Научная статья на тему 'ОБМЕН ЗНАНИЯМИ КАК ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ОРГАНИЗАЦИИ'

ОБМЕН ЗНАНИЯМИ КАК ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / обмен знаниями / коммуникация / личное и развитие организации / culture / knowledge sharing / communication / personal and organizational development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Скачёва

Ключевая цель обмена знаниями заключается в том, чтобы сделать существующие экспертные знания транспарентными, обеспечить обмен опытом между заинтересованными участниками и определить дальнейшее развитие существующих знаний. Концепция в значительной степени зависит от того, как определяется конструкция обмена знаниями в соответствующем контексте и какие методы используются для создания общих знаний, которые впоследствии могут принести пользу всем заинтересованным сторонам. В статье предполагается, что передача знаний зависит от стиля коммуникации в организации. Реляционно-ориентированный обмен знаниями может внести значительный вклад в области развития организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Скачёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE SHARING AS AN IMPORTANT COMMUNICATION PROCESS IN ORGANIZATION

The key purpose of knowledge sharing is to make existing expertise transparent, to enable the exchange of experience among participants, and to determine the further development of existing knowledge. The concept depends on how the knowledge sharing construct is defined in the relevant context and what methods are used to create knowledge communication. The article suggests that the transfer of knowledge depends on the style of communication in the organization. Relationaloriented knowledge communication can make a significant contribution to organizational development.

Текст научной работы на тему «ОБМЕН ЗНАНИЯМИ КАК ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ОРГАНИЗАЦИИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

УДК 001.101:338.242

ОБМЕН ЗНАНИЯМИ КАК ВАЖНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

В ОРГАНИЦАЦИИ

Н. В. Скачёва

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sollo_sk@mail.ru

Ключевая цель обмена знаниями заключается в том, чтобы сделать существующие экспертные знания транспарентными, обеспечить обмен опытом между заинтересованными участниками и определить дальнейшее развитие существующих знаний. Концепция в значительной степени зависит от того, как определяется конструкция обмена знаниями в соответствующем контексте и какие методы используются для создания общих знаний, которые впоследствии могут принести пользу всем заинтересованным сторонам. В статье предполагается, что передача знаний зависит от стиля коммуникации в организации. Реляционно-ориентированный обмен знаниями может внести значительный вклад в области развития организации в целом.

Ключевые слова: культура, обмен знаниями, коммуникация, личное и развитие организации

KNOWLEDGE SHARING AS AN IMPORTANT COMMUNICATION PROCESS

IN ORGANIZATION

N. V. Skacheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: sollo_sk@mail.ru

The key purpose of knowledge sharing is to make existing expertise transparent, to enable the exchange of experience among participants, and to determine the further development of existing knowledge. The concept depends on how the knowledge sharing construct is defined in the relevant context and what methods are used to create knowledge communication. The article suggests that the transfer of knowledge depends on the style of communication in the organization. Relational-oriented knowledge communication can make a significant contribution to organizational development.

Keywords: culture, knowledge sharing, communication, personal and organizational development

Знания рассматриваются как наиболее стратегически важный ресурс [1] и самое ценное для организаций, стремящихся к адекватной конкуренции. Менеджмент знаний в организациях требует управления несколькими процессами знаний, таких как создание, хранение, совместное использование, оценка [2]. Среди этих процессов обмен информацией имеет решающее значение для организаций, занимающихся знаниями, поскольку он в значительной степени является признаком атмосферы социального взаимодействия в организациях, так как требует от людей делиться тем, что они знают. Интересной функцией

Секция «Теория и практика коммуникаций»

знания является то, что его ценность растет при совместном использовании и осуществляется посредством личного взаимодействия или при помощи информационных систем [3]. Для эффективного управления знаниями сотрудничество может быть достигнуто посредством обмена знаниями. Без коммуникации знания не могут возникнуть [4]. Коммуникация представляет собой конструктивное, кооперативное и межкультурное сотрудничество [5].

Обмен знаниями — это процесс, при котором люди обмениваются своими неявными и явными знаниями, а также совместно создают новые знания [6]. Поэтому обмен знаниями также является важнейшим компонентом инноваций. Любой процесс обмена знаниями состоит из двух частей - дарения и сбора. Передача знаний может быть определена как «информирование других о личном интеллектуальном капитале», в то время как сбор знаний определяется как «консультирование коллег с целью получения ими общего интеллектуального капитала». «Конструирование знаний возможно только путем обмена результатами» [7].

С другой стороны, общение влияет на отношение людей к организации. Организационная коммуникация рассматривается как социальный клей. Коммуникация помогает создавать общий смысл, нормы, ценности и культуру организации. Организация, где признается ценность знаний, коммуникационный климат и многие другие факторы, становится значительно успешнее ее конкурентов. В случае доступа к инновационному мышлению, укрепления доверия и облегчения обмена опытом необходимо выразительное общение в неформальной обстановке, вопреки инструментальному общению, которое необходимо для достижения задач, связанных с непосредственными организационными целями [8]. Здесь обмен знаниями имеет решающее значение, поскольку его ценность и синергия увеличиваются за счет обмена с другими. Такое совместное использование способствует общей идентичности, взаимному доверию и организационному обучению. Другими словами, обмен знаниями зависит от качества формальной или неформальной коммуникации.

Передача знаний между отдельными лицами в организациях происходит посредством коммуникации. Коммуникационный климат включает в себя коммуникативные элементы рабочей среды, такие как готовность руководства к общению с сотрудниками или доверие к информации, распространяемой в организации [9]. Различают поддерживающий и оборонительный коммуникационный климат, где поддерживающий коммуникационный климат может характеризоваться «открытым обменом информацией, доступностью коллег, подтверждающим и совместным взаимодействием и общей культурой обмена знаниями». Поэтому на удовлетворенность подчиненных и их отношениями c руководителями влияет стиль общения в организации. Речь идет о том, как индивиды воспринимают себя, взаимодействуя с другими [9]. Уровень страха или тревоги при общении оказывает значительное влияние на управление знаниями в целом [11]. Это зависит от четырех параметров: доверие, удовлетворение, солидарность, стабильность [12].

Коммуникативный климат является важнейшей составляющей в процессе обмена знаниями. Конструктивный климат в организации положительно влияет на эмоциональную готовность передачи знаний для дальнейшего их сбора. Исследуя коммуникативный климат, мы определяем психосоциальный климат, который непосредственно влияет на обмен знаниями и как следствие успешности организации.

Библиографические ссылки

1. Grant R.M. Toward a knowledge-based view of the firm // Strategic Management Journal. 1996. № 17. S. 109-122.

2. Ruggles R. The State of the Notion: Knowledge Management in Practice // California Management Review. 1998. № 40(3). S. 80-89.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Тома 3

3. The contributions of knowledge management to workplace learning / Seng, Chan Veng; Zannes, Estelle; Pace, R. Wayne // Journal of Workplace Learning, 2002. № 14(4). S. 138-147. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ649975 (дата обращения 05.04.2022).

4. Menschlche Kommunikation. Formen, Störungen, Paradoxien / Paul Watzlawick, Janet H. Beavin, Don D. Jackson // Bern: Hogrefe Verlag. 13., unveränderte Auflage, 2017. URL: http://www.ciando.com/img/books/extract/345675745X_lp.pdf (дата обращения 05.04.2022).

5. Bolten J. Interkulturalität neu denken: Strukturprozessuale Perspektiven // Sozial- und kulturwissenschaftliche Perspektiven. Berlin : J.B. Metzler / Springer. 2020. S. 85-104.

6. Van B. den Hooff, Jan A. de Ridder. Knowledge sharing in context: The influence of organizational commitment, communication climate and CMC use on knowledge sharing // Journal of Knowledge Management. 2004. № 8(6). S. 117-130. URL: https://www.researchgate.net/ publication/220363314_Knowledge_sharing_in_context_The_influence_of_organizational_commit ment_communication_climate_and_CMC_use_on_knowledge_sharing (дата обращения 05.04.2022).

7. Hasler Rumois, Ursula Hasler Roumois. Studienbuch Wissensmanagement. Grundlagen der Wissensarbeit in Wirtschafts-, NonProfit- und Public- Organisationen. Zürich: Orell Füssli Verlage, 2013. 288 S.

8. The knowledge management puzzle: Human and social factors in knowledge management / J. C. Thomas, W. A. Kellogg, T. Erick // IBM Systems Journal. 2001. № 40(4). S. 863-884. URL: https://alumni.media.mit.edu/~brooks/storybiz/thomas.pdf (дата обращения 05.04.2022).

9. Baeuerle I. I. Optimierung des Informations-, Kommunikations- und Wissensmanagements im Bereich Vertrieb After Sales bei der VW AG. Eine netzwerkanalytische Untersuchung : Dissertation. Jena : Friedrich-Schiller-Universität, 2010. URL: https://www.db-thueringen.de/receive/dbt_mods_ 00015767 (дата обращения 05.04.2022).

10. Weaver J.B. Mapping the links between personality and communicator style // Individual Differences Research. 2005. № 3(1). S. 59-70. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 230692445_Mapping_the_links_between_personality_and_communicator_style (дата обращения 05.04.2022).

11. Crawford C.B., Strohkirch C.S., 2006. The Critical Role of Communication In Knowledge Organizations: Communication Apprehension As A Predictor of Knowledge Management Functions // Journal of Knowledge Management Practice. 2006. № 06. URL: http://www. http://www.tlainc.com/ articl122.htm (дата обращения 05.04.2022).

12. Radu Raducan, Ramona Râducan. Communication Styles of Leadership Tools Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2014. S. 813-818 URL: https://www.researchgate.net/ publication/275544458_Communication_Styles_of_Leadership_Tools (дата обращения 05.04.2022).

© Скачёва H. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.