Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития'

Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПУТИ РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE ORIENTED DEVELOPMENT / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / STATE INVESTMENTS / WAYS OF THE DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Ю.В., Саакян А.М.

В статье рассмотрено современное состояние российского оборонно-промышленного комплекса, определена его роль в инновационном развитии экономики. Выявлены проблемы развития отрасли, предложены мероприятия по привлечению государственных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current situation of the Defense Industrial Complex is presented and possible role in a new innovative oriented developments is given too. Development problems are clarified and possible steps in attraction of state investments are described.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития»

В статье рассмотрено современное состояние российского оборонно-промышленного комплекса, определена его роль в инновационном развитии экономики. Выявлены проблемы развития отрасли, предложены мероприятия по привлечению государственных инвестиций.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационное развитие, пути развития, реформирование, государственные инвестиции

Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития

Ю. В. ЕРЫГИН,

доктор экономических наук,

А М СААКЯН,

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

E-mail: yuri_erygin@mail.ru

Немного терминологии

Оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.

Уточним понятие «ОПК» в условиях рыночной экономики. Ни в российском законодательстве, ни в государственных стандартах не определены такие понятия, как «комплекс», «промышленность», «отрасль».

Косвенное определение комплекса дано в разделе I, п. 2 «Основ политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г.

© ЭКО 2010 г.

и дальнейшую перспективу», утвержденных президентом РФ 10 ноября 2001 г. Данное определение трактует ОПК как совокупность производственных, научных, научно-производственных и иных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, «осуществляющих работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа», и «федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими». При всей целостности определение не содержит качественной характеристики комплекса и упоминаний о его целевой направленности как единого объекта управления и развития. Более того, в самом определении «ОПК» содержится ряд существенных недостатков1.

Во-первых, ограничение входящих в комплекс организаций только «выполнением ими работ по гособорон-заказу» значительно сужает сферу деятельности отрасли, не соответствует его пониманию как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики и тем самым сдерживает его развитие в данном направлении. А именно таким видится перспективный облик оборонно-промышленного комплекса России к 2015 г.

Во-вторых, в определении отсутствует такая крайне важная характеристика, как организационная отраслевая структура оборонной промышленности (авиационная, судостроительная, электронная и т. п.), что объективно связано со спецификой целевого управления и развития вооружения, военной и специальной техники.

В-третьих, включение в состав комплекса множества федеральных органов исполнительной власти, «уполномоченных осуществлять непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими» приводит как к расплывчатости управления, так и его неэффективности.

1 Чернавский Д. С. Оборонно-промышленный комплекс и развитие экономики России // Стратегическая стабильность. -2004. - № 1. - С. 37-47.

Объект реформирования

Рассматривая оборонно-промышленный комплекс как объект управления, можно сделать следующие выводы, определяющие дальнейшие направления его реформирования и развития.

Вывод первый. Оборонно-промышленный комплекс невозможно признать в полной мере высокотехнологичным по ряду причин:

- в силу приоритетности его целевой направленности, связанной как с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, так и с реализацией государственной программы вооружений. Создание наукоемкой и конкурентоспособной гражданской продукции пока остается важной, но скорее стабилизирующей функцией при значительных колебаниях государственных оборонных заказов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- из-за крайне низкого инновационного воздействия ОПК на экономику страны. Так, на долю комплекса приходится более 70% всей производимой в России наукоемкой продукции и свыше 50% всех научных сотрудников. При этом доля российских высоких технологий составляет на мировом рынке менее 1%, а экспорта высокотехнологичной продукции - менее 3%;

- организационная структура комплекса и его система управления стратегически ориентированы на решение приоритетных задач по техническому перевооружению основного производства, формированию нового облика отрасли, отвечающего требованиям государственной программы вооружений, закреплению комплекса на мировом рынке вооружений.

В меньшей степени развитие оборонно-промышленного комплекса нацелено на преобразование в высокотехнологичный комплекс, призванный создавать высокую добавленную стоимость инновационной продукции, обеспечивать быстрые темпы технологического обновления производства и значительный рост производства конкурентоспособной гражданской продукции.

Отсюда следует вывод второй. Необходимо создать на базе комплекса высокотехнологичный многопрофильный

сектор за счет глубокой модернизации всей промышлен-но-технологической базы отечественной экономики. Методы и модели реализации данной задачи требуют отдельной проработки.

Вывод третий. Создание высокотехнологичного комплекса не должно ограничиваться лишь конверсией и/ или диверсификацией оборонных предприятий; следует интегрировать действующий ОПК в единую национальную инновационную систему. Именно такие задачи поставлены президентом РФ на период до 2010-2015 гг.2

Современное состояние оборонно-промышленного комплекса в определенной степени является следствием его реформирования, начатого еще в конце 1980-х годов. На каждом из этапов ставились и решались различные задачи в увязке с состоянием и уровнем развития экономики страны. Исходя из этого, разрабатывались методы и модели, ориентированные на решение соответствующих целевых установок.

Основные этапы реформирования

1992-1998 гг. Вывод отрасли из кризисной ситуации посредством конверсии военного производства и использования модели выживания.

На начальных этапах реформирования стояла первоочередная задача обеспечения выживания комплекса в условиях крайне тяжелого финансового положения. Первой была принята «Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции на период до 1995 г.» (утверждена Постановлением СМ СССР № 1278 от 15 декабря 1990 г.); затем- федеральные «Программа конверсии оборонной промышленности РФ (1995-1997 гг.)» и «Программа конверсии и реструктуризации оборонной промышленности (1998-1999 гг.)», основанные на конверсионной модели.

Конверсия рассматривается как фактор замещения чисто военного производства выпуском гражданской

2 иИЬ: www. fsvts. gov. ги

продукции из-за ежегодного снижения государственных оборонных заказов на 50-60% в начале 1990-х годов. Возникла необходимость государственного регулирования организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих в ходе конверсии в оборонной промышленности (доплата до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, на ликвидацию оборудования и другие расходы.

С этой целью в 1992 г. ив 1998 г. были приняты федеральные законы «О конверсии оборонной промышленности в РФ». В этот период и бюджетное финансирование гособоронзаказа и конверсионных программ было нерегулярным, его объемы - крайне низкими, отсутствовали средства для государственной поддержки процессов реструктуризации. Большинство поставленных задач остались нереализованными.

1999-2001 гг. Посткризисный период. Начало экономического роста в оборонно-промышленном комплексе, переход к модели реформирования.

Процесс конверсии военного производства, его дальнейший спад практически прекращены. Свыше 300 предприятий выведены из состава комплекса. Адаптация оборонных предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской интеграции и диверсификацией производства. Конверсия военного производства должна быть дополнена полной или частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, к широкому использованию технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции.

2002-2006 гг. Модернизация производственно-технологической базы, создание нового облика комплекса, устойчивое финансирование государственного оборонного заказа. Применение методов военно-гражданской

интеграции. Модель реформирования основана на организационно-институциональных преобразованиях.

В федеральной целевой программе «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)» перед комплексом были поставлены совершенно иные задачи: модернизация производственно-технологической базы и создание нового облика отрасли, отвечающего все возрастающим требованиям государственной программы и мирового рынка вооружений.

Основным инструментом решения этих задач стали глубокие организационно-институциональные преобразования, в первую очередь, - формирование крупных системообразующих интегрированных структур, объединяющих на имущественной основе промышленные, научные и конструкторские организации. И они создаются с отставанием (в 2002-2006 гг. появилось 24 структуры из запланированных 563), был сделан существенный шаг к формированию нового корпоративного облика комплекса. Проведена реструктуризация избыточных мощностей и нерентабельных производств в связи с сокращением военных программ; из состава отрасли выведены предприятия, не участвующие в реализации гособорон-заказа (до конца 2006 г. - 43 предприятия).

Создаются предпосылки для быстрого внедрения новых научно-технических знаний и инновационных технологий из сферы военного производства в гражданское при сравнительно низких производственных издержках. В интегрированных структурах передача научно-технических достижений может осуществляться на самых ранних стадиях создания продукции, что сокращает сроки освоения инноваций и снижает затраты. Впрочем, трансфертный механизм высоких технологий военного и двойного назначения не получил должного развития и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

На данном этапе приостановлено усиление износа основных производственных фондов. Однако он остается достаточно высоким: в 2002 г. - 50,26%, в 2005 г. - 49,2%.

3 Пименов В. В. Модели преобразования российского ОПК в высокотехнологичный комплекс: механизмы реализации // Экономические стратегии. - 2007. - № 07. - С. 14-21.

2007-2015 гг. Формирование военно-научного комплекса РФ, интегрированного в научно-технический комплекс и обеспечивающего развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющих на повышение эффективности отрасли. Переход к модели инновационного развития.

Идет реализация федеральных целевых программ «Развитие ОПК на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу». Планируется провести оптимизацию путем создания ограниченного числа системообразующих (отраслеобразующих) структур. До 2010 г. предусмотрено завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способной эффективно функционировать в условиях рыночной экономики. Намечено реализовать мероприятия по развитию промышленных критических технологий в рамках федеральной целевой программы «Развитие ОПК», базовых технологий - в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».

В рамках программы развития оборонно-промышленного комплекса и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс необходимо обеспечить, в первую очередь, его слияние с гражданским сектором экономики. Механизм интеграции в народное хозяйство следует рассматривать не как перевод военных производств на выпуск гражданской продукции, а как слияние с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т. п. Изготовители собственно вооружений и военной техники должны представлять собой сборочные производства и носить узкоспециализированный характер и, по сути, быть ядром комплекса, ориентированным на задачи реализации программы вооружений.

Процесс интеграции важно дополнить организационно-институциональными преобразованиями - формированием производственно-технологических кластеров

и развитием стимулирующих инструментов обеспечения приоритетов промышленной политики - льготных кредитов, государственных гарантий, расширения механизма частно-государственного партнерства.

Однако в этот период продолжает увеличиваться разрыв в научно-технологическом развитии оборонного и гражданского секторов экономики. Высокие технологии оборонных предприятий и интеллектуальный потенциал комплекса крайне слабо используются для создания конкурентоспособности наукоемкой продукции, повышения технологического уровня отечественной производственной базы, усиления инновационной активности промышленных предприятий4.

На начальном этапе периода темпы роста инвестиций ниже (107,2%), чем роста производства (117,1). Аналогичное соотношение (3,5% и 4,5% соответственно) остается и на заключительном этапе реформ. Это дает основание говорить о том, что рост производства происходит пока без развития, технологической модернизации производственной базы, качественных преобразований; не создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности как на отечественных, так и на мировых рынках. На практикеэто привело к тому, что в последние годы в оборонно-промышленном комплексе существенно замедлились темпы роста выпуска гражданской продукции.

Несмотря на все меры, принимаемые государством в последние годы, на большинстве предприятий комплекса сохраняется тяжелое положение, эксплуатируется около 75% морально устаревшей и на 50% физически изношенной активной части производственных фондов. Темпы их обновления - не более 1% в год (необходимо - 8-10%). В критическом состоянии находятся

4 Пименов В. В. Модели преобразования российского ОПК в высокотехнологичный комплекс: механизмы реализации // Экономические стратегии. - 2007. - № 07. - С. 14-21.

испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы.

Треть предприятий комплекса - фактически банкроты. Это затрагивает проблемы национальной безопасности, поэтому использовать для ОПК общие условия банкротства государству достаточно рискованно и экономически нецелесообразно. Нужна система предоставления госгарантий предприятиям, находящимся на грани банкротства, что позволит государству остановить передел собственности5.

Выход на мировые рынки

Сфера экспорта вооружения и военной техники в целом имеет в своем развитии положительную динамику: Россия входит в тройку ведущих экспортеров продукции военного назначения; военно-техническое сотрудничество осуществляется под строгим контролем государства в соответствии с нормами международного права. Сотрудничество ФГУП «Рособоронэкспорт» сегодня охватывает свыше 70 стран, в 42 государствах созданы постоянные представительства; увеличивается объем российского экспорта.

При положительной динамике экспорт вооружения и военной техники сталкивается с рядом проблем. Причины в следующем: иностранные заказчики ориентируются в основном на образцы техники, находящиеся на вооружении российской армии и флота. Однако из-за постоянного дефицита ресурсов Минобороны России редко закупает современные образцы вооружения в таких количествах, чтобы иностранные государства обратили на них внимание.

В конкурентной борьбе на мировом рынке оружия можно рассчитывать только на превосходство российских образцов над зарубежными аналогами по боевым возможностям и критерию «эффективность - стоимость»,

5 Подробнее см.: Алямов А. Э. Оборонное предприятие в ожидании лучших времен: опыт выживания // ЭКО. - 2010. -№4.

что напрямую связано с научно-техническим потенциалом оборонного сектора.

Инновационное развитие

Оборонно-промышленному комплексу отводится ключевая роль в осуществлении инновационного развития экономики, что, в свою очередь, требует усиления государственной инновационной компоненты в данной сфере. Ускоренное развитие комплекса определено как одно из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства РФ. Причины тому следующие.

• Этот наиболее наукоемкий сектор экономики страны пока еще сохраняет накопленный научно-производственный потенциал. Комплекс включает в себя 1223 организации (в том числе более 1100 промышленных), находящиеся в сфере деятельности «Роспрома», «Роскосмоса» и «Росатома», из которых около половины относятся к научной сфере. В нем сосредоточены высококвалифицированные кадры, большая часть передовых технологий не только военного, но и гражданского назначения.

• Комплекс сохраняет значительный научно-технический задел, позволяющий совершить технологический прорыв по ряду направлений (ядерные, лазерные, авиакосмические технологии, специальные материалы и сплавы, водородная энергетика и др.) и тем самым увеличить стратегическое присутствие России на рынках высоких технологий.

• Оборонные отрасли характеризуются более высоким уровнем инновационной активности.

• Комплекс традиционно стимулирует инновационную активность в гражданских секторах экономики, способствует развитию смежных отраслей и диверсификации структуры экономики в целом, повышению ее конкурентоспособности. Около 42% объема его продукции производится для гражданских сфер экономики, в том числе с использованием технологий двойного применения.

В настоящее время в инвестиционном процессе повышается роль инновационных вложений. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологи-

ческого развития в мире, решение указанных задач запланировано комплексно в рамках новых утвержденных федеральных целевых программ, в том числе:

^ «Национальная технологическая база на 20072011 гг.» ориентирована на разработку и освоение новейших критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения;

^ «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» предусматривает разработку и освоение значительного количества промышленных технологий, ориентированных на создание и производство современных видов техники, а также авиационно-космических материалов. Эта программа призвана сыграть ключевую роль в обновлении производственно-технологической базы комплекса (около 70% от общего объема затрат составляют инвестиции на техническое перевооружение научно-технологической базы и производственных мощностей организаций оборонной промышленности - разработчиков и производителей важнейших образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих облик перспективной системы вооружения);

^ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» (новая редакция) в качестве одной из задач предусматривает формирование научного задела и разработку новых технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники.

Государственные инвестиции

Основным источником финансирования технологических инноваций в отраслях оборонно-промышленного комплекса являются собственные средства предприятий -более 80%, средства федерального бюджета составляют около 10%. Крайне незначительна доля средств местных бюджетов и внебюджетных фондов. Практически отсутствуют иностранные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий комплекса. Заметим, что

надежды на частные вложения не оправданны, так как они не ориентированы на решение стратегических государственных задач.

Капитальные вложения, связанные с приобретением машин и оборудования, составляют в среднем порядка 40% от общих инновационных затрат; более 25% расходуется на НИОКР; около 7% - на маркетинговую деятельность. В силу специфики производства вооружения и военной техники значительные средства направляются на технологическую подготовку производства новых образцов.

В отрасли сохранены отдельные точки инновационного роста: ракетно-космическая техника, ядерная энергетика, силовая и специальная электроника и т. п. Сложность современного оружия такова, что оборонным предприятиям необходимо ориентироваться на новые технологические решения, разработка которых требует высоких затрат, постоянного развития научно-технического и производственно-технологического потенциалов.

Сегодня в российский оборонно-промышленный комплекс поступают средства из федерального бюджета на реализацию государственной программы вооружения и из системы военно-технического сотрудничества - на реализацию экспортных контрактов. Эти средства трудно считать инвестициями, так как они имеют целевую направленность: создание конкретных образцов вооружения и военной техники.

Если ресурсы, поступающие сегодня в ОПК, усилить целевыми государственными инвестициями - федеральными или отраслевыми целевыми программами, комплекс станет источником роста всей отечественной промышленности, большая часть предприятий которой работает в рамках кооперации по созданию сложных образцов вооружения и военной техники.

✓ Прямая государственная поддержка может осуществляться как посредством капитальных вложений, так и путем передачи прав на интеллектуальную собственность. Приоритетным направлением здесь может стать и переориентация инвестиционных ресурсов сырьевого сектора экономики в оборонно-промышленный комплекс.

Вовсе не обязательно, чтобы инвестиционные ресурсы находились непосредственно в госструктурах. Вероятно, лучше всего передавать их в венчурные и инновационные фонды под управление частных компаний.

Правительством РФ предпринимаются определенные шаги: принятие государственной программы по созданию технопарков; образование российского Инвестиционного фонда; введение льготного налогового режима. Создана постоянно действующая правительственная комиссия по вопросам развития промышленности и технологий. Помимо прямых инвестиций, государство обязано создать выгодные условия для повышения инновационной активности оборонных предприятий. Речь идет о таможенных и налоговых льготах.

При реализации оборонных и экспортных контрактов используются далеко не все разработанные технологии: более 90% не находит применения в финальных образцах вооружения и военной техники. Необходима их дальнейшая коммерциализация, чтобы ресурсы на их создание не были потрачены безрезультатно.

Формируемая сегодня система управления оборонно-промышленного комплекса, ядром которой стала Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ, в основу своей деятельности положила реализацию именно инновационной стратегии развития отрасли. Ее полномочия дают возможность регулировать не только административно-управленческую деятельность, но и финансовые потоки, направляемые на развитие оборонных предприятий. Необходимо принятие мер инвестиционного характера, которые дали бы возможность развивать высокотехнологичный сектор российской промышленности.

В условиях рыночных отношений без наступательного маркетинга и затрат для достижения победы в конкурентной борьбе невозможно обеспечить сбыт произведенной продукции, даже если она не уступает или превосходит аналогичную зарубежную. Если государство вложит средства в продвижение конкурентоспособной продукции, созданной оборонными предприятиями, то

в выигрыше окажутся и предприятия, и регионы их размещения, и государство-инвестор6.

Для того чтобы отечественный оборонно-промышленный комплекс стал выгодным объектом государственных инвестиций, необходимо:

1) увеличение доходов от поступления налогов и сборов: на деньги налогоплательщиков финансируются фундаментальные и прикладные исследования, в том числе и по оборонной проблематике;

2) рост дивидендов по акциям оборонных предприятий, принадлежащих государству;

3) увеличение негосударственных инвестиций в отрасль. Проблемных вопросов здесь много. Например, об ограничениях в части владения и участия иностранных фирм в управлении оборонными предприятиями;

4) формирование системы научно обоснованных критериев отнесения предприятий и организаций к стратегическим. Необходима инвентаризация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В интересах повышения объемов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами целесообразно создание на базе государственного посредника интегрированной структуры с правами государственного заказчика на определенные виды продукции военного назначения, интеграции ее в систему программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники.

Все изложенные мероприятия непросты в реализации, особенно их нормативно-правовое обеспечение. Государство должно совершенствовать и формировать законодательную базу, развивающую рыночные отношения в экономике. Потребуется большое количество высокопрофессионально подготовленных кадров, интеллектуальный и образовательный уровень которых позволял бы без особых усилий в самые короткие сроки освоить и внедрить методы и технологии бизнес-планирования.

6 Пустякова Н. Г. Основные механизмы реализации государственной промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе // Вопросы защиты информации. - 2007. - № 4 (79). - С. 66-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.