Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PANDEMIC / COVID-19 / NON-GOVERNMENTAL MEDICAL ORGANIZATIONS / REGULATORY FRAMEWORK / TELEMEDICINE / ПАНДЕМИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ТЕЛЕМЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Р.А., Муслимов М.И.

Цель исследования. Проанализировать и выявить основные аспекты деятельности негосударственных медицинских организаций в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Материалы и методы. Объект исследования - нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные в 2020 г.; государственные статистические данные и сведения Федерального штаба по борьбе с распространением инфекции COVID-19; утвержденные в установленном порядке клинические рекомендации и протоколы лечения; экспертные финансово-аналитические отчеты; проекты законодательных и исполнительных инициатив министерств и ведомств, общественных организаций, внесенные в установленном порядке законодательные и исполнительный органы Российской Федерации; зарубежные и отечественные литературные источники. Результаты. Проведен подробный анализ принятых в условиях пандемии новых нормативных правовых актов, выявлены узловые реперные точки критически значимых проблем негосударственных медицинских организаций, обсуждены вопросы льготного кредитования, двойного лицензирования, телемедицинских технологий, медицинских профилактических осмотров в контексте тех реальных проблем, с которыми столкнулись негосударственные медицинские организации в процессе пандемии. На основе изученных документов и материалов сформулированы предложения по внесению соответствующих изменений в действующую нормативно-правовую базу в целях обеспечения социально-экономической устойчивости негосударственных медицинских организаций, функционирующих в условиях сложного эпидемиологического периода. Заключение. Выполненные исследования позволили выявить системный комплекс проблемных вопросов для негосударственных медицинских организаций, которые наряду с государственной системой здравоохранения участвуют в ликвидации инфекции COVID-19 и ее последствий. Установлено, что принятые государством на федеральном и региональном уровне меры экономической и социальной поддержки в области охраны здоровья граждан в целом и всей отрасли в частности не учитывают интересы негосударственного сектора здравоохранения, а подчас носят дискриминационный оттенок. Подготовленные в ходе научного анализа предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты носят характер концептуальных, направленных на среднесрочную перспективу, с целью стабилизации обстановки в негосударственном секторе здравоохранения и придания полной легитимности усилиям, которые предпринимают сами негосударственные медицинские организации (НМО), медицинский и административно-технический персонал НМО в реализации настоящих и перспективных задач, поставленных государством в целях борьбы с новой коронавирусной эпидемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Р.А., Муслимов М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ENSURING THE SUSTAINABILITY OF THE PRIVATE MEDICAL INSTITUTIONS IN A COMPLICATED EPIDEMIOLOGICAL PERIOD

Objective. To analyze and identify key aspects of the activities of non-governmental medical organizations in the context of the new COVID-19 coronavirus pandemic. Methods. The object of research is legal regulations of the Russian Federation issued in 2020, state statistics and information from the Federal HQ for curbing the spread of COVID-19 infection, duly approved clinical recommendations and treatment protocols, expert financial and analytical reports, draft legislative and executive initiatives of ministries and departments, public organizations, duly submitted to the legislative and executive bodies of the Russian Federation, foreign and domestic literary sources. Results. Undertaken in the context of a pandemic, the detailed analysis of a new legislative and regulatory acts revealed key reference points to critically important problems of the private health care organizations, discussed the issues of preferential crediting, dual licensing, telemedicine technologies, medical preventive examinations in the context of real problems faced by private medical organizations in the process of the pandemic. Based on the studied documents and materials, proposals are formulated for making appropriate changes to the current regulatory and legislative framework in order to ensure the socio-economic stability of the private medical organizations operating in a complex epidemiological period. Interpretation. The research has revealed a systemic set of problematic issues for non-governmental medical organizations that, along with the state health system, participate in the elimination of COVID-19 infection and its consequences. It is established that measures of economic and social support taken by the state at the federal and regional levels in the field of health protection of citizens in General and the entire industry in particular do not take into account the interests of the private health sector, and sometimes have a discriminatory connotation. The proposals prepared in the course of scientific analysis on amendments and additions to regulatory and legislative acts are of a conceptual nature, aimed at the medium-term perspective, in order to stabilize the situation in the private health sector and give full legitimacy to the efforts made by the non-state medical organizations themselves, medical and administrative and technical personnel of private medical organizations in to implement current and long-term tasks set by the state in order to combat the new coronavirus epidemic.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Б01: 10.26347/1607-2502202007-08027-033

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Цель исследования. Проанализировать и выявить основные аспекты деятельности негосударственных медицинских организаций в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции С0УТО-19.

Материалы и методы. Объект исследования — нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные в 2020 г.; государственные статистические данные и сведения Федерального штаба по борьбе с распространением инфекции С0УГО-19; утвержденные в установленном порядке клинические рекомендации и протоколы лечения; экспертные финансово-аналитические отчеты; проекты законодательных и исполнительных инициатив министерств и ведомств, общественных организаций, внесенные в установленном порядке законодательные и исполнительный органы Российской Федерации; зарубежные и отечественные литературные источники.

Результаты. Проведен подробный анализ принятых в условиях пандемии новых нормативных правовых актов, выявлены узловые реперные точки критически значимых проблем негосударственных медицинских организаций, обсуждены вопросы льготного кредитования, двойного лицензирования, телемедицинских технологий, медицинских профилактических осмотров в контексте тех реальных проблем, с которыми столкнулись негосударственные медицинские организации в процессе пандемии. На основе изученных документов и материалов сформулированы предложения по внесению соответствующих изменений в действующую нормативно-правовую базу в целях обеспечения социально-экономической устойчивости негосударственных медицинских организаций, функционирующих в условиях сложного эпидемиологического периода.

Заключение. Выполненные исследования позволили выявить системный комплекс проблемных вопросов для негосударственных медицинских организаций, которые наряду с государственной системой здравоохранения участвуют в ликвидации инфекции С0УГО-19 и ее последствий. Установлено, что принятые государством на федеральном и региональном уровне меры экономической и социальной поддержки в области охраны здоровья граждан в целом и всей отрасли в частности не учитывают интересы негосударственного сектора здравоохранения, а подчас носят дискриминационный оттенок. Подготовленные в ходе научного анализа предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты носят характер концептуальных, направленных на среднесрочную перспективу, с целью стабилизации обстановки в негосударственном секторе здравоохранения и придания полной легитимности усилиям, которые предпринимают сами негосударственные медицинские организации (НМО), медицинский и административно-технический персонал НМО в реализации настоящих и перспективных задач, поставленных государством в целях борьбы с новой коронавирусной эпидемией.

Ключевые слова: пандемия, СО¥Ю-19, негосударственные медицинские организации, нормативно-законодательная база, телемедицина

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Хальфин Р.А., Муслимов М.И. К вопросу обеспечения устойчивости негосударственных медицинских организаций в условиях сложного эпидемиологического периода. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 7-8: 27-33. 001: 10.26347/ 1607-2502202007-08027-033.

Р.А. Хальфин1,2, М.И. Муслимов3,4,5

1 ФГАОУ ВО Первого Московского государственного медицинского университета им.

И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

2 Общероссийская общественная организация «Общество специалистов

по организации здравоохранения и общественного здоровья», Москва, Россия

3 Сеть многопрофильных центров «Клиника научной медицины», Москва, Россия

4 Комитет по медицинским услугам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва, Россия

5 Ассоциация управленцев сферы здравоохранения, Москва, Россия

ON ENSURING THE SUSTAINABILITY OF THE PRIVATE MEDICAL INSTITUTIONS IN A COMPLICATED EPIDEMIOLOGICAL PERIOD

Objective. To analyze and identify key aspects of the activities of non-governmental medical organizations in the context of the new COVID-19 coronavirus pandemic.

Methods. The object of research is legal regulations of the Russian Federation issued in 2020, state statistics and information from the Federal HQ for curbing the spread of COVID-19 infection, duly approved clinical recommendations and treatment protocols, expert financial and analytical reports, draft legislative and executive initiatives of ministries and departments, public organizations, duly submitted to the legislative and executive bodies of the Russian Federation, foreign and domestic literary sources.

Results. Undertaken in the context of a pandemic, the detailed analysis of a new legislative and regulatory acts revealed key reference points to critically important problems of the private health care organizations, discussed the issues of preferential crediting, dual licensing, telemedicine technologies, medical preventive examinations in the context of real problems faced by private medical organizations in the process of the pandemic. Based on the studied documents and materials, proposals are formulated for making appropriate changes to the current regulatory and legislative framework in order to ensure the socio-economic stability of the private medical organizations operating in a complex epidemiological period.

Interpretation. The research has revealed a systemic set of problematic issues for non-governmental medical organizations that, along with the state health system, participate in the elimination of COVID-19 infection and its consequences. It is established that measures of economic and social support taken by the state at the federal and regional levels in the field of health protection of citizens in General and the entire industry in particular do not take into account the interests of the private health sector, and sometimes have a discriminatory connotation. The proposals prepared in the course of scientific analysis on amendments and additions to regulatory and legislative acts are of a conceptual nature, aimed at the medium-term perspective, in order to stabilize the situation in the private health sector and give full legitimacy to the efforts made by the non-state medical organizations themselves, medical and administrative and technical personnel of private medical organizations in to implement current and long-term tasks set by the state in order to combat the new coronavirus epidemic. Keywords: pandemic, COVID-19, non-governmental medical organizations, regulatory framework, telemedicine

The authors declare no competing interests. Funding: The study had no funding.

For citation: Khalfin RA, Muslimov MI. On ensuring the sustainability of the private medical institutions in a complicated epidemiological period. Health Care Standardization Problems. 2020;7-8: 27-33. DOI: 10.26347/1607-2502202007-08027-033.

Khalfin RA1,2, Muslimov MI3,4,5

1 Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University);

2Russian Public Organization «Society of Specialists in Health Care and Public Health», Moscow, Russia;

3 «Evidence-Based Medicine» Multidisciplinary Medical Centers, Moscow, Russia;

4 Committee on Medical Services of the Russian Public Organization «Delovaya Rossiya», Moscow, Russia;

5 Association of Healthcare Managers, Moscow, Russia

Охрана здоровья населения является краеугольным камнем социальной политики Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и ведомственными нормативными актами, доступность и качество медицинских услуг населению страны реализуется в форматах государственной и частной систем здравоохранения [1, 2].

Вспышка новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 внесла существенные коррективы в процесс оказания квалифицированной медицинской помощи. Объявленная ВОЗ пандемия привела к возникновению чрезвычайной ситуации в здравоохранении и формированию единой государственной системы борьбы с инфекцией [3].

По сути тяжелая эпидемическая вспышка нового инфекционного заболевания СОУГО-19 рассматривается специалистами как реальная угроза не только национальному здравоохранению, но и мировой системе охраны здоровья [4].

Следует отметить, что с момента вступления в силу Международных медико-санитарных правил в 2005 г. данная пандемия является шестой по счету — первой пандемией стала эпидемия гриппа НШ1 в 2009 г., далее последовала вспышка полиомиелита в 2014 г., лихорадка Эбола в 2014 и 2019 гг. и в 2016 г. — лихорадка Зика. По состоянию на 1 мая 2020 г. поражено 210 стран и территорий [5].

Известно, что в условиях пандемии на финансовое положение медицинских организаций

(МО) оказывают влияние такие факторы, как кредиторская задолженность, снижение сбора бюджетных средств, проблемы наполнения фонда обязательного медицинского страхования, рост цен на товары и услуги, ограничение доходов негосударственных клиник, а также общие негативные явления в экономике [6].

Развитие сложной эпидемиологической ситуации в стране потребовало значительных усилий со стороны властных структур всех уровней, органов здравоохранения в центре и на местах. К оказанию медицинской помощи были привлечены государственные, ведомственные и негосударственные медицинские организации.

Цель исследования — проанализировать и выявить узловые аспекты деятельности негосударственных медицинских организаций в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции С0УГО-19.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объект исследования — нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные в 2020 г.; государственные статистические данные и сведения Федерального штаба по борьбе с распространением инфекции С0УГО-19; утвержденные в установленном порядке клинические рекомендации и протоколы лечения; экспертные финансово-аналитические отчеты; проекты законодательных и исполнительных инициатив министерств и ведомств, общественных организаций, внесенные в установленном порядке законодательные и исполнительный органы Российской Федерации; зарубежные и отечественные литературные источники.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N° 844-р определены основные административные меры по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом С0УГО-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию С0УГО-19 [7].

Субъектам Российской Федерации на нужды здравоохранения для борьбы с инфекцией выделены крупные ассигнования, что позволило в конечном итоге увеличить мощность коечного фонда более, чем в 3 раза. Также выделены средства для обеспечения дополнительных выплат работникам здравоохранения и предоставлены дополнительные страховые гарантии отдельным кате-

гориям медицинских работников, деятельность которых связана с коронавирусной инфекцией [7—9]. Из резервного фонда Правительства Российской Федерации в конце марта 2020 г. на дотационные цели регионов выделены средства в размере 34,3 млрд руб. для переоснащения, дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда [10].

В апреле 2020 г. в регионы на оснащение оборудованием, медикаментами, средствами индивидуальной защиты направлено дополнительно 32,4 млрд руб., сняты ограничения по импорто-замещению лекарств и продуктов питания, а также внесены поправки в законодательство по обращению лекарственных средств в части, касающейся регулирования цен на лекарственные препараты [11].

Важной мерой дополнительных социальных гарантий для медицинских работников, непосредственно участвующих в ликвидации инфекции С0УГО-19, является установление единовременной страховой выплаты предоставляемой врачам, среднему и младшему медперсоналу, водителям автомобилей «Скорой помощи», которые непосредственно работают с заболевшими коронавирусом или пациентами с подозрением на инфекцию [12].

Вместе с тем в связи с введением мер, направленных на противодействие распространению инфекции С0УГО-19, наблюдается значительное снижение показателей в различных секторах российской экономики. Один из них — негосударственное здравоохранение. В большинстве негосударственных медицинских организаций отмечается существенное снижение объема оказываемой медицинской помощи, а некоторые из них полностью прекратили деятельность.

В условиях ухудшения экономической ситуации негосударственным медицинским организациям не предусмотрены социальные кредитные продукты, льготные кредиты на пополнение оборотных средств, пониженные арендные платежи или их отсрочка арендодателями, поскольку арендуемые клиниками площади являются негосударственным недвижимым имуществом. На целевые субсидии, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 262н [13], организации негосударственной системы здравоохранения претендовать также не могут.

Важно отметить, что негосударственные медицинские организации не вошли в Перечень наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции секторов экономики, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. № 479, очень важном с точки зрения государственной поддержки бизнеса в целом, за исключением стоматологических медицинских организаций — только один раздел «Стоматологическая практика» (код ОКВЭД 86.23) включен в указанный Перечень [14]. При этом у большинства медицинских организаций, оказывающих в том числе и стоматологическую помощь, в учредительных и лицензионных документах основной код ОКВЭД обозначен как 86.10 («деятельность больничных организаций») или 86.21 («общая врачебная практика»), соответственно данные частные медицинские организации не подпадают под действие указанного постановления Правительства Российской Федерации.

Однако указанная проблема не стала препятствием для деятельных и активных региональных руководителей. Интересное, на наш взгляд, решение нашли в Краснодарском крае. Там постановлением губернатора края в местный Перечень основных видов экономической деятельности, в отношении которых предусмотрены отдельные меры экономической поддержки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, были включены коды ОКВЭД 86.21 («общая врачебная практика») и 86.22 («специальная врачебная практика»). Принятие такого регионального нормативного акта позволило в условиях пандемии и нарастающего экономического кризиса практически выжить негосударственным медицинским организациям, оказывающим медицинские услуги в рамках вышеперечисленных кодов ОКВЭД [15].

Таким образом, в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки становится целесообразным поддержать деятельность негосударственных медицинских организаций, изменив коды ОКВЭД и включив частные медицинские организации в вышеуказанный Перечень, позволяющий получить доступ к льготному кредитованию, субсидированию и госгарантиям по инвестиционным проектам, рефинансированию долгов и другим мерам поддержки государства.

Важно на период действия режима повышенной эпидемиологической готовности и на 1 год, с

момента его отмены, ввести мораторий на взыскание задолженности, а также установить запрет на взыскание неустойки, штрафа, пени за несвоевременное исполнение обязательства и возврат денежных средств по обязательствам медицинских организаций негосударственной системы здравоохранения по любым договорам, за исключением договоров, заключенных с банковскими организациями, которые образовались в вышеуказанный период.

Также целесообразно предусмотреть организацию льготного кредитования населения, обратившегося за медицинской помощью в негосударственную медицинскую организацию, включая оплату дорогостоящих видов лечения, таких как эндопротезирование, дентальная имплантация, ортодонтическое и пародонтологическое лечение и т. д., с минимальной годовой процентной ставкой не более 4% годовых.

В сложившихся напряженных эпидемиологических условиях особую актуальность приобретает проблема введения «двойного лицензирования медицинской деятельности» для негосударственного сектора здравоохранения. Новый административный барьер для медицинского бизнеса простимулирует коррупционную составляющую и может привести к сокращению количества негосударственных медицинских организаций, невозможности выбора медицинской организации пациентами, ограничению конкуренции и как следствие к снижению доступности медицинской помощи для граждан.

В сложный эпидемиологический период у негосударственной медицинской организации может наступить момент, когда арендная плата за пользование помещением ляжет тяжелым бременем на клинику и резонно встанет вопрос об изменении местоположения негосударственной медицинской организации и аренды нового помещения. При этом изменится фактический адрес организации, что потребует переоформления лицензии, а это дополнительные расходы и значительная потеря времени. Выход из такой ситуации — внесение изменений в Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым изменение адреса осуществления деятельности исключается из списка случаев, когда требуется переоформление лицензии.

Во время массовой самоизоляции населения одним из востребованных видов медицинских

услуг является дистанционное консультирование пациентов с использование телемедицинских технологий, регламентированных положениями федерального законодательства [16]. Рынок мировой телемедицины неуклонно растет с 30% ежегодным приростом с 2017 г., а к 2022 г. общий объем рынка телемедицинских услуг может составить 12,1 млрд долл. США. Потенциальный объем российского рынка оценивается в 18 млрд руб. в год [17].

Вместе с тем «закон о телемедицине» устанавливает запрет на постановку диагноза в юридическом толковании этого термина и в таком случае телемедицинское консультирование теряет свою актуальность, превращаясь в рутинную сервисную операцию. Для совершенствования системы дистанционного телемедицинского консультирования необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н [18] с целью разрешения врачу осуществлять постановку диагноза и назначать соответствующее лечение в рамках оказания телемедицинской консультации без первичного очного приема пациента.

Указанные меры позволят раскрыть потенциал телемедицинской консультации в качестве эффективного инструмента оказания медицинской помощи, повышения реальной ценности услуги для пациентов и снижения расходов на здравоохранение. Особенно такая форма консультационной телемедицинской работы может быть успешно применима в учреждениях пенитенциарной системы, особенно расположенных на удаленных территориях, в районах Крайнего Севера, в поселениях закрытого типа, где организация некоторых видов медицинской помощи затруднена.

Так, например, медицинские услуги в уголовно-исправительных учреждениях ФСИН могут оказываться медицинскими организациями всех форм собственности, при наличии лицензии на оказание медицинской деятельности. По нашему мнению, именно негосударственные клиники и организации могут стать локомотивом этого новом направления в здравоохранении, особенно когда обсуждается вопрос создания частных исправительных организаций в Российской Федерации.

В настоящее время медицинские осмотры являются лицензируемым видом деятельности и

могут проводиться по адресам, указанным в лицензии, то есть по месту нахождения частной клиники. В настоящее время проведение медицинских осмотров мобильными выездными бригадами предусмотрено только в случае нахождения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, а также в случае отсутствия в населенном пункте действующего пункта профпатологии. Для решения этой важной в социальном плане задачи необходимо внести изменения в законодательные акты зафиксировав возможность проведения обязательных медицинских осмотров мобильными выездными бригадами по месту нахождения заказчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая узловые аспекты сохранения устойчивости негосударственных медицинских организаций в условиях сложной эпидемиологической обстановки, следует отметить, что в целом национальная система здравоохранения достойно справляется с пандемией и ее последствиями. Несомненным успехом борьбы с пандемией явилось участие негосударственных медицинских организаций в реализации целеустановочных задач, сформированных государством для ликвидации инфекции. Частный сектор здравоохранения сохранил свою структуру, рабочие места, материально-техническую базу, а самое главное — контингент пациентов. Уроки пандемии, по нашему мнению, явились серьезным толчком к развитию отрасли, понимание роли системы здравоохранения в обеспечении суверенитета, безопасности и экономической стабильности страны является краеугольным камнем новой социально-экономической политики государства.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Стародубов В.И., Ефремова Т.А., Коробов Н.В., Лошаков Л.А. Стандарты медицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации: состояние и перспективы. Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 4—9. Starodubov VI, Efremova TA, Ko-robov NV, Loshakov LA. [The standards of medical care in health care system of Russia: condition and prospects]. Health Care of the Russian Federation. 2015; 59 (4): 4—9. Russian.

2. Хабриев Р.У. Обеспечение качества — ключевой вопрос деятельности системы здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2013; 3: 32—35. Khabriev RU. [Quality assurance — a key issue of the health system]. Bulletin of Roszdravnadzor. 2013; 3: 32—35. Russian.

3. Перхов В.И., Гриднев О.В. Уроки пандемии COVID-19 для политики в сфере общественного здравоохранения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 2: 206—222. Perkhov V.I., Gridnev OV. [Covid-19 pandemic lessons for policy in the field of public health]. Current Problems of Health Care and Medical Statistics. 2020; 2: 206—222. Russian.

4. Горенков Д.В., Хантимирова Л.М., Шевцов В.А., Рукавишников А.В., Меркулов В.А., Олефир Ю.В. Вспышка нового инфекционного заболевания COVID-19: Р-ко-ронавирусы как угроза глобальному здравоохранению. БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение. 2020; 20(1): 6—20. Gorenkov DV, Khantimirova LM, Shevtsov VA, Rukavishnikov AV, Merkulov VA, Olefir SE. [An outbreak of a new infectious disease COVID-19: P-coronaviruses as a threat to global healthcare]. BIOprep-arations. Prevention, Diagnosis, Treatment. 2020; 20 (1): 6—20. Russian.

5. Лубеницкая А.Н., Иванова Т.И. Мир уже никогда не станет прежним — пандемия нового тысячелетия (Обзор литературы). Омский психиатрический журнал. 2020; 2-1S (24): 16—22. Lubenitskaya AN, Ivanova TI. [The world will never become the same — pandemic of the new millennium (review of literature)]. Omsk Journal of Psychiatry. 2020; 2-1S (24): 16—22. Russian.

6. Стародубов В.И, Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Аналитический доклад. Версия 1.0. (по состоянию 26.04.2020 г.). Доступно по: https:// цнииоиз.рф/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_ COVID-19-2020_04_26.pdf. Ссылка активна на 14.05.2020. Starodubov VI, Kadyrov FN, Obukhova OV, Bazarova IN, Endovitskaya YuV, Nesvetailo NYa. [Influence of COVID-19 on the situation in the Russian health care. Analytical report. Version 1.0]. (as of 26.04.2020). 45 p. [cited 14.05.2020]. Available from: https://цнииоиз.рф/ images/materials/news/doklad_cniioiz_po_COVID-19-2020_04_26.pdf. Russian.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 844-р «Об утверждении перечней организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и частных медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронави-русной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях». Доступно по: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73737356/. Ссылка активна на 14.05.2020. [Decree of the Government of the Russian Federation of 02.04.2020 No. 844-R «On approval the lists of organizations and their structural divisions that provide medical care activities under the jurisdiction of federal executive authorities and private medical organizations that are being re-profiled to provide medical assistance to patients with a confirmed diagnosis of a new COVID-19 coronavirus infection or suspected of a new COVID-19 coronavirus infection in hospitals]. [cited 14.05.2020]. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73737356/. Russian.

8. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2020 № 30-1/10/2-24 «О минимальных требованиях к зданиям и помещениям, где плани-

руется организация дополнительных инфекционных коек для лечения пациентов с COVID-19». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 349179/. Ссылка активна на 14.05.2020. [Letter No. 30-1/ 10/2-24 of the Ministry of the Health of the Russian Federation 24.03.2020 «On minimum requirements for buildings and premises where the organization is planned additional infectious beds for the treatment of patients with COVID-19»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_349179/. Russia.

9. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202005060026. Ссылка активна на 14.05.2020. [Decree of the President of Russia No. 313 of 06.05.2020 «On providing additional insurance guarantees to certain categories of medical workers»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202005060026. Russian.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 г. № 748-р. «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2020 год». Доступно по: http://pub-lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300026. Ссылка активна на 14.05.2020. [Order of the Government of the Russian Federation No. 748-R of 27.03.2020 «On the allocation of subsidies to the budgets of the Russian Federation constituent entities to support measures to ensure the balance of the budgets of the Russian Federation constituent entities for 2020»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202003300026. Russian.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 1049-р Доступно по: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202004170040. Ссылка активна на 14.05.2020. [Order of the Government of the Russian Federation No. 1049-R of 17.04.2020]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202004170040. Russian.

12. Письмо Министерства труда Российской Федерации от 10.04.2020 № 550-ПР. «Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям». Доступно по: http://www.przrf.ru/news/full/dlya-profaktivista1/Pis-mo-Rostruda-ot-10042020-550-PR/. Ссылка активна на 14.05.2020. [Letter of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 550-PR dated 10.04.2020 «On attributing cases of infection of medical workers with coronavirus infection to occupational diseases»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://www.przrf.ru/news/full/dlya-prof-aktivista1/Pismo-Rostruda-ot-10042020-550-PR/. Russian.

13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.04.2020 № 262н «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. №0н». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-

ument/View/0001202004030032. Ссылка активна на 14.05.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 262n of 01.04.2020 «On amendments to the Rules for providing subsidies from the federal budget to federal state budgetary and autonomous institutions, in respect of which the Ministry of Health of the Russian Federation performs the functions and powers of the founder, in accordance with paragraph II of section 1 of article 78.1 of the Budget Code of the Russian Federation, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 80N of 21.02.2019»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202004030032. Russian.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 № 479 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202004130036. Ссылка активна на 14.05.2020. [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 479 of 10.04.2020 «On making changes to the list of sectors of the Russian economy that are most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection»]. [cited 14.05.2020]. Available from: //http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202004130036. Russian.

15. Постановление Главы Администрации Краснодарского края от 29.04.2020 № 250 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.04.20 г. № 2020 «О продлении сроков уплаты налогов в консолидированный бюджет Краснодарского края в условиях режима повышенной готовности на территории Краснодарского края»». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300202005060004. Ссылка активна на 14.05.2020. [Resolution of the Head of the Administration of the Krasnodar territory No. 250 of 29.04.2020 «On amendments to the resolution of the Head of Administration (Governor) No. 2020 of the Krasnodar territory dated 08.04.20 «On extending the deadline for paying taxes to the consolidated budget of the Krasnodar territory under

high-alert conditions in the Krasnodar territory»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/2300202005060004. Russian.

16. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений. В отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», пункт 2. Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201707300032. Ссылка активна на 14.05.2020. [Clause 2, Federal Law No. 242-FZ of 29.07.2017 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the use of information technologies in the field of health protection»]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201707300032. Russian.

17. Российский рынок телемедицины может вырасти до 18 млрд рублей. Vademecum, 2017. Доступно по: https:// vademec.ru/news/2017/04/14/rossiyskiy-rynok-telemed-itsiny-mozhet-vyrasti-do-18-mlrd-rubley. Ссылка активна на 14.05.2020. [The Russian telemedicine market can grow to 18 billion rubles]. Vademecum, 2017. [cited 14.05.2020]. Available from: https://vademec.ru/news/ 2017/04/14/rossiyskiy-rynok-telemeditsiny-mozhet-vyras-ti-do-18-mlrd-rubley. Russian.

18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 № 49577). Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201801100021. Ссылка активна на 14.05.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 965n dated 30.11.2017 «On approval of the procedure for organizing and providing medical care using telemedi-cine technologies» (registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 09.01.2018 No. 49577)]. [cited 14.05.2020]. Available from: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001201801100021. Russian.

Поступила / Received: 24.05.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 17.06.2020

Сведения об авторах:

Хальфин Руслан Альбертович — д-р мед. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет); президент Общероссийской общественной организации «Общество специалистов по организации здравоохранения и общественного здоровья» 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1. Тел.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000-0001-7406-9826.

Муслимов Муслим Ильясович — канд. мед. наук, генеральный директор ООО «Клиника научной медицины», председатель Комитета по медицинским услугам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президент «Ассоциации управленцев сферы здравоохранения». 109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 52, корп. 2. Тел. +7 (919) 104-03-03. E-mail: office@auz.clinic

About the authors:

Prof. Ruslan A. Khalfin — Sc.D. in Medicine, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), President of the Russian Public Organization «Society of Specialists in Health Care and Public Health». Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str., 28, bldg. 1. Tel.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000-0001-7406-9826.

Muslimov Muslim Ilyasovich — Ph. D. in Medicine, General Director of «Evidence-Based Medicine» Medical Center, Chairman of the Committee on Medical Services of the Russian Public Organization «Delovaya Rossiya», President of the «Association of Healthcare Managers». 109559, Russia, Moscow, Krasnodarskaya Str., 52, bldg. 2. Tel.: +7 (919) 104-03-03. E-mail: office@auz.clinic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.