2. Kondrakov, G.B., Panova, E.L., Tatarova, S.Yu. and Tatarov. V.B. (2017) "Formation of image of health of Russians by mass media", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 10.
3. Stadnik, E.G., Loginov, O.N., Lyubina, E.V. and Tatarova, S.Yu. (2018) "Educational work with foreign students in the formation of swimming skills in the process of physical education", Scientific notes of the University named after P. F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 174-180.
4. Tatarova S. Yu. (2015), Recreational technologies offormation of a healthy lifestyle of student youth, monograph, Finance university, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2019
УДК 796.966
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГРУППОВЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ХОККЕИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Татьяна Валентиновна Тимченко, кандидат биологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; Булат Маратович Хамматов, аспирант, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, г. Уфа; Гюзель Миниахметовна Юламанова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Александр Викторович Данилов, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, Башкирский государственный педагогический университет им.
М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация
Обоснована эффективность разработанной методики, направленной на совершенствование групповых тактических действий хоккеистов 10-11 лет использованием межгруппового анализа показателей уровня групповых тактических действий и ведущих свойств внимания хоккеистов 10-11 лет. Методика включает в себя тактические задания, преимущественно нацеленные на совершенствование наиболее эффективных групповых тактических действий в соревновательных играх квалифицированных хоккеистов, и специальные задания, направленные на формирование ведущих свойств внимания.
Ключевые слова: групповые тактические действия, хоккеисты 10-11 лет, межгрупповой анализ, ведущие свойства внимания.
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF METHODS OF IMPROVING GROUP TACTICAL ACTIONS AMONG THE HOCKEY PLAYERS AGED 10-11 YEARS OLD
Tatyana Valentinovna Timchenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa; Bulat Maratovich Khammatov, the post-graduate student, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture, Ufa; Guzel Miniakhmetovna Yulamanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Alexander Viktorovich Danilov, the candidate of biological sciences, Department chairman, Bashkir State Pedagogical University named after
M. Akmulla, Ufa
Annotation
The article proved efficiency of the developed technique designed to improve the group tactical actions of hockey players, aged 10-11 years old, applying inter-group analysis of the indicators of the level of the group tactics and leading properties of attention of the players at the age of 10-11 years. The technique includes the tactical tasks, mainly aimed at improving the most effective group tactical actions in the competitive games of the qualified hockey players, and special tasks aimed at forming the leading properties of attention.
Keywords: group tactical actions, hockey players 10-11 years, intergroup analysis, leading properties of attention.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ специальной научно-методической литературы позволил выявить, что эффективность тактических действий в хоккее с шайбой напрямую зависит от уровня групповых тактических действий команды. В хоккее с шайбой основу групповых тактических действий игроков составляют различные тактические системы ведения игры, в которых принимают участие 2-4 игрока команды, т.е. входят в состав командных действий в защите и нападении. Специальные исследования и практический опыт в исследуемой области указывают на необходимость разработки результативных, проверенных в практической деятельности, методик для совершенствования групповых тактических действий в хоккее с шайбой [1].
Результаты исследований, представленные рядом авторов, свидетельствуют, что успешность выполнения групповых тактических действий хоккеистов в соревновательной ситуации в большей степени обуславливается значительным уровнем развития свойств внимания, а именно таких как: переключение, объем, стабильность, интенсивность, распределение. В многочисленных исследованиях выделено, что многообразие тактических ситуаций, длительность игры предъявляет высокие требования к высокой устойчивости внимания, сохранению способности противодействовать многочисленным отвлечениям, возможности удерживать концентрацию внимания в процессе всей игры, что, детерминирует результативность игровой деятельности. В этой связи многочисленные авторы вводят понятие игровое внимание, которое проявляется в условиях быстро меняющейся игровой ситуации, в специальной игровой деятельности преимущественно следующими свойствами: объем, распределение и переключение [4].
В хоккее предъявляются высокие требования ко всем свойствам внимания, так как в соревновательной деятельности постоянно происходит быстрая смена игровой обстановки, жесткие силовые единоборства, постоянное передвижение игроков и шайбы, поэтому хоккеист должен уметь мгновенно оценивать ситуацию, предвидеть дальнейший ход её развития, выбрать мгновенно правильное решение. Поэтому неотъемлемой частью высокой тренированности и психической готовности хоккеиста к соревнованиям является развитие внимания, в частности его объема, распределения и переключения [5].
Проведенный анализ научно-методической литературы, по проблемам спортивной тренировки и развития свойств внимания в хоккее, определил недостаток сведений о конкретной научно-обоснованной методики по развитию функций внимания именно для эффективного совершенствования групповых тактических действий [2, 3]. Мы предполагаем, что проблема формирования внимания имеет ведущее значение при подготовке юных спортсменов, в связи с тем, что в этот возрастной период закладываются базовые функции внимания, обеспечивающие эффективное освоение групповых тактических действий и дальнейший рост мастерства хоккеистов. Поэтому обоснование эффективности методики, направленной на совершенствование групповых тактических действий хоккеистов 10-11 лет, является актуальным.
МЕТОДИКА
В соревновательных играх хоккеистов эффективность применения средств нападения и защиты является компонентом тактической подготовленности [2]. Составляющим эффективности использования тактических комбинаций являются результативность и объемы, применяемых разновидностей тактических действий в соревнованиях. В связи с этим в процессе теоретико-методического обоснования разрабатываемой методики использовались результаты педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью. Целью данного исследование явилось выявление результативных и часто применяемых групповых тактических действий у квалифицированных хоккеистов. Анализу подверглись результаты соревновательных игр на первенствах и чемпионатах Мира, России. Всего статистическая обработка проводилась
по 28 соревновательным играм. Проведенное исследование позволило выявить часто применяемые групповые тактические действия, к ним относятся: пропуск шайбы, скрещивание, оставление шайбы. Также были выделены самые результативные групповые тактические действия в хоккее с шайбой. В среднем по команде у высококвалифицированных хоккеистов самыми результативными являются следующие групповые тактические комбинации: пропуск шайбы, скрещивание, оставление шайбы. По результатам проведенного исследования можно предположить, что при совершенствовании групповых тактических действий у хоккеистов следует больший объем времени отводить на данные тактические действия [6].
С целью определения ведущих свойств внимания, определяющих уровень тактической подготовленности юных хоккеистов, был проведен анкетный опрос для подтверждения и уточнения результатов анализа научно-методической литературы. В анкетировании приняли участие квалифицированные спортсмены и тренеры высшей категории в количестве 22 человека. Квалифицированные эксперты определили, что ведущими свойствами внимания, определяющие уровень тактической подготовленности хоккеистов 10-11 лет являются: в первую очередь распределение внимания (5,6 средний балл ранга), второе место определили переключению внимания (5,1 средний балл ранга).
На основе предварительных экспериментальных исследований: анкетный порос и педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью квалифицированных хоккеистов разработана научно-обоснованная методика для совершенствование групповых тактических действий хоккеистов 10-11 лет.
В разработанную методику мы включили тактические задания большей частью направленные на совершенствование результативных (оставление шайбы, скрещивание, пропуск шайбы) и часто применяемых групповых тактических действий, которые выполняются в неожиданно возникающих ситуациях, также были включены специальные задания, направленные на формирование ведущих свойств внимания хоккеистов 10-11 лет.
Межгрупповой анализ показателей групповых тактических действий и уровня ведущих свойств внимания хоккеистов экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце педагогического эксперимента был проведен с целю определения эффективности разработанной методики, для совершенствования групповых тактических действий хоккеистов 10-11 лет был проведен.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Значимые различия между экспериментальной и контрольной группами не обнаружены ни в одном из показателей эффективности групповых тактических действий хоккеистов в начале эксперимента, на это указывают результаты педагогического эксперимента. Так, достоверно значимые различия не выявлены между следующими показателями эффективности групповых тактических: заслон, стенка, скрещивание пропуск шайбы, оставление шайбы, при р>0,05. По тесту Шульта (красно-черная таблица), определяющего распределение и переключение внимания, достоверно значимых различий не выявлено: в экспериментальной группе 38,3±5,4 сек., в контрольной время выполнения теста - 40,7±5,2 сек., при р>0,05. Полученные результаты межгруппового анализа дают основания для проведения педагогического эксперимента в связи с тем, что различия в уровне ведущих свойств внимания и тактической подготовленности у исследуемых групп не недостоверны.
Результаты исследования, полученные по окончании эксперимента, позволяют сделать заключение об эффективности разработанной методики. Данные таблицы 1 определяют, что после педагогического эксперимента обнаружены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами в исследуемых показателях эффективности групповых тактических действий хоккеистов: скрещивание пропуск шайбы, заслон, стенка, оставление шайбы, при р <0,05.
Таблица 1 - Показатели эффективности групповых тактических действий хоккеистов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента, М±т_
Групповые тактические действия Эффективность, % р
ЭГ КГ
оставление шайбы 58,4±3,46 48,8±8,1 <0,05
пропуск шайбы 60,4±6,31 47,9±13,3 <0,05
заслон 43,2±2,87 36,8±9,1 <0,05
стенка 44,3±4,71 38,9± 10,2 <0,05
скрещивание 61,6±5,17 48,1±10,8 <0,05
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; р - статистическая значимость различий между испытуемыми группами, М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения.
По окончании экспериментального исследования получены достоверно значимые различия (р <0,05) по показателям средних значений в эффективности выполнения групповых тактических действий хоккеистов контрольной и экспериментальной групп: эффективность скрещивания ЭГ - 61,6±5,17%, КГ - 48,1±10,8%; заслона ЭГ - 43,2±2,87, КГ -36,8±9,1%; оставление шайбы ЭГ - 58,4±3,46%, КГ - 48,8±8,1%; пропуска шайбы ЭГ -60,4±6,31%, КГ - 47,9±13,3%; стенка ЭГ - 44,3±4,71%, КГ - 38,9±10,2%.
В результате эксперимента выявлены достоверно значимые различия в показателях эффективности выполнения групповых тактических действий хоккеистов между ЭГ и КГ при <0,05 и, следовательно, обоснована эффективность разработанной методики, для совершенствования групповых тактических действий с учетом ведущих свойств внимания хоккеистов 10-11 лет.
В таблице 2 представлены показатели, определяющие уровень переключения и распределения внимания в тесте Шульте (красно-черная таблица) экспериментальной и контрольной группах после педагогического эксперимента. В тесте Шульте время выполнения теста после эксперимента в экспериментальной группе составило 31,5±4,32 сек, в контрольной группе - 38,3±5,3сек. Полученные результаты дают основания предполагать, что разработанная методика для совершенствования групповых тактических действий и ведущих свойств внимания юных хоккеистов является эффективной.
Таблица 2 - Показатели переключения и распределения внимания по тесту Шульта (красно-черная таблица) экспериментальной и контрольной и групп после эксперимента, M±m
Показатели уровня обработанной информации Контрольная группа Экспериментальная группа р
Тест Шульте (сек.) 38,3±5,3 сек. 31,5±4,32 сек. <0,05
Примечание: p - статистическая значимость различий между испытуемыми группами
ВЫВОДЫ
В процессе педагогического эксперимента была обоснована эффективность разработанной методики, для совершенствования групповых тактических действий хоккеистов 10-11 лет. Об этом свидетельствуют выявленные достоверно значимые различия между контрольной и экспериментальной группами (р <0,05) по окончанию эксперимента в показателях ведущих свойств внимания хоккеистов и эффективности выполнения групповых тактических действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джендрон, Д. Успешная тренировка хоккеистов : руководство для тренеров (16-20 лет) / Д. Джендрон. - Санкт-Петербург : Федерация хоккея России, НОУ «Академия хоккея», 2013. - 222 с.
2. Зыков, А.В. обучение согласованности технико-тактических действий хокеистов 11-12 лет в типовых ситуациях игры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зыков А.В. - Омск, 2017. - 24 с.
3. Никонов, В.А. Физическая подготовка хоккеистов : методическое пособие / Ю.В. Никонов. - Минск : Витпостер, 2014. - 576 с.
4. Павлова, Н.В. Роль психофизиологических показателей в адаптации к спортивной деятельности хоккеистов 11-18 лет : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Павлова Н.В. - Кемерово, 2014. - 18 с.
5. Королев, Ю.В. Практическое руководство для тренеров. Программа ИИХФ. Ступень D / Ю.В. Королев, Л.А. Зарахович, В. Л. Звонков. - Москва : Человек, 2012. - 84 с.
6. Юламанова, Г.М. Исследование результативности групповых тактических действий квалифицированных хоккеистов / Г.М. Юламанова, Б.М. Хамматов // Сб. науч. тр. международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физического воспитания студентов». 3031 января 2019 г. - Чебоксары, 2019. - Ч. 2. - С. 534-536.
REFERENCES
1. Jendron, D. (2013), Successful training of hockey players: a guide for coaches (16-20 years), Translation of the textbook edited by USA-Hockey, Russian Hockey Federation, NOU "Hockey Academy", St. Petersburg.
2. Zykov, A.V. (2017), Training in the coordination of technical and tactical actions of hockey players 11-12 years old in typical situations of the game, dissertation, Omsk.
3. Nikonov, V.A. (2014), Physical training of hockey players: methodological manual, Whit-poster, Minsk.
4. Pavlova, N.V. (2014), The role of psychophysiological indicators in adapting to sports activities of hockey players 11-18 years old, dissertation, Kemerovo.
5. Korolev, Yu.V., Zakharovich, L.A. and Zvonkov, V.L. (2012), A practical guide for trainers. IIHFprogram, Stage D, Man, Moscow.
6. Yulamanova, G.M. and Khammatov, B.M. (2019), "The study of the effectiveness of group tactical actions of qualified hockey players", Sat. scientific tr International scientific-practical conference "Actual problems of physical education of students": January 30-31, 2019, Cheboksary, Part 2, pp. 534-536.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2019
УДК 796.011
«ВТЯГИВАНИЕ» И «НАПРЯЖЕНИЕ» ЖИВОТА КАК ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ
БРЮШНОГО ПРЕССА
Игорь Евгеньевич Устинов, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Архипова, кандидат педагогических наук, доцент,
Юрий Михайлович Пахомов, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Валентиновна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация
В статье представлен анализ упражнений, основанных на волевой активации мышц брюшного пресса без двигательной активности: «напряжение» и «втягивание» живота. Использованы ресурсы «KoreanScience», «Scholar google», «PubMed», «Researchgate». Для оценки срочных эффектов упражнений использовались биопотенциалы мышц в электромиографии, толщина мышц в ультразвуковом исследовании и упругость мышц в эластографии. В рандомизированных клинических испытаниях положительные эффекты подтверждались результатами контрольных упражнений, увеличением площади мышц на снимках МРТ, уменьшением боли и социальной дезадаптации по анкетным методикам. Установлена возможность использования напряжения живота для комплексной активации мышц брюшного пресса, а его втягивания - для избирательной активации поперечной мышцы на фоне низкого внутрибрюшного давления.
Ключевые слова: «напряжение живота», «втягивание живота».