Научная статья на тему 'Моббинг - деструкция трудового коллектива'

Моббинг - деструкция трудового коллектива Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
524
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / МОББИНГ / ДЕСТРУКЦИЯ / LABOR COLLECTIVE / MOBBING / DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новикова Г.А., Новикова Л.А.

В статье рассмотрен моббинг на основе межличностных отношений, приводящий к разрушению трудового коллектива. Описаны признаки моббинга; представлена модель моббинг-процесса; раскрыты методы и техники моббинга. Предложены направления превенции моббинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBBING - DESTRUCTION OF THE LABOR COLLECTIVE

The article considers mobbing on the basis of interpersonal relations, leading to the destruction of the labor collective. Description of the signs of mobbing; a model of the mobbing process is presented; methods and techniques of mobbing are revealed. Proposed directions for the prevention of mobbing.

Текст научной работы на тему «Моббинг - деструкция трудового коллектива»

Таким образом, несмотря на административно-территориальную и государственную общность выявлена не только специфика в проявлении конфликта, но и некоторые различия в измерении переменных культур.

Список литературы

1. Богораз В.Г. Чукчи. Часть 1. Л. 1934.

2. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб., 2012. С. 249-254.

3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 103-198.

4. http://www.geerthofstede.nl/

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-305-309

МОББИНГ -ДЕСТРУКЦИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Новикова Г.А.1, Новикова Л.А.2

ЮЯСГО: 0000-0003-1298-4214, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация

ЮЯСГО: 0000-0002-1958-0266, ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», г. Архангельск, Российская Федерация

В статье рассмотрен моббинг на основе межличностных отношений, приводящий к разрушению трудового коллектива. Описаны признаки моббинга; представлена модель моббинг-процесса; раскрыты методы и техники моббинга. Предложены направления превенции моббинга.

Ключевые слова: трудовой коллектив; моббинг; деструкция.

MOBBING -DESTRUCTION OF THE LABOR COLLECTIVE

Novikova G.A.1, Novikova L.A.2

1ORCID: 0000-0003-1298-4214, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation 2ORCID: 0000-0002-1958-0266, Arkhangelsk medical College, Arkhangelsk, Russian Federation

The article considers mobbing on the basis of interpersonal relations, leading to the destruction of the labor collective. Description of the signs of mobbing; a model of the mobbing process is presented; methods and techniques of mobbing are revealed. Proposed directions for the prevention of mobbing.

Keywords: labor collective; mobbing; destruction.

Образовательная среда (школа, колледж, вуз) является зоной особой ответственности, требующей пристального внимания в аспекте психологической безопасности [2]. Наиболее распространенный вид психологического насилия в образовательной среде — моббинг, выражающийся в насильственном влиянии, нарушении личной неприкосновенности, притеснении и беззаконии [1]. Моббинг вошел в психиатрические справочники как синдром, включающий травлю и оскорбления сотрудника на рабочей месте с целью вынуждения к увольнению; условиями возникновения моббинга в коллективе является низкая корпоративная культура и неэффективный менеджмент [4].

С целью изучения особенностей моббинга, как деструкции трудового коллектива, проведен анализ данных российских исследований, использован клинико-психопатологический метод, включающий опрос и наблюдение, анализ субъективного и объективного анамнеза коллективов.

Деструкция трудового коллектива представляет собой разрушение, расслоение социальной общности, осуществляющей трудовые

отношения. Анализ данных показал, что деструкция трудового коллектива, как и возникновение самого моббинга, происходит по вине одного человека - моббера - агрессора, заражающий весь коллектив психологическим террором [3].

Моббинг, как процесс возникает в результате конфронтации моббера с потенциальной жертвой, распространяясь, начинает заражать все новых и новых членов трудового коллектива, которые выступают в качестве оппонентов на стороне моббера - креатуры. Их можно охарактеризовать как психологически ослабленных, эмоционально неустойчивых, восприимчивых к манипуляцион-ным играм моббера. Первые признаки моббинга выражаются в отказе от общения сотрудников с жертвой; вторичные признаки (все они направлены на подрыв авторитета жертвы, дестабилизацию психологического состояния) весьма разнообразны это могут быть: скрытие информации от жертвы; прилюдное уничижение моббером или другими оппонентами; обсуждение жертвы; постоянный контроль со стороны; высказывание о некомпетентности; увеличение объема трудовых заданий; распространение информации несоответствующей действительности; акцентирование на внешнем виде и т.д.

При моббинг-процессе происходит нарушение естественного баланса коллектива, его целостности, данный процесс можно представить в виде этапов: I этап - скрытый период, характеризуется усиленней внутренней конфронтации моббера, изменением его психического состояния, повышением конфликтогенности; II этап - период разрастания конфликта, характеризуется выявлением конфликтного потенциала, отбором и обработкой (индивидуальной или групповой) оппонентов из числа сотрудников коллектива, внушением личной неприязни к жертве; III этап - период открытых действий моббера и оппонентов, характеризуется обострением конфликтной ситуации к жертве, информационной войной, активным психологическим террором. В случае не достижения цели на определенном этапе, моббер возвращается на предшествующий, и процесс запускается вновь.

Моббер, с целью усиления конфронтации к жертве, активно использует следующие методы и техники воздействия на коллектив: целенаправленное дезинформирование, пропагандистское воздействие, статусная манипуляция, логические ошибки, психофизиологическое воздействие, провокация, навязывание мыслей, фабрикация фактов, намеки, недосказанность, введение в заблуждение, иллюзия выбора, косвенное воздействие с использованием трюизмов, невербальные приемы, логико-психологические уловки, комментирование, убеждение, внушение и т.д.

Нами предложены направления превенции моббинга: профилактика психологического насилия в трудовом коллективе; правовое информирование коллектива об ответственности за участие в трудовом психологическом терроре; установление истинного агрессора из числа сотрудников коллектива; дезактивация вирулентного агрессора с помощью административных средств, а при отсутствии результатов обращение жертвы в надзорные инстанции; установление внешнего руководства коллективом.

Таким образом, моббинг неминуемо приводит к деструкции, т.е. разрушению трудового коллектива, постоянные распри, ущемление позиции жертвы приводит к деградации трудовых отношений, что в целом приводит к снижению производительности труда, обострению психогенных заболеваний у участников моббинг-процесса. При первых признаках моббинга необходимо принимать меры превентивною характера, направленные на дезактивацию вирулентного агрессора, восстановление целостности трудового коллектива за счет внешнего руководства, как вариант эргономичного выхода из сложившийся ситуации.

Список литературы

1. Волков E.H. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2002. №1. С. 84—95.

2. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Психологическое насилие в образовательной среде как фактор нарушения здоровья преподавателей // Горизонты зрелости: сборник научных статей; ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова, 2015. С. 134-139.

3. Новикова Г.А., Новикова JI.А. Психологическое насилие в трудовом коллективе // Современное исследование социальных проблем. 2017. Т. 8, №2-2. С. 172-175.

4. Сидоров П.И. Синдром моббинга: ментальная экология деструктивного профессиогенеза// Экология человека. 2013. № 6. С. 33-42.

5. Петросянц В.Р. Психологическая безопасность и защищенность от психологического насилия в образовательной среде // Вестник Коми государственного педагогического института. 2010. №8. С. 109-115.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-309-312

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Пархоменко МЛ.

ORCID: 0000-0002-1365-1676, Детский клуб «Я сам», г. Пенза, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются особенности социализации младших школьников. Развитие детей с нарушением интеллекта отличается от их нормально развивающихся сверстников. Формирование коммуникативных навыков положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением интеллекта в социальную среду.

Ключевые слова: социализация; коммуникация; развитие; социальная среда; дети; младшие школьники; нарушение интеллекта.

SOCIALIZATION OF PUPILS WITH INTELLIGENCE DISABILITIES

Parhomenko M.A.

ORCID: 0000-0002-1365-1676, Kids Club "I myself', Penza, Russian Federation

This article discusses the features of the socialization of pupil. The development of children with impaired intelligence different from normally

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.