Научная статья на тему 'Апробация программы по физической подготовке с использованием интерактивных средств обучения для офицеров старших возрастных групп в военном учебно-научном центре сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации'

Апробация программы по физической подготовке с использованием интерактивных средств обучения для офицеров старших возрастных групп в военном учебно-научном центре сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / OFFICER / ELDER AGE / PHYSICAL TRAINING / INTERACTIVE LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисов Алексей Александрович, Никулин Леонид Валерьевич, Подколзин Федор Владимирович, Собина Владимир Абрамович

Целью исследования является научное обоснование, разработка и апробация программы по физической подготовке с использованием средств интерактивного обучения для офицеров старших возрастных групп в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации. Исследование включало несколько взаимосвязанных этапов, связанных с изучением данной тематики, разработкой программы и ее апробацией. Принципами её построения являются: возрастная адекватность физических нагрузок, предупреждения профессиональных заболеваний, интеграции оздоровительной направленности. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность ее применения, что позволило повысить показатели силовой способности, выносливости, функциональной дееспособности и самооценки самочувствия, активности и настроения испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисов Алексей Александрович, Никулин Леонид Валерьевич, Подколзин Федор Владимирович, Собина Владимир Абрамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing the physical training program using interactive training tools for senior officers at the Military Training and Scientific Center of the Ground Forces of the Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation

The aim of the study is the experimental justification, elaboration and testing of the elder age officers’ physical training program with using interactive learning tools at the Military Training and Scientific Center of the Ground Forces of the Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation. The study consists of several interrelated stages: studying of this topic, elaboration of the pilot program and its experimental verification. The principles of its construction are: age-appropriate physical activity, prevention of occupational diseases, and integration of wellness orientation. The conducted pedagogical experiment showed high efficiency of the proposed program. This allowed increasing the power performance indicators, endurance, functional capacity and self-assessment of wellbeing, activity and mood of the test officers.

Текст научной работы на тему «Апробация программы по физической подготовке с использованием интерактивных средств обучения для офицеров старших возрастных групп в военном учебно-научном центре сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации»

шить функциональное состояние организма, оказывают оздоровительное воздействие на организм занимающихся и являются средством профилактики преждевременного старения и ранней смертности.

2. С повышением физической подготовленности НПС возрастает их работоспособность, продлевается их активное долголетие, и как следствие повышается боеспособность Вооружённых Сил Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Купач, О.С. Анализ программы США «Неядерный быстрый глобальный удар» / О.С. Купач // Военная мысль. - 2018. - № 12. - С. 18-23.

2. Борисов, А. Основополагающие договоры между Российской Федерацией и США в ракетно-ядерной сфере / А. Борисов, Ю. Викторов // Зарубежное научное обозрение. - 2018. - № 7. -С. 3-11.

3. Никулин, Л.В. Использование средств дистанционного обучения для поддержания двигательной активности и профилактики наиболее распространенных заболеваний среди офицеров преподавателей старших возрастных групп и находящихся в запасе / Л.В. Никулин, А.П. Бобровик // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Донецк, 2019. - С. 409-412.

4. Макаров, О.А. Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за условиями военного труда / О.А. Макаров, Л.А. Николаева. - Иркутск : [б. и.], 2016. - 54 с.

5. Архангельский, В.И. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене / В.И. Архангельский, О.В. Бабенко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 432 с.

6. Баландин, В.С. Руководство к занятиям по физиологии военного труда / В.С. Баландин ; под ред. В.Н. Сысоева, А.М. Войтенко. - Санкт-Петербург : Военно-мед. акад. им. С.М. Кирова, 2013. - 200 с.

REFERENCES

1. Kupach, O.S. (2018), "Analysis of the US program "Non-nuclear fast global strike", Voenna-ya mysl, No. 12, pp. 18-23.

2. Borisov, A. and Viktorov, Yu. (2018), "Fundamental agreements between the Russian Federation and the United States in the nuclear missile sphere", Zarubezhnoe voennoe obozrenie, No. 7, pp. 3-11.

3. Nikulin, L.V. and Bobrovik, A.P. (2019), "Use of distance learning tools to maintain motor activity and prevent the most common diseases among reserve older age officers-teachers", Materials of the IV International scientific conference "Modern problems of sports, physical education and adaptive physical culture ", Donetsk, pp. 409-412.

4. Makarov, O.A. and Nikolaeva, L.A. (2016), Sanitary and epidemiological supervision and medical control of military labor conditions, Irkutsk.

5. Arkhangelsky, V.I. and Babenko, O.V. (2007), Guide to practical training in military hygiene, GEOTAP-Media, Moscow.

6. Balandin, V.S. (2013), Manual for classes in the physiology of military labor, S.M. Kirov Military medical academy, St. Petersburg.

Контактная информация: antrofikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2020

УДК 796.011.3

АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ВОЕННОМ УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ОБЩЕВОЙСКОВОЙ АКАДЕМИИ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Алексей Александрович Борисов, начальник кафедры, кандидат технических наук, профессор, Военный инженерно-технический университет, Санкт-Петербург; Леонид Ва-

лерьевич Никулин, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Федор Владимирович Подколзин, преподаватель, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации, Москва; Владимир Абрамович Собина, доктор педагогических наук, профессор, Военный Университет Министерства Обороны Российской

Федерации, Москва

Аннотация

Целью исследования является научное обоснование, разработка и апробация программы по физической подготовке с использованием средств интерактивного обучения для офицеров старших возрастных групп в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации. Исследование включало несколько взаимосвязанных этапов, связанных с изучением данной тематики, разработкой программы и ее апробацией. Принципами её построения являются: возрастная адекватность физических нагрузок, предупреждения профессиональных заболеваний, интеграции оздоровительной направленности. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность ее применения, что позволило повысить показатели силовой способности, выносливости, функциональной дееспособности и самооценки самочувствия, активности и настроения испытуемых.

Ключевые слова: офицер, старший возраст, физическая подготовка, средства интерактивного обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p55-60

TESTING THE PHYSICAL TRAINING PROGRAM USING INTERACTIVE TRAINING TOOLS FOR SENIOR OFFICERS AT THE MILITARY TRAINING AND SCIENTIFIC CENTER OF THE GROUND FORCES OF THE COMBINED ARMS ACADEMY OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexey Aleksandrovich Borisov, the Department chairman, candidate of technical sciences, professor, Military Engineering-Technical Institute, St. Petersburg; Leonid Valeryevich Niku-lin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Fedor Vladimirovich Podkolzin, the teacher, Military Training and Scientific Center of the Ground Forces of the Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow; Vladimir Abramovich Sobina, the doctor of pedagogical Sciences, professor, Military University of the Ministry of Defense Russian Federation, Moscow

Abstract

The aim of the study is the experimental justification, elaboration and testing of the elder age officers' physical training program with using interactive learning tools at the Military Training and Scientific Center of the Ground Forces of the Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation. The study consists of several interrelated stages: studying of this topic, elaboration of the pilot program and its experimental verification. The principles of its construction are: age-appropriate physical activity, prevention of occupational diseases, and integration of wellness orientation. The conducted pedagogical experiment showed high efficiency of the proposed program. This allowed increasing the power performance indicators, endurance, functional capacity and self-assessment of wellbeing, activity and mood of the test officers.

Keywords: officer, elder age, physical training, interactive learning tools.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам модернизации системы физической подготовки офицеров старших возрастных групп в настоящее время не уделяется должного внимания. Сроки нахождения на воинской службе и в запасе офицеров старших возрастов указаны в приказе МО № 185 от 17 мая 2007 года [1]. В дальнейшем, срок службы действующих старших офицеров увеличен до 55 лет, а нахождение в запасе - до 65 лет. Следовательно, здоровье офицеров

старших возрастных групп и их физическая подготовленность играет большую роль для обороноспособности страны. Однако исследования показали, что офицеры в процессе своей службы приобретают профессиональные заболевания, связанные с гиподинамиче-ским образом жизни, высокими эмоциональными и нервно-психическими перегрузками, а также другими негативными проявлениями в повседневной деятельности [2,3]. С течением времени эти заболевания (наиболее распространены заболевания сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и пищеварения), кроме хроники, приобретают наиболее острые формы. Для преодоления вышеперечисленных негативных явлений была построена система физической подготовки офицеров старших возрастных групп с использованием интерактивных средств обучения. Основное назначение данной системы более объемное привлечение офицеров старших возрастов, в том числе и отнесенных к группе диспансерно-динамического наблюдения (ДДН), к занятиям физическими упражнениями как основными средствами их физической и профессиональной подготовленности (в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главной целью физической подготовки офицеров старших возрастных групп с использованием средств интерактивного обучения являются поддержание хорошего самочувствия, крепкого здоровья, профессиональной работоспособности, мотивирование к здоровому образу жизни, профилактика профессиональных заболеваний и формирование готовности к выполнению боевых задач [4].

Базу физической подготовки составили циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, бег на лыжах, плавание); упражнения на координацию; гимнастические упражнения с преодолением собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондроза. Кроме этого в программе использовались спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.) для снижения эмоциональной нагрузки в процессе учебной деятельности, а также как средство организации взаимодействия и сплочения воинского коллектива; элементы рукопашного боя (приемы самостраховки и самозащиты); силовые упражнения для развития мышц верхних конечностей (с целью надёжного удержания оружия); упражнения для корректировки остроты зрения и др.

Педагогический эксперимент был организован и проведен на базе Военно-учебного научного центра сухопутных войск и Военного института физической культуры (ВИФК). Для этого были сформированы контрольные (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ).

Формирование групп осуществлялось по желанию научно-педагогического состава кафедр, занимающихся в основном теоретической подготовкой обучаемых в гиподинами-ческом режиме. Контрольные группы преподавателей вузов занимались по обычной программе 2 раза в неделю.

Экспериментальные группы проводили плановые занятия в те же самые дни, но основу их составляли бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения, направленные на развитие и поддержание на необходимом уровне гибкости и подвижно -сти суставов, силы мышц рук, ног и туловища, профилактику остеохондрозов. Силовые упражнения выполнялись лишь с преодолением собственного веса, также с целью надёжного удержания оружия. Кроме этого, на каждом занятии проводились упражнения для коррекции зрения. В конце занятий уделялось время для спортивных игр и отработки элементов рукопашного боя.

В процессе плановых занятий по физической подготовке с преподавателями экспериментальных групп проводилось обучение методике проведения самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью.

Недостаток объема физической нагрузки восполнялся за счет самостоятельных занятий (кроссы, бег на лыжах, плавание в бассейне и т.д.). Корректировка объема и интенсивности нагрузки, а также методики проведения самостоятельных занятий осуществлялись путём прямой и обратной связи с руководителем занятий с использованием средств интерактивного обучения.

С желающими преподавателями, входящими в группу ДДН, а также имеющими значительные превышения нормального веса, занятия проводились по индивидуальному плану с формированием групп с учётом разновидностей заболеваний. Обязательной была тренировка выносливости, например, ходьба спортивным шагом, скандинавская ходьба, бег трусцой. По мере улучшения самочувствия офицеров и уменьшения их веса тела, ходьба постепенно заменялась бегом. Для ускорения процесса приведения веса тела офицеров в норму использовались различные диеты. Эти средства позволили за малое время улучшить их самочувствие (как следствие активность и настроение),а также повысить уровень физической подготовленности, функционального состояния, профессиональной работоспособности. Улучшилась также их взаимопонимание и атмосфера в рабочих коллективах. Во время проведения спортивных соревнований по стрельбе из ПМ представители экспериментальных групп показали результаты, достоверно превышающие результаты офицеров контрольных групп

В проводимом эксперименте была соблюдена необходимая однородность состава экспериментальных и контрольных групп [5].

Физическое развитие испытуемых осталось практически на том же уровне, но значительно изменились вес тела преподавателей в экспериментальных группах за счет диет и увеличения кардио-нагрузки циклической направленности, следствием чего стало улучшение функционального, психофизиологического состояния офицеров и физической подготовленности практически по всем значимым показателям.

Анализ результатов апробации позволяет говорить о том, что разработанная система физической подготовки офицеров старших возрастов с использованием средств интерактивного обучения оказала положительное влияние на их функциональное, психофизиологическое состояние, физическую подготовленность и профессиональную работоспособность.

Необходимо отметить, что, рассматривая изменения силовых способностей по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, показатели в ЭГ возросли, соответственно, на 70,2%, 61,3%, 86,2%; в КГ - только на 4,7%, 3,1%, 5,8%. Надежным фундаментом для резкого скачка силовых способностей офицеров ЭГ явилось уменьшение веса их тела, вызванное различными диетами в сочетании с увеличенным объемом кардио-нагрузки .

По скоростным качествам (бег на 100 м, челночный бег) показатели ЭГ стали лучше (на 11,9%, 11,1%), результаты КГ остались практически на том же уровне.

Показатели выносливости (бег на 1 км), в ЭГ увеличились на 22,1%, а в КГ остались без существенных изменений.

Из этого можно сделать вывод, что систематические занятия специально-подобранными физическими упражнениями по разработанной программе с использованием интерактивных средств обучения самостоятельным занятиям, позволяют повысить уровень физической подготовленности офицеров старших возрастов и способствуют поддержанию функционального состояния организма на необходимом рабочем уровне, предотвращению прогрессирования профессиональных заболеваний. Результаты антропометрических исследований показали, что рост и вес в КГ существенно не изменились, а следственно не изменился индекс Кетле. В ЭГ вес уменьшился на 7,0%, вследствие этого изменился индекс Кетле на 7,0%.

Вместе с тем отмечается незначительное улучшение показателей жизненной емкости легких в ЭГ на 0,4%, в КГ - на 0,2%, что связанно с относительно небольшим перио-

дом проведения эксперимента.

Необходимо обратить внимание на результаты динамометрии, являющейся основным показателем проявления динамической силы рук, используемых для надёжного удержания оружия при выполнении упражнений в скоростной стрельбе. Так, в ЭГ они возросли на доминантную руку на 2,2%, в КГ - на 1,3%.Приведённые выше результаты исследований доказывают положительное направление изменений, произошедших в физическом развитии офицеров при апробации программы.

Результаты исследования характеристик функционального состояния показывают, что ЧСС в ЭГ снизилась на 8,3%, а в КГ - на 1,2%. Систолическое АД в ЭГ уменьшилось на 2,2%, а диастолическое - на 2,1%. В КГ систолическое АД увеличилось на 0,4%, диа-столическое - на 0,8%. Пробы Штанге, Генче и ортостатическая проба свидетельствуют о положительной динамике в кровеносной и дыхательной системах преподавателей ЭГ. По окончании эксперимента, их показатели улучшились, соответственно, на 20,9%, 33,1%, 28,7%; в КГ эти показатели остались на том же уровне. Тесты на определение работоспособности Купера, гибкости подтвердили улучшение работы кровеносной и дыхательной систем, общей гибкости и подвижности в суставах преподавателей ЭГ, соответственно, на, 23%, 159%; в КГ они изменились несущественно.

Анализ показателей функционального состояния свидетельствует о том, что в процессе занятий физической подготовкой по программе с использованием интерактивных средств обучения в организме испытуемых офицеров произошли положительные сдвиги, стабилизировалась деятельность кровеносной и дыхательной систем, значительно улучшились окислительно-восстановительные процессы, общая гибкость и подвижность суставов, повысилась адаптация к негативным факторам военной службы.

Тестирование психофизиологических показателей установило, что самочувствие в ЭГ увеличилось на 69%, а в КГ осталось неизменным; активность в ЭГ увеличилась на 35,2%, в КГ - на 13,6 настроение в ЭГ и КГ улучшилось, соответственно, на 131,4% и 36,1%. Эти показатели дают нам представления о положительном влиянии на психофизиологическую сферу человека любых систем тренировки, особенно носящих оздоровительную направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследования психофизиологического состояния испытуемых показали, что офицеры, поддерживающие высокий уровень развития физических качеств (особенно выносливости) совершенствуют адаптационные возможности организма на необходимом уровне, а поэтому более активны в служебной деятельности. Они будут значительно меньше испытывать на себе отрицательные факторы воинской деятельности, смогут замедлить возрастные процессы в организме, избежать психологических стрессов. При выполнении боевых задач они будут более физически и профессионально подготовлены, чем офицеры, имеющие физические способности (особенно силовые) на недостаточном уровне и подверженные различным заболеваниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министра обороны РФ от 17 мая 2007 г. N 185 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333". - URL : https://base.garant.ru/191435/ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Никулин, Л.В. Использование средств дистанционного обучения для поддержания двигательной активности и профилактики наиболее распространенных заболеваний среди офицеров преподавателей старших возрастных групп и находящихся в запасе / Л.В. Никулин, А.П. Бобровик // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Донецк, 2019. - С. 409-412.

3. Баландин, В.С. Руководство к занятиям по физиологии военного труда / В.С. Баландин ; под ред. В.Н. Сысоева, А.М. Войтенко. - Санкт-Петербург : Военно-мед. акад. им. С.М. Кирова,

2013. - 200 с.

4. Никулин, Л.В. Профилактика профессиональных заболеваний сотрудников силовых структур средствами физической культуры / Л.В. Никулин, А.П. Бобровик // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : материалы V международной научно-практической конференции, 18-20 октября 2017 г.- Хабаровск, 2017. - С. 164-168.

5. Бослаф, С. Статистика для всех / С. Бослаф. - Москва : ДМК Пресс, 2015. - 586 с.

REFERENCES

1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation (May 17, 2007. № 185) "About measures for implementation of the resolution of the Government of the Russian Federation of May 29, 2006, № 333 in the Russian Federation Armed Forces", available at: https://base.garant.ru/191435.

2. Nikulin, L.V. and Bobrovik, A.P. (2019), "Use of distance learning tools to maintain motor activity and prevent the most common diseases among reserve older age officers-teachers", Materials of the IV International scientific conference "Modern problems of sports, physical education and adaptive physical culture", Donetsk, pp. 409-412.

3. Balandin, V.S. (2013), Manual for classes in the physiology of military labor, S.M. Kirov Military medical academy, St. Petersburg.

4. Nikulin, L.V. and Bobrovik, A.P. (2017), "Prevention of occupational diseases of employees of power", Physical culture and sport in professional activity: modern trends and educational technologies, materials of the V International scientific and practical conference, Khabarovsk, pp. 164-168.

5. Boslaugh, S. (2015), Statistics for all, DMK Press, Moscow.

Контактная информация: antrofikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2020

УДК 796.01

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СПОРТА НА МОЗГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Мария Вячеславовна Брызгалова, доцент, Людмила Алексеевна Каймакчи, старший преподаватель, Эвелина Геннадьевна Бедрина, руководитель клуба отдела спортивно-

массовой работы Управления внеучебной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается влияние физической активности и мозговой деятельности. Говорится о том, что студенты должны быть вовлечены в рамках или за рамками учебной программы в занятиях спортом и ежедневных физических упражнениях. Приводятся известные цитаты и афоризма на тему спорта, доказывающие, что спорт - неотъемлемая часть нашей жизни. Дано описание лучше всего подходящих физических упражнений для того, чтобы мозг работал производительнее, эффективнее. Цель исследования - узнать, как влияет физическая нагрузка на работу мозга студентов. Методика исследования - исследование проводилось среди студентов, которые выполняли физические упражнения. Результаты исследования - в ходе исследования получены данные, которые дают подтверждение тому, что происходит за счет физической активности улучшение внимания и сна, координации движения, выработка «гормонов счастья». Выводы: Спорт и физическая активность непосредственно взаимосвязаны с мозговой деятельностью. Занятие спортом непосредственно влияет на мозговую деятельность. Каждый вид физической нагрузки приносит свою пользу для организма.

Ключевые слова: спорт, физическая активность, образ жизни, мозговая деятельность, студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.