Научная статья на тему 'Обобщающая и частные стратегии инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства'

Обобщающая и частные стратегии инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ОБОБЩАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ / ЕДИНАЯ / ЧАСТНЫЕ СТРАТЕГИИ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / STRATEGY OF THE INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT / GENERALIZING STRATEGY / UNIFORM / PRIVATE STRATEGY / SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Селиванов Дмитрий Вадимович

Исследованы взаимосвязь обобщающей и частных стратегий инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства, их влияние на достижение планируемых экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Селиванов Дмитрий Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZING AND PRIVATE STRATEGY OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF HI-TECH MANUFACTURE

The interrelation generalizing and private strategy of innovative and investment development of hi-tech manufacture, their influence on achievement of planned economic results is investigated.

Текст научной работы на тему «Обобщающая и частные стратегии инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства»

УДК 330.342.24

Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ, Д.В. СЕЛИВАНОВ

ОБОБЩАЮЩАЯ И ЧАСТНЫЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: стратегии инновационного и инвестиционного развития, обобщающая стратегия, единая, частные стратегии, система стратегического управления.

Исследованы взаимосвязь обобщающей и частных стратегий инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства, их влияние на достижение планируемых экономических результатов.

E.N. KROLIVETSKY, D.V. SELIVANOV GENERALIZING AND PRIVATE STRATEGY OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF HI-TECH MANUFACTURE

Key words: strategy of the innovative and investment development, generalizing strategy, uniform, private strategy, system of strategic management.

The interrelation generalizing and private strategy of innovative and investment development of hi-tech manufacture, their influence on achievement of planned economic results is investigated.

Направления инновационного и инвестиционного развития в системе стратегического управления должны быть выделены как доминирующие в обобщающей стратегии с определением их доли влияния на общие результаты и эффективность высокотехнологичного производства.

Формирование системы стратегического управления экономическим видом деятельности высокотехнологичного производства должно отражать влияние состава технологических и ресурсных элементов на поставленную к достижению цель с ее количественными и качественными параметрами. В данной системе стратегического управления для определения доли влияния стратегии и направлений инновационного и инвестиционного развития в рамках обобщающей стратегии необходимы экспертные оценки инвестирования в новшества и основной капитал.

Поэтому выделение и оценка влияния на общий экономический и иной результат долгосрочного развития высокотехнологичного производства стратегий инновационной и инвестиционной направленности должны производиться в системе стратегического управления.

Принятию и осуществлению стратегий инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства, так же как и созданию системы стратегического управления, разработке ее основного технологического элемента - обобщающей стратегии, должен предшествовать анализ ретроспективного и текущего положения с разработкой (приобретением, аутсорсингом) технологических, организационных, информационных и маркетинговых новшеств, с изменением динамики качественных и количественных характеристик, располагаемых трудовых и материально-технических ресурсов, объемов собственных и привлекаемых инвестиций.

Выполняемый анализ внутренней среды и изменений внешнего инновационного уровня своими результатами позволяет менеджменту установить степень соответствия имеющихся инновационного и инвестиционного потенциалов требованиям рыночной среды, контингента потребителей продукции, услуг высокотехнологичного производства.

Вместе с тем устранение несоответствия рыночных требований к уровню инновационности, обновлению и модернизации основного капитала экономического вида деятельности ставит перед менеджментом решение проблемы формирования и реализации проектов инвестирования в создание (приобретение) тех новшеств и обновление капитала, которые могут изменить инновационный и технический уровни высокотехнологичного производства до требуемого, расши-

рить инновационный состав конкурентных преимуществ, повысить качество ресурсного потенциала.

Этапность и последовательность разработки инновационной и инвестиционной стратегий в процессе стратегического управления высокотехнологическим производством позволяют обоснованно и сбалансированно с ресурсным потенциалом принимать решения о развитии инновационной и инвестиционной деятельности.

Этапом формирования инновационной и инвестиционной стратегий в системе стратегического управления высокотехнологическим производством выступает формулирование менеджментом предприятия, экономического вида деятельности концентрированного и в то же время обобщенного, системного представления не только о возможностях ресурсного обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности субъектов высокотехнологичного производства, исходя из тенденций ретроспективного развития, но и о долгосрочном развитии производства в условиях ожидаемых или наступивших существенных изменений состояния внешней среды.

Системное представление инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства в средне-, долгосрочном периодах должно включать:

- обоснование ресурсных возможностей, формы их реализации в процессе создания и внедрения отдельных новшеств, обновления и модернизации элемента или совокупности наиболее активных основных фондов;

- разработку проектов и программ инвестирования в технологические, организационные, информационные, маркетинговые новшества, в основной капитал, обеспечивая нормативные требования к уровням физического износа и морального старения, соответствующие инновационным и инвестиционным элементам в составе конкурентных преимуществ высокотехнологичного производства;

- определение экономических, финансовых, социальных результатов, эффективности инвестирования в новшества и основных фонды;

- осуществление постоянного контроля за соответствием достигаемых экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности инвестирования в создаваемые и внедряемые новшества, обновляемые, модернизируемые и эксплуатируемые основные фонды высокотехнологичного производства;

- корректировка комплексных мер и частных стратегий в процессе инновационной и инвестиционной деятельности субъекта и экономического вида деятельности высокотехнологичного производства.

В экономической литературе приведение в соответствие изменяющегося (растущего) уровня инновационности внешней среды с внутренним инновационным развитием рядом авторов предлагается посредством принятия и осуществления защитной и наступательной стратегий, создаваемых и включаемых в состав частных стратегий, исходя из функционального назначения стратегий и сложившихся условий социально-экономического и инновационного развития [3. С. 274]. При этом функциональное назначение защитной стратегии инновационного развития объекта стратегического управления состоит в устойчивом позиционировании на занимаемом сегменте продукции, услуг, в поддержании необходимых темпов роста экономических результатов на стадиях жизненного цикла посредством реализации комплекса мер, повышающих уровень конкурентоспособности продукции, услуг.

Использование наступательной стратегии инновационного развития социально-экономической системы в процессе стратегического управления ее развитием, по мнению авторов [3], должно подчиняться целевой ориентации стратегии на обеспечение роста или поддержания на сложившемся в средне-,

долгосрочном периодах времени экономических, финансовых результатов, проникновения на новые сегменты рынка или их расширение.

Разделение единой стратегии инновационного развития на частные стратегии выполнения функционального назначения защиты от влияния негативных факторов внешней и внутренней сред на сложившиеся экономические позиции занимаемого сегмента рынка и стратегий наступления в процессе обостряющейся конкуренции, роста уровня инновационности внешней среды, позволяющей повышать темпы экономического роста субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственного комплекса, в соответствии с нашими представлениями, является условным фактором, подчеркивающим характер предпринимаемых инновационных и организационных мер для обеспечения тенденций роста экономических и финансовых результатов на уровне, соответствующем эффективному использованию ресурсного и организационного потенциалов, расширяющемуся составу конкурентных преимуществ за счет создания, приобретения и аутсорсинга технологических, организационных, информационных, маркетинговых и иных новшеств, внедряемых в производство [2].

Следует отметить, что влияние единой инновационно-инвестиционной стратегии долгосрочного развития объекта стратегического управления в существенной степени зависит от разрабатываемого организационного механизма ее реализации, функциональное назначение которого состоит в принятии комплексных мер организационного и экономического характера, реализация которых позволит достичь экономических и финансовых результатов от внедрения стратегии инновационного развития предприятия, экономического вида деятельности производственного (высокотехнологичного) комплекса [1].

В качестве организационных мер в рамках механизма обеспечения достижения запланированных экономических и иных результатов от стратегии инновационного развития могут выступать:

- повышение квалификационного и профессионального уровня персонала, менеджеров, участвующих в инновационной деятельности;

- проведение пропагандистских и разъяснительных собраний, семинаров, бесед с отдельными группами персонала, линейных и функциональных подразделений субъекта хозяйствования с целью положительного восприятия и разделения принятого курса на инновационное развитие, направленного как на экономический рост объекта стратегического управления, так и на удовлетворение экономических интересов и расширение мотивированного участия работников в производстве;

- совершенствование организационной структуры предприятия, отраслевой составляющей производственного комплекса, содействующей организации инновационной, инвестиционной и в целом производственно-хозяйственной деятельности;

- организация и соблюдение непрерывности инновационных изменений в долгосрочном развитии предприятия, экономического вида деятельности производственного комплекса;

- формирование и соблюдение концептуальных положений об использовании технологии кластерного управления в высокотехнологичном производстве на основе создания квалифицированного состава менеджеров в своей целевой ориентации на повышение инновационного уровня производства, способных устранять сложившиеся или возникающие недостатки в процессе стратегического управления.

В рамках организационного механизма содействия и повышения уровня инновационности высокотехнологичного производства как экономически, так и организационно целесообразно использовать комплексные меры по совершенствованию методов и способов всех видов управления созданием, приобретени-

ем и внедрением новшеств технологического и организационного характера, позволяющих не только повысить экономические результаты от внедрения новшеств в производство, но и на основе модернизации новшества, его реализации другим субъектам хозяйствования с целью получения дополнительной прибыли от созданного или приобретенного технологического, организационного или информационного новшества.

Приведение в соответствие с изменениями технологических новшеств внешней среды, уровня использования технологических новшеств предприятия или экономического вида деятельности производственного комплекса ряд авторов предлагают посредством создания организационной внутренней структуры, осуществляющей стратегический технологический менеджмент, включающий стратегическое, тактическое и оперативное управление процессами создания и внедрения технологических новшеств [3]. Такого рода выделение интегрированного технологического менеджмента в стратегическом управлении инновационным развитием социально-экономической системы, на наш взгляд, не только существенно усложняет организационную структуру управления инновационным развитием субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственного, тем более высокотехнологичного, комплекса, но и лишает установления взаимозависимости технологических новшеств в их общем составе в процессе создания и использования в производстве.

Исходя из аналогии предложений о выделении стратегического технологического менеджмента как отдельного направления инновационного развития у менеджмента, озабоченного развитием других новшеств, в этом случае появляется возможность создавать такие органы управления, как стратегический, организационный, информационный, маркетинговый менеджмент, определяющий долгосрочные направления развития организационных, информационных, маркетинговых и иных новшеств.

На наш взгляд, предпринимаемые комплексные меры по соблюдению соответствия уровня инновационности субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности высокотехнологичного производства технологической, организационной, информационной, маркетинговой направленности с внешним уровнем инновационности в системе стратегического управления инновационным развитием должны осуществляться не на основе индивидуального выделения подсистем стратегического управления развитием инновационных направлений технологического, организационного, информационного и иного характера, а в рамках аналогичных направлений обобщающей стратегии инновационного развития в долгосрочном периоде.

Литература

1. Карапетян В.В. Механизм рационализации элементного взаимодействия системы управления региональным хозяйством: препринт. СПб.: Диалог, 2009.

2. Кроливецкий Э.Н. Оценка результативности научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов: препринт. СПб.: Диалог, 2009.

3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 418.

СЕЛИВАНОВ ДМИТРИЙ ВАДИМОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения; заместитель генерального директора, ЗАО «Ниеншанц», Россия, Санкт-Петербург (d.selivanov@nnz.ru).

SELIVANOV DMITRIY VADIMOVICH - a competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, St. Petersburg State University of Cinema and Television; assistant to the general director, Nienschanz CJSC, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.