Научная статья на тему 'ОБНОВЛЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК РОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО)'

ОБНОВЛЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК РОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / общие закономерности обучения языкам / компоненты / составляющие специфичное содержание методики / общие закономерности обучения языкам / проблемы современной теории и практики обучения / новые направления и подходы к обучению русскому языку как родному и как иностранному / methodology / general patterns of teaching languages / components that make up the content of the methodology / general patterns of teaching languages / components that make up the academic content of different methods / problems of modern theory and practice of teaching / new directions and approaches to teaching Russian as a native and as a foreign language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева Дарья Александровна, Еремеева Ангелина Павловна

Статья раскрывает сущность и специфичность методики преподавания русского языка как науки и как учебной дисциплины. Дана характеристика современной, обновленной практики обучения русскому языку как родному и как иностранному. Представлены имена ученых, причастных к развитию и совершенствованию методической науки. Методика преподавания русского языка как особая отрасль научного знания относится к педагогическим наукам и определяет содержание, принципы, методы обучения и особенности усвоения знаний о языке учащимися. Теория методики преподавания русского языка исследует общие закономерности обучения языкам, основываясь на неопровержимых данных смежных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дмитриева Дарья Александровна, Еремеева Ангелина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATED METHODS OF TEACHING RUSSIAN (AS A NATIVE AND AS A FOREIGN LANGUAGE)

The article reveals the essence and specificity of the methodology for teaching the Russian language as a sphere of research and as an academic discipline. The characteristics of modern, updated teaching practice are given. The names of researchers involved in the development and improvement of methodological science are presented. The methodology of Russian language teaching, as a special branch of academic knowledge, belongs to the pedagogical sciences and determines the content, principles, teaching methods and features of learning about the language by students. The theory of the methodology of the Russian language teaching explores the general patterns of language teaching, based on irrefutable data from related areas of study.

Текст научной работы на тему «ОБНОВЛЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК РОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО)»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-221-226

ОБНОВЛЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК РОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО)

Д. А. Дмитриева, А. П. Еремеева

Аннотация. Статья раскрывает сущность и специфичность методики преподавания русского языка как науки и как учебной дисциплины. Дана характеристика современной, обновленной практики обучения русскому языку как родному и как иностранному. Представлены имена ученых, причастных к развитию и совершенствованию методической науки. Методика преподавания русского языка как особая отрасль научного знания относится к педагогическим наукам и определяет содержание, принципы, методы обучения и особенности усвоения знаний о языке учащимися. Теория методики преподавания русского языка исследует общие закономерности обучения языкам, основываясь на неопровержимых данных смежных наук.

Ключевые слова: методика, общие закономерности обучения языкам, компоненты, составляющие специфичное содержание методики, общие закономерности обучения языкам, проблемы современной теории и практики обучения, новые направления и подходы к обучению русскому языку как родному и как иностранному.

Для цитирования: Дмитриева Д. А., Еремеева А. П. Обновленная методика преподавания русского (как родного и как иностранного) // Наука и школа. 2023. № 5. С. 221-226. Б01: 10.31862/1819-463Х-2023-5-221-226.

© Дмитриева Д. А., Еремеева А. П., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

updated methods of teaching russian (as a native and as a foreign language)

D. A. Dmitrieva, A. P. Eremeeva

Abstract. The article reveals the essence and specificity of the methodology for teaching the Russian language as a sphere of research and as an academic discipline. The characteristics of modern, updated teaching practice are given. The names of researchers involved in the development and improvement of methodological science are presented. The methodology of Russian language teaching, as a special branch of academic knowledge, belongs to the pedagogical sciences and determines the content, principles, teaching methods and features of learning about the language by students. The theory of the methodology of the Russian language teaching explores the general patterns of language teaching, based on irrefutable data from related areas of study.

Keywords: methodology, general patterns of teaching languages, components that make up the content of the methodology, general patterns of teaching languages, components that make up the academic content of different methods, problems of modern theory and practice of teaching, new directions and approaches to teaching Russian as a native and as a foreign language.

Cite as: Dmitrieva D. A., Eremeeva A. P. Updated methods of teaching Russian (as a native and as a foreign language). Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 221-226. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-221-226.

Методика русского языка как особая отрасль научного знания относится к педагогическим наукам и определяет содержание, принципы, методы обучения и особенности усвоения знаний о языке учащимися.

Теория методики русского языка исследует общие закономерности обучения языкам, основываясь на неопровержимых данных смежных наук (психофизиологические возрастные особенности обучаемых, механизмы функционирования таких психических процессов, как память, мышление, понимание, внимание, отбор лингвистических понятий и терминов, составляющих содержание обучения, педагогические теории создания учебников, форм и методов обучения русскому языку как родному и как иностранному, внимание к дошкольному и первоначальному школьному обучению и др.).

Необходимыми компонентами методики русского языка являются: созна-

тельно-коммуникативное обучение русскому языку, намеченное федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), в теории и практике общеобразовательных учреждений - проблема системного описания русского языка с позиций методики его преподавания: отбор и структурирование фонетики и фонологии как знаковой системы звукового языка; отбор и структурирование лексики как системы систем, раскрывающих безграничное лексическое богатство языка, система русского словообразования, понятие морфемы как значимой системы языка и процессов образования новых слов как постоянного источника творчества в языке, его обновления и развития, грамматическая система русского языка (система морфологии и система синтаксиса), позволяющая понять законы функционирования морфологических и синтаксических форм

в устной и письменной речи, формирование знаний и компетенций в области многоуровневой системы языка, обучение орфографии, развитие связной речи, обучение детей и взрослых, не владеющих русским языком, проблема обучения общению на основе усвоения правил функционирования языка в речевых ситуациях и текстах, соблюдение общедидактических прин-ципов(научности, доступности, системности, преемственности, наглядности и др.) и частнометодических принципов, специфичных для каждого раздела системного курса русского языка, а также многие другие практически важные аспекты методики, без чего невозможна полноценная подготовка специалиста к своей профессии.

Особенностью методики русского языка как науки является ее конкретный, практико-ориентированный, технологический характер: любая методическая идея требует экспериментальной проверки с последующим внедрением в практику обучения. В этом состоит исключительность и специфичность данной методики .

В методических исследованиях теоретического характера (докторского уровня) наряду с термином «методика преподавания русского языка» активно применяется термин «лингвометодика» (в некоторых работах - «лингводидакти-ка» с подачи Н. М. Шанского), но чаще «лингвометодика», имеющая в словообразовательной основе этого сложного слова значимую часть «методика».

Лингвометодика, подчеркивая более тесную связь с лингвистикой, с закономерностями функционирования языка, не теряет тесных связей с методикой, ни в коем случае не заменяя собой этот термин и не поглощая его.

Поскольку пока четко не определилось содержание лингвометодики, оба термина существуют как синонимы.

Сила методики русского языка и один из источников ее постоянного разви-

тия - это богатое методическое наследие: труды выдающихся ученых, начиная с Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского,

A. М. Пешковского, Л. В. Щербы и др., а также более поздние труды ученых, которые в своих работах сформулировали действительно оригинальные методические идеи (см. сочинения Л. П. Федорен-ко, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,

B. И. Капинос и др.).

Методика 1980-1990-х гг. и начала XXI в. поражает обилием блестящих имен, приумноживших творче-скость и креативность методических подходов к обучению русскому языку (см. Е. И. Пассов, В. Г. Костомаров, С. И. Львова, О. Д. Митрофанова, М. М. Разумовская, В. Л. Скалкин,

A. Н. Щукин, А. Д. Дейкина, О. В. Гор-диенко, О. Е. Дроздова, О. Н. Левушки-на, Л. Ю. Комиссарова, Л. А. Ходякова,

B. Д. Янченко и др.).

Новые методические идеи и теоретические концепции в фундаментальных монографических трудах высвечивают отдельные очень важные аспекты методики: внимание к звуковой стороне речи при обучении школьников и студентов, не владеющих русским языком, внимание к речевой деятельности при обучении русскому языку как иностранному и как неродному, проблемное обучение, инновационные пути обучения орфографии, ценность исторических комментариев при изучении норм современного языка, проблема обучения общению на основе усвоения правил функционирования языка в речевых ситуациях и текстах, обоснование урока как структурной единицы учебного процесса; урок, наряду с новыми формами, остается (со времен Песталоцци) самой удачной, экономичной и универсальной формой обучения; понимание ценности русского родного языка («предмета всех предметов», по словам Ф. И. Буслаева), который делает человека функционально грамотным и компетентным,

способным мыслить и выполнять любые функции в любой профессиональной деятельности.

Современная, обновленная методическая наука характеризуется исследовательской направленностью, многообразием новых подходов и направлений к обучению русскому языку, разработкой ряда очень ценных аспектов преподавания, связанных с углублением общеметодических принципов обучения и выдвижения целого ряда частных принципов, вносимых в теорию методики преподавания русского языка и обогащающих ее новыми достижениями: см. компетент-ностный подход, заявляющий необходимость формирования целого набора важнейших компетенций (языковой, коммуникативной, лингвистической и многих других, более частных: лексической, словообразовательной, лексико-граммати-ческой и др.); текстоориентированный; метапредметный; коммуникативно-дея-тельностный, концептуальный, культурологический, семантический, функциональный, личностно-ориентированный, инновационный, интенсивный, интегра-тивно-интерактивный, полиэтнический (как «диалога культур») и др.

Многие из перечисленных подходов представлены в сборниках научных трудов кафедры методики преподавания русского языка МПГУ (см. «Полифония методических подходов к обучению русскому языку - 2012», «Современные технологии в преподавании русского языка - 2020» и др.). Научные труды кафедры представляют новейшие разработки в теории и практике обучения русскому языку как родному и как иностранному. Они ежегодно издаются по итогам международных научно-практических конференций и, можно сказать, выполняют роль путеводителя в определении актуальных проблем и стратегий преподавания.

Хотя многие подходы обновленной, развивающейся методики имеют существенные различия, все они опираются

на единые и неоспоримые закономерности существования языка и закономерности обучения языку, достижения других наук (психологии, дидактики, лингвистики, психолингвистики, философии, культурологии, социологии и других смежных наук).

Из достаточно большого числа методических подходов к обучению русскому языку как неродному: прямой (интуитивный); системный (языковой, основанный на понимании изучаемого языка как целостной многоуровневой системы); речевой (основанный на усвоении моделей - образцов речи, соответствующих ситуациям общения); когнитивный (сознательный, основанный на сознании и выборе единиц языка как средства общения); аксиологический; деятель-ностный (личностно-деятельностный, рассматривающий речевые действия средством развития личности и ориентирующий процесс обучения языку на внимание к индивидуально-психологическим особенностям обучаемых (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); коммуникативный, имеющий целью формирование личности, способной и готовой к практическому использованию неродного (иностранного) языка как средства свободного коммуникативного общения; социокультурный подход, предполагающий обучение языку в тесном взаимодействии с культурой народа (культурой страны изучаемого языка в диалоге с родной культурой) и формирование в результате языковой и социокультурной компетенции (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Ю. Н. Караулов).

Из всех перечисленных подходов к обучению иностранному языку коммуникативный подход современной методикой признается как наиболее востребованный и стратегически значимый.

Основной особенностью коммуникативного подхода (метода) является приближенность обучения неродному языку к реальному процессу общения. Это значит, что речевая деятельность

в основных ее видах (говорении, письме, чтении, слушании) должна быть организована как условно-настоящий процесс общения (присутствие собеседника, цели, мотивации, ситуации и содержания общения).

Коммуникативный подход основывается на теории коммуникации (Е. И. Пассов) и теории деятельности (д. Б. Эльконин). Принципы обучения, выработанные в практике преподавания - это речевая направленность, функциональность, ситуативность, индивидуальность обучения.

При коммуникативном подходе особое значение приобретает содержательная сторона речи. Выражение смысла высказывания строится с использованием предложений и текста, то есть коммуникативных структур языка (моделей-образов речевой деятельности, которые усваиваются в процессе выполнения системы упражнений).

Знание языка и свободное владение им является результатом коммуникативной компетенции, объединяющей все

аспекты функционирования языка, овладение которым формируется в процессе обучения.

Коммуникативная компетенция как педагогическое понятие включает не только лингвистические знания об иностранном (неродном) языке, но и практические навыки, необходимые для осуществления деятельности в той или иной области речевой деятельности на изучаемом русском языке (М. Н. Вятютнев), а также способность и готовность свободно изъясняться во всех видах речевой деятельности (говорении, слушании, чтении, письме) на неродном языке, в том числе владеть такими элементами коммуникативной компетенции, как правила интонации, орфографии, сочетаемость слов и предложений (В. Г. Костомаров).

В современной методической науке существует также разграничение понятий «компетенция» и «компетентность»: последнее чаще употребляется в значении «конечный результат процесса обучения» (А. Н. Щукин).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сабаткоев Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 320 с.

2. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Рус. яз., 1984. 157 с.

3. Полифония методических подходов к обучению русскому языку: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 15-16 марта 2012 г.) / под ред. А. Д. Дейкиной. М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2012. 500 с.

4. Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета: материалы междунар. науч.-практ. конф. (2-3 октября 2020 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов. М.: МПГУ, 2020. 548 с.

5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

6. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Рус. яз., 1981. 248 с.

7. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель, 2006. 750 с.

8. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост. Л. В. Мо-сковкин, А. Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2022. 552 с.

9. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. / В. П. Григорьева [и др.]. М.: Рус. яз., 1985. 116 с.

REFERENCES

1. Sabatkoev R. B. Teoriya i praktika obucheniya russkomu yazyku: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izdat. tsentr "Akademiya", 2005. 320 p.

2. Kostomarov V. G., Mitrofanova O. D. Metodicheskoe rukovodstvo dlya prepodavateley russkogo yazyka inostrantsam. Moscow: Rus. yaz., 1984. 157 p.

3. Polifoniya metodicheskikh podkhodov k obucheniyu russkomu yazyku. Proceedings of international scientific-practical conference (Moscow, 15-16 Mar. 2012). Ed. by A. D. Deykina. Moscow: MPGU; Yaroslavl: REMDER, 2012. 500 p.

4. Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka: K 60-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogo yazyka Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Proceedings of international scientific-practical conference (2-3 Oct. 2020). Ed. by A. D. Deykina, V. D. Yanchenko. Moscow: MPGU, 2020. 548 p.

5. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Osnovy kommunikativnoy teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metod. posobie dlya prepodavateley russkogo yazyka kak inostrannogo. Moscow: Russkiy yazyk. Kursy, 2010. 568 p.

6. Skalkin V. L. Osnovy obucheniya ustnoy inoyazychnoy rechi. Moscow: Rus. yaz., 1981. 248 p.

7. Shchukin A. N. Lingvodidakticheskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: Astrel, 2006. 750 p.

8. Moskovkin L. V., Shchukin A. N. (comps.) Khrestomatiya po metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moscow: Russkiy yazyk. Kursy, 2022. 552 p.

9. Grigoryeva V. P. et al. Vzaimosvyazannoe obuchenie vidam rechevoy deyatelnosti. Moscow: Rus. yaz., 1985. 116 p.

Дмитриева Дарья Александровна, старший преподаватель кафедры РКИ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство)»

e-mail: ya.daria1978@yandex.ru

Dmitrieva Daria A., Senior Lecturer, Russian as a Foreign Language Department, The Kosygin State University of Russia

e-mail: ya.daria1978@yandex.ru

Еремеева Ангелина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 4538584@mail.ru

Eremeeva Angelina P., ScD in Pedagogy, Professor, Russian Language Teaching Theory and Practice Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: 4538584@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2023 The article was received on 06.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.