Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА, МОББИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

О ЗНАЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА, МОББИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КИБЕРБУЛЛИНГ / БУЛЛИНГ / МОББИНГ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / YOUTH / CYBERBULLYING / BULLYING / MOBBING / DIGITAL LITERACY / SOCIAL NETWORKS / INTERNET / DEVIANT BEHAVIOR / AGGRESSION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Братусин Алексей Радиславович, Списивцев Степан Александрович, Расторгуев Андрей Юрьевич

В статье рассматриваются комплексные профилактические мероприятия, направленные на решение проблем, связанных с беззащитностью современной молодежи к таким проявлениям травли в цифровой среде как кибербуллинг, моббинг и буллинг, т.к. именно система сотрудничества педагогов, психологов, родителей, сотрудников правоохранительных органов в состоянии обеспечить необходимый уровень безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Братусин Алексей Радиславович, Списивцев Степан Александрович, Расторгуев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE VALUE OF PREVENTION OF BOLLING, MOBBING AND CYBERBULLING IN THE CONTEXT OF INCREASING THE DIGITAL LITERACY OF YOUTH: A PEDAGOGICAL ASPECT

The article deals with complex preventive measures aimed at solving problems related to the vulnerability of modern youth to such manifestations of bullying in the digital environment as cyberbullying, mobbing and bullying, since it is the system of cooperation of teachers, psychologists, parents, and law enforcement officers that is able to provide the necessary level of security.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА, МОББИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Педагогика

УДК 159.922.8

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, майор полиции Списивцев Степан Александрович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар);

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, майор полиции Расторгуев Андрей Юрьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О ЗНАЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА, МОББИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В КОНТЕКСТЕ

ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются комплексные профилактические мероприятия, направленные на решение проблем, связанных с беззащитностью современной молодежи к таким проявлениям травли в цифровой среде как кибербуллинг, моббинг и буллинг, т.к. именно система сотрудничества педагогов, психологов, родителей, сотрудников правоохранительных органов в состоянии обеспечить необходимый уровень безопасности.

Ключевые слова: молодежь, кибербуллинг, буллинг, моббинг, цифровая грамотность, социальные сети, Интернет, девиантное поведение, агрессия, психолого-педагогическая профилактика.

Annotation. The article deals with complex preventive measures aimed at solving problems related to the vulnerability of modern youth to such manifestations of bullying in the digital environment as cyberbullying, mobbing and bullying, since it is the system of cooperation of teachers, psychologists, parents, and law enforcement officers that is able to provide the necessary level of security.

Keywords: youth, cyberbullying, bullying, mobbing, digital literacy, social networks, Internet, deviant behavior, aggression, psychological and pedagogical prevention.

Введение. Пространство каждодневного общения в современном обществе отличается новой особенностью - проникновением в виртуальный мир. В отличие от взрослых, у подростков становятся дополнением к живым навыкам общения, навыки, связанные с общением посредством электронных писем, сообщений, причем все эти навыки они осваивают одновременно. Благодаря появлению Интернета возникло «виртуальное общение», ставшее для многих дополнительным ресурсом в коммуникации, и открывшее новые социальные возможности. В современных условиях процесс социализации подростков все стремительнее перемещается в Интернет, где помимо знакомств и возникновения, новых референтных групп, подростки могут осваивать различные социальные роли и нормы поведения. Все коммуникативные процессы, происходящие в обычном социальном пространстве, по сути «дублируются», причем они зачастую усиливаются, и даже замещаются виртуальным общением.

Навыки коммуникации в интернет-пространстве обрастают новыми чертами и усиливают привычные черты социального общения. Распространенность Интернета и привязанность подростков к общению в социальных сетях сочетается у них с отсутствием пользовательской компетентности и осознания необходимости соблюдения этики общения в сети. Отсутствие этических границ и гарантированность анонимности приводит к появлению асоциальных и агрессивных моделей общения в сети. Анонимность субъектов общения усиливает вероятность пересечения подростка в Интернете с человеком, тоже использующим вымышленную роль и являющимся не тем, кем он представляется. Снижение у подростка привычного уровня стыдливости и неуверенности в себе приводит к тому, что он начинает проявлять такие формы поведения, которые не демонстрирует в реальной жизни, (например, исповедальность, жертвенность, самобичевание и др.). Однако, подросток забывает, что и автор, и все участники общения в интернет-пространстве могут быть расшифрованы. Подобная ситуация приводит к психологической травме несовершеннолетнего. Снижение уровня личной ответственности агрессора превращает его практически в элемент симультанной информационной среды. Для тех, кто желает осуществлять травлю, не приближаясь к своей жертве вживую, современное пространство интернет-среды позволило перенести в него процесс травли. Традиционное пространство буллинга, не доступное для взрослых, - школа, школьный двор, школьный автобус, путь в школу и из школы, легко переместилось подростками в более безопасное по последствиям пространство Интернета.

Изложение основного материала статьи. Технологической особенностью информационных процессов в Интернете является то, что размещенная в нем информация, никуда не исчезает, поэтому стигматизирующая (от греч. - «ярлык, клеймо») информация сохраняется в Интернете навсегда. Подростки являются наиболее уязвимой группой для кибербуллинга, поскольку их неконтролируемое общение в Интернете влечет за собой коммуникационные риски в виде незаконных контактов (например, груминг), киберпреследования, кибермоббинга и др.

Педагогам не всегда удается вовремя распознать и предотвратить в школе случаи кибермоббинга или кибербуллинга на этапе их возникновения. Обычно, педагоги узнают о подобных случаях достаточно поздно, когда происходит эскалация конфликта. Предупреждающие меры по выявлению кибертеррора в школе способны сгладить конфликт и препятствовать его распространению.

Перед современным обществом встают задачи урегулирования коммуникаций в информационном пространстве и обеспечения безопасности пользователей, особенно несовершеннолетних, развитие у них

киберэтики (Войскунский, 2010). Психолого-педагогическая профилактика, как вид деятельности, можно осуществлять как в период обучения несовершеннолетних, так и во время их школьных каникул. Наиболее актуальной тематикой психолого-педагогической профилактики для бесед с несовершеннолетними, позволяющими избежать девиаций и делинквенций, а также противостоять им, являются: «Кибербуллинг и кибермоббинг несовершеннолетних: причины и возможности предупреждения»; «Социально-психологическая дезадаптация несовершеннолетних: причины и пути преодоления»; «Агрессивное поведение среди несовершеннолетних»; «Конфликт: причины возникновения и способы разрешения»; «Мифы о наркотиках» и др. Психолого-педагогическая профилактика, в основном, строится в форме беседы педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов с несовершеннолетними и предполагает интерактивный способ взаимодействия. При подготовке к выступлению перед несовершеннолетними необходимо помнить, что важно донести до слушателей не просто психологическую теорию, а обеспечить конкретное психологическое воздействие с целью оптимизации и улучшения межличностных отношений.

Ведущий такие беседы специалист, должен уметь донести до несовершеннолетних подростков истину простым, доступным языком, понятным для них, важно уметь приводить иллюстративные примеры, основанные на профессиональном или личном опыте. Повышению эффективности психолого-педагогической профилактики среди несовершеннолетних способствует применение специалистами активных форм работы, таких как: беседа, дискуссия, диспут, коллективное творческое дело, коллаж, психологическая гостиная, психологическое ток-шоу, психологический аукцион, мастер-класс, психологический живой журнал и др. Дискуссия - равноправное обсуждение психологом и несовершеннолетними проблем самого различного характера. Она предполагает постановку перед несовершеннолетними, вопросов, на которые у каждого имеется свой ответ.

Подготовка психологического просвещения несовершеннолетних с применением активных форм работы предполагает разработку программ психолого-просветительской работы с определением целевых установок работы, формулировкой проблемно-ориентированных тем, оформлением при необходимости сценариев содержания работы.

Молодежь - важнейший ресурс развития общества, а молодежная и подростковая преступность -питательная среда для проявления агрессии, жестокости и формирования общей преступности в среде несовершеннолетних. Обеспечение эффективности предупреждения групповой преступности среди подростков, в том числе, формирования агрессивного и жертвенного поведения у несовершеннолетних, предполагает комплексное решение проблем молодежи со стороны представителей правоохранительных органов, психологов, педагогов, специалистов, работающих с детьми, медработников и родителей.

Новые формы травли, называемые кибербуллингом, вызывают сильную обеспокоенность у детей, родителей и специалистов. Специфика профилактической работы позволит организовать и эффективно реализовывать межведомственное взаимодействие специалистов, с детьми в рамках мер по предупреждению возникновения кибербуллинга и кибермоббинга среди несовершеннолетних в пространстве современных интернет-технологий. Сегодня нужны ресурсы для обеспечения подготовки педагогов и специалистов, работающих с детьми к психолого-педагогической деятельности по профилактике насилия несовершеннолетних в среде интернет-технологий. Нужны компетенции для профилактической работы с родителями и несовершеннолетними, подвергшимися кибербуллингу или кибермоббингу, жизненно необходимы программы групповой работы, позволяющие осуществлять профилактическую деятельность по наиболее актуальным проблемам: например, программа комплексной работы по защите от психологического насилия несовершеннолетних в пространстве современных интернет-технологий «Кибермоббинг и кибербуллинг несовершеннолетних: стратегии вмешательства и профилактика»; программа психокоррекционной группы для детей, переживших физическое насилие; программа тренинга повышения самооценки для подростков 14-16 лет; программа тренинга ассертивности; программы психологического тренинга развития ассертивности для несовершеннолетних 10-12 и 13-15 лет [1].

Статистические данные свидетельствуют об участившихся случаях применения физического насилия в отношении несовершеннолетних. Сегодня нужны новые технологии работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, где проблема физического насилия над несовершеннолетним является особо актуальной. Также сегодня сотрудники правоохранительных органов в работе сталкиваются с последствиями ситуации физического насилия над детьми в семьях с алкогольной зависимостью и наркозависимостью родителей. Важно отметить, что и в социально благополучной семье зачастую можно столкнуться с ситуацией насилия над несовершеннолетними.

Отсутствие положительного опыта семейного взаимодействия, на который можно опереться, способствует формированию низкой или нестабильной самооценки у несовершеннолетних, которая при малейших неудачах еще более усугубляется. Психологические последствия физического насилия над детьми могут проявляться в различных психологических отклонениях. Все дети, подвергшиеся физическому насилию, чувствуют себя травмированными и чрезвычайно отягощенными своими переживаниями. Важно отметить, что при физическом насилии происходят изменения и в поведения ребенка: страх при приближении родителя или другого взрослого, пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность, общее избегание физического контакта. Таким образом, видится необходимость организации групповой коррекционной работы, в ходе которой будет оказана психологическая помощь несовершеннолетним в преодолении психологических последствий травмы, развитие адаптивных и социальных навыков, нарушенных вследствие пережитого физического насилия, что позволит обрести чувство безопасности и доверия к окружающим [2].

Находясь в группе, несовершеннолетние имеют возможность контактировать с детьми, пережившими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психологические кризисы. В процессе групповой работы происходит социализация ребенка, ему помогают формировать адекватные конструктивные взаимоотношения со сверстниками и уверенность в себе. Завершающий этап работы призван помочь участникам переключить внимание с пережитой ими проблемы на благоприятные жизненные перспективы.

В силу важности отношений со сверстниками, стремлением занимать весомую позицию в социальном окружении и страхом отвержения сверстниками, подростки могут использовать неэффективные способы взаимодействия для достижения этих целей, таких как конформизм, манипулятивное поведение. Использование неэффективных способов взаимодействия повышает риск развития социально-

психологической дезадаптации подростка. В связи с этим актуальным представляется вопрос формирования и развития ассертивности несовершеннолетних подросткового возраста.

В период летних школьных каникул, когда у подростков появляется много неструктурированного свободного времени, есть возможность проведения групповой работы в режиме интенсива, что позволит обеспечить высокую эффективность занятий и достижение хороших результатов работы.

Именно совершенствование знаний несовершеннолетних в области медиакомптенций и в вопросах правовой защиты пользователей интернет-ресурсов, может стать наиболее эффективной профилактикой в борьбе с -кибермоббингом и кибербуллингом. Отсюда важным моментом профилактической работы, в том числе по предупреждению кибербуллинга становится привлечение в рамках межведомственного взаимодействия специалистов 1Т технологий. Эти меры могут проводиться в следующих интерактивных формах: информационные и просветительские беседы; дискуссии; презентации; мастер-классы по работе с интернет-ресурсами; разработка и распространение информационных буклетов и памяток для несовершеннолетних и др.

На сегодняшний день актуализируются профилактические советы несовершеннолетним при случае кибер-атаки. Они связаны с рекомендациями о том, что не стоит сразу же выбрасывать свой негатив в киберпространство, ребенку следует посоветоваться с взрослыми перед тем, как ответить на агрессивное сообщение. А подросткам следует предложить несколько правил: перед отправкой ответного сообщения нужно успокоиться, подавить злость, обиду и гнев. Создание виртуальной репутации важно, не стоит подкупать на иллюзию анонимности. Зачастую киберпространство представляет возможность «свободы» посредством анонимности, но ведь стоит помнить, что можно узнать человека, стоящего за «никнеймом». И при реальном вреде в связи с действиями мобберов, тайное становится явным. Браузеры и приложения фиксируют историю, состоящую из различных действий пользователей и определяют онлайн-репутацию каждого. Запятнать ее можно легко и быстро, а вот исправить - очень трудно и долго. Стоит сохранить подтверждения фактов нападения. Если вдруг ребенка расстроило какое-либо сообщение, видео или картинка, то следует обратиться за помощью к родителям. А подросткам - сохранить или распечатать страницу с фактом нападения самостоятельно, чтобы спросить совета у взрослых в удобное время. Необходимо игнорировать единичный негатив. Лучше всего поступить именно так, потому что при таком поведении кибер-атака остановится еще на первой (начальной) стадии. Лучшее правило интернет пользователей - «Лучший способ с неадекватными - игнорировать».

Если подросток становится свидетелем кибербуллинга, то у него должен быть четкий алгоритм действий: ему следует выступить против агрессора и показать, что такое поведение непозволительно в современном обществе. Нужно поддерживать жертву - лично, или публично в виртуальном пространстве, оказав ей эмоциональную поддержку, необходимо сообщить кому-либо из взрослых о факте кибер атаки, и обязательно заблокировать агрессора. В мессенджерах есть функция блокировка отправки сообщений с определенных ip-адресов. Такая пауза в беседе зачастую отбивает желание продолжения травли у агрессора. Нельзя игнорировать систематические угрозы, и обязательно следует обратиться в правоохранительные органы с подтверждением факта нападения.

После опубликования оскорбительных комментариев никто не вспоминает о статье 282 Уголовного кодекса РФ - возбуждение ненависти либо вражды, и унижении человеческого достоинства. Иными словами, если пост (или комментарий, сообщение) могут прочитать большое количество людей, то такой пост, размещенный на сайтах, в блогах или на форумах, является публичным. Предусмотренное частью 1 статьи 282 УК РФ преступление считается совершенным с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий. Как определить, что ребенок не просто любит играть в компьютерные игры или общаться в Интернете, а зависим от этого? Родителей должны насторожить следующие симптомы: нарушение общения с родственниками и друзьями. Ребенок перестает ходить гулять во двор, не приглашает домой одноклассников. Он больше не изъявляет желания рассказать о своих делах. На предложения родителей сходить в кино, покататься на коньках, сын или дочь отвечают отказом. Все их свободное время теперь поглощает компьютер.

Также может наблюдаться потеря интереса ко всем остальным занятиям. Раньше ребенок неплохо учился, а теперь не выполняет домашние задания. Заставить невозможно, а плохие оценки его не трогают. Еще совсем недавно ребенок был первым помощником своим родителям. Сегодня уговорить оказать даже незначительную, посильную помощь, он отказывается. Если ребенок посещал какую-то секцию, то бросает.

Весьма распространенным поведенческим паттерном становится ложь. Ребенок начинает обманывать, уверяя родителей, что занимался уроками, гулял, хотя на самом деле весь день просидел за компьютером. Скрывает плохие оценки, полученные в школе, чтобы избежать упреков.

Может наблюдаться нарушение режима питания. У ребенка ухудшается аппетит. Дома без контроля родителей заядлый компьютерщик поесть забывает. А если ест, то, сидя у компьютера, и что-нибудь крайне неполезное (чипсы, сухарики, шоколадные батончики). Появляются нарушения сна. Оторвать ребенка от компьютера и уложить в постель без скандала невозможно. Он плохо засыпает, спит беспокойно, ему снятся кошмары.

У ребенка наблюдается психическое истощение: появляются частые головные боли, быстрая усталость, ухудшение внимания и памяти. Он нервный, легко возбудимый. Как правило, родители начинают принимать меры только тогда, когда все эти проявления предстают перед ними во всей красе. Наиболее типичная реакция - запретить ребенку играть, ликвидировать домашний компьютер. Как избежать подобных проблем? Совет один: необходимо быть близкими со своими детьми, быть в курсе того, что их волнует и тревожит, и учить ребенка решать проблемы реального мира, а не убегать от них в мир виртуальный.

В современной масштабной цифровой реальности на родителей несовершеннолетних в значительной степени ложится ответственность за то, какие интернет-ресурсы посещает ребенок, что он публикует в социальных сетях, к каким контентам он имеет доступ. Чаще всего несовершеннолетние не могут получить адекватную помощь от родителей по противодействию насилию, в том числе в среде современных интернет-технологий, так как они не обладают достаточным опытом и не владеют знаниями по защите персональных данных, в том числе от информации, наносящей вред. Отсюда важным моментом профилактической работы, в том числе по предупреждению кибербуллинга, становится привлечение в рамках межведомственного взаимодействия специалистов 1Т технологий. Также на сегодняшний момент нет специально разработанных программ подготовки родителей по профилактике подобных явлений среди несовершеннолетних.

Совершенствование знаний родителей в области медиакомптенций несовершеннолетних в вопросах защиты персональных данных несовершеннолетних, в том числе от информации, наносящей вред, - может стать наиболее эффективной профилактикой в борьбе с кибермоббингом и кибербуллингом.

Выводы. Для предупреждения насилия, а также агрессивного и жертвенного поведения у несовершеннолетних и возникновения групповой преступности среди подростков, важным моментом становится формирование позитивной социализации подрастающего поколения, снижение отчужденности несовершеннолетних от общества. Поэтому необходимо проведение мероприятий, требующих подготовки. Необходимо информирование населения через СМИ о группах и программах работы с несовершеннолетними положительной направленности. Совершенствование знаний педагогов и других специалистов, работающих с детьми в области медиакомптенций несовершеннолетних, - может стать наиболее эффективной профилактикой насилия в отношении несовершеннолетних с использованием Интернет-пространства.

К психологическим причинам проявления насилия в среде интернет-технологий можно отнести: страх, т.к. боязнь не стать жертвой буллинга, заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается мобберами; авторитет, т.к. потребность быть на виду у всех, завоевать внимание; конфликты, чаще межкультурные, т.к. различия культурные сразу могут вызвать вражду, данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям; скука, т.к. зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутация, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии; сила, потому что демонстрация своей силы наряду с другими факторами выступает причиной, так как у каждого человека есть потребность показать, похвастаться своим превосходством, но у каждого человека это проявляется в разной мере; комплекс неполноценности, потому что есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности [3].

Серьезным маркером опасности является личностный кризис, т.к. причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти, нередки случаи с причиной, к примеру, ошибкой или провалом, выставленной на показ.

Определенный интерес представляет также анонимность, т.к. ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников. Можно наблюдать такой феномен, как ухудшение психологического климата. При этом отношения между учащимися в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, часто именно это является почвой для зарождения кибербуллинга. При этом разрываются дружеские связи. Чувствительнее всего к разрыву дружбы относятся девочки, когда подруга становится жертвой кибер-террора, так как они знают друг о друге достаточно личной информации, чтобы ее использовать против друг друга. В течение различных экскурсионных поездок, праздников, конкурсов и прочего становится видно насколько сплочен классный коллектив и где проходит «линия надлома» межличностных отношений в детском коллективе.

Симптомы, проявляющиеся у жертв кибербуллинга, могут иллюстрироваться в том, что показатели здоровья неуклонно падают в позициях. К ним относятся: головные боли, боли в животе, проблемы со сном, проблемы с настроением, в том числе перепады настроения. Тревожным сигналом может послужить изменение в поведении несовершеннолетнего.

Жертвы кибер-травли чаще всего при общении с взрослыми скрывают случаи оскорбления в интернете. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимость в развитии навыков рефлексии, эмпатии, понимание своих чувств эффективной является именно групповая работа. Участие в групповой работе в большей степени способствует развитию способности к распознаванию своих эмоций и эмоций других людей, развитию навыков адекватного выражения собственных чувств, формированию и развитию основ саморегуляции, рефлексивности и эмпатии, а также получения адекватной обратной связи как от участников, так и от ведущих.

Литература:

1. Иванова А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.03.2020).

2. Осадчая А.В., Макарова Е.А. Кибер-буллинг как разновидность школьных издевательств и копинг-стратегии для его преодоления // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.04.2020).

3. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 20.05.2020).

Педагогика

УДК 376.1, 378.2

старший преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Булавкина Елена Борисовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государтвенный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, доцент Тимохина Татьяна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государтвенный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрыты основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов инклюзивного образования. Раскрыта специфика профессиональной компетентности с учетом работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях дошкольной образовательной организации, школы, учреждений среднего профессионального образования и вузов. Представлены результаты исследования, которое включало: применение методов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.