УДК 342.5 ББК Х67.4
Н. В. Кешикова
кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Гуманизация политико-правовой системы общества становится важнейшим ресурсом прогрессивного развития и главным средством гуманизации общества. А гуманизация порядка формирования государственных органов, в свою очередь, способствует гуманитаризации политико-правовой системы общества во всех ее структурах, отражает происходящие в ней процессы и испытывает их влияние. Будучи своеобразной реакцией на коренные преобразования в обществе, культуре, системе ценностей и в самой юридической науке, приведшие в свое время к их дегуманизации, гуманизация порядка формирования государственных органов сейчас по праву занимает приоритетное место по своему значению и роли среди проблем современной науки конституционного права, одновременно выступая в качестве основного стратегического направления, основного звена проводимой ныне реформы. Данная проблема очень далека от окончательного решения, потому что в науке конституционного права она исследовалась в основном фрагментарно, в общих чертах и без должной методологической базы, которая только формируется в современной постнеклас-сической юридической науке. Поскольку ценности порядка формирования государственных органов формируются в конкретной исторической среде и под воздействием множества модификаций экономической, политической, культурной, правовой сфер жизнедеятельности общества, необходимо вместе с изменением социальных миров и типов юридической рациональности переосмысливать и аксиологические основания гуманизации порядка формирования государственных органов, анализировать механизмы приобщения к ценностям, их образующим. Гуманизация порядка формирования государственных органов представлена как совокупность философско-методологических, ценностно-антропологических и политико-правовых взглядов, определяющих цели и задачи институционализации и воспроизводства государственности как сферы политико-правовой социализации, важнейшего канала социальной политико-правовой мобильности индивида. Гуманизация данного порядка, протекающая в условиях глобализации, осуществляется в рамках аксиологического подхода. Фундаментом гуманизации такого порядка как политико-правового института выступают аксиологические основания теории конституционного права. Такого рода основания включают три основных компонента: концепцию аксиологического подхода, аксиологические принципы и методологию аксиологического моделирования порядка формирования государственных органов.
Ключевые слова: аксиологические основания; гуманизация; порядок формирования; государственные органы.
N. V. Keshikova
PhD in Law, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
AXIOLOGICAL GROUNDS FOR HUMANIZATION OF GOVERNMENT BODY FORMATION PROCEDURE
Humanization of the political and legal system of society is becoming the key resource for progressive development and a basic means of society humanization. Humanization of government bodies' formation procedure, in its turn, enhances humanitarization of all structures of the political and legal system of society, reflects and is affected by its inner processes. Being a kind of reaction to basic
© Н. В. KewuKOBa, 2013
changes in society, culture, in the system of values and in the law science that, in due time, had caused their de-humanization, humanization of government bodies' formation procedure is now a priority issue in terms of its value and role among other problems of the contemporary Constitutional Law studies and, at the same time, a key strategic direction and a basic component of the currently implemented reform.
This problem is far from being ultimately solved as in the Constitutional Law science it has been studied by parts, in general and without any methodology, which is only at the early formation stage in the frames of the contemporary postnonclassical law science.
Since values of government bodies' formation procedure evolve in a certain historical environment and are affected by numerous modifications of economic, political, cultural and legal spheres of social life, it is necessary to not only make changes in the social spheres and types of judicial rationality, but also reconsider axiological grounds for humanization of government bodies' formation procedure and analyze mechanisms of becoming familiar with their basic values.
Humanization of government bodies' formation procedure is referred to as a complex of philosophical and methodological, axiological and anthropological, political and legal views that determine objectives and tasks of institutionalization and statehood reproduction as sphere of political and legal socialization, a major opportunity for social political and legal mobility of an individual. Humanization of such an extent in the context of globalization is implemented within the frames of the axiological approach and on the axiological bases of the Constitutional Law theory, which include three main components: The concept of the axiological approach, axiological principles, and methodology of axiological modeling of government bodies' formation procedure.
Keywords: axiological grounds; humanization; formation procedure; government bodies.
Признание естественных прав за человеком является само собой разумеющимся для всех современных государств. Естественными правами, как общепризнанными ценностями, общество меряет свою цивилизованность, правовую культуру и демократичность, гуманизированность государства. Вместе с тем, в обществе (государстве) должна не только культивироваться идеология прав человека, но и должны существовать реальные условия для их осуществления [3, с. 22]. Отсюда следует сугубо практическая задача: закрепить и углубить все те позитивные тенденции, которые проявились в ХХ в., а именно развитие гуманизма, как универсального феномена, адресованного не избранным, элитарным слоям («золотому миллиарду»), а всему человечеству, каждому человеку [11]; распространить и реально внедрить его во все сферы жизнедеятельности личности и общества.
В русле происходящих перемен и под воздействием изменений установок в юридической науке и государстве трансформируется нормативная база порядка формирования государственных органов, меняется содержание его правового регулирования. В результате сам процесс демократического развития российской государственности дополняется новыми качественными характеристиками. Структурно он включает, в частности, имеющий, прежде всего, аксиологическую ориентацию, нормативно-правовой компонент (систему конституционного законодательства во главе с Конституцией РФ), на основе которого становится возможным формирование в нашем обществе нового типа конституционного, гуманистического мировоззрения [2, с. 38]. Параллельно возникло понимание необходимости выработки новой стратегии институционализации государства в контексте глобализационных и, протекающих параллельно им, глокализационных процессов, где базисной тенденцией развития порядка формирования государственных органов непременно должна стать его гуманиза-
ция [6, с. 100-101]. Такая гуманизация данного порядка мыслится нами как совокупность философско-методологических, ценностно-антропологических и политико-правовых взглядов, определяющих цели и задачи институционали-зации и воспроизводства государственности как сферы политико-правовой социализации, важнейшего канала социальной политико-правовой мобильности индивида. При этом процессы гуманизации порядка формирования государственных органов как деятельности трактуются нами не столько как обусловленное внешними факторами ее «очеловечивание», сколько как внутренняя логика развертывания присущего ей человеческого смысла и реализация внутреннего гуманистически-ценностного потенциала самого порядка. Такое видение оправдывают исторически меняющиеся нормативно-ценностные основы гуманизации юридической науки, о чем свидетельствуют трансформации идеалов, стандартов и критериев типов юридической рациональности, в которых «прослеживаются все более явные попытки актуализации гуманистически-ценностного потенциала как элемента культуры и движущей силы цивилизации» [9]. В этом ракурсе сам порядок формирования государственных органов предстает сложной саморазвивающейся системой, эволюция которой определяется социокультурными факторами и, в первую очередь, ценностями, действующими в политико-правовой сфере. В свою очередь, формирование системы ценностей аксиосферы исследуемого порядка обусловливается философ-ско-методологическими основами его теории [6]. Поэтому гуманизация данного порядка, протекающая в условиях глобализации, осуществляется в рамках аксиологического подхода. Фундаментом гуманизации такого порядка как политико-правового института выступают не что иное, как аксиологические основания теории конституционного права. Такого рода основания включают три основных составляющих их систему компонента: концепцию аксиологического подхода, аксиологические принципы и методологию аксиологического моделирования порядка формирования государственных органов.
Одним из важных аспектов модернизации исследуемого порядка является разработка адекватной аксиологической концепции, в которой было бы осуществлено обоснование ценностно-целевых приоритетов деятельности в сфере формирования государственных органов на современном этапе развития общества и которая бы позволяла ответить на вызовы политико-правового времени. Эта аксиологическая концепция приобретает философско-методологическое назначение в системе аксиологических оснований теории конституционного права и должна базироваться на соответствующих политико-правовому времени социокультурных предпосылках, имеющих в своей основе актуальную систему ценностных оснований самого порядка формирования государственных органов. Ценностные основания порядка формирования государственных органов — это фундаментальные общечеловеческие и цивилизационно-культур-ные значимости и этно-национальные личностно-бытийные смыслы, которые «в форме мировоззренческих, политико-правовых и профессиональных установок задают направление и мотивацию деятельности» личности, общества и государства в сфере институционализации и воспроизводства государственности [8]. Проблема ценностных оснований имеет непреходящую значимость для всех участников взаимодействия (человека, общества и государства) как внутриличностный смысл для каждого отдельного индивида, так и политико-правовое значение для общества и государства в целом. Поэтому, по нашему мнению, сейчас путь решения многих проблем, вставших перед современным обществом, следует искать не столько в преобразовании окружающей человека внешней среды, а сколько в изменении личности (субъекта порядка формирования государственных органов как деятельности), познания и оценки в
направлении трансформации ее мировоззрения, ценностно-смысловых установок, предопределяющих ее поступки и способы самореализации в процессе и механизме формирования государственных органов. Иными словами говоря, насущной необходимостью является формирование субъекта, способного адекватно отвечать на вызовы политико-правового времени. Невозможно оснастить субъекта (участника) порядка формирования государственных органов политико-правовой информацией, научить тактике политико-правового поведения на все случаи жизни, однако, возможно и необходимо сформировать гуманистическое мировоззрение, опирающееся на общечеловеческие ценности и ценности бытия человека. Поэтому стратегической целью и должно стать формирование мировоззрения субъектов и участников процесса и механизма формирования государственных органов, имеющего аксиологическим основанием общечеловеческие ценности и ценности бытия человека, функционирующие в политико-правовой системе общества.
В качестве руководящей, направляющей составляющей системы аксиологических оснований теории конституционного права выступают аксиологические принципы порядка формирования государственных органов. Ключевыми среди них следует признать: принцип цивилизационно-культурной обусловленности, национальной самоидентичности, принцип диалогичности, принцип толерантности, принцип солидарной политико-правовой социальной ответственности, принцип открытости, принцип гармонизации его федерально-регионального развития. Все принципы носят комплексный характер, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и нарушение одного из принципов ведет к нарушению всех остальных. Реализация таких принципов осуществляется в рамках аналогичного подхода к порядку формирования государственных органов, концепция которого отражает систему гуманистических взглядов на человека, общество, государство и на содержание соответствующей названному порядку деятельности.
Определим общий состав данной системы с опорой на трехзвенную схему «государство-общество-порядок формирования государственных органов как деятельность». В сфере институционализации и воспроизводства государственности в рамках аксиологической концепции исследуемого нами порядка система гуманистических взглядов на государство отражает: признание самоценности цивилизационно-культурного, этнонационального, национально-государственного, политико-правового многообразия порядка формирования государственных органов, признание социальной политико-правовой и личной ответственности за его сохранение и преумножение; восприятие самого пространства формирования государственных органов как ценностного. Система взглядов на общество в заданной сфере включает идеи о конституировании общества как совокупного субъекта ценностного политико-правового сознания и ценностного отношения, складывающихся в ходе институционализации и воспроизводства государственности; о признании ценности политико-правовых взаимосвязей, функционирующих в сфере формирования государственных органов; о неприемлемости манипуляции со стороны государства и различных политических сил в политико-правовых взаимодействиях с обществом в ходе формирования государственных органов. И, наконец, система взглядов на порядок формирования государственных органов, как деятельность, обеспечивает ценностное отношение к такой деятельности как к части политико-правовой культуры и сфере самореализации политических потенций и прав личности в процессе и механизме формирования государственных органов; осознание ценностной природы политико-правовых коммуникаций и связей, складывающихся в ходе формирования государственных органов, как их вида; инкор-
порированность в ценностные сферы порядка формирования государственных органов социальных общностей и объединений.
Роль эмпирической составляющей аксиологических оснований теории конституционного права играет методология аксиологического моделирования исследуемого порядка. В условиях модернизации и реформирования всех сторон жизни общества в сфере формирования государственных органов существенные трансформации проявляются в антиномичных процессах — «гуманизации и дегуманизации». С одной стороны, тенденции демократизации, интеграции, дифференциации, регионализации и информатизации связей между личностью, обществом и государством обусловливают расширение политико-правовых взаимодействий и отношений, усиление социальной связности субъектов порядка формирования государственных органов, создание диалогово-коммуникативной среды, позволяющей сохранять и обогащать аксиосферу данного порядка, более эффективно решать глобальные и региональные задачи в области институционализации и воспроизводства государственных органов [6]. С другой стороны, «тенденции вестернизации, унификации, маркетизации и симулякризации предопределяют процессы ценностной гомогенизации» [7, с. 16-17], ведущие к потере значимых этно-националь-ных, цивилизационно-культурных, региональных политико-правовых ценностей и поддерживающих их традиций, разрушению социальных процессов и личностных основ бытия. Теоретическим основанием разрешения антиномии «гуманизация-дегуманизация» порядка формирования государственных органов, аксиологических противоречий деятельности субъектов указанного порядка, устранения манипулятивного воздействия со стороны государства и различных политических сил на личность, а также раскрытия гуманистического потенциала связей в сфере формирования государственных органов в их практической реализации выступает методология аксиологического моделирования таких связей. Данная методология реализуется в контексте личностного развития и предполагает построение систем ценностей полиценностного мира аксиосферы порядка формирования государственных органов на четырех уровнях: общечеловеческом, цивилизационно-культурном и этнонациональ-ном, уровне социальных общностей и объединений — социальных субъектов исследуемого порядка и уровне личности. В процессе моделирования на каждом уровне системы ценностей выстраиваются известные нам аксиологические принципы, обеспечивающие реализацию и согласование систем ценностей на разных уровнях взаимодействия человека, общества и государства в ходе функционирования порядка формирования государственных органов.
На общечеловеческом уровне внутренние и внешние взаимодействия выстраиваются на основании принципов демократизма, гармонизации его федерально-регионального развития и солидарной социальной политико-правовой ответственности участников взаимодействия. На этнонациональном и цивили-зационно-культурном уровне — на основании принципов национальной самоидентичности, цивилизационно-культурной обусловленности и толерантности участников взаимодействия. На уровне социальных общностей и объединений — на основании принципов диалогичности, взаимной политико-правовой социальной ответственности. На уровне бытия личности — на основании принципов открытости, межличностной толерантности и личной политико-правовой ответственности. Непосредственными результатами порядка формирования государственных органов как деятельности на основании аксиологического подхода станут гуманизация пространства формирования государственных органов и расширение полиценностного мира аксиосферы данного порядка.
Взаимодействие принципов с системой ценностей аксиосферы исследуемого порядка в его аксиологической модели могут рассматриваться как тео-
ретический базис для определения критериев качества самого порядка формирования государственных органов, как деятельности, и его результатов. Для этого в идеале следует осмыслить проявления каждого из составляющих данную систему элементов и преобразовать совокупность таких проявлений в критерии качества порядка формирования государственных органов и его результатов. Однако для решения задач, поставленных нами в данном исследовании, достаточно проиллюстрировать сказанное на примере «поля смыслов гуманизма» порядка формирования государственных органов, в соответствии с которым данный порядок как деятельность должен [4; 5]:
- стать универсальной формой становления и развития жизненной позиции, политической активности и политических потенций человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность;
- воплощать политико-правовую стратегию деятельности, направленную на общечеловеческие, этнонациональные, цивилизационно-культур-ные ценности;
- обеспечивать ориентацию на ценности бытия личности, на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее измерениях, как живого существа (элемента органического мира и, следовательно, биосферы), как совокупности всех общественных отношений (элемента социума, или социального мира, в том числе производителя и потребителя) и как уникальную духовно-нравственную индивидуальность, личность (элемента духовного мира)» [10, с. 9];
- быть ориентированной на правомерное (позитивное) поведение человека при признании реальности и возможности его противоправных (негативных) проявлений, требующих ограничения, запрета и контроля;
- создавать условия для становления каждого человека как реального и эффективно действующего субъекта политико-правовой системы и политико-правовой деятельности;
- создавать условия для становления и развития осознанной и действенной политической позиции каждого человека;
- обеспечивать обновление порядка формирования государственных органов на основе его аксиологической ориентации.
Представленное поле смыслов гуманизма позволяет сформулировать следующие критерии качества данного порядка:
- сформированность жизненной позиции, политической активности и политических потенций человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность;
- владение умениями быть субъектом политико-правовых отношений и отстаивать в них собственную человечность через свои политические идеалы, идеи, свой политический выбор;
- реальность политико-правовой стратегии деятельности, направленной на общечеловеческие, этнонациональные, цивилизационно-культурные ценности;
- ориентация политико-правовой деятельности на всю полноту человеческой реальности во всех ее измерениях;
- ориентация политико-правовой деятельности на правомерное (позитивное) поведение человека при признании реальности и возможности его противоправных (негативных) проявлений, требующих ограничения, запрета и контроля;
- реальность, гарантированность и эффективность ограничения, запрета и контроля;
- владение умениями быть реально и эффективно действующим субъектом политико-правовой системы и политико-правовой деятельности;
- реальность обновления порядка формирования государственных органов на основе его аксиологической ориентации;
- наличие условий для становления и развития осмысленной и действенной политической позиции каждого человека;
- сформированность осознанной и действенной политической позиции человека.
Следовательно, разработка базовой аксиологической модели порядка формирования государственных органов, в которой наглядно воспроизводится сущность такого порядка, способствует повышению эффективности исследования ценностного аспекта порядка формирования государственных органов в целом [6, с. 100-101]. Указанная модель стала основой для создания конкретизирующей содержание порядка формирования государственных органов как предмета исследования аксиологической модели взаимосвязей личности, общества и государства в сфере институционализации и воспроизводства государственности, складывающейся на основе системы аксиологических принципов названного порядка. Она, в свою очередь, содействовала выявлению полей смыслов конвергенционного гуманизма и критериев качества самого порядка.
Анализ аксиологического аспекта гуманизации порядка формирования государственных органов показал, что она не сводится только к внешнему воздействию, навязыванию определенной идеологии или смены ценностных ориентиров. Глубинный смысл такой гуманизации раскрывается через осмысление в ее теоретико-методологическом самосознании внутренних объективных процессов, происходящих в юридической науке и, среди которых особенно важны сегодня становление постнеклассического типа юридической рациональности и гуманитарно-ценностной парадигмы порядка формирования государственных органов, сопряженной с реабилитацией его антропологических основ и аксиологических принципов. Сегодня главное назначение гуманизации исследуемого порядка — «сохранение приоритетной ценности человека, его всесторонней самореализации в условиях, когда возможности экстенсивного развития практически исчерпали себя, обернувшись антигуманными последствиями» [9]. Такая гуманизация призвана выявить и актуализировать антропологически-ценностный потенциал порядка формирования государственных органов, который постоянно меняется в процессе трансформации доминирующих типов юридической науки и ее научной методологии.
Сам порядок формирования государственных органов с этой позиции представляется целостным феноменом, имеющим ценностную природу и духовное аксиологическое ядро, роль которого играет конвергенционный гуманизм. В связи с чем гуманизация указанного порядка потребовала его аксиологического измерения в качестве минимально необходимого и достаточного условия для свободного осуществления человеком своих политических стремлений, потенций и политического выбора. В этих целях возникла необходимость построения аксиологической модели взаимосвязей личности, общества и государства, порядка формирования государственных органов. Подобная модель в виде мировоззренческой системы идей и методов, объединяющая как новейшие, так и уже проверенные временем, вбирающие в себя этнонациональные и цивилизационно-культурные коды и архетипы, наиболее жизнеспособные политико-правовые ценности и рационально-реалистические воззрения на общество, государство и человека в нем. Эта модель развивается как постоянно обновляющийся интеллектуально-духовный, научно-обоснованный и апробированный практикой социокультурный политико-правовой феномен, тяготеющий к обретению планетарного масштаба. Подобная модель позиционируется как реконструкция аксиологической составляющей конвергенционного гума-
низма порядка формирования государственных органов. Где конвергенцион-ный гуманизм предстает в качестве возможного универсального или общего мировоззренческого способа разрешения кризисов порядка формирования государственных органов, диалоговое пространство межкультурных коммуникаций в сфере институционализации и воспроизводства государственности.
Таким образом, будучи «встроенным» в систему конституционных координат, правовое регулирование отношений в сфере формирования государственных органов должно подчиняться аксиологическим критериям современного конституционализма, базирующегося на всеобщем признании таких универсальных конституционных ценностей, как права человека, гуманизм, социальная справедливость, как общего достояния человеческой цивилизации, в русле основных линий системных взаимосвязей между глобализацией, правовым прогрессом и конституциализацией правопорядка [2, с. 39]. Ценностно-гуманистическая парадигма порядка формирования государственных органов рассматривает всех участников взаимодействия — человека, общества и государства — как равноправных субъектов процесса институционализации и воспроизводства государственности. Она ориентирована на духовное развитие политико-правового потенциала личности, на межсубъектное общение, диалог, помощь и поддержку1 [1]. Парадигма такого типа предполагает политическую свободу и творческий политический поиск и осознанный, зрелый политический выбор участников взаимодействия в процессе и механизме формирования государственных органов. В ее рамках действуют разнообразные модели, типы, виды, способы порядка формирования государственных органов, но всех их объединяет гуманизм в определении ценностей, целей, содержания, технологии, результатов процесса институционализации и воспроизводства государственности, что позволяет, в конечном счете, сохранять в качестве неизменной гуманистическую направленность самой парадигмы.
Список использованной литературы
1. Актуальные вопросы современного образования / под ред. Д. Ю. Трушникова. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. — 404 с.
2. Бондарь Н. С. Конституционализм как социокультурное явление современного глобалистского мира / Н. С. Бондарь // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X междунар. лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. — СПб. : СПбГУП, 2010. — С. 37-40.
3. Войде Е. Г. Проблема осуществления естественных прав человека / Е. Г. Войде // История государства и права. — 2011. — № 23. — С. 22-25.
4. Гринкруг Л. С. О критериях реализации принципа гуманизма в профессиональном образовании // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 42-43.
5. Гринкруг Л. С. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования / Л. С. Гринкруг, Б. Е. Фишман // Высшее образование в России. — 2006. — № 12. — С. 26-32.
6. Кешикова Н. В. Философско-методологические основы порядка формирования государственных органов / Н. В. Кешикова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 127 с.
7. Осипова Е. А. Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Е. А. Осипо-ва. — М., 2011. — 48 с.
8. Перевозчикова Л. С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.13 / Л. С. Перевозчикова. — Тула, 2009. — 42 с.
9. Радзиняк Т. И. Ценностные параметры и методологические основания гуманизации науки и техники : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.09 / Т. И. Радзиняк. —
1 URL: www.nagval.kz/docs/predmets05_02.doc.
URL : http://avtoreferati.ru/cennostnye-parametry-i-metodologicheskie-osnovaniya-gumanizacii-nauki-i-texniki.html.
10. Россия: субъективные и объективные факторы в преодолении кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2009 году: анализ и прогноз. — М. : ИСПИ РАН, 2010. — 376 с.
11. Сапрыкин В. А. Кризис буржуазной культуры 20 века: проблема выбора человечества / В. А. Сапрыкин. — М., МИЭМ, 2002. — URL : http://avt.miem.edu.ru/ Kafedra/KT/Publik/posob_10_kt.html#содержание.
References
1. Trushnikova D. Yu. (ed.) Aktualnye voprosy sovremennogo obrazovaniya [Current issues of the contemporary education]. Tyumen, TyumGNGU Publ., 2010. 404 p.
2. Bondar N. S. Constitutionalism as socio-cultural phenomenon of the present-day globalist world. Dialog kultur i partnerstvo tsivilizatsiy: stanovlenie globalnoy kultury: X mezhdunar. likhachevskie nauchnye chteniya, 13-14 maya 2010 g. [The dialogue of cultures and partnership of civilizations: establishment of global culture: X international Lihachev's scientific soiree, May 13-14, 2010]. Saint Petersburg, SPbGUP Publ., 2010. Pp. 37-40 (in Russian).
3. Voyde E. G. The problem of exercising natural human rights. Istoriya gosudarstva i prava - History of State and Law, 2011, no. 23, pp. 22-25 (in Russian).
4. Grinkrug L. S. To criteria of implementing the principle of humanism in professional education. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern High Technologies, 2008, no. 1, pp. 42-43 (in Russian).
5. Grinkrug L. S., Fishman B. E. Fundamental principles of axiologically-based education. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2006, no. 12, pp. 26-32 (in Russian).
6. Keshikova N. V. Filosofsko-metodologicheskie osnovy poryadka formirovaniya gosudarstvennykh organov [Philosopho-methadological foundations of the procedure of public authorities' formation]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2012. 127 p.
7. Osipova E. A. Aksiologicheskie osnovaniya teorii svyazey s obshhestvennostyu v usloviyakh globalizatsii. Aftoref. doct. dis. [Axiological fundamentals of public relations theory in the context of globalization. Dr. Dis. Thesis]. Moscow, 2011. 48 p.
8. Perevozchikova L. S. Aksiologicheskie osnovaniya gumanisticheskoy paradigmy vysshego obrazovaniya v kulture informatsionnogo obshhestva. Aftoref. doct. dis. [Axiological fundamentals of the humanistic paradigm of higher professional education in the culture of the information society. Dr. Dis. Thesis]. Tula, 2009. 42 p.
9. Radzinyak T. I. Tsennostnye parametry i metodologicheskie osnovaniya gumanizatsii nauki i tekhniki. Kand. dis. [Axiological parameters and methodological grounds for humanization of science and technology. Cand. Dis.]. Available at: http://avtoreferati.ru/ cennostnye-parametry-i-metodologicheskie-osnovaniya-gumanizacii-nauki-i-texniki.html.
10. Rossiya: subektivnye i obektivnye faktory v preodolenii krizisa. Sotsial'naya i sotsialno-politicheskaya situatsiya v Rossii v 2009 godu: analiz i prognoz [Russia: personal and impersonal factors in overcoming the crisis. Social and socio-political situation in Russia in 2009: an analysis and a forecast]. Moscow, ISPI RAN Publ., 2010. 376 p.
11. Saprykin V. A. Krizis burzhuaznoy kultury 20 veka:problema vybora chelovechestva [The crisis of the XX century borgeois culture: the problem of the human's choice]. Moscow, MIEM Publ., 2002. Available at: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_10_ ^^^^содержание.
Информация об авторе
Кешикова Наталья Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Keshikova Natalia Vladimirovna — PhD in Law, Associate Professor, Dep-t of Theory and History of State and Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].