110 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
5. Myung-kyung Suh, Moin T., Woodbridge J., Lan M., Ghasemzadeh H., Bui A., Ahmadi S. Sarrafzadeh Missing Data Imputation for Remote CHF Patient Monitoring Systems // Engineering in Medicine and Biology Society (EMBC),
2011 Annual International Conference of the IEEE.
6. Myung-kyung Suh, Moin T., Woodbridge J., Lan M., Ghasemzadeh H., Bui A., Ahmadi S., Sarrafzadeh M. Dynamic self-adaptive remote health monitoring system for diabetics // Engineering in Medicine and Biology Society (EMBC),
2012 Annual International Conference of the IEEE. - P. 2223-2226.
7. Suh M., Wanda B. Weight and activity with blood pressure monitoring system for heart failure patients // 2010 IEEE International Symposium on «A World of Wireless, Mobile and Multimedia Networks» (WoWMoM). - P. 1-17.
8. Lei Clifton, David A. Clifton, Marco A.F. Pimentel, Peter J. Watkinsony, Lionel Tarassenko. Gaussian Process Regression in Vital-Sign Early Warning Systems // 34th Annual International Conference of the IEEE EMBS, 2012.
9. George B. Moody, Roger G. Mark. A Database to Support Development and Evaluation of Intelligent Intensive Care Monitoring // Computers in Cardiology Conference. - 1996. - P. 657-660.
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОССЕКТОРЕ
© Ганеева В.М.*, Перова М.В.Ф
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
В данной статье рассмотрено понятие и назначение облачных технологий, динамика распространений, а также возможности их применения в госсекторе. Выявлены основные преимущества и недостатки распространения облачных вычислений в органах государственной власти. Рассмотрен зарубежный опыт использования облачных систем в государственных службах.
Ключевые слова облачные технологии (вычисления), «Гособлако», платформа O7, публичные и частные облачные платформы, национальная облачная платформа.
В настоящее время облачные технологии приобретают все большую популярность, а концепция Cloud Computing (концепция облачных вычислений) является одной из основных мировых тенденций развития информационных технологий. Это связано с быстрым ростом развития каналов связи, растущей
Студент.
Студент.
Информационно-коммуникационные технологии
111
потребностью бизнеса, частных пользователей и государственного сектора в горизонтальном масштабировании своих информационных систем.
На сегодняшний день, рост рынка облачных технологий составляет 2025 % абсолютного прироста, в то время как рынки информационных технологий в целом растут на 5-10 % в год. Рынок информационных технологий в России, по данным исследователей, считается стагнирующим. Однако, динамика выручки в секторе облачных технологий, по разным оценкам, равна 40-60 % прироста в год [1]. Рынок облачных технологий в России зарождался в 2011-2012 годы и сейчас проходит стадию активного роста, это и обусловило столь высокие показатели динамики.
Доля облачной выручки России составляет приблизительно 0,5 % от мирового рынка. На долю США приходится около 60 %, Европы - 20 % [2]. Такой разрыв связан с тем, что страны Европы и Америка стали раньше применять облачные технологии в бизнесе и находятся на стадии пика, расцвета деятельности.
Россия имеет свои особенности в формировании рынка облачных технологий. Недоверие со стороны заказчиков, и уровень неготовности поставщиков к реализации облачных проектов, тормозит развитие российского облачного рынка. В связи с этим, из общепринятой возможной классификации облачных технологий: публичные, частные и гибридные, в нашей стране отдают предпочтение частным с небольшим использованием публичных и гибридных платформ. Что же касается государственного сектора, то там наблюдается использование и частных, и публичных (предоставление государственных услуг) облачных платформ. Примером использования частных платформ, может стать создание частной облачной инфраструктуры для нужд электронного правительства Российской Федерации, проект Министерства связи и массовых коммуникаций по созданию ЦОДов, выполняемый Ростелекомом.
Использование облачных платформ в государственном управлении весьма выгодно и эффективно, поэтому многие страны мира используют в государственном секторе облака. Рост глобального рынка облачных услуг в госсекторе оценивается на уровне 6,7 % в год в период 2015-2020 годов и составит 118 млрд. $ к 2020 году. Российский рынок cloudcomputing в 2013 году, по данным Tadviser, вырос на 50 % и составил в объеме 10,97 млрд. рублей. Из них до 70 % пришлось на проекты частных облак (privatecloud) и сопутствующую проектную деятельность.
Стратегия и принципы развития ИТ, и облачного сервиса в частности, в российском госсекторе регламентируется программой «Информационное общество», разработанной на 2011-2020 годы. Ключевая концепция программы - автоматизация делопроизводства, создание и поддержание платформ электронного взаимодействия граждан и государства, внедрение облачных технологий и платформ во все проводимые процессы.
112 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Рис. 1. Распределение ИТ-бюджета в госсекторе РФ в процентном соотношении
Что же касается использования бюджета Российской Федерации на ИТ-усовершенствование, то в данный момент Минкомсвязи оптимизирует затраты и пытается привести всю ИТ-область, и облачные технологии в частности, к единой инфраструктуре государственного сектора (рис. 1-2). Реализовать данную стратегию министерство планирует к 2018 году. Усовершенствование предполагает создание каталога ИКТ услуг, возможность предоставление этого каталога ведомствам по сетевой модели, пересмотр подходов управления ИКТ и изменение в корпоративной культуре пользователей, повышение уровня зрелости ФОГВ.
378 760 млн. р.
250 000,00 Р 200 000,00 Р 150 000,00 Р 100 000,00 Р 50 000,00 Р 0,00 Р
Н Создание В Развитие Н Модернизация Н Эксплуатация
Рис. 2. Распределение ИТ-бюджета в госсекторе РФ в денежном выражении за 2014 г.
Информационно-коммуникационные технологии
113
В 2014 году Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации объявило о создании программы развития облачных вычислений в государственном секторе. Планируется, что проект «Гособлако» объединит все существующие информационные системы органов власти РФ. В 2014 году - в начале 2015 года министерство занималось разработкой необходимой для внедрения нормативно-правовой базы. В 2015-2016 годах будут осуществляться опытные работы, т.е. внедрение пилотных версий. На данном этапе планируется, что будут создаваться новые информационные системы и системы облачных сервисов, которые в последствии будет размещаться у поставщиков услуг «Гособлака». В свою очередь, поставщики распределяются по отраслевому принципу. К 2017 году данная система заработает на полную мощность, и будет использоваться для всех типов органов власти и в промышленном объеме.
Сама система «Гособлака» основывается на зарубежном опыте использования облачных технологий в госсекторе. Основным плюсом внедрения этой концепции является возможность хранить и обрабатывать информацию удаленно, следовательно, экономить государственные средства на закупку компьютерного оборудования и ПО. Также предполагается, что «Гособлако» поможет повысить эффективность деятельности государственных органов при оказании государственных услуг гражданам.
Используя принцип данной концепции, Правительство РФ планирует, что к концу 2015 года 90 % граждан России будут получать государственные услуги по принципу «одно окно», т.е. все документы граждан, необходимые по какому-либо запросу, ведомства должны запрашивать друг у друга, тем самым, облегчив гражданам поиск необходимой информации и документов. Становится очевидным, что внедрение облачных технологий не только весьма полезно, но и необходимо, т.к. только в облачных сервисах имеется возможность хранения большого объема информации и оперативного поиска ответов, на поступающие запросы.
На данном этапе в России действует национальная облачная платформа О7 (07.com), разработанная компанией ОАО «Ростелеком» (Ростелеком). На этой платформе реализуются элементы электронного правительства, развиваются сервисы в сфере здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, а также целый спектр услуг для среднего и малого бизнеса: для организации работы офиса, управления взаимоотношениями с клиентами, учёта торговых и производственных операций. На сегодняшний день на национальной облачной платформе уже создано более 20 облачных систем. Среди них -электронное правительство, электронная медицина, образовательные проекты, проект «Безопасный город», который включает в себя «систему 112», мониторинг экологии и видеонаблюдение. Ростелеком делает и облачный продукт в сфере ЖКХ, который интегрируется с порталом государственных
114 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
услуг. Благодаря этой модели, жители регионов страны получают социально-значимые услуги, практически не выходя из дома.
Стоит также отметить, что компания Ростелеком предоставляет свои клиентам услуги [3] по моделям «Программное обеспечение как сервис» (SaaS) и «Инфраструктура как сервис» (Iaas), что выгодно отличает национальную платформу от других существующих аналогов (табл. 1).
Услуги компании Ростелеком
Таблица 1
Модель предоставления услуг Группа услуг
SaaS О7Медицина
О7 112
О7 Образование
О7 МФЦ
О7 ДОК
О7 Культура
О7 Бизнес «Виртуальный офис», «Мой склад», « Приложение 1С»
и другие
Iaas О7 Виртуальный ЦОД
Таким образом, можно сделать вывод, что в России взят курс на использование облачных технологий в государственном секторе. Однако, этот процесс идет довольно медленно. Так в 2014 году только 2 % ведомственных бюджетов были использованы на развитие облачных сервисов, в 2015 году общий уровень расхода бюджета останется примерно на том же уровне.
Минкомсвязи РФ была разработана Стратегия развития отрасли информационных технологий на 2014-2020 годы и на перспективу 2025 года. Данная Стратегия призвана сформировать единый системный подход государства к развитию отрасли информационных технологий. Предполагается, что реализация Стратегии заложит направление в развитии ИТ среды на дальнейшие годы.
Большое внимание будет уделяться развитию сегментов ИТ рынка. Значительно влияние на развитие всех сегментов современного рынка ИТ услуг окажет тенденция перехода к облачным вычислениям. Так, например, основными точками роста сегмента разработки ПО станут облачные технологии. С учетом этого на законодательном уровне предусматривается внести необходимые корректировки в нормативно-правовую базу, регулирующую данную область. Это позволит эффективней и с большей отдачей развиваться как бизнесу в целом, так и государственному сектору. Планируется, что к 2018 году использование облачных платформ в корпоративной среде станет массовым явлением, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. По прогнозам аналитиков, мировой рынок облачных технологий в целом и в госсекторе в частности, возрастет к 2020 году с 50 млрд. $ до 240 млрд. $ США [4].
Информационно-коммуникационные технологии
115
В части прикладных исследований облачные вычисления занимают приоритетные направления, определяющие перспективу технического и технологического развития в области информационных технологий. Прогнозируется, что развитие данного направления поспособствует повышению конкурентоспособности российской ИТ отрасли в относительно краткосрочной перспективе.
Однако, несмотря на стремления оптимизации работы данной отрасли существуют несколько фактов, которые помимо прочих причин, тормозят внедрение облачных технологий в работу государственных органов власти.
Первый тормозящий фактор - ведомственность. Во многих ведомствах и звеньях государственного управления за долгие годы работы сложилась своя система и структура хранения, переработки данных и поступающей информации. Автоматический перенос разношерстной информации всех ведомств в облачные сервисы не облегчит ситуацию поиска и использования данных, а только усугубит противоречия между информацией, поступившей из столь отличающихся друг от друга систем хранения информации. Также сокращение финансирования, за счет оптимизации работы в облачных платформах, может быть весьма губительно для отдаленных регионов, где ИТ-технологии и так плохо развиты.
Второй фактор - безопасность. Очевидным стимулом к использованию облаков в государственных структурах служит их прозрачность. Вместе с тем, эта же прозрачность является их слабым местом с точки зрения обеспечения безопасности и целостности. Вопросы безопасности, связаны с 152-ФЗ «О персональных данных». Поскольку государственные компании обрабатывают персональные данные граждан, то довольно часто они становятся целью для хакерских атак. Однако, на практике, применение облачных платформ способно даже повысить уровень безопасности данных. Облачные провайдеры стремятся усилить уровень защищенности, зная опасения своих клиентов. Для этого они разрабатывают новые способы, методы и технологии защиты, создают новые стандарты безопасности. Для решения проблемы безопасности личных данных граждан и сохранения конфиденциальности необходимо соблюдать 2 основных условия:
- использование криптографических средств обеспечения сохранности данных, т.е. все данные, с которыми работает гражданин в рамках сервиса, должны быть надежно зашифрованы;
- процесс передачи информации от клиента к серверу и обратно тоже должен быть безопасным, то есть необходимо использовать защищенные протоколы передачи данных для доступа к серверу.
Однако у государства остается информация, закрытая для использования. Это могут быть вопросы с ограниченным доступом к информации или вопросы с секретностью. Поэтому для служебной конфиденциальной информации разумно будет использовать частные облачные сервисы, в которых можно выделить в настройках уровни ограничения прав и доступа в соответствии с принятой политикой информационной безопасности.
116 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Третий фактор - законодательство. В настоящей момент для регулирования деятельности облачных технологий и систем, как в государственном секторе, так и в бизнесе, в целом недостаточно разработана нормативно-правовая база. Актуальна проблема применения облачной электронной подписи, т.к. нет норм, регулирующих ее использование. Сейчас идет публичное обсуждение внесения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положений, касающихся облачных вычислений. Предлагается добавить новые определения, такие как «облачные вычисления» и «облачная инфраструктура». Было принято решение, что поставщиком облачных услуг для государственных органов власти и ведомств могут быть только российские юридические лица или индивидуальные предприниматели, а сама облачная инфраструктура должна будет находиться только на территории России. Причем провайдер облачных услуг должен будет пройти аккредитацию, правила которой будут разработаны Правительством РФ.
Четвертый фактор - политическая ситуация. В условиях режима ответных санкций в ИТ-среде активно задумываются об импортозамещении. В свете нарастания напряженности представляется целесообразным ориентироваться на отечественные разработки в области программного обеспечения и свободного ПО с открытым кодом. Проще говоря, использовать государственным органам облачный софт не от Microsoft Azure, а от Parallels и размещать свои облака только в дата-центрах на территории России.
Пятый фактор - технические проблемы. Государственные органы и ведомства на разных уровнях используют различные технические и технологические программы. Разные системы, форматы данных создают сложность для компаний, занимающихся внедрением облачных технологий в государственный сектор. Также адаптация существующих программных комплексов государственных учреждений к использованию облачных сервисов весьма проблематична.
Еще одной тенденцией, связанной с техническими проблемами для внедрения облака, является растущая потребность в мобильных приложениях. Все хотят иметь доступ к облачным системам со своих мобильных устройств. Это приводит к дополнительным технологическим проблемам - необходимости создания, соответствующего ПО для мобильных устройств, а также обеспечение их информационной безопасности.
Шестой фактор - недостаточное количество квалифицированных ИТ-специалистов в государственном секторе. Эту проблему частично восполняет активное использование аутсорсинга: так в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) создается Центр развития аутсорсинга в государственном секторе. Его главная цель - избавить государственные учреждения от непрофильных, обслуживающих функций - к ней относится и ИТ. Услуги профессиональных поставщиков позволяют экономить бюджетные средства, в тоже время повышая качество сервиса и принося в государственный сектор лучшие практики организации ИТ-функции.
Информационно-коммуникационные технологии
117
Таким образом, очевидно, что облачные технологии активно распространяются в государственном секторе. Несмотря на существующие тормозящие факторы, по прогнозам IDC к 2016 году три четверти всех новых расходов на ИТ будут связаны с облачными сервисами.
Причём рынок облачных сервисов будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более 460 млн. долл., а среднегодовой темп роста - более 50 %.
Список литературы:
1. Портал «Cnews» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cnews. ru/news/top/index.shtml?2015/03/05/593484.
2. Портал «Cnews» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cnews. ru/news/top/index.shtml?2015/03/05/593484.
3. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/31102/.
4. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/.
5. Цуркан Н.И., Перова М.В. Облачные технологии в управлении предприятием // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2014. -№ 18. - 180 с.
6. Госсектор отправляется в «облака» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/17917.
7. Проблемы перехода к облачным технологиям в государственных организациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/ its/article/detail.php?ID=169459.
8. Частные облака в госсекторе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ERP-СИСТЕМ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Царукян Л.А.* *, Березовская А.А.*, Перова М.В.*
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
В статье проведен анализ применения ERP-систем на российских компаниях, их результативности на основе статистических данных. Кроме
* Студент второго курса кафедры Менеджмента.
* Студент второго курса кафедры Менеджмента.
* Студент второго курса кафедры Менеджмента.