Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ (№ 259-ФЗ ОТ 31.07.2020 Г.)'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ (№ 259-ФЗ ОТ 31.07.2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / АРЕСТ ИМУЩЕСТВА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеев А. Б.

На предмет полноты и непротиворечивости исследуется состояние правовой базы регламентации выпуска, учёта и обращения цифровых финансовых активов, цифровой валюты. В методологическом плане исследование проводится на основе комплексного подхода с использованием системного метода анализа федерального законодательства с учетом особенностей элементного состава, структурных связей, функциональных направлений, целевого содержания правового регулирования общественных отношений в сфере цифрового обращения финансовых активов и цифровой валюты. Формулируется и делается попытка решить задачи установить и исследовать факторы, наличие которых способствует развитию финансово-экономических процессов в цифровом пространстве; дать заключение о возможности разработки правовых мер, препятствующих криминализации виртуальной сферы финансово экономической сферы. На основе полученных результатов формулируется суждение о том, что до настоящего времени законодателю не удаётся разработать правовой режим обеспечения развития экономических отношений посредством организации выпуска и обращения цифровой валюты. При этом нормативное определение категориального аппарата элементов будущего механизма обращения цифровой валюты создает определённые условия для решения этой сложной задачи. Обосновывается ошибочность утверждения о том, что операции с цифровыми финансовыми правами являются «невидимыми» для правоохранительных органов, исключающими возможность выявления преступлений в цифровом информационном пространстве. Обосновывается суждение: федеральным законодательством разработан правовой механизм, препятствующий преступным действиям в названной сфере виртуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES FOR CONTROLLING LIABILITY IN THE ECONOMIC AREA OF THE DIGITAL SPACE WITH REGARD TO THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW ON DIGITAL FINANCIAL ASSETS, DIGITAL VALUE (NO 259-FZ OF 31.07.2020)

The state of the legal framework regulating the issuance, accounting and circulation of digital financial assets, digital currency is being investigated. In methodological terms, the study is carried out on the basis of an integrated approach using a ystematic method of analyzing federal legislation, taking into account the features of the elemental composition, structural relationships, functional directions, the target content of legal regulation of public relations in the field of digital circulation of financial assets and digital currency. An attempt is formulated and made to solve the problems of identifying and researching factors contributing to the development of financial and economic processes in the digital space; to give a conclusion on the possibility of developing legal measures that prevent the criminalization of the virtual sphere of the financial and economic sphere. Based on the results obtained, a judgment is formulated that to date the legislator has failed to develop a legal regime to ensure the development of economic relations through the organization of the issuance and circulation of digital currency. At the same time, the normative definition of the categorical apparatus of the elements of the future mechanism of circulation of digital currency creates certain conditions for solving this complex task. The author substantiates the fallacy of the statement that transactions with digital financial rights are “not visible” to law enforcement agencies, which excludes the possibility of detecting crimes in the digital information space. It is proved that the federal legislation has developed a legal mecha.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ (№ 259-ФЗ ОТ 31.07.2020 Г.)»

Научная статья С.99-105

УДК 343.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ (№ 259-ФЗ от 31.07.2020 г.)

Андрей Борисович Сергеев

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Sergeev_ab@bk.ru

Аннотация. На предмет полноты и непротиворечивости исследуется состояние правовой базы регламентации выпуска, учёта и обращения цифровых финансовых активов, цифровой валюты.

В методологическом плане исследование проводится на основе комплексного подхода с использованием системного метода анализа федерального законодательства с учетом особенностей элементного состава, структурных связей, функциональных направлений, целевого содержания правового регулирования общественных отношений в сфере цифрового обращения финансовых активов и цифровой валюты.

Формулируется и делается попытка решить задачи установить и исследовать факторы, наличие которых способствует развитию финансово-экономических процессов в цифровом пространстве; дать заключение о возможности разработки правовых мер, препятствующих криминализации виртуальной сферы финансово экономической сферы.

На основе полученных результатов формулируется суждение о том, что до настоящего времени законодателю не удаётся разработать правовой режим обеспечения развития экономических отношений посредством организации выпуска и обращения цифровой валюты. При этом нормативное определение категориального аппарата элементов будущего механизма обращения цифровой валюты создает определённые условия для решения этой сложной задачи.

Обосновывается ошибочность утверждения о том, что операции с цифровыми финансовыми правами являются «невидимыми» для правоохранительных органов, исключающими возможность выявления преступлений в цифровом информационном пространстве. Обосновывается суждение: федеральным законодательством разработан правовой механизм, препятствующий преступным действиям в названной сфере виртуальной деятельности.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, цифровые финансовые активы, арест имущества, методика

Для цитирования: Сергеев А. Б. Перспективы реализации положений ФЗ-259 от 31.07.2020 г. и возможность противодействия преступности в экономической сфере цифрового пространства // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 2 (33). С. 99-105.

© А. Б. Сергеев

Research article

PERSPECTIVES FOR CONTROLLING LIABILITY IN THE ECONOMIC AREA OF THE DIGITAL SPACE WITH REGARD TO THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW

ON DIGITAL FINANCIAL ASSETS, DIGITAL VALUE

(No 259-FZ of 31.07.2020)

Andrey B. Sergeyev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

Sergeev_ab@bk.ru

Abstract. The state of the legal framework regulating the issuance, accounting and circulation of digital financial assets, digital currency is being investigated.

In methodological terms, the study is carried out on the basis of an integrated approach using a ystematic method of analyzing federal legislation, taking into account the features of the elemental composition, structural relationships, functional directions, the target content of legal regulation of public relations in the field of digital circulation of financial assets and digital currency.

An attempt is formulated and made to solve the problems of identifying and researching factors contributing to the development of financial and economic processes in the digital space; to give a conclusion on the possibility of developing legal measures that prevent the criminalization of the virtual sphere of the financial and economic sphere.

Based on the results obtained, a judgment is formulated that to date the legislator has failed to develop a legal regime to ensure the development of economic relations through the organization of the issuance and circulation of digital currency. At the same time, the normative definition of the categorical apparatus of the elements of the future mechanism of circulation of digital currency creates certain conditions for solving this complex task.

The author substantiates the fallacy of the statement that transactions with digital financial rights are "not visible" to law enforcement agencies, which excludes the possibility of detecting crimes in the digital information space. It is proved that the federal legislation has developed a legal mecha.

Keywords: cryptocurrency, digital currency, digital financial assets, seizure of property, methodology

For citation: Sergeyev AB. Prospects for the Implementation of the Provisions of Federal Law No. 259 of 31.07.2020 and the Possibility of Countering Crime in the Economic Sphere of the Digital Space. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(2):99-105. (In Russ.)

Введение

1Т-технологии активно развиваются во всём мире. Пусть с некоторым отставанием, но они развиваются и в России. Цифровые технологии определили особую сферу (направление) развития экономических отношений, в том числе форм, видов и способов расчётов. Современные достижения в области разработки цифровых 1Т-технологий позволили существенно облегчить процессы эмиссионной деятельности в отношении финансовых ценных бумаг. В настоящее время эмиссионная деятельность в цифровом пространстве развивается в двух направлениях. Первое — это создание цифрового режима обращения ценных бумаг. Второе направление — развитие цифровой валюты.

По понятным причинам и вполне логично стремление Банка России названные процессы

оборота денежных средств и ценных бумаг в цифровом пространстве поставить под государственные контроль. Это стремление подтверждает принятый в 2020 году федеральный закон о цифровых финансовых активах, цифровой валюте. Анализ содержания этого закона специалистами оценивается по-разному.

В отношении развития цифровой валюты в России преобладает мнение, что этот процесс имеет множество проблем, которые требуют своего разрешения, и которые не могут быть разрешены в ближайшей перспективе.

В отношение же второго направления оценка перспектив развития оптимистична.

Быстро развивающиеся 1Т-технологии, их большая значимость для развития финансово экономических отношений в цифровом пространстве делают актуальным решение задач:

— определить и исследовать факторы, наличие которых способствуют развитию финансово экономических процессов в цифровом пространстве;

— дать заключение о возможности разработки правовых мер, препятствующих криминализации виртуальной финансово-экономической сферы.

Материал и методы

Решение актуальных для общества задач упорядочения финансово-экономических отношений в цифровом пространстве и создание средств борьбы с преступными проявлениями в названной сфере во многом определяется качественными характеристиками гражданско-правового регулирования обращения цифровых финансовых активов и цифровой валюты в телекоммуникационной сети Интернет.

В методологическом плане исследование проводится на основе комплексного подхода с использованием системного метода исследования федерального законодательства: Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в ред. от 30.12.2021 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ в ред. от 02.07.2021 «О рынке ценных бумаг» (далее ФЗ 39)1; Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ 259 от 31.07.2020)2.

При этом для целей исследования важным является обеспечение системности исследования с учетом особенностей элементного состава, структурных связей, функциональных направлений, целевого содержания правового регулирования общественных отношений в сфере цифрового обращения финансовых активов и цифровой валюты.

Результаты исследования

и дискуссия

1. Результаты исследования указывают, что в развитие двух существующих задач федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ

1 О рынке ценных бумаг : Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

2 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I) Ст. 5018.

«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решил только одну. Содержание статьи 14 федерального закона № 259-ФЗ следует считать только первоначальным этапом (подходом, попыткой) создания механизма оборота цифровой валюты в России. Анализ норм закона показывает, что законодатель не смог «пройти» дальше этапа разработки содержания таких категорий как «цифровая валюта», в определении понятий «организация выпуска в РФ цифровой валюты», «выпуск цифровой валюты в РФ», «организация обращения в РФ цифровой валюты». Такое положение исследователи объясняют рядом объективных факторов.

Так, А. А. Ситник к перечню проблем причисляет вопрос о размытости определений одного и того же явления — цифрового обозначения электронных данных о платёжных средствах. Названное явление обозначается и как «криптовалюта», и как «виртуальная валюта», и как «цифровая валюта» [1, с. 105]

A. З. Жуков, И. С. Абазов, А. А. Битов объясняют сложившуюся ситуацию тем, что сложно одним законом (в данном случае № 259-ФЗ) создать полную (без пробелов), непротиворечивую правовую базу организации и выпуска цифровой валюты в Российской Федерации. Нужен целый ряд законов уточняющего и более подробно регламентирующего эти процессы [2, с. 118].

B. П. Зайцев, В. В. Мелешко указывают на то, что существенно снижает активность функционирования цифровой валюты установленный законом запрет юридическим лицам оплачивать цифровой валютой товары, услуги, работу и пр. [3, с. 312]

Следствием такого положения является тот факт, что криптовалютные операции лица осуществляют не на национальном, а на международном уровне с использованием криптографии — блокчейна (непрерывные и логически последовательные цифровые блоки, представляющие содержание информации некоторого объёма — «хеш-сумму»). Создание таких технологий, обеспечивает функционирование надгосударствен-ных криптовалютных платформ («майнинг», «форжинг», «минтинг» и пр.). Процесс протекает децентрализовано вне контроля государств. Не контролируемые международные криптовалютные операции в ряде случаев представляют оборот криминальных средств, затрудняющих правоохранительным органам государств противодействовать преступности в цифровом пространстве [6].

Повысить качество расследования преступлений с криптовалютой без наличия национального законодательства очень сложно [5,с.51; 6,с.20-22; 7,с.368]. Поставить криптовалютные (цифровую валюту) операции под государственный контроль является одной из мотивационных причин, предпринимаемых законодателем1.

2. Анализ законодательства и ФЗ № 259 позволяет утверждать о положительном решении задачи развития цифрового функционирования финансовых документов. При этом полностью исключить совершение преступлений с цифровыми финансовыми активами, конечно, нельзя. Но противодействовать на достаточно высоком уровне можно.

В последней редакции закона № 259-ФЗ цифровые финансовые активы федеральным законодательством отнесены к разряду прав2. Особенность названного вида активов (цифрового) заключается в том, что выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг осуществляется в информационной системе3 через распределительный реестр, содержащий соответствующие записи и учёт ценных бумаг. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ совместно с другими федеральными законами, регулирующими отдельные направления функционирования эмиссионных ценных бумаг в сети интернет, обеспечил наиболее полные условия выявления, раскрытия преступлений в названной сфере. Сказанное относится, в том числе, и к созданной возможности наложения ареста на финансовые активы.

Основанием для столь позитивного утверждения являются следующие результаты системного подхода и комплексного анализа всей совокупности федерального

1 См. О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации : паспорт проекта федерального закона № 1065710-7 // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 27.05.2022).

2 Такими правами определены: право требования — возможность предъявлять требования, и реализовы-вать права по эмиссионным ценным бумагам; право пользования — участвовать в капитале непубличного акционерного общества; право притязания — обеспеченное мерами государственного принуждения правомочие получить эмиссионные ценные бумаги, указанные в выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном федеральным законодательством.

3 Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448).

законодательства, затрагивающего правовое регулирование финансовых активов, размещённых в сети интернет.

Созданный ФЗ 39 от 22.04.1996 правовой алгоритм выпуска, учёта и обращения ценных бумаг ФЗ 259 от 31.07.2020 адаптирован применительно к функционированию в цифровом пространстве.

Элементами этого обособленного (особого) механизма эмиссии в цифровом пространстве являются:

I. Субъекты правоотношений цифровых финансовых активов:

1. Первообладатель финансовых активов4, который в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своём сайте организовывает (осуществляет) выпуск цифровых активов (оферта с раскрытием объёма прав, цены приобретения цифровых активов, способов оплаты и пр.).

2. Оператор информационной системы — юридическое лицо, которое вносит выпуск цифровых активов в информационную систему Интернет5. Оператор наделяется правом распоряжаться финансовыми активами, «передавать в залог, устанавливать их обременение без обращения к третьему лицу» (п. 14 ст. 7). В информационной системе он обособляет цифровые права, принадлежащие де-поненту(ам), от цифровых прав, принадлежащих этому депозитарию (п. 15. ст. 7)6.

3. Приобретатели финансовых активов. Цифровые финансовые активы переходят к названной категории лиц (приобретателям) с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода.

4. Оператор обмена цифровых финансовых активов (ст. 10 ФЗ 259).

На основе рыночных правил в телекоммуникационной сети Интернет оператор обеспечивает правоотношения по возникновению, изменению и прекращению приобретения, распоряжению и сбыту цифровых финансовых активов «путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение

4 Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (см. федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

5 Оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (п. 12 ст. 2 ФЗ 149).

6 О рынке ценных бумаг : Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЭ в ред. от 02.07.2021.

сделок», в том числе посредством участия в интересах третьих лиц в качестве стороны в сделках с цифровыми финансовыми активами посредством купли-продажи прав на них и на «иные цифровые права».

II. Средства обеспечения (фиксации) эмиссии ценных бумаг в цифровом пространстве — следующий элемент механизма функционирования цифровых финансовых активов в телекоммуникационной системе интернет и обеспечивающий правоохранительным органам своевременное реагирование на преступные действия в отношении цифровых финансовых активов.

Такими средствами обеспечения эмиссии ценных бумаг в цифровом пространстве являются закреплённые законодательством:

1. Распределительный реестр учёта выпусков цифровых эмиссионных ценных бумаг в информационной системе Интернет.

2. Реестр пользователей владельцев ценных бумаг (ведёт оператор информационной системы) (ст. 8 ФЗ 259).

Реестр пользователей информационной системы содержит важную для целей производства по уголовным делам сведения о преступлениях в телекоммуникационной системе и лицах, возможно их совершивших. К такой важной для следствия информации следует отнести содержащиеся в реестре данные о субъектах, входящих в информационную систему размещения финансовых цифровых активов. Реестр позволяет идентифицировать пользователя системы; определить характер его участия, а именно является ли пользователь системы лицом, разместившим активы в этой системе или он обладатель активов, или это оператор, обеспечивающий обмен цифровых финансовых активов.

3. Для целей следствия важную роль в достоверности получаемой информации об участниках правоотношений в исследуемой сфере и состоянии процессов функционирования цифровых финансовых активов в информационных системах обеспечивает Банк России. Надзор за точностью реализации норм федерального законодательства об эмиссии цифровых финансовых активов, ведением реестров обеспечивает прозрачность деятельности операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск активов.

4. В перечне контрольных мероприятий наиболее существенными для качества расследования являются:

4.1. Мероприятия общего характера:

а) проверка на соответствие требованиям закона кандидатов в операторы информационных систем. Оператор допускается

к осуществлению своей деятельности только после включения его Банком в реестр операторов информационных систем (ч. 2 ст. 5 ФЗ 259);

б) оценка качества разработанных операторами информационных систем положений на предмет соответствия:

— требованиям к содержанию и выполнению правил функционирования информационной системы, в рамках которой осуществлён выпуск цифровых финансовых активов и их оборот (ч. 3 ст. 5 ФЗ 2591);

— требованиям организации и обеспечения работы комплексных систем внутреннего контроля; надежности защищённости системы от несанкционированного проникновения; предоставления отчетности о состоянии и сбоях работы информационной системы (ч. 4 ст. 5 259 ФЗ);

в) наблюдение за выполнением операторами информационных систем, разработанных ими и согласованными с Банком правил и положений по обращению цифровых активов в телекоммуникационной сети Интернет, а также по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги (ч. 9 ст. 13 ФЗ 259); за обеспечением сохранности информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе (ст. 6. ФЗ 259);

4.2. Мероприятия специального характера:

ФЗ 259 от 31.07.2020 предусмотрел и закрепил условия для получения следственными органами и иными государственными органами исчерпывающей информации обо всех аспектах процесса эмиссии. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан предоставлять содержащуюся в записях информационной системы информацию о цифровых финансовых активах, принадлежащих их обладателю ч. 3. ст. 6 ФЗ (см. также ст. 46 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

К субъектам, правомочным запрашивать названные сведения и получать требуемые

1 1) правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информационной системы;

2) требования к пользователям информационной системы;

3) правила выпуска цифровых финансовых активов;

4) правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам;

5) требования к защите информации и операционной надежности;

6) способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе, а также внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах в информационную систему; и пр. (всего 9).

сведения, отнесены суд, органы исполнительной власти, функциональная деятельность которых обязывает разрабатывать и реали-зовывать меры, препятствующие преступным действиям, направленных на легализацию (отмывание) преступно полученных результатов противоправной деятельности; организацию и осуществление финансирования актов терроризма, способствующих распространению оружия массового уничтожения.

В целях обеспечения производства по уголовным делам, находящихся в производстве, право на получение сведений от оператора информационных сетей, в которых размещён выпуск цифровых финансовых активов, предоставлено следователям (при согласованности этого вопроса с руководителем следственного органа). Аналогичное право предоставлено органам принудительного исполнения Российской Федерации, налоговым органам на основании судебного решения в случаях, если такая информация необходима для осуществления ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2. ст. 6 ФЗ 259, оператор информационной системы при получении судебного решения, в том числе о наложение ареста, обязан внести соответствующую запись в реестр и проинформировать оператора обмена цифровых финансовых активов о сделанных внесениях (изменениях). Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы (ч. 6 ст. 4)1.

Выводы

С учётом изложенного можно сформулировать следующие утверждения.

1. До настоящего времени законодателю не удаётся разработать правовой механизм обеспечения развития экономических отношений посредством организации выпуска и обращения на территории Российского государства национальной цифровой валюты. При этом нормативное определение категориального аппарата элементов будущего механизма обращения цифровой валюты создает определённые условия для решения этой сложной задачи.

1 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.

2. Следует признать ошибочными утверждения о том, что операции с цифровыми финансовыми правами являются «невидимыми» для правоохранительных органов, исключающими возможность выявления преступлений в цифровом информационном пространстве. Проведённым исследованием подтверждается утверждение: федеральным законодательством разработан правовой механизм, препятствующий преступным действиям в названной сфере виртуальной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовое функционирование механизма обращения цифровых финансовых активов в информационных системах с активным участием оператора информационной системы под плотным контролем Банка России указывает на созданные для следственных органов благоприятные условия для: своевременного обнаружения преступных действий и её следов; обнаружения лиц, совершающих преступные действия в отношении финансовых активов в цифровом пространстве; доказывания их виновности.

3. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в цифровом пространстве обращения финансовых документов, не содержит препятствий для применения такой меры принуждения, как наложение ареста на цифровые активы лиц, обвиняемых в преступной деятельности. Применение этой меры принуждения не зависит от формы объективизации: в материальной форме в безналичной форме, в цифровом эквиваленте финансовых активов.

Как и при наложении ареста на иные формы активов при наложении ареста на цифровые активы следователю необходимо выполнять требований:

— сумма ареста на цифровые активы не должна превосходить размер возможного штрафа; причинённого преступлением ущерба2;

— для качественного расследования уголовного дела в ходатайстве необходимо указать перечень запрашиваемых ограничений, связанных с владением, пользованием, распоряжением арестованными цифровыми активами лиц, в том числе не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную

2 О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ) : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 // Российская газета. 2017.

09 июня (№ 125).

ответственность за действия обвиняемого (подозреваемого) (ч. 3 ст. 115 УПК РФ);

— в ходатайстве должно быть отражён желательный срок действия ареста цифровых активов. Этот срок не должен противоречить сроку предварительного расследования.

Заключение

С учётом сформулированных выводов положительное решение названных выше задач во многом определяется двумя факторами, требующими учёта при дальнейшем развитии правового регулирования цифровой сферы обращения цифровой валюты и эмиссии финансовых активов.

1. Важным является фактор осознания проблемы, связанной со стремлением государства полностью контролировать выпуск

и обращение цифровой валюты. Разрабатываемые в настоящее время проекты по функционированию цифровой валюты под государственным контролем (в России — это Центральный банк России) может существенно изменить основное положение теории об успешности функционирования цифровой валюты. Основным положением (принципом) является децентрализованность создания и обеспечения эмиссии цифровой валюты, которое может быть нарушено.

2. Требуются дальнейшее совершенствование правовой регламентации механизма выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, разработки криминалистических методик выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере цифрового обращения финансовых активов.

Список источников

1. СитникА. А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 11 С. 103-113

2. Жуков А. З., Абазов И. С., Битов А. А. Проблемы нормативно-правового регулирования обращения цифровых валют в Российской Федерации // Лучшая научная статья 2021 : сборник статей XLIV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 116-118.

3. Зайцев В. П., Мелешко В. В. Наложение ареста на имущество или арест имущества в уголовном процессе республики Беларусь: за и против // Борьба с преступностью: теория и практика : тезисы докладов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Могилевского института МВД (Могилев, 02-03 апреля 2018 г.) / отв. ред. Ю.А. Матвейчев. Могилев, 2018. С. 311-313.

4. Яни П. С. Мошенничество с использованием электронных средств платежа // Законность. 2019. № 4. С. 30-35.

5. Долгиева М. М. Легализация криптовалюты: судебная практика // Законность. 2021. № 3. С. 50-54.

6. Перов В. А. Проблемные вопросы, возникающие при расследовании уголовных дел о преступлениях с использованием криптовалюты // Российский следователь. 2020. № 7. С. 20-22

7. Шубарина Л. В., Сергеев А. Б. Учение Л. Я. Драпкина о следственных ситуациях в условиях цифровизации предварительного расследования // Вклад Л. Я. Драпкина в криминалистическую науку : материалы Всероссийского научно-практического круглого стола (Екатеринбург, 01 ноября 2019 г.) / отв. ред. Д. В. Бахтеев. Екатеринбург, 2019. С. 364-374.

Дата поступления статьи / Received: 28.05.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 02.06.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.