Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПОВ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПОВ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКОННОСТЬ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кешикова Н.В.

В статье поднимается проблема обеспечения законности в сфере институционализации и воспроизводства государственности. Методом системного анализа раскрывается специфика системы принципов порядка формирования государственных органов. Излагается системно-функциональный аспект системы принципов порядка формирования государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПОВ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ»

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.

5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от

12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.1997. - № 51. - Ст. 5712.

6. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. -10.04.1995. - № 15. - Ст. 1269.

7. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 08.09.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. - 28.05.2012. -№ 22. - Ст. 2754.

8. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 (ред. от

17.01.2015) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.06.2008. - № 22. - Ст. 2581.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 08.02.1999. -№ 6. - Ст. 866.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: «Новый Юрист», 2012.

11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: «Норма», 2013.

12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: изд-во «Спарк», 2012.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПОВ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

© Кешикова Н.В.1

Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Иркутск

В статье поднимается проблема обеспечения законности в сфере ин-ституционализации и воспроизводства государственности. Методом системного анализа раскрывается специфика системы принципов по-

1 Доцент кафедры Конституционного права, кандидат юридических наук, доцент.

рядка формирования государственных органов. Излагается системно-функциональный аспект системы принципов порядка формирования государственных органов.

Ключевые слова: обеспечение, законность, система принципов, порядок формирования; государственный органы.

Одной из причин обострения проблемы обеспечения законности является недопонимание закономерностей, каналов и направлений влияния процессов институционализации и воспроизводства государственности на данный режим. Выявление и познание этих закономерностей является актуальной задачей науки конституционного права. Наибольшую теоретическую и прикладную значимость в условиях политико-правовых трансформаций сферы институционализации и воспроизводства государственности приобретает так называемый «средовой» [1] подход. Данный подход объединяет актуализирующиеся на современном этапе научного познания системный [6, 7, 8], факторный и конструктивный анализ, которые достаточно часто применяются в исследованиях проблем обеспечения законности и правопорядка в сфере институционализации [4, 5] и воспроизводства государственности. Обеспечение законности здесь требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, складывающихся в заданной сфере. Для успешного влияния на стихийные процессы и целенаправленное поведение компетентных субъектов и обладающих юридически значимыми возможностями участников порядка формирования государственных органов необходимо знание руководящих начал - принципов. Такого рода принципы - принципы порядка формирования государственных органов учитывают факторы стихийно воздействующие на сам порядок и процесс формирования государственных органов. Данные принципы положены в основу механизмов реализации норм конституционного права в ходе осуществляемой в сфере институционализации и воспроизводства государственности деятельности и напрямую влияют на поведение субъектов и участников, определяя заданную направленность их поведения, а также средства, с помощью которых можно управлять таким поведением, обеспечивая его соответствие требованиям и правовым предписаниям норм конституционного права. Поэтому в целях создания идеальной теоретической модели порядка формирования государственных органов, способной через политико-правовые процедуры воплотиться в эффективную деятельность по ин-ституционализации и воспроизводству государственности необходимо разработать руководящие и направляющие начала, заложенные в основу данной модели. Однако до сих пор система принципов порядка формирования государственных органов изучена недостаточно. Она лишь конспективно очерчена в ряде научных работ, посвященных отдельным вопросам избирательного права, процесса и избирательной системы. В основном ее изучение ограничивается перечислением принципов и описанием общепризнан-

ных подходов к их классификации. Вместе с тем исследование системы принципов порядка формирования государственных органов требует раскрытия их конкретного состава, взаимных связей и зависимостей, решения вопроса о различных аспектах анализа содержания и построения системы.

Систематизация в нашем случае, думается, предполагает уточнение принципов порядка формирования государственных органов, выявление взаимосвязи и иерархии между ними и определение их места в системе методологии науки и отрасли конституционного права. В этом русле системный подход поможет создать достаточно четкую структуру системы принципов заданного порядка, которая организовывает и логически связывает ее компоненты, а также обусловливает эффективность и рациональность самого порядка как вида политико-правовой деятельности, тем самым способствуя обеспечению законности в сфере институционализации и воспроизводства государственности.

Системное видение исследуемых принципов позволит раскрыть более конкретно сами принципы и их правила, как некие требования к содержанию процесса и механизма институционализации и воспроизводства государственности в целом, а также к субъектам (участникам), процедурам, актам, средствам порядка формирования государственных органов, в частности. Системный подход поможет исследовать внутренние свойства самой системы принципов порядка формирования государственных органов с точки зрения различных аспектов: системно-компонентного, системно-структурного, системно-функционального, системно-интегративного, системно-коммуникационного, системно-исторического, системно-целевого, системно-ресурсного и пр. Не случайно Д.А. Керимов подчеркивает, что любое системное исследование должно быть ориентировано, «во-первых, на обнаружение составных частей системной целостности (компонентов, элементов); во-вторых, на выявление специфических качеств каждой из частей; в-третьих, на аналитическое изучение связей, отношений и зависимостей частей между собой; в-четвертых, на обобщение частей в их качественной определенности и взаимодействии, раскрывающем свойства системы как единого целого; в-пятых, на познание функционального назначения, роли и эффективности воздействия системы (и каждой его части) на среду и обратного влияния среды на систему» [3, с. 202]. В связи, с чем исследование системы названных принципов предполагает учет в той или иной мере всех вышеназванных аспектов или тех, или иных составляющих - все напрямую и непосредственно зависит от конкретной задачи.

Действие большинства принципов порядка формирования государственных органов распространяется на все его типы, тем не менее, каждый из них вполне может иметь собственную неповторимую систему руководящих начал. Это обеспечивается за счет особенностей содержания одних и тех же принципов и наличия некоторых специфических начал, характеризующих

тот или иной тип порядка формирования государственных органов. Поэтому система принципов порядка формирования государственных органов представляет собой «пронизанную единством целей и задач совокупность самостоятельных по содержанию, взаимосвязанных и объективно обусловленных положений, образующих именно в этой совокупности то качественное единство» [2, с. 33], без которого соответствующий его тип перестал бы быть таковым. Особенность каждого типа порядка (формирования законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов и др.) состоит в том, что он содержит черты, с одной стороны, общего конституционно-правового регулирования, с другой - особенного, учитывающего специфику соответствующего вида органов. Поэтому в основу правового регулирования исследуемого нами порядка наряду с традиционными принципами формирования и функционирования государственных органов в целом заложены принципы самого порядка, учитывающие его конституционно-правовые особенности. Последние вытекают из конституционно-правовой природы порядка формирования государственных органов (и всех его типов) как осуществляемой на уровне органов государственной власти деятельности по институционализации и воспроизводству государственности. Система принципов придает конституционному политико-правовому институту - порядок формирования государственных органов, целостность и отграничивает его от других институтов конституционного права. В свою очередь разрешение проблемы систематизации принципов данного порядка имеет значение для понимания его сущности, познания других теоретико-методологических проблем, а также для достижения целей конституционно-правового регулирования процесса и механизма формирования государственных органов.

Состав принципов в системе напрямую обусловлен субъективными и объективными факторами. Субъективная составляющая зависит от того, посчитает ли тот или иной автор такое положение исходным или нет. При этом у некоторых авторов наблюдается на данный предмет определенное сходство, где-то каталог принципов короче, где-то значительно обширнее, каким-то принципам придается различное толкование, отличное от мнений иных авторов и т.д. С другой - отнесение того или иного начала к категории принципов порядка формирования государственных органов детерминировано также и объективными факторами: модернизацией государственности, реформированием государственного аппарата, чрезвычайной сложностью и многообразием практических вопросов деятельности по формированию государственных органов. Что, в конечном счете, взывает к необходимости систематизировать принципы порядка формирования государственных органов в целях обеспечения эффективности его результатов.

Исследуемые нами принципы выступают в органическом единстве, образуя некую концепцию порядка формирования государственных органов,

предстающего в виде направленного на институционализацию и воспроизводство государственности процесса и механизма. Такую концепцию можно представить, как определенную систему, компонентами которой эти принципы и являются. Логической основой данной системы посчитаем принцип конвергенционного гуманизма, а все остальные принципы порядка формирования государственных органов выступают в той последовательности, которая согласовывается с идеей гуманизации и аксиологизации процесса и механизма институционализации и воспроизводства государственности.

В рамках данной работы нас интересует системно-функциональный аспект системного анализа принципов порядка формирования государственных органов. Системно-функциональный аспект предполагает выявление и изучение функций, для выполнения которых созданы и существуют система принципов порядка формирования государственных органов. Сама функция как таковая видится нами как процесс, происходящий внутри системы принципов и имеющий определенный результат, «рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад он вносит в сохранение организма» [9, 10]. Системно-функциональный аспект предусматривает изучение информационно-функциональных зависимостей между компонентами системы принципов порядка формирования государственных органов; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой системой (политико-правовой), в состав которой она входит. Функциональное описание компонентов должно быть целесообразным и иерархичным. Обычно выделяют координацию (горизонтальное согласование функций) и субординацию (согласование функций по вертикали). Мы полагаем, что одним из важнейших положений общей теории систем является тезис о том, что функционирование элементов системы принципов порядка формирования государственных органов всегда подчинено действию системы, определяется предназначением последней, стоящими перед ней целями и задачами. Функции системы принципов исследуемого порядка не исчерпываются только интеграцией компонентов некоего целостного образования более общего по отношению к ней порядка. Согласно теории структурно-функционального анализа, любая системная единица (принцип порядка формирования государственных органов) обязана быть функциональной, т.е. вносить свой вклад в достижение целей, а значит, способствовать адаптации системы принципов в целом (адаптивная функция), повышая ее устойчивость, эффективность взаимодействия с другими системами - политико-правовой, системой конституционного права, и одновременно осуществлять регуляцию внутренних связей и поведения отдельных частей системы порядка формирования государственных органов (регулятивная функция). В этой связи, с одной стороны, рассмотрение конкретных принципов исследуемого порядка в их неразрывном единстве и взаимосвязи друг с другом предполагает возможность содержательного выведения их функций из функций системы принципов порядка формирования

государственных органов в целом. С другой - действие конкретных руководящих начал данной системы принципов играет интегрирующую, организующую роль по отношению к исследуемой системе принципов в целом.

Более того, на наш взгляд, система принципов порядка формирования государственных органов играет роль фактора, обеспечивающего интеграцию самого порядка как системы. Любая система преследует одновременно две объективные цели: первая - сохранение (развитие) своей целостности, упорядоченности, устойчивости; вторая - сохранение (развитие) вышестоящей системы (метасистемы) по конкретному параметру, определяющему соответствующую функцию подсистемы. Поэтому исследуемая нами система принципов выполняет функции, реализация которых способствует обеспечению целостности и устойчивости самого порядка формирования государственных органов, а именно: стабилизационную и функцию диалектической включенности. Стабилизационная функция способствует стабилизации политико-правовых отношений, складывающихся в сфере институ-ционализации и воспроизводства государственности, ограничивая их определенными нормативными рамками. Реализация стабилизационной функции принципов порядка формирования государственных обусловлена существующей у системы принципов потребности в сохранении и развитии собственной целостности, упорядоченности, устойчивости. Функция диалектической включенности позволяет закреплять все новое, что появляется в практике формирования государственных органов, и таким образом способствуют развитию самого порядка и соответствующих ему политико-право -вых отношений. Одновременно принципы указанного порядка осуществляют функции системообразования, дифференциации, а также активизации (стимулирования) и синхронизации действия порядка формирования государственных органов как системы.

Таким образом, важнейшим направлением политико-правовой деятельности в сфере институционализации и воспроизводства государственности является формирование и развитие благоприятной политико-правовой среды, обеспечивающей законность в процессе и механизме формирования государственных органов. Именно эта среда формирует и аккумулирует многообразные субъективные и объективные факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие на законность и ее состояние, обуславливая приоритеты выбора вариантов правового поведения субъектов и участников порядка и механизма формирования государственных органов. Усилия государства и институтов гражданского общества следует направить на обеспечение прогрессивной динамики и приведения в соответствие с требованиями времени и современными вызовами условий, в которых функционирует порядок формирования государственных органов. Основной задачей здесь становится минимизация социальных противоречий в сфере институциона-лизации и воспроизводства государственности, что напрямую поспособст-

вует правовой активности личности (индивидов), институтов гражданского общества в процессе и механизме формирования государственных органов, обуславливающей выбор и использование правовых форм и способов деятельности органов публичной власти, а также поможет преодолению противостояния между власть предержащих и обществом.

В свою очередь системная реализация всего комплекса принципов исследуемого порядка призвана на практике создать условия для высокоэффективной качественной институционализации и воспроизводства государственности, проходящих с использованием максимальных политико-право -вых возможностей, интеллектуально-творческих и эмоционально-мотиваци-онных потенций каждого человека. Именно этот эффект представляет собой важнейший критерий наличия такой благоприятной атмосферы, которая создает эффект многократного усиления способности и результатов деятельности отдельных людей в сфере формирования государственных органов. При всем притом сумма политико-правовых достижений отдельных людей вне коллектива меньше, чем их достижения в результате совместной работы в ходе формирования государственных органов.

Через призму системного видения система принципов порядка формирования государственных органов предстает как структурно упорядоченное единство взаимосвязанных и взаимообусловленных основополагающих руководящих начал, которые в своей совокупности определяют его основные характеристики. Эти характеристики, как объединяют рассматриваемый институт с другими видами конституционных политико-правовых институтов, так и отличают его, и одновременно в своем единстве создают такую модель порядка формирования государственных органов, которая обеспечивает достижение целей и задач институционализации и воспроизводства государственности. Системное установление и реализация принципов порядка формирования государственных органов на практике обусловливает результативность институционализации и воспроизводства государственности, качество организации и эффективность функционирования государственных органов, устойчивость государственно-правового регулирования соответствующих политико-правовых отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства, действующего в заданной сфере. Основное значение системного видения принципов заключается в том, что оно определяет «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование порядка формирования государственных органов.

Список литературы:

1. Беляков А.А. Модернизация российской судебной системы: теоретико -правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.А. Беляков. -М., 2011. - 146 с.

2. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики) / Т.Н. Добровольская. - М.: Юрид. лит., 1971. -200 с.

3. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований / Д.А. Керимов. - М.: Мысль, 1986. - 332 с.

4. Кешикова Н.В. Институциональная определенность порядка формирования государственных органов: через призму общих принципов/ Н.В. Кешикова // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2015. - С. 126-130.

5. Кешикова Н.В. Институционализация порядка формирования государственных органов: к вопросу концептуализации понятия / Н.В. Кешикова // Современные концепции научных исследований: XII Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015. - С. 22-26.

6. Кешикова Н.В. Понимание избирательной системы через призму по-стнеклассической юридической рациональности в российском конституционном праве / Н.В. Кешикова, И.В. Демешко / Отв. ред. Н.В. Кешикова // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2015. - С. 49-61.

7. Кешикова Н.В. Принципы порядка формирования государственных органов: системное видение / Н.В. Кешикова // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы. - Иркутск, 2014. - С. 56-69.

8. Кешикова Н.В. Типология понимания государства в свете правовой государственности / Н.В. Кешикова // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства. - Иркутск, 2014. - С. 99-110.

9. Фролов С.С. Социология организаций: учебник [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - 304 с. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/irolov_esociology/ch52_iv.html.

10. Merton R. Social Theory and Social Structure / R. Merton. - Glencoe, 1968. - 86 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.