Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ'

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / АДДИКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романовская В. Г.

В статье с опорой на совместную продуктивную деятельность задается необходимость психологического обоснования эффективных направлений профилактики и преодоления непродуктивных жизненных стратегий современного юношества, в частности, развития реабилитационного потенциала наркозависимых. Исследование проводилось с целью выявления психологических условий, оптимизирующих формирование у участников проектной деятельности коммуникативной компетентности, проявляющейся в процессе разработки замысла и создания социальной рекламы. Подготовка зависимых юношей к возможности взять на себя позицию автора социальной рекламы с целью вступить друг с другом в коммуникацию для успешного группового взаимодействия станет одним из эффективных направлений в реабилитации зависимости. Материалы и методы, применяемые в исследовании: авторский опросник «Готовность к групповой проектной деятельности», экспертная оценка качества образцов социальной рекламы, дискурс-анализ результатов анализа социальной рекламы; наблюдение за вербальным и невербальными проявлениями процесса коммуникативной компетентности, проект психологического сопровождения «Социальная реклама». Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, говорят о том, что зафиксированный низкий уровень готовности к участию в проектной деятельности, который отражается не только в оценке собственных способностей, но и низком уровне коммуникативной компетентности, можно совершенствовать через становление готовности к проектному взаимодействию на примере частного вида проекта - создания социальной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романовская В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING FOR EDUCATIONAL WORK WITH A CONTINGENT OF DRUG ADDICTED YOUNG PEOPLE ON THE BASIS OF THEIR INCLUSION IN THE GROUP PROJECT ACTIVITY TO CREATE SOCIAL ADVERTISING

The article, based on joint productive activity, sets the need for psychological justification of effective directions of prevention and overcoming unproductive life strategies of modern youth, in particular, the development of the rehabilitation potential of drug addicts. The study was conducted in order to identify psychological conditions that optimize the formation of communicative competence among project participants, which manifests itself in the process of developing a plan and creating social advertising. The preparation of addicted young men for the opportunity to take on the position of the author of social advertising in order to enter into communication with each other for successful group interaction will become one of the effective directions in the rehabilitation of addiction. Materials and methods used in the study: the author’s questionnaire «Readiness for group project activity», expert assessment of the quality of samples of social advertising, discourse analysis of the results of the analysis of social advertising; observation of verbal and nonverbal manifestations of the process of communicative competence, psychological support project «Social advertising». The results obtained in the course of the study suggest that the fixed low level of readiness to participate in project activities, which is reflected not only in the assessment of own abilities, but also in a low level of communicative competence, can be improved through the formation of readiness for project interaction on the example of a particular type of project - the creation of social advertising.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ»

DOI 10.26105/SSPU.2022.76.1.016 УДК 159.9:316.6 ББК 88.501

В.Г. РОМАНОВСКАЯ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

V.G. ROMANOVSKAYA REASONING FOR EDUCATIONAL WORK

WITH A CONTINGENT OF DRUG ADDICTED YOUNG PEOPLE ON THE BASIS OF THEIR INCLUSION IN THE GROUP PROJECT ACTIVITY TO CREATE SOCIAL ADVERTISING

В статье с опорой на совместную продуктивную деятельность задается необходимость психологического обоснования эффективных направлений профилактики и преодоления непродуктивных жизненных стратегий современного юношества, в частности, развития реабилитационного потенциала наркозависимых. Исследование проводилось с целью выявления психологических условий, оптимизирующих формирование у участников проектной деятельности коммуникативной компетентности, проявляющейся в процессе разработки замысла и создания социальной рекламы. Подготовка зависимых юношей к возможности взять на себя позицию автора социальной рекламы с целью вступить друг с другом в коммуникацию для успешного группового взаимодействия станет одним из эффективных направлений в реабилитации зависимости. Материалы и методы, применяемые в исследовании: авторский опросник «Готовность к групповой проектной деятельности», экспертная оценка качества образцов социальной рекламы, дискурс-анализ результатов анализа социальной рекламы; наблюдение за вербальным и невербальными проявлениями процесса коммуникативной компетентности, проект психологического сопровождения «Социальная реклама». Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, говорят о том, что зафиксированный низкий уровень готовности к участию в проектной деятельности, который отражается не только в оценке собственных способностей, но и низком уровне коммуникативной компетентности, можно совершенствовать через становление готовности к проектному взаимодействию на примере частного вида проекта — создания социальной рекламы.

The article, based on joint productive activity, sets the need for psychological justification of effective directions of prevention and overcoming unproductive life strategies of modern youth, in particular, the development of the rehabilitation potential of drug addicts. The study was conducted in order to identify psychological conditions that optimize the formation of communicative competence among project participants, which manifests itself in the process of developing a plan and creating social advertising. The preparation of addicted young men for the opportunity to take on the position of the author of social advertising in order to enter into communication with each other for successful group interaction will become one of the effective directions in the

rehabilitation of addiction. Materials and methods used in the study: the author's questionnaire «Readiness for group project activity», expert assessment of the quality of samples of social advertising, discourse analysis of the results of the analysis of social advertising; observation of verbal and nonverbal manifestations of the process of communicative competence, psychological support project «Social advertising». The results obtained in the course of the study suggest that the fixed low level of readiness to participate in project activities, which is reflected not only in the assessment of own abilities, but also in a low level of communicative competence, can be improved through the formation of readiness for project interaction on the example of a particular type of project — the creation of social advertising.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: юноши, аддикция, психологическое сопровождение, групповая проектная деятельность, готовность к взаимодействию, коммуникативная компетентность, социальная реклама.

KEY WORDS: adolescents, addiction, psychological support, group project activities, readiness for interaction, communicative competence, social advertising.

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время весьма актуальным является психологическое обоснование направлений воспитательной работы подростков и юношей с учетом особенностей социокультурной ситуации их взросления. Ориентировка на принципы деятель-ностного подхода предполагает необходимость моделировать такие психологические условия, которые поддержат становление ведущей деятельности и, в ее контексте, развитие основных личностных новообразований.

Подготовка зависимых юношей к возможности взять на себя позицию автора социальной рекламы с целью вступить друг с другом в коммуникацию для успешного группового взаимодействия может стать одним из направлений работы с высокой эффективностью в реабилитации зависимости [9].

Как известно, в работах отечественных психологов, таких как Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельд-штейн ведущей деятельностью подростков и юношей выступает деятельность общения с ровесниками, содержанием которой является формирование планов на будущее, поиск способов самореализации в социальной и культурно-значимой практике [1,8,10].

Поиск таких видов социально и культурно значимой практики, в контексте которой динамично оформлялись бы ведущие новообразования подросткового и юношеского возраста, позволили нам обосновать гипотезу о значении такой деятельности, как создание социальной рекламы для организации психологических условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности в подростковом и юношеском возрастах.

Успешность применения такой социально и культурно значимой практики в качестве воспитательной стратегии предопределяется двумя уровнями коммуникации, которая обслуживает достойный результат ее воплощения в форме видеорекламы и плакатов, обращенных к жителям города. На макроуровне это коммуникация группы создателей рекламы с горожанами, на микроуровне — коммуникация участников групповой деятельности по ее созданию [11].

Это предположение было также обосновано предварительной серией изучения готовности респондентов к реализации способов коммуникативной компетентности, а также к готовности и участию в какой— либо созидательной совместной деятельности в форме проекта.

ЦЕЛЬЮ СТАТЬИ является описание психологических условий, оптимизирующих формирование у участников проектной деятельности коммуникативной компетентности, проявляющейся в процессе разработки замысла и создания социальной рекламы (видеоматериалов, буклетов, плакатов, памяток для демонстрации в цифровой среде). Объектом выступают психологические компетентности подростков и юношей, позволяющие опти-

мизировать реабилитационный процесс наркозависимых. В качестве предмета исследования мы определили динамику развития форм коммуникации в совместной продуктивной деятельности как условие развития реабилитационного потенциала.

Гипотеза: предполагается, что формирование готовности и способности участников к продуктивному взаимодействию в форме совместной продуктивной деятельности позволит преодолевать недостатки коммуникативной компетентности, препятствующие их социальной адаптации в макро— и микроситуациях жизнедеятельности, связанной с наркотизацией.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ на разных этапах исследования.

Характеристика групп испытуемых.

1) Контрольная группа (КГ): подростки и юноши высших и среднеспециальных общеобразовательных учреждений, не имеющие статус наркозависимых. Возраст— 16-20 лет; Количество — 15 человек.

2) Экспериментальная группа (ЭГ): подростки и юноши, проходящие лечение в рамках наркологического стационара закрытого типа, имеющие статус наркозависимых. Возраст — 15-20 лет. Количество — 15 человек.

Этапы исследования:

1 Констатирующий этап. Претестовая диагностика. Перечень используемых методик: авторский опросник «Готовность к групповой проектной деятельности» (опросник апробирован и валидизирован в предыдущих исследованиях) [6]; экспертная оценка качества образцов социальной рекламы (оценка СР происходила респондентами по заданным критериям; с помощью дискурс-анализа проводился анализ лексико-семантическй структуры текста; для определения уровня коммуникативной компетентности осуществлялось ранжирование уровней высказываний по формальным и содержательным характеристикам социальной рекламы на основе условных баллов от низкого до высокого: низкий — 1 балл., средний, ближе к низкому — 2 балла, средний — 3 балла, ближе к высокому — 4 балла, высокий — 5баллов).

2. Развивающий этап. Развивающая часть исследования была выполнена на базе региональной общественной организации «Чистый путь», г. Сургут. Разработка и реализация программы психологического сопровождения по созданию социальной рекламы. Реализуемая программа направлена на формирование у подростков и юношей коммуникативной компетентности, проявляющейся в сочетании форм устного и письменного общения в процессе совместной деятельности по созданию видеоматериалов (блогов, выполняющих функцию социальной рекламы) для демонстрации в интернет-пространстве, молодежных конкурсах и пр., в контексте реализации программы развивающих занятий, влияющих на решение возрастных задач изменения уровней социальной и личностной зрелости. Разработанная программа состоит из 12 занятий длительностью по 2-2,5 часа. Блоки разделены на 3 части: оценочный этап; поисковый этап; этап реализации замысла социальной рекламы. На каждом этапе выделены основная тема, форма организации, психологическая задача, учебная задача, основные типы заданий. Итогом каждого блока занятий является создание социальной рекламы респондентами с учетом распределение ролевых позиций: организатор, исполнитель, рефлексирующий.

3. Констатирующий этап. Посттестовая диагностика. Перечень используемых методик: авторский опросник «Готовность к групповой проектной деятельности»; экспертная оценка качества образцов социальной рекламы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Констатирующий этап. Приведем сопоставительные данные (таблица 1, 2) о готовности к совместной продуктивной деятельности, а также об уровне коммуникативной компетентности юношей в КГ и ЭГ.

Таблица 1. Готовность к совместной деятельности

Респонденты Уровни

Низкий Средний Высокий

КГ 4% 28% 68%

ЭГ 52% 40% 8%

Уровень готовности к совместной деятельности. Мы можем видеть, что у лиц, не имеющих статуса наркозависимости, 68% представляют высокий уровень готовности, 28% — средний и всего 4% — низкий. У лиц, находящихся на лечении по преодолению химической зависимости, наименьшее представление имеет высокий уровень, лишь 8%, средний уровень занимает практически половину респондентов — 40% и преимущественно представлен низкий уровень готовности к совместной продуктивной деятельности — 52%. Такие результаты, прежде всего, свидетельствуют о низкой проактивной направленности реабилитируемых респондентов, что выступает зоной ближайшего развития для построения программ психологического сопровождения.

Таблица 2. Уровень коммуникативной компетентности

Респонденты Уровень

Низкий Близко к среднему Средний Близко к высокому Высокий

КГ 0 4% 12% 44% 28%

ЭГ 32% 36% 32% 0 0

Уровень коммуникативной компетентности: в КГ высокий уровень встречается в 28% случаях, близко к высокому у 42%, средний уровень отмечается у 12%, близко к среднему лишь у 4%, низкого уровня коммуникативной компетентности не наблюдается ни у кого. В ЭГ мы можем видеть перекос в сторону низких уровней коммуникативной компетентности, а именно: средний уровень является в этой группе — 32%, близко к среднему уровню — 36% и низкий уровень составляет 32% респондентов. Такие результаты напрямую отражают не только уровень коммуникативной активности респондентов двух групп, но и особенности мыслительной деятельности, прогностической стороны ментальных процессов и функции планирования, отраженные в речевой деятельности. Как показывают результаты, в случае аддиктов, для успешной социализации, повышения реабилитационного потенциала и успешного прохождения процесса лечения необходимо повышать когнитивный компонент готовности к совместной деятельности, а также сопровождать и более высокие уровни речевого взаимодействия с целью консолидации подростково-юношеского сообщества [6].

Как видно из таблиц 1,2, группа респондентов, находящихся на реабилитации, страдает низкими показателями продуктивной коммуникации и готовности к совместной деятельности созидательного направления. Это еще раз подтверждает, что коммуникативная компетентность, обслуживающая групповую проектную деятельность просоциального содержания, может выступать адекватным воспитательным направлением в реабилитационных программах. В последующих публикациях будут представлены результаты развивающей серии занятий и их влияние на группу нормы и группу с химическими зависимостями.

Развивающий этап. Предложенный проект психологического сопровождения был направлен на сопровождение новообразований, возникающих в контексте общения между участниками проектного взаимодействия. Программа психологического сопровождения по созданию социальной рекламы, основана на совместной продуктивной деятельности как способа организующей и планирующей функции речи и соответственно мышления, как основы высоких уровней коммуникативной компетентности. Разработанный проект обеспечивает обслуживающую возможность участия в просоциальных проектных взаимо-

действиях лиц, преодолевающих химическую зависимость при прохождении программы лечения в реабилитационном центре. Основная задача такого взаимодействия заключается в создании сензитивных условий с целью подготовки участников к наиболее высоким уровням взаимодействия в групповой деятельности по созданию социальной рекламы [5].

Созданные условия для совместной деятельности будут обозначаться нами как проектная деятельность, в силу создания и разработки замысла, а затем его реализации. При разработке программы сопровождения развития коммуникативной компетентности участников важно обращать внимание на то, чтобы описание эскиза социальной рекламы превращалось в организационно-деятельностную схему по ее достижению.

Именно поэтому необходимо обеспечить поддержку перевода речевых оборотов, позволяющих описывать замысел социальной рекламы, в процессы операционально-технических схем. С этой целью уместно каждого участника проектной деятельности ставить в позицию организатора групповой работы.

Апробация цикла занятий, завершающихся разработкой совместных продуктов деятельности в форме социальной рекламы, позволила сформулировать ряд требований в создаваемых психологических условиях [2].

Контрольный этап. Представим сопоставительные данные (таблица 3,4) о готовности к совместной продуктивной деятельности, а также об уровне коммуникативной компетентности юношей в ЭГ, после проведенного цикла развивающих занятий, по сравнению с претестовой диагностикой.

Таблица 3. Готовность к совместной деятельности

Респонденты Уровень

Низкий Средний Высокий

ЭГ. Пре-тест 52% 40% 8%

ЭГ. Пост-тест 10% 66% 24%

По показателю готовности к совместной продуктивной деятельности можно говорить о положительной динамике и повышении уровня готовности к совместной деятельности после прохождения цикла развивающих занятий с применением совместной продуктивной деятельности. Стоит отметить, что в наибольшей мере повышается когнитивный компонент готовности к совместной деятельности. Юноши, имеющие статус наркозависимых, научаются видеть замысел автора, а также формировать собственные идеи при создании социального продукта совместной деятельности.

Таблица 4. Уровень коммуникативной компетентности

Уровень

Низкий Близко к среднему Средний Близко к высокому Высокий

ЭГ. Претест 32% 36% 32% 0 0

ЭГ. Посттест 0% 62% 30% 8% 0

Уровень коммуникативной компетентности также трансформируется от более низких уровней к более высоким, несмотря на то, что результаты имеют среднюю динамику, значимость полученных различий также подтверждается математически (Таблица 5). Важным является то, что апробированный проект психологического сопровождения на основе развития коммуникативной компетентности в процессе создания продукта социальной рекламы помог респондентам перейти от низкого уровня коммуникативной активности к среднему и близко к среднему, что говорит о возможных стратегиях преодоления дефицита общения, обслуживающего становление реабилитационного потенциала на микроуровне развития

зависимых респондентов, что, так или иначе, опосредует деятельность, направленную на преодоление статуса наркозависимости.

Для подсчета статистической значимости полученных данных, по критерию средних величин по ^ критерию Стьюдента, присваивались баллы по каждой методике (методика «Готовность к совместной деятельности», шкалы: 3б.— высокий, 2б.— средний, 1б.— низкий; оценка уровня коммуникативной компетентности, шкалы: 5б.— высокий, 4б.— близко к высокому, 3б.— средний, 2б.— близко к среднему, 1б.— низкий) каждому респонденту. Полученные результаты представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Математический анализ полученных данных

Респонденты Уровень готовности к совместной деятельности (средний балл) Значимость полученных результатов (критерий Стьюдента) Уровень коммуникативной компетентности (средний балл) Значимость полученных результатов (критерий Стьюдента)

Претест Посттест Претест Посттест

ЭГ 1,8 2,5 tЭмп= 11,3, находится в зоне значимости, при р<0.05 = 2,26, при р<0.01 =3,25 1,4 2,4 tЭмп= 7,1, находится в зоне значимости, при р<0.05 = 2,26, при р<0.01 =3,25

Таким образом, анализ результатов исследования дает основания подтвердить предположение о том, что отсутствие или низкий уровень опыта участия в групповой деятельности, наличие коморбидных изменений психики при приеме психоактивных веществ, низкий уровень коммуникативной компетентности и эгоцентрическая направленность личности в диалоге выступает одновременно и причиной, и следствием низкой готовности к продуктивному взаимодействию у юношей с химической зависимостью, включенных в программу реабилитации в связи с болезненным употреблением психоактивных веществ.

Реализация программы психологического сопровождения, контрольный и констатирующий этапы показали, что в зависимости от преморбидных особенностей и коморбидных черт в ситуации боления отмечается динамика повышения коммуникативной компетентности юношей, которая подтверждена статистически.

Важно делать акцент на том, чтобы описание эскиза социальной рекламы превращалось в организационно-деятельностную схему по ее достижению; необходимо обеспечить поддержку перевода речевых оборотов, позволяющих описывать замысел социальной рекламы, в процессы операционально-технических схем; каждого участника проектной деятельности необходимо ставить в позицию организатора, рефлексирующего участника групповой работы и исполнителя [4].

Умение распределять групповые обязанности и контролировать реализацию общегрупповых замыслов, осуществлять рефлексию связи продуктов деятельности с особенностями процесса его достижения, совершенствовать индивидуальную и групповую деятельность на основе развернутых и корректных высказываний в группе, повышение качества взаимодействия в группе на основе формирования приемов активного слушания, выявления позиции собеседника, эмпатии, вариативности выражения своей позиции, профилактике несодержательных конфликтов — все это и выступает важнейшими достижениями участников и служит продуктивной оптимизацией реабилитационного потенциала наркозависимых, находящихся на лечении в условиях реабилитационного центра.

Совместная продуктивная деятельность, ориентированная на создание таких проектных продуктов как социальная реклама, может выступать условием для продуктивного содержательного полилога между участниками проектной деятельности и возникнове-

ния новообразований в личности участников проектного взаимодействия. Само по себе групповое взаимодействие, его качественная составляющая является одним из критериев успешного преодоления кризиса вхождения в группу, кризиса ресоциализации, кризиса самоидентификации с группой зависимых в условия оценки реабилитационного потенциала [3,7].

ВЫВОДЫ. В современной ситуации развития подростков, юношества актуальным является поиск направлений, позволяющих сопровождать становление важнейших возрастных новообразований, в том числе таких из них, которые предопределяют готовность к продуктивной кооперации на всех этапах реализации масштабной групповой деятельности по достижению культурно и социально значимых продуктов.

Психологическая программа сопровождения по разработке социальной рекламы предполагает определение формы организации занятия, формирование темы, постановки психологической и учебной задачи для участников проекта, а также определение содержательной части занятия и практико-применимых методов работы. Создание продуктов социальной рекламы в специально-организованных условиях способствует формированию у участников проектной деятельности коммуникативной компетентности, проявляющейся в сочетании форм реального (вербальное, невербальное) общения в процессе совместной деятельности по созданию видеоматериалов, плакатов, памяток, брошюр (выполняющих функцию социальной рекламы), с целью демонстрации в интернет-пространстве на основе реализации программы развивающих занятий, влияющих на решение возрастных задач в рамках изменения уровней социальной и личностной зрелости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения. Учебник и практикум: 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2020. 272 с.

2. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // Материалы участников V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Т. 1. М.: Российское психологическое общество, 2012. С. 1-17.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: УРАО, 2000. 128 с.

4. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. М., Т. 5. № 2, 2016 г. С. 5-10.

5. Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения: монография / под ред. В.Б. Хозиева и др. Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. 284 с.

6. Романовская В.Г. Готовность быть участником проектного взаимодействия подростков и юношества группы нормы и группы с химическими аддикциями // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПБ., № 200, 2021. С. 216-224.

7. Романовская В.Г. Развитие коммуникативной компетентности подростков в условиях совместной деятельности по созданию социально-значимых видеоматериалов в интернет пространстве // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: материалы Международной научно-практической конференции (выпуск 2). Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2020. С. 695-700.

8. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: МОДЭК, 2008. 208 с.

9. Шибаева Л.В. К проблеме поиска направлений исследования «трудного детства и подростни-чества» на основе интеграции принципов изучения «психогенеза» и «персоногенеза» // Северный регион. № 2(14). 2015. С. 27-35.

10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 360 с.

11. Zee E.H., Analysis of a student-generated inquiry discussion // International Journal of Science Education. Taiwan, 2000. № 22. P. 115-142.

REFERENCES

1. Zhukov YU.M., Petrovskaya L.A. Social'nye kommunikacii. Psihologiya obshcheniya. Uchebnik i praktikum [Social communications. Psychology of communication. Textbook and workshop]. 2-e izd., per. i dop. M.: YUrajt, 2020. 272 s. (In Russian).

2. Zimnyaya I.A. Kommunikativnaya kompetentnost': psihologicheskaya harakteristika [Communicative competence: psychological characteristics] // Materialy uchastnikov V s»ezda Obshcherossijskoj obsh-chestvennoj organizacii «Rossijskoe psihologicheskoe obshchestvo». T.1. M.: Rossijskoe psihologich-eskoe obshchestvo, 2012. S. 1-17. (In Russian).

3. Lyaudis V.YA. Metodika prepodavaniya psikhologii: uchebnoe posobie [Methods of teaching psychology: textbook]. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo URAO, 2000. 128 s. (In Russian).

4. Polivanova K.N. Detstvo vmenyayushchemsya mire [Childhood in a Changing World] // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. M. T. 5. № 2. 2016. S. 5-10. (In Russian).

5. Proektnaya forma obucheniya: opyt sozdaniya, issledovaniya iprimeneniya: monografiya [Project form of education: experience of creation, research and application: monograph] / pod red. V.B. Khozieva i dr. Surgut: ITS SuRGU, 2014. 284 s. (In Russian).

6. Romanovskaya V.G. Gotovnost' byt' uchastnikom proektnogo vzaimodeistviya podrostkov i yunosh-estva gruppy normy i gruppy s khimicheskimi addiktsiyami [Willingness to be a participant in the project interaction of adolescents and youth of the norm group and the group with chemical addictions] // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. SPB. № 200, 2021. S.216-224. (In Russian).

7. Romanovskaya V.G. Razvitie kommunikativnoi kompetentnosti podrostkov v usloviyakh sovmestnoi deyatel'nosti po sozdaniyu sotsial'no-znachimykh videomaterialov v internet prostranstve [Development of the communicative competence of adolescents in the context of joint activities to create socially significant video materials in the Internet space] // Sever i molodezh': zdorov'e, obrazovanie, kar'era: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (vypusk 2). Khanty-Mansiisk: YUGU, 2020. S.695-700. (In Russian).

8. Fel'dshtein D.I. Trudnyipodrostok [Difficult teenager]. M.: MODEHK, 2008. 208 s. (In Russian).

9. Shibaeva L.V. Kprobleme poiska napravlenii issledovaniya «trudnogo detstva i podrostnichestva» na osnove integratsii printsipov izucheniya «psikhogeneza» i «personogeneza» [On the problem of finding directions for researching «difficult childhood and adolescence» based on the integration of the principles of studying «psychogenesis» and «personogenesis»] // Severnyi region. № 2(14). S. 27-35. (In Russian).

10. Ehl'konin D. B. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshikh podrostkov [Age and individual characteristics of younger adolescents]. M.: Prosveshchenie, 1967. 360 s. (In Russian).

11. Zee E. H., Analysis of a student-generated inquiry discussion // International Journal of Science Education. Taiwan, 2000. № 22. P. 115-142. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.