ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
УДК 631.1
Елена Багирова,
старший преподаватель, Константин Васильев,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Елена Кайгородова,
старший преподаватель,
Елена Филонова,
старший преподаватель,
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, г. Кемерово
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
<хххххххххх>о<х><х><х><ххххх><><х><х><х><х><^^
В ходе исследования, выполненного авторами, была выявлена определенная корреляция между уровнем развития сельских территорий и состоянием сельскохозяйственного производства. Изучение факторов, воздействующих на развитие отрасли и сельских территорий в целом, показало, что основным является его техническое переоснащение, которое, как правило, влечет за собой внедрение современных технологий производства и повышение квалификации работников.
S u m m a r y
In a study performed by the authors, it was revealed a certain correlation between the level of development of rural areas and the state of agricultural production. The study of factors affecting the development of the industry and rural areas as a whole, has shown that it is a major retooling, which usually entails the introduction of modern production technologies and skills development.
Ключевые слова: сельские территории, сельское хозяйство, инвестиции, государственная поддержка. Keywords: rural areas, agriculture, investment, government support.
В настоящее время сельские территории являются важнейшей социально-экономической системой, которая оказывает влияние на развитие не только конкретного региона, но и страны в целом. Они занимают большую часть территории Российской ФедераЦии, в которой располагается 140 тыс. населенных пунктов. В них проживают почти 37,2 млн человек (26% от общей численности населения страны).
В свою очередь, в развитии сельских территорий и сельского хозяйства в целом в современной России существует ряд проблем, о которых говорится уже давно, начиная с низкой платы за труд в сравнении со средней по стране, сезонности работ, неразвитости инфраструктуры и заканчивая бегством (миграцией) трудоспособного населения в города [1].
Основным законодательным актом, определяющим направления развития сельских территорий на федеральном уровне, является ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на
период до 2020 года». Объем ее финансирования составляет 299,2 млрд руб. (табл. 1).
По прогнозным оценкам, реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 г. достижение следующих целевых показателей:
• решение жилищной проблемы для 16,3% семей, в том числе 25,2% молодых семей и молодых специалистов;
• повышение уровня газификации - до 61,5% и обеспеченностью водопроводом - до 63%;
• расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики на 858 ед.;
• привлечение к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, на 519 тыс. м2;
• улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений
Таблица 1
Объемы финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по направлениям, источникам и видам расходов, млн руб.
Направления и источники финансирования этап II этап Всего
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 20142020 гг.
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 15066,7 15066,7 16801,0 18752,0 21831,3 25248,3 29005,7 141771,7
В том числе: обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов 8400,0 8400,0 9367,0 10454,6 12171,4 14076,4 16171,3 79040,7
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности 1666,7 1666,7 1904,5 2184,6 2636,0 3109,9 3651,6 16820,0
3. Развитие сети фельдшерско- акушерских пунктов 666,7 666,7 761,8 873,9 1054,4 1244,0 1460,6 6728,1
4. Развитие сети плоскостных спортивных сооружений 500,0 500,0 571,4 655,4 790,8 933,0 1095,4 5046,0
5. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности 0,0 0,0 1333,3 1529,4 1845,4 2177,1 2556,3 9441,5
6. Развитие газификации в сельской местности 3866,7 3866,7 4418,6 5068,3 6115,6 7214,7 8471,4 39022,0
7. Развитие водоснабжения в сельской местности 4400,0 4400,0 5028,0 5767,3 6959,0 8210,0 9640,0 44404,3
8. Поддержка комплексной компактной застройки 3333,4 3333,4 3809,1 4369,2 5272,0 6219,6 7303,0 33639,7
9. Грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности 200,0 200,0 223,0 249,0 289,8 335,2 385,0 1882,0
10. Поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития 45,0 45,0 47,7 50,8 53,8 56,6 59,2 358,1
11. Научно-методическое обеспечение и проведение НИОКР в рамках реализации мероприятий Программы 5,0 5,0 7,0 7,0 10,0 10,0 10,0 54,0
Всего по Программе 29750,2 29750,2 34905,4 39506,9 46858,1 54758,4 63638,2 299167,4
Международный сельскохозяйственный журнал
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Таблица 2
Анализ состава сельхозугодий в Новосибирской области, тыс. га
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в %к 2009 г.
Пашня 2440,5 2416,1 2422,1 2484,2 2451,8 100,46
Сенокосы 1045,0 1014,8 985,6 916,1 973,9 93,20
Пастбища 1060,8 999,9 958,9 907,4 949,1 89,47
Залежи 27,1 29,8 33,8 31,6 27,5 101,48
Всего сельскохозяйственных угодий 4578,4 4468,7 4405,6 4406,1 4342,8 94,85
культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 9,96 тыс. мест [4].
Вместе с тем, рассмотрев структуру затрат по данной программе, следует отметить низкий уровень затрат на поощрение и популяризацию достижений в сфере сельского развития - 358,1 млн руб. (0,12% от общего объема); на научно-методическое обеспечение и проведение НИОКР - 54 млн руб. (0,02%); на грантовую поддержку местных инициатив сельских сообществ - 1882 млн руб. (0,62%). Это будет являться сдерживающим фактором в повышении предпринимательской активности населения, развития бизнеса, продвижения последних достижений науки и техники до конечных потребителей.
Указанные в Программе мероприятия необходимо дополнить следующим:
• Развитие кооперации и интеграции малого бизнеса, что требует поддержания всестороннего интереса к данным процессам со стороны действующих и потенциальных предпринимателей, населения сельских территорий, а также государственных органов власти. Это позволит решить широкий спектр стоящих перед ним проблем. Развитие кооперативного движения может приобрести массовый характер и повысить уровень благосостояния сельских жителей.
• Повышение предпринимательской активности и развитие бизнеса, в том числе альтернативного, позволит населению сельских территорий получать дополнительный заработок, органам государственной власти решить целый ряд проблем: занятость населения и увеличение налогооблагаемой базы, привлечение заемного капитала в создание и развитие инфраструктуры.
• Обеспечение информационной и консультационной поддержки развития сельских территорий, подготовки кадров для села.
• Развитие сельской инфраструктуры - одной из ключевых проблем развития сельского сообщества и разработка комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, что позволит повысить качество жизни в сельской местности.
• Совершенствование сельскохозяйственного производства, что особо актуально для районов с высокой долей этого вида экономической деятельности, в структуре валового продукта, оказывающего существенное воздействие на формирование доходов бюджета муниципального образования [3].
Реализация предложенных выше направлений развития сельских территорий позволит достичь высоких экономических показателей, обеспечить продовольственную безопасность, рост благосостояния граждан.
Одним из главных факторов обеспечения устойчивого развития сельских территорий является материально-техническая база отрасли. К сожалению, она существенно деградировала, ощущается острый дефицит квалифицированных кадров, негативные тенденции наблюдаются в промышленной и социальной сбытовой инфраструктуре сельской местности.
Продовольственное эмбарго, являющееся политическим ответом на введение санкций по отношению к России, позволило провести переоценку значимости сельского хозяйства в обеспечении продовольственной, экономической и политической независимости страны [2]. В последнее время правительство уделяет повышенное внимание развитию отрасли, особенно в тех направлениях, по которым имелась стабильная зависимость от импорта. Дополнительное финансирование выделяется и на обновление материально-технической базы хозяйств, развитие личных подсобных хозяйств и создание крупных производственных и перерабатывающих организаций в большинстве аграрных регионов страны. Изучение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники показала, что материально-техническая база сельского хозяйства страны сократилось по сравнению с 1990 г. более чем в 2 раза, а оставшаяся ее часть изношена на 70%, число машин, превышающих свой нормативный срок использования в 1,5-2 раза, составляет более 75%.
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 г. предполагает, что для эффективного ведения сель-
№ 2/ 2016
хозпроизводства парк тракторов должен составлять 610000 ед., зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - 147000 ед. Стратегической целью достижения продовольственной безопасности страны является стабильность внутреннего производства, в том числе и сельхозтехники, обеспечивающей устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья [6].
За 2013 г. в России произведено 9669 тракторов, что на 45,5% меньше по сравнению с 2012 г., в том числе изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 7655 ед., или соответственно на 49,8% меньше [5]. Производство зерноуборочных комбайнов увеличилось на 1,4% по сравнению с 2012 г., выпущено 5985 ед. Анализ интенсивности эксплуатации сельхозтехники Новосибирской области показал, что использование современной высокопроизводительной техники позволяет обрабатывать за равный технологический период большую площадь, а в совокупности с ежегодным сокращением площади сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни на 1,5 и 0,5 млн га соответственно, более качественно выполнять все технологические операции с использованием меньшего количество сельхозмашин (табл. 2).
Если рассматривать воздействие сокращения посевных площадей и обеспеченности основными видами техники в сельскохозяйственных организациях на объемы производства основных видов продукции, то можно сделать вывод, что активное технико-технологическое переоснащение отрасли позволяет сохранить размеры производства на прежнем уровне. Это достигается в основном за счет покупки современной ресурсосберегающей и высокопроизводительной техники, роста урожайности и продуктивности сельскохозяйственных животных. При значительном сокращении посевов зерновых (почти на 20%) отклонении валового сбора зерновых от среднего показателя за период с 1990 по 2011 гг. происходило в основном под влиянием климатических факторов. Для повышения экономической эффективности деятельности всех сельхозорганизаций необходимо проводить обновление основного капитала на инновационной основе.
Решение проблемы кадрового обеспечения, научно-исследовательского и внедренческого характера, в совокупности с повышением эффективности государственного регулирования ценообразования на продукцию сельского производства позволит в короткие сроки остановить деградацию отрасли и сформировать устойчивый тренд ее развития. Такой результат, в совокупности с реализуемыми программами развития сельских территорий, положительно отразится на сохранении сельских территорий страны, а в аграрных регионах существенно улучшит уровень благосостояния жителей.
Литература
1. Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В., Таланова А.О., Багирова Е.В. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 3. С. 17-20.
2. Васильев К.А., Шамин А.Е. Кластер как основа устойчивого развития АПК региона (на материалах Кемеровской области): монография. М.: ООО «Ирбис», 2015. 218 с.
3. Матвеев Д.М. Освоение научно-технических достижений в сельском хозяйстве: реалии и перспективы // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 8 (118). С. 187-195.
4. Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В., Таланова А.О., Багирова Е.В. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 5. С. 17-20.
5. Тю Л.В., Попова Л.Р. Перспективы обновления материально-технической базы сельского хозяйства Сибири на основе инноваций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 12 (110). С. 143-147.
6. Шелковников С.А., Багирова Е.В., Лещенко Г.С. Техническое переоснащение сельского хозяйства как основной фактор развития сельских территорий в аграрных регионах страны // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1. С. 457-460.
21