Научная статья на тему 'Обобщенная структура системотехнического управления авиационным персоналомм'

Обобщенная структура системотехнического управления авиационным персоналомм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / MANAGEMENT / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Васин Михаил Владимирович, Марьенкин Евгений Викторович

Рассматриваются принципы построения структуры управления авиационным персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеев Борис Петрович, Васин Михаил Владимирович, Марьенкин Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERALISED STRUCTURE OF SYSTEMOTECHNICAL MANAGEMENT AIRCRAFT PERSONNEL

The principles of the building of the structure of management aircraft personnel are сonsidered.

Текст научной работы на тему «Обобщенная структура системотехнического управления авиационным персоналомм»

УДК 331.108.26

ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ

Б.П. ЕЛИСЕЕВ, М.В. ВАСИН, Е.В. МАРЬЕНКИН

Рассматриваются принципы построения структуры управления авиационным персоналом.

Ключевые слова: управление, персонал.

Обобщенная структура системы управления авиационным персоналом организована на принципах системотехнического управления, т.е. в основе управления лежит ситуационный анализ состояния производственного процесса авиапредприятия в части, касающейся авиационного персонала, и его влияние на результаты производственной деятельности.

Комплекс системотехнического управления авиационным персоналом включает ряд подсистем, реализующих принципы системотехнического управления (рис. 1).

Рис. 1. Комплекс системотехнического управления

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации (1) предусматривает две функции: нормативное управление и государственный контроль. Первая функция реализуется в подсистеме нормативного управления (2), вторая - реализуется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Нормативное управление в части, касающейся авиационного персонала (3), включает совокупность нормативных и регламентирующих документов, государственных актов и других норм, определяющих порядок деятельности авиационного персонала и контроль за ней со стороны государства.

В основе производственной деятельности авиационного персонала лежит безусловная способность специалиста выполнять свои производственные функции в соответствии с заданными требованиями, т.е. компетентность авиационного персонала (4) или качество выполнения производственных функций. Реализация нормативного управления осуществляется в рамках сертификации авиационного персонала (5), процедуры которой представляют собой сопоставление и выявление соответствия реальных характеристик компетентности персонала утвержденным требованиям. Результаты сертификации поступают в измерительную подсистему (6). Организационная структура измерительной подсистемы представлена на рис. 2.

Рис. 2. Измерительная подсистема

Главной задачей измерительной подсистемы является формирование модели компетентности авиационного персонала (10) в терминах квалиметрии. Структурно модель представляет собой модель качества, в которой отражены количественные значения показателей качества производственной деятельности представителей авиационного персонала предприятия, т.е. кадрового состава. Модель (10) формируется на основе результатов сертификации (1), анализа качества компетенций (3), анализа конфликтных ситуаций (2) и анализа факторов риска (4). Все эти результаты анализируются на соответствие установленным требованиям в блоках 5 - 8 соответственно. С учетом критерия управления (9), которым является качество профессиональной деятельности персонала, все эти количественные оценки в форме параметров модели распределяются по показателям качества компетентности. Модель является одним из входных факторов для подсистемы ситуационного анализа (11).

Таким образом, подсистема ситуационного анализа (11) на рис. 1. на основе входной информации о состоянии исследуемой системы (ситуации) на выходе формирует оценку этой ситуации в терминах качества (критерий управления) для подсистемы принятия решений (13).

В рамках данного алгоритма решается еще одна важная задача по управлению авиационным персоналом.

В обобщенной структуре комплекса системотехнического управления авиационным персоналом (рис. 1) представлена подсистема анализа социально - психологических факторов (8). Появление этой подсистемы связано с тем, что переход на системотехническое управление персоналом по критерию качества не исключает тех функций управления, которые предусмотрены в кадровом менеджменте, т.е. учет социально - психологических факторов. Эти факторы следуют из целей управления персоналом - достижение определенного качества персонала, которое может обеспечить стратегическое развитие предприятия.

Целью может быть и развитие персонала, личностное и профессиональное развитие конкретных работников. В зависимости от цели формулируются задачи: обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимом количестве и требуемой квалификации, достижение обоснованного соотношения между организационно - технической структурой производства и структурой трудового потенциала, ростом квалификации работников и их карьерой, адаптация работников и т. д.

Возникает задача учета этих факторов в системе управления. Эта задача решается следующим образом. Модель качества исследуемого объекта представляет собой иерархическую структуру показателей качества. Свертка этих показателей (обобщенный показатель) включает в обязательном порядке весовые коэффициенты, которые отражают значимость соответствующих показателей. Предлагается формировать эти весовые коэффициенты с учетом социально -психологических факторов авиационного персонала, тем самым измеряемое качество профессиональной деятельности персонала будет включать и эти факторы.

Обобщенная структура конфликтологического управления авиационным персоналом является элементом (7) комплекса системотехнического управления (рис. 1) и включает в свой состав элементы, реализующие концепцию конфликтологического управления: определение атрибутов конфликта и определение зоны конфликта.

На этапе определения атрибутов конфликта констатируется факт появления конкретной ситуации, который вытекает из анализа источников - причин появления конфликта. Далее решается задача определения совокупности атрибутов конфликта: объекта, предмета, области и субъектов. Каждый из атрибутов должен иметь четкое лингвистическое описание. Особый интерес вызывает описание целевой функции каждого субъекта. В производственном конфликте предполагается, что интересы участников конфликта связаны, прежде всего, с профессиональной деятельностью и производственными отношениями.

Определение зоны конфликта - задача весьма важная для последующих этапов, поскольку на данном этапе впервые появляется понятие локального критерия субъекта конфликта как целевой функции одного из участников конфликта. Границы зоны конфликта достаточно расплывчаты, но и такое их определение ограничивает поле значимости каждого локального критерия. При этом необходимо учитывать специфику конкретной области конфликта, отражая ее в форме отдельных факторов локальных критериев.

Подсистема формирования локальных критериев конфликта является важнейшей с точки зрения выбора направления дальнейших исследований конфликта, поскольку здесь определяется класс решаемой задачи.

Область интересов отдельной профессиональной группы отображается векторным критерием, который с учетом весового коэффициента можно считать целью профессиональной группы, которая в большинстве случаев не совпадает с главной целью деятельности авиапредприятия (ГЦАП), что снижает качество и эффективность этой деятельности.

В большинстве случаев производственного конфликта несовпадение критериев бывает частичное. Это означает, что только часть векторного критерия совпадает с ГЦАП.

Важно определить локальный критерий является скаляром или вектором, что определяет пути и методы дальнейшего исследования схемы конфликта и получения его решения. При этом в случае многовекторной задачи необходимо на данном этапе определить состав и сочетание факторов, определяющих каждый локальный критерий.

Процедура нормализации критериев необходима в случае, если локальные критерии имеют различную физическую природу, что не дает возможности их сопоставлять и принимать соответствующие решения.

Процедура определения приоритетов критериев имеет особое значение, поскольку именно здесь впервые локальные критерии сопоставляются между собой, и делается попытка их ранжирования с использованием ряда приоритета и вектора приоритета.

Определение факторов локальных критериев осуществляется только в случае многовекторной оптимизации. В этом случае каждый локальный критерий е1 е Е(X) определяется совокупностью факторов Ф ¡,Ф2,...,Фт, относящихся к каждому критерию, при этом все они являются векторами. Задача состоит в определении параметров и характеристик факторов. После этого каждый фактор рассматривается как локальный критерий.

В задачах векторной оптимизации предполагается, что между критериями существуют противоречия, поэтому область допустимых решений состоит из двух частей: согласия и области компромисса. С учетом главной цели решения конфликта необходимо определить границы области компромисса и критерии, определяющие эти границы, а также выбрать принципы формирования схемы компромиссного решения и соотнести их с факторами локальных критериев.

Процедура формирования вектора весовых коэффициентов относится к локальным критериям и факторам локальных критериев, определяя превосходство (вес) некоторого критерия над остальными в пределах области компромисса.

Процедура векторной оптимизации (рис. 3) реализует концепцию квалиметрического решения конфликта. В рамках этой процедуры исследуется многовекторность. Ответ на вопрос:

является ли локальный критерий е^ вектором, определяет одну векторную оптимизацию в

случае отрицательного решения. При положительном ответе анализ продолжается, при этом исследуются факторы локальных критериев ф(е?). Если ф(е?) не вектор - оптимизация

двухвекторная, если вектор, то оптимизация как минимум трехвекторная. Дальнейшее исследование определяет составляющие факторов локальных критериев и т.д.

Рис. 3. Квалиметрическая процедура одновекторной оптимизации

Следующая процедура в рамках векторной оптимизации состоит в измерении качества векторного критерия оптимальности или качества компромиссного решения конфликта. При этом следует учитывать, что локальные критерии конфликта в данном случае являются скалярами. Качество компромиссного решения конфликта определяет степень совпадения вектора главной цели производственной деятельности авиапредприятия с вектором локальных критериев. Для измерения этого качества ГЦАП расписывается в формате требований и распределяется по критериям, после чего требования сопоставляются с реальными характеристиками критериев. При

этом решается вопрос о методах измерения и проблема шкалирования. ЛПР оценивает полученное числовое значение качества и решает вопрос о том, является ли оно достаточным для заданной эффективности производственной деятельности авиапредприятия. Если нет, то процедура повторяется.

Многовекторная оптимизация (рис. 4) также является квалиметрической и в значительной степени совпадает с предыдущей. Отличие состоит в том, что требования, сформулированные в соответствии с ГЦАП, декомпозируются уже по факторам локальных критериев. При этом следует учитывать, что сами локальные критерии в данном случае являются векторами. В случае несоответствия полученного значения качества заданной эффективности процедура повторяется.

Рис. 4. Квалиметрическая процедура двухвекторной оптимизации

Повышение качества компромиссного решения конфликта достигается за счет последовательного сопоставления характеристик локальных критериев (факторов локальных критериев) с требованиями. При сопоставлении решается задача, вытекающая из физического смысла характеристик и требований, которая состоит в том, чтобы в максимальной степени ликвидировать последствия.

Рассмотренные процедуры иллюстрируются примером, представленным на рис. 5.

Рис. 5. Иерархия показателей качества компромиссного решения конфликта

Предположим, что производственный конфликт для своего решения требует двухвекторной оптимизации, при этом имеются пять локальных критериев, каждый из которых включает от 2 до 3 факторов.

После выполнения всех необходимых процедур строим иерархию показателей качества компромиссного решения. В данном случае необходимы три уровня иерархии.

Показатели качества нижнего уровня иерархии определяются экспертным путем с использованием известных методов. Остальные вычисляются в масштабах выбранной шкалы измерения. Полученное значение ПКкр анализируется ЛПР. При этом решается вопрос о достаточности уровня качества критериев (качества компромиссного решения конфликта) для заданной эффективности производственной деятельности предприятия. Если качество не соответствует, процедура векторной оптимизации повторяется при некоторой коррекции параметров.

Ниже представлена схема свертки показателей качества с учетом весовых коэффициентов.

ПКкр = ПКлк1+Х2ПКлк2+Х3ПКлк3+Х4ПКлк4+Х5ПКлк5;

ПКлк1= а1ПКф1к1+а2ПКф2к1;

ПКлк2= Р1ПКф1к2+Р2ПКф2к2+РзПКфзк2;

ПКлк3= у1Пкф1к3+у2Пкф2к3;

ПКлк4= 91Пкф1к4+92Пкф2к4+93ПКф3к4;

ПКлк5= п1Пкф1к5+п2Пкф2к5.

Таким образом, квалиметрическое решение конфликта становится эффективным инструментом системотехнического управления авиационным персоналом.

Обобщенная структура компетентностно - ориентированной системы управления авиационным персоналом (рис. 6) является элементом (10) комплекса системотехнического управления (рис. 1) и включает в свой состав элементы, реализующие концепцию компетентностно -ориентированного управления.

Качество профессиональной подготовки авиационного персонала (1) отображается в форме показателей качества компетенций в модели (2). Количественная оценка качества компетенций осуществляется в подсистеме мониторинга (5), которая выдает результаты в форме параметров управления (3). С учетом этих параметров и модели качества (2) формируется модель процесса мониторинга компетентности авиационного персонала (6). На основании модели в подсистеме мониторинга компетентности авиационного персонала (9) формируются количественные оценки этой компетентности в форме показателей качества, которые в подсистеме компетентности (8) комплексируются и трансформируются в параметры управления.

Подсистемы принятия решений (7) и исполнительная (4) работают аналогично рассмотренным ранее соответственно (13) и (14) на рис. 1.

Рис. 6. Обобщенная структура компетентностно-ориентиро-ванной системы управления авиационным персоналом

THE GENERALISED STRUCTURE OF SYSTEMOTECHNICAL MANAGEMENT AIRCRAFT PERSONNEL

Eliseev B.P., Vasin M.V., Marienkin E.V.

The principles of the building of the structure of management aircraft personnel are considered.

Key words: management, personnel.

Сведения об авторах

Елисеев Борис Петрович, 1957 г.р., окончил Дальневосточный государственный университет (1982), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, заведующий кафедрой государственного регулирования и права МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - государственное управление, административное, финансовое, воздушное право.

Васин Михаил Владимирович, 1978 г.р., окончил МГТУ ГА (2002), кандидат технических наук ООО «Мегаполюс авиачартер», автор 9 научных работ, область научных интересов - прикладные вопросы квалиметрии.

Марьенкин Евгений Викторович, 1976 г.р., окончил Академию гражданской авиации (1999), соискатель ученой степени кафедры государственного регулирования и права МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - проблемы управления авиационным персоналом, квалиметрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.