Обоснование формирования специализированных программ социальной реабилитации девиантного поведения молодежи: на примере студентов и аспирантов Ингушского государственного университета
Оздоева Лика Абукаровна,
проректор по молодежной политике и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» E-mail: lika.ozdoeva@yandex.ru
Статья посвящена современным технологиям адаптации молодежи. Автор исследует возможности для расширения и конструирования социальных адапторов. В статье уделяется внимание совершенствованию диагностики проблем студенческой молодежи, внедрению инновационных технологий коррекции девиантного поведения, профилактике негативных тенденций, в частности, моббинга. В статье проанализированы различные элементы моббинга в студенческих группах: внутригрупповое конфликтное взаимодействие, межличностная конкуренция, формы санкций, эмоциональная взаимозависимость и др. Автор анализирует различные методы профилактики моббинга. Она доказывает необходимость операционали-зации понятия применительно к формальным и неформальным группам молодежи. В статье сформулирован тезис о необходимости создания специализированных программ социальной реабилитации и профилактики девиантных проявлений в молодежной среде. Описаны конкретные примеры внедрения мобильных социальных технологий в воспитательную работу среди студентов и аспирантов Ингушского государственного университета.
Ключевые слова: Социологические исследования, социальные адапторы, социальная диагностика, моббинг, мобберы, межличностная конкуренция, психодиагностика, девиантные группы, волонтерские движения, молодежные инициативы.
Попытки осмысления механизмов социальной адаптации молодежи были предприняты в России в 20-е годы ХХ века. По различным данным за период 20-30-х годов было издано более 300 книг и брошюр по данной проблематике. В 60-70 годы ХХ века в стране проводились комплексные социологические исследования по изучению различных категорий молодежи. Происходит становление социологических центров по исследованию данной проблематики в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Свердловске и других городах страны.
По мнению социологов, возможно выделить четыре основополагающих направления социологического анализа молодежи:
- антропологическое (социально-
психологическое);
- структурно-функциональное;
- социокультурное (включающее изучение молодежных субкультур);
- интегративное (ювенологическое).
Согласно фундаментальным выводам выдающихся социологов Т. Пар-сонса и Р. Мертона, в своем развитии система ориентируется либо на эндогенные, либо на экзогенные факторы, стремясь к расширению адапторов. Молодежная политика - важнейший социальный адаптор.
В настоящее время уделяется внимание развитию социальной диагностики. Ученые из Южного федерального университета выделили основополагающие принципы диагностики социальных проблем молодежи: принцип объективности, принцип верификации, принцип системности, принцип клиентоцентризма. Все эти принципы возможно применить при изучении генезиса и перспектив студенческих волонтерских движений. Важ-
11
ную роль в процессе диагностики играют методы исторического, структурно-функционального, компаративного анализа и др.
Возрастает значение социальной профилактики с целью предотвращения возможных негативных процессов в молодежной среде: девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности, насилия, молодежной безработицы и т.д. Возможно применение социальной адаптации, как технологии, в случае изменения социальных обстоятельств личности и социальной группы, а также обстоятельств форс-мажора.
В настоящее время кардинально увеличилось количество публикаций по социологическому анализу конфликтного взаимодействия в студенческой среде, в частности, социально-психологических особенностей моббинга. Термин происходит от английского глагола «to mob» (грубо обращаться, атаковать, нападать и др.). Одно из самых фундаментальных социологических исследований по анализу моббинга проводилось шведскими учеными в течение нескольких лет. Наиболее известным принято считать определение, предложенное Х. Лейма-ном. Оно определяет моббинг, как отрицательное коммуникативное действие, направленное против личности и совершаемое мобберами.
Шведскими учеными под руководством Х. Леймана были выявлены закономерности протекания моббинга: кон-фликтогенные отношения в группе, переход к моббингу, применение мер по урегулированию конфликтных ситуаций, определение фазы протекания конфликта, завершение конфликта. По мнению шведских ученых, причины моббинга в профессиональных группах сводятся к особенностям совместной деятельности, отсутствию возможностей самореализации, неопределенности критериев контроля со стороны руководства проектами. По мнению шведских ученых, моббинговые действия возможно классифицировать по эффекту воздействия: ограничение возможностей общения, посягательство на социальный статус, угроза состоянию здоровья, ограниче-
ние возможностей профессионального роста, вызовы и т.д.
Ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова отмечают, что тренды взаимодействия в студенческой группе, с одной стороны, направлены на овладение профессиональными знаниями, с другой стороны, на создание атмосферы эмпатии или конкуренции. Развитие волонтерских движений необходимо, поскольку вертикальная структура студенческих групп формируется административным аппаратом университетов и старостами. Иногда лидеры студенческих групп определяются в ситуациях форс-мажора.
Особенности моббинга в студенческой среде детерминируются во многом эмоциями, которые могут придать конфликту деструктивный характер. Анализ социологических исследований по моббингу в студенческой среде позволяет выделить следующие критерии: когнитивные противоречия; эмоциональная напряженность в функционировании группы; особенности эмпирических форм взаимодействия.
Анализ эмпирических исследований проблемы по регионам указывает на следующие особенности моббинга в студенческих группах. Во-первых, моббинг возможно определить, как элемент межличностных конфликтных взаимоотношений. Во-вторых, моббинг возможно рассматривать, как выражение межличностной конкуренции. В-третьих, моббинг возможно анализировать, как запретительные формы санкций большей части студенческой группы против меньшей. В целом имеются основания выделять в данном контексте санкции группы; санкции формальных и неформальных лидеров; санкции жертв моббинга. В-четвертых, необходимо исследовать генезис моббинга в контексте эмоциональных условий функционирования студенческих групп. Впятых, анализировать моббинг с позиции открытости или закрытости студенческой группы, как системы, по отношению к вузу.
По мнению исследователей из Воронежского государственного университета, возможно сделать следующие
12
выводы. Важнейшим элементом социологического анализа моббинга является операционализация понятия в контексте оценки уровня эмоциональной напряженности в студенческих группах. Для полноты оценки возможно применение методов психодиагностики.
Проблемные аспекты деятельности студенческих коллективов связаны с особенностями санкций формального и неформального характера. Моббинг -теоретически недостаточно изученное явление. Важнейшей задачей является операционализация понятия применительно к формальным и неформальным студенческим группам и объединениям.
Одновременно существует целый ряд факторов, связанных с тенденциями социально-экономического развития, нуждающихся в постоянном мониторинге: демографическая ситуация, состояние здоровья молодежи и подростков, профилактика алкоголизма и применения психостимуляторов в молодежной среде и др. Мониторинг Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выявил следующие группы рисков, оказывающие влияние на состояние здоровья молодежи. Во-первых, к ним относят биологические (высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей). Во-вторых, медико-организационные, связанные с уровнем диспансерно-поликлинического наблюдения. В-третьих, социально-средовые, обусловленные тенденциями экономического развития, снижением культурного уровня населения. Также острой проблемой для регионов является несовершенство системы контроля за выбытием учащихся, по различным причинам не получившим основного общего образования. В регионах возрастает тенденция обращения подростков в вечерние (сменные) общеобразовательные школы, имеющих перерыв в учебе в несколько лет. Это -также потенциально возможный фактор моббинга в молодежной среде.
В данном контексте важную роль играет социальная профилактика с целью воздействия на определенные соци-
альные группы для сохранения их функционального состояния и предотвращения возможных негативных последствий.
Реализация профилактических мер осуществляется при помощи определенных технологий. В частности, значительную роль играют технологии социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой многоуровневый структурный феномен в условиях социальных изменений. Необходимость в социальной адаптации может быть вызвана изменением социального статуса, социальной роли, миграцией и т.д. В практике воспитательной работы с молодежью и студентами возрастает роль социальной реабилитации, т.е. применения комплекса мер, направленных на восстановление социального статуса, здоровья, дееспособности.
При реализации комплекса мер ученые рекомендуют соблюдать основные принципы реабилитации: соблюдение этапов, комплексность, доступность, дифференцированность, непрерывность и др. Анализируя тренды социальной реабилитации, ученые подробно описали следующие уровни: профессионально-трудовой, медико-социальный, социально-психологический, социально-ролевой, социально-трудовой, социально-правовой, социально-бытовой и др.
В данном контексте широко применяются социально-психологические технологии. К наиболее распространенным относятся: психологическое консультирование девиантных групп, применение диагностического и функционального подходов, психоаналитика, применение бихевиористской психотерапии, личностной психотерапии.
В целях профилактики девиантного поведения в молодежной среде необходимо создание комплексной системы работы с группами риска по формированию социальных адапторов и предотвращения проявлений агрессии. Специализированные учебные заведения осуществляют деятельность в сферах профилактики беспризорности и безнадзорности, оказания медицинских услуг подросткам; формирования у подростков положительного опыта социального
13
поведения; выполнения попечительских функций; психологической поддержки; содействия возвращению в семьи; получение образования и профессиональных навыков; оказание помощи в трудоустройстве и т.д.
В настоящее время внимание уделяется трудовой интеграции и профессиональной переподготовке. Молодые люди, в том числе выпускники университетов и вузов, неизбежно сталкиваются с проблемами социальной адаптации. Независимо от количества вакансий молодым людям сложно определиться с выбором профессии. Им необходимо содействие в получении вакансий на рынке труда. Молодые люди по уровню образования и квалификации не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями.
Наиболее востребованы на рынке труда специальности, связанные с инновационными технологиями,процессами дигитализации, искусственным интеллектом, инженирингом, медицинскими технологиями и др. Необходимо разрабатывать программы социальной адаптации молодежи к требованиям рынка труда на базе федеральных университетов с использованием инновационных технологий. В настоящее время все большее значение приобретает социальная работа с молодежью.
Современные технологии мобильной адаптации применяются в воспитательной работе со студентами и выпускниками Ингушского государственного университета. Принцип состоит в солидарном взаимодействии с волонтерскими движениями и организациями. Поскольку в молодежной среде доминируют групповые интересы, большое внимание уделяется внедрению мобильных технологий в воспитательную работу среди студентов и выпускников университета. В университете регулярно проводятся встречи со студентами и аспирантами, социологические опросы, осуществляется поддержка молодежных инициатив и программ дополнительного образования. Исходя из взаимообусловленности процессов социальной адаптации студентов и аспирантов, необходимо ак-
тивное внедрение технологий социальной профилактики в учебный процесс университетов и вузов страны. Целесообразно разработать комплексную юве-нильную политику для всех категорий молодежи и студентов, способствующую их реализации на рынке труда.
Литература
1. Пищагина Ю.А., Стебляк В.В. Исследование ценностных ориентаций молодежи в современной России. В сборнике: Научные исследования молодых ученых. Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2024. - С. 237-240.
2. Афанасьева Ю.С., Кострова Ю.Б., Саттарова И. В., Шибарши-на О.Ю. Социальная и профессиональная адаптация молодежи. Монография / Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани. Москва, 2023.
3. Дякин А.В., Лыхин Д.А. Социальная адаптация молодежи в современном обществе. Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 1.
4. Иванов С.Ю., Иванова Д. В., Чвя-кин В.А. «Виртуальный» человеческий капитал и профессиональная адаптация молодежи. Социодина-мика. 2023. № 6. С. 1-21.
5. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Триши-на Т.В., Шавырина И.В. Российская молодежь: социальная диспозиция и перспектива. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 3 (71). С. 132-137.
6. Халиулина А.И. Социальная адаптация молодежи Башкортостана в современных социально-экономических условиях (по результатам социологического опроса). Социодинамика. 2023. № 6. С. 37-47.
7. Черепненкова А.О. Адаптация студенческой молодежи в высшем учебном заведении. Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2023. № 19. С. 109-114.
8. Гребенникова О.В. Социально-психологическая адаптация моло-
14
дежи в ситуации транзитивности. Новые психологические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 132-148.
9. Карпенко А.М. Особенности адаптации российской молодежи в условиях муниципалитета. Студенческий форум. 2022. № 41-2 (220). С. 61-63.
10. Чистяков А.В. Социализация и социальная адаптация молодежи в цифровом пространстве. - Ростов-на-Дону, 2022.
RATIONALE FOR THE FORMATION OF SPECIALIZED PROGRAMS FOR SOCIAL REHABILITATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF YOUTH: USING THE EXAMPLE OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS OF THE INGUSH STATE UNIVERSITY
Ozdoeva L.A.
Ingush State University
The article describes modern technologies of youth adaptation. The author explores the possibilities for expansion and design of adapters. The article focuses on improving the diagnosis of student youth problems, the introduction of innovative technologies for correcting deviant behavior, and the prevention of negative trends, in particular, mobbing. The article analyzes various elements of mobbing in student groups: intra-group conflict interaction, interpersonal competition, forms of sanctions, emotional interdependence, etc. The author analyses various interpretations of mobbing. She proves the necessity to operationalize the concept of interaction of formal and informal groups of young people. The article formulates a necessity to create specialized programs for social rehabilitation and prevention of deviant behavior among young people. The article provides specific examples of the introduction of mobile social technologies in educational activities among students and postgraduates in Ingush State University.
Keywords: Sociological research, social adapters, social diagnostics, mobbing, mobbers, interpersonal competition, psychodiagnostics, de-
viant groups, volunteer movements, youth initiatives.
References
1. Pitaniegina Yu.A., Steblyak V.V. Study of value orientations of young people in modern Russia. In the collection: Scientific research of young scientists. Collection of articles of the XXVI International Scientific and Practical Conference. - Penza, 2024. - pp. 237-240.
2. Afanasyeva Yu.S., Kostrova Yu.B., Sattaro-va I.V., Shibarshina O. Yu. Social and professional adaptation of youth. Monograph Moscow University. S. Yu. Witte, branch in Ryazan. Moscow, 2023.
3. Dyakin A.V., Lykhin D.A. Social adaptation of youth in modern society. Science and education. 2023. T. 6. No. 1.
4. Ivanov S.Yu., Ivanova D.V., Chvyakin V.A. "Virtual" capital of humanity and professional adaptation of youth. Sociodynamics. 2023. No. 6. P. 1-21.
5. Reutov E.V., Reutova M.N., Trishina T.V., Shavyrina I.V. Russian youth: social disposition and perspective. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after. N.I. Lo-bachevsky. Series: Social Sciences. 2023. No. 3 (71). pp. 132-137.
6. Khaliulina A. I. Social adaptation of the youth of Bashkortostan in modern socio-economic conditions (based on the results of a sociological survey). Sociodynamics. 2023. No. 6. P. 37-47.
7. Cherepnenkova A.O. Adaptation of student strategy in an educational institution. Education and science without borders: social sciences and humanities. 2023. No. 19. pp. 109-114.
8. Grebennikova O.V. Socio-psychological adaptation of transition in a situation of transitivity. New psychological research. 2022. T. 2. No. 2. P. 132-148.
9. Karpenko A.M. Features of strengthening the Russian economy in conditions of independence. Student forum. 2022. No. 41-2 (220). pp. 61-63.
10. Chistyakov A.V. Socialization and social adaptation of youth in the digital space. -Rostov-on-Don, 2022.
15