Научная статья на тему 'Оборот наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения как объект научного анализа'

Оборот наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения как объект научного анализа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / ПРАВИЛА ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ANTI-DRUG LEGISLATION / THE NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / CIRCULATION OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / RULES OF CIRCULATION OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / HEALTH CARE / MEDICAL TREATMENT AND PREVENTION INSTITUTIONS / INVESTIGATION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович, Айвазова Ольга Владиславовна

В статье анализируются реализуемые Россией тенденции современной антинаркотической политики, раскрываются проблемы, связанные с регламентацией оборота наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения, обращается особое внимание на уголовно наказуемые нарушения установленных правил в аспекте проблемных вопросов доказывания данных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович, Айвазова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trafficking in narcotics and psychotropic substances in health system establishments as object of the scientific analysis

I this article tendencies of modern anti-drug policy implemented by Russia are analyzed, the problems of regulating the circulation of drugs and psychotropic substances in the health care institutions are revealed, special attention is paid to criminal violations of the rules established in the aspect of the problematic issues of proving these acts.

Текст научной работы на тему «Оборот наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения как объект научного анализа»

Высокая общественная опасность дальнейшего распространения наркобизнеса, стимулирующего рост наркомании и с неизбежностью способствующего деградации морально-нравственных устоев населения, очевидна для всего прогрессивного человечества [1, с. 5; 2, с. 105-134; 3, с. 416-434; 4]. Об этом свидетельствуют не только многочисленные научные публикации, посвященные различным аспектам реализации антинаркотической политики [5; 6; 7], но и широкое освещение данной многогранной проблемы в средствах массовой информации. Российская Федерация, принимая основные положения Международного права в качестве важной составляющей внутреннего права, провозгласила деятельность по предотвращению дальнейшей экспансии наркотиков, сокращению спроса на наркотики и оздоровлению населения в качестве важного элемента своей внутренней политики. Итогом этой работы явилась утвержденная Указом Президента РФ Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. [8].

Современное российское антинаркотическое законодательство представляет собой сложную систему взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в значительном количестве нормативноправовых актов различного уровня, в том числе международных конвенциях и договорах. Это обусловливает потребность регламентации данных и взаимосвязанных правоотношений нормами различных отраслей права. Поэтому традиция рассматривать антинаркотическое законодательство лишь как совокупность норм, регулирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в настоящее время выглядит несколько упрощенной.

Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

Оборот наркотических средств, психотропных веществ есть разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый с нарушением законодательства РФ.

Указанный нормативный акт раскрывает также понятия всех стадий оборота наркотических средств и психотропных веществ. Производство наркотических средств, психотропных веществ -действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений. Изготовление наркотических средств, психотропных веществ -это действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства.

Переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров считаются действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами. Распределением наркотических средств, психотропных веществ признаются действия,

в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Криминализация деяний, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проявилась в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Наркопреступления можно условно дифференцировать на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и преступления, связанные с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К преступлениям, связанным с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, относятся деяния, предусмотренные ст. 2282, 229, 233 УК РФ. В отличие от иных преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в указанных нормах уголовного закона имеются в виду ситуации, когда изначально находящиеся в законном обороте наркотические средства или психотропные вещества подвергаются незаконному воздействию виновных лиц, как правило, ответственных за те или иные действия, связанные с их правомерным оборотом. Изначальная легальность оборота наркотических средств или психотропных веществ предопределена как Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и детализирующими его подзаконными нормативными актами, так и локальными актами, регулирующими обязанность соответствующих ответственных лиц. Практика показывает, что значительная часть указанных посягательств приходится на учреждения системы здравоохранения. Очевидно, что данное обстоятельство объясняется тем, что именно оказание медицинской помощи признано одной из основных целей оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 2282 УК РФ криминализирует нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Таковыми действиями являются: нарушение правил производства,

изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, правил культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, повлекшее утрату таких растений или их частей, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил. Для наличия состава данного преступления необходимо установить, что нарушение лицом указанных правил повлекло утрату одного или нескольких данных объектов.

Уголовное законодательство нейтрально оценивает субъективную сторону этого деяния, допуская как умышленный, так и неосторожный его характер. Тем не менее виновность лица в совершении преступления, содержание его вины и мотивы входят в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию. Косвенно отражая степень профессиональной деградации виновного, они влияют на вид и размер наказания.

Квалифицированный состав ст. 2282 УК РФ криминализирует те же деяния, совершенные из корыстных побуждений либо повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия. Корыстные побуждения проявляются в стремлении получить материальную выгоду для себя или других лиц или избавиться от материальных затрат. Под причинением вреда здоровью человека следует понимать наступление последствий, связанных, например, с нарушением нормальной деятельности органов, их физиологических функций, длительным заболеванием, появлением наркотической зависимости. Факт наступления иных тяжких последствий является оценочным и устанавливается следователем самостоятельно исходя из конкретных обстоятельств. Однако выразим солидарность с мнением о том, что в любом случае в качестве иных тяжких последствий следует признавать наступивший по неосторожности крупный материальный ущерб собственнику, длительное нарушение работы предприятия, учреждения или организации и т.п. [9]. Не вызывает возражений предложение относить к иным тяжким последствиям

самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, развитие наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией, получение инвалидности [10].

В юридической литературе и в правоприменительной практике неоднозначно оценивается вопрос о том, каков вред здоровью, причиненный по неосторожности вследствие нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, подлежит уголовной ответственности по ч. 2 ст. 2282 УК РФ. Представители одной позиции считают, что в данном случае имеется в виду причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку современный законодатель идет по пути декриминализации неосторожного причинения вреда здоровью человека [11].

В.И. Омигов отстаивает иную точку зрения. По его мнению, напротив, причинение тяжкого вреда здоровью не охватывается анализируемой нормой. Что касается тяжкого вреда здоровью, смерти человека и ряда других тяжких последствий, которые не охватываются данной нормой, то лица могут быть признаны виновными по совокупности с рядом составов (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и др.) [10].

Нам в большей степени импонирует вторая точка зрения. Поскольку согласно первой точке зрения остаются вне сферы правового воздействия противоправные действия виновных лиц, ответственных за оборот наркотических средств и психотропных веществ, повлекшие выход их из-под контроля, вследствие которого лицу в результате высокой опасности данных препаратов был причинен вред здоровью средней тяжести.

Законодатель не конкретизирует степень вреда здоровью, что вызывает неоднозначное толкование указанных норм на практике. Сторонники первой точки зрения обращаются к нормам, устанавливающим уголовную ответственность за преступления против жизни и здоровья личности. Среди преступлений, имеющих такой родовой объект, действительно отсутствует норма, устанавливающая уголовную ответственность за причинение вреда здоровью средней тяжести по неосторожности. Вместе с тем, на наш взгляд, следует дифференцировать общественную опасность общеуголовных посягательств на жизнь и здоровье личности и служебных преступлений, в данном случае - в сфере здравоохранения. Законодатель вполне резонно отнес к простому составу нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ лишь одно условие - наступление факта их утраты.

Но сама по себе утрата наркотических средств в результате нарушения правил их оборота может повлечь весьма различные по степени общественной опасности последствия. Если утрата проявилась в неправомерном уничтожении, либо в результате неправомерных действий персонала дальнейшее использование наркотического средства или психотропного вещества становится нецелесообразным, то она ограничивается причинением ущерба государству или медицинской организации. Нерациональное назначение и использование наркотических средств или психотропных веществ гораздо менее опасно по сравнению с поступлением утраченного наркотического средства или психотропного вещества в незаконный оборот. Здесь общественная опасность усиливается потенциально высокой вероятностью причинения выведенным из-под контроля наркотическим средством или психотропным веществом вреда жизни и здоровью широкого круга лиц. Высокая вероятность причинения вреда жизни или здоровью широкому кругу лиц в свою очередь также по общественной опасности уступает свершившемуся факту причинения указанного вреда, особенно если речь идет о причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

На наш взгляд, целесообразно также проявлять дифференцированный подход по отношению к общеуголовным посягательствам на жизнь и здоровье личности в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему и причинению аналогичного вреда здоровью вследствие перемещения наркотических средств или психотропных веществ из легального в нелегальный оборот. Допущение подобных крайне опасных для жизни человека последствий свидетельствует о глубинной профессиональной деформации лиц, по долгу службы обязанных оказывать медицинскую помощь и прекрасно осведомленных о всех возможных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Поэтому мы считаем, что для нейтрализации спорных ситуаций следует конкретизировать содержание квалифицированного состава ст. 22S2 УК РФ, а также ввести особо квалифицированный состав данного деяния. Квалифицированный состав ст. 22S2 УК РФ должен предусматривать такие последствия, как: а) причинение по неосторожности небольшого или средней тяжести вреда здоровью; б) поступление утраченных наркотических средств или психотропных веществ в незаконный оборот; в) причинение иного существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Содержащийся в действующей редакции ч. 2 ст. 22S2 УК РФ признак - корыстные побуждения, не вызывает у нас возражения. Особо квалифицированный состав следует предусмотреть касательно фактов: а) причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку; б) причинение иных тяжких последствий.

Литература

1. Всемирный доклад о наркотиках за 2006 г.: Краткий обзор. ООН, 2006.

2. Единая конвенция «О наркотических средствах» 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1970. Вып. XXIII.

3. Конвенция «О психотропных веществах» 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 19S1. Вып. XXXIV.

4. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 19SS г. // Материалы Конференции ООН для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 19SS.

5. Шаталов А. Криминалистическое нарковедение // Вестник криминалистики. М., 2000. Вып. 1.

6. Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Калининград, 2003.

7. Кузьминых К.С. Наркотические средства: криминалистическая классификация, характеристика видов / Под ред. В.С. Бурдановой, В.Ю. Владимирова, Б.В. Федорова. СПб., 1997.

S. Указ Президента РФ «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» от 09.06.2010. № 690 // КонсультантПлюс.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2009.

10. Омигов В.И. Нарушение правил оборота наркотиков и документов на их получение как составы преступлений, способствующие наркобизнесу // Адвокатская практика. 2007. № 5.

11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.