Научная статья на тему 'Институционализация порядка формирования государственных органов: к вопросу концептуализации понятия'

Институционализация порядка формирования государственных органов: к вопросу концептуализации понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / CONCEPTUALIZATION / ПОНЯТИЕ / CONCEPT / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ / FORMATION ORDER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кешикова Наталья Владимировна

В статье преследуется цель осуществления концептуализации понятия порядка формирования государственных органов в качестве политико-правового института через призму процесса его институционализации на основе принципов институциональной определенности. Применяется актуализирующийся в постнеклассической юридической науке институциональный подход. Раскрывается институционализация порядка формирования государственных органов в деятельностном, процессном и правовом аспектах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the aim of implementation of conceptualization of concept of an order of formation of government bodies as political and legal institute through a prism of process of its institutionalization on the basis of the principles of institutional definiteness is pursued. The institutional approach which is staticized in post-nonclassical jurisprudence is applied. The institutionalization of an order of formation of government bodies in activity, process and legal aspects reveals.

Текст научной работы на тему «Институционализация порядка формирования государственных органов: к вопросу концептуализации понятия»

4. ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 (в ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 2006, № 12, ст. 1232.

5. Гражданское право. В 3-х томах. Под ред. Ю.К.Толстого М.:, Изд-во Проспект, 2014. — 756 с.

6. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права. - М.: Статут, 2002. (Классика российской цивилистики), - 800 с.

7. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут», 2001. - 354 с.

8. Проблемы объектов гражданских прав / Зинченко С.А., Лапач В.А., Шапсугов Д.Ю. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001. - 248 с.

9. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., Стереотип. - М.: Статут, 2011, 956 - с.

10. Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие. // Актуальные вопросы гражданского права / под ред. М.И. Брагинского - М., 1999. - 109 с.

11. Dictionary of business and economics / Christine Ammer, Dean S. Ammer. NewYork: Free Press, -1977 c.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: К ВОПРОСУ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ

Кешикова Наталья Владимировна

Канд. юрид. наук, доцент кафедры теории права и национальной безопасности, Байкальский государственный

университет экономики и права, г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

В статье преследуется цель осуществления концептуализации понятия порядка формирования государственных органов в качестве политико-правового института через призму процесса его институционализации на основе принципов институциональной определенности. Применяется актуализирующийся в постнеклассической юридической науке институциональный подход. Раскрывается институционализация порядка формирования государственных органов в деятельностном, процессном и правовом аспектах. ABSTRACT

In article the aim of implementation of conceptualization of concept of an order of formation of government bodies as political and legal institute through a prism of process of its institutionalization on the basis of the principles of institutional definiteness is pursued. The institutional approach which is staticized in post-nonclassical jurisprudence is applied. The institutionalization of an order of formation of government bodies in activity, process and legal aspects reveals.

Ключевые слова: концептуализация, понятие, институционализация, порядок формирования, государственные органы.

Keywords: conceptualization, concept, institutionalization, formation order, government bodies.

Институционализация порядка формирования государственных органов предполагает длительный и не лишенный противоречий процесс его политико-организационного и правового оформления в относительно самостоятельный политико-правовой институт. Концептуализация существующего порядка формирования государственных органов в качестве института системы конституционного права и законодательства, механизмы формирования концептуальных представлений о процессе ин-ституционализации порядка формирования государственных органов и образующих ее стадий являются одной из основных областей исследований современной науки конституционного права. Обращение к концептуализации понятия «порядок формирования государственных органов» обусловливается тем обстоятельством, что она позволяет смотреть на политико-правовые явления, как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики. Как известно, на первом этапе концептуализация понятия порядка формирования государственных органов представляет собой особый вид теоретической деятельности и обеспечивает понимание теоретической целостности представлений об институте «порядок формирования государственных органов» и процессе его институционализации в качестве такового с позиций науки конституционного права. В связи, с чем в первую очередь концептуализация способствует осмыслению институционализации порядка формирова-

ния государственных органов с позиции теории конституционного права, что подчеркивает значимость концептуального анализа для развития существующего национального порядка формирования государственных органов как неотъемлемого правового института системы конституционного права. Параллельно концептуализация понятия порядка формирования государственных органов поддерживает институционально-системные представления о порядке формирования государственных органов как институте конституционного законодательства, обслуживая практические потребности деятельности в сфере институ-ционализации и воспроизводства государственных органов, обеспечивая тем самым ее эффективность и результативность.

Целью концептуализации исследуемых понятий является формирование целостного представления о заявленном порядке как политико-правовом институте посредством возможных на данный момент методов (способов) исследования на теоретическом уровне; определение собственного видения предметного поля исследования процесса институционализации порядка формирования государственных органов на основе анализа и обобщения различных научных позиций по заявленной проблеме в порядке дискуссии. Следует заметить, что концептуализация понятия «порядок формирования государственных органов» предполагает возможность существования определенной совокупности допущений о его

природе как исследуемом объекте, основанных на авторской позиции необходимости изучения процесса его ин-ституционализации, с опорой на имеющиеся в современной науке теоретические выводы и заключения, а также сложившиеся тенденции постнеклассического этапа развития юридической рациональности в сфере понимания такого порядка. Результатом концептуализации понятия порядка формирования государственных органов является построение авторской концепции, которая предстает как комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность заявленного порядка, динамику его существования в процессе институ-ционализации в политико-правовой действительности, заложенных в основу формирования представлений о современной модели порядка формирования государственных органов на базе принципов постнеклассической юридической рациональности.

Обращение к научной литературе последних лет показало активное применение учеными-экономистами институционального подхода. Ученые-юристы тоже используют институциональную методологию для исследования государственных и правовых явлений. Интерес к данному научному подходу не случаен. Вполне объясняют популярность теории институционализации в западных и постсоциалистических государствах заложенные в ней возможности познания эволюции институтов и организаций, выявления «внутренних факторов институциональных изменений от хаоса к порядку» [19]. Ни одна современная политико-правовая система не может существовать без институционализации соответствующих институтов. Политико-правовые институты привносят в общество порядок и являются своего рода символом государственной организованности общества.

Востребованность конституционно-правового исследования процесса институционализации порядка формирования государственных органов также обусловлена его неотъемлемыми юридическими характеристиками -системой принципов. С учетом функционального назначения в процессе возникновения, эволюции и организации порядка формирования государственных органов принципы подразделяются на три основные подгруппы: -принципы институционализации, - принципы становления, - принципы построения и функционирования. К принципам институционализации порядка формирования государственных органов следует отнести принципы генетической производительности, цивилизационно-культур-ной обусловленности, национальной самоидентично-сти[6;7;8;9], институциональной определенности. Последние положены в основу процесса формализации политических отношений в сфере формирования государственных органов, означающего «переход от неформальных отношений (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти» [16], регламентацией соответствующей деятельности (порядка формирования государственных органов), тех или иных отношений, их юридической легализацией. Такие принципы требуют рассмотрения порядка формирования государственных органов с позиций институционального подхода и актуализируют исследования процесса его институционализа-ции.

Организация и формализация отношений и деятельности в сфере институционализации и воспроизводства государственности превращает их в институт порядка формирования государственных органов. Следует заметить, что понятие «институт» (от лат. шБШиШт - установ-

ление, учреждение) - одно из центральных в конституционном праве, изучающем политико-правовые основы общественного устройства и государственной организации общества. В современных научных работах оперируют категорией конституционно-правового института[1;2;22], предлагают его определение[5;24] или изучают конкретные правовые[11;15;18] и конституционно-правовые ин-ституты[12]. В последнем случае в силу объективных характеристик отрасли конституционного права институциональный подход признается наукой конституционного права адекватным и универсальным. Так как конституционное право, как и право вообще, «работает» не через нормы, а через институты[13]. Более того, по мнению К.А. Кононова, конституционно-правовой институт является тем самым ключом, что способен отворить дверь к пониманию системы отрасли конституционного права[14]. Однако в имеющихся в наличии исследованиях понятия конституционно-правовой институт и институционализация рассматриваются в узком смысле[4;21;28;29].

Хотя речь идет о единичном институте конституционного права, тем не менее, мы исследуем процесс его развития в широком смысле и как социального и как политико-правового явления. Такая постановка проблемы объективно задана. Развитие самого порядка вообще и в интересующем нас направлении в частности немыслимо вне - и вопреки всеобщим социальным процессам. Порядок формирования государственных органов изначально складывается как явление социальное, сохраняющее впоследствии в ходе своих политико-правовых трансформаций вне зависимости от возможных его конфигураций свою социальную природу. Поэтому в наших рассуждениях мы исходим из аксиомы: социальные институты, будучи высшей формой социальной связи, образуют базовый элемент общества, вследствие чего общество предстает как некая совокупность социальных институтов и связей между ними. Общеизвестно, что «социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией» [25, с.49]. Поэтому, институциональный означает, в нашем случае, ничто иное как «связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним»[23, с.239]. Данные понятия важны для уяснения того, что существующие социальные политико-правовые институты, в том числе порядок формирования государственных органов, не есть нечто один раз и навсегда заданное и неизменное. Трансформации и модернизации, происходящие в государственно-организованном обществе, неизбежно ведут как к возникновению новых политико-правовых институтов и институциональных форм, так и к их модификации.

Следует заметить, что институционализация порядка формирования государственных органов может рассматриваться с двух сторон - деятельностной и процессной. Социальные институты возникают исторически, т.е. их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Общественная потребность в них возникает и сознается не одномоментно, а постепенно в ходе эволюции человека и общества. Этот факт подчеркивает Хайек, говоря, что «многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они ... являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии» [27]. Поэтому «за

любым институтом стоит история его институционализа-ции» [10], и порядок формирования государственных органов здесь исключением не является. Поэтому деятель-ностная сторона институционализации исследуемого порядка предстает в виде совместной деятельности субъектов и участников порядка формирования государственных органов, упорядоченной политико-правовыми институтами, которые выступают в виде формальных и неформальных правил, создаваемых компетентными и заинтересованными субъектами и участниками процесса формирования государственных органов, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение.

Вместе с тем, образование института «порядок формирования государственных органов» - институционали-зация - в конечном итоге подразумевает процесс замены изначально спонтанного и экспериментального поведения (деятельности в целом) в сфере формирования государственных органов на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. В связи, с чем представляется целесообразным рассмотреть институционализацию порядка формирования государственных органов как циклический процесс с позиций процессного подхода, что позволит отслеживать ее ход и реализацию на каждом из стадий и, как следствие, повысит ее эффективность и результативность. Использование процессного подхода позволяет анализировать все стадии образования порядка формирования государственных органов во взаимосвязи. Это имеет ключевое значение, так как все участники процесса институ-ционализации порядка формирования государственных органов взаимодействуют между собой. Причем такое их соучастие на всех стадиях образования порядка формирования государственных органов является одной из сущностных характеристик публичной осуществляемой в сфере формирования государственных органов политики, направленной на достижение общих целей институциона-лизации заданного порядка - реализации общественных интересов, удовлетворения общественно значимых потребностей в создании и воспроизводстве государственно-организованного общества.

Вслед за С.С. Фроловым мы полагаем, что стадиями такого процесса выступают[26]:

возникновение потребности в создании неких государственных органов или их воспроизводстве, удовлетворение которых требует совместных упорядоченных организованных действий и формирование неких общих целей. Причем «такие социальные практики становятся достаточными и долговременными, так что их можно представить в виде социальных институтов» [20] (стадия мотивации);

- появление в ходе стихийного взаимодействия (методом проб и ошибок) заинтересованных субъектов и участников политико-правовых норм и правил, направленных на упорядочение процесса формирования государственных органов, появление процедур, связанных с нормами и правилами, последующее принятие, практическое применение этих норм и процедур и, наконец, установление и дифференциация санкций для их обеспечения и защиты (стадия формализации);

- создание системы политико-правовых статусов и компетенций, охватывающих всех субъектов и участников порядка формирования государственных органов, одобренных большинством участников (стадия конкретизации);

- создание государственных и негосударственных организаций, регулирующих, упорядочивающих

функционирование порядка формирования государственных органов и осуществляющих соответствующую деятельность по их институционализа-ции и воспроизводству. Такие организации являются структурно оформленными предназначенными выполнять функции порядка формирования государственных органов как института в политико-правовой действительности. Для практической реализации функций, целей и задач института порядок формирования государственных органов формируется необходимое множество специализированных компетентных организаций (стадия структуризации).

Отсутствие хотя бы одной из этих стадий делает ин-ституционализацию порядка формирования государственных органов незавершенной, неполной и, в конечном счете, несостоявшейся. Так, отсутствие стадии формализации общественных отношений в сфере формирования государственных органов, связанную с созданием политико-правовых норм и правил, закреплением соответствующих процедур, связанных с ними, влечет нелегальность создаваемых органов. Без полноценного и эффективного прохождения стадии конкретизации, в ходе которой оформляется система политико-правовых статусов и компетенций, охватывающая всех субъектов и участников, процесс формирования государственных органов станет нелегитимным. При выпадении стадии структуризации, когда порядок формирования государственных органов обретает свои системные признаки в результате создания на данной стадии системы компетентных в сфере формирования государственных органов государственных и негосударственных организаций, институционализация порядка формирования государственных органов не приобретет той организованности, управляемости и устойчивости, что характерны для системных образований.

Следовательно, институционализация порядка формирования государственных органов протекает как процесс, проходящий в своем развитии ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Это процесс оформления отдельных элементов порядка формирования государственных органов в системное единство, включающий последовательное прохождение стадий мотивации, формализации, конкретизации, структуризации, в ходе которых в условиях возникновения потребности в создании неких государственных органов или их воспроизводстве происходит стратегический выбор и нормативное правовое воплощение модели порядка формирования государственных органов, ее наполнение практическим содержанием путем кадрового, организационного, материально-технического обеспечения соответствующих государственных органов, в результате заданный порядок «приобретает признаки системности и стабильности, способности к эффективной реализации своего социального предназначения» [3].

В свою очередь правовая институционализация порядка формирования государственных органов предстает как особая ее форма, устанавливаемая путем закрепления конституционных основ политической и социально-экономической системы российского общества, посредством наделения соответствующим статусом государственных органов и политических объединений граждан, а также определения системы политических прав и свобод человека и гражданина в сфере институционализации и воспроизводства государственности. Правовая институцио-нализация порядка формирования государственных органов определяет процесс его становления в качестве правового института. А правовое регулирование порядка

формирования государственных органов выступает «юридическим инструментом его институционализации» [17]. Но при этом не следует отождествлять институционализа-цию порядка формирования государственных органов и правовое регулирование их правового статуса. Стадийность процесса институционализации данного порядка в качестве политико-правового института, количественный и качественный состав самих стадий доказывают, что правовую институционализацию исследуемого порядка не стоит ограничивать только вопросами его правового регулирования. Правовая институционализация представляет собой также и процесс правового признания сложившегося порядка формирования государственных органов, установления его места и роли в системе права и законодательства, а также определения его социального и функционального назначения в обществе.

Таким образом, институционализация порядка формирования государственных органов в целом, включая все ее стадии, образует лишь один из этапов его эволюции. На данном этапе в ходе законодательного оформления статуса субъектов, процедур и отношений, обрастания организационной инфраструктурой и материальными ресурсами укрепляется политико-правовая практика формирования государственных органов до уровня института. На этом этапе создаются и в последующем принимаются компетентными субъектами те или иные институциональные, обусловленные цивилизационно-куль-турной принадлежностью и этно-национальными кодами, и архетипами кодексы поведения, нормы, принципы управления процессом создания и воспроизводства государственных органов, создаются четкие управленческие стратегии, связанные с обретением порядком формирования государственных органов статуса политического и правового института.

Список литературы

1. Аванесян А. А. Референдум как конституционно -

правовой институт в современной России: дис....

канд. юрид. наук: 12.00.02. Волгоград, 2004. — 187 с.

2. Андреева И. А. Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2010. — 28 с.

3. Аубакирова И.У. Институционализация управления государственно-организованным обществом (из опыта России и Казахстана) // Международное публичное и частное право. 2014. № 5. — С. 27-31.

4. Агранат Д.Л., Лихачев М.В. Институционализация муниципальной службы [Электронный ресурс] // Междунар. публич. и частное право. 2012. № 3// СПС КонсультантПлюс, 2015.

5. Долидзе Н.И. Конституционно-правовой институт многопартийности в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02/ Н. И. Долидзе. Волгоград, 2009. — 224 с.

6. Кешикова Н.В. Взаимодействие общества и государства в ходе формирования государственных органов: генетический аспект // Государство и гражданское общество: механизмы взаимодействия: материалы межвузовской научно-практической конференции, Иркутск, 5-6 апреля 2012. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 100-104.

7. Кешикова Н.В. Концепция эволюционной динамики порядка формирования государственных органов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eizvestia. isea. ru/reader/article.aspx?id=13601(2 5.03.2015).

8. Кешикова Н.В. Философско-методологические основы порядка формирования государственных органов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. — 127 с.

9. Кешикова Н.В. Гуманизм порядка формирования государственных органов: конвергенционный подход // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 2. — С. 109-117.

10. Кильберг-Шахзадова Н.В. Институализация — конструкта: теоретический анализ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/ index.php/2009-07-01-10-21-16/1738-2012-03-28-04-17-17(30.04.2015).

11. Киримова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): дис.... канд. юрид. нау: 12.00.02. Саратов, 1998. — 170 с.

12. Кононов К.А. Конституционно-правовой институт: теоретико-методологические основания исследования категории// Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. — С. 2-8.

13. Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2009. — С. 66-69.

14. Кононов К.А. Система отрасли конституционного права: Историко-теоретический очерк / под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. Л. А. Нудненко. СПб., 2011. — 125 с.

15. Кочев В.А., Мальцев А.Е. Основные конституционные гарантии референдума как высшей формы выражения власти народа[Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета, «Юридические

науки». 2011. Выпуск 2(12). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-konstitutsionnye-garantii-referenduma-kak-vysshey-formy-vyrazheniya-vlasti-naroda#ixzz38urVXWBk(30.04.2015).

16. Кравченко И.И. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. [Электронный ресурс]/ Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль 2001. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8399/% D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0 %A2%D0%A3%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9 D%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%90%D 0%A6%D0%98%D0%AF(30.04.2015).

17. Лебедев В.А. Правовой статус и институционализа-ция политических партий/ Конституционное право и политика// в сб. матер. междун. научн. конф.: юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года, отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012// СПС КонсультантПлюс,2015.

18. Мальцев Г.В. О социальной природе юридических институтов // Институционализация в праве / под общ. ред. Г. В. Мальцева. М., 2010. — 284 с.

19. Мукова Л.А. Два взгляда на экономическую инсти-туциональность государства [Электронный ресурс] // Российский юридический журнал. 2012. №6. С. 176-188. — Режим доступа: http://bmpravo.ru/ show stat.php?stat=859.(30.04.2015).

20. Новикова С.С. Социология: история, основы, ин-ституционализация в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info /bibliotek Buks/Sociolog/Novik/28.php(30.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.