УДК 656.071:629.73
О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Б.П. ЕЛИСЕЕВ, Л.Н. ЕЛИСОВ, Е.В. МАРЬЕНКИН
В работе предлагается оригинальный подход к решению проблемы управления авиационным персоналом по критерию качество с учетом фактора риска.
Ключевые слова: авиационный персонал, гражданская авиация, система, факторы.
Задача исследования формулируется как результат аналитического изучения проблем в области управления авиационным персоналом и критического анализа современных методов решения этих проблем.
Кратко эти результаты можно представить в следующем виде:
1. Проблема управления персоналом как научная задача в современных условиях относится к области социально-психологических исследований со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. При всех положительных возможностях такого подхода необходимо констатировать, что управление в его классическом понимании, т. е. как корректировка отклонений от установленных значений измеряемого параметра, в этих условиях реализовать достаточно затруднительно, поскольку вопрос об измерении контролируемого параметра как социального или психологического фактора по отношению к персоналу является весьма проблематичным. Кроме того, физический смысл такого фактора достаточно трудно определить и, тем более, им оперировать как управляемой величиной.
2. Управление авиационным персоналом представляется гораздо более сложной и специфической задачей по сравнению с управлением персоналом других категорий работников по следующим причинам:
- авиационный персонал определяется как строго категорированная совокупность специалистов, имеющих специальную подготовку и реализующих ответственную производственную деятельность в условиях интегрального критерия этой деятельности - безопасности полетов;
- лица из числа авиационного персонала допускаются к профессиональной деятельности при наличии сертификата (свидетельства);
- к авиационному персоналу гражданской авиации предъявляются жесткие профессиональные требования, устанавливаемые федеральными авиационными правилами;
- подготовка авиационного персонала проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные специально уполномоченным органом сертификации и лицензии;
- государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;
- нормативная база, регламентирующая профессиональную деятельность авиационного персонала, строго гармонизирована с требованиями и стандартами международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других международных организаций;
- авиационный персонал работает в условиях постоянного мониторинга результатов производственной деятельности по критериям безопасности полетов с регулярным анализом возникающих нештатных ситуаций;
- профессиональная деятельность авиационного персонала строго регламентирована, документирована и алгоритмизирована;
- авиационный персонал несет повышенную ответственность за результаты своей работы, вплоть до уголовной;
3. Одним из основных факторов, определяющих успешную профессиональную деятельность авиационного персонала, является его надежность. По результатам анализа некоторых разделов теории надежности применительно к авиационному персоналу можно сделать следующие замечания:
- понятие надежность авиационного персонала базируется на следующих основных понятиях: ошибка, погрешность, отказ, время реакции, резерв точности, факторы деятельности, вероятность безошибочного выполнения функции;
- надежность авиационного персонала - хорошо формализуемый параметр, процедура оценки которого легко поддается алгоритмизации;
- надежность авиационного персонала, как измеряемый параметр для целей управления персоналом, однозначно связан с более широким понятием - качество.
4. В системах управления авиационным персоналом, основанных на классической теории управления, в контур управления необходимо включить измеряемые параметры, основанные на понятии риска.
5. Производственная деятельность авиационного персонала включает, в том числе, обязательные процедуры решения конфликтных ситуаций. Производственные конфликты в данном случае следует рассматривать как прогрессивный, положительный фактор, представляющий собой одну из форм стратегического развития авиапредприятия. Учет данного фактора в системах управления авиационным персоналом дает возможность спрятать социальнопсихологические аспекты деятельности персонала в процедурах разрешения производственных конфликтов.
6. Авиационный персонал как объект управления нельзя рассматривать в отрыве от системы подготовки и повышения квалификации кадров гражданской авиации. Иными словами, в контур управления авиационным персоналом должны быть включены образовательные учреждения гражданской авиации, деятельность которых в современных условиях базируется на таких понятиях, как компетентность, компетенция, качество компетенции, компетентностный подход.
На основании вышеизложенного предлагается следующая концепция системотехнического управления авиационным персоналом (рис. 1).
В основе концепции лежат следующие основные факторы:
1. Г енеральным критерием деятельности гражданской авиации является безопасность воздушного транспорта (1), которая подразделяется на безопасность полетов (2) и авиационную безопасность (3).
2. Безопасность воздушного транспорта более чем на 90% определяется человеческим фактором, который в гражданской авиации представлен авиационным персоналом (9).
3. С учетом специфики деятельности авиационного персонала методы управления авиационным персоналом (8) существенно отличаются от принятого в современных системах управления персоналом социально-психологического подхода и должны быть ориентированы на системотехническое управление (10).
4. В основе системотехнического управления авиационным персоналом, как методологической базы, должны быть следующие теории: теория надежности (4), теория рисков (5), теория конфликтов (6) и компетентностный подход (7).
5. Если эти исходные положения принимаются, то системотехническое управление авиационным персоналом (10) должно иметь два контура управления: производственная система (11) и образовательная система (12).
На основе этих системообразующих факторов выстраивается следующая системотехническая, управляющая по отношению к авиационному персоналу, структура.
Рис. 1. Концепция управления авиационным персоналом
Измеряемым и контролируемым параметром в системе управления авиационным персоналом является компетентность авиационного персонала (13), на основе которой в системе (11) осуществляется реальное управление - расстановка персонала (14). Расстановка персонала здесь понимается в широком смысле: это не только динамика наполнения штатного расписании, но и весь комплекс вопросов, ориентированных на реализацию социально-экономических, психологических и многих других интересов авиационного персонала, с одной стороны, и стратегических целей развития предприятия - с другой.
В основе решения всех этих проблем лежит компромиссный подход, т.е последовательное решение конфликтных ситуаций в производственных условиях. Для этого целевая функция
авиапредприятия (15) трансформируется в динамическую совокупность задач производственной деятельности (16). При решении задач возникают конфликтные ситуации (17), которые требуют соответствующего анализа (18) и решения (19).
Решение конфликта основано на параметрическом анализе данных мониторинга компетентности авиационного персонала (20) и ситуационной модели расстановки персонала. При этом в основе мониторинга лежит главный критерий оптимизации управления - качество производственной деятельности авиационного персонала (компетентность). Тогда в системе принятия решений (21) может быть принято одно из управленческих решений: повышение квалификации (22), переподготовка (23) или увольнение (24). По завершении этих операций (22, 23) принимается новое решение по расстановке персонала (14).
Качество профессиональной деятельности авиационного персонала (компетентность) как управляемый параметр формируется в процессе подготовки авиационного персонала в рамках образовательной системы (12). Компетентностный подход в образовании определяет компетентность как совокупность некоторого объема компетенций (25). Тогда в образовательной системе управляемым параметром является качество компетенций (26). Отсюда контур управления включает мониторинг качества компетенций (27), анализ и принятие решений об уровне качества (28) и исполнительные процедуры в форме коррекции качества (29).
Оба контура системотехнического управления авиационным персоналом объединяются в единую систему управления через параметр компетентности авиационного персонала.
Концепция диссертационного исследования предполагает решение следующих основных задач:
1. Разработка методов и алгоритмов системотехнического управления авиационным персоналом по критерию качество.
2. Решение конфликтологических проблем в системе управления авиационным персоналом.
3. Разработка компетентностно - ориентированной системы управления авиационным персоналом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисов Л.Н., Баранов В.В. Управление и сертификация в АТС. - М.: Воздушный транспорт, 1999.
ON THE CONCEPT OF СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО MANAGEMENT AVIATION PERSONNEL
OF CIVIL AVIATION
Eliseev B.P., Elisov L.N., Marienkin E.V.
The article offers an original approach to the solution of problems of management of aviation personnel on the criteria of quality of the given risk factor.
Key words: aviation personnel, civil aviation system, the factors.
Сведения об авторах
Елисеев Борис Петрович, 1957 г.р., окончил Дальневосточный государственный университет (1980), заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук, ректор МГТУ ГА, заведующий кафедрой государственного регулирования и права, автор более 100 научных работ, область научных интересов - проблемы оптимизации производственных, экономических и социальных систем, транспортное право, организация и управление образовательными процессами.
Елисов Лев Николаевич, 1945 г.р., окончил Пензенский политехнический институт (1967), доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 200 научных работ, область научных интересов -безопасность воздушного транспорта, человеческий фактор, квалиметрия, образовательные системы.
Марьенкин Евгений Викторович, 1976 г.р., окончил Академию гражданской авиации (1999), соискатель ученой степени кафедры государственного регулирования и права МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - проблемы управления авиационным персоналом, квалиметрия.