Научная статья на тему 'Оборонные инновации'

Оборонные инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонные инновации»

СВЕТЛАНА КОЛЕСНИЧЕНКО

78 | ВАШ БАНК

шш СОБЫТИЕ ш ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007

18-19 апреля в Екатеринбурге прошло выездное совещание Военно-промышленнной комиссии при Правительстве РФ. Более 300 гостей, в том числе 200 генеральных директоров российских предприятий ОПК, обсуждали возможности государственно-частного партнерства в сфере развития инновационных технологий оборонной промышленности.

Венера КАРПИНСКАЯ

Оборонные инновации

У стенда Сбербанка. Директор Федеральной службы по оборонному заказу(Рособоронзаказ) Сергей Маев (третий слева)

Глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и Андрей Казьмин

Идеи дороже

В совещании, которое провел первый вице-премьер Сергей Иванов, участвовали члены правительственной Военно-промышленной комиссии, Совбеза России, полпреды, главы субъектов РФ, представители законодательной и исполнительной власти, банковского сообщества и страховых компаний, предприятий ОПК. «Создание условий для

Сбербанк — лидер на рынке кредитования предприятий ОПК. Слева направо: зам. гендиректора ГК НПЦ им. М.В. Хруничева Александр Островерх, зам. директора Управления кредитования машиностроения Сбербанка Ирина Наместникова, Президент, Председатель Правления Сбербанка Андрей Казьмин

обеспечения трансферта современных технологий из оборонного в гражданский сектор экономики — одно из основных условий решения задачи диверсификации экономики», — заявил Сергей Иванов. Мировой опыт показывает: уровень развития многоотраслевой индустриальной экономики определяется уровнем развития всех составляющих ее секторов, а не отдельных продвинутых отраслей.

Наработки оборонной промышленности способны преобразовать качество жизни россиян. Первый вице-премьер Сергей Иванов

«Безусловно, на определенном этапе сценария инновационного развития предполагается концентрация ресурсов в опорных секторах экономики, в приоритетных инновационных и инвестиционных проектах, в ограниченном количестве промышленных технологий, по которым Россия занимает передовые позиции», —считает Иванов. Одним из таких мегапроектов он называет развитие нанотехнологий.

Первый вице-премьер выделил проблему спроса на инновации со стороны малого, среднего и крупного бизнеса: «Нам жизненно необходимо пусть не 40%, как в США, но хотя бы 15-20% рождающихся в ОПК технических решений переводить в гражданский сектор экономики». Он также перечислил факторы, тормозящие формирование инновационной модели экономического роста: высокая изношенность производственного оборудования, устаревшая технологическая структура, недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий и трудность получения так называемых длинных денег у отечественных кредитных организаций. Кроме того, существует низкий платежеспособный спрос на новые продукты, недостаток квали-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007

Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ при выполнении заданий гособоронзаказа, мероприятий федеральных целевых и других программ и проектов основными назвала следующие задачи:

- отработка механизмов инновационного развития промышленности, включая проектное планирование и управление реализаций важнейших высокотехнологичных оборонных и гражданских инвестиционных проектов;

- расширение трансферта технологий двойного назначения между военным и гражданскими производствами;

- концентрация государственных и внебюджетных финансовых средств для решения приоритетных задач, в том числе с использованием современных кредитных и лизинговых инструментов, механизмов страхования, государственно-частного партнерства и эффективного ценового регулирования;

- выработка предложений по уточнению законодательной базы с позиций формирования условий для инновационного развития экономики.

фицированного персонала, малая активность предприятий при выходе на рынки технологий и зачастую очень плохой менеджмент, не требующий больших финансовых ресурсов. «Есть еще один фактор, — добавляет Иванов, — инертность и косность мышления предпринимательского делового сообщества. Ведь инновации — это всегда риск, а бизнес не привык и не любит рисковать, вкладывать средства на длительную перспективу, предпочитая жить сегодняшним днем». По мнению первого вице-премьера, нужен комплекс продуманных мер для того, чтобы стимулировать (а в иных случаях и принуждать) предприятия проводить модернизацию собственного производства и осуществлять инновации. Речь идет не только о создании благоприятных условий для трансферта технологий из ОПК в гражданский сектор и обратно, но и о создании такой среды, когда ключевую роль играет не капитал, а идеи и умение доводить эти идеи до коммерческой реализации. «Сегодня у нас деньги и идеи разъединены», — считает Сергей Иванов. По его мнению, их соединению будет способствовать создание инновационной среды, основой которой должен стать механизм государственно-частного партнерства. Необхо-

димо определить направления, где партнерские отношения государства и бизнеса особенно важны или незаменимы. Это — реализация предприятиями ОПК проектов по созданию и производству высокотехнологичной продукции, рационализация структуры и повышение технологического уровня производства, обеспечение форсированного технического перевооружения на основе развития перспективных технологий, использование лизинговых схем, различных видов кредитования и создание венчурных фондов, активизация работы по созданию межотраслевых и отраслевых СРО.

Союз идей и капитала

Для расширения возможностей привлечения банковского сектора к кредитованию предприятий ОПК необходимо использование механизмов совместного участия и разделения рисков государства и банков — государственно-частное партнерство», — подчеркнул в своем выступлении Президент, Председатель Правления Сбербанка России Андрей Казьмин. Речь идет о софи-нансировании инвестиционных проектов, связанных с модернизацией производственных мощностей, о субсидировании про-

банков, а также о проработке механизма разделения страновых рисков при финансировании российскими кредитными организациями экспортных поставок продукции в страны с низким кредитным рейтингом.

Андрей Казьмин подробно остановился на проблемах, препятствующих притоку банковских ресурсов в оборонную отрасль. Он отметил, что при финансировании предприятий по линии гособронзаказа используется ограниченный спектр форм расчетов и обеспечения выполнения обязательств (например, не используются аккредитивы), что повышает риски неполного финансирования со стороны заказчика. При финансировании предприятий в рамках госборонзаказа заемщики ограничены в возможности оформить в залог в качестве обеспечения по кредиту права по госконтракту, в то время как при кредитовании поставок по линии ВТС такая возможность — основное средство решения проблем с залогом. По мнению главы Сбербанка, перечисленные препятствия преодолимы. «Устранение указанных недостатков позволит приблизить действующую договорную базу госконтрактов к сфере ВТС, повысить эффективность банковского кредитования и, следовательно, эффективность госпрограмм по линии гособоронзаказа», — уверен Казьмин. Для этого потребуется внести изменения в нормы бюджетного законодательства, которые предусматривали бы программно-целевой подход к бюджетному процессу выделения заказывающим органам соответствующих ассигнований на весь период, вплоть до окончания работ в соответствии с заключенными (и планируемыми к заключению) госконтрактами. Кроме того, глава Сбербанка считает необходимым дать предприятиям возможность привлекать кредиты на цели исполнения госконтрактов с последующим погашением задолженности перед банками из полученных исполнителями госсредств. Бюджетное законодательство ограничивает использование таких расчетов, которые могут быть расценены как нарушение целевого финансирования. Но, по мнению Казьмина, банки могут подтвердить целевой характер такого финансирования и гарантировать его. Необходимо также ввести взаимную ответственность сторон по контракту за несвоевременное и ненадлежащее исполнение обязательств. При установлении цены госконтра-кта следует учитывать расходы предприятий-исполнителей по уплате процентов по банковским кредитам, привлеченным на цели исполнения гособоронзаказа, либо предусмотреть дополнительные меры поддержки предприятий ОПК по возмещению из бюджета затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на исполнение гособоронзаказа. ®

центных ставок по кредитам отечественных

Объем кредитов, предоставленных Сбербанком предприятиям ОПК, с 2004-го по 2007 год вырос в 3,5 раза, размер портфеля по таким кредитам на 1 апреля 2007 года превысил 152 млрд. руб. Банк оказывает финансовую поддержку на всех стадиях изготовления продукции (от стадии НИОКР до сдачи серийной продукции заказчику и ее послегарантийного обслуживания). Спектр предоставляемых Сбербанком кредитных продуктов достаточно широк.

Сложившийся сегодня в сфере ВТС логичный, функциональный и технологичный режим финансирования предприятий ОПК с привлечением банковских кредитов обеспечивает рост объемов поставок оборонно-технической продукции на экспорт. Только кредитный портфель Сбербанка по ссудам, выданным по линии ВТС, за период с 2004-го по 2007 год вырос в 2,4 раза. На кредитование проектов в этой сфере приходится 36% портфеля банка (или 49,8 млрд. руб.). В области финансирования и обслуживания внешнеторговой деятельности по линии ВТС Сбербанк активно сотрудничает с Федеральной службой по ВТС, ФГУП «Рособоронэкспорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.