Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОДЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОДЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УТОМЛЕНИЕ / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Бобровик Артем Павлович, Сидоров Александр Юрьевич, Дальский Дмитрий Даниилович

В данной работе раскрываются методы повышения работоспособности профессорско-преподавательского состава высших военных учебных организаций в период выполнения ими профессиональных задач, отмечается необходимость, что их следует развивать и научно обосновывать как наиболее перспективное направление в процессе сохранения профессионального долголетия. Проведенный анализ литературных источников по данной тематике, обобщение личного педагогического опыта авторов выявили пути повышения работоспособности преподавателей, а также продления их профессионального долголетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Бобровик Артем Павлович, Сидоров Александр Юрьевич, Дальский Дмитрий Даниилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF MODERN METHODS OF IMPROVING EFFICIENCY AND PROLONGING PROFESSIONAL LONGEVITY OF THE TEACHING STAFF OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This paper reveals methods for improving the efficiency of the teaching staff of higher military educational organizations during the period of their professional tasks, the need is noted that they should be developed and scientifically substantiated as the most promising direction in the process of maintaining professional longevity. The analysis of literary sources on this subject, the generalization of the personal pedagogical experience of the authors revealed ways to increase the efficiency of teachers, as well as extend their professional longevity.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОДЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

3. Lyakin A. (2021), "Konstantin Ernst Director of Channel One. Moscow. Awarding winners of the "Knowledge" award", available at: https://www.1tv.ru/news/2021-12-08/417671-v_moskve_vpervye_nagradili_laureatov_premii_znanie (accessed 08.12.2021 )

4. Zakharkina T.N. and Isakova I.A. (2019), "Gadgetization: Effects on Social Processes", Bulletin of N.I. Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, No. 3(55), pp. 115-121.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 378

ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОДЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Елена Сергеевна Краева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Артем Павлович Бобровик, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург; Александр Юрьевич Сидоров, преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной работе раскрываются методы повышения работоспособности профессорско-преподавательского состава высших военных учебных организаций в период выполнения ими профессиональных задач, отмечается необходимость, что их следует развивать и научно обосновывать как наиболее перспективное направление в процессе сохранения профессионального долголетия. Проведенный анализ литературных источников по данной тематике, обобщение личного педагогического опыта авторов выявили пути повышения работоспособности преподавателей, а также продления их профессионального долголетия.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, профессиональное долголетие, здоровье, физическая подготовка, работоспособность, высшие военно-учебные организации, утомление, выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p282-287

GENERALIZATION OF MODERN METHODS OF IMPROVING EFFICIENCY AND PROLONGING PROFESSIONAL LONGEVITY OF THE TEACHING STAFF OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Elena Sergeevna Kraeva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Artem Pavlovich Bobrovik, the candidate ofpedagogical sciences, docent, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Alexander Yuryevich Sidorov, the teacher, Military Institute (engineering and technical) of the Military Academy of Logistics named after General of the ArmyA.V. Khrulev, St. Petersburg; DmitryDaniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St.

Petersburg

Abstract

This paper reveals methods for improving the efficiency of the teaching staff of higher military educational organizations during the period of their professional tasks, the need is noted that they should

be developed and scientifically substantiated as the most promising direction in the process of maintaining professional longevity. The analysis of literary sources on this subject, the generalization of the personal pedagogical experience of the authors revealed ways to increase the efficiency of teachers, as well as extend their professional longevity.

Keywords: faculty, professional longevity, health, physical training, working capacity, higher military educational organizations, fatigue, endurance.

Особенности военного труда и интересы безопасности Отечества обусловливают повышенные требования к состоянию здоровья профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных организаций, а также сохранения у них высокого уровня профессиональной работоспособности.

Известно, что с возрастом в организме человека происходит снижение физиологических резервов, возникают те или иные отклонения и в состоянии здоровья профессорско-преподавательского состава, которые требуют применения средств реабилитации. Анализ специальной литературы по данной тематике выявил, что с точки зрения системного подхода выделяются: социальная, профессиональная, психологическая, медицинская и физическая реабилитация.

Социальная, профессиональная, психологическая реабилитация в основном находятся в ведении командно-руководящего состава военно-учебного заведения. На практике она направлена на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров профессорско-преподавательского состава, поддержании педагогического мастерства на должном уровне и т. д.

Медицинская и физическая реабилитация имеют тесную взаимосвязь и переплетаются между собой. Под данной реабилитацией мы понимаем комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления утраченных или ослабленных функций организма профессорско-преподавательского состава военно-учебного заведения в результате заболевания, повреждений, травм, либо функциональных расстройств (например, отклонения в деятельности некоторых систем организма - зрительный, слуховой). Важным аспектом в системе обеспечения деятельности профессорско-преподавательского состава является наблюдение за здоровыми специалистами. Первичная профилактика заболеваний, предупреждение расстройств или ослабления функций организма должны включать в себя активную пропаганду среди лиц профессорско-преподавательского состава военно-учебного заведения здорового образа жизни, рационального режима труда и отдыха, питания, проведение диспансерного наблюдения с целью раннего выявления отклонений, проведение оздоровительных мероприятий в том числе и санаторно-курортное лечение и др. Особое значение здесь приобретает физическая подготовка профессорско-преподавательского состава как способ расширения физиологических резервов организма и восстановления нарушенных функций и систем, вследствие профессиональной деятельности.

Большое значение, на наш взгляд, имеет психологическая реабилитация профессорско-преподавательского состава для снятия высокого нервно-эмоционального напряжения, связанного с преподаванием в высшем военном учебном заведении. Существенную роль при этом мы рекомендуем отвести приемам аутогенной тренировки, активно применяемой в спортивной практике, а также рациональному использованию комнат психологической разгрузки.

Авторы работы отмечают, что методы повышения работоспособности профессорско-преподавательского состава высших военных учебных организаций в период выполнения ими профессиональных задач следует развивать и научно обосновывать как наиболее перспективное направление в процессе сохранения профессионального долголетия.

Как указывают многие исследователи, с целью укрепления здоровья профессорско-преподавательского состава следует принять меры к повышению их двигательной активности, более широкому охвату всех категорий преподавателей занятиями физической

культурой и физическими упражнениями на протяжении всего периода преподавания в военно-учебном заведении.

В настоящее время активно используются средства повышения резервных возможностей организма профессорско-преподавательского состава, предназначенные для совершенствования профессионально значимых физических качеств и психических свойств их личности. Наиболее эффективными на наш взгляд являются отработка навыков самоуправления психофизиологическими системами своего организма путем применения методов психосоматической саморегуляции, самомассажа биологически активных точек, дыхательной гимнастики и специальных физических упражнений, а также учебно-тренировочные занятия по игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис).

Проведение регулярных медицинских осмотров профессорско-преподавательского состава позволяет выявить отклонения в функционировании важнейших систем их организма (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой) на наиболее ранних стадиях. Таким образом, становится возможным проведение необходимых профилактических мероприятий для восстановления и поддержания здоровья военных специалистов из числа профессорско-преподавательского состава. В этом как показывает практика и заключается эффективность и перспективность ежегодных медицинских осмотров, которые, несомненно, направлены еще и на сохранение служебного долголетия вышеуказанных специалистов. Наблюдения врачей показывают, что нетренированный организм профессорско-преподавательского состава военно-учебных организаций при получении физических и психических нагрузок не способен отвечать адекватным реакциям и травмируется. В молодом возрасте данные травмы и нарушения проходят практически бесследно, но при их повторении, ввиду специфики служебной деятельности, через несколько лет приводят к хроническим заболевания, которые в пожилом возрасте с трудом поддаются лечению [1, С. 191].

Практика показывает, что основой повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений является уровень умственной и физической работоспособности. Как мы видим, теоретическое и методическое обоснование этого лежит в единстве следующих периодов деятельности:

• специфике труда профессорско-преподавательского состава;

• полноценного отдыха и восстановления профессорско-преподавательского состава;

• использования физических упражнений с целью усиления восстановительных процессов и поддержания активного уровня жизнедеятельности организма профессорско-преподавательского состава.

При составлении программ по физической подготовке для профессорско-преподавательского состава военно-учебных организаций мы настоятельно рекомендуем особое внимание обратить на соблюдение таких значимых принципов, как: принцип оптимальности; принцип специфичности; принцип индивидуальности. Из всех необходимых профессорско-преподавательскому составу физических качеств наибольшее значение на наш взгляд имеет развитие физического качества «выносливость». Оно проявляется в виде способности профессорско-преподавательского состава длительно поддерживать необходимый уровень работоспособности, тем самым отдаляя время наступления утомления. При этом физическая выносливость сочетается со способностью сохранять устойчивость к воздействию отрицательных факторов преподавательской деятельности (психологические нагрузки, эмоциональное перенапряжение, гиподинамия, гипоксия и др.).

Длительное состояние высокой психоэмоциональной напряженности, связанное с профессиональной деятельностью, приводит организм профессорско-преподавательского состава к быстрому истощению и утомлению центральной нервной системы. Для ее реабилитации мы считаем наиболее целесообразным использование физических упражне-

ний невысокой интенсивности, но значительной по продолжительности, преимущественно циклического характера (скандинавская ходьба, медленный бег, расслабляющее плавание, велосипедные прогулки, настольный теннис и т. д.). Достаточно эффективно здесь могут применяться и спортивные игры. Ходьба - одна из лучших, наиболее доступных и легко дозируемых форм активизации двигательного режима профессорско-преподавательского состава. Умеренно напряженная и достаточно длительная работа крупных мышечных групп при ходьбе положительно влияет на сердечную мышцу и сосуды, вследствие чего оказывает благотворное воздействие на функции кровообращения и дыхания, на деятельность кишечника и почек, на нервную систему [2, С. 83, 10, С. 293]. Общеизвестно, что мышцы человека укрепляются в результате выполнения физической нагрузки, а вместе с ними изменяются и такие важные показатели как работоспособность, физическая подготовленность и физическая готовность [3, С. 37].

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать профессорско-преподавательскому составу военно-учебных организаций использовать постоянные занятия физическими упражнениями, а также организацию самостоятельной систематической проверки и оценки уровня своего функционального состояния организма, включая и уровень выносливости.

Нами установлено, что большое значение для повышения работоспособности и продления профессионального долголетия профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений имеет их умение использовать методы саморегуляции. В частности, мы рекомендуем профессорско-преподавательскому составу самостоятельное определение коэффициента выносливости. Данный коэффициент выносливости представляет собой интегральную величину и вычисляется по формуле достаточно просто. Этот индекс достаточно эффективно возможно применять для определения адаптации к нагрузке. Формула, по которой он определяется так и получила название-формула Кваса. Приведем пример определения коэффициента выносливости:

КВ=(ЧССх10)/Р4

где: ЧСС - частота сердечных сокращений; Рd=(систолическое давление)-(диастолическое давление).

кв=_75х10_ = 15.

130 - 80

В норме коэффициент выносливости должен быть равен 16. С помощью этого коэффициента определяется функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Увеличение значения коэффициента выносливости (выше 16) указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, а уменьшение - на ее усиление.

Анализ специальной литературы указывает на то, что стресс вызывает в организме профессорско-преподавательского состава военно-учебных организаций изменения аналогичные изменениям, возникающим при тяжелой физической работе. После стрессовых ситуаций в организме преподавателей военно-учебных организаций развивается утомление, которое может существенно отражаться на их профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость изыскания новых восстановительных средств и методов для ускорения снятия утомления. В условиях недостаточной двигательной активности, мы предлагаем шире внедрять самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в повседневную жизнь преподавателей, которые помогают способствовать формированию у них потребности быть здоровым [4, С. 603]. Анализ деятельности, а также результаты научных исследований показывают, что успех при выполнении задач зависит не только от материально-технической обеспеченности преподавателей военно-учебных организаций, но и от максимально высокого уровня развития у них физических и морально-волевых качеств, а также двигательных навыков, которые соответствуют характеру и профессиональным особенностям служебной деятельности [5, С. 31].

Как мы видим, повышение физической работоспособности и продление профессионального долголетия профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных организаций представляет собой важнейшую социально-биологическую проблему, от эффективности решения которой во многом зависит еще и уровень общей профессиональной работоспособности в целом. Вместе с тем, все эти вопросы недостаточно изучены, что в свою очередь сдерживает научно-обоснованную разработку необходимых для решения этих задач мероприятий.

При выполнении служебно-профессиональных обязанностей профессорско-преподавательскому составу нужна высокая профессиональная работоспособность, а она тесно связана с личной физической подготовленностью. Поэтому кроме способности к грамотной организации и проведению занятий им необходимо знать закономерности планирования личной физической тренировки [6, С. 44].

В заключении мы считаем необходимо отметить, то, что в данной работе, конечно же, рассмотрены далеко не все вопросы, затрагивающие структуру и сущность физической готовности профессорско-преподавательского состава военно-учебных организаций к конкретной деятельности. Эта задача может быть полностью решена в дальнейшем усилиями других авторов [7, С. 14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровик А.П. Необходимость и средства поддержания физической готовности офицеров старшего возраста и находящихся в запасе / А.П. Бобровик, Л.В. Никулин // Вестник СПб университета МВД России. -2008. - № 2. - С. 190-192.

2. Бобровик А.П. Поддержание высокой работоспособности у военнослужащих военной полиции средствами физической подготовки / А.П. Бобровик, А.Ю. Сидоров // Физическая культура и спорт: идеи, технологии, и перспективы : материалы IV международной научно-практической конференции. - Омск, 2021. - С. 82-85.

3. Бобровик А.П. Физическая тренировка сотрудников военной полиции с использованием упражнений без отягощения в условиях самоизоляции / А.П. Бобровик, А.Ю. Сидоров // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования : материалы IX Международной научно-методической конференции. - Уфа : УГАТУ, 2021. - С. 37-41.

4. Бобровик А.П. Анализ и перспективы развития профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции / А.П. Бобровик, Л.В. Никулин // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. Москва, 2019. - С. 601-604.

5. Бобровик А.П. Физические качества и психические свойства личности сотрудника силовых ведомств, их взаимосвязь в процессе обучения в образовательных организациях силовых ведомств / А.П. Бобровик, А.Ю. Сидоров, Ф.В. Лулаков // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: материалы VIII международной научно-метод. конференции, посвященной 75-летней годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. - Уфа : УГАТУ, 2020. - С. 28-32.

6. Бобровик А.П. Особенности физической подготовки офицеров-преподавателей образовательных организаций силовых структур /А.П. Бобровик, А.Ю. Сидоров // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, -2020. - С. 43-48.

7. Управление физической подготовкой военнослужащих на основе оперативного контроля. / Ф.В. Лулаков, С.А. Краев, И.А. Афанасьева, Д.Д. Дальский // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. — С. 41-42.

REFERENCES

1. Bobrovik, A.P. and Nikulin, L.V. (2008), "Necessity and means of maintaining the physical readiness of older officers and those in the reserve", Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2, pp. 190-192.

2. Bobrovik, A.P. and Sidorov, A.Yu. (2021), "Maintaining high performance among military police officers by means of physical training", Physical culture and sport: ideas, technologies, and pro-

spects, Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 82-85.

3. Bobrovik, A.P. and Sidorov, A.Yu (2021), "Physical training of military police officers using exercises without weights in self-isolation", Physical culture and sport in the system of higher and secondary vocational education, Materials of the IX International Scientific and Methodological Conference, Ufa, pp. 37-41.

4. Bobrovik, A.P. and Nikulin, L.V. (2019), "Analysis and prospects for the development of professionally applied physical training of police officers", Physical culture, sports, tourism: innovative projects and advanced practices, Materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the Department of Physical Education, Moscow, pp. 601-604.

5. Bobrovik, A.P., Sidorov A.Yu. and Lulakov, F.V. (2020), "Physical qualities and mental properties of the personality of an employee of law enforcement agencies, their relationship in the learning process in educational organizations of law enforcement agencies", Physical Culture and sport in the system of higher and secondary vocational education: materials of the VIII international scientific method. conference dedicated to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, Ufa, pp. 28-32.

6. Bobrovik, A.P. and Sidorov, A.Yu. (2020), "Features of physical training of officers-teachers of educational organizations of power structures", Physical culture and sport in the structure of vocational education: retrospective, reality and future, Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, pp. 43-48.

7. Lulakov, F.V., Kraev, S.A., Afanaseva, I.A. and Dalsky D.D. (2022), "Management of the physical training of military personnel based on operational control", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 41-42.

Контактная информация: ddfond@icloud.com

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.431:373

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОРАЗМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Цель работы - разработать методику формирования соразмерного соотношения физической и технической подготовленности учащихся в прыжке в длину с разбега. Методика и организация исследования. Показатели физической подготовленности учащихся определялись по результатам тестирования, а технической подготовленности - по соотношению фактических и расчетных показателей прыжка в длину с разбега. В исследовании принимали участие 432 мальчика в возрасте 1015 лет города Москвы. Результаты исследования и выводы. Наиболее информативными в прыжке в длину с разбега являлись показатели бега на 30 м с высокого старта по движению и прыжка в длину с места. На основе уравнения множественной регрессии (у = - 0,24 х; + 0,80 х2 + 3,22, где у - результаты в прыжке в длину с разбега, м; х; - показатели бега на 30 м с высокого старта по движению, с; х2 - результаты прыжка в длину с места, м.) определяли для каждого ученика соразмерность физической и технической подготовленности в прыжке в длину с разбега, методика которой оказалась продуктивной.

Ключевые слова: методика, прыжок в длину с разбега, физическая и техническая подготовка, учащиеся, взаимосвязь показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.