Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ'

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / БОЕВОЕ ОРУЖИЕ / ОТКРЫТЫЙ ПОЛИГОН / СТРЕЛЬБИЩЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Бобровик Артем Павлович, Краев Сергей Александрович, Сидоров Александр Юрьевич, Зверев Виктор Дмитриевич

В данной работе даются методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия. Анализируется состояние и перспективы развития их стрелковой подготовленности, возможность построения физической подготовки военнослужащих, позволяющей достаточно быстро достигнуть высокого уровня физического состояния и его поддержании при минимальных затратах тренировочного времени. Авторы обосновывают пути эффективного использования открытых полигонов и стрельбищ в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Бобровик Артем Павлович, Краев Сергей Александрович, Сидоров Александр Юрьевич, Зверев Виктор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW ON THE PROBLEM OF TRAINING MILITARY POLICE OFFICERS IN SHOOTING FROM MILITARY WEAPONS

This paper provides methodological recommendations for improving the training of military police officers in shooting from military weapons. The state and prospects for the development of their shooting readiness, the possibility of building the physical training of servicemen, which allows them to quickly achieve a high level of physical condition and maintain it with minimal expenditure of training time, are analyzed. The authors substantiate the ways of effective use of open ranges and shooting ranges in the educational process.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ»

«Готов к труду и обороне» / С.П. Аршинник, В.В. Лысенко, Е.Г. Костенко // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 203-216.

3. Уваров В. А. Методология научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований I-XI ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / В.А. Уваров // Вестник спортивной истории. - 2016. - № 1. - С. 57-79.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkamy, M.Yu. and Tkhorev, V.I (2019), "All-Russian sports complex "Ready for work and defense" 5 years: achievements, problems, prospects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 26-37.

2. Arshinnik, S.P., Lysenko, V. V. and Kostenko, E.G. (2020), "On the evaluation of physical preparedness of students of educational institutions on the basis of the results of the standards of the complex "Ready for labor and defense"", Perspectives of Science and Education, Vol. 46 (4), pp. 203-216.

3. Uvarov V.A. (2016), "Methodology of scientific justification of maintenance of types of tests and standard requirements of the I-XI steps of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"", Messenger of sports history, No. 1 (3), pp. 57-79.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 799.31

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Артем Павлович Бобровик, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России; Сергей Александрович Краев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Александр Юрьевич Сидоров, преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Виктор Дмитриевич Зверев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной работе даются методические рекомендации по совершенствованию обучения сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия. Анализируется состояние и перспективы развития их стрелковой подготовленности, возможность построения физической подготовки военнослужащих, позволяющей достаточно быстро достигнуть высокого уровня физического состояния и его поддержании при минимальных затратах тренировочного времени. Авторы обосновывают пути эффективного использования открытых полигонов и стрельбищ в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: сотрудники силовых ведомств, военная полиция, обучение, боевое оружие, открытый полигон, стрельбище, двигательные навыки, знания, умения, огневая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p33-38

MODERN VIEW ON THE PROBLEM OF TRAINING MILITARY POLICE OFFICERS IN SHOOTING FROM MILITARY WEAPONS

Irina Alexandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Artem Pavlo-

vich Bobrovik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry ofInternal Affairs of Russia; Sergey Aleksandrovich Kraev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the Department, Military Academy of Material and Technical Support named after General of the Army A. V. Khrulev, St. Petersburg; Alexander Yuryevich Sidorov, the teacher, Military Institute (Engineering and Technical) of the Military Academy of Material and Technical Support named after General of the Army A. V. Khrulev, St. Petersburg; Viktor Dmitrievich Zverev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Abstract

This paper provides methodological recommendations for improving the training of military police officers in shooting from military weapons. The state and prospects for the development of their shooting readiness, the possibility of building the physical training of servicemen, which allows them to quickly achieve a high level of physical condition and maintain it with minimal expenditure of training time, are analyzed. The authors substantiate the ways of effective use of open ranges and shooting ranges in the educational process.

Keywords: law enforcement officers, military police, training, military weapons, open range, shooting range, motor skills, knowledge, skills, fire training.

Подготовка высококвалифицированного сотрудника силовых ведомств представляет собой сложный учебно-педагогический процесс, направленный на всестороннее гармоничное развитие личности, совершенствование его физических качеств и психических свойств. Одним из приоритетных направлений в этой области обучения и воспитания в образовательных организациях силовых ведомств России, на наш взгляд, является физическая и огневая подготовка сотрудника. Здесь в полной мере проявляются и раскрываются те физические качества, способности и свойства психики, которые присущи данному конкретному человеку, что в свою очередь позволяет профессорско-преподавательскому составу акцентировать свое внимание на тех аспектах в обучении, которые в данный момент требуют корректировки[1,с.29.].

Обучение сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия на современном этапе развития материально-технической базы, как правило, строится на проведении учебно-тренировочных стрельб в закрытых тирах. Это имеет ряд существенных недостатков, которые негативно сказываются на результатах обучения сотрудников военной полиции стрельбе. Ниже мы раскрываем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые аспекты формирования эффективной методики обучения стрельбе из боевого оружия сотрудников военной полиции.

В своих работах современные исследователи (Дмитриев Г.Г., Любаков А. А., Торо -пов В.А., Бобровик А.П., Лулаков Ф.В., Сидоров А.Ю., Бантюков И.Б. и др.) неоднократно указывали на физиологические факторы, влияющие на результативность стрельбы из боевого оружия к которым отнесли:

• Звуковой

• Болевой

• Зрительный

Все эти вышеперечисленные аспекты по-разному влияют на производство выстрела в зависимости от того, где он произведен, а именно:

• В закрытом помещении

• На открытом воздухе

Многолетний практический опыт проведения боевых стрельб авторами работы указывает на то, что организм сотрудника военной полиции будет менее подвержен негативному воздействию звукового раздражителя при стрельбе на открытой местности, чем в закрытом помещении, т.к. звуковая волна не отражается от поверхности стен и др. предметов, что благоприятно влияет на его сознание и физиологические рефлексы, в свя-

зи с чем стреляющий перестает бояться выстрела, акцентируя внимание на обработке и спуске курка.

Общеизвестно, что при производстве выстрела происходит отдача, т.е. на сотрудника военной полиции воздействует болевой раздражитель. Экспериментальным путем мы установили, что его негативное влияние становится несколько меньше, если на стрелка воздействуют другие неблагоприятные факторы окружающей среды, которые постоянно присутствуют на открытых стрельбищах, и отсутствуют в закрытых тирах, где стрельбы происходят в «коридорных», «тепличных» условиях.

Прицеливание, при котором задействован зрительный анализатор, является основополагающим аспектом в метком выстреле. Каким бы ни был плавный спуск курка, как бы не справлялся стрелок с негативным воздействием звукового и болевого раздражителя, правильное прицеливание является основой меткой стрельбы. Анализ специальной литературы по данной тематике и многолетний личный опыт обучения личного состава стрельбе из боевого оружия авторов работы позволяют сделать вывод - восприятие стреляющим прицельных приспособлений и цели напрямую зависит от особенностей освещения.

Обучение стрельбе в закрытых тирах характеризуется постоянством и определенной яркостью освещения, как линии мишеней, так и линии огня.

Однако стрельба на открытом стрельбище, подразумевает постоянную смену све-тоощущения, т.к. на открытых пространствах идет смена погоды и времени суток: безоблачное небо, неожиданно затянут тучи; яркое солнце может смениться дождем, порывы ветра, осадки в виде снега, туман и т. д.; стрельбы днем значительно отличаются от стрельб в сумраке и тем более ночью. Вследствие вышеперечисленных факторов освещение меняется в течение всего светового дня, а мишени, ровно, как и мушка с целиком, предстают перед стрелком в новом ракурсе, требуя корректировки прицеливания, как с физиологической точки зрения, так и с технической. Например, стрелок не должен чрезмерно долго выполнять прицеливание, т.к. по истечении 10-15 секунд зрительный анализатор перестает замечать неточности, вследствие чего сотрудник военной полиции может допустить грубые ошибки при стрельбе из боевого оружия. Результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что зажмуривание одного глаза вызывает рефлекторное снижение остроты другого (открытого) глаза на 15-20%. Крайне важно при стрельбе из боевого штатного оружия учитывать данные свойства человеческого организма[3.с, 85]. Немаловажной особенностью стрельбы на открытых пространствах является то, что мелкие ориентиры и цели сотрудники военной полиции могут воспринимать как более далекие, чем они находятся на самом деле по сравнению с предметами большего размера, которые находятся на том же расстоянии от них, что и мелкие.

Особое место при определении дальности до цели, необходимо уделить такому естественному препятствию как водоемы. Небольшая речка, ручей и др. водные объекты «скрадывают расстояние» и предмет (цель) видится ближе, чем находится в действительности, что соответственно требует корректировки наводки оружия в цель при производстве выстрела.

Характерной особенностью современной деятельности военной полиции является ее миротворческая функция. Сотрудникам зачастую приходится действовать при многочисленном скоплении людей, не являющихся нарушителями правопорядка. Такая обстановка, в случае необходимости применения оружия, требует от сотрудника военной полиции максимального распределения внимания, концентрации взгляда то на выбранной цели, то на отчетливом очертании мушки и целика. Рассеивание пуль при такой стрельбе из боевого оружия на коротких расстояниях, как правило, будет незначительным при условии правильного прицеливания[4,с. 164]. Такие ситуации при которых моделируется стрельба по мишеням, стоящим на разноудаленном расстоянии как по фронту, так и по глубине, так же целесообразнее отрабатывать на открытых стрельбищах и полигонах.

Сотрудникам военной полиции при выполнении своих миротворческих функций по осуществлению мира и стабильности необходимо учитывать такие особенности человеческого организма, как неадекватное восприятие органом зрения особым способом окрашенных частей одежды и техники - так называемое камуфлированные (маскировка). Одетый (широко распространено в настоящее время) в камуфлированное, подобранное по цвету местности, обмундирование правонарушитель будет менее заметен в окружающей обстановке, что создает трудности в его обнаружении. Как правило, чтобы предмет потерял объем (стал казаться плоским) и перестал выделяться на основном фоне местности, выпуклые части красят в более темный оттенок, а вогнутые - в более светлый. Этот же прием можно использовать и для собственной маскировки сотрудникам военной полиции. На основании этого, учебно-тренировочные стрельбы из боевого оружия следует выполнять на открытой местности, полигонах и стрельбищах с определением целей на фоне естественных преград.

Анализируя деятельность военной полиции на современном этапе, мы пришли к выводу, что их деятельность зачастую связана с действиями на открытой, в большинстве случаев незнакомой, местности, и им крайне необходимо владеть вышеперечисленными знаниями и особенностями стрельбы из боевого оружия, а так же уметь их использовать при необходимости.

По мнению авторов работы, обучение стрельбе из боевого оружия сотрудников военной полиции в открытых тирах и на открытых полигонах значительно повысит их уровень стрелковой подготовленности. Двигательные навыки, сформированные при обучении стрельбе на открытых полигонах и стрельбищах, могут успешно использоваться при применении оружия в закрытых пространствах, еще раз подтверждая теорию о « переносе навыка», как одной из наиболее эффективных при обучении. Следует так же отметить такое свойство двигательного навыка (навыки обращения с оружием, навыки стрельбы и т.д.), как его «гибкость». На наш взгляд, гибкость сформированных двигательных навыков, необходимых для выполнения прицельного выстрела, характеризуется возможностью его использования в соответствии с изменяющимися внешними условиями. Практический опыт проведения учебно-тренировочных и зачетных стрельб показал, что для повышения гибкости приобретенных навыков при производстве выстрела из боевого оружия необходимо, на завершающем этапе обучения сотрудников военной полиции, стрельбу осуществлять в постоянно изменяющихся и усложняющихся условиях которые возможно в полной мере воспроизвести на территориях открытых полигонов и стрельбищ. В настоящий период развития общества значительно повысились требования к качественной подготовке сотрудников военной полиции, которая на наш взгляд, не может быть полноценной, если она основана только лишь на теоретических знаниях.

Рассматривая задачи обучения сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия, прежде всего, следует отметить необходимость формирования у них навыков уверенно-безопасного владения оружием, воспитанию ответственного обращения с ним, что также относится к вопросам подготовки стрелка. Данное положение включает в себя не только соблюдение мер безопасности при проведении стрельб, а и основные принципы обращения с оружием, как в служебное время, так и во внеслужебное (всегда обращаться с оружием, как с заряженным) [2, с.48].

ВЫВОДЫ

1. При обучении сотрудников военной полиции стрельбе из боевого оружия неоправданно забыт принцип, разработанный великим русским полководцем А.В. Суворовым - «учить войска тому, что необходимо на войне»(обучение сводится,к формальной сдачи нормативов).

2. Наиболее эффективной методикой обучения боевой стрельбе сотрудников военной полиции является проведение учебно-тренировочных стрельб на открытых полиго-

нах и стрельбищах.

3. Уходят в запас специалисты по огневой подготовке с боевым опытом, а полноценной замены порой не найти, т.к. в настоящее время развивается спортивная стрельба из боевого оружия, которая не может охватить весь спектр боевой подготовки и затрагивает незначительную часть личного состава (спортсменов), что не соответствует требованиям времени.

4. Ликвидируются полигоны и стрельбища, некоторые из них становятся непригодны для обучения стрельбе из боевого оружия (окружены дачными массивами, коттеджными поселками и т.д.).

5. Учебно-тренировочный процесс идет по пути упрощения (вопреки закона диалектики - от простого к сложному), т.к. обучение стрельбе из боевого оружия в закрытых тирах менее затратны и выезды на полигоны минимизируются.

Авторы работы уверены, что дальнейшие исследования в этом направлении будут способствовать повышению стрелковой подготовленности не только сотрудников военной полиции, но и всех силовых структур, а рекомендации приведенные выше помогут руководителям стрельб в их дальнейшей повседневной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровик А.П. Физические качества и психические свойства личности сотрудника силовых ведомств, их взаимосвязь в процессе обучения в образовательных организациях силовых ведомств России / A.R Бобровик, А.Ю. Сидоров, Ф.В. Лулаков // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования : материалы VIII Международной научно-методической конференции, посвященной 75-летнюю годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 20 марта 2020 года. - Уфа, 2020. - С. 28-32.

2. Бобровик А.П. Актуальные проблемы обучения сотрудников силовых ведомств к стрельбе из 9мм пистолета Макарова (памяти учителей и тренеров посвящается) / А.П. Бобровик // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2020 - С. 47-49.

3. Бобровик А.П. Методические рекомендации, существенно влияющие на повышение уровня стрелковой подготовленности сотрудников полиции / А.П. Бобровик, Л.В. Никулин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (55). -С. 83-87.

4. Бобровик А.П. Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы / А.П. Бобровик, А. А. Любаков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№ 1 (73). - С. 161-165.

REFERENCES

1. Bobrovik, A.P., Sidorov, A.Yu. and Lulakov, F.V. (2020), "Physical qualities and mental properties of the personality of an employee of law enforcement agencies, their relationship in the learning process in educational organizations of law enforcement agencies of Russia", Physical culture and sports in the system of higher and secondary vocational education: materials of the VIII International Scientific and Methodological Conference dedicated to 75-year anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War on March 20, 2020, Ufa, pp. 28-32.

2. Bobrovik, A.P. (2020), "Actual problems of training law enforcement officers for shooting from a 9mm Makarov pistol (dedicated to the memory of teachers and trainers)", Physical culture in the vocational education system: ideas, technologies and prospects: collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 47-49.

3. Bobrovik, A.P. and Nikulin, L.V. (2019), "Methodological recommendations significantly affecting the increase in the level of firearms training of police officers", Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 1 (55), pp. 83-87.

4. A.P. Bobrovik A.A. and Lyubakov (2017), "Methodological features of training police officers in shooting from military firearms, significantly affecting the effectiveness of shooting", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 1 (73), pp. 161-165.

Контактная информация: ddfond@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2020

УДК 37.013

РОЛЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Анна Александровна Бабина, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

Целью данной работы является разработка ориентиров творческого проектирования учебно-тренировочного процесса с позиций аксиологического подхода. Определены этапы (определение задач; предмета познания, структуры деятельности, способов ее выполнения) и направляющее начало основ творческого проектирования на основе принципа диалогичности. Модель проектирования основана на эвристическом принципе и предлагает лишь ориентиры выбора организации учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, творческое проектирование, аксиологический подход, ориентация, направляющая деятельность, этапы проектирования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p38-41

ROLE OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN THE CREATIVE DESIGN OF THE

TRAINING PROCESS

Anna Alexandrovna Babina, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tyumen Industrial University

Abstract

The purpose of this research is to develop the guidelines for the creative design of the training process from the standpoint of the axiological approach. The stages (defining tasks, the subject of knowledge, the structure of activity, and ways to perform it) and the guiding principle of creative design based on the principle of dialogically are defined. The design model is based on a heuristic principle and offers only guidelines for choosing the organization of the training process.

Keywords: educational and training process, creative design, axiological approach, orientation, guiding activity.

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация - необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности личности, определяющий направленность деятельности личности. Согласно этому, "направленность выступает в виде представлений о целях жизни и средствах их достижения", как "психологический фактор жизненной стратегии личности, компонент выбора основного направления жизни, уровня притязаний, главных целей, решения противоречий" [1, 135]. Именно это и определяет "ценность" той или иной направленности (ориентации) деятельности как "ценностной ориентации" личности. Это определенный регулятор динамики развития "субъект-субъектных и субъект-объектных отношений" [3, 254] в контексте определенной "системы ценностных ориентаций" или системы ценностей.

Обобщая существующие представления о ценностях и ценностных ориентациях (М. Рокич, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Ядов, В.Н.Мясищев и др.) можно сделать следующий вывод: однозначного определения ценностных ориентаций нет ни в философской, ни в психолого-педагогической литературе. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Согласно этому, ориентация, выступает в виде "направленности" учебно-тренировочной деятельности личности на те или иные ценности материального или духовного мира, обуславливая формирование той или иной "стратегии" достижения цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.