Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ'

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ФУТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Спирин М.П., Коновалов В.В.

Цель исследования - обосновать рациональные схемы применения интерактивных средств обучения на этапе начальной подготовки спортсменов на примере футбола. Методика и организация исследования. По замыслу исследования на 1-м этапе обобщены основные аспекты использования информационных технологий в системе подготовки резерва в спортивных играх. На 2-м этапе в ходе 10-месячного педагогического эксперимента с участием двух групп спортсменов по 20 чел. (8-9-летние мальчики, стаж занятий два года; в начале эксперимента отсутствовали достоверные различия в показателях) выявляли схемы применения интерактивных средств обучения в недельных циклах подготовки спортсменов. Результаты исследования и выводы. В рамках педагогического эксперимента обоснованы оптимальные схемы применения мультимедийных средств обучения в недельных циклах подготовки 8-9-летних спортсменов, обеспечивающих повышение когнитивных способностей, технического мастерства и психофизиологических качеств. Установлено, что 8-9-летним спортсменам рекомендуется применять интерактивные учебники три раза в неделю в начале занятия (длительность до 15 мин); данная схема использования интерактивных программ в комплексе с традиционными тренировочными средствами обеспечивает статистический рост показателей технического мастерства, распределения внимания и когнитивных способностей. Работу с учебниками должен контролировать и сопровождать тренер; объем осваиваемого материала обусловлен требованиями Федерального стандарта по виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Спирин М.П., Коновалов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ»

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

УДК/UDC 796.33

Поступила в редакцию 15.04.2023 г.

Информация для связи с автором: maksimenko 76@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор И.Г. Максименко1- 2 Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Максименко3 Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Спирин1 В.В. Коновалов1 1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область

3Луганский государственный аграрный университет, Луганск

SUBSTANTIATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TOOLS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING IN SPORTS GAMES

Dr. Hab., Professor I.G. Maksimenko1- 2 Dr. Hab., Professor G.N. Maksimenko3

PhD, Associate Professor M.P. Spirin1 V.V. Konovalov1

1Belgorod State National Research University, Belgorod

2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region 3Luhansk Voroshilov State Agricultural University, Luhansk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

18

Аннотация

Цель исследования - обосновать рациональные схемы применения интерактивных средств обучения на этапе начальной подготовки спортсменов на примере футбола.

Методика и организация исследования. По замыслу исследования на 1-м этапе обобщены основные аспекты использования информационных технологий в системе подготовки резерва в спортивных играх. На 2-м этапе в ходе 10-месячного педагогического эксперимента с участием двух групп спортсменов по 20 чел. (8-9-летние мальчики, стаж занятий два года; в начале эксперимента отсутствовали достоверные различия в показателях) выявляли схемы применения интерактивных средств обучения в недельных циклах подготовки спортсменов.

Результаты исследования и выводы. В рамках педагогического эксперимента обоснованы оптимальные схемы применения мультимедийных средств обучения в недельных циклах подготовки 8-9-летних спортсменов, обеспечивающих повышение когнитивных способностей, технического мастерства и психофизиологических качеств. Установлено, что 8-9-летним спортсменам рекомендуется применять интерактивные учебники три раза в неделю в начале занятия (длительность до 15 мин); данная схема использования интерактивных программ в комплексе с традиционными тренировочными средствами обеспечивает статистический рост показателей технического мастерства, распределения внимания и когнитивных способностей. Работу с учебниками должен контролировать и сопровождать тренер; объем осваиваемого материала обусловлен требованиями Федерального стандарта по виду спорта.

Ключевые слова: интерактивный учебник, когнитивные способности, спортивные игры, футболисты.

Abstract

Objective of the study was to substantiate rational schemes for the use of interactive teaching aids at the stage of initial training of athletes using the example of football.

Methods and structure of the study. According to the idea of the study, at the 1st stage, the main aspects of the use of information technologies in the system of reserve training in sports games are summarized. At the 2nd stage, during a 10-month pedagogical experiment with the participation of two groups of athletes, 20 people each. (8-9-year-old boys, two years of training experience; at the beginning of the experiment, there were no significant differences in indicators) revealed patterns of using interactive teaching aids in weekly training cycles for athletes.

Results and conclusions. Within the framework of the pedagogical experiment, the optimal schemes for the use of multimedia teaching aids in weekly training cycles of 8-9-year-old athletes are substantiated, which provide an increase in cognitive abilities, technical skills and psychophysiological qualities. It has been established that 8-9-year-old athletes are recommended to use interactive textbooks three times a week at the beginning of a lesson (duration up to 15 minutes); this scheme of using interactive programs in combination with traditional training means provides a statistical increase in indicators of technical skill, distribution of attention and cognitive abilities. Work with textbooks should be supervised and accompanied by a trainer; the volume of mastered material is determined by the requirements of the Federal standard for the sport.

Keywords: interactive textbook, cognitive abilities, sports games, football players.

Введение. Одним из путей повышения эффективности многолетней подготовки резерва в спортивных играх является необходимость применения мультимедийных обучающих программ [1-3], разработанных с учетом инновационных технологий, обеспечивающих реализацию принципов когнитивной тренировки.

Цель исследования - обосновать рациональные схемы применения интерактивных средств обучения на этапе начальной подготовки спортсменов на примере футбола.

Методика и организация исследования. По замыслу исследования на 1-м этапе обобщены основные аспекты ис-

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

Показатели активности восприятия информации 8-9-летними спортсменами (n=20)

Временные отрезки, мин Показатели активности восприятия информации детьми

Границы изменений показателей Энерготраты, ккал

ЧСС, уд-мин1 КСП, усл. ед.

min max min max x m

0 - 15 90,0±6,2 107,3±5,9 42,5±3,8 60,4±3,3 35,4 2,1

15 - 30 79,9±4,5 92,8±5,7 32,8±3,7 41,3±3,0 22,4 1,7

30 - 45 75,4±3,6 84,1±4,7 20,8±2,9 26,1±3,1 17,0 1,6

пользования информационных технологий в системе подготовки резерва в спортивных играх. На 2-м этапе в ходе 10-месячного педагогического эксперимента с участием двух групп спортсменов по 20 чел. (8-9-летние мальчики, стаж занятий два года; в начале эксперимента отсутствовали достоверные различия в показателях) выявляли схемы применения интерактивных средств обучения в недельных циклах подготовки спортсменов.

На основе теоретического анализа информационных источников по теме исследования выделено два аспекта применения интерактивных технологий на 1-3-м этапах многолетней подготовки в спортивных играх:

• использование интерактивных учебников с целью повышения качества обучения технике, тактике избранного вида спорта и повышения когнитивных способностей спортсменов. Акценты делаются на использовании визуализации образов, идеомоторной тренировке и совмещенном развитии когнитивных способностей и освоении техники;

• управление тренировочным процессом на основе определения реакций организма спортсмена на разные нагрузки с помощью автоматизированных программ: регистрация и анализ характеристик внутренней стороны нагрузки, обеспечивающие реализацию на практике индивидуального подхода к построению занятий.

Для решения задач исследования применяли электронный учебник И. Г. Максименко «Основы отбора, обучения и тренировки футболистов», включающий теоретическую (интерактивный материал по обучению технике, тактике и развитию двигательных качеств) и тестовую (тесты для оценки знаний) составляющие.

В ходе первой части эксперимента (длительностью два месяца) определяли временные отрезки наиболее активного восприятия 8-9-летними футболистами материала учебника (см. таблицу): два раза в неделю проводили 45-минутные занятия с учебником на планшетах, разделяя их на 15-минутные отрезки. При этом фиксировали величины ЧСС, КСП и энерготрат (на основе Polar Team System и прибора измерения КСП). Выявили, что наиболее активно материал воспринимается детьми в течение первых 15 минут каждого занятия, когда проявляется их повышенная умственная активность и мобилизация психической работоспособности.

В процессе второго восьмимесячного эксперимента обосновывали схемы применения учебника в недельном цикле 8-9-летних футболистов. Спортсмены контрольной и экспериментальной групп занимались четыре раза в неделю по типовой для ДЮСШ программе по 70-90 мин. Футболисты из экспериментальной группы три раза в неделю в начале занятия в течение 15-минут работали с учебником на планшетах под руководством тренера. В начале и в конце эксперимента провели тестирование технической подготовленности, показателей распределения и устойчивости внимания, а также оценивали уровень элементарных теоретических знаний.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце эксперимента было зафиксировано достоверное преимуще-

ство (p<0,05) спортсменов экспериментальной группы над атлетами из контрольной группы по большинству результатов в тестах: ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам -6,1±0,03 с; вбрасывание мяча - 9,8±0,54 м; жонглирование мячом - 15,7±0,45 раз; удары на точность - 8,9±0,34 раз; распределение внимания - 9,14±0,17 чис. Также дети из экспериментальной группы опередили (p<0,05) сверстников по данным тестирования элементарных знаний на основе изучения теоретического материала из учебника, что, наряду с приобретением навыков визуализации образов, повышения объема моторной памяти, характеризует уровень когнитивных способностей, развиваемых при условии грамотного использования интерактивных средств обучения.

В процессе 10-месячного педагогического эксперимента на примере футбола установлено, что 8-9-летним спортсменам рекомендуется применять интерактивные учебники три раза в неделю в начале занятия (длительность до 15 мин); данная схема использования интерактивных программ в комплексе с традиционными тренировочными средствами обеспечивает статистический рост (p<0,05) показателей технического мастерства, распределения внимания и когнитивных способностей. Работу с учебниками должен контролировать и сопровождать тренер; объем осваиваемого материала обусловлен требованиями Федерального стандарта по виду спорта.

Выводы. В ходе педагогического эксперимента обоснованы оптимальные схемы применения мультимедийных средств обучения в недельных циклах подготовки 8-9-летних спортсменов, обеспечивающих повышение когнитивных способностей, технического мастерства и психофизиологических качеств. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении - поиск рациональных схем применения мультимедийных средств обучения на 2-м и 3-м этапах многолетней подготовки юных атлетов в разных видах спортивных игр.

Литература

1. Максименко И.Г. Основы отбора, обучения и тренировки футболистов [Электронный ресурс]: учебник / И. Г. Максименко. - 75 Мв. -Луганск: ЛНУ им. Тараса Шевченко, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium-266; 32 Mb RAM. - название с титул. экрана.

2. Чистяков В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 2. - С. 83-86.

References

1. Maksimenko I.G. Osnovy otbora, obucheniya i trenirovki futbolistov [Fundamentals of selection, training and training of football players] [Electronic resource]: textbook. 75 Mb. Lugansk: LNU Taras Shevchen-ko, 2014. 1 electronic optical disc (CD-ROM). System requirements: Pentium-266; 32 Mb RAM. Title from the title screen.

2. Chistyakov V.A., Aronov G.Z. Imitatsionnoye modelirovaniye v sfere fizicheskoy kultury [Simulation modeling in the field of physical culture]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2006. No. 2. pp. 83-86.

3. Maksimenko I.G. Perspective directions optimization of process of long-term preparation of young sportsmen (on the example of team games). Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2012. No. 3. рр. 79-81.

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.