Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шашаев С.В.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся управления развитием массовых видов спорта на муниципальном уровне. Определены организационные условия развития массовых видов спорта на уровне муниципалитетов. Изучены направления регулирования развития массовых видов спорта в муниципальных образованиях. Проведен анализ обеспечения условий для развития массовых видов спорта на примере Ракитянского Белгородской области. Выявлен ряд факторов, негативно-влияющих на развитиею массовых видов спорта на территории Ракитянского района.In article the questions concerning management of development of mass sports at the municipal level are considered. Organizational conditions of development of mass sports at the level of municipalities are determined. The directions of regulation of development of mass sports in municipalities are studied. The analysis of providing conditions for development of mass sports on the example of Rakityansky of the Belgorod region is carried out. A number of factors, the negative mass sports influencing on развитиею in the territory of Rakityansky district is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шашаев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.796/799

Шашаев С.В. магистрант направления подгтовки Государственное и муниципальное управление

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся управления развитием массовых видов спорта на муниципальном уровне. Определены организационные условия развития массовых видов спорта на уровне муниципалитетов. Изучены направления регулирования развития массовых видов спорта в муниципальных образованиях. Проведен анализ обеспечения условий для развития массовых видов спорта на примере Ракитянского Белгородской области. Выявлен ряд факторов, негативно-влияющих на развитиею массовых видов спорта на территории Ракитянского района.

Ключевые слова: массовые виды спорта, муниципальное образование, обеспечение условий, развитие.

In article the questions concerning management of development of mass sports at the municipal level are considered. Organizational conditions of development of mass sports at the level of municipalities are determined. The directions of regulation of development of mass sports in municipalities are studied. The analysis of providing conditions for development of mass sports on the example of Rakityansky of the Belgorod region is carried out. A number of factors, the negative mass sports influencing on развитиею in the territory of Rakityansky district is revealed.

Keywords: mass sports, municipality, providing conditions, development.

Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. В этой связи популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

На сегодняшний день разработана целая система управления развитием массовых видов спорта, в котором задействованы федеральные, региональные и местные органы власти. Отрабатываются принципы взаимодействия с общественными организациями и федерациями по различным видам спорта.

Приобщение граждан к занятиям физической культурой и спортом определяется наличием соответствующих организаций физкультурно-спортивной направленности различных форм собственности,

культивирующих проведение физических занятий и физкультурно-спортивных мероприятий по месту жительства, работы или учебы населения того или иного административно-территориального образования. С указанной точки зрения является достаточно актуальным определение системы органов местного самоуправления и, функционирующих в пределах их юрисдикции, субъектов физкультурно-спортивного движения.

Создание организационных условий развития массовых видов спорта, на муниципальном уровне, предполагает регулирование вопросов развития массовых видов спорта, которое осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

- спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

- детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

- образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений [1].

Регулирование развития массовых видов спорта в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям:

- финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта;

- содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в сельской местности.

В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях составляет важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления. Поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют программы, в которых предусматриваются повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях. Расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных

сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов, введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования. В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.

Источниками финансирования развития массовых видах спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта. Освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий. Вводят дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры и спорта, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а

также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других, не запрещенных законом источников.

Приоритеты государственной политики на долгосрочную перспективу в сфере физической культуры и спорта в Ракитянском районе установлены Стратегией развития района на период до 2025 года [2] и Стратегией развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы [3]. Стратегией района определена цель развития физической культуры и спорта, которая заключается в создание условий для развития физической культуры и массовых видов спорта среди различных категорий населения Ракитянского района. В рамках Стратегии развития физической культуры реализуются мероприятия, направленные на развитие массовости физической культуры и спорта среди широких слоев населения, укрепление материально-спортивной базы.

Для улучшения здоровья населения, благосостояния и качества жизни в системе управления физической культурой и спортом района сделан акцент на возрождении массового спорта. Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов и людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения района. Ведется планомерная работа по созданию условий для занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения Ракитянского района на всех уровнях власти. Создаются условия для занятий по месту работы, по месту жительства населения, на спортивных сооружениях и в физкультурно-спортивных клубах. Укрепляется материальная база, увеличивается число физкультурных кадров. Проведение спортивных мероприятий и праздников с привлечением максимального числа участников и болельщиков является залогом развития массового спорта.

В течение последних 3 лет в районе функционирует новая структура управления физической культуры и спорта, в которой аккумулированы все спортивные учреждения, выстроена четкая управленческая вертикаль, повышена эффективность использования материальных и финансовых ресурсов. Данная структура была представлена на правительстве Белгородской области, получила одобрение Губернатора и рекомендована для внедрения на территориях всех муниципальных районов области. Инновационным подходом является создание Районного спортивно-оздоровительного центра, в который вошли физкультурно-спортивные объекты района, такие как ФОКи, хоккейные коробки, лыжная трасса, а так же комплексные спортивные и детские спортивно-досуговые игровые площадки.

Обеспечение условий для развития массовых видов спорта на территории района осуществляется в рамках программно-целевого подхода.

С этой целью Управлением разработана и реализуется муниципальная программа развития физической культуры и спорта. Муниципальная программа утверждена постановлением администрации Ракитянского района и ее основной целью выступает «привлечение жителей Ракитянского района к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также обеспечение населения возможностями для занятий физической культурой и массовым спортом».

Основные задачи программы заключаются в следующем [4]:

- создание условий для развития физической культуры и массового спорта среди различных категорий населения;

- оказание услуг спортивно-оздоровительного характера населению Ракитянского района;

- реализация основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

В целях повышения эффективности обеспечения условий для развития массовых видов спорта муниципальные служащие администрации Ракитянского района осуществляют организационное и методическое руководство физическим воспитанием населения и подготовкой спортсменов (сборных команд) в районе, курируют вопросы физической подготовки молодежи, укрепления здоровья и организации активного отдыха населения, организуют работу по укреплению материально-спортивной базы спортивных учреждений, клубов и эффективному ее использованию.

Основными критериями, свидетельствующими о развитии массовых видов спорта на территории района являются: увеличение численности участников физкультурно-массовых мероприятий до 38% к 2020 году и увеличение доли населения Ракитянского района, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом до 40% к 2020 году.

Несмотря на то, что большое внимание сегодня уделяется развитию массовых видов спорта на территории Ракитянского района, в настоящее время наблюдается ряд факторов, негативно-влияющих на ситуацию в данном направлении:

- несовершенны формы и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, т.к. данная работа, в связи с новыми социально-экономическими условиями, требует высокой профессиональной компетентности и непрерывного повышения квалификации всех категорий работников физической культуры и спорта;

- недостаточное количество тренеров, общественников работающих на дворовых спортивных площадках;

- недостаточное количество соревнований по дворовым видам спорта;

- недостаточно пропагандируются среди молодежи новые виды дворового спорта: воркаут, паркур, городки,

- недостаточно пропагандируется физическая культура и здоровый образ жизни, развитие новых видов спорта;

- недостаточная приспособленность учреждений отрасли физической культуры и спорта для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов;

- недостаточное количество спортивно-оздоровительных групп для занятий с разновозрастным населением и обеспечение квалифицированными специалистами для работы с людьми пожилого возраста и людьми с ограниченными возможностями;

- не в полной мере ведется работа по организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий инструкторами по спорту по месту жительства;

- не все спортивные сооружения соответствуют современным требованиям, некоторые требуют капитального ремонта и реконструкции, прежде всего это касается плоскостных открытых спортивных сооружений.

Использованные источники:

1.Романова Н.А. Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта : международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летнему юбилею кафедры Социальных наук и государственного управления МГОУ «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях глобализационных процессов в мире» // Ответственный редактор Г. И. Пещеров. 2015. С. 426.

2.Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Ракитянский район" Белгородской области на период до 2025 г. URL: http://rakitnoeadm.ru/strategiya_razvitiya_do_2025_g.

З.Об утверждении Стратегии развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы : Постановление Правительства Белгородской области от 19 ноября 2012 года № 463-пп. URL : http://lawru.info/dok/2012/11/19/n487698.htm.

4.Об утверждение муниципальной программы Ракитянского района Белгородской области «Развитие физической культуры и спорта Ракитянского района на 2015- 2020 годы» : Постановление администрации Ракитянского района от 15 сентября 2014 года № 81. URL: http://rakitnoeadm.ru/razvitie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.