УЕБТЫНС
мвви
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 72.03 Е.Р. Возняк
ФГБОУВПО «СПбГАСУ»
АРХИТЕКТУРНЫЙ КОЛОННЫЙ ОРДЕР В ЭПОХУ ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО БАРОККО (1742—1762 гг.) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Рассмотрены принципы построения колонного ордера елизаветинского барокко на примере памятников Санкт-Петербурга. Выполнены их характерные стилевые особенности, проведено сравнение с классическими архитектурными формами. Колонные ордера елизаветинского барокко построены по классическим законам, но имеют значительные отклонения от канона. Был изменен рисунок обломов и капителей. Все тяги делали цельнотянутые, без зубцов, модульонов или кронштейнов. Несколько изменены пропорции элементов. Колонны сдваивали, присоединяли к пилястрам, обязательно применяли прием раскреповки колонн. Цель этих изменений — при относительной простоте изготовления достичь максимального декоративного эффекта. Свобода творческой мысли и мастерство архитекторов елизаветинского барокко привели к созданию собственного языка архитектурных форм, характерного только для данного стиля.
Ключевые слова: архитектурная деталь, Санкт-Петербург, колонный ордер, елизаветинское барокко.
Создание архитектурных деталей и форм — одна из важнейших составляющих архитектурной теории и практики. Умение рисовать детали, знание законов построения ордерных элементов, творческое отношение к ним, постоянный поиск и создание новых элементов отличали архитекторов Санкт-Петербурга XVШ — нач. XX вв. Под влиянием определенных факторов это умение во многом утрачено. Функционализм, конструктивизм, модернизм отрицали классическую традицию рисования деталей. Создавая свою систему построения архитектурных деталей и форм, новые стили отвергали исторические традиции ордерной архитектуры. Экономическая и политическая обстановка в России XX в. также не способствовала качеству деталировки фасадов. Ушли в прошлое учебники и учителя, обучавшие искусству исполнения деталей. Будущим архитекторам, художникам, ремесленникам не читают курсов рисования архитектурных форм. Не понимая законов их построения, в будущем они могут просто копировать или огрублять исторические образцы. Проблема заключается еще и в том, что в книгах прошедших веков подробно рассматривали только построение ордерных форм на примерах памятников Древней Греции и Рима, зданий Италии эпохи Возрождения. Труды европейских архитекторов, начиная с Дж. Виньолы, А. Палладио и заканчивая русскими теоретиками Н. Султановым и И.Б. Михайловским, описывают правила построения классических архитектурных форм. Этой теории подчиняются далеко
не все исторические стили XVIII—XIX вв., формально находящиеся в рамках классического наследия. Нет книг, изучающих архитектурные формы барокко или эклектики, особенностей деталировки зданий в этот период в России и в частности в Петербурге. Изучение архитектурных деталей Санкт-Петербурга будет полезно архитекторам, реставраторам, историкам архитектуры при реконструкции, реставрации старых зданий и созданий новых сооружений с элементами исторических стилей.
Изучение деталей невозможно в общем, без конкретного рассмотрения правил построения каждой формы в отдельности, в рамках конкретного исторического периода. Эта статья посвящена рассмотрению правил построения колонного ордера эпохи елизаветинского барокко. Елизаветинское барокко — краткий и яркий период в истории архитектуры Санкт-Петербурга. Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинский, М.Д. Расторгуев и другие архитекторы этого периода создавали здания, архитектурные формы которых отличают декоративность, пышность и вместе с тем легкость. Этот архитектурный стиль интересен в том числе отношением к ордерному классическому наследию. Прекрасно зная ордерный канон и основываясь на классических принципах, мастера елизаветинского барокко, тем не менее, допускали и даже приветствовали трансформацию архитектурных форм. Творческую свободу видели в фантазиях на тему ордерных композиций.
Русские архитекторы елизаветинского барокко хорошо знали ордерные системы теоретиков архитектуры XVI в. Дж. Виньолы, Ан. Палладио, Ганса Блюма. Западноевропейские труды XVII — нач. XVIII вв., книги Гварино Гварини, Николя-Франсуа Блонделя, Огюстена Шарля Д^вилера и т.п., в части описания колонн незначительно интерпретируют ордерные системы великих предшественников. Ближе всего стилистике Растрелли труд Шарля-Етьена Бризо «Traite du beau essential». Но детали рококо проявляются в оформлении окон и дверей и не распространяются на колонный ордер. Ордера русского елизаветинского барокко не укладываются в классические системы и как бы создают свою собственную вариацию на данную тему.
Для анализа архитектурных форм и в качестве иллюстраций для данной статьи были использованы обмерные чертежи института СпецПроектРеставрации и эскизные обмеры студентов специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» СПбГАСУ (рис. 1—6).
В период елизаветинского барокко использовали три ордера: дорический, ионический и композитный. Тосканский не применялся, как приземистый и слишком простой для изысканного стиля. Дорический от тосканского ордера в этот период можно отличить только по пропорциям. На дорическом ордере не делали триглифов и других характерных элементов. Коринфский ордер также не использовали. Строгое повторение листьев аканта на капители, выполнение кронштейнов на карнизе заменяли на вольные фантазии композитного ордера.
Дорический ордер встречается достаточно редко, на первых этажах зданий. На рис. 1 проведено сравнение дорического ордера по Виньоле, пилястр ограды Смольного собора (стр-во 1748—1764 гг., арх. Ф.Б. Растрелли) и пилястр первого этажа Манежа Кадетского корпуса (оформление фасада 1757—1759 гг., арх. И. Юст). Дорический ордер Виньолы приводится в двух вариантах прорисо-
вок: в массах (обобщенные детали) и в деталях (с прорисовкой обломов). Для упрощения чертежей введены условные обозначения: Н — высота колоны; В — нижний диаметр колоны; М — модуль, радиус нижнего сечения колонны.
а б в г
Рис. 1. Дорический ордер: а — в массах по Виньоле; б — в деталях по Виньоле [1]; в — пилястры ограды Смольного собора (арх. Ф.Б. Растрелли); г — пилястры первого этажа Манежа Кадетского корпуса (оформление фасада — арх. И. Юст)
Отношение высоты колонны к нижнему диаметру примерно соответствует ордерному — 8...9 нижних диаметров. Антаблемент и пьедестал нарисованы свободно, с большими отклонениями от ордерных пропорций. Высоты этих элементов могли быть значительно больше или меньше канонических. Колонны гладкие, канелюр нет. Утонение у колонн делали в соответствии с классическими традициями, пилястры выполняли без энтазиса, прямыми. База у И. Юста соответствует дорической базе по Виньоле, Растрелли предпочитал аттическую базу. Капители близки по составу к римской дорической капители, но прорисовка обломов недостаточно изящна, пропорции нарушены. Пьедестал решен как простой плинт. Структура антаблемента имеет больше всего нарушений. На фризе нет триглифов. На фасаде Манежа слабо намечены места установки триглифов, но сами эти непременные элементы дорического ордера отсутствуют. Колонны Растрелли не имеют ни архитрава, ни триглифов. На карнизах барочных ордеров не делали ни зубцов, ни модульонов, ни кронштейнов. Карнизы имеют выступы-полки там, где должны были бы располагаться зубцы. По отсутствию зубцов в поддерживающей части карниза можно отличить профиль елизаветинского ба-
ВЕСТНИК
МГСУ-
рокко XVIII в. от эклектичного барокко XIX в. В карнизах зданий XIX в. зубцы, согласно классическим ордерам, присутствуют.
Ионический ордер был широко распространен. Он ставился на первых и вторых этажах зданий. Произведено сравнение ионического ордера по Виньоле с колоннами, украшающими первые этажи Федоровского корпуса Александро-Невской лавры (стр-во 1760-е гг., арх. М.Д. Расторгуев) и Зимнего дворца (стр-во 1754—1762 гг., арх. Ф.Б. Растрелли) (рис. 2). Пропорции колонн — ордерные. Размеры антаблемента и пьедестала примерно соответствуют каноническим. Пьедестал мог решаться с цоколем и карнизом, мог быть простым — без карниза. Колонны — без канелюр. База — аттическая. Капитель барочного ионического ордера значительно больше римской ионической капители. Под валютами создается шейка. Архитрав имеет большой вынос. Фриз без декоративного рельефа, разбивается выступами раскрепованных колонн. Размеры карниза варьируются от 1 до 1,7 модуля. Карниз — без зубцов.
1/4 Н
Н=9й
1/3 Н
3? М 0.23 Н
Н=8.60
1/3 Н
а б в г
Рис. 2. Ионический ордер: а — в массах по Виньоле; б — в деталях по Виньоле [1]; в — первый этаж Федоровского корпуса Александро-Невской лавры (арх. М.Д. Расторгуев); г — первый этаж Зимнего дворца (арх. Ф.Б. Растрелли)
Наибольшее распространение получил композитный ордер. Композитный или сложный ордер соответствует свободе творчества декоративного убранства елизаветинского барокко. Для примера приведены колонны Екатерининского дворца в Царском селе (стр-во 1752—1757 гг., арх. Ф.Б. Растрелли), Зимнего дворца (стр-во 1754—1762 гг., арх. Ф.Б. Растрелли) и Строгановского дворца (стр-во 1753—1754 гг., арх. Ф.Б. Растрелли) (рис. 3).
а б в г д
Рис. 3. Композитный ордер: а — в массах по Виньоле; б — в деталях по Виньоле [1]; в — Екатерининского дворца в Царском селе (арх. Ф.Б. Растрелли; г — первый этаж Зимнего дворца (арх. Ф.Б. Растрелли); д — Строгановского дворца (арх. Ф.Б. Растрелли)
Пропорции в целом равны или более вытянуты, чем классические. Нижний диаметр мог укладываться в высоте колонны 9,6.11,4 раз. Пьедесталы делали самой разнообразной формы: от простого плинта до сложных пьедесталов с рельефными композициями. Колонны гладкие, без канелюр. Встречаются рустованные колонны, например, на павильоне Грот в Царском селе. Базы — аттические. Капители разнообразной причудливой формы. Рисунок антаблемента так же сильно изменялся от здания к зданию. Размер архитрава обычно уменьшали, карниз наоборот увеличен почти в два раза. Карниз мог быть большим, так как его размеры соотносили не с размерами колонн, а с величиной всего здания. Фриз иногда украшали рельефом в виде гирлянд, но он мог быть и гладким. Фриз окрашивался в цвет стен и ритмично разбивался белыми выступами раскрепованных колонн. Цвет архитрава и карниза всегда белый.
Особым своеобразием ордер елизаветинского барокко обязан своим ионическим и композитным капителям (рис. 4, 5). Они существенно отличаются от капителей Виньолы и Палладио. Капители ионического и композитного ордеров этого времени сходны в построении. Под абакой большие валюты, снизу ставили шейку капители, которую отделяли от ствола колонны астрагалом. Шейка капители могла быть гладкой или с бороздами по типу канелюр. Строение капители елизаветинского ионического ордера опирается на подвид ионической капители, распространенной в эпоху позднего Возрождения.
Подобная капитель приведена в трактате Густава Блюма XVI в. Ионическая капитель с шейкой встречается в театре Марцелла в Риме и даже на капители Эрехтейона в Афинах. Капители композитного ордера имеют тот же состав, но из центра валют спускаются гирлянды цветов. «Учитывая увлечение людей XVIII в. символикой, наполненной радостью чувственного ощущения жизни, можно предположить, что хозяева трактовали ее в греко-римской традиции, где роза — эмблема Афродиты/Венеры — торжествующая любовь, радость, красота и желание» [2]. Похожие, но более сдержанные капители были распространены в Западной Европе в конце XVII в. Все капители елизаветинского барокко всегда имеют диагональный вариант решения, поэтому валюты слегка повернуты на встречу друг другу. Встречаются композитные капители, украшенные маскаронами. Римские композитные капители с листьями аканта делали редко, листья аканта всегда обобщены. Капители и базы выделялись цветом: белым, как весь декор, или желтым — под золото.
б в г
Рис. 4. Капители ионического ордера: а — по Дж. Виньоле; б — по Гансу Блюму XVI в. [3]; в — капитель ограды Смольного монастыря (арх. Ф.Б. Растрелли); г — капители Федоровского корпуса Александро-Невской лавры (арх. М.Д. Расторгуев)
б
д
Рис. 5. Капители композитного ордера: а — по Дж. Виньоле; б — по Августу Шарлю де Алливьеру конец XVII в.; в — Строгановского дворца (арх. Ф.Б. Растрелли); г — Екатерининского дворца (арх. Ф.Б. Растрелли); д — павильона Грот в Царском Селе (арх. Ф.Б. Растрелли)
а
в
г
Для эпохи барокко чрезвычайно важен способ расположения колонны относительно стены здания. Барокко создает усиленные декоративные моменты путем сочетания пилястр и колонн, употребления сдвоенных колонн и применения приема раскреповки колонн. Традиционно колонны ставят относительно стены тремя основными способами: пилястра, полуколонна (колонна, выступающая на 4/3 и 2/3 из стены), отдельно стоящая колонна с пилястрой сзади у стены. Между пилястрой и колонной в последнем случае делали просвет. В елизаветинском барокко, кроме обычных способов, применяли следующие приемы: полуколонны с двумя пилястрами сзади и колонны, непосредственно примыкающие к пилястре (рис. 6). Эти способы, характерные только для Елизаветинского барокко, создавали богатую пластику на фасаде. Колонны делали с утонением. Пилястры выполняли без энтазиса, и соответственно капитель пилястры была шире, чем капитель колонны перед ним. Получалось, что за капителью колонны видна капитель пилястры. Сочетание колонны и пилястры давало ощущение пучка колонн на фасаде. Просвет между колонной и пилястрой не делали для упрощения и облегчения архитектурных форм без потери их декоративности. Эффект могли усилить, расположив за одной полуколонной две пилястры, или поставить двойные колонны с пилястрами. Часто ставили двойные колонны с пилястрами, на углах делали две или четыре колонны.
а б в г д е
Рис. 6. Способы примыкания колон к стене: а — пилястра; б — полуколонна; в — отдельно стоящая колонна с пилястрой у стены; г — колонна, примыкающая к пилястре; д — полуколонна с двумя пилястрами; е — оформление углов
Обязательным приемом Елизаветинского барокко была раскреповка ордера относительно фасада (рис. 7). Теоретически антаблемент лежит на колонне, передавая тяжесть с колонны на колонну. Ордер давно потерял конструктивную роль, но классические зодчие старались соблюдать правильную тектонику форм. Барочные архитекторы располагали антаблемент столбиком над колонной, весь ордер выступал из плоскости стены. Этот прием создавал декоративные выступы на пьедестале и антаблементе, выделял колонну. Карниз разбивался на фрагменты, и над ордером получались выносы, похожие на ласточкин хвост. Таким образом, раскреповка колонн создавала яркий декоративный момент, во многом определявший весь облик здания.
Из вышесказанного следует, что ордерная система в эпоху елизаветинского барокко имела существенные особенности: иная прорисовка и пропорци-онирование ордера, использование приема примыкания колонн к пилястрам, обязательная раскреповка колонн.
МГСУ-
3/2013
Рис. 7. Раскрепованные колонны: а — Семинарского корпуса Александро-Невской лавры (арх. М.Д. Расторгуев); б — Зимнего дворца (арх. Ф.Б. Растрелли); в — павильона Грот в Царском Селе (арх. Ф.Б. Растрелли)
Главное, что отличает ордер елизаветинского барокко от классических образцов, — это особая стилистика декоративности и свобода поиска. Цель этих изменений — при относительной простоте изготовления достичь максимального декоративного эффекта. Свобода творческой мысли и мастерство архитекторов елизаветинского барокко привели к созданию собственного языка архитектурных форм, характерного только для данного стиля.
Библиографический список
1. Виньола, Джакомо да. Правило пяти ордеров / Джакомо Бароццио да Виньола. М. : Архитектура-С, 2005. 168 с.
2. Блинова Е.К. Иносказательные символы растительных мотивов в ордерных композициях архитектуры Петербурга // Архитектон: известия вузов. Июнь 2011. № 34. Режим доступа: archvuz.ru/numbers/2011_2/018.
3. Ганс Блюм. У-Со^шлае или описание и применение пяти ордеров. М. : Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. 112 с.
Поступила в редакцию в январе 2013 г.
Об авторе: Возняк Екатерина Рюриковна — кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (ФГБОУ ВПО «СПбГАСУ»), 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4, [email protected].
Для цитирования: Возняк Е.Р. Архитектурный колонный ордер в эпоху елизаветинского барокко (1742—1762 гг.) в Санкт-Петербурге // Вестник МГСУ 2013. № 3. С. 7—15.
E.R. Voznyak
THE ORDER OF AN ARCHITECTURAL COLUMN IN THE ERA OF ELIZABETHAN BAROQUE (1742—1762) IN ST. PETERSBURG
The author discusses structural principles of the column order attributed to Elizabethan Baroque Style and uses St. Petersburg monuments as examples. The article has drawings of columns and architectural details of the Baroque style buildings in St. Petersburg. The author identifies their specific stylistic features and compares them with classical architectural forms.
The column order of the Elizabethan Baroque style is built according to classical rules, although it has substantial deviations. Back then, only three types of orders were used: a Doric order, an Ionic order and a composite order. Order profiles and capitals were changed in the era of Elizabethan baroque style; therefore, Ionian and composite capitals of the Elizabethan Baroque style differ from those of Vignola and Palladio. Necks of capitals were smooth or had flutes. The Elizabethan Ionic order is based on a subset of Ionic capitals, typical for the era of late Renaissance. Creative ideas and skills of architects developed an own language of architectural forms, typical for this style.
Key words: architectural details, architecture of St.Petersburg, columnar order, Elizabethan Baroque Style.
References
1. Dzhakomo Barotstsio Da Vin'ola. Pravilo pyati orderov [Rules of Five Orders]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2005, 168 p.
2. Blinova E.K. Inoskazatel'nye simvoly rastitel'nykh motivov v ordernykh kompozitsiyakh arkhitektury Peterburga [Allegorical Symbols of Vegetative Motives in Order Compositions of St.Petersburg Architectural Monuments]. Arkhitekton: izvestiya vuzov. [Architecton: News of Institutions of Higher Education]. June 2011, no. 34. Available at: archvuz.ru/num-bers/2011_2/018.
3. Gans Blyum. V-Colvmnae ili opisanie i primenenie pyati orderov [V-Colvmnae or Description and Application of Five Orders]. Moscow, Vsesoyuznaya Akademiya arkhitektury publ., 1936, 112 p.
About the author: Voznyak Ekaterina Ryurikovna — Candidate of Architectural Sciences, Associate Professor, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPSUACE), 4 2-ya Krasnoarmeyskaya St., St.Petersburg, 190005, Russian Federation; [email protected].
For citation: Voznyak E.R. Arkhitekturnyy kolonnyy order v epokhu elizavetinskogo barokko (1742—1762 gg.) v Sankt-Peterburge [The Order of an Architectural Column in the Era of Elizabethan Baroque (1742—1762) in St. Petersburg]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 7—15.