Научная статья на тему 'Обмеры памятников архитектуры - важнейший этап исследования объекта'

Обмеры памятников архитектуры - важнейший этап исследования объекта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
452
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБМЕРЫ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛОМ / ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА / СТИЛЬ / ШАБЛОН / MEASUREMENTS / DETAILS OF AN ARCHITECTURAL IMAGE / MOLDING / FEATURES OF AN INTERIOR / STYLE / ARCHITECTURAL PATTERN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Петракова Л. Д.

Проведение обмерных работ в отношении памятника архитектуры позволяет сохранить без изменений первоначальный облик здания, точно зафиксировать пропорции, кон-структивное решение и композиционные особенности интерьера. Выполнение архитектурных об-меров здания обычно является начальной стадией комплекса научных и проектно-исследовательских работ, имеющих конечной целью реставрацию архитектурного объекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERITAGE-LISTED BUILDING MEASUREMENT - THE MOST IMPORTANT PHASE OF AN OBJECT RESEARCH

Taking measurements of a listed building allows to preserve its original image, to accu-rately fix its proportions, its constructive solution and the compositional features of its interior. Architec-tural measurements are usually the initial period of scientific and project design work and research activi-ty that have rebuilding (restoration) of an architectural object as the ultimate goal

Текст научной работы на тему «Обмеры памятников архитектуры - важнейший этап исследования объекта»

и государство как субъект нации, как форма национально-государственного существования данного народа.

Список литературы

1. Аксёнов, К. В. экономика знаний как определяющая часть новой экономики в условиях рынка // Проблемы новой политической экономии. - 2005. - № 4. - С. 64-67.

2. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1961. - Т. 21 : Происхождение семьи, частной собственности и государства (май 1983 - дек. 1889). -745 с.

3. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1955. - Т. 3 : Тезисы о Фейербахе. Немецкая идеология. Истинные социалисты. - 650 с.

4. Маркс, К. Сочинения в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. . - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1961. - Т. 23. Капитал. Критика политической экономии. - 907 с.

5. Маркс, К. Сочинения : в 50 тт. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит.

лит-ры, 1963. - T. 26. Ч. II. Теории прибавочной стоимости. - 712 с.

6. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1968. - Т. 46. Ч. I: Экономические рукописи 1857 - 1859 (Первоначальный вариант «Капитала») - 585 с.

7. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1969. - T. 46. Ч. II. Экономические рукописи К. Маркса 1857-1859 годов. - 244 с/

8. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1957. - Т. 6 : Ноябрь 1848 - июль 1849. - 800 с.

9. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1958. - Т. 12: Апр. 1856 -янв. 1969. - 910 с.

10. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1959. -T. 15 : Январь 1860 - сент. 1864. - 828 с.

11. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1961. -Т. 25 . Ч. I : Капитал. Т. 3. - 554 с.

12. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во полит. литры, 1974. -Т. 42 : Янв. 1844 - февр. 1848. - 800 с.

13. Бородин, Е. Т. Природное и общественное воспроизводство: постижение марксизма и преодоление его противоречий. - Москва : Познават. книга, 2003. - 446 с.

14. Смолянский, В. Г. Ценности социалистического мира. - Москва : Политиздат, 1977. - 135 с.

15. Фромм, Э. Иметь или быть? - 2-е изд., доп. - Москва : Прогресс.1990. - 331 с. - (Библиотека зарубежной психологии).

УДК 719.72:691:620.1.08

Л. Д. Петракова

Алтайский архитектурно-строительный колледж,

Барнаул, Россия

ОБМЕРЫ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ -ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА

Аннотация. Проведение обмерных работ в отношении памятника архитектуры позволяет сохранить без изменений первоначальный облик здания, точно зафиксировать пропорции, конструктивное решение и композиционные особенности интерьера. Выполнение архитектурных обмеров здания обычно является начальной стадией комплекса научных и проектноисследовательских работ, имеющих конечной целью реставрацию архитектурного объекта.

Ключевые слова: обмеры, архитектурные детали, архитектурный облом, детали интерьера, стиль, шаблон.

Larisa D. Petrakiova Altai College of Architecture and Civil Engineering,

Barnaul, Russia

HERITAGE-LISTED BUILDING MEASUREMENT -THE MOST IMPORTANT PHASE OF AN OBJECT RESEARCH

Abstract. Taking measurements of a listed building allows to preserve its original image, to accurately fix its proportions, its constructive solution and the compositional features of its interior. Architectural measurements are usually the initial period of scientific and project design work and research activity that have rebuilding (restoration) of an architectural object as the ultimate goal.

Keywords: measurements, details of an architectural image, molding, features of an interior, a style, architectural pattern.

По своей значимости обмерные работы занимают одно из ключевых мест в организации работ по сохранению памятников архитектуры в первоначальном виде. Кроме форс-мажорных обстоятельств на состояние памятников архитектуры влияют физические условия (влажность, холод, перепады температур и др.). Самой быстрой амортизации подвержены памятники деревянного зодчества - теряют несущую способность конструкции, неравномерно оседает фундамент, утрачивается декор. Проведение обмерных работ призвано способствовать сохранению первоначального облика здания, позволяет точно зафиксировать пропорции, конструктивное решение и декоративное убранство интерьера.

План обмерных работ включает в себя:

- выбор объекта исследования;

- сбор информации о сроках постройки здания, архитекторе, владельцах здания и т. п.;

- выбор инструментов для обмера;

- составление кроков (эскизных набросков, выполненных от руки);

- составление комплекта обмерных чертежей.

Основной комплект чертежей обмерных чертежей интерьера здания состоит из планов этажей, планов помещений, развёрток по стенам, планов пола, планов потолка, фрагментов интерьера, деталей и их сечений, шаблонов. Если помещение имеет в плане криволинейную форму, то вместо развёрток целесообразно выполнять чертежи видов стен. Детали интерьера часто представляют особый интерес исследователя.

При обмере архитектурных деталей интерьера, таких как карнизные пояски, профили, архивольты, наличники окон и порталов дверей необходимо выполнять шаблоны, или профили, криволинейных деталей в масштабе 1:1. В период классицизма и неоклассицизма эти детали выполнялись по чётким канонам, в соответствии с правилами построения архитектурных обломов или мулюр, профилей. Профилировать те или иные тяги возможно только после тщательного изучения правил построения обломов. Насчитывается восемнадцать архитектурных обломов. Любые профильные тяги состоят из одного или нескольких архитектурных обломов, кото -рые по профилю (поперечному сечению) делятся на прямые и криволинейные. Прямолинейные обломы - это полка, полочка и плинт. Криволинейные обломы делятся на простые и сложные профили. Кроме того, обломы бывают прямые и обратные. Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четверной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), сложный вал (прямой и обратный), сложная выкружка (прямая и обратная), которую часто называют скоцией.

Сочетание двух обломов, нераздельно связанных друг с другом, например, валик и полочка, называют астрагалом. Сочетание обратной четвертной выкружки с плинтом называют чимбией.

Во всех тягах и ордерных композициях, характерных для классицизма и неоклассицизма, главные обломы чередуются с второстепенными, широкие с узкими, криволинейные с прямолинейными. Это основное правило профилирования.

При обмерах интерьеров памятников архитектуры в стиле неоклассицизм середины ХХ в. часто встречаются ордера. Ордер, как составляющая ордерной системы, на которой базируется стиль классицизм, представляет собой, по существу, совокупность архитектурных обломов.

В советских интерьерах стиля неоклассицизм наиболее часто встречаются дорические и ко -ринфские ордера, которые могут быть интерпретированы с применением советской символики. При обмерах «советских» ордеров интересно сопоставить их пропорции с пропорциями классических ордеров с их модульной системой, где модулем, согласно трактатам Андреа Палладио и Джакомо Виньолы, является нижний радиус колонны. В «советском» неоклассицизме ордера не всегда имеют энтазис, плавное утонение колонны в верхних двух третях её ствола. Встречаются колонны с утонением не только сверху, но и снизу, т. е. имеют двойное утонение, бочкообразную форму.

В памятниках архитектуры советского неоклассицизма 30-50-х годов ХХ в. интерьер часто отделывался штукатуркой, лепными архитектурными деталями, применяя известковое тесто, гипс, цемент, гранит, мрамор, дерево и т. д. Для придания стенам прочности или для их украшения устраивали пилястры, прямоугольные выступы, обработанные по трехчастной системе того или иного ордера, которые могут быть из того же материала, что и стены. Иногда пилястры выполнялись из штукатурки. Пилястры могли быть гладкими или с каннелюрами, углублениями по всей пилястре или только на её стволе.

Стены могут быть гладкими или оформлены рустами, камнями разной формы, отделёнными один от другого тягами - швами разной ширины и глубины. В стенах часто могут устраиваться ниши, т. е. углубления разной высоты, ширины и глубины. Верхняя часть ниши может быть прямоугольной, полуциркульной или другой формы. Они бывают простыми или оформленными с наружной стороны различными тягами, а также пилястрами и колоннами какого-либо ордера. Внутри ниш часто устанавливают статуи, вазы или картины. Стены часто украшают карнизами, выполненными по правилам построения архитектурных обломов, филёнками, лопатками. Над дверными проёмами часто устраивают десюдепорты, рамки, окружающие определённое поле стены с рельефными или расписными сюжетами или без них.

Парадные лестницы изготовляют из камня, гранита, мрамора, дерева и т. д. Весьма типично для неоклассицизма середины ХХ в. выполнение ограждений лестниц в виде балюстрады, состоящей из балясин, невысоких фигурных столбиков, бетонных каменных, деревянных.

Потолки и своды в больших помещениях, залах, вестибюлях, украшают квадратными, прямоугольными, многогранными, круглыми углублениями, называемыми кессонами. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками, или тягами.

В местах соединения потолков и стен выполняют карнизы - тяги разных размеров, состоящие из архитектурных обломов. Под карнизами часто устраивают кронштейны.

Широко распространённых лепных изделий насчитывается около семидесяти. Чаще всего в интерьерах памятников архитектуры неоклассицизма применяются ионики, витые валики, вьюнки, тростники, верёвочки, вязки из дубовых, лавровых и других листьев, редкие и частые бусы, горох, шишки, акантовые листья, венки, гирлянды, розетки всевозможной формы, капители, базы, балясины, поручни, вазы, модульоны, маски, гербы, картуши, эмблемы и т. д. Иногда применяются лепные элементы с советской символикой - снопами колосьев, серпом и молотом, фигурами рабочих и колхозников, пятиконечными звёздами и т. д.

Точное выполнение обмеров криволинейных элементов декора представляет особую сложность и требует кропотливой работы. Для измерения элементов декора используют шаблоны. Делают их из мягкой проволоки, в натуральную величину, изгибая по форме кривой и перенося на бумагу для обчерчивания. Однако при этом надо иметь в виду, что, как правило, декор может быть частично искажён вследствие неоднократной замазки, побелки и покраски. Именно поэтому архитектору необходимо «угадать» первоначальный архитектурный профиль.

Таким образом, выполнение архитектурных обмеров памятника обычно является начальной стадией общего комплекса научных и проектно-исследовательских работ, имеющих своей конечной целью реставрацию архитектурного объекта.

2. Залесов, В. Г. Архитектурные ордера по Виньоле : метод. указания. - Томск : Изд-во Томск. гос. ар-хитектурно-строит. ун-та, 1994. - 46 с.

3. Методические рекомендации по выполнению реставрации памятника архитектуры. Реставрационные нормативы. - Москва, 1982. - [Б. и.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.