электронное правительство» и «электронное государство», по сути, конкретизируют положения Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010, которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 № 632-р, в части разделения терминов «электронное правительство» и «электронное государство». Данный документ определяет также главную цель формирования электронного правительства, которая заключается в повышении качества государственного управления, что выражается через сокращение (снижение) всех затрат, связанных с получением гражданами требуемых государственных и/или муниципальных услуг. Речь в данном аспекте идет о временных, организационных и финансовых затратах. Также в рамках реализации поставленной цели снижаются административные барьеры и уменьшается государственное регулирование для хозяйствующих субъектов, участвующих в данных процессах. Кроме того, наблюдается, с одной стороны, сокращение бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти, а, с другой - повышается их эффективность. И еще одна немаловажная деталь - повышается прозрачность деятельности органов государственной власти.

Примечательно то, что рассмотренные характеристики качества государственного управления можно объективно измерять, в том числе с помощью индикаторов, поддерживаемых независимыми от органов государственной власти организациями. А, как известно, управлять эффективно можно только тем, что можно измерить.

Как показывает исследование, построение информационного общества невозможно без как можно более широкой его трансформации. Трансформацией должны быть охвачены не только все ветви и уровни государственной власти и местного самоуправления, но и все сферы общественных отношений, среди которых наиболее значимые социальные (здравоохранение, образование, культура и т.д.), а также бизнес и граждане страны. Что же касается формирования электронного государства, то здесь предусматривается решение меньшего круга задач, куда входят только задачи, связанные с деятельностью исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, при этом, электронное правительство затрагивает деятельность исполнительной власти на всех уровнях управления.

Анализ публикаций по рассматриваемой проблеме показал, что большая часть концепций и нормативных правовых актов, принятых в 2002-2008 гг., была направлена на создание отдельных государственных информационных систем, типичных программных продуктов и обоснования выделения бюджетного финансирования на закупки информационно-коммуникационных технологий. В актах Правительства Российской Федерации, принятых в 2008 -2010 гг., достаточно большое внимание уделялось вопросам государственного управления и административной эффективности, которая рассматривалась как альтернатива экстенсивной информатизации. Данный подход со стороны Правительства РФ позволил на том этапе сформировать отдельные компоненты электронного правительства, среди которых уже привычные нам сегодня реестр и портал государственных услуг, системы межведомственной электронного взаимодействия и т.д.

Говоря о сегодняшнем состоянии рассматриваемой проблемы, отметим, что важной составляющей формирования информационного общества и цифровой экономики в регионах России является использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий для создания не только информации, но и новых знаний, товаров и услуг, а также эффективного обмена ими. Сегодня уже совершенно очевидно, что именно информационно -телекоммуникационные технологии в условиях интенсивного развития рыночных отношений могут стать одним из важнейших элементов эффективного управления.

Существенные изменения, происходящие в последние десятилетия практически во всех странах мира, связанные, прежде всего, с инновационным характером экономики, порождают принципиально новые требования к развитию всех структурных элементов общества. Меняются ориентиры социальных процессов, механизмы их взаимодействия, появляются новые институты, которые влияют на интересы и формируют новые мотивы разных слоев общества. Наиболее адекватное отражение специфики современного этапа развития экономики получила концепция цифровой экономики, многоплановые проблемы которой изучаются многими отечественными и зарубежными учеными.

В работах ученых значительное внимание уделяется структуре и факторам накопления человеческого капитала, роли знаний как общественного блага, вопросам интеллектуальной собственности, управлению когнитивным средой предприятия и т.д., вместе с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования цифровой экономики в современных условиях, подлежит детальному научному рассмотрению и анализу.

Остаются малоизученными такие принципиально важные для развития цифровой экономики вопросы, как: оценка последствий внедрения цифровой экономики в отдельные отрасли, регионы, социум; исследование вопросов формирования цепочки создания стоимости технологически отсталых отраслей экономики; исследование проблем занятости населения в тех регионах, где процессы цифровизации находятся еще в зачаточном состоянии; оценка роли транснациональных корпораций в функционировании национальной и региональных экономик. Для ответов на данные вопросы необходимы прикладные исследования, в результате которых можно будет найти обоснованные управленческие решения, позволяющие избежать и/или минимизировать угрозы и вызовы, связанные с активным внедрением цифровой экономики.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таким образом, недостаточная степень изучения проблемы, ее важная практическая значимость для российской экономики обусловили выбор темы исследования и определили его цель, а именно, охарактеризовать сущность, особенности, внутренние закономерности и институциональные аспекты развития цифровой экономики. Достижение цели исследования осуществляется за счет решения ряда задач: определение сущности понятия «цифровая экономика» с точки зрения системного подхода; обоснование необходимости формирования устойчивой и развитой институциональной среды как важной предпосылки становления и развития цифровой инфраструктуры региона; разработка рекомендаций по совершенствованию процесса институционального обеспечения развития цифровой экономики.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

В России термин «цифровая экономика» в 2017 году получил официальное государственное определение, которое содержится в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 мая 2017 года, для реализации которой 28 июля 2017 года была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», целью которой являются создание экосистемы цифровой экономики, создание необходимых и достаточных институциональных и инфраструктурных условий для устранения препятствий и ограничения для развития высокотехнологических бизнесов, а также повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на глобальном рынке [7].

С точки зрения государства цифровая экономика обеспечивает последовательную реализацию таких важных национальных интересов, как: новые рынки, рост экономики, конкурентоспособность, несырьевой экспорт, защита граждан, развитие ЕАЭС. При этом реализация каждого из интересов вытекает из предыдущего и обеспечивает реализацию последующего. Так, на базе развития ИКТ развиваются новые рынки, что ведет к укреплению роста национальной экономики, которая получает свое развитие на основе высокотехнологичных отраслей, которые также развиваются за счет использования ИКТ. Совершенно очевидно, что данные процессы направлены на повышение конкурентоспособности отраслей, предприятий, регионов, всех субъектов рыночного взаимодействия, которые вовлекаются в цифровую экономику. И, как следствие, появляется возможность реализации такого важного национального интереса, как несырьевой экспорт. Реализация таких приоритетов, как обеспечение защиты

интересов граждан, организаций, а также национальной безопасности в сфере информации, передачи и обработки данных позволит усилить позиции и роль России на международной площадке, а также в рамках стратегического партнерства РФ с ЕАЭС и др.

Как показало исследование, вопрос определения сути и основных черт современного состояния экономики является достаточно дискуссионным, но, несмотря на отсутствие единства в рассмотрении проблемы мировой наукой, можно констатировать, что экономика начала третьего тысячелетия основана на инновациях, которые материализуются в виде новых высокоэффективных наукоемких технологий и продуктов, но цифровая экономика является качественно новой системой их использования и внедрения в хозяйственную деятельность [3, 10, 17-19].

Анализ сущности понятия «цифровая экономика» требует ее рассмотрения во взаимосвязи с современными экономическими концепциями. Поэтому, с точки зрения системного подхода, цифровая экономика формируется на базе синтеза ключевых современных теорий информационно-технократической и гуманистической направленности [4, 9, 11-13].

Большинство авторов, рассматривая современную экономику, анализируют отдельные особенности ее формирования, некоторые черты и проявления экономической системы. Так, в рамках теории информационной экономики, в основном, изучается влияние современных электронно-цифровых технологий на изменения в экономической среде. В теории глобальной сетевой экономики главный акцент смещается на формирование экономических взаимосвязей, особенности которых оговариваются развитием новых технологий и скоростью распространения информации [2, 6, 14]. В технологическом аспекте в цифровой экономике определяют четыре тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа; в глобальном плане - социальные сети [1, 2, 5, 6, 9, 14, 15].

Как абсолютно точно утверждает автор работы [19], важнейшим результатом цифровизации в современных условиях является автоматизация услуг, наиболее четко прослеживается на примере Интернет-вещей. Цифровые технологии и Интернет -вещи (IoT) усиливают тенденции сервизации экономики, создавая предпосылки для развития новых бизнес-моделей.

По данным, приведенным в работе [20], количество цифровых данных увеличивается ежегодно на 50%, что, в конечном итоге ведет к изменению структуры трансграничных потоков ресурсов. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определены семь наиболее значимых для развития цифровой экономики направлений:

1) доступ к Интернету с использованием высокоскоростной инфраструктуры, как основы цифровой экономики;

2) цифровой контент и «зеленые» информационные и коммуникационные технологии (green information and communication technologies (ICTs));

3) развитие интеллектуальных Интернет приложений;

4) кибербезопасность и конфиденциальность;

5) полномочия и защита потребителей;

6) обеспечение открытости цифровой экономики;

7) обеспечение глобального взаимодействия в цифровой экономике.

Так, реализация первого направления возможна в случае развития высокоскоростных сетей, включая расширение доступа к существующим сетям; развития условий для конкуренции; обеспечения конвергенции; адаптации протокола IPv6; использовании радиочастотного спектра; совершенствовании системы оценивания.

Что касается второго направления, то здесь необходимо рассматривать цифровой контент с позиции развития соответствующего рынка и, на этой основе, создание локального контента. Необходима также информации об общественном секторе, защита интеллектуальных прав и др. правовые аспекты. Что же касается зеленых ИКТ, то здесь подразумевается ресурсоэффективность используемых ИКТ, создание сенсорных сетей, интеллектуальных ИКТ приложений и сетей.

Реализация третьего направления предполагает развитие в различных сферах экономики интеллектуальных приложений - интеллектуальный транспорт, умные сети электроснабжения и др. с учетом распространения интеллектуальных девайсов и новой роли данных как нематериального актива.

В рамках четвертого направления необходимо решать вопросы безопасности информационных систем и сетей, защиты персональных данных и управления цифровой идентификацией.

Для развития полномочий и защиты потребителей, необходимо исследовать рынок В2С электронной коммерции, особенно вопросы онлайн и мобильных платежей, покупки цифрового контента; вопросы торговли через социальные сети и совместные покупки, а также разрешение споров и возмещение ущерба.

Совершенно очевидным является вопрос обеспечения открытости для генерирования инноваций и развития цифровой экономики, разработка принципов политики в области Интернета, что, в конечном итоге, обеспечит реализацию такого направления, как обеспечение открытости цифровой экономики.

Что же касается обеспечения глобального взаимодействия в цифровой экономике, то в данном аспекте требуется создание условий для расширения доступа населения как отдельных регионов, так и всей страны в целом, к Интернету и связанных с ним ИКТ, в том числе развитие облачных технологий.

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что цифровая экономика, как новая форма экономических отношений, интегрирует в себе основные существующие в настоящее время концепции современной экономики. То есть, в широком смысле цифровая экономика выступает как инновационная экономика, основная часть экономики знаний, поскольку только знание может быть основой для формирования потребности и воплощения в жизнь нововведений, как информационная и глобальная сетевая экономика, где знания, воплощенные в информации является главным фактором производства.

ВЫВОДЫ

Таким образом, теория цифровой экономики может быть представлена как новая парадигма экономической теории на современном этапе развития общества. Следовательно, формирование устойчивой и развитой институциональной среды является одной из важнейших предпосылок становления и развития цифровой экономики. Более того, необходимо создание механизмов, которые стабилизируют и регулируют эту среду, предоставляют возможность постоянного развития институтов экономики нового типа.

Совершенно очевидно, что развитие цифровой экономики не может быть успешным без наличия новых компетенций, новых знаний, новых умений. Данное обстоятельство нашло отражение в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы, утвержденной Президентом РФ в мае 2017 года, целью которой названо «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний».

Таким образом, необходимо обеспечить новые возможности для предприятий, отраслей, регионов. Необходимо также ускорить «цифровые» трансформации бизнес-ландшафта в каждом конкретном регионе, отрасли, бизнесе, стимулируя применение новейших цифровых технологий для совершенствования бизнес-процессов, создание новых бизнес-моделей, совершенствование бизнес-аналитики по взаимодействию с клиентами, повышение темпов роста и создания дополнительных рабочих мест.

В связи с этим, авторами предлагается ряд рекомендаций по совершенствованию процесса институционального обеспечения развития цифровой экономики, в том числе, экономики знаний, т.е. той экономики, которая создает не материальный, а виртуальный продукт. Итак, рекомендации сводятся к следующему:

— создание благоприятной для развития цифровой экономики институционально -правовой среды, в частности, системной законодательной базы, рыночных институтов и механизмов нововведений;

— устранение административных барьеров;

— стимулирование малого и среднего бизнеса к переходу в цифровую плоскость;

— переход на интерактивную модель процесса развития цифровой экономики, в которой реализуются более эффективные механизмы интеграции;

— обеспечение компьютерной грамотности населения;

— создание механизма страхования рисков деятельности цифровых предприятий с целью привлечения негосударственных средств для их финансовой защиты.

Считаем также необходимым провести дифференциацию пользователей цифровой информации и выработать стратегии их привлечения к определенным сегментам.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для успешной цифровизации региональной экономики, важно создать цифровую институциональную среду, которая будет представлена в виде стандартов, законов, норм и правил, одним из которых является важное решение о том, что цифровые формы официальной взаимодействия должны стать первыми, в том числе и на межгосударственном уровне, а также на уровнях взаимодействия государств и бизнеса, граждан и бизнеса, поставщиков и заказчиков товаров и услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришин, И.Ю. Метод биометрической идентификации обучаемого в системах электронного образования [Текст] / И.Ю. Гришин, Р.Р. Тимиргалеева, М.В. Миронов // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. науч. тр. II Международной научной конференции и XII Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Сухомлина. - М.: Изд-во: Лаборатория Открытых Информационных Технологий факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2017. - С. 127-132.

2. Куприяновский, В. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Текст] / В. П. Куприяновский, В. А. Сухомлин, А. П. Добрынин, А. Н. Райков и др. // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - vol. 5, no. 1. - С. 19-25.

3. Куприяновский, В. П. Целостная модель трансформации в цифровой экономике - как стать цифровыми лидерами / В. П. Куприяновский, А. П. Добрынин, С. А. Синягов, Д. Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - vol. 5, no. 1. - С. 26-33.

4. Лексин, В.Н. Организация статистических исследований и системного мониторинга состояния и ключевых проблем развития макрорегионов [Текст] / В.Н. Лексин, Б.Н. Порфирьев // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 4. - С.81-93.

5. Матыцин, А.С Проблемы обеспечения информационной безопасности бизнеса при использовании мобильных устройств [Текст] / А.С. Матыцин, И.Ю. Гришин, Р.Р. Тимиргалеева // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. тр.: Симферополь: Изд-во «ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 514-517.

6. Норец, Н. К. Цифровая экономика: состояние и перспективы развития / Н. К. Норец, А. А. Станкевич // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды науч-практ. конф. с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 173-179.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

8. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (новый взгляд) / [ред. Р.Р. Тимиргалеева]. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2014. - 662 с.

9. Таланов, А.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия [Текст] / А.Я. Таланов, Р.Р. Тимиргалеева // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2015. - Т. 2, № 2. - С. 365-370.

10. Татаркин, А. И., Романова О. А., Чененова Р. И., Макарова И.В. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития / А. И. Татаркин, О. А. Романова, Р. И. Чененова, И. В. Макарова. - М.: ЗАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2012. - 360 с.

11. Тимиргалеева, Р.Р. Актуальные вопросы развития логистических систем в условиях цифровой экономики [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: сб. науч. тр. Юбилейной XV международной научно-практической конференции. - Симферополь: Изд-во Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского. - 2016. - С. 29-30.

12. Тимиргалеева, Р.Р. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. - 248 с.

13. Тимиргалеева, Р.Р. Интерактивное бизнес-управление взаимоотношениями в социально-экономической системе «туристско -рекреационный регион» [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева. Актуальные проблемы современной науки: сб. науч. тр. IV Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 2015. - С. 378-381.

14. Тимиргалеева, Р.Р. Модель информационного обеспечения процесса управления развитием курортных территорий регионов юга России на основе геоинформационных технологий [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: сб. науч. тр. - Симферополь: Изд-во: ИТ «АРИАЛ». 2016. - С. 304-307.

15. Тимиргалеева, Р.Р. Обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнес-процессов при использовании мобильных технологий / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды науч-практ. конф. с международным участием. - 2017. - С. 489-493.

16. Тимиргалеева, Р.Р. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин, М.А. Шостак. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. - 301 с.

17. Тимиргалеева, Р.Р. Цифровая трансформация как фактор развития национальной экономики / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики: сб. науч. тр. III Международной научно-практической конференции. К 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Научный редактор С.П. Кирильчук. - Симферополь: Изд-во «ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 152-153.

18. Устинова, Л. Н. Роль цифровых технологий в эффективной работе инновационного кластера / Л. Н. Устинова // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды науч-практ. конф. с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - C. 211-216.

19.Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 807 с.

20.Hamilton, Daniel S. The Transatlantic Digital Economy 2017: How and Why it Matters for the United States, Europe and the World Washington, DC: Center for Transatlantic Relations, 2017.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF DIGITAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND

ISSUES AT ITS REGIONAL LEVEL

Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. The article deals with the institutional aspects of the development of the digital infrastructure and the problems of its implementation at the regional level. The necessity of forming a stable and developed institutional environment as an important prerequisite for the development and development of the digital infrastructure of the region is substantiated. Suggested improvements in the process of institutional support for the development of the digital economy. Keywords: digital economy, digital infrastructure, institutional environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.