Научная статья на тему 'ОБОРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТРИАДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ'

ОБОРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТРИАДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / ОПЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мотоев В.В.

В статье автор определяет три функциональные системы управления оборонным предприятием России. Предложены механизмы и пороговые показатели для каждой из трех систем, применение которых позволит повысить прибыльность и стабильность предприятий ОПК. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE ENTERPRISE AS A TRIAD OF FUNCTIONAL SYSTEMS

In the article, the author defines three functional control systems for the defense enterprise in Russia. Mechanisms and threshold indicators for each of the three systems are proposed, the use of which will increase the profitability and stability of defense industry enterprises. The article will be of interest to a wide range of people.

Текст научной работы на тему «ОБОРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТРИАДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ»

ОБОРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

КАК ТРИАДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Мотоев В. В.,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В статье автор определяет три функциональные системы управления оборонным предприятием России. Предложены механизмы и пороговые показатели для каждой из трех систем, применение которых позволит повысить прибыльность и стабильность предприятий ОПК. Статья будет интересна широкому кругу лиц.

Ключевые слова: функциональные среды; ОПЕ; предприятие; оценка; анализ.

DEFENSE ENTERPRISE AS A TRIAD OF FUNCTIONAL SYSTEMS

Motoev V. V.,

Russian Economic University. Named after G. V. Plekhanov

Abstract. In the article, the author defines three functional control systems for the defense enterprise in Russia. Mechanisms and threshold indicators for each of the three systems are proposed, the use of which will increase the profitability and stability of defense industry enterprises. The article will be of interest to a wide range of people.

Keywords: functional environments; OPE; company; grade; analysis.

Ресурсный потенциал любой, в том числе оборонно-промышленной фирмы проявляется в рамках трех основных систем:

- в системе внешней среды, определяющей общие социальные, культурные, политические, экономические условия, в которых протекает предпринимательская деятельность фирмы [1];

- в системе конкурентных отношений, в рамках которых фирма взаимодействует со своими поставщиками и покупателями, а также конкурирует с другими производителями аналогичной продукции;

- в системе внутренней организации, представляющей собой организационную структуру фирмы, ее цели и политику, функциональные отношения между подразделениями, то есть всю совокупность свойств, отличающих данную фирму от других.

Новые возможности могут появиться как из внешней, так и из внутренней среды любой фирмы, в том числе оборонной. Внешняя

среда и те ее характеристики, которые требуют особого внимания как источники новых возможностей, могут быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая, идеологическая, психологическая и социологическая [2].

Изменение экономических условий означает, что потребители продукции фирмы, в том числе военное ведомство, ее конкуренты или ресурсные факторы (труд, материалы, капитал, информация) изменили характер поведения. Спрос на продукцию и услуги фирмы может изменяться: потребители могут увеличить или уменьшить спрос на продукцию, потребовать изменения ее качества, или вовсе отказаться от нее, что иногда делает и Министерство обороны. Конкуренция является еще одним динамическим аспектом экономических условий существования фирмы, включающим конкурентные изменения цен, продукции или услуг. Рынок факторов производства также приводит к

постоянным изменениям цен и качества продукции [3].

В сфере политической действующее или предлагаемое законодательство может, как накладывать ограничения, так и представлять новые возможности предпринимательской деятельности, вообще, производства вооружений и военной техники, в частности. Снижение межнациональных тарифов может предоставить фирмам возможность выхода на новые международные рынки, в том числе рынки ВВТ. Результаты выборов могут изменить налоговую политику или вообще изменить приоритеты экономического развития. Политические силы и тенденции влияют на политические решения, как во внутригосударственной, так и в международной сферах, что, в свою очередь, определяет характер, направленность и масштабы государственного законодательства, например, резко увеличить или уменьшить оборонный бюджет.

Идеология тоже имеет к конкретной фирме отношение, так как она формирует систему ценностей общества. Форма поведения индивидуумов и организаций могут оцениваться положительно или отрицательно; ценности могут быть краткосрочные и долгосрочные, делая, например, оборонный бизнес либо очень престижным, либо осуждаемым [4].

Психологическая среда также немаловажна для фирмы, так как она постоянно вступает во взаимоотношения с обществом в лице потребителей, поставщиков, акционеров, страховых агентов, и должна знать и уметь предсказывать реакцию каждой группы в конкретных обстоятельствах, особенно если стремится изменить чье-то поведение или повлиять на него. Данное обстоятельство безусловно учитывается менеджментом в процессе «проталкивания» выгодного государственного оборонного заказа или международного контракта на поставку ВВТ.

Социологический аспект во многом детерминирован социальной структурой, номенклатурой ролей, распределением статусов, социальным лидерством, внутри- и межгрупповым взаимодействием. Изменение ролей, отношений и общественных статусов может прямо или косвенно влиять на организацию путем ее максимальной и оперативной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре, посредством создания комплексной

интегрированной системы регулирования и контроля трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качество поставок продукции.

Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод, что внутрифирменная оборонно-промышленная система (ОПС) - это система определенным образом организованных и структурированных звеньев, оптимально взаимосвязанных в процессе производства распределения, обмена и потребления оборонной продукции с учетом экономической эффективности оборонной фирмы и оборонной целесообразности государства [5].

Особую роль в рамках ОПС играют материальные потоки. Как атрибуты конкретных видов труда потоки продукции оборонного назначения подразделяются на материальные ресурсы (МР), незавершенное производство (НП) и готовую продукцию (ГП), включающую в себя собственно оборонную продукцию (СОП) и продукцию двойного назначения. В свою очередь материальные ресурсы (МР) будучи включенными в процесс производства оборонной продукции выступают в качестве производственных фондов предприятия, которые делятся на основные производственные фонды, являющиеся объектом инвестиционного менеджмента, и оборотные производственные фонды, которые являются объектом логистического менеджмента [6].

В структуре себестоимости готовой продукции материальные потоки воплощаются в промежуточное потребление (материальные затраты) и в объем потребленного капитала (амортизацию основных производственных фондов).

Движению материальных потоков (совокупной стоимости прошлого, т.е. овеществленного в материальные ресурсы и незавершенное производство, труда), отражающему процесс конкретного труда работников ОПК, а также их абстрактному труду, воплощенному в чистом продукте предприятия, соответствует движение его финансовых потоков.

В свою очередь, единство материальных и финансовых потоков, интегрированных трудом работников ОПК, отражает поток научно-технической информации о производстве, распределении, обмене и потреблении продукции оборонного назначения [7].

Внутрипроизводственная система оптимизирует управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства оборонной продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной системы являются:

- эффективное использование людских и материальных ресурсов;

- уменьшение запасов материальных ресурсов незавершенного производства;

- ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода;

- контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя [8];

- оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта.

Критериями оптимизации функционирования производственных систем вообще, оборонно-промышленных, в частности, обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции [9].

Системный подход, таким образом, ведет к отказу от проведения мероприятий отдельно по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, он нацелен на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности. Иначе говоря, концепция оптимизации производства ВВТ состоит в интеграции производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, информатики и коммуникации, внося изменения во многие представления об экономике фирмы, в рамках которой:

- задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие;

- изначально предусматриваются свободные мощности для быстрого реагирования при изменении рыночного спроса;

- односторонняя ориентация на снижение себестоимости как метод рыночной борьбы - заменяется стремлением к наиболее быстрому удовлетворению спроса [10];

- приоритет выпуска больших партий изделий уступает требованию высшего качества выпускаемой продукции.

Все это, вместе взятое, чрезвычайно актуально, для предприятий и организаций российского ОПК в период его функционирования в условиях современного социально-рыночного хозяйства.

Именно поэтому уже в первые годы президентского правления В.В. Путина началась серьезная структурная перестройка предприятий ОПК. В каждой его отрасли началось формирование вертикально-интегрированных корпоративных структур.

Одной из таких интегрированных структур является созданное Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина №84 от 24 января 2002 г. ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» во главе с Федеральным государственным унитарным предприятием Государственным научно-производственным центром «Звезда-Стрела». Основные усилия участников Корпорации направляются на отработку механизмов взаимодействия в новых экономических условиях и совершенствование работы в производственной, коммерческой, финансовой, инновационной, социальной и управленческой сферах [11].

В сфере производственной деятельности создаваемых вертикально-интегрированных структур особое внимание уделяется мероприятиям, направленным:

- на освоение выпуска перспективных видов ВВТ, расширение номенклатуры и повышение объемов выпуска конкурентоспособных изделий;

- расширение работ по конверсионной тематике;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции;

- повышение производительности труда;

При этом считается, что значительные

резервы для снижения производственных издержек на предприятиях, входящих в холдинг могут быть получены за счет:

- высвобождения непрофильных и незагруженных мощностей, реализации этих высвобождаемых имущественных активов и выведения их за рамки налогооблагаемой базы [12];

- высвобождения практически неработающих, недостаточно квалифицированных и

функционально дублирующих друг друга работников;

- использования схем внутрикорпоративных поставок по эксклюзивным ценам.

В сфере коммерческой деятельности реализуются мероприятия, связанные с:

- активным продвижением продукции на экспорт и повышением ее инвестиционной привлекательности;

- совершенствованием ценовой политики с целью повышения объемов продаж и прибыли;

- оптимизацией предпринимательского риска в деловых отношениях с внутренними и зарубежными партнерами;

- расширением зон влияния, повышением информативности и целеустремленности рекламной деятельности.

В сфере финансовой деятельности упор делается на:

- обеспечение стабильности финансирования производственных, коммерческих, опытно-конструкторских и других программ;

- повышение курса акций предприятия;

- оптимизацию налогообложения;

- привлечение стратегических инвесторов и внебюджетных средств с использованием инструментов фондового рынка;

- реструктуризацию задолженностей предприятий холдинга бюджетам всех уровней;

- реструктуризацию основных фондов.

Имеющийся начальный опыт создания системообразующей интегрированных структур подтвердил возможность существенного повышения эффективности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Одной из основных проблем, существующих в ОПК, является низкая эффективность использования бюджетных средств. Их распределение среди большого количества не зависящих друг от друга предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа и создающих однородные образцы вооружения и военной техники, приводит к недостаточности финансирования для завершения соответствующих опытно-конструкторских работ (ОКР) на каждом предприятии [13].

Указанное обстоятельство неоправданно затягивает сроки разработок новых образцов вооружения для нужд Министерства обороны России, увеличивает число незавершен-

ных ОКР. В результате многие разработки и предприятия становятся нерентабельными, снижается обороноспособность страны, существенно уменьшается конкурентоспособность российского оружия на внешнем рынке.

Интеграция предприятий ОПК позволяет суммировать выделяемые бюджетные средства в рамках холдингов и мобилизовать ресурсы для финансирования и завершения программ создания ВВТ нового поколения.

В сфере управленческой деятельности вертикально-интегрированных структур сегодня детально исследуются вопросы:

- формирования эффективной системы управления корпоративной структурой;

- имущественной интеграции предприятий - участников холдинга;

- централизованного управления финансовыми потоками;

- жесткого контроля за целевым использованием средств, полученных от совместной деятельности интегрированных предприятий;

- участия всех предприятий холдинга в распределении конечных финансовых результатов ее деятельности;

- обеспечения государственного контроля на этапах стратегического планирования и бюджетного обеспечения деятельности холдинга;

- привлечения в холдинги необходимых для развития производства российских предприятий и предприятий, находящихся в странах СНГ.

Непосредственно к организации процесса производства ВВТ предъявляются следующие требования:

- предоставление всех материалов в соответствующем количестве, качестве и ассортименте к моменту и месту потребления;

- замена запасов материалов информацией о возможностях их быстрого приобретения (в этих условиях агент по снабжению становится «брокером по информации») [14];

- замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;

- снижение оптимального размера партии поставок и обработки до единицы;

- выполнение всех заказов высшим качеством и в минимальные сроки.

Конкретный результат всего комплекса

мероприятий по оптимизации материальных потоков в рамках производственной системы - снижение издержек производства ВВТ.

В современных условиях производители собственно оборонной продукции и в России, и за рубежом сокращают свои издержки в основном за счет государства.

Как уже указывалось, материально-техническая база оборонного производства создается и совершенствуется, как правило, при активной помощи государства, предоставляющего средства производства военным подрядчикам на льготных условиях. В результате в США, например, до 50% основного и 90% оборотного капитала военных подрядчиков формировалось за счет государства, тем самым снижалось отношение стоимости отгруженной продукции к стоимости собственного капитала поставщиков военной продукции -основной показатель скорости его общего оборота.

В этом смысле не являются исключением и предприятия ОПК РФ. Уже с 2013 года по инициативе Президента РФ В.В. Путина и председателя Военно-промышленной комиссии, вице-премьера Правительства России Д.О. Рогозина предполагается все контракты с генеральными подрядчиками Министерства Обороны заключать на 3-5 и более лет, обеспечив при этом их 100% финансирование.

В этом же ключе следует оценивать и выделение 3 трлн. рублей целевых инвестиций в модернизацию производственного аппарата оборонных фирм.

Продажа военным промышленникам за бесценок государственных средств производства, сдача их в аренду на льготных условиях, различные авансы, субсидии и т.п. приводят к занижению стоимости собственного постоянного капитала военных подрядчиков. Как фактор конкретного труда, т.е. по своей натуральной форме, он обладает большими производственными возможностями, чем о том свидетельствует его номинальная стоимость. Иными словами, помощь государства для военных подрядчиков представляется им «даровой силой природы» [15].

К. Маркс в этой связи писал: «С точки зрения промышленника дело представляется таки образом, что для него издержки про-

изводства товара меньше. Ему приходится нести меньшие расходы на овеществленный труд, а также на заработную плату, потому что живой рабочей силы у него применяется меньше. Так как издержки производства его товара меньше, то и его индивидуальная цена производства меньше» [2].

Большую помощь государство также оказывает военным подрядчикам в целях сокращения времени производства современных военных систем.

Подобное сокращение в производстве собственно оборонной продукции осуществляется, во-первых, за счет сокращения воздействия на предметы труда стихийных сил природы. Это достигается за счет использования наиболее передовой технологии, чего порой лишены гражданские секторы соответствующих отраслей промышленности. В США, например, применение в гражданской сфере военных НИОКР возможно лишь с согласия Пентагона и военно-промышленных фирм.

Время производства вооружения и военной техники сокращается, во-вторых, при уменьшении производственных запасов военных подрядчиков. Сокращение же производственных запасов у главных подрядчиков Министерства обороны, следовательно, означает увеличение стратегических запасов и резервов государства, использующего их для снабжения средствами производства военных промышленников.

Как свидетельствуют факты, многие предприятия электронной промышленности России в течение нескольких лет после августа 1991 г. продолжали выпускать профильную продукцию, практически не тратясь на закупки материальных ресурсов, таких как берил-лиевая керамика, арсенид галлия и т.п.

Таким образом, сокращение издержек в оборонном секторе экономики осуществляется лишь формально по отношению к собственно оборонному производству, в то время как совокупные оборонные расходы, а, следовательно, и издержки производства, например, связанные с необходимостью содержания многочисленных арсеналов Министерства обороны, растут.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Яковлев С.П. Интегрированные структуры - стержень реформы оборонно-промышленного комплекса. - Королев, 2002, с. 10-18.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25, ч. II, с. 192.

3. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.

4. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.

5. Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.

6. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

7. Соколов, А. П. Стратегия устойчивого управления организацией с использованием государственных рычагов / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 6-10.

8. Рыжов, И. В. Влияние больших циклов конъюнктуры на осуществление индустриальных преобразований Российской экономики / И. В. Рыжов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 11-20.

9. Ельшин, В. А. Особенности систем стратегического управления развитием ОПК / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 20-25.

10. Таиров, С. О. Новые тенденции образования в условиях перехода к построению экономической формации нового поколения / С. О. Таиров // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 25-28.

11. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

12. Кулхард, Г Д. Система разработки, принятия и исполнения управленческих решений на промышленном предприятии / П Д. Кулхард, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 601-608.

13. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Романцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репутациология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

14. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

15. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.