Научная статья на тему 'Обобщенный алгоритм управления стоимостью предприятия на основе теории заинтересованных сторон'

Обобщенный алгоритм управления стоимостью предприятия на основе теории заинтересованных сторон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Кирилл Олегович

Рассмотрены теоретические и методологические аспекты использования теории заинтересованных сторон области управления стоимостью предприятия, позволяющие устранить недостатки традиционного подхода к осуществлению этой управленческой функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and methodological issues of application of stakeholder theory to value-based management, which enable us to eliminate weaknesses of the traditional approach to execution of this function

Текст научной работы на тему «Обобщенный алгоритм управления стоимостью предприятия на основе теории заинтересованных сторон»

УДК 338.24

К.О. Прохоров

ОБОБЩЕННЫЙ АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

На протяжении истории видение основной стратегической цели коммерческой организации естественным образом изменялось. И если в середине XX в. большинство предприятий боролись за максимизацию своей прибыли, то в настоящее время в качестве целевой установки повсеместно рассматривается рост стоимости бизнеса, обеспечиваемый, как правило, реализацией в практике корпоративного менеджмента теории управления на основе стоимости (value-based management, VBM).

В последние годы в научных кругах возобновились дискуссии о соответствии концепции VBM современным экономическим условиям, а также о ее возможностях в организации устойчивого экономического развития. Более того, рядом авторов были выявлены принципиальные недостатки традиционного подхода к управлению стоимостью, связанные с его краткосрочной ориентацией (стремлением увеличить текущие результаты в ущерб долгосрочным перспективам), а также оторванностью от отношений с отличными от собственников партнерами. В результате был сделан вывод о необходимости разработки более совершенной концепции стоимостного управления [1], а в качестве ее теоретической базы предложена теория заинтересованных сторон (ТЗС) [2].

Впрочем, достаточно проработанных методик управления стоимостью в контексте ТЗС сегодня существует немного, что обеспечивает актуальность и привлекательность новых исследований. В своей работе мы предлагаем свое видение понятия «стоимость» в контексте ТЗС, согласие относительно которого пока отсутствует в научных кругах, выявили основные предпосылки нового подхода к стоимостному управлению, а также разработали общий алгоритм управленческого процесса, соответствую-

щий ТЗС и позволяющий решать задачу роста стоимости предприятия.

Рассматривая фирму как сеть взаимосвязанных элементов, ТЗС видит задачу менеджеров в построении гармоничной и сбалансированной бизнес-среды, обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество компании и связанных с ней иных участников бизнеса (стейкхолдеров) [3]. На наш взгляд, принятие данной идеи ведет к целесообразности учета в управленческом процессе не только интересов собственников организации, но также и нужд заинтересованных сторон, вносящих вклад в деятельность предприятия и потому ожидающих ответных выгод.

В отношении управления стоимостью это, в свою очередь, означает необходимость расширительного толкования данной экономической категории. И мы, в частности, предлагаем рассматривать стоимость в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как организационное богатство, близкое к традиционному понятию «стоимость предприятия» понятие, представляющее собой сумму стоимостей, создаваемых всеми заинтересованными сторонами. Во-вторых, как стоимость самих стейкхолдеров, формируемую потоками выгод, которые они получают от взаимодействия с предприятием, и являющуюся критерием поддержания этих отношений. В-третьих, как общий социально-экономический вклад в развитие общества.

На наш взгляд, предложенная концепция позволяет наполнить процесс управления стоимостью новым прикладным содержанием. Ее принципиальная особенность - естественные взаимосвязь и взаимозависимость, в которых находятся перечисленные элементы и которые, как правило, не учитываются традиционными управленческими инструментами. Иными словами, мы полагаем, что рост организационного

4

Экономика и менеджмент предприятия

Р

богатства невозможен без пропорционального внимания к интересам стейкхолдеров как основных его создателей, а общественное благосостояние определяется и успехами предприятия и выгодами связанных с ним заинтересованных сторон. Более того, в соответствии с результатами проведенного нами моделирования ресурсных отношений фирмы и ее стейкхолдеров [4] оказывается, что максимизация стоимости предприятия может быть достигнута лишь при условии одновременной максимизации сопряженных с ней стоимостей иных участников бизнеса.

Заметим, что данная идея в корне отличается от традиционного подхода, в соответствии с которым стоимости большинства стейкхолдеров признаются равными нулю [5]. В связи с этим ее использование в практике корпоративного управления, очевидно, требует реализации целого ряда предпосылок, пока не учитываемых менеджерами.

Во-первых, как уже отмечалось ранее, мы видим необходимость принятия расширительной целевой (ценностной) установки. В соответствии с ней назначением предприятия становится уже не столько повышение благосостояния собственников, сколько создание возможностей взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон, ведущего к устойчивому экономическому развитию.

Во-вторых, считаем, что в процессе корпоративного управления необходимо говорить не только о денежных потоках, финансовых результатах и иных материальных факторах, составляющих основу современного менеджмента, но также и о социальных приоритетах, разделяемых в обществе нормах морали и этики, особенностях психологии различных участников бизнеса. Тем более, что каждый из этих элементов способен выступить фактором стоимости того или иного стейкхолдера.

В-третьих, неотъемлемой функцией менеджмента организации в контексте сделанных выводов мы видим изучение и анализ заинтересованных сторон, необходимые для информационного обеспечения управленческого процесса. При этом эффективная реализация указанной функции возможна лишь при условии построе-

ния эффективной системы коммуникации между взаимосвязанными участниками бизнеса.

Наконец, полагаем, что любое эффективное управленческое действие должно содержать в себе положительные для целевой заинтересованной стороны последствия, достаточные для проявления ею ответной реакции, ожидаемой менеджерами. Иными словами, процесс корпоративного управления должен напоминать специфический рынок, на котором взаимосвязанные партнеры обмениваются взаимными обязательствами по предоставлению друг другу желаемых выгод.

На наш взгляд, реализация указанных предпосылок в корпоративной практике должна происходить путем разработки и внедрения целого ряда управленческих инноваций, связанных с использованием новых практик, процессов и процедур стратегического и оперативного менеджмента и направленных на совершенствование деятельности организации и учет сетевого характера современного бизнеса. При этом полагаем, что данные управленческие инструменты могут быть разработаны в контексте сформулированного нами общего алгоритма управления стоимостью предприятия на основе теории заинтересованных сторон.

На первом шаге указанного алгоритма происходит выявление, спецификация и ранжирование стейкхолдеров предприятия, определяются поставщики критически важных ресурсов, наиболее влиятельные участники бизнеса, а также экономически привлекательные партнеры. В результате менеджеры приходят к пониманию реального окружения предприятия, имеющего непосредственное влияние на стоимость бизнеса.

Далее происходит оценка и сопоставление потребностей фирмы и запросов связанных с ней партнеров, выявляются общие цели и конкурирующие интересы, а также ресурсы, необходимые каждому участнику бизнеса и составляющие его стоимость. Таким образом, менеджерам удается позиционировать интересы заинтересованных сторон и прийти к пониманию направлений взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках третьего и четвертого этапов осуществляется анализ структуры и параметров

ресурсных потоков, имеющих место между предприятием и каждым из его стейкхолдеров. В частности, устанавливается соответствие предлагаемых организацией выгод системе ценностей заинтересованных сторон, а также осуществляется косвенная оценка сальдо ресурсного обмена. В результате менеджеры получают информацию о создаваемых для предприятия и стейкхолдеров стоимостях и возможных направлениях их совместного увеличения. Указанные направления реализуются на заключительной стадии алгоритма и связываются, как правило, с совершенствованием структуры отношений либо с изменением объема обмениваемых ресурсов.

В части улучшения структуры потоков целесообразными с точки зрения увеличения стоимости мероприятиями являются обеспечение предоставления заинтересованным сторонам всего комплекса ценных для них материальных и нематериальных ресурсов, а также приведение относительных весов каждого формирующего стоимость фактора в соответствие с системой ценностей различных участников бизнеса.

Что же касается параметров обменных процессов, то в силу ограниченности организационных ресурсов, здесь требуется прийти к определенному балансу интересов стейкхолдеров и обеспечить приоритетное распределение ресурсов в пользу более привлекательных и важных участников бизнеса. Решение этой задачи видится нами в нахождении возможностей экономии ресурсов на менее значимых участниках

бизнеса (при условии создания для них положительной суммы выгод) и последующем их инвестировании в рост стоимости партнеров, вносящих наибольший вклад в организационное богатство.

На наш взгляд, успешная реализация описанного алгоритма обеспечивает наиболее целесообразную организацию обменных процессов, предполагающую максимальную сумму стоимостей, создаваемых для заинтересованных сторон предприятия, а значит, и максимальную стоимость самой фирмы. При этом содержание алгоритма полностью соответствует принципам ТЗС и отражает сформулированные ранее предпосылки эффективного сетевого взаимодействия.

Резюмируя изложенные результаты и выводы, отметим, что теория заинтересованных сторон действительно является привлекательной базой для разработки новых подходов к управлению стоимостью предприятия, поскольку позволяет учитывать в управленческой деятельности сетевой характер организации современной экономики, а также способствует ориентации на долгосрочное стратегическое развитие.

Таким образом, практическая реализация ее предпосылок может стать значительным шагом вперед на пути построения новой модели корпоративного управления, более адекватной реальности и потому позволяющей осуществлять сбалансированное устойчивое экономическое развитие предприятия, его заинтересованных сторон и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Post, J.E. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth [Text] / J.E. Post, L.E. Preston, S. Sachs. - Stanford University Press, 2002. - 320 p.

2. Freeman, R.E. Stakeholder Theory [Text] / R.E. Freeman, J.S. Harrison, A.C. Wicks, B. Parmar, S. de Colle. - The State of the Art New York: Cambridge University Press, 2010. - 343 p.

3. Freeman, R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach [Text] / R.E. Freeman. - Boston: Pitman, 1984. - 116 p.

4. Прохоров, К.О. Моделирование управления стоимостью предприятия с использованием теории заинтересованных сторон [Текст] / К.О. Прохоров // Вестник Ярославского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3(13). -С. 130-133.

5. Charreaux, G. Corporate Governance: Stakeholder value versus Shareholder value [Text] / G. Charreaux, P. Desbrieres // Finance Controle Strategie. - 1996. - № 1. -P. 17-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.