7. Примеров Д. А. Формирование оценочной компетенции студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Примеров. - Екатеринбург, 2012. - 27 с.
8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 395 с.
9. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. - СПб.: Книжный Дом, 2009. - 1312 с.
10. Сытникова, А. В. Формирование компетентности студентов вуза по оцениванию качества профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Сытникова. - Челябинск, 2010. - 24 с.
11. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: АСТ, 2008. - 1280 с.
12. Чудинский, Р. М. Формирование оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования / Р. М. Чудинский, Н. В. Лукьянчикова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2 (48). - С. 165-170.
13. Щедровицкий, П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания / П. Г. Щедровицкий // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск: КГУ, 2003. - С. 15-26.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Нарыкова Галина Валентиновна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (СГПИ филиал ПГНИУ) (г. Соликамск)
ОБНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Инновационные процессы в сфере образования стимулируют к обновлению методическую службу, которая сегодня выделена в качестве приоритетного направления работы в повышении квалификации педагогов. Применение разнообразных форм методической работы позволяет укрепить профессиональный статус педагога, помогает обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала.
Ключевые слова: методическая служба, миссия МС, основные направления деятельности, функции МС, формы методической работы.
Annotation. Innovative processes in education are encouraged to update training service, which is today identified as priorities in the professional development of teachers. The use of various forms of methodical work gives you the opportunity to reinforce the professional status of teachers, provide incentives for its development and implementation of pedagogical potential.
Keywords: methodological support, the mission of the MS main activities, functions MS, forms of methodical work.
Введение. Проблемы непрерывного педагогического и профессионального образования в контексте Программы «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» являются особо актуальными и первоочередными. Только гибкая, мобильная, дифференцированная система непрерывного образования может помочь учителю, воспитателю развивать новое педагогическое мышление, формировать его готовность к повышению педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории профессионального развития, к решению сложных задач в системе образования. Инновационные процессы в сфере образования стимулируют к обновлению и методическую службу, деятельность которой выделена в качестве приоритетного направления работы институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников.
Сегодня, в период всеобщей стандартизации образования на уровне Закона «Об образовании в РФ», право на существование и развитие методической службы впервые закреплено законодательно. Так в статье 19 Закона обозначено, что в системе образования возможно создание организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности. В рамках системы образования с целью участия педагогов в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, для координации действий образовательных организаций в обеспечении качества образования и развития его содержания могут создаваться учебно-методические объединения.
Статья 28 констатирует, что образовательные организации могут самостоятельно определять содержание образования по реализуемым ими образовательным программам, выбирать образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение, организовывать и проводить научно-методическую работу, в том числе научные и методические семинары, конференции. Кроме того, в статье 47 определены академические права и свободы педагогов: право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами, а также гарантии их реализации.
Управление системой образования включает в себя информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (Статья 89. Управление системой образования).
Необходимость и значимость методической службы признана в деле подготовки педагогов к реализации ФГОС и в развитии муниципальных систем образования. Организация деятельности муниципальной методической службы сегодня - это одно из важнейших условий кадрового развития педагогического сообщества. Наряду с признанием определены и новые требования к методической работе: адресность, системность, научность, продуктивность. В аспекте последних документов основные направления
деятельности методической службы обозначены достаточно четко: аналитическая, консультативная, организационно-методическая, научное, информационно-технологическое обеспечение развития образования.
Формулировка цели статьи. Обозначенное определило необходимость теоретического обоснования в данной статье значимости деятельности муниципальных методических служб, которая за последние годы стала более сложной, разнообразной по своим задачам, методам, формам реализации. В условиях модернизации образования смысл методической деятельности заключается в обеспечении, сопровождении системных инноваций с учетом обновления ее принципов, направленности, содержания и функций. Современная методическая служба выполняет учебную, консультативную, экспертную, проектировочную, информационную, исследовательскую, внедренческую функции. Наряду с традиционными формами работы муниципальные методические службы обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций посредством сотрудничества с вузами, научными учреждениями [2].
Изложение основного материала статьи. Цель методической службы - создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к освоению новых и разработке индивидуально-авторских программ, педагогических или методических систем, приемов и технологий. Основная задача методической работы - в контексте профессионального стандарта «Педагог» через создание системы непрерывного профессионального развития обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Средствами профессионального роста педагога являются систематическое образование, общение, эксперимент, практика, самообразование. Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Профессиональное развитие педагога - предмет деятельности методических служб всех уровней. В связи с этим возможна реализация разнообразных моделей муниципальных методических служб. Это могут быть городские (районные) методические ресурсные центры, центры развития образования, сервисные центры (мониторинговый, маркетинговый, консалтинговый, библиотечно-методический сервис), научно-методические, информационно-методические центры и др.
К современным тенденциям развития муниципальных методических служб относятся:
- уровневость, цикличность, интегративность;
- диагностика, мониторинг;
- разнообразные сервисные услуги;
- информационные потоки;
- аттестация кадров;
- обобщение и распространение педагогического опыта;
- ресурсные центры, сетевое взаимодействие;
- проектные офисы/ линии/ мастерские и др.;
- экспертиза материалов, программ, проектов.
В свете этого, меняется и миссия методической службы: сегодня это комплексное использование научных достижений, инновационной педагогической практики, информационно-коммуникационных технологий. Это возможность для обеспечения каждого педагога правом профессионального самосовершенствования, организация помощи педагогу увидеть, понять и принять новые профессиональные смыслы. Методическая служба призвана осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, методическую поддержку, помощь, методическое обеспечение, методический аудит.
Педагогическое сообщество сегодня «многослойное»: категории педагогов различные - возрастные и начинающие, сомневающиеся, тревожные, не совсем мотивированные на результаты общего труда, а поройи безответственные. В сопровождении нуждаются также педагоги, готовящиеся к аттестации, к участию в профессиональных конкурсах. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию в профессионально-личностном саморазвитии.
Из всего сказанного видно, что актуальность модернизации методической службы не вызывает сомнения. В связи с этим, необходимо корректировать содержание работы методистов. Преобразуются их функции (создание единой информационной среды: анализ новых организационно-правовых форм в общем образовании, внедрение новой системы оценки качества, курирование индивидуальных образовательных программ), принципы (принцип сочетания коллективного и индивидуального в методическом обеспечении, признание педагогасубъектом профессиональной деятельности), направленность деятельности (методист -тьютор, фасилитатор, методист-эксперт, методист-консультант, методист-исследователь, модератор, менеджер, «виртуальный методист»).
Меняются и формы методической работы. Они могут быть классифицированы по их основной цели. При этом, в зависимости от цели самого учителя и степени его личного участия, каждая из форм методического сопровождения профессиональной деятельности педагога решает комплекс задач. Это может быть, как публичное выступление учителя, например, презентация опыта работы, так и участие его в роли слушателя для пополнения своих знаний опытом коллег. По данному принципу выделяют следующие группы форм методической работы [3].
1. Формы методической работы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы и повышение их квалификации.
Сюда относятся такие формы, как курсовая подготовка, школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей в форме серии занятий по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса), мастер-классы, авторские лекции, обучающие теоретические и практико-ориентированные семинары, участие в работе сетевых сообществ Интернета, диагностика затруднений, работа учителя по самообразованию по индивидуальной методической теме, наставничество, выполнение авторских разработок, опытно-экспериментальная работа.
2. Формы методической работы, предназначенные для обобщения, представления и распространения опыта инновационной деятельности: открытые уроки, практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения, мастер-классы, научно-практические конференции, педагогические фестивали, конкурсы педагогического мастерства и методических материалов, защита авторских проектов,
творческие отчёты, школа передового опыта (ШПО), презентации, публикация авторских разработок, печатные издания школы, в т. ч. и на электронных носителях.
3. Коллективные (групповые) и индивидуальные формы информационно-методической работы.
К коллективным (групповым) формам относятся: интерактивная лекция, «круглый стол», деловая игра, проблемно-ситуационная игра, методическая мастерская, калейдоскоп уроков, методическая оперативка, методический КВН, «мозговой штурм», методический консилиум, методический тренинг, семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические), практикумы, фестиваль педагогических идей, панорама педагогических достижений, педагогическая дискуссия, педагогические чтения, творческий диалог, творческий отчет, ярмарка методических идей, методический мост, методическая декада (неделя).
Индивидуальные формы составляют: разработка собственных диагностических материалов (заданий и тестов), проведение в режиме самоконтроля мониторинговых замеров за процессом и результатом обучения, индивидуальная консультация,наставничество, разработка программы самообразованияпо методической теме, представляющей профессиональный интерес, личной творческой теме, разработка собственных средств наглядности, авторского курса и учебного пособия, рефлексия и анализ собственной деятельности, проведение исследований, стажировка.
Наряду с традиционными формами целесообразно внедрять активныеи виртуальные формы методической работы образовательных организаций. Передача информации через электронные ресурсы (сайты, блоги, книги) - это возможность взаимодействия педагогов в сетевых интернет - сообществах и социальных сетях, когда ускоряется возможность получать письма, касающиеся образования, в том числе информационного и рекламного содержания [5]. Актуальность данного вопроса подтверждена в высказывании В.В. Путина: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду.».
В современной педагогической практике сетевое сообщество рассматривается как совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т.ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющими общие цели и деятельность по формированию и развитию личности, которые преимущественно общаются друг с другом посредством сетевых технологий.
На сегодняшний день работает ряд сетевых педагогических сообществ (Сеть творческих учителей, Интернет-педсовет, «Открытый класс», «Методисты. ру», ИнтерГУру, «Мой университет», Проектный офис школьных библиотекарей, Обучение, воспитание детей с ОВЗ, Молодые педагоги, «Сетевое сообщество педагогов Пермского края» и др.).
Ожидаемые результаты сетевых сообществ педагогов:
•единое методическое сопровождение в образовательной сети, разработка и размещение на сайте сообщества коллективных методических и других практико-ориентированных материалов;
•перенос норм и способов взаимодействия, возникающих в сетевом сообществе, в деятельность образовательной организации;
•продуктивный характер коммуникации в образовательной сети для решения задач совместного методического проектирования и поддержки связей между педагогами внутри сети, а также связей с внешними партнерами.
Инновационной формой методической работы является виртуальный методический кабинет. Это многоаспектная информационно-образовательная среда, которая ориентирует на создание необходимых условий для самостоятельной познавательной, научной и поисковой деятельности. Виртуальный методический кабинет создает обширный доступ к необходимой информации, позволяет организовать методическое пространство для педагогов: обеспечивает оперативную методическую помощь начинающим и дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы.
Новыми формами методического сопровождения стали так же интернет - конференции, вебинары, онлайн-мастер-классы [4].
К современным методическим формам работы с практикующими педагогами относятся и инновационные, организационно-деятельностные, деловые игры, которые помогают формировать интеллектуальную культуру и культуру саморазвития педагога. В ходе игры учителя знакомятся с реальным опытом коллег, который можно применять на своих занятиях, учатся экономить время на отработку определенных понятий, умений, компетенций, решать возможные педагогические проблемы, активно участвовать в управлениипедагогическим процессом [1].
Такие формы обучения способствуют активизации самообразования педагогов, обеспечивают их подготовку к инновационной деятельности, создают предпосылки для быстрой адаптации в динамической профессиональной среде. Образовательные организации и педагоги, в свою очередь, должны стремиться не к демонстрации «модных» технологий, а обеспечивать достижение планируемых в ФГОС метапредметных и предметных результатов обучения.
Выводы. Роль педагога в реализации ФГОС, по мнению М.М. Поташника, заключается в том, что «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе - инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого ребенка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом». Эти слова являются своеобразным ориентиром в деятельности муниципальной методической службы.
Педагог занимает центральную позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой сегодня в целом быть системе образования. Использование же разнообразных форм методической работы позволяет укрепить профессиональный статус педагога, дает возможность для реализации его собственного педагогического потенциала, для стимулирования его развития. Все это, в свою очередь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного учреждения образования.
Литература:
1. Гирба Е.Ю. Методическая работа как механизм управления качеством образования (учебно-методическое пособие) - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 72 с.
2. Густокашина Л.А. Муниципальная методическая служба на современном этапе. Муниципальная методическая служба в условиях реализации ФГОС: поиски, находки, решения: электронный методический сборник / сост. Густокашина Л.А. - Пермь: АНО ДПО ОИПО, 2016. - с. 78
3. Жукова О.В., Соколова Л.В. Модель методического сопровождения образовательных организаций и педагогов в условиях введения ФГОС ООО посредством диссеминации инновационного педагогического опыта // Научно-практический журнал " Человеческий капитал " №4/2014, с 137- 142.
4. Методическая служба Республики Татарстан: организация, структура, перспективы. -Казань, 2015. - 171 с.
5. Нарыкова Г.В. Формы методической работы в контексте активизации самообразования педагогов / Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке» (Том 6) / под общей редакцией А.И. Вострецова - Прага: Vydavatel «Озуюеш», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. - 80с.
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
кандидат исторических наук Норден Александр Петрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доцент Асанин Владимир Юрьевич
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгуллина Гульшат Равильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В авторской статье рассматривается проблема недостаточной разработанности программного обеспечения личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта в процессе формирования спортивной культуры личности. В статье представлено научно-теоретическое и организационно-методическое обоснование содержания базового и вариативного компонентов личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта.
Ключевые слова: личностно ориентированное физическое воспитание, избранный вид спорта, спортивная культура личности, базовый и вариативный компоненты учебной программы, студенты.
Annotation. In authoring article the problem of insufficient readiness of the software of personally oriented physical training of students on the basis of the selected sport in the course of formation of sporting culture of the personality is considered. In article scientific-theoretical and organizational and methodical reasons for maintenance of basic and variable components of personally oriented physical training on the basis of the selected sport are provided.
Keywords: personally oriented physical training, the selected sport, the sporting culture of the personality, basic and variable components of the training program, students.
Введение. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования спортивной культуры студентов свидетельствует о недостаточной разработанности программного обеспечения личностно ориентированного физического воспитания студентов, что требует научно-теоретического и организационно-методического обоснования содержания базового и вариативного компонентов личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта [1, 3, 5, 10, 11, 20].
Формулировка цели статьи. Раскрыть специфические особенности построения базового и вариативного компонентов содержания учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта.
Изложение основного материала статьи. С целью формирования спортивной культуры личности в процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта нами был проведен формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты 1,2-го курсов ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», которые были разделены на две учебные группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В КГ вошли студенты физико-математического факультета, а в ЭГ студенты факультета естественнонаучного образования. Обучение студентов КГ дисциплинам физической культуры и спорта проводилось на основе рабочих программ по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту». ЭГ была скомплектована из студентов, проявивших активный интерес к одному из предлагаемых видов спорта (мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика). Физическое воспитание испытуемых ЭГ проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного вида спорта с учетом индивидуального своеобразия индивидуальных потребностей и мотивов учащейся молодежи.
Для решения поставленных задач, направленных на формирование спортивной культуры студентов ЭГ в процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта нами были учтены требования федерального государственного образовательного стандарта к усвоению содержания дисциплин физической культуры и спорта для студентов вузов, обеспечивая тем самым усвоение студентами теоретических, организационно-методических и практических основ избранного вида спорта. Усвоение