Научная статья на тему 'Моббинг как специфическая форма социально-психологического конфликта'

Моббинг как специфическая форма социально-психологического конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОББИНГ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюплина И.А.

В статье анализируется моббинг как форма конфликтного межличностного взаимодействия. Дается характеристика понятия, сущности и причин моббинга в деловой организации и малой группе. Излагаются результаты социологического исследования социального самочувствия студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моббинг как специфическая форма социально-психологического конфликта»

172

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

МОББИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

© Тюплина И.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье анализируется моббинг как форма конфликтного межличностного взаимодействия. Дается характеристика понятия, сущности и причин моббинга в деловой организации и малой группе. Излагаются результаты социологического исследования социального самочувствия студенческой молодежи.

Ключевые слова малая группа, социально-психологический конфликт, конфликтное взаимодействие, моббинг, социальное самочувствие.

Проблема социального самочувствия актуализируется в современных условиях, связанных с усилением роли конфликтогенных факторов, порожденных ускорением социальных изменений, глобальным экономическим кризисом, неопределенностью и стрессами.

По всей видимости, можно утверждать, что целенаправленное преследование или несправедливое отношение к человеку со стороны группы (моббинг) или индивида (буллинг) становится проблемой мирового масштаба. Так, по данным ученых Колумбийского университета, не менее двадцати миллионов американцев изо дня в день подвергаются на работе психологическому прессингу; в России, по результатам проведенных опросов, 80 % служащих ведущих российских компаний ответили, что сталкивались с проявлением моббинга. В Швеции даже принят специальный закон, согласно которому работодатель обязан планировать и организовывать работу так, чтобы предотвращать проявление психологического насилия в коллективе.

Моббинг в малой группе может быть охарактеризован как специфическая форма развития конфликтного взаимодействия, в основе которого лежит объективное противоречие интересов, целей, мнений членов группы, проявляющееся на психологическом уровне сильными негативными переживаниями участников по отношению к ситуации, оппонентам, себе. Любые существенные отличия человека от других членов группы могут стать поводом для травли. Внутренние мотивы мобберов и буллеров зачастую сводятся к желанию самоутвердиться за счет другого. Причины моббинга, на наш взгляд, идентичны причинам возникновения любого конфликта и выражаются в столкновении интересов из-за дефицита ценностей (в широком смысле слова).

Заведующий кафедрой Политологии и социологии, кандидат философских наук, доцент.

Социальная структура, социальные институты и процессы

173

Конфликт в деловой организации или малой группе возникает во взаимодействии микрогрупп и их лидеров, а также между членами группы в связи [3, с. 479-480]:

1. с ориентацией высокостатусных членов группы на некоторую внешнюю группу, что приводит к противоречиям в системе требований и норм;

2. с разрывом отношений внутри микрогруппы;

3. с групповым давлением большинства на меньшинство;

4. с социальной завистью и конкурентными внутригрупповыми взаимоотношениями;

5. с направлением внутригрупповой агрессии на источник фрустрации, который идентифицируется с теми членами группы, которые в силу своих особенностей воспринимаются как изгои.

Сущность моббинга составляют моббинговые действия, которые Х. Лей-ман классифицировал по типу воздействия [2, с. 28-31]:

1. «ограничение возможностей общения» жертвы со стороны руководителя и / или членов группы, которые не дают возможности выражать свое мнение, постоянно критикуют работу, личную жизнь и т.д.;

2. «ограничение социальных связей» жертвы (бойкот, игнорирование, вытеснение с рабочего места посредством вербальных или невербальных сигналов);

3. «посягательство на социальный статус» жертвы (слухи, насмешки, принуждение к работе, снижающей самооценку, унижающие действия сексуального характера и т.д.);

4. «посягательство на профессиональные качества (личную жизнь)», когда жертве не дают никаких заданий по работе или дают задания ниже / выше ее возможностей и др.;

5. «посягательство на здоровье» (принуждение к вредным для здоровья работам, вымогательство денег, угроза применения наказаний и т.д.).

С точки зрения теории малых групп, статусы и роли каждого члена группы определяются степенью соответствия индивидуального поведения групповым нормам. Группа осуществляет социальный контроль при помощи правил, принятых ее большинством и регулирующих отношения между членами группы, а также санкций, стимулирующих подчинение групповым нормам и ценностям. Санкции могут быть позитивными (внимание, ободряющая улыбка, признание достоинств, неформальное общение) и негативными (насмешки, сплетни, презрение, бойкот, применение силы). Негативные санкции, применяемые для понуждения соблюдать групповые нормы и сохранения ценностных ориентаций группы, содержательно близки моб-бинговым действиям.

Следует отметить, что научные исследования психологического прессинга в основном проводились на примере производственных коллективов,

174

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

а социально-психологические особенности конфликтного взаимодействия применительно к студенческим группам практически не описаны.

Студенческая группа, по определению Г.М. Андреевой, - это малая группа, «немногочисленная по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений» [1, с. 245].

Специфика студенческой группы связана с необходимостью овладения членами группы профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также с личностным развитием и эмоциональным благополучием студентов. Однако, существующие формы обучения в вузе, как правило, не предполагают делового взаимодействия, поэтому учебная деятельность остается совместно-индивидуальной: члены группы выполняют свою задачу в одном месте и в одно время, но каждый делает свою работу независимо от других. Отсутствие совместной деятельности студентов не способствует групповой динамике, а, следовательно, формированию общих для группы ценностных ориентаций и норм, в результате чего появляются микрогруппы с различной, часто противоположной направленностью. Формальная структура группы ограничена статусами старосты и профорга, с точки зрения ролевого поведения слабо развито лидерство. Таким образом, деловые конфликты практически отсутствуют, а несбалансированность и неустойчивость эмоциональных взаимоотношений обусловливает психологические столкновения, которые могут становиться деструктивными и способствовать эскалации напряженности в группе.

Исследование социального самочувствия студентов занимает важное место в системе социологического мониторинга качества образования, проводимого кафедрой политологии и социологии Магнитогорского государственного технического университета. В рамках проекта «Социобарометр» опрашивались студенты дневного отделения, отобранные на основе гнездовой выборки с удержанием контроля над распределением респондентов по направлениям подготовки, курсу и полу. Методы сбора информации - массовое анкетирование и выборочный социометрический опрос студенческих групп. Обработка первичных данных осуществлялась при помощи специализированной компьютерной программы обработки социологической и маркетинговой информации Vortex 7.0.

Анализ и обобщение полученных данных показывает, что социально-психологический климат в университете в целом, на факультете/в институте, курсе и в группе студенты в основном оценивают как благоприятный или нейтральный. Вместе с тем, осмысление эмпирически фиксируемых фактов конфликтности позволяет сделать следующие выводы в отношении социально-психологических особенностей конфликтного взаимодействия в студенческих группах.

Социальная структура, социальные институты и процессы

175

Одной из форм внутригруппового межличностного конфликтного взаимодействия, сопровождающегося негативными переживаниями участников по отношению друг к другу, является моббинг. Он проявляется в виде запретительных санкций по отношению к членам группы с отличающейся от групповой системой ценностных ориентаций. Таким образом, жертвами моббинга являются члены группы, ценностные ориентации которых не связаны с групповыми. Поводом для прессинга выступают любые существенные отличия от большинства членов группы. Это может быть какой-нибудь пустяк («не тот» взгляд, неосторожное высказывание, лишний вопрос), обычная зависть. Жертва может раздражать своей яркостью, самобытностью, в общем, всем тем, что выделяет его или ее из общей массы.

Групповая специфика моббинга связана с количеством и качеством применяемых запретительных санкций по отношению к членам группы, демонстрирующим отвержение значимых для группы ценностей.

Для определения применяемых в группах санкций использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. В результате санкции были подразделены на санкции, преобладающие в общественном мнении группы, санкции формальных и неформальных лидеров группы, санкции группы, по мнению жертв моббинга.

Проявления моббинга детерминированы эмоционально напряженными условиями функционирования группы. В качестве эмоционально тяжелых условий функционирования студенческих групп выступает открытость или закрытость группы, а также социально-психологический климат в студенческом коллективе. Проблемный характер деятельности группы, по все видимости, сопровождается депривацией потребностей членов группы, что может вызвать агрессию по отношению к некоторым членам группы.

Оказавшись в ситуации психологического давления, не следует отмалчиваться и делать вид, что будто бы ничего не происходит. Подобная модель поведения сигнализирует, что жертва позволяет относиться к себе таким образом. Кроме того, не следует полагаться на свои эмоции. Конфликтная коммуникация может быть преодолена только через рационализацию, открытое обращение к преследователям с вопросом о том, что происходит, а также через поиск союзников. Главное - понять, что эту проблему надо решать, а не убегать от нее, и работать над собой, своей психологической защитой, поскольку мобберы и буллеры выбирают тех, кто психологически слабей.

Полученные в ходе исследования результаты были использованы при разработке программ психологической помощи студентам с целью оптимизации процессов групповой динамики и социально-психологической адаптации студентов к условиям учебного процесса в вузе, а также при проведении групповых социально-психологических тренингов.

В заключение следует отметить, что, несмотря на свою распространенность в обыденной, профессиональной и учебной деятельности, моббинг

176

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

теоретически остается мало изученным. На наш взгляд, дальнейшая исследовательская работа может быть направлена на операционализацию понятия моббинга, определение значимых условий появления этого феномена в различных социальных группах, разработку соответствующего социологического и психодиагностического инструментария.

Список литературы:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Кравцова Ю.А. Проблема моббинга в зарубежной юридической психологии (на примере концепции Х. Леймана) / Ю.А. Кравцова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2006.

3. Тюплина И.А. Конфликтное взаимодействие в студенческой среде / И.А. Тюплина // Конфликтология для XXI века: наука-образование-практи-ка: матер. Санкт-Петербургского междунар. конгресса конфликтологов: в 2 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.