\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \
Кредитная линия
нки
- Ё — -1-х
ф ¿Л
• * : " - **
Полноразмерный макет кабины пилота пассажирского самолета МС-21.
Сумма открытой Сбербанком кредитной линии на создание нового российского магистрального самолета МС-21 превышает $1 млрд. Рассказывает управляющий директор — начальник Управления по работе с клиентами машиностроения банка Владимир Яшин.
— Владимир Владимирович, сколько предприятий ОПК являются клиентами Сбербанка?
— Клиентами Сбербанка сегодня являются более 1200 предприятий оборонно-промышленного комплекса, из них более 350 пользуются нашими кредитными продуктами. В числе заемщиков Сбербанка — структуры Объединенной судостроительной корпорации, Объединенной авиастроительной корпорации, Федерального космического агентства, корпорации «Тактическое ра-
кетное вооружение» и др. За период с 1 июля 2011 года по 1 июля 2012 года Сбербанк увеличил кредитный портфель предприятий ОПК на 66% — с 233 до 363 млрд руб. Общий объем лимитов банка в отрасли превышает 1 трлн руб. Что касается нашей доли на рынке кредитования ОПК, то в 2010 году она была на уровне 29%. В 2011 году мы показали значительный рост — до 34%. В текущем ожидаем, что доля Сбербанка будет составлять примерно 35-36%.
— Ожидаете ли вы дальнейшего роста числа клиентов?
— Значительного прироста не ожидаем, да это и не является нашей целью. Надо понимать, что по большому счету возрождение отрасли происходит последние пять-семь лет. До этого сектор находился в достаточно сложном положении. Это означает, что предприятия только сейчас начинают выпускать продукцию в объеме таком же, как в советское время (либо близком к советскому уровню). Насколько мне известно, только наши «вертолетчики» на данный момент производят изделий больше, чем выпускали в лучшие времена в Советском Союзе. По нашим оценкам, сейчас у нас обслуживается 98-99% предприятий отрасли. Те 1-2%, которые не являются нашими клиентами, — это небольшие предприятия. То есть крупные и средние структуры ОПК на 100% являются клиентами Сбербанка. И здесь я говорю не только о финансировании — кредитуются у нас, как я уже говорил, около
350 клиентов. Но многие не используют кредитные продукты в принципе. Если говорить о точном количестве предприятий ОПК — клиентов банка, то оно составляет 1238 компаний.
— За счет каких мер Сбербанк намерен удерживать долю на этом сегменте рынка?
— На текущий момент основной задачей банка является рост качества обслуживаемых в банке предприятий. Мы видим резерв увеличения успеха нашего банка не столько в привлечении новых клиентов, сколько в улучшении состояния обслуживаемых нами предприятий, их развитии. Сбербанк хочет быть равноправным участником модернизации, развития производства, выпуска новых моделей...
Например, МС-21 — это грандиозный проект, фактически программа возрождения российской гражданской авиации. Еще один пример — Superjet. Даже по признанию наших западных коллег — это проект аналогичного масштаба. Многие эксперты говорят о том, что после 20 лет деградации отрасли создать современный самолет практически невозможно. А мы его сделали. При всех недостатках Superjet является конкурентоспособной машиной. МС-21 имеет все шансы перенять и положительный и отрицательный опыт по созданию Superjet, стать гордостью российского авиастроения.
Кроме того, сейчас мы рассматриваем проект организации производства вертолета AW139 совместно с холдингом «Вертолеты России» и итальянской компанией AgustaWestland. Конечно, эта программа не сопоставима по объему инвестиций с МС-21 — здесь российское предприятие скорее занимается расширением продуктовой линейки. Но и это очень важно и интересно.
Этим и намерен заниматься Сбербанк: финансированием обновления производства для того, чтобы предприятия ОПК имели возможность сокращать себестоимость производимой продукции и повышать ее качество.
— На какие услуги и продукты Сбербанка, помимо кредитования, предъявляют спрос предприятия ОПК?
— По большому счету предприятия ОПК ничем не отличаются от любых других. Поэтому с их стороны существует спрос на все продукты, которые есть в банке. Это касается депозитных и транзакционных операций, всевозможных корпоративных казначейств и продуктов инвестиционного банкинга, самый популярный из которых cross-currency swap (простой процентный своп, заключающийся в обмене процентными платежами в разных валютах. — Ред.). Кроме того, сейчас очень многие предприятия и холдинги планируют к 2015-2018 годам выйти на IPO — фактически на открытый, международный рынок.
Есть у нас и услуги, специально разработанные для отрасли, учитывающие ее специфику. Например, контрактное кредитование (финансирование затрат по производству продукции по контрактам или в рамках производственной программы), с которого в общем-то и началось возрождение отрасли. Семь-восемь лет назад банки не умели кредитовать отрасль, которая находилась в крайне тяжелом финансовом положении, соответственно, предоставление займов предприятиям ОПК было огромным риском. Именно Сбербанк стоит у истоков создания продукта (которым сейчас пользуются все коммерческие банки), позволившего отрасли в то время «задышать», а потом уже встать на ноги.
В Сбербанке обслуживается не менее 98% предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Владимир Путин с Михаилом Погосяном, президентом ОАО «ОАК», и Алексеем Федоровым, президентом корпорации «Иркут», осматривают макет среднемагистрального самолета МС-21 на стенде ОАК. МАКС-2011, август.
МС-21 имеет все шансы перенять опыт по созданию Superjet и стать гордостью российского авиастроения.
Президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян и начальник Управления по работе с клиентами машиностроения Сбербанка Владимир Яшин на «Фарнборо-2012».
РИА.НОВОСТИ.
Сбербанк финансирует широкий спектр программ холдинга «Вертолеты России».
В числе заемщиков Сбербанка — структуры Объединенной судостроительной корпорации.
— А в чем особенности контрактного кредитования?
— Как известно, существуют правовые ограничения на распоряжение имуществом, принадлежащим предприятиям ОПК. Да и сумма контрактов, заключаемых заводами отрасли, зачастую превышает размер их активов. Это означает неспособность заемщика предоставить обеспечение по кредиту в традиционном объеме, который требуют банки.
Поэтому при контрактном кредитовании в качестве обеспечения используется залог прав требований по финансируемому контракту, а выручка по нему закрепляется в качестве источника погашения. Срок кредитования синхронизируется с датой поступления выручки по контракту, что позволяет предприятию своевременно финансировать затраты на производство продукции, а банку — иметь источник возврата кредита.
— Что сегодня является движущей силой отрасли?
— У отрасли две движущие силы. Первая — это внешнеэкономическая деятельность. Во многом благодаря тому, что наши предприятия производили и производят конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, ОПК смог выжить в 1990-е годы при отсутствии каких-либо «вливаний» в отрасль. Сейчас ситуация меняется. Главный драйвер сегодня — внутренний спрос. Это тот самый гособоронзаказ, который в некоторых случаях даже превосходит возможности отрасли. Что, впрочем, не уменьшает спрос со стороны правительства и позволяет предприятиям быть уверенными в стабильном объеме заказов на перспективу за счет переноса части объемов на более поздние периоды.
— Какая доля гособоронзаказа приходится на Сбербанк?
— Гособоронзаказ, с точки зрения финансирования, бывает двух видов: прямое финансирование из госбюджета и финансирование по кредитной схеме.
В кредитной схеме мы сегодня оцениваем нашу долю примерно на уровне 50%. Это прекрасный показатель, учитывая то, что на первоначальном этапе участие Сбербанка в программе финансирования гособоронзаказа за счет кредитов банков под государственные гарантии
не предполагалось в принципе. В рамках данной программы банки предоставляют клиентам «длинные» деньги (на срок до 2018 года). Сбербанк в рамках этой программы в 2011-2012 годах уже выдал предприятиям отрасли 56 млрд руб. В соответствии с принятыми банком решениями объем таких займов вырастет до 236 млрд руб. к 2015 году.
В части, касающейся прямого финансирования из госбюджета, нашу долю сложно подсчитать. Я думаю, она примерно сопоставима с той, которая имеется по кредитной схеме.
— Какова специфика оценки рисков ОПК?
— В первую очередь стоит упомянуть критерий господдержки, оказывающий положительный эффект на уровень рисков. Большинство наших клиентов производят продукцию двойного назначения или являются соисполнителями и контрагентами, создающими уникальные агрегаты.
К примеру, транспортный самолет ИЛ-76 может перевозить и гражданские грузы, и боевую технику — поэтому он является продукцией двойного назначения, которая может быть использована как в гражданских, так и в военных целях. И государство, заинтересованное в сохранении и развитии таких предприятий ОПК, оказывает им максимальную поддержку. Стоит отметить, что в кризисный период число банкротств в нашем сегменте было минимальным, — речь идет о флагманах модернизации российской экономики.
Кроме того, важной особенностью отрасли является длительный цикл производства, который по некоторым продуктам может составлять от полутора до двух лет (от покупки материалов до окончания испытаний). «Короткими» кредитами здесь не обойтись. Мы пытаемся под эти потребности подстроить свои возможности. Поэтому, может быть, и в качестве исключения, мы нашли возможность и сегодня готовы финансировать инвестиционные проекты отрасли на период до 15 лет. Так, проект МС-21 имеет срок финансирования 12 лет.
Как я уже говорил, сегодня предприятиям ОПК не нужны продукты, им требуются решения. И банк по праву может считаться соавтором многих государственных программ, реализуемых в сегменте машиностроения.
Так, Сбербанк стал основным участником размещения облигаций ОАО «ОАК» (общий объем выпуска — более 46 млрд руб.) со сроком погашения в 2020 году. Это позволило корпорации на длительные сроки планировать инвестиционные программы входящих в ее состав предприятий.
— В рамках международного авиационно-космического салона «Фарнборо-2012» 9-15 июля Сбербанк принял участие в презентации проекта нового российского магистрального самолета МС-21. Как вы оцениваете эффективность работы Сбербанка на авиасалоне?
— В 2011 году Сбербанк в очередной раз подтвердил статус проектного банка, приняв решение о финансировании программы МС-21 на сумму более $1 млрд и став основным финансовым партнером проекта. Работу над анализом данной сделки банк проводил в тесной кооперации с представителями корпорации «Иркут».
На авиасалоне «Фарнборо-2012» Управление по работе с клиентами машиностроения провело более 30 встреч, в том числе с первыми лицами крупнейших предприятий и холдингов отрасли — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России», Федерального космического агентства, ОАО «РСК «МиГ». Основная цель участия Сбербанка в «Фарнборо-2012», как и в других подобных форумах, — позиционирование банка не просто как компании, предоставляющей денежные средства под определенный процент и на определенный срок, а как настоящего партнера, полноправного участника бизнеса, консультанта и члена команды, готового оказать финансовую поддержку и предложить свой опыт в решении сложных задач, которые стоят перед предприятиями.
— Какие еще проекты в авиакосмической отрасли вы поддерживаете?
— Не менее важным, чем МС-21, проектом является российский региональный самолет SSJ-100. В процессе его разработки, запуска производства и начала серийных поставок банком было предоставлено кредитов более чем на $700 млн.
Сбербанк активно сотрудничает с предприятиями Федерального космического агентства. Так, в 2011 году принято решение об открытии кредитной линии ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» на цели разработки и создания нового ракетоносителя «Ангара».
Нельзя не сказать об участии банка в финансировании создания российской навигационной системы «ГЛОНАСС».
Банк финансирует широкий спектр программ холдинга «Вертолеты России», начиная от предоставления кредитных средств на цели реализации действующих и перспективных контрактов и заканчивая техническим перевооружением предприятий, входящих в холдинг, и разработкой новых видов вертолетов марок Ми и Ка. Общий объем лимитов, установленных на предприятия группы, превышает 115 млрд рублей.
— Как, на ваш взгляд, отразится вступление России в ВТО на предприятиях машиностроения?
— Мы не ожидаем в ближайшем будущем каких-либо негативных тенденций. Процесс вступления в силу всех ограничений, налагаемых ВТО на страну, достаточно длительный. Кроме того, Правительство РФ предусмотрело множество мер, которые позволяют участникам рынка лучше подготовиться к изменению экономических
условий и, конечно, стать более конкурентоспособными. Ну и, наконец, мы понимаем: наши клиенты всегда будут приоритетными, и если станут невозможными какие-то способы их поддержки — обязательно найдутся другие...
— Достаточно ли предприятия отрасли инновационны, чтобы конкурировать с США или Европой?
— Есть сегменты, где мы, безусловно, конкурентоспособны. В советское время был создан колоссальный задел. Да и продукция, которая была разработана в России 30-40 лет назад, до сих пор является конкурентоспособной. Мало того, по некоторым параметрам она даже превосходит западные современные образцы.
Но есть и продукция, которая устарела. И государство будет определять, стоит ли ее производить, модернизировать производство, вкладывать туда деньги, или легче
Продукция ОПК, разработанная в России 30-40 лет назад, до сих пор -является конкурентоспособной.
закупить что-то у наших зарубежных партнеров. Ведь это тоже возможный вариант развития. Госдеп США, например, до сих пор приобретает наши вертолеты. Для таких стран, как Афганистан, Иран, Ирак американцы предпочитают закупать российские вертолеты — и это очень знаковый момент! Только наша продукция «выживает» в тех условиях, выдерживает те нагрузки. Поэтому не надо думать, что российский ОПК сильно устарел. У нас достаточно высокоразвитая отрасль.
Конечно, за последние 20 лет накопилось огромное количество проблем: это и старение кадров, и износ производственных мощностей. Сегодня ОПК требует огромных капитальных вложений для того, чтобы, с одной стороны, сохранить конкурентоспособность на существующем уровне, а с другой — поднять качество продукции на принципиально новый уровень. Но правительство это понимает. А значит, у отрасли есть все шансы на дальнейшее развитие.
Сбербанк активно сотрудничает с предприятиями Федерального космического агентства.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ракетоноситель «Ангара».