УДК: 332
Елагина Анна Сергеевна
Кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономических дисциплин, Международный еврейский институт экономики, финансов и права
ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
В работе выявлена правовая модель регулирования предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям, в частности, поиска ее наиболее эффективной институциональной формы, такой как снижение отдельных выход затрат, таких как выплата процентов по кредитов или стоимости дизельного топлива в период посевной, а также инвестиций в основной капитал, в том числе связанный как с обеспечением сельскохозяйственных производителей машинами и оборудованием, а также обеспечения племенного животноводства. Современная правовая модель включает в себя законодательную и нормативную базу поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая к началу 2012 года была практически полностью сформирована как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время она включает фактически все наиболее значимые затраты и виды инвестиций сельскохозяйственных производителей. В последние годы (начиная с 2013 года) разработка законов, подзаконных и нормативных актов осуществлялась с целью повышения эффективности использования средств, прежде всего, федерального бюджета.
Ключевые слова: сельскохозяйственные субсидии, аграрные предприятия, аграрный сектор экономики, государственная поддержка, государственное регулирование.
Agris subject categories: E 11, E 72, E 73, E 90
Anna Elagina
Candidate of economic Sciences, Associate Professor, Department of economic disciplines International Jewish Institute of Economics, Finance and law
THE SYNTHESIS OF THE LEGAL MODEL OF PROVIDING SUBSIDIES
TO AGRICULTURAL ENTERPRISES
The paper identified the legal regulation model for the provision of subsidies to agricultural producers, in particular, to search her most effective institutional forms, such as the reduction of certain exit costs such as the payment of interest on loans or the cost of diesel fuel during the planting season, as well as investments in fixed capital, including associated both with the provision of agricultural producers with machinery and equipment, and provision of livestock breeding. The modern legal model involves the legislative and regulatory framework support to agricultural producers, which by the beginning of 2012 was almost fully formed, both at the Federal and regional levels. It currently includes virtually all the most significant cost and investment of agricultural producers. In recent years (starting from 2013) development of laws and regulations was carried out with the purpose of increase of efficiency of use of funds, primarily the Federal budget.
Key words: agricultural subsidies, agricultural enterprises, agrarian sector of economy, state support, state regulation.
Agris subject categories: E 11, E 72, E 73, E 90
Сельское хозяйство практически для любой страны является стратегической отраслью, поскольку оно обеспечивает продовольственную безопасность страны. Помимо этого, во многих странах мира именно сельское хозяйство обеспечивает значительные товарные потоки внешней торговли, относящиеся к экспорту. Все это определяет важность рассматриваемой отрасли экономики как для нашей страны, так и для других стран мира.
В Российской Федерации, большая часть которой расположена в
климатических зонах, относящихся к зонам рискованного земледелия,
субсидирование сельского хозяйства государством было начато лишь в 2001
году и осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
07.12.2001 N 866 «О Федеральной целевой программе развития
Калининградской области на период до 2020 года». Касались субсидии лишь
145
объектов системы мелиорации, находящихся в государственной собственности Калининградской области или муниципальной собственности.
Затем в соответствии с программой «Повышения плодородия почв России на 2002-2005 годы» было предусмотрено субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений. Субсидии предполагалось выделять за счёт средств федерального бюджета. Данная программа распространялась на всю территорию нашей страны, в пределах которой сельское хозяйство, как отрасль экономики, имеет место быть.
В конце 2006 года был принят Федеральный закон N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым за счёт средств федерального бюджета, предоставляемым бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий [3, пункт 2 статьи 7] финансируются следующие направления:
а) обеспечение доступности кредитных ресурсов для физических и юридических лиц, прямо или косвенно занятых в сельском хозяйстве;
б) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
в) развитие племенного животноводства;
г) развитие элитного семеноводства;
д) обеспечение производства продукции животноводства;
е) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
ж) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
з) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
и) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, включая транспортную доступность сельских населённых пунктов и баз сельскохозяйственных товаропроизводителей;
к) обеспечение предоставления консалтинговых услуг
сельскохозяйственным товаропроизводителям;
л) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных территориях.
Принятие закона «О развитии сельского хозяйства» повлекло за собой разработку и принятие законодательной базы, касающейся процедур оказания субсидиарной поддержки. Так в соответствии со статьёй 8 этого закона, с целью обеспечения финансирования определённых выше направлений, была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. С целью методического обеспечения названной программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовило методические рекомендации по подготовке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации и разместило их на своём сайте. Данные методические рекомендации содержали общие положения по подготовке региональных программ развития сельского хозяйства, а также, особенности подготовки региональных программ по отдельным направлениям сибсидирования.
В феврале 2009 года, а затем в декабре 2012 года были приняты правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в которых определялись условия, на которых предоставляются субсидии, объёмы субсидий, оценка эффективности осуществления субсидируемых расходов, а также, сокращение размеров субсидий в случае их низкой эффективности. Данный законодательный акт, предполагал наличие необходимых законов и подзаконных актов на уровне регионов и муниципалитетов. В частности, для получения субсидии федерального бюджета регион должен был иметь утверждённую государственную программу на уровне субъекта РФ или муниципальную программу, предусматривающую
мероприятия, предусматривающие субсидирование соответствующих затрат, а также, нормативно правовой акт, в котором предусматривался порядок получения средств на возмещение субсидируемых затрат.
В конце декабря 2009 года, а затем и в конце декабря 2011 и 2012 годов, были приняты правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию. В рассматриваемых правилах определялись и определяются: цели предоставления субсидий; условия, на которых они предоставляются; требования, предъявляемые к услугам по сельскохозяйственному страхованию, которые должны быть выполнены для получения субсидии; необходимый для получения субсидии пакет документов; формулы для определения размера субсидии; критерии оценки эффективности использования субсидий и санкции за не достижение определённых значений критериев, названных выше. Этот документ, также предусматривал наличие необходимой законодательной и нормативной базы на уровне регионов и (или) муниципалитетов.
Нормативная база, касающаяся поддержки развития племенного животноводства, определялась правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, аналогичными правилами на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, и правилами на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота. Рассматриваемые документы содержали все необходимые параметры и критерии, присутствующие в подзаконных актах, приведённых нами выше, и наличие соответствующей нормативно-правовой базы на уровне регионов и муниципалитетов.
Остальные перечисленные нами выше направления субсидирования к концу 2009 года уже имели основные законодательные и подзаконные акты, как на федеральном уровне, так и уровнях регионов и муниципалитетов, в соответствии с которыми регламентировалось предоставление субсидий, как бюджетам
регионов Российской Федерации, так и непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям. Исключения составляли правила на субсидирования консалтинговой помощи. Они были приняты в самом конце 2011 года, и помимо перечисленных выше критериев и параметров имели одно принципиальное отличие, а именно, региональные бюджеты могли получить федеральную субсидию только в том случае, если целевые индикаторы региональных программ соответствовали целевым индикаторам федеральной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [14, пункт 3]. Помимо этого, предполагалось наличие в субъекте федерации соответствующих региональных или муниципальных центров по оказанию консультационных услуг и необходимого количества штатных специалистов в этих центрах [14, пункт 4]. Исключительность приведённых правил может быть объяснена необходимостью повышения эффективности распределения субсидий федерального бюджета, и возможностью предоставлять наибольшие средства тем регионам, которые уже добились положительных результатов в использовании федеральных средств.
Особый интерес представляет нормативная база поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных территориях. Определение неблагоприятных территорий было дано в законе о развитии сельского хозяйства (в редакции Федерального закона N 236-ФЗ от 23.07.2013 года), в котором неблагоприятными признавались территории с низкой, по сравнению с другими территориями, доходностью деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей [3, пункт 1 статьи 7]. Правила, отнесения территорий к неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции приняты в январе 2015 года Постановлением Правительства РФ N 51. В нем чётко представлены критерии, и пороговые значения по этим критериям, в соответствии с которыми территория может быть признана неблагоприятной. Перечень таких территорий будет совместно разрабатываться Федеральным агентством научных организаций, Федеральной
службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой государственной статистики [15, пункт 9], а разработанный перечень будет утверждаться Правительством Российской Федерации [15, пункт 10].
В свете сказанного выше, необходимо подчеркнуть, что законодательная и нормативная база поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей к началу 2012 года была практически полностью сформирована как на федеральном, так и на региональном уровнях. В последние годы (начиная с 2013 года) разработка законов, подзаконных и нормативных актов осуществлялась с целью повышения эффективности использования средств, прежде всего, федерального бюджета.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 25.05.2016) "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=199373#2
2. Постановление Правительства РФ от 08.11.2001 N 780 (с изм. от 21.10.2004) "О Федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы. URL:"http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=239742
3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175752
4. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 (ред. от 23.04.2012) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129185&fld= 134&dst=100013&rnd=214990.7503781755696308&
5. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.12.2014) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=173574&fld= 134&dst= 100012&rnd=214990.5798820527705908&
6. Методические рекомендации по подготовке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации. URL: http: //mcx.ru/documents/document/v7_show/2394.. htm
7. Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 (ред. от 28.06.2012) "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=132061
8. Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=199383
9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1199 (ред. от 12.08.2011) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118432
10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1234 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений"). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124820
11. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371 (ред. от 17.02.2016) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194284
12. Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 N 79 (ред. от 06.03.2012) "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127372
13. Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 N 1069 (ред. от 06.03.2012) "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства". URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127362
14. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 N 179 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота".URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111949
15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1231 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 199409
16. Постановление Правительства РФ от 27.01.2015 N 51 "Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям". URL:http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=174642 &fld=134&dst=100008&rnd=214990.4457476485190637&