Научная статья на тему 'Обеспечение возможности управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации'

Обеспечение возможности управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обеспечение экономической безопасности / управление угрозами экономической безопасности / цифровизация / цифровая трансформация / цели развития / ensuring economic security / managing threats to economic security / digitalization / digital transformation / development goals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Людмила Валерьевна Шманева

В статье раскрываются основные положения определения степени влияния процессов цифровой трансформации на обеспечение приемлемого уровня экономической безопасности. Заявлено, что основные способы и механизмы обеспечения экономической безопасности подвержены влиянию современных тенденций, где одним из факторов их модернизации является цифровизация как неоднозначная парадигма общественного развития, при всех положительных эффектах которой необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять возникающими тенденциями. Предлагается оценку степени влияния процессов цифровизации экономики на обеспечение экономической безопасности производить с учетом многообъектной системы анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Людмила Валерьевна Шманева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring risk management capabilities for economic stability in the context of digital transformation

The article reveals the main provisions of determining the degree of influence of digital transformation processes on ensuring an acceptable level of economic security. It is stated that the main ways and mechanisms of ensuring economic security are influenced by modern trends, where one of the factors of their modernization is digitalization as an ambiguous paradigm of social development, with all the positive effects of which it is necessary to be able to predict, identify and manage emerging trends. It is proposed to assess the degree of influence of the processes of digitalization of the economy on ensuring economic security, taking into account a multi-object analysis system.

Текст научной работы на тему «Обеспечение возможности управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 216 — 221. Audit journal. 2024;(3):21 6 — 221.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-21 6-221 NIION: 201 7-0074-3/24-11 0

EDN: https://elibrary.ru/CIYFUR MOSURED: 77/27-021-2024-03-310

Обеспечение возможности управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации

Елена Ивановна Кузнецова1, Людмила Валерьевна Шманева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 elenkuz90@mail.ru

2 shmaneva_luda@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются основные положения определения степени влияния процессов цифровой трансформации на обеспечение приемлемого уровня экономической безопасности. Заявлено, что основные способы и механизмы обеспечения экономической безопасности подвержены влиянию современных тенденций, где одним из факторов их модернизации является цифровизация как неоднозначная парадигма общественного развития, при всех положительных эффектах которой необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять возникающими тенденциями.

Предлагается оценку степени влияния процессов цифровизации экономики на обеспечение экономической безопасности производить с учетом многообъектной системы анализа.

Ключевые слова: обеспечение экономической безопасности, управление угрозами экономической безопасности, цифровизация, цифровая трансформация, цели развития

Для цитирования: Кузнецова Е.И., Шманева Л.В. Обеспечение возможности управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 216—221. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-216-221. EDN: https://elibrary.ru/CIYFUR.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Ensuring risk management capabilities for economic stability in the context of digital transformation

Elena I. Kuznetsova1, Lyudmila V. Shmaneva2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia

1 elenkuz90@mail.ru

2 shmaneva_luda@mail.ru

Abstract. The article reveals the main provisions of determining the degree of influence of digital transformation processes on ensuring an acceptable level of economic security. It is stated that the main ways and mechanisms of ensuring economic security are influenced by modern trends, where one of the factors of their modernization is digitalization as an ambiguous paradigm of social development, with all the positive effects of which it is necessary to be able to predict, identify and manage emerging trends.

It is proposed to assess the degree of influence of the processes of digitalization of the economy on ensuring economic security, taking into account a multi-object analysis system.

Keywords: ensuring economic security, managing threats to economic security, digitalization, digital transformation, development goals

For citation: Kuznetsova E.I., Shmaneva L.V. Ensuring risk management capabilities for economic stability in the context of digital transformation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):216—221. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-216-221. EDN: https://elibrary.ru/CIYFUR.

© Кузнецова Е.И., Шманева Л.В., 2024

Значительное количество исследований, проводимых в рамках оценки влияния процессов цифровой трансформации на обеспечение экономической безопасности, подтверждают тот факт, что ее процессы и тенденции имеют неоднозначный характер.

В последние десятилетия в нашей стране довольно успешно развивались многие ключевые элементы цифровой экономики. Так, постоянно росли объемы производства товаров и оказания услуг, связанных с цифровыми технологиями, удельный вес отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации вырос в 2,5 раза — с 0,54% в 2012 г. до 1,35% в 2022 г. В результате вклад 1Т-отрасли в ВВП достиг почти 2% в 2023 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» обозначена национальная цель развития Российской Федерации — «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», определяющая, что темпы роста инвестиций в российские 1Т-решения в 2025—2030 гг. должны быть вдвое выше темпа роста ВВП.

Безусловно, формирование взгляда на хозяйственную систему в современных условиях возможно благодаря рассмотрению экономики через призму инновационного воздействия. Примечательно, что термин «цифровиза-ция» имеет различные толкования в научном сообществе. В.Г. Халиным и Г.В. Черновой цифровизация в широком смысле определена как «тренд эффективного мирового развития в случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результатов; ее результаты доступны пользователям преобразованной информации; ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане» [8]. В узком смысле под цифровизацией понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т.д.

В частности, согласно приказу Минком-связи России от 1 августа 2018 г. № 428 «Об

утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», «цифровизация (Цифровое развитие) — процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов» [3].

Важным для целей исследования представляется разграничение понятий «цифрови-зация» и «цифровая трансформация», где «цифровизация» понимается как использование цифровых технологии для изменения бизнес-модели и обеспечения новых возможностей получения дохода и создания стоимости, т.е. процесс перехода к цифровому бизнесу, а «цифровая трансформация» — процесс постепенных изменении, который начинается с внедрения цифровых технологии, а затем перерастает в целостную трансформацию всей сферы.

Согласно К. Эберту и К. Дуарте, «цифровая трансформация» — это «изменение системы управления путем реформирования стратегии, моделеи, операции, продуктов и целеи, подкрепленная внедрением цифровых технологии. Концепция цифровои трансформации включает в себя четыре основных составляющих, без изменения которых ее проведение невозможно:

• внедрение новых технологии, включающих цифровые;

• изменения в создании стоимости;

• структурные и финансовые изменения» [7].

Тенденция на цифровизацию отечественной экономики оказывает прямое влияние на цифровую трансформацию экономической безопасности в России. Основные способы и механизмы обеспечения экономической безопасности подвержены влиянию современных тенденций. Одним из факторов их модернизации является появление новых вызовов и угроз экономической безопасности в результате цифровизации.

Наиболее актуальные факторы формирования современных угроз экономической безопасности приведены в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Одной из угроз

является стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции.

С позиций предмета научного исследования представляется важным понимать, что цифровая трансформация — достаточно неоднозначная парадигма общественного развития, при всех ее положительных эффектах необходимо уметь прогнозировать, выявлять и управлять возникающими тенденциями.

Процессы цифровой трансформации экономики формируют вызовы и соответствующие конкретные угрозы развития социально-экономических систем, к которым можно отнести:

• угрозы, связанные с потенциальным сокращением рабочих мест, которые в свою очередь могут спровоцировать социальную и экономическую нестабильность;

• усиление разрыва в уровнях технологического развития между различными экономическими группами в зависимости от доступа и эффективности использования интеллектуальных ресурсов;

• риски усложнения обеспечения конфиденциальности информации, угрозы, появления новых форм противоправнои деятельности с использованием информационных, коммуникационных техно -логии, таких как киберпреступления.

Наличие внешних вызовов и угроз влечет за собой дисбаланс экономики, что проявляется в понижении темпов экономического роста. Ослабление экономического сектора порождает проблемы социального характера, в том числе ведет к снижению качества жизни, появляются криминальные тенденции, теневой сектор экономики, коррупционные схемы. Исключением не становится тенденция наращения объемов экономической цифровой преступности. Тем не менее, цифрови-зация как фактор обеспечения экономической безопасности имеет ряд преимуществ, способствующих ее повышению и отражению вновь возникающих вызовов и угроз.

Кроме того, перевод некоторых бизнес -процессов в цифровое пространство позволяет исключить риск-факторы и предотвратить допущение вызовов, деструктивно влияющих на уровень экономической безопасности.

Создание надежной системы защиты данных возможно также благодаря внедрению технологий, способных отражать кибератаки посредством шифрования данных, внедрению механизмов аутентификации и систем экстренного реагирования на угрозы экономической безопасности.

Таким образом, влияние цифровизации на состояние экономической безопасности неоднозначно, в связи с чем оценку степени влияния процессов цифровизации экономики на обеспечение экономической безопасности необходимо проводить с учетом многообъектной системы анализа.

Исследуя основные показатели национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», следует, что цифровизация как национальная цель должна охватить промышленность, оказание социальных услуг, науку и т.д. (табл. 1) [4].

Примечательно, что цифровизация оказывает значительное влияние на отечественную экономику. Так, увеличение доли вновь вводимых реконструируемых участков опорной сети автомобильных дорог, оснащенных инфраструктурой, обеспечивающей взаимодействие с высоко- или полностью автоматизированными транспортными средствами, управляемыми в беспилотном режиме, приведет к значительному изменению спроса на продукцию автомобильной промышленности и рынка труда.

Одной из сфер, являющейся объектом цифровизации, является высшее образование, где в связи с повышением актуальности профессий, связанных с работой в информационном пространстве, возникает потребность в подготовке соответствующих кадров и, как следствие, выстраивание новой системы высшего образования. Так, возникает необходимость в увеличении доли сотрудников образовательных организаций высшего образования, обладающих цифровыми компетенциями. В 2019—2022 гг. показатель доли сотрудников высшего образования, обладающих цифровыми компетенциями, возрос до 15%х. При сохранении подобного прироста ежегодно достижение целевого показателя в 80% возможно раньше установленного срока.

1 «Цифровые кадры» // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.06.2024).

Таблица 1. Основные целевые показатели национальной цели развития Российской Федерации

«Цифровая трансформация»

Показатель Базисное Целевое

значение, % значение, %

(2019 г. / (к 2030 г)

2020 г.)

«Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и соци-

альной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также госу-

дарственного управления», а именно: 40 100

• доля вновь вводимых реконструируемых участков опорной сети автомо-

бильных оснащенных инфраструктурой, обеспечивающей взаимодейст-

вие с высоко- или полностью автоматизированными транспортными

средствами, управляемыми в беспилотном режиме 0 85

• доля медицинских организаций, обрабатывающих и хранящих цифро-

вые медицинские изображения в центральном архиве медицинских изо-

бражений 50

• доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифи-

цированному цифровому образовательному контенту и сервисам для

самостоятельной подготовки 100

• доля сотрудников образовательных организаций высшего образования,

обладающих цифровыми компетенциями 2 80

• доля объема НИОКР, реализуемых в сфере цифровых технологий 2,4 30

• цифровая зрелость основных производственных процессов предпри-

ятий промышленности 85

• доля предприятий, использующих технологии промышленного интер-

нета вещей, сбора данных и диспетчерского контроля для управления

производственными процессами в реальном времени 50 95

• доля электронного юридически значимого документооборота в феде-

ральных органах исполнительной власти, внебюджетных фондах и под-

ведомственных учреждениях 100

Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в элек-

тронном виде, до 95% 10,06 95

Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополос-

ного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет,

до 97% 73,6 97

Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных

технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. 100 400

Целевые показатели цифровой трансформации российской экономики, отражающие эффективность внедрения технологий в различных сферах, установлены Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 (табл. 2).

Таблица 2. Показатели цифровой трансформации экономики России на 2022 г.

Индикатор План Факт

Уровень достижения цифровой зрелости, % 56,2 65,8

Доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, % 65 99,97

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету, % 80 86,1

Объем вложений в отечественные 1Т-решения, млрд руб. 519, 1 521,9

При обосновании методов управления угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации следует принимать во внимание направления, заложенные в Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2025 г., к которым отнесены:

• изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической;

• смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с развитием цифровых технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах;

• принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровой инфраструктурой.

Однако конкретность изложения основных рекомендаций по каждому направлению требует дальнейших исследований. Так, например, сложность решения вопросов по изменению модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической заключается в отсутствии линейной зависимости между созданием технологических решений и обеспечением приемлемого уровня безопасности.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС «КонсультантПлюс ».

3. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 августа 2018 г. № 428 «Об утверждении разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».

4. Приказ Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»».

5. Кузнецова Е.И, Абрамов В.И. Развитие цифровой экономики: реорганизация систем управления на основе цифровых технологий // Аудиторские ведомости. 2023. № 2. С. 238-240.

6. Молдован А.А. Особенности цифровиза-ции и цифровои трансформации, их теоретические аспекты и различия // E-Scio. 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben-nosti-tsifrovizatsii-i-tsifrovoy-transformatsii-ih-teoreticheskie-aspekty-i-razlichiya

7. Мэтт С., Хесс Т., Бенлиан А. Стратегии цифровой трансформации // Бизнес и разработка информационных систем. 2015. Т. 57. № 5. С. 339-343.

8. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy of Economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS "Con-sultantPlus".

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2024 No. 309 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036" // SPS "ConsultantPlus".

3. Order No. 428 of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation dated August 1, 2018 "On Approval of Clarifications (methodological recommendations) on the development of regional projects within the framework of Federal projects of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"".

4. Order of the Ministry of Finance dated November 18, 2020 No. 600 "On approval of methods for calculating targets of the National development goal of the Russian Federation "Digital Transformation" ".

5. Kuznetsova E.I., Abramov V.I. Development of the digital economy: reorganization of man-

agement systems based on digital technologies // Audit statements. 2023. No. 2. pp. 238—240.

6. Moldovan A.A. Features of digitalization and digital transformation, their theoretical aspects and differences // E-Scio. 2023. URL: https:// cyberleninka.ru/article /n/ osobennosti-tsifrovizatsii-i-tsifrovoy-transformatsii-ih-teoreticheskie-as-pekty-i-razlichiya

7. Matt S, Hess T, Benlian A. Strategies of digital transformation // Business and development of information systems. 2015. Vol. 57. No. 5. pp. 339-343.

8. Khalin V.G, Chernova G.V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks // Management consulting. 2018. No. 10. pp. 46—63.

Информация об авторах

Е.И. Кузнецова — профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор; Л.В. Шманева — заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по заочному обучению, доктор экономических наук, кандидат философских наук, доцент.

Information about the author

E.I. Kuznetsova — Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Economics, Professor;

L.V. Shmaneva — Deputy Chief for Distance Education of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Doctor of Economics, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 09.08.2024; принята к публикации 09.09.2024.

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 09.08.2024; accepted for publication 09.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.