Научная статья на тему 'Обеспечение защиты прав несовершеннолетних с девиантным поведением: проблемы и перспективы'

Обеспечение защиты прав несовершеннолетних с девиантным поведением: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЗАЩИТА ПРАВ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS / PROTECTION OF RIGHTS / PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брутова Марина Алексеевна, Буторина Анастасия Николаевна, Малыхина Елена Владимировна

В статье представлена характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, выделен его междисциплинарный характер и особенности. Особое внимание уделяется нарушению и защите прав несовершеннолетних с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брутова Марина Алексеевна, Буторина Анастасия Николаевна, Малыхина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights of minors with deviant behaviour: problems and prospects

The article presents the characteristics of deviant behavior of minors, highlights its interdisciplinary nature and features. Special attention is paid to the violation and protection of the rights of minors with deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Обеспечение защиты прав несовершеннолетних с девиантным поведением: проблемы и перспективы»

Педагогика

УДК: 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Брутова Марина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Буторина Анастасия Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук Малыхина Елена Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье представлена характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, выделен его междисциплинарный характер и особенности. Особое внимание уделяется нарушению и защите прав несовершеннолетних с девиантным поведением.

Ключевые слова: несовершеннолетний, девиантное поведение, девиантное поведение несовершеннолетних, защита прав, защита прав несовершеннолетних.

Annotation. The article presents the characteristics of deviant behavior of minors, highlights its interdisciplinary nature and features. Special attention is paid to the violation and protection of the rights of minors with deviant behavior.

Keywords: juvenile, deviant behavior, deviant behavior of minors, protection of rights, protection of the rights of minors.

Введение. Российская Федерация признает детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит, прежде всего, из принципа законодательного обеспечения прав несовершеннолетнего. Ему от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными Законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Политическая и социально-экономическая нестабильность последних десятилетий дала толчок усилению социальных коллизий и разногласий, ослабила влияние социальных институтов (школы, семьи) на подрастающее поколение и повлияла на рост масштабов девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на характеристике отклоняющегося (девиантного) поведения. Многочисленные попытки систематизировать поведенческие отклонения несовершеннолетних пока не привели к созданию единой классификации. И это связано, как считает Е.В. Змановская [2], с междисциплинарным характером данной категории. Существуют социологическая, правовая, медицинская, психологическая, педагогическая и ряд других классификаций отклоняющегося поведения, которое более традиционно в них называют девиантным. В настоящее время, по мнению Е.В. Змановской, В.Ю. Рыбникова, характеризуемая категория рассматривается в двух основных значениях. Во-первых, в значении «действия человека, не соответствующего официально установленными или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [3, с. 26]. В этом значении девиантное поведение выступает предметом психологии, психиатрии и педагогики. Во-вторых, в значении «социального явления, выражающегося в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующей официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [3, с. 26]. В этом значении девиантное поведение является предметом социологии, права и социальной психологии.

Таким образом, девиантное поведение - это поведение, которое характеризуется следующими особенностями:

- зависит от возраста человека;

- характеризуется отклонением от нормы (чаще всего - социальной);

- проявляется через систему поступков и не совпадает с ожиданиями общества, поэтому причиняет ущерб либо обществу, либо самой личности;

- является устойчивым (устойчиво повторяющимся) поведением;

- приносит скрытую выгоду (не всегда осознаваемую) личности.

Политическая и социально-экономическая нестабильность последних десятилетий дала толчок усилению социальных коллизий и разногласий, ослабила влияние социальных институтов (школы, семьи) на подрастающее поколение и повлияла на рост масштабов девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних. Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули ряд проблем «трудного» ребенка, который проявляет признаки отклоняющегося (девиантного) поведения, одной из которых является нарушение прав, свобод и законных интересов данной категории несовершеннолетних.

И.С. Кара особое внимание уделяет нарушениям прав несовершеннолетних с девиантным поведением:

- качество национального судопроизводства в отношении несовершеннолетних (чаще всего выносятся обвинительные приговоры в тех случаях, в которых возможно определения наказания, направленного на перевоспитание подростка; недостаточная специальная подготовка как судей, так и социальных работников и специалистов-психологов, чьей основной задачей стала бы защита прав и законных интересов несовершеннолетних при осуществлении правосудия);

- постоянно возрастающее в последнее время число нарушений прав несовершеннолетних в воспитательных колониях, в специальных школах и профессиональных училищах закрытого типа для детей с девиантным поведением [4].

Руководствуясь нормативно-правовыми актами, к которым относятся документы различных уровней, а именно: международные («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная

декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей») и федеральные (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, 273-Ф3 «Об образовании в РФ», 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.) Российская Федерация должна обеспечить человеку тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, защитить его от злоупотреблений и «небрежного» отношения.

И.С. Кара отмечает, что статьи «Конвенции о правах ребенка», указывают на то, что ни один ребенок не должен быть лишен свободы незаконным или произвольным образом, чтобы каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением достоинства его личности, документ обязывает государство на такое обращение с ребенком, нарушившим закон, «...которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.» [4].

Тем не менее, юридическая и педагогическая практика отмечает возрастающее число нарушений прав ребенка, возникновение проблем в защите и сохранении этих прав. Это относит нас к новому понятию в науке - «социально уязвимое детство» и вызывает в памяти актуальные сейчас слова Я. Корчака о том, что на Земле есть два мира: мир взрослых и мир угнетаемых ими детей.

В отчете Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 год отмечено, что нарушения прав несовершеннолетних занимают второе место по количеству обращений. Увеличение количества обращений отметила и Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ А.Ю. Кузнецова.

В отчетах Уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка О.Л. Смирновой особое внимание уделено таким проблемам, как ненадлежащее отношение к детям в образовательных заведениях разного вида и типа: жестокое обращение, агрессия, буллинг со стороны сверстников; жестокое обращение со стороны педагогов; открытая демонстрация негативного отношения к школьнику со стороны педагога; систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме и др. [1].

И.С. Трапезникова выделила три группы проблем, касающихся соблюдения прав детей:

- нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных международными и федеральными нормативными правовыми актами;

- нарушение прав отдельных категорий детей;

- отсутствие четкого механизма реализации и защиты прав различных категорий детей [5, с. 98].

Государство и общество обязаны создать для каждого ребенка такие условия, при которых он будет

иметь возможность выявлять, приобретать и реализовывать свои права. А для этого необходимо задействовать широкую палитру средств, условий и способов. Основная сложность заключается в том, что область образования представляет собой систему разнородных отношений, подлежащих регулированию различными отраслями права (гражданское, административное, уголовное и др). И это затрудняет формирование единых способов защиты прав несовершеннолетних в различных сферах жизни, способов решения проблем в обозначенной сфере. Исследователи (в частности, С.В. Куров, Г.Г. Тюстина и др.) отмечают, что в настоящее время в России отсутствует эффективная система защиты детства:

- не выработаны стандарты обеспечения и защиты прав детей и механизмы планомерной их реализации на межведомственном уровне в соответствии с положениями основных международных документов в области защиты детства;

- не установлен федеральный орган исполнительной власти, который бы координировал деятельность по разработке и исполнению государственной политики в отношении несовершеннолетних;

- нет четко прописанных способов и форм защиты прав несовершеннолетних в образовании и т.д. [6, с. 117].

Тем не менее, в Российской Федерации совершенствуется действующее законодательство в соответствии с международными тенденциями по защите прав несовершеннолетних, в том числе с девиантным поведением, и отправления правосудия в их отношении: предусмотрены специальные главы, посвященные правам несовершеннолетних, идет направление на максимальную индивидуализацию судопроизводства, связанную с необходимостью находить особый подход к привлечению к уголовной ответственности несовершеннолетних с учетом психологических, моральноэтических и социальных факторов и др.

Важное место в организационной структуре государственной политики по защите прав несовершеннолетних с девиантным поведением принадлежит государственным и муниципальным органам. Согласно ФЗ № 120 к ним относятся органы: управления социальной защитой населения, управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел, другие органы. Каждый из выделенных органов законодательно наделен полномочиями и реализует функции по обеспечению защиты прав несовершеннолетних с девиантным поведением. Органы муниципальной власти в пределах своих полномочий должны обеспечивать конституционные права и свободы лиц, не достигших совершеннолетия. Раскрытие механизма защиты прав несовершеннолетних с девиантным поведением на местах дает возможность объективно оценить имеющиеся на сегодняшний день проблемы в системе правовой защиты несовершеннолетних и выработать оптимальные пути их решения.

Актуальными направлениями совершенствования деятельности по защите прав несовершеннолетних с девиантным поведением, предложенные Г.Г. Тюстиной, являются:

1. Законодательное определение и закрепления статуса органов и учреждений, которые осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав в соответствии с поставленным перед ними целями и задачами.

2. Определение на уровне РФ критериев и показателей эффективности деятельности органов и учреждений, которые осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав.

3. Необходимо четкое определение порядка координации и межведомственного взаимодействия в системе субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном, региональном и муниципальном (местном) уровнях.

4. Внесение изменений в нормативные правовые акты деятельности органов и учреждений, которые осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, касающиеся создание структурных подразделений и введения должностей, из расчета 1 штатный сотрудник на 2-5 тысяч населения муниципального образования от 0 до 18 лет, но не менее 2 сотрудников в муниципальном образовании.

5. Изменения подхода к кадровому составу специалистов в работе с подростками с девиантным поведением, в том числе поддержка создания и функционирования системы непрерывного повышения квалификации специалистов и волонтеров, работающих с несовершеннолетними и их семьями, семьями, находящимися в социально опасном положении, а также несовершеннолетними, совершившими правонарушения, общественно опасные и уголовно наказуемые деяния.

6. Привлечение представителей общественных организаций в предварительное участие перед рассмотрением дела специалистов социальных служб и служб примирения.

7. Создания и развитие сети служб примирения для проведения примирительных процедур в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения, общественно опасные и уголовно наказуемые деяния; а также поддержка создания и развития сети школьных служб примирения, направленных на преодоление конфликтов и конфликтных ситуаций в общеобразовательных организациях, предупреждение различных форм девиантного поведения несовершеннолетних.

8. Проведение исследований с целью выработки эффективной политики планирования, реализации, оценки достигнутых результатов на региональном, муниципальном и районном уровнях в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения, общественно опасные и уголовно наказуемые деяния.

9. Выработки концептуальной правовой основы системы ювенальной юстиции, с целью сообразно распределить компетенции и функции между соответствующими государственными и муниципальными органами по защите прав несовершеннолетних с девиантным поведением, обеспечить их межведомственное взаимодействие и привести его в соответствие на федеральном, региональном и местном уровнях [6, с. 108].

Выводы. Таким образом, система деятельности государственных структур по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе с девиантным поведением, должна быть сформирована так, чтобы обеспечить своевременное реагирование на нарушение прав каждого без исключения ребенка, диагностику случая, планирование и принятие безотлагательных мер по соблюдению прав детей и подростков всех групп и категорий или восстановлению их в нарушенных правах, а также оказание реабилитационной и иной помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся жертвой насилия или преступных посягательств со стороны взрослых, т.е. проблема нуждается не только в практическом решении, но и в современном научно-теоретическом осмыслении.

Литература:

1. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arhdeti.ru/publications/doklad_2016_god/ (дата обращения 31.01.2019). - Загл. с экрана.

2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.

3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2019. - 352 с.

4. Кара И.С. Нарушения прав детей, находящихся в специальных учреждениях закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы «круглого стола» / [отв. ред. О.В. Пристанская]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. - 104 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/narusheniya-prav-detey-nahodyaschihsya-68627.html (дата обращения 29.01.2019). - Загл. с экрана.

5. Трапезникова И.С. Анализ соблюдения прав детей в сфере общего среднего образования (на примере Кемеровской области) // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2. -С. 97 - 99.

6. Тюстина Г.Г. Защита прав несовершеннолетних девиантного поведения: монография. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - 134 с.

Педагогика

УДК 378.172-057.8

кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Шугаев Артур Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы эффективности педагогического контроля в системе управления качеством образовательного процесса. Авторами установлено, что необходимым и достаточным элементом управления педагогической системой является подсистема педагогического контроля, обеспечивающая информацией о результатах функционирования педагогической системы.

Ключевые слова: педагогический контроль, система управления, качество образовательного процесса.

Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of a problem of efficiency of pedagogical control in a control system of quality of educational process is conducted. By authors it is established that a necessary and sufficient control element a pedagogical system is the subsystem of pedagogical control providing with information on results of functioning of a pedagogical system.

Keywords: pedagogical control, control system, quality of educational process.

Введение. Наблюдаемые в настоящее время кардинальные изменения в обществе, роли и места образования в современном мире, его целевой и содержательной направленности требуют внесения адекватных изменений в систему педагогического контроля качества образовательного процесса.

В педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций теории управления, придать ему строгий научно обоснованный характер [3, 7, 9].

Категория «управление» является базовым понятием кибернетики как науки. «Именно теория оптимизации управления, т.е. теория перевода сложной управляемой системы в новое состояние с наименьшими затратами информации, вещества, а также времени, сил и труда живого человека - основная цель кибернетики» [7].

Изложение основного материала статьи. Общие закономерности и принципы управления и связи в организованных неживых, живых и общественных системах, сформулированные в кибернетике, лежат и в основе педагогического управления.

К одной из новых и основных категорий педагогической кибернетики относится понятие педагогической системы как управляемого множества материальных и идеальных взаимосвязанных функциональных частей, подчиненных целям развития, обучения и воспитания людей [1].

С кибернетических позиций педагогическая система характеризуется рядом признаков. Она является реально-идеальной, социальной, сложной, открытой для взаимодействия с внешней средой, динамической, самоуправляемой, целеустремленной, многофункциональной, вероятностно обусловленной и развивающейся системой [5].

Понятие «самоуправление» в кибернетике подразумевает наличие механизмов управления в самой системе. В этой связи обучение как самоуправляемая система состоит из управляющего (преподаватель) и управляемого (студенты) блоков, взаимодействующих между собой посредством прямых и обратных связей, реализуемых через содержание обучения.

Педагогическое управление с кибернетических позиций представляет собой процесс перевода управляемой подсистемы из одного состояния в другое под воздействием управляющей подсистемы. Отличительной особенностью управления педагогической системой является ее субъективный характер [5, 8]. В психологии управления [2, 6] личность человека рассматривается с двух взаимосвязанных позиций -как объект и как субъект управления, причём управляющий рассматривается как субъект, а управляемый -как объект. При этом контингент обучаемых рассматривается не только как объект воздействия педагогов, но и как субъект деятельности, обладающий свойствами самоуправления и самоорганизации.

В условиях личностно-ориентированной направленности образования студенты выступают не только как объекты управления, но и как субъекты осуществляемой ими учебной деятельности [2, 3].

Постоянные изменения, переходы из одного состояния в другое под влиянием внешних и внутренних воздействий и причин, присущие педагогическим системам, могут иметь обратимый и необратимый характер, вести их к сохранению и развитию или к разрушению. Управление же призвано решать задачи снятия возмущающих и деструктивных влияний различных факторов, сохранения структурных и функциональных характеристик системы в заданных пределах и условиях, обеспечение оптимального уровня её функционирования и развития. Управление «снижает хаос, неупорядоченность, энтропию, создаёт организацию, обеспечивает их сохранение» [2, 3].

Существенной особенностью открытых систем является их эквифинальность: они тяготеют к нарастанию усложнённости и дифференциации, специализации элементов. Благодаря этому они способны не только противодействовать распаду, развалу, энтропии, хаосу, но и достигать желаемых результатов различными способами.

Образовательный процесс функционирует и развивается только в условиях информативного взаимодействия с внешней по отношению к ним средой. С учетом этого фактора педагогические системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.