Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомирова Мария Сергеевна, Войстрик Диана Валерьевна

В работе обозревается тема обеспечения законности и правопорядка в сфере цифровой экономики. Представлены актуальные проблемы, связанные с законодательством в сфере цифровой экономики и обозначены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тихомирова Мария Сергеевна, Войстрик Диана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE RULE OF LAW AND ORDER IN THE DIGITAL ECONOMY

The paper reviews the topic of ensuring law and order in the field of the digital economy. The current problems related to legislation in the field of digital economy are presented and solutions are outlined.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 347.73.06:330.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

М.С. Тихомирова1, Д.В. Войстрик2

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4

В работе обозревается тема обеспечения законности и правопорядка в сфере цифровой экономики. Представлены актуальные проблемы, связанные с законодательством в сфере цифровой экономики и обозначены пути решения.

Ключевые слова: цифровая экономика, законность, правопорядок.

ENSURING THE RULE OF LAW AND ORDER IN THE DIGITAL ECONOMY

M.S. Tikhomirova, D.V. Woistrick

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, 190005, St. Petersburg, 2nd Krasnoarmeyskaya st., 4 The paper reviews the topic of ensuring law and order in the field of the digital economy. The current problems related to legislation in the field of digital economy are presented and solutions are outlined. Keywords: the digital economy, ensuring the rule of law, the rule of law.

Рассматривая экономико-правовое обеспечение деятельности современного общества в условиях цифровизации, следует обозначить, что же такое цифровая экономика. Данное понятие было введено в российское законодательство в 2017 году Указом Президента РФ, утвердившим Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы [1]. Согласно Стратегии, цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Мы полагаем, что норма права не может в полном объеме регламентировать и удовлетворять потребности общественных отношений путем закона и договора. Например, процесс производства и оборота криптовалюты невозможно регламентировать из-за анонимности производителя и пользователя, отсутствует единый центр эмиссии, отсутствует возможность отсле-

дить конечного бенефициара на этапе обналичивания криптовалюты путем её обмена. Другими словами, производитель криптовалюты не может быть отслежен и привлечен к ответственности, а её покупатели не могут защищать свои права, так как не к кому предъявить претензии за убытки.

Следует отметить, что не только правовое регулирование, но и правоприменение подверглось внедрению цифровизации. Так, были затронуты области жилищно-коммунального хозяйства, государственных услуг, государственных и муниципальных закупок, что несет за собой активную перенастройку государственного аппарата, подключение контрольно-надзорных органов в область цифровизации. В Российской Федерации существует два основополагающих акта, которые закрепляют реализацию мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики. Это Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1] и Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до

1 Тихомирова Мария Сергеевна - доцент кафедры Правоведения факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте, тел.: +7 904 558 58 74, е-mail: MariaKalini@yandex.ru;

2Войстрик Диана Валерьевна - студентка 2 курса факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте. Юриспруденция 40.03.01, тел.: +7 952 059-64-46, е-mail: voistrik.diana@gmail.com. Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент М.С. Тихомирова.

2024 года» [2], в которых установлены основные задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере цифровой экономики.

На сегодняшний день актуальны вопросы укрепления российской экономики, в том числе тех её отраслей, в которых происходит развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий: повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке и другие особо важные вопросы, касающиеся цифровизации.

Для полноценной реализации национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации издал Приказ от 14.03.2019 №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [4]. Прокурорский надзор затрагивает всех субъектов права, также существует возможность мониторинга и контроля выполнения планов мероприятия по направлению реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Президент В.В. Путин в 2019 году поставил перед Правительством Российской Федерации [5] задачу разработать инфраструктуру цифровой экономики для обеспечения надежного хранения и обработки данных. Впервые в Гражданском Кодексе Российской Федерации появились такие термины как «безналичные денежные средства», цифровые права отнесли к имущественным правам. В этом же году ввели в российское законодательство понятие «цифровые права» (ст. 141.1 ГК РФ), что является шагом вперед на пути к формированию полноценного нормативного правового регулирования виртуальных экономических отношений. Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этими правами.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает должным образом работу всех систем, которые взаимосвязаны с цифровым полем. Оно публикует и разрабатывает новые законодательные проекты, реализует и воплощает их в жизнь, искореняет препятствия для развития цифровизации, создает правовое поле для осуществления юрисдикционных проектов цифровой экономики. При поддержке

Минэкономразвития России реализуется Фе-дерльный Проект «Нормативное регулирование цифровой среды», основная цель которого создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Важно отметить, что после появления информационных и телекоммуникационных технологий возникли проблемы охраны персональных данных, коммерческой, корпоративной и банковской тайн. В данном случае речь идет об информации конфиденциального свойства. При этом информация, которая в свободном доступе, может представлять интерес для криминальных структур. Так, к примеру, сведения, которые можно почерпнуть из реестра юридических лиц или с сайта службы судебных приставов об исполнительных производствах, могут быть использованы в целях подготовки рейдер-ских захватов.

Перспективность решения проблем, на наш взгляд, заключатся в том, чтобы законодатель нашел путь взаимодействия с государственными органами для оптимального нормативного-правового регулирования вопросов защиты персональных данных, также соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, которые получены преступным путем; определение статуса правового нематериального объекта, которое не подпадает под стандартные объекты исключительных прав, такие как биткоин, аккаунты и другие.

Проблема, которая актуальна и затрагивает цифровую экономику - это диспропорции в развитии ИТ-технологий между регионами. На Москву приходится 40%, а на 10 из 86 регионов - 80% совокупных государственных расходов на информационные технологии, так по уровню цифровизации Москва и Санкт-Петербург лидируют [6]. Подобное положение дел является серьезным препятствием для развития цифровой экономики, молодые ученые из регионов способны развивать и улучшать ИТ-сферу, но по объективным обстоятельствам не проживают в центральных городах России, и поэтому не имеют возможности внести свой вклад в развитие. Некоторые услуги, доступные в Москве и Санкт-Петербурге, не доступны жителям регионов.

Нельзя не упомянуть особую роль в электронной экономике, которую играют крип-товалюта и криптоактивы. Последние регулируются Федеральным Законом от 31.07.2020

№ 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Закон вместо термина «криптова-люта» содержит другой - «цифровая валюта» [8]. Его определение довольно громоздкое, поэтому выделим основные детали:

- цифровая валюта - это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе;

- их можно принять как инвестиции или средство платежа, который не является денежной единицей;

- в отношении цифровой валюты по общему правилу нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ [7], который содержит правила выпуска цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты. Однако, полноценно применять документ бизнес не может, так как еще не действует ряд подзаконных актов, необходимых для полноценной работы закона. Отметим, что Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [9] признает цифровую валюту имуществом. Аналогично поступает и Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [9].

На сегодняшний день в России существуют следующие основные нормативно-правовые акты о криптоактивах: поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

В настоящий момент законодательство России не запрещает гражданам покупать крип-товалюту, нюанс - запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг - он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), отметим, что ответственность за нарушения этого запрета не установлена. Подобное мы отнесли к проблеме цифрового обеспечения законности, поскольку если существует диспозиция в виде запрета, то необходимо вводить санкции. Важно разработать санкции в области цифровой ва-

люты, так как безнаказанность ведет к нарушения общественного порядка. Если гражданин желает защитить свои права в цифровой сфере, он обязан раскрыть сведения о владении крип-товалютой (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), для того чтобы получить судебную защиту. Необходимо ввести владения цифровой валютой обязательным условием с целью пресечения преступлений. Отсутствует регулирование для некоторых криптовалют с различным функционалом, а также под определением цифровой валюты могут подпадать, например, бонусы или используемые в электронной коммерции сертификаты, то есть необходимо конкретизировать понятийно-правовую базу для всего криптовалютного рынка. Помимо этого, в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ коллизия норм, из определения данного законодателем - цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией, однако, согласно ст.14 вышеупомянутого закона, российские юридические и физические лица не вправе принимать валюту в качестве платежа, что противоречит признанию криптовалюты средством платежа. Важно отметить, что в вышеуказанном законе нет упоминания о законности добычи криптова-люты, то есть отсутствуют нормы, посвященные майнингу (деятельность по созданию новых структур для обеспечения функционирования криптовалютных платформ). В России майнинг криптовалюты не разрешен, но и не запрещен, он не является видом предпринимательской деятельности. Необходимо правовое регулирование в данной сфере.

В последние годы российский законодатель уделяет особое внимание признаку использования при совершении преступлений и иных правонарушений различных электронных устройств, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, рассматривая его либо как альтернативный способ совершения преступления, либо как основание дифференциации ответственности. В гл. 21 и 22 УК РФ при конструировании составов преступлений в сфере экономики напрямую он применяется редко. Ряд диспозиций норм данных глав содержит указание на использование определенных объектов, находящихся в неразрывной функциональной связи с электронными устройствами для хранения, обработки и передачи информации (ст. 159.3, 159.6, 187 УК РФ).

Необходимость защиты персональных данных обуславливается тем, что большинство киберпреступлений связанны с воровством информации о человеке, что является в руках мошенника орудием преступления. В России уже существует Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [11], в котором государство обязует организации и физические лица обеспечить надежную защиту персональных данных, однако многие выполняют условия недолжным образом, проявляют халатное отношение. Необходимо устранять проблему с помощью распространения информационных материалов и информирование граждан об киберугрозах; запуск массовой социальной рекламы; выступления на телевидении экспертов, тематические передачи; награждение за заслуги в области кибербезопасности. Повышение культуры кибербезопасности, профессионализм специалистов информационной безопасности -верный путь, по которому следует идти, чтобы вывести цифровую экономику в России на новый уровень.

Необходимо создание национального центра Кибербезопасности, данную идею поддерживает «Сбербанк» [12], об этом заявил заместитель председателя правления «Сбербанка» Станислав Кузнецов. По его словам, «Сбербанк» сможет внести существенный вклад в развитие Центра, являясь представителем бизнес-сообщества России. Существование центра повлияет на обмен информацией между государством и частными корпорациями, которые в свою очередь смогут взаимодействовать на мировой арене, так как киберпространство не имеет границ, чтобы бороться с «черными хакерами» странам необходимо объединиться на международном уровне.

Интернет-ресурсы, которые осуществляют свою деятельность незаконно, нужно блокировать, с помощью специальных бот-программ. Необходимо возложить на Роскомнадзор задачу по разработке и внедрению опознавательных бот-программ, которые смогут определять подозрительные действия в интернет-ресурсах и блокировать их.

Федеральный проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика» был утвержден в конце 2018 г.. Куратором Федерального Проекта выступает Министерство цифрового развития. В нынешней версии данного Федерального Проекта, по сравнению с первоначальной, было решено от-

казаться от продолжения финансовой поддержки отечественных разработчиков ПО (программное обеспечение). Поскольку данное решение нерационально в экономическом аспекте, его отказались финансировать, однако, по нашему мнению, данная позиция неверная, так как отечественного производителя ПО необходимо развивать и поддерживать, что улучшит положение страны.

Помимо этого, требуется проведение анализа существующих и перспективных средств защиты информации, разработка нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение использования сети Интернет для устойчивого развития экономики, включающих вопросы юрисдикции и определения субъектов правоотношений при использовании сети Интернет.

Следует создать программу по выявлению мошенников, которые используют незарегистрированные номера телефонов и блокировку спам звонков. Также требуется проводить мониторинг фишинговых сайтов и утечки персональных данных.

Важно отметить, что в настоящий момент существует необходимость внедрения программ по повышению грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности.

В области законодательства следует структурировать понятийно-правовую базу для криптовалютного рынка, так как определения, которые уже существуют в ней, слишком широкие и не затрагивают конкретные понятия. Последнее, на наш взгляд, негативно влияет на правоприменительную практику, так как отсутствует единообразное применение нормативно-правовых актов. Отметим также необходимость в устранении коллизий правовых норм, в их упорядочивании, что исключит противоречия.

Мы полагаем, следует узаконить добычу криптовалюты (майнинг) на территории Российской Федерации, ввести санкции и налоги, признать данную добычу предпринимательством и ввести повышенные тарифы на электроэнергию для майнеров.

Ничего не будет осуществлено без специалистов в данной сфере, которые развивают новые идеи и помогают в реализации уже существующих. Поэтому следует проводить гранты для аспирантов, молодых ученых в области информационной безопасности для задач цифровой экономики. Также воспитывать культуру правовой и информационной безопасности у

подрастающего поколения, проводить олимпиады и интеллектуальные соревнования в области информационной безопасности, поддерживать талантливую молодежь. Для уже существующих научных работ, на которые обратило внимание государство, мы полагаем, необходима их консолидация. После неё все информационные разработки будут собраны в одном месте для удобства осуществления и использования.

Таким образом, государство заинтересованно в том, чтобы граждане были подготовлены к новой эпохе цифровых изменений в экономике. Цифровая трансформация невозможна вне правовых рамок, которые регулируют трансформацию и обеспечивают законность. Одним из главных проектов в Российской Федерации является проект «Цифровая экономика Российской Федерации», который завершается в 2024 году.

Правительством Российской Федерации, Департаментом развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формируется комплексное правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с развитием цифровой экономики; производится координация деятельности участников федерального проекта и создание отдельных правовых институтов, направленных на развитие цифровой экономики. Органами прокуратуры и иными правоохранительными органами обеспечиваются надзор, мониторинг в сфере электронной экономики, производится охрана общества от кибер-преступлений.

Для дальнейшего развития права в сфере цифровой экономики создаются специализированные органы, производится анализ судебной практики России. Дальнейшее развитие в данной сфере трудно представить без инновационных предложений от молодых ученых и талантливой молодежи, которая сможет развивать цифровую экономику в России.

Литература

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203).

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 14.03.2019 г. №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов».

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. 2019, 21 февраля №38.

6. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Г.Г. Ковалева и др. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 120 с.

7. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ.

8. «Обзор Закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте» (КонсультантПлюс, 2020).

9. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ.

10.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.

11. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

12. Большой национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2017» [Электронный ресурс] // Инфофорум. - URL: https://infoforum.ru/conference/2017 (Дата обращения: 08.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.